ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ 7
1.1. Анализ сущности, содержания процесса профессионального
становления в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Сущность процесса проектирования 14
1.3. Профессиональное становлении студентов посредством
проектирования коллекции одежды 19
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИИ 26
2.1. Характеристика базы исследования 26
2.2. Разработка учебно-методического пособия по проектированию коллекции, способствующего профессиональному становлению студентов
35
2.3. Анализ результатов исследования 40
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Непрерывность образовательных реформ, модернизация образовательных стандартов, упорядочение образовательных практик актуализируют поиск средств и способов повышения эффективности и качества профессионального образования. Этот поиск связан с пониманием того, что образование - не только подготовка студента к профессиональной деятельности, но и процесс поиска себя в профессии.
Проблема профессионального становления является ключевой, так как в жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Выбор профессии или профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Профессиональное становление студента определяется самоактуализацией его потенциала. Как способ вхождения в профессиональную культуру, оно выступает узловым элементом развития, изменения студентов, будущих, способных и готовых компетентно обнаруживать и решать задачи в соответствии с видами своей профессиональной деятельности.
Роль педагога в профессиональном становлении студентов играет не малую роль. Его задача не только научить профессиональным навыкам, но и предоставить наибольшее количество вариантов, где студенты среднего профессионального образования смогут эти навыки проявить. Ведь не редко бывает, что обучающиеся по окончанию образовательного учреждения не находят себя в профессии, которую выбрали.
Разные аспекты решения проблемы профессионального становления находят свое отражение в научных исследованиях. Вопросы взаимосвязи и взаимообусловленности процессов развития личности и становления профессионала отражены в работах Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Становление личности в деятельности рассмотрены в фундаментальных трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, К.К. Платонова, Ю.В. Сенько, Д.Б. Эльконина и др. Необходимость освоения разных видов опыта студентами в процессе их обучения и становления доказана В.С. Ильиным, В.В. Сериковым и Н.К. Сергеевым. Условия становления профессионального образа мира рассмотрены в работах Ю.В. Сенько, М.Н. Фроловской. В исследованиях В.А. Адольфа, Е.В. Булгаковой и др. и раскрыты факторы, обеспечивающие профессиональное становление студентов.
Профессиональное становление на этапе обучения в профессиональном образовательном учреждении требует организации педагогического процесса, направленного на осмысление теории профессиональной деятельности, моделирование образа себя - будущего профессионала.
Для профессионального становления студентов необходимо сформировать у них позитивное отношение к работе, дать обучающимся нужные умения и навыки, а так же посвящать студентов о вариантах их профессиональной деятельности. Однако, за частую студентам не хватает теоретического материала для формирования умений и навыков выбранной профессии, а так же оснащенности профессиональной ориентированности видов деятельности. А это сказывается на отношении обучающихся к выбранной профессии.
Один из способов содействующих профессиональному становлению студентов обучающихся по направлению технолог-конструктор, это предоставить обучающимся возможность погрузиться в среду приближенную к их возможной профессиональной деятельности. Таким способом может быть вовлечение студентов в процесс проектирования коллекции. Данный процесс так же включает в себя этапы, которые могут способствовать формированию профессиональный компетенций технологов- конструкторов.
Проектирование коллекции заставляет решать нестандартные задачи по разработке одежды различного назначения и ассортиментных групп. Алгоритм решения таких задач включает этапы, связанные как с художественным, так и с техническим творчеством, и является основой преобразовательной деятельности. В ходе решение этих задач, студенты начинают применять свои знания нестандартным образом, что так же способствует зарождению профессионального интереса.
Цель исследования: теоретически обосновать, как процесс проектирования коллекции влияет на профессиональное становление будущих технологов-конструкторов и разработать учебно-методическое пособие способствующие профессиональному становлению.
Объект исследования: процесс профессионального становления студентов среднего профессионального образования.
Предмет исследования: профессиональное становление технологов- конструкторов в процессе проектирования коллекции.
Задачи:
1. провести анализ понятия профессионального становления;
2. проанализировать сущность процесса проектирования;
3. определить влияние проектирование коллекции на
профессиональное становление технологов-конструкторов;
4. проанализировать базу исследования, определить, факторы препятствующие профессиональному становлению технологов-конструкторов;
5. разработать учебно-методическое пособие способствующие профессиональному становлению технологов-конструкторов.
Методы исследования: теоретико-методологический анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы, метод наблюдения.
Практическая значимость работы: разработанное учебно-методическое пособие может быть использовано студентами обучающимися по направлению 29.04.02 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», а так же студентами по направлению «Дизайн» (специализация «Дизайн костюма»).
Базой исследования выступает государственное бюджетное профессиональное образование учреждение «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литература. Каждая глава включает в себя по три параграфа.
Выбор профессии или профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место и поэтому проблема профессионального становления является ключевой.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу мы выявили, что профессиональное становление - это поэтапный, динамичный и управляемый процесс вхождения в профессию, в ходе которого происходят качественные преобразования личности, ведущие к развитию и изменению личностных и профессиональных качеств, формированию позитивного отношения к профессии и овладению профессиональными знаниями и умениями.
Профессиональное становление личности включает в себя множество этапов: аморфная оптация, оптация, профессиональная подготовка,
профессиональная адаптация, первичная профессионализация, вторичная профессионализация, профессиональное мастерство. Мы выделяем этап профессиональной подготовки, так как именно на этом этапе происходит профессиональное самоопределение личности и формирования готовности к профессиональному труду.
Проанализировав профессиональные компетенции, которые должны приобрести обучающиеся по направлению 29.04.02 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» и этапы проектирования коллекции мы выявили, что некоторые этапы проектирования коллекции могут способствовать формированию компетенций. В исследовании принимали участие студенты 3 курса обучающиеся по направлению 29.04.02 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» в Челябинском техникуме текстильной и легкой промышленности. Анализ базы исследования показал, что студенты обучающиеся по данному направлению согласно профессиональному стандарту должны уметь проектировать коллекции.
Беседа с преподавателем базы исследования и анализ урока проведенного по теме «Методы проектирования коллекции» показал, что у студентов возникают затруднения в разработке эскизов коллекции и отсутствует интерес и позитивное отношение к обучению. Мы выявили, что это связанно с нехваткой методического оснащения, которое бы помогало студентам в выполнении практических работ по проектированию коллекции. Поэтому было решено разработать учебно-методические пособие, в котором описывались бы этапы эскизной части проектирования коллекции. Две темы учебно-методического пособия были выданы студентам для самостоятельного обучения. Анализ проведенного урока с использованием учебно-методического пособия выявил, что большинство обучающихся освоили новый материал и почти все справились с практическим заданием поведенного урока. А так же мы отметили интерес у обучающихся к выполнению практических работ.
Отсюда мы можем судить о том, что учебно-методическое пособие способствует лучшему усвоению материала и формированию интереса и позитивного отношения к профессии. Так как содержание учебно-методического пособия согласованно со структурой тем первого раздела МДК 01.01, оно может способствовать освоению ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3. А так как разработанное учебно-методические пособие формирует профессиональные компетенции, оно же может служить профессиональному становлению студентов, а профессиональное становление это, прежде всего, овладение профессиональными знаниями и умениями.
Можно сделать вывод, что учебно-методическое пособие по проектированию коллекции, а значит и процесс проектирования коллекции, может способствовать профессиональному становлению технологов- конструкторов.
1. Андросова, Э.М. Основы художественного проектирования костюма[Текст]: учебное пособие / Э.М. Андросова - Челябинск: Изд. дом «Медиа-принт», 2007 г. - 184 с.
2. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст]: уч. пособие / В.Г. Авсеев - Москва: Мысль, 2006.-266с.
3. Бабушкин, Г.Д. Формирование профессионального интереса к деятельности тренера [Текст]: дис...канд. пед. наук: 13.00.01: защищена 17.11.10: утв. 20.01.11 / Бабушкин Геннадий Дмитриевич - Омск, 2000. - 230 с.
4. Бабушкин, Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности [Текст]/ Г.Д. Бабушкин. - Омск : Омский гос. ин-т физ. культуры, 1990. - 185 с
5. Багаев, А.В. К вопросу о формировании профессиональной личности[Текст] /Р.Е. Алексеева // управление в социальных системах. Коммуникативные: сб. науч. тр. / Нижний Новгород. межрегион. ин-т обществ. наук, Нижний Новгород. ИГТУ - Нижний Новгород, 2015. - С. 101¬112.
6. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности[Текст]: уч пособие / А.В. Бодров - Москва: ПЕР СЭ, 2001 - 511 с.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]: педагогика / Л.И. Божович. - Москва: Владос, 1995. - 289 с.
8. Вуль, О.А. Графический эскиз по представлению как критерий оценки обучения специализированному рисунку [Текст] Журнал научных публикаций «Дискуссия» / О.А. Вуль // - 2015 г. - № 2 (54) февраль 2015. - С. 125-128
9. Бердник, Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики [Текст]: (Серия «Учебники XXI века») Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 320 с.
10. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст]: психология / В.К. Вилюнас - Москва: 1986. - С. 565-570.
11. Глуханюк, Н.С. Психология профессионализация педагогика [Текст]: уч. пособие / Н.С. Глуханюк - Екатеренбург: 2000. - 219 с.
12. Гусейнов, Г.М. Композиция костюма [Текст]: учеб. пособие для вузов/ Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова - Москва: Академия,
2003. - 432 с.
13. Докучаева, О.И. Графическое изображение фактуры
трикотажных полотен / О.И. Докучаева // Научный журнал «Костюмология», 2019 №1. - режим доступа https://kostumologiya.ru/PDF/01TLKL119.pdf
(доступ свободный).
14. Ермилова, В.В. Моделирование и художественное оформление одежды [Текст]: учеб. пособие для студентов учреждений проф. образования / В.В. Ермилова, Д.Ю Ермилова- Москва: Академия, 2000. - 140 с.
15. Забродин, Ю.М. Профессиональное становление: от
профобразования - к профессиональной карьере [Текст]: Профессиональное самоопределение учащихся, их трудоустройство и социальная защита / Ю.М. Забродин, - Омск: 2000. -140с.
16. Захаров, Ю.А. Теория и практика формирования профессионального самоопределение молодежи в условиях непрерывного образования [Текст]: уч. пособие / Ю.А. Захаров, Н.Э. Касаткина, Б.П. Невзоров, Т.М. Чурекова - Кемерово, 1996. - 159 с.
17. Земечко, А.И. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора [Текст]: Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко / А.И. Земечко, - Луганск: 2000. - 70 с.
18. Зеер, Э.Ф. Психология профессии. [Текст]: уч. пособие / Э.Ф. Зеер - Екатеренбург: 2003. - 480 с.
19. Зинченко, В.П. О целях и ценностях образования [Текст]: пособие, педагогика / В.П. Зинченко - Красноярск: 1997. - 46 с.
20. Казеев, А.Ф. Социально-профессиональное становление студентов многопрофильного колледжа [Текст]: дис....канд. пед. наук: 13.00.01: защищена 13.11.05: утв. 20.05.05 / Казеев Анатолий Федорович - Казань, 2005 - 229 с.
21. Калабина, О.В. Задачный подход в формировании костюмографических умений при подготовке бакалавров-инженеров по профилю «Технология изделий легкой промышленности» [Текст] журнал / О.В. Калабина // Концепт. 2014; Спецвыпуск № 06: 47-52
22. .Калабина, О.В. Проектирование коллекции как способ
творческой самореализации и профессионального становления будущих конструкторов изделий легкой промышленности[Электронный ресурс]/ О.В. Калабина // Концепт. журн. - 2014. - Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/proektirovanie-kollektsii-kak-sposobtvorcheskoy- samorealizatsii-i-professionalnogo-stanovleniya-buduschihkonstruktorov-izdeliy
23. Климов, Е.А. Психология профессионального
самоопределения[Текст]: учеб. пособие для вузов / Е. А. Климов. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2000. - 509 с.
24. Куликова, JI.H. Проблемы саморазвития личности [Текст]: молодой ученый / Л. H. Куликова. Благовещенск. - Изд-во БГТТУ, 2011. 342 с.
25. Лежнина Л. В. Основы возрастной психологии [Текст]: учебник для студ. / Л.В. Лежнина. - Душанбе: РТСУ, 2012. 152 с.
26. Лобова, Е.В. Процесс первичного профессионального самоопределения [Текст]: Сборник научных статей. Часть 1 / Е.В. Лобова - Екатеринбург: 2003. С. 463-470.
27. Малинская, А.Н. Разработка коллекции моделей: теория и практика [Текст]: учебное пособие / А.Н. Малинская, М.Р. Смирнова. - Иваново: ИГТА, 2010. - 123
28. Науменко, О. П. Развитие интереса к профессиональной
деятельности у студентов колледжа [Электронный ресурс] : дис канд. пед.
наук : 13.00.08 / Науменко Оксана Петровна ; Магнитогор. гос. ун-т. -
Магнитогорск, 2002. - 165 с. - Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/01002326396
29. Непомнящая, Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика [Текст]: учеб. пособие / Н.И. Непомнящая. - Москва: Владос, 2003. - 188 с.
30. Сиденко, Е. А. Особенности старшего подросткового возраста [Текст]: статья АПК и НПРО Муниципальное образование: инновации и эксперименты / Е.А. Сиденко. Москва - 2011. С. 165-170.
31. Тузова, И.А., Проектирование промышленных коллекций на основе маркетинговых исследований [Текст]: учебное пособие / И.А. Тузова - Омск: ОГИС, 2010 - 50 с.
32. Олешков, М.Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины[Текст]: учеб. пособие / М. Ю. ОЛЕШКОВ, В.М. УВАРОВ - Москва:, 2006. - 143 с
33. Павленко, Ю.П. профессиональное становление личности [Текст]: дис....док. псих. наук: 19.00.07: защищена 10.05.00: утв. 27.09.00 / Павленко Юрий Павлович - Ярославль, 2000 - 359 с.
34. Пелегейчинко, Н.Л. Метод проектов, история возникновения и развития [Текст]: Педагогическая мастерская / Николай Пелегейчинко // Независимая газета - 2012. - Вып. 5 С 8-9.
35. Пилюгина, Е.И. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях [Текст]: молодой ученый / Е.И. Пилюгина - Саратов: 2017. - 134 с.
36. .Полёвина, В.А. Формы и методы формирования творческой
направленность личности в клубных объединениях любителей моды [Электронный ресурс]: Социально-экономические явления и процессы журн./ В.А. Полёвина. - 2015. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-metody-formirovaniya- tvorcheskoynapravlennosti-lichnosti-v-klubnyh-obedineniyah-lyubiteley-mody
37. Пугина, М.И. Детерминация профессионального становления преподавателя высшей школы в современных социальных условиях [Текст]:вестник Российского университета дружбы народов. Серия: психология и педагогика. М.В. Пугина - Ставрополь, 2016 - С 57-61.
38. Родкина, А.А. Развитие навыков эскизирования у будущих инженеров-технологов швейного производства в процессе изучения дисциплины «Рисунок и основы композиции костюма» [Электронный ресурс] / А.А. Родькина // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. —
С. 137-139. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/4038
39. Ростунов, А.Т. Формирование профессиональной пригодности [Текст]: Психология профессионального самоопределения / А.Т. Ростунов - Москва: 1984. - 176 с.
40. Ткаченко, Н.С. Профессиональное становление студентов в начальный период вузовского обучения: на материале технических специальностей[Текст]:дис. ...канд. псих. наук: 19.00.07: защищена 17.04.17: утв. 24.08.17 / Ткаченко Надежда Степановна. - Москва, 2017. - 150 с.
41. Уваров, В.Д. Гармонизация цвета при художественном проектировании костюма и таниссерии [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.Д. Уваров - Москва, 2000. - 134 с.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» [Электронный ресурс] - Режим доступа: -
http://www.tolgas.ru/sveden/eduStandarts/29.02.04%20SPKMT.pdf
43. Чернер, С.Л. Педагогическая поддержка жизненного и профессионального самоопределения школьника [Текст]: педагогика / С.Л. Чернер - Москва: 2000. - №3. - С. 3-6.
44. Шадриков, В.Д. Проблемы профессиональных способностей [Текст]: образование / В.Д. Шадриков - Москва: 2010. - С. 56 - 60.
45. Шалунова, М.Г. Практикум по методике профессионального обучения [Текст]: учеб. пособие / М.Г Шалунова, Н.Е. Эрганова - Екатеринбург: Изд-во УрГППУ, 2008. - 59 с.
46. Щукина, Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения [Текст]: учеб. пособие / Г.И. Щукина:2012. - 60 с.
47. Харламов, И.Ф., Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов / И.Ф. Харламов - Москва: МГНПУ, 2012 - 69 с.
48. Ядрихинский, А.М. Психологическое сопровождение
личностного развития учащихся в образовательном процессе[Текст]: Сибирский педагогический журнал . А.М. Ядрихинский - Новосибирск, 2006 - С 224-227.