Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы обучения детей старшего дошкольного возраста английскому языку 9
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
обучения детей старшего дошкольного возраста английскому языку 9
1.2. Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста
английскому языку в дошкольном образовательном учреждении 15
1.3. Педагогические условия обучения детей старшего дошкольного
возраста английскому языку 26
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Опытно-поисковая работа по проблеме обучения детей
старшего дошкольного возраста английскому языку 38
2.1. Состояние проблемы обучения детей старшего дошкольного возраста английскому языку в практике дошкольного образовательного
учреждения 38
2.2. Реализация педагогических условий обучения детей старшего
дошкольного возраста английскому языку 48
2.3. Результаты опытно-поисковой работы и их интерпретация 69
Выводы по второй главе 73
Заключение 74
Список литературы
Актуальность темы исследования. Процесс обучения иностранному языку для дошкольников является объектом пристального внимания исследователей в течение последних десятилетий и в настоящее время приобретает особое значение в связи с тем, что повышение качества языковой подготовки является одной из задач обучения и воспитания всесторонне развитой личности. Эта задача может быть успешно решена при условии включения педагогического процесса уже в дошкольных образовательных учреждениях. Перспектива раннего обучения иностранным языкам в плане всестороннего совершенствования личности ребенка, его гуманитарного развития и приобщения к общекультурным ценностям не подвергается сомнению. Как отмечал Ф.А. Сохин [66], одной из главных среди многих важных задач воспитания и обучения детей-дошкольников является задача развития речи и речевого общения. В системе непрерывного образования эта задача не может быть решена односторонне - только на основе родного языка. В связи с этим актуальной является проблема формирования иноязычных устно-речевых навыков и умений у детей дошкольного возраста.
Использование слов иностранного языка для обозначения знакомых предметов и явлений окружающего мира позволяет ребенку осознать возможность существования иной языковой системы. Раннее изучение иностранного языка оказывает благоприятное влияние на развитие психики ребенка, и, в частности, на обогащение его интеллекта, что, в свою очередь, обусловливается активизацией основных познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения. Оптимизация указанных аспектов в значительной мере обеспечивается за счет рационального определения целей, задач, содержания и приемов обучения в общем контексте основ психического развития ребенка дошкольного возраста.
Одним из наиболее существенных моментов, по мнению большинства исследователей, является повышенная сензитивность к языковым явлениям в возрасте 5-6 лет, обусловленная наибольшей в этот период интенсивностью языковой способности и представляющая собой важную предпосылку успешного формирования элементарных иноязычных речевых навыков и умений.
Изучение иностранных языков в дошкольном возрасте характеризуется, на наш взгляд, рядом важных преимуществ, связанных с различными возможностями организации обучения. В первую очередь следует отметить, что в процессе обучения речевые навыки и умения формируются на "устной основе", т.е. значительное количество информации усваивается детьми с опорой на слуховое восприятие и воображение, и лишь незначительная ее часть подкрепляется воздействием на зрительный канал с помощью средств наглядности. Вместе с тем известно, что участие в выполнении значимой для человека деятельности, сопровождающейся двигательной активностью, в значительной степени повышает качество овладения соответствующими знаниями, навыками и умениями. В отличие от школы, где достаточно трудно организовать выполнение детьми заданий, предусматривающих их активное участие в деятельности и не определенных программой, детские сады предоставляют широкие возможности как в плане организации занятий, так и в привлечении разнообразных средств обучения (игрушек, предметов, пособий и материалов).
Обучение детей иностранным языкам на занятиях осуществляется благодаря играм и таким видам деятельности как лепка, аппликация, конструирование, рисование, изготовление поделок.
Изучение литературы по проблеме исследования, собственные наблюдения и обобщение педагогического опыта позволили выявить ряд противоречий:
- между новыми требованиями к гуманизации дошкольного образования и существующими традиционными методиками развития ребенка в системе ДОО;
- между необходимостью обучения иностранному языку детей- дошкольников и недостаточной разработанностью данной проблемы в научной литературе;
- между возможностями разнообразных видов деятельности обучения детей иностранным языкам и их реальным применением как средства воспитания и обучения дошкольников.
Поиск педагогически эффективных путей решения этих противоречий, требующих открытия научно обоснованных подходов к обучению детей дошкольного возраста иностранному языку, является актуальной проблемой исследования.
Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, обусловили выбор темы исследования: «Педагогические условия обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности».
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия обучения детей дошкольного возраста английскому языку.
Объект исследования - процесс обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования положена гипотеза о том, что обучение английскому языку детей старшего дошкольного возраста будет успешным при соблюдении педагогических условий:
- включение детей в различные виды детской деятельности, направленные на обучение детей английскому языку;
- моделирование диалогического общения взрослого с детьми, обеспечивающего индивидуальные достижения дошкольников при обучении детей английскому языку.
- использование развивающего учебного материала с учетом особенностей и возможностей детей дошкольного возраста на основе средового подхода.
В исследование введено ограничение: обучение детей старшего дошкольного возраста английскому языку.
В соответствии с выдвинутой гипотезой определена необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме обучения детей английскому языку.
2. Изучить особенности обучения детей старшего дошкольного возраста английскому языку в дошкольном образовательном учреждении.
3. Разработать и апробировать педагогические условия обучения детей старшего дошкольного возраста английскому языку.
Теоретическую основу исследования составили:
- основные положения деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), который предполагает насыщение образовательного процесса формами активности, организации разнообразных видов деятельности;
- теории развития личности ребенка дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Г. Гогоберидзе, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Трубайчук, Р.М. Чумичева, Д.Б. Эльконин, и др.) объясняющие закономерности развития ребенка - дошкольника как субъекта детских видов деятельности;
- исследования в области раннего обучения английскому языку (Н.Д. Гальскова, И.А. Зимняя, М.З. Биболетова, М.Е. Вербовская, Е.А. Воронцова, И.В. Вронская, И.Н. Верещагина, М.К. Колкова, Н.В. Рыбакова, И.А. Шишкова, Gail Ellis, Penny Hancock, Lorena Roberts ).
Для апробации подчеркнутой нами гипотезы и решения заданных задач нами был использован комплекс методов, соответствующий предмету и объекту научной работы: общетеоретический (анализ психолого¬
педагогической, научно-методической, справочно-энциклопедической литературы и нормативных документов по проблеме исследования); эмпирический (изучение, анализ, обобщение опыта, наблюдение); количественный и качественный анализ полученных данных.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (сентябрь - октябрь 2018 г.) - изучение, обобщение и систематизация педагогической литературы по проблеме исследования, разработка исходных позиций исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, методика опытно-экспериментальной работы.
Второй этап (ноябрь 2018 гг. - март 2019 гг.) - проведение опытно-экспериментальной работы, разработка и апробация методики работы. Уточнение гипотезы, обработка полученных данных.
Третий этап (апрель 2019 г) - систематизация и обобщение результата, формулировались выводы и рекомендации, оформлялись результаты исследования.
Экспериментальной базой для исследования являлось Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 308» г. Челябинска.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- в проектировании и апробации комплекса занятий для успешного обучения английскому языку детей по трем аспектам (аудирование, говорение и говорение);
- в использовании материалов исследования в образовательной деятельности образовательных дошкольных организаций.
- осуществления экспериментальной деятельности в период с 2018 по 2019г.г.;
- участия в научно-практической конференции «Психология, педагогика, образование: актуальные и приоритетные направления исследований», 13 июля 2017г., с материалом: « Использование игровых методов обучения детей дошкольного возраста английскому языку»;
- участия в научно-практической конференции «Реализация Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования: опыт, проблемы, перспективы», 27 апреля 2017г., с материалом: «Интегративный подход в обучении детей дошкольного возраста иностранному языку»;
- публикация в Международном научном журнале «Инновационная наука» с материалом: «Билингвальное образование детей дошкольного возраста».
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками, отражающими основные положения и результаты.
