Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектные технологии как средство формирования информационной культуры студентов педагогического колледжа

Работа №80417

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2020
Стоимость4915 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
215
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1 Требования к подготовке специалиста среднего звена 7
1.2 Проектные технологии в обучении студентов колледжа 10
1.3 Применение цифровых технологий в проектной деятельности 19
Выводы по Главе 1 24
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА 25
2.1 Особенности развития навыков проектной деятельности у студентов колледжа в аспекте формирования информационной культуры 25
2.2 Разработка учебного курса дисциплины ЕН.02 «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» 29
2.3 Диагностика уровня сформированности проективных умений
студентов 38
Выводы по Главе 2 44
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ЭКСПЕРИМЕНТА 45
3.1 Содержание педагогического эксперимента 45
3.2 Анализ уровня сформированности проективных умений студентов 3 курса ГБПОУ «Челябинский профессиональный колледж» 46
Выводы по Главе 3 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 63


Государственный стандарт среднего профессионального образования в числе приоритетных направлений модернизации российского профессионального образования, выделяет такие направления, которые предусматривают внедрение в процесс обучения современные информационные технологии. Данные изменения влекут за собой разработку и внедрение новых форм организации производственной деятельности, где все большее значение приобретает повышение уровня образования, профессионализма будущих специалистов.
Происходящие преобразования в Российской цифровой экономике обусловили повышение требований работодателей к уровню квалификации работников, обладающих профессиональной компетентностью, навыками творческой деятельности и активностью. В условиях развития цифровой экономики осознается необходимость в ^специалистах, способных к профессиональной самореализации и функционированию в новых социально-экономических условиях, в которых особую важность приобретают не столько знания обучаемого, сколько его способность квалифицированно осуществлять профессиональную деятельность, которая и становится основным объектом оценивания и свойством качества обучения.
На основе анализа состояния современных подходов к построению образовательного процесса в профессиональных учреждениях среднего с профессионального образования сформулированы противоречия между:
- требованиями работодателей к уровню профессиональной компетентности специалиста и сформированным профессионализмом выпускника;
- требованиями студентов к получению конкурентоспособных
умений и действующими репродуктивными технологиями
профессиональной подготовки выпускников;
- возможностями цифровых технологий и недостаточным их использованием в среднем профессиональном образовании, в том числе в процессе проектной деятельности будущих специалистов.
Разрешение указанных противоречий возможно при усилении фундаментальной профессиональной подготовки с акцентом на освоение общих способов анализа производственных ситуаций, выработки исследовательской позиции, формировании умений и навыков проектирования и реализации профессиональной деятельности на основе развития самостоятельности студентов в учебном процессе и организации проектной деятельности студентов.
Обозначенные противоречия позволили сформулировать тему исследования: проектные технологии как средство формирования
информационной культуры студентов педагогического колледжа.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования информационной культуры у студентов учреждений среднего профессионального образования в проектной деятельности.
Объект исследования: процесс обучения студентов колледжа.
Предмет исследования: формирование информационной культуры студентов колледжа в проектной деятельности.
В основу исследования положена гипотеза:
Если в проектной деятельности студентов колледжа будут применяться цифровые технологии сообразно задачам каждого из этапов выполнения проекта, то уровень сформированности информационной культуры студентов повысится.
Гипотеза и цель исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Проанализировать современные подходы в психолого-педагогической литературе и практике образовательных учреждений к организации проектной деятельности и необходимости формирования проективных умений у студентов колледжа.
2. Уточнить сущность, определить компонентный состав проектной деятельности в цифровой образовательной среде.
3. Выявить цифровые технологии, обеспечивающие в проектной деятельности студентов эффективность решения задач на каждом из этапов реализации проекта.
4. Определить критерии оценивания уровня сформированности информационной культуры студентов на каждом из этапов реализации проекта.
5. Разработать учебный курс «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» с учетом формирования проективных умений в цифровой образовательной среде.
6. Провести педагогический эксперимент и оценить эффективность введения учебного курса в аспекте формирования информационной культуры.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ и изучение научно-педагогической литературы; понятийно терминологический анализ; дискуссионная рефлексия; конкретизация теоретического знания; эмпирические методы исследования; психолого-педагогическая диагностика, педагогическое наблюдение, статистическая обработка данных, анализ и обработка результатов педагогического эксперимента; анализ дипломных и курсовых работ, отслеживание трудоустройства выпускников, беседы с выпускниками и работодателями. Ведущим методом исследования является педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость исследования следующем:
1. Выявлены особенности проектной деятельности студентов колледжа в цифровой образовательной среде.
2. Определена роль проектной деятельности в условиях цифровой образовательной среды в формировании информационной культуры у студентов колледжа на каждом этапе реализации проекта.
Практическая значимость исследования состоит в разработке учебного курса ЕН.02 «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» с учетом формирования проективных навыков в цифровой образовательной среде.
Научная новизна выполненного исследования заключается в разработке критериев оценивания этапов выполнения проекта студентами колледжа и уровня сформированности у них проективных умений.
Эмпирическая база - Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский профессиональный колледж» (ГБПОУ ЧелПК).
Диссертация состоит из введения, трех глав, в которых решаются поставленные задачи исследования, заключения, списка использованных источников, а также приложений дополняющих основной текст работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение литературы по проблеме формирования проективных умений у студентов среднего профессионального образования в цифровой образовательной среде позволило выявить особенности преподавания дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» на лабораторно-практических занятиях.
Анализ педагогического исследования по вопросу формирования проективных умений будущего специалиста позволил выделить следующие аспекты. Раскрыта сущность понятий «проективные умения», «цифровая образовательная среда», «проектная деятельность». Рассмотрены основные виды студенческой проектной деятельности. Выявлены цифровые технологии, которые возможно применить на каждом из этапов выполнения проекта.
Результаты проведенного педагогического эксперимента позволяют подтвердить эффективность разