Психолого-педагогическое сопровождение развития произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития
|
Введение 3
Глава 1 . Теоретические аспекты проблемы психолого-педагогического сопровождения развития произвольного внимания у младших школьников с ЗПР 6
1.1. Исследование феномена внимания и его развития в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Характеристика психического развития детей младшего школьного возраста с ЗПР 14
1.3. Модель психолого-педагогического сопровождения развития
произвольного внимания младших школьников с ЗПР 20
Глава 2. Организация исследования развития произвольного внимания младших школьников с ЗПР 28
2.1. Этапы, методы и методики исследования 28
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования 33
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогического сопровождения развития произвольного внимания младших школьников с ЗПР 39
3.1. Программа психолого-педагогического сопровождения развития произвольного внимания младших школьников с ЗПР 39
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 44
3.3. Рекомендации педагогам и родителям по развитию произвольного внимания младших школьников с ЗПР 49
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложение
Глава 1 . Теоретические аспекты проблемы психолого-педагогического сопровождения развития произвольного внимания у младших школьников с ЗПР 6
1.1. Исследование феномена внимания и его развития в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Характеристика психического развития детей младшего школьного возраста с ЗПР 14
1.3. Модель психолого-педагогического сопровождения развития
произвольного внимания младших школьников с ЗПР 20
Глава 2. Организация исследования развития произвольного внимания младших школьников с ЗПР 28
2.1. Этапы, методы и методики исследования 28
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования 33
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогического сопровождения развития произвольного внимания младших школьников с ЗПР 39
3.1. Программа психолого-педагогического сопровождения развития произвольного внимания младших школьников с ЗПР 39
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 44
3.3. Рекомендации педагогам и родителям по развитию произвольного внимания младших школьников с ЗПР 49
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложение
Внимание имеет огромное значение в жизни человека, оно является необходимым условием выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Но внимание - не только условие успешной деятельности. Помимо этого оно характеризует личность и социальную направленность человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии.
Ученик должен четко представлять себе, для чего надо уметь концентрировать внимание.
Чтобы управлять вниманием детей, надо хорошо знать его природу, его основы, его физиологию. Тогда взрослому станет понятно, что детей надо сначала научить быть внимательными, а не требовать от них полной сосредоточенности в сформированном виде.
Важное значение в развитии внимания имеет воспитание у детей устойчивого интереса к процессу обучения, формирование учебной мотивации, выработка стремления к лучшему выполнению своей работы, развитие устойчивой сосредоточенности.
Актуальность темы нашего исследования обусловлена тем, что внимание включено во все психические процессы. При отсутствии сформированного внимания очень затруднена познавательная деятельность ребенка. Поэтому внимание это избирательная направленность сознания на выполнение какой-либо определенной работы.
Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) это особенно актуально. Состояние внимания влияет на деятельность ребенка, в особенности и на учебную деятельность, которая не так давно начала формироваться после игровой деятельности. Из-за неумения управлять вниманием, из-за его несформированности, либо из-за недостатка внимания ребенок испытывает трудности в обучении.
Проблемами исследования внимания занимались такие великие ученые как Ухтомский А.А., Бродбент Д.Е., Павлов И.П., Ланге Н.Н., Узнадзе Д.Н., они выдвигали множество теорий внимания, но, несмотря на значительное количество исследований, проблема внимания не стала менее значимой. По- прежнему продолжаются споры о природе внимания.
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогического сопровождения развития произвольного внимания у младших школьников с ЗПР.
Объект исследования: внимание младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение развития произвольного внимания младших школьников с ЗПР.
Гипотеза исследования: уровень развития произвольного внимания младших школьников с ЗПР возможно изменится, если разработать и реализовать программу психолого-педагогического сопровождения развития произвольного внимания для младших школьников с ЗПР.
Для достижения поставленной цели и доказательства гипотезы нами были определены следующие задачи:
1. Изучить феномен внимания и его развитие в психолого-педагогической литературе.
2. Составить характеристику развития внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
3. Разработать и реализовать модель психолого-педагогического сопровождения развития произвольного внимания младших школьников с ЗПР.