В ходе выполненного исследования нами была проведена теоретическая и экспериментальная работа по обучению детей старшего дошкольного возраста английскому языку в различных видах деятельности. В рамках исследования решался ряд задач.
Решая первую задачу, проанализировав психолого-педагогическую литературу, под обучением мы понимаем организованный процесс взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, на развитие умственных сил и потенциальных возможностей, на выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями и задачами. Под понятием деятельность мы понимаем форму психической активности личности, направленную на познание и преобразование мира и самого человека. То есть смена деятельности необходима так как она выступает на познание чего-либо нового, а для старших дошкольников постоянная смена деятельности является необходимостью, так как их внимание сосредоточенно только 5-7 минут.
Решая вторую задачу, мы изучили особенности обучения детей старшего дошкольного возраста английскому языку в дошкольном образовательном учреждении. Основной задачей является определение принципов, которым будет руководствоваться педагог, обучая детей английскому языку. Отбор материала и содержания работы по обучению детей английскому языку стоит отбирать с учетом принципов: познавательной ценности, частности, тематической направленности, системности, концентричности, синтагматической и парадигматической обусловленности. Так же выделяют принципы, которые важны для организации обучения: принцип понятности, познавательной активности, коллективного взаимодействия, учета возрастных особенностей, учета родного языка, коммуникативной направленности. Подведя итог можно сказать, что ведущим принципом обучения английскому языку будет являться принцип коммуникативной направленности. В изучении английского языка этот принцип помогает отобрать материал и организовать учебную деятельность с учетом всех особенностей детей.
Решая третью задачу, в результате анализа психолого-педагогической литературы мы выдвинули предположение, что возможно, изучение английского языка детьми старшего дошкольного возраста будет более эффективным при соблюдении следующих условий:
- включение детей в различные виды детской деятельности, направленные на обучение детей английскому языку;
- моделирование диалогического общения взрослого с детьми, обеспечивающего индивидуальные достижения дошкольников при обучении детей английскому языку;
- использование развивающего учебного материала с учетом особенностей и возможностей детей дошкольного возраста на основе средового подхода.
Мы проанализировали результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента и результаты экспериментальной и контрольной групп
показывают, что к концу опытно-поисковой работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей высокого и уровня соответственно на 15% и количество испытуемых с низким уровнем уменьшилось на 15%. Сравнение результатов на констатирующем и контрольном этапе эксперимента показывает расхождение результатов. К высокому уровню на констатирующем этапе эксперимента отнесено 14% детей, а на контрольном этапе - 29%. К среднему уровню на констатирующем этапе эксперимента отнесено 64%, на контрольном - 64%. К низкому уровню на констатирующем этапе эксперимента относятся 22%, а на контрольном этапе - 7%.
Анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута.
1. Аменд, А.Ф. Искусственная языковая развивающая среда как средство активизации предметной деятельности детей раннего возраста на занятиях английского языка: теоретический аспект/ Аменд А.Ф. Спиридонова А.В., 2009. - С. 5-8.
2. Бахталина, Е.Ю. Об интегрированном обучении английскому языку в детском саду» «Иностарнный язык в школе». - М., 2000. - 44с.
3. Бахталина, Е.Ю. Интегрированное обучение английскому языку в детском саду. - Петрозаводск, 1998. - 51с.
4. Биболетова, М.З. Английский язык для маленьких. Кн. для учителя./ Биболетова М.З. Добрынина М.Д. Ленская Е.А. М., Просвещение, 1994. - 120с.
5. Блудова, Т.П. Использование условных знаков в обучении детей дошкольного возраста английскому языку. - СПб., 1997. - 17с.
6. Бурова, И. И. Английский язык в песенках / И. И. Бурова, А. В. Буров. - М., 2002. - 64с.
7. Венгер, Л.А. Психологическая характеристика деятельности ребенка. - М., 1968. - 19 с.
8. Вербовская, М.Е. Английский для малышей. Кн. для родителей и преподавателей. / Вербовская М.Е. Шишкова М.А. М.: Изд-во Рученькина, 1996. - 171с.
9. Верещагина, И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в образовательных учреждениях./ Верещагина И.Н., Рогова Г.В. - М.: Провещение,1998. - 90с.
10. Волобуева, Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. Управление ДОУ, 2006.
11. Вронская, И.В. Методика обучения дошкольников английскому языку в различных видах неречевой деятельности. СПб.:1999. - 15с.
12. Вронская, И. В. Методика раннего обучения английскому языку. СПб: Каро, 2015. - 360с.
13. Выготский, Л.С. Мышление и речь. М.: Педагогика, 1982. - 430с.
14. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб, СОЮЗ, 1997. - 96с.
15. Гиниятуллина, Э.Х. Формирование поликультурных умений детей старшего дошкольного возраста средствами иностранного языка. Ч.: 2017.- 201с.
16. Глотова, Г.П. Обучение английскому языку в детском саду. Саратов: Изд-во Сарат. обл. ин-та усоверш. учителей, 1966. - 99 с.
17. Гохлернер, М.М.,Ейгер Г.В. Психологический механизм чувства языка // Вопросы психологии. - 1983. - №4. - С. 139.
18. Горлова, Н. А. Методика обучения иностранному языку дошкольников как система, реализующая личностный подход / Н. А Горлова // Иностранные языки в школе. - 2001. - №3 - С. 24¬32.
19. Григорьева, В.В. Формирование иноязычной речевой деятельности детей дошкольного возраста. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. - Якутск, 1998. - 20
20. Денисенко, М.В., статья "Роль наглядности и игровых приемов в обучении наглядности дошкольников иностранным языкам"; [Электронный ресурс] 2013;
21. Дольникова Р.А. Обучение детей английской речи в детском саду (виды упражнений): Дис. канд. пед. наук. Л., 1975. - 268 с.
22. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка /Составление, “От редактора” В. Дольникова. - М.: “Аквариум”, 1996. - 448 с.
23. Зенченко, М. Н. Английский язык для дошкольников в картинках / М. Н. Зенченко. - Москва: Мир, 1991. - 73 с.
24. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. -160 с. слушания и говорения: Автореф. дис. д10.
25. Зимняя И.А. Психология обучения неродному
языку.- М.: Русский язык, 1989.
26. Имедадзе Н.В. Экспериментально-психологическое
исследование овладения и владения вторым языком / Н. В.
Имедадзе. - Тбилиси: Мецниереба, 1979. - 229
27. Климентенко А.Д. Экспериментальное обучение
английскому языку детей с шести лет в школе // Иностр. яз. в шк. 1978. - № 2. - С. 38 - 41.
28. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь [Электронный ресурс] 2014г.
29. Колесникова И. Л. Англо-русский
терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие/ И.Л. Колесникова, О.А Долгина. - М.: Дрофа, 2008.
30. Косарева И.Г., статья "Современные подходы к обучению дошкольников иностранным языкам: интеграция в продуктивные виды детской деятельности", [Электронный ресурс] 2013г.;
31. Кравцова, Е. Е. Психологические новообразования дошкольного возраста/ Е. Е Кравцова // Вопросы психологии. - 1996. - №6. - С. 64-76.
32. Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком// Иностранные языки в школе. - 1985. - №5. - С. 24-29.
33. Лисина М.И.Общение со взрослыми детей первых 7
лет жизни. //Хрестоматия. Психология развития:
хрестоматия/ред.Е.Строганова.-СПб. 2001. 155-162 с.
34. Ломакина, Г. Р. Раннее обучение иностранному языку: плюсы и минусы / Г. Р. Ломакина, А. А. Лаер // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 597-599.
35. Ляховиицкий М.В. Методика преподавания иностранному языку. - М. Высшая школа - 1981. - с. 69
36. Малкина Н.А. «Раннее обучение английскому языку: Теория и практика» - СПб: 2004. - 18-89с.
37. Малкина, Н. А. Учим слушать и понимать сказки на английском языке / Н.А. Малкина // Дошкольное воспитание. 2007. № 1. - С.82 - 86.
