Проектирование коллекции как способ профессионального становления студентов
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ 7
1.1. Анализ сущности, содержания процесса профессионального
становления в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Сущность процесса проектирования 14
1.3. Профессиональное становлении студентов посредством
проектирования коллекции одежды 19
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИИ 26
2.1. Характеристика базы исследования 26
2.2. Разработка учебно-методического пособия по проектированию коллекции, способствующего профессиональному становлению студентов
35
2.3. Анализ результатов исследования 40
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ 7
1.1. Анализ сущности, содержания процесса профессионального
становления в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Сущность процесса проектирования 14
1.3. Профессиональное становлении студентов посредством
проектирования коллекции одежды 19
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИИ 26
2.1. Характеристика базы исследования 26
2.2. Разработка учебно-методического пособия по проектированию коллекции, способствующего профессиональному становлению студентов
35
2.3. Анализ результатов исследования 40
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Непрерывность образовательных реформ, модернизация образовательных стандартов, упорядочение образовательных практик актуализируют поиск средств и способов повышения эффективности и качества профессионального образования. Этот поиск связан с пониманием того, что образование - не только подготовка студента к профессиональной деятельности, но и процесс поиска себя в профессии.
Проблема профессионального становления является ключевой, так как в жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Выбор профессии или профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Профессиональное становление студента определяется самоактуализацией его потенциала. Как способ вхождения в профессиональную культуру, оно выступает узловым элементом развития, изменения студентов, будущих, способных и готовых компетентно обнаруживать и решать задачи в соответствии с видами своей профессиональной деятельности.
Роль педагога в профессиональном становлении студентов играет не малую роль. Его задача не только научить профессиональным навыкам, но и предоставить наибольшее количество вариантов, где студенты среднего профессионального образования смогут эти навыки проявить. Ведь не редко бывает, что обучающиеся по окончанию образовательного учреждения не находят себя в профессии, которую выбрали.
Разные аспекты решения проблемы профессионального становления находят свое отражение в научных исследованиях. Вопросы взаимосвязи и взаимообусловленности процессов развития личности и становления профессионала отражены в работах Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Становление личности в деятельности рассмотрены в фундаментальных трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, К.К. Платонова, Ю.В. Сенько, Д.Б. Эльконина и др. Необходимость освоения разных видов опыта студентами в процессе их обучения и становления доказана В.С. Ильиным, В.В. Сериковым и Н.К. Сергеевым. Условия становления профессионального образа мира рассмотрены в работах Ю.В. Сенько, М.Н. Фроловской. В исследованиях В.А. Адольфа, Е.В. Булгаковой и др. и раскрыты факторы, обеспечивающие профессиональное становление студентов.
Профессиональное становление на этапе обучения в профессиональном образовательном учреждении требует организации педагогического процесса, направленного на осмысление теории профессиональной деятельности, моделирование образа себя - будущего профессионала.
Для профессионального становления студентов необходимо сформировать у них позитивное отношение к работе, дать обучающимся нужные умения и навыки, а так же посвящать студентов о вариантах их профессиональной деятельности. Однако, за частую студентам не хватает теоретического материала для формирования умений и навыков выбранной профессии, а так же оснащенности профессиональной ориентированности видов деятельности. А это сказывается на отношении обучающихся к выбранной профессии.
Один из способов содействующих профессиональному становлению студентов обучающихся по направлению технолог-конструктор, это предоставить обучающимся возможность погрузиться в среду приближенную к их возможной профессиональной деятельности. Таким способом может быть вовлечение студентов в процесс проектирования коллекции. Данный процесс так же включает в себя этапы, которые могут способствовать формированию профессиональный компетенций технологов- конструкторов.
Проектирование коллекции заставляет решать нестандартные задачи по разработке одежды различного назначения и ассортиментных групп. Алгоритм решения таких задач включает этапы, связанные как с художественным, так и с техническим творчеством, и является основой преобразовательной деятельности. В ходе решение этих задач, студенты начинают применять свои знания нестандартным образом, что так же способствует зарождению профессионального интереса.
Цель исследования: теоретически обосновать, как процесс проектирования коллекции влияет на профессиональное становление будущих технологов-конструкторов и разработать учебно-методическое пособие способствующие профессиональному становлению.
Объект исследования: процесс профессионального становления студентов среднего профессионального образования.
Предмет исследования: профессиональное становление технологов- конструкторов в процессе проектирования коллекции.
Задачи:
1. провести анализ понятия профессионального становления;
2. проанализировать сущность процесса проектирования;
3. определить влияние проектирование коллекции на
профессиональное становление технологов-конструкторов;
4. проанализировать базу исследования, определить, факторы препятствующие профессиональному становлению технологов-конструкторов;
5. разработать учебно-методическое пособие способствующие профессиональному становлению технологов-конструкторов.
Методы исследования: теоретико-методологический анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы, метод наблюдения.
Практическая значимость работы: разработанное учебно-методическое пособие может быть использовано студентами обучающимися по направлению 29.04.02 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», а так же студентами по направлению «Дизайн» (специализация «Дизайн костюма»).
Базой исследования выступает государственное бюджетное профессиональное образование учреждение «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литература. Каждая глава включает в себя по три параграфа.
Проблема профессионального становления является ключевой, так как в жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Выбор профессии или профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Профессиональное становление студента определяется самоактуализацией его потенциала. Как способ вхождения в профессиональную культуру, оно выступает узловым элементом развития, изменения студентов, будущих, способных и готовых компетентно обнаруживать и решать задачи в соответствии с видами своей профессиональной деятельности.
Роль педагога в профессиональном становлении студентов играет не малую роль. Его задача не только научить профессиональным навыкам, но и предоставить наибольшее количество вариантов, где студенты среднего профессионального образования смогут эти навыки проявить. Ведь не редко бывает, что обучающиеся по окончанию образовательного учреждения не находят себя в профессии, которую выбрали.
Разные аспекты решения проблемы профессионального становления находят свое отражение в научных исследованиях. Вопросы взаимосвязи и взаимообусловленности процессов развития личности и становления профессионала отражены в работах Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Становление личности в деятельности рассмотрены в фундаментальных трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, К.К. Платонова, Ю.В. Сенько, Д.Б. Эльконина и др. Необходимость освоения разных видов опыта студентами в процессе их обучения и становления доказана В.С. Ильиным, В.В. Сериковым и Н.К. Сергеевым. Условия становления профессионального образа мира рассмотрены в работах Ю.В. Сенько, М.Н. Фроловской. В исследованиях В.А. Адольфа, Е.В. Булгаковой и др. и раскрыты факторы, обеспечивающие профессиональное становление студентов.
Профессиональное становление на этапе обучения в профессиональном образовательном учреждении требует организации педагогического процесса, направленного на осмысление теории профессиональной деятельности, моделирование образа себя - будущего профессионала.
Для профессионального становления студентов необходимо сформировать у них позитивное отношение к работе, дать обучающимся нужные умения и навыки, а так же посвящать студентов о вариантах их профессиональной деятельности. Однако, за частую студентам не хватает теоретического материала для формирования умений и навыков выбранной профессии, а так же оснащенности профессиональной ориентированности видов деятельности. А это сказывается на отношении обучающихся к выбранной профессии.
Один из способов содействующих профессиональному становлению студентов обучающихся по направлению технолог-конструктор, это предоставить обучающимся возможность погрузиться в среду приближенную к их возможной профессиональной деятельности. Таким способом может быть вовлечение студентов в процесс проектирования коллекции. Данный процесс так же включает в себя этапы, которые могут способствовать формированию профессиональный компетенций технологов- конструкторов.
Проектирование коллекции заставляет решать нестандартные задачи по разработке одежды различного назначения и ассортиментных групп. Алгоритм решения таких задач включает этапы, связанные как с художественным, так и с техническим творчеством, и является основой преобразовательной деятельности. В ходе решение этих задач, студенты начинают применять свои знания нестандартным образом, что так же способствует зарождению профессионального интереса.
Цель исследования: теоретически обосновать, как процесс проектирования коллекции влияет на профессиональное становление будущих технологов-конструкторов и разработать учебно-методическое пособие способствующие профессиональному становлению.
Объект исследования: процесс профессионального становления студентов среднего профессионального образования.
Предмет исследования: профессиональное становление технологов- конструкторов в процессе проектирования коллекции.
Задачи:
1. провести анализ понятия профессионального становления;
2. проанализировать сущность процесса проектирования;
3. определить влияние проектирование коллекции на
профессиональное становление технологов-конструкторов;
4. проанализировать базу исследования, определить, факторы препятствующие профессиональному становлению технологов-конструкторов;
5. разработать учебно-методическое пособие способствующие профессиональному становлению технологов-конструкторов.
Методы исследования: теоретико-методологический анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы, метод наблюдения.
Практическая значимость работы: разработанное учебно-методическое пособие может быть использовано студентами обучающимися по направлению 29.04.02 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», а так же студентами по направлению «Дизайн» (специализация «Дизайн костюма»).
Базой исследования выступает государственное бюджетное профессиональное образование учреждение «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литература. Каждая глава включает в себя по три параграфа.
Выбор профессии или профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место и поэтому проблема профессионального становления является ключевой.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу мы выявили, что профессиональное становление - это поэтапный, динамичный и управляемый процесс вхождения в профессию, в ходе которого происходят качественные преобразования личности, ведущие к развитию и изменению личностных и профессиональных качеств, формированию позитивного отношения к профессии и овладению профессиональными знаниями и умениями.
Профессиональное становление личности включает в себя множество этапов: аморфная оптация, оптация, профессиональная подготовка,
профессиональная адаптация, первичная профессионализация, вторичная профессионализация, профессиональное мастерство. Мы выделяем этап профессиональной подготовки, так как именно на этом этапе происходит профессиональное самоопределение личности и формирования готовности к профессиональному труду.
Проанализировав профессиональные компетенции, которые должны приобрести обучающиеся по направлению 29.04.02 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» и этапы проектирования коллекции мы выявили, что некоторые этапы проектирования коллекции могут способствовать формированию компетенций. В исследовании принимали участие студенты 3 курса обучающиеся по направлению 29.04.02 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» в Челябинском техникуме текстильной и легкой промышленности. Анализ базы исследования показал, что студенты обучающиеся по данному направлению согласно профессиональному стандарту должны уметь проектировать коллекции.
Беседа с преподавателем базы исследования и анализ урока проведенного по теме «Методы проектирования коллекции» показал, что у студентов возникают затруднения в разработке эскизов коллекции и отсутствует интерес и позитивное отношение к обучению. Мы выявили, что это связанно с нехваткой методического оснащения, которое бы помогало студентам в выполнении практических работ по проектированию коллекции. Поэтому было решено разработать учебно-методические пособие, в котором описывались бы этапы эскизной части проектирования коллекции. Две темы учебно-методического пособия были выданы студентам для самостоятельного обучения. Анализ проведенного урока с использованием учебно-методического пособия выявил, что большинство обучающихся освоили новый материал и почти все справились с практическим заданием поведенного урока. А так же мы отметили интерес у обучающихся к выполнению практических работ.
Отсюда мы можем судить о том, что учебно-методическое пособие способствует лучшему усвоению материала и формированию интереса и позитивного отношения к профессии. Так как содержание учебно-методического пособия согласованно со структурой тем первого раздела МДК 01.01, оно может способствовать освоению ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3. А так как разработанное учебно-методические пособие формирует профессиональные компетенции, оно же может служить профессиональному становлению студентов, а профессиональное становление это, прежде всего, овладение профессиональными знаниями и умениями.
Можно сделать вывод, что учебно-методическое пособие по проектированию коллекции, а значит и процесс проектирования коллекции, может способствовать профессиональному становлению технологов- конструкторов.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу мы выявили, что профессиональное становление - это поэтапный, динамичный и управляемый процесс вхождения в профессию, в ходе которого происходят качественные преобразования личности, ведущие к развитию и изменению личностных и профессиональных качеств, формированию позитивного отношения к профессии и овладению профессиональными знаниями и умениями.
Профессиональное становление личности включает в себя множество этапов: аморфная оптация, оптация, профессиональная подготовка,
профессиональная адаптация, первичная профессионализация, вторичная профессионализация, профессиональное мастерство. Мы выделяем этап профессиональной подготовки, так как именно на этом этапе происходит профессиональное самоопределение личности и формирования готовности к профессиональному труду.
Проанализировав профессиональные компетенции, которые должны приобрести обучающиеся по направлению 29.04.02 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» и этапы проектирования коллекции мы выявили, что некоторые этапы проектирования коллекции могут способствовать формированию компетенций. В исследовании принимали участие студенты 3 курса обучающиеся по направлению 29.04.02 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» в Челябинском техникуме текстильной и легкой промышленности. Анализ базы исследования показал, что студенты обучающиеся по данному направлению согласно профессиональному стандарту должны уметь проектировать коллекции.
Беседа с преподавателем базы исследования и анализ урока проведенного по теме «Методы проектирования коллекции» показал, что у студентов возникают затруднения в разработке эскизов коллекции и отсутствует интерес и позитивное отношение к обучению. Мы выявили, что это связанно с нехваткой методического оснащения, которое бы помогало студентам в выполнении практических работ по проектированию коллекции. Поэтому было решено разработать учебно-методические пособие, в котором описывались бы этапы эскизной части проектирования коллекции. Две темы учебно-методического пособия были выданы студентам для самостоятельного обучения. Анализ проведенного урока с использованием учебно-методического пособия выявил, что большинство обучающихся освоили новый материал и почти все справились с практическим заданием поведенного урока. А так же мы отметили интерес у обучающихся к выполнению практических работ.
Отсюда мы можем судить о том, что учебно-методическое пособие способствует лучшему усвоению материала и формированию интереса и позитивного отношения к профессии. Так как содержание учебно-методического пособия согласованно со структурой тем первого раздела МДК 01.01, оно может способствовать освоению ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3. А так как разработанное учебно-методические пособие формирует профессиональные компетенции, оно же может служить профессиональному становлению студентов, а профессиональное становление это, прежде всего, овладение профессиональными знаниями и умениями.
Можно сделать вывод, что учебно-методическое пособие по проектированию коллекции, а значит и процесс проектирования коллекции, может способствовать профессиональному становлению технологов- конструкторов.
Подобные работы
- Развитие профессионального интереса студентов к проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Проектирование коллекции одежды для подростков в этническом стиле
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Формирование профессиональных компетенций у студентов ХГФ на примере изучения технологических особенностей росписи фарфора (Московский Государственный Областной Университет)
Магистерская диссертация, технология конструкционных материалов. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ И СОСТРАДАНИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - РОЛЬ МУЗЕЕВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ДИЗАЙНЕРСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ
ССУЗА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
(в процессе освоения ДПИ)
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Способы развития навыков эскизирования у студентов профессиональных образовательных организаций
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - Традиции художественного текстиля в формировании этнокультурной
компетентности педагога профессионального обучения
Магистерская диссертация, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021



