Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики административных правонарушений в условиях профессиональной образовательной организации 6
1.1. Понятие и виды правонарушений, основы их профилактики на
территории России 6
1.2. Роль образовательных организаций в профилактике административных правонарушений среди обучающихся 16
1.3. Особенности профилактики административных правонарушений в
условиях профессиональной образовательной организации 24
Глава 2. Практическая работа по профилактике административных правонарушений в условиях профессиональной образовательной организации 32
2.1. Анализ деятельности филиала ГБПОУ «Первомайский техникум
промышленности строительных материалов» по профилактике административных правонарушений среди обучающихся 32
2.2. Программа профилактики административных правонарушений среди
обучающихся филиала ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов» 38
Список литературы 47
Приложение
В настоящее время особую тревогу вызывает распространение злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами среди подростков и студентов, поэтому очень важно проводить профилактику правонарушений несовершеннолетних и молодежи. Феномен профилактики правонарушений несовершеннолетних является междисциплинарным и рассматривается в юриспруденции, социологии, психологии и педагогике. В результате теоретического анализа был выявлен неоднозначный подход к определению данного явления. Фундаментальные методологические основания профилактики правонарушений несовершеннолетних как комплекса социальных, правовых, медицинских, психологических и педагогических мер заложены в международных и отечественных стандартах права.
В международных правовых документах в области профилактики правонарушений несовершеннолетних закреплены основные принципы предупреждения, базирующиеся на защите прав детей, гуманном отношении к ним, заботе и помощи. Основным субъектом обеспечения профилактики правонарушений является государство, осуществляющее функции в этой области через органы государственной власти. Органы местного самоуправления, организации, общественные объединения и граждане являются субъектами государственной системы профилактики правонарушений. Одним из наиболее актуальных направлений профилактической работы является профилактика правонарушений несовершеннолетних в системе профессионального образования.
Понятие педагогическая профилактика в понятийном аппарате правовой нормативной базы не используется. Однако особое значение в учреждениях образования приобретает индивидуальная профилактика - «деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-психолого-педагогической реабилитации или предупреждению совершения несовершеннолетними правонарушений» [Артамонова] (так оформлять ссылки нельзя. Вместо фамилии автора должен быть номер источника в списке литературы. Посмотрите методические рекомендации к написанию ВКР. Исправить во всем тексте работы!). Учреждения образования оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении.
Тематики студенческих правонарушений касались немногие авторы. Среди них можно выделить Д.Г. Кишенькова, изучавшего причины и условия студенческой преступности, криминологические особенности личности студентов, совершающих преступления [Кишеньков, с. 5-8]. Тезисно вопрос об особенностях правонарушений в студенческой среде коснулась Е.А. Туровец в информационно-методическом материале для проведения кураторских часов [Туровец, с.14]. Социологию преступности, в том числе студенческую, изучает Г.А. Чернявская [Чернявская, с.29]. Вопроса предупреждения преступлений среди студентов касались такие авторы, как Е.В. Кошелева, В.А. Лелеков [Лелеков, с. 9-12].
Несмотря на большое количество работ, посвященных правонарушениям, в настоящее время тема правонарушений в студенческой среде изучена недостаточно.
Объект исследования - профилактика правонарушений в образовательных организациях.
Предмет исследования - профилактика административных правонарушений в условиях профессиональной образовательной организации.
Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка программы профилактики административных правонарушений в условиях профессиональной образовательной организации .
Задачи исследования:
1) исследовать понятие и виды правонарушений, основы их профилактики на территории России;
2) рассмотреть роль образовательных организаций в профилактике административных правонарушений среди обучающихся;
3) изучить особенности разработки программы профилактики административных правонарушений в условиях профессиональной образовательной организации;
4) провести анализ деятельности в филиале ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов» по профилактике административных правонарушений среди обучающихся;
5) разработать программу профилактики административных правонарушений среди обучающихся филиала ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов».
Практическая значимость исследования: разработанная программа профилактики административных право нарушений среди обучающихся может быть использована в деятельности филиала ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов».
Методы исследования: анализ, обобщение и структурирование материалов, наблюдение, опрос.
База исследования: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Первомайский техникум промышленности строительных материалов» (ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов»).
Адрес: Челябинская обл., Еманжелинский район, г. Еманжелинск, ул. Шахтёра, д. 181.
Структура исследования: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложение.
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ с изм. от 21.04.2011 г. № 71-ФЗ.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
3. Федеральный закон от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. Федеральных законов от 27 июня 2018 г.).
4. Федеральный закон "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" от 23.06.2016 N 182-ФЗ (последняя редакция). Режим доступа: http:ZZwww.consultant.ru/
5. Андреева Л.А. Виды административных правонарушений: классификация составов // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2011. - С. 45.
6. Артамонова Г.К., Сальников П.П., Султыгов М.М.Запреты в
механизме управления обществом и государством: историческая
ретроспектива места и роли // Мир политики и социологии. - 2013. - № 10. - С. 11-16.
7. Артамонова Г.К.. Сальников П.П., Султыгов М.М.. Анашкина Ю.Н. Конституционно-правовые запреты и система разделения властей // Юридическая наука: история и современность. - 2016. - № 1. - С. 69-78.
8. Баженов В.Г. Теория и методика педагогической профилактики правонарушений школьников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1990. 45 с.
9. Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. - М.: Логос, 2014. - 216 с.
10. Баскакова А. В., Данилова М. В. Характеристика основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними // Молодой ученый. - 2014. - № 20. - С. 551-554. URL: https:ZZwww.moluch.ru
11. Беженцев А. А. Профилактика правонарушений
несовершеннолетних. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 272 с.
12. Борбат А.В., Завидов Б.Д., Ендольцева Е.А., Милевский
A. И. Состав преступления как основание уголовной ответственности.
13. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права / А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский; под общ. ред. В. А. Кучинского. - Минск : Интегралполиграф, 2009. - 552 с.
14. Дивицина Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками: Конспект лекций. - Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2015. - 288 с.
15. Дробязко, С. Г. Общая теория государства и права / С. Г. Дробязко,
B. С. Козлов. - Минск : Амалфея, 2007. - 480 с.
16. Кишеньков, Д.Г. Причины и условия студенческой преступности / Д.Г. Кишеньков // Юридические науки, 2014 - № 7(45) - С. 5-8.
17. Климантова Г. И Духовно-нравственное воспитание молодежи - приоритет государственной семейной политики России. - М.: Инфра-М, 2016. 176 с.
18. Книжникова С.В. Девиантология для педагогов и психологов. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 363 с.: ил.
19. Краснова А.В. К вопросу о профилактике девиантного поведения обучающихся в условиях центра образования // Вестник ЧувГПУ. - 2017. - №1. - С. 121-126. URL: http:ZZelibrary.ruZ
20. Криминология /под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. - М.: Юристъ, 1997. 512 с.
21. Кухарчук М.Л. История изучения понятия «правонарушение» // Современная юриспруденция. Сборник статей XV Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Г.Ю. Гуляев. - 2018. -
С. 22-24.
22. Лелеков В.А. Предупреждение преступлений среди студентов высших учебных заведений /А. Лелеков, Е.В. Кошелева // Теория науки, 2014. - № 1 - с. 9-12.
23. Противоправное поведение в студенческой среде. Информационно-методический материал для проведения кураторских часов / втор-сост. Е.А. Туровец. - Минск: БГУИР, 2014. - 43 с.
24. Работа с подростками и молодежью в трудной жизненной ситуации / колл. авторов; под ред. Т.Э. Петровой. - М.: РУСАЙНС, 2016. - 146 с.
25. Романова О.А. Социальная адаптация педагогически запущенного ученика в рамках учебно-воспитательного процесса в школе // Альманах современной науки и образования. - 2015. - №4(94). - С. 122-126.
26. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. - М.: «НОРМА», 2016. - 905 с.
27. Рыжакова В.Н., Працко Г.С. Состав правонарушения и его виды // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве // Сборник научных статей по итогам работы международного круглого стола. - 2019. - С. 162-163.
28. Савина Н. Н. Взгляд на проблему. О профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2013. - № 11. - С. 123-127.
29. Сидоров А.В., Михалев И.А. Понятие и основные признаки правонарушений // Вестник молодых ученых СГЭУ. - 2018. - №2. - С. 228-231.
30. Содержание и методика педагогической деятельности в социальной
работе (социальная педагогика) / Н.А. Соколова [и др.]. - Челябинск.:
Челябинский государственный педагогический университет, 2014. - 350 с.
31. Социальная педагогика: курс лекций / М.А. Галагузова [и др.]; под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 416 с.
32. Социальная работа с различными группами населения / коллектив авторов; под ред. Н. Ф. Басова. - М.: КНОРУС, 2016. - 528 с.
33. Татарникова Н.М. Сущность понятия «педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних» // Учитель и время. - 2018. - №13. - С. 278-288.
34. Торхова А.В. Профилактика противоправного поведения школьников: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / А.В. Торхова, И.А. Царик, А.С. Чернявская. Минск: Нац. ин-т образования, 2016. 120 с.
35. Фиофанова О.А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения. - М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. - 120 с.
36. Чернявская, Г.А. Социология преступности / Г.А. Чернявская // Учебно-методический комплекс. - Минск, МУУ, 2014. - 54с.
37. Шарангина И.Е. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних // Вестник практической психологии образования. 2018. № 1. С. 89-97.
38. Юдина А.И. Педагогика социализации подростков в трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс]: социально-культурный подход. Монография. - Кемерово.: Кемеровский государственный институт культуры, 2013. - 208 с. Режим доступа:http://www.iprbookshop.ru.