38. Малышева. М.А. Создание иноязычной развивающей среды для изучения иностранного языка дошкольниками [Электронный ресурс] Режимдоступа:ййрз://пзрог1а1.ги
39. Матецкая Е. Кирякова П. Футерман 3. Иностранный язык в детском саду // Дошкол. воспитание. 1966. - № 7. - С. 7-17.
40. Махина, О. Е. Обучение иностранному языку дошкольников: обзор теоретических позиций / О. Е. Махина // Иностранные языки в школе. - 1990. - №1 - С. 38 - 42.
41. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. - М.: Перспектива, 2011.- 289с.
42. Натальина С.А. Содержание обучения английскому
языку детей дошкольного возраста (минимальный
коммуникативный уровень): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1983.
- 19 с.
43. Негневицкая Е.И. «Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра» «Иностранный язык в школе». №6 - М.:1987. - 20с.
44. Негневицкая, Е. И., Шахнарович, А. М. Язык и дети.
- М.: Наука, 1981. - 111 с.
45. Негневицкая Е.И. Протасова Е.Ю. Проектирование игровых ситуаций в обучении дошкольников второму языку // Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. М.: Изд-во АПН СССР, 1987. - С. 100-108.
46. Обучение дошкольников иностранному языку. Сборник методических материалов. ГОУ СПО ЯО Ярославский индустриально-педагогический колледж, 2012. 109с.
47. Озерова, О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения / О. Е. Озерова. - Ростов на Дону: Феникс, 2005. -192 с.
48. Онищик Н.А. Успешное обучение английскому языку детей 3-7 лет. Психологические аспекты его усвоения: Учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2013. - 320 с.
49. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению - М.: ACADEMIA, 2005
50. Пенфильд В.,Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. Перевод с англ. С.И.Кайдановой и И.М.Тонконогого. Л. Медицина 1964г. 264с.
51. Пониматко А.П. Обучение дошкольников иностранному языку на основе игрового моделирования
52. Поздеева Е.В. Создание англоязычной среды при обучении английскому языку: проблемы и пути их решения. [Электронный ресурс] //Математика программных систем: межвузовский сборник научных трудов. -2013
53. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. - М.: Academia, 2000. - 375 с
54. Протасова, Е. Ю. Первые полгода погружения в иноязычную речь / Е.Ю. Протасова // Психолингвистика и проблемы детской речи - 2000: Материалы Российской научной конференции. - Череповец, 2000. - С.71- 73.
55. Рогова Г.В. «Methods of Teaching English» - Л., «Просвящение», 1975. - 180с.
56. Романова Н. Проблемы раннего обучения дошкольников иностранному языку в дошкольном образовательном учреждении. [Электронный ресурс] -2015
57. Сидорова М.А. Организация языковой среды по обучению дошкольников английскому языку как условие создания здоровьесберегающей среды в ДОУ// Современные наукоемкие технологии. - 2007. - № 3. - С. 101-102.
58. Скульте В. И. Английский для детей / В.И. Скульте. М: Айрис-Пресс, 2015.
59. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей /4-е изд. М.: Просвещение, 2006 - 239 с.
60. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979 — 223 с.
61. Футерман З.Я. Иностранный язык в детском саду / З.Я. Футерман. - Киев, 1984.
62. Ханова О.С. Занятия по английскому языку в детском саду. Пособие для преподавателей и воспитателей. М.: Просвещение, 1965- 255 с.
63. Чистякова Г.Ф. [и др.] Обучение иностранным языка в детских садах. М.: Просвещение, 1964. - 295с.
64. Шадрина Л.Г. Формирование предпосылок связной
речи у детей младшего дошкольного возраста:
Автореф.дис.канд.пед.наук М., 1990.-18с.
65. Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по
английский: Учебное пособие по методике преподавания
английского языка для педагогических вузов, колледжей и училищ по специальности «Преподаватель иностранного языка в детском саду». -СПб., 1999г.