4. Определить этапы, отобрать методы и методики исследования.
5. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования.
6. Составить и реализовать программу психолого-педагогического сопровождения развития произвольного внимания младших школьников с ЗПР.
7. Провести анализ результатов формирующего эксперимента.
8. Сформировать психолого-педагогические рекомендации для учителей и родителей по развитию произвольного внимания младших школьников с ЗПР.
Методы и методики исследования:
1) Теоретические : анализ литературы, систематизация, обобщение
моделирование, целеполагание, констатирующий эксперимент,
формирующий эксперимент, беседа;
2) Эмпирические: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, тестирование по методикам: «Корректурная проба Тулуз- Пьерона», «Корректурная проба тест Бурдона», «Видоизмененная методика Р.С. Немова».
3) Математико-статистический : Т-критерий Вилкоксона.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 68 г. Челябинска", ученики 2-го коррекционного класса в количестве 12 человек.
Структура квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список и приложение.
Ученик должен четко представлять себе, для чего надо уметь концентрировать внимание.
Чтобы управлять вниманием детей, надо хорошо знать его природу, его основы, его физиологию. Тогда взрослому станет понятно, что детей надо сначала научить быть внимательными, а не требовать от них полной сосредоточенности в сформированном виде.
Важное значение в развитии внимания имеет воспитание у детей устойчивого интереса к процессу обучения, формирование учебной мотивации, выработка стремления к лучшему выполнению своей работы, развитие устойчивой сосредоточенности.
Актуальность темы нашего исследования обусловлена тем, что внимание включено во все психические процессы. При отсутствии сформированного внимания очень затруднена познавательная деятельность ребенка. Поэтому внимание это избирательная направленность сознания на выполнение какой-либо определенной работы.
Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) это особенно актуально. Состояние внимания влияет на деятельность ребенка, в особенности и на учебную деятельность, которая не так давно начала формироваться после игровой деятельности. Из-за неумения управлять вниманием, из-за его несформированности, либо из-за недостатка внимания ребенок испытывает трудности в обучении.
Проблемами исследования внимания занимались такие великие ученые как Ухтомский А.А., Бродбент Д.Е., Павлов И.П., Ланге Н.Н., Узнадзе Д.Н., они выдвигали множество теорий внимания, но, несмотря на значительное количество исследований, проблема внимания не стала менее значимой. По- прежнему продолжаются споры о природе внимания.
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогического сопровождения развития произвольного внимания у младших школьников с ЗПР.
Объект исследования: внимание младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение развития произвольного внимания младших школьников с ЗПР.
Гипотеза исследования: уровень развития произвольного внимания младших школьников с ЗПР возможно изменится, если разработать и реализовать программу психолого-педагогического сопровождения развития произвольного внимания для младших школьников с ЗПР.
Для достижения поставленной цели и доказательства гипотезы нами были определены следующие задачи:
1. Изучить феномен внимания и его развитие в психолого-педагогической литературе.
2. Составить характеристику развития внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
3. Разработать и реализовать модель психолого-педагогического сопровождения развития произвольного внимания младших школьников с ЗПР.
4. Определить этапы, отобрать методы и методики исследования.
5. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования.
6. Составить и реализовать программу психолого-педагогического сопровождения развития произвольного внимания младших школьников с ЗПР.
7. Провести анализ результатов формирующего эксперимента.
8. Сформировать психолого-педагогические рекомендации для учителей и родителей по развитию произвольного внимания младших школьников с ЗПР.
Методы и методики исследования:
1) Теоретические : анализ литературы, систематизация, обобщение
моделирование, целеполагание, констатирующий эксперимент,
формирующий эксперимент, беседа;
2) Эмпирические: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, тестирование по методикам: «Корректурная проба Тулуз- Пьерона», «Корректурная проба тест Бурдона», «Видоизмененная методика Р.С. Немова».
3) Математико-статистический : Т-критерий Вилкоксона.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 68 г. Челябинска", ученики 2-го коррекционного класса в количестве 12 человек.
Структура квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список и приложение.
В данном исследовании мы провели подробный анализ психолого - педагогической литературы по проблеме произвольного внимания и задержки психологического развития, ознакомились с историей изучения этих феноменов, их классификацией, а также выявили особенности развития произвольного внимания у младших школьников с ЗПР, что позволяет нам сделать следующие выводы: произвольное внимание - это внимание когда направленность и сосредоточенность связаны с сознательно поставленной человеком целью; задержка психологического развития - это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции ( внимание, память, мышление, эмоционально -волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. .
Исследование проводилось в 3 этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий. В качестве базы исследования мы выбрали муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 68 г. Челябинска", ученики 2-го коррекционного класса, в котором учится 12 человек.
Нами была разработана модель психолого-педагогического
сопровождения развития произвольного внимания у младших школьников с ЗПР, включающая в себя целевой, диагностический, блок сопровождения, аналитический, результативный; построено «дерево целей» психолого-педагогического сопровождения развития произвольного внимания. Также была составлена программа сопровождения.
В ходе исследования мы использовали следующие методы и методики:
1) Теоретический: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы;
2) Эмпирический: эксперимент (констатирующий, формирующий), тестирование по методикам: «Корректурная проба «Тулуз-Пьерона», «Корректурная проба тест Бурдона», «Видоизмененная методика Р.С. Немова».
3) Математико-статистический: Т- критерий Вилкоксона
После реализации серии развивающих занятий мы установили, что в классе возросло число детей у которых изменились показатели развития произвольного внимания. Проведенный впоследствии математический анализ результатов исследовательской работы с использованием Т-критерия Вилкоксона показал, что нам удалось подтвердить гипотезу, сформулированную на начальном этапе нашего исследования: уровень развития произвольного внимания младших школьников с ЗПР будет успешным при специально подобранной и реализованной программе.. Также нами были составлены рекомендации педагогам и родителям по развитию произвольного внимания для младших школьников с ЗПР.
Таким образом, нам удалось достигнуть целей данной работы, выполнить задачи и подтвердить гипотезу.
Исследование проводилось в 3 этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий. В качестве базы исследования мы выбрали муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 68 г. Челябинска", ученики 2-го коррекционного класса, в котором учится 12 человек.
Нами была разработана модель психолого-педагогического
сопровождения развития произвольного внимания у младших школьников с ЗПР, включающая в себя целевой, диагностический, блок сопровождения, аналитический, результативный; построено «дерево целей» психолого-педагогического сопровождения развития произвольного внимания. Также была составлена программа сопровождения.
В ходе исследования мы использовали следующие методы и методики:
1) Теоретический: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы;
2) Эмпирический: эксперимент (констатирующий, формирующий), тестирование по методикам: «Корректурная проба «Тулуз-Пьерона», «Корректурная проба тест Бурдона», «Видоизмененная методика Р.С. Немова».
3) Математико-статистический: Т- критерий Вилкоксона
После реализации серии развивающих занятий мы установили, что в классе возросло число детей у которых изменились показатели развития произвольного внимания. Проведенный впоследствии математический анализ результатов исследовательской работы с использованием Т-критерия Вилкоксона показал, что нам удалось подтвердить гипотезу, сформулированную на начальном этапе нашего исследования: уровень развития произвольного внимания младших школьников с ЗПР будет успешным при специально подобранной и реализованной программе.. Также нами были составлены рекомендации педагогам и родителям по развитию произвольного внимания для младших школьников с ЗПР.
Таким образом, нам удалось достигнуть целей данной работы, выполнить задачи и подтвердить гипотезу.
Подобные работы
- Развитие регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития (Орловский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Особенности произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - Технология коррекции дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - Психолого-педагогическая коррекция свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021 - Психолого-педагогическая коррекция слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - Особенности сформированности графического навыка письма у младших школьников с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - Особенности мыслительных операций у младших подростков с задержкой психического развития (ЗПР) (Педагогика, психология, Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2018 - Особенности сформированности графического навыка письма у младших школьников с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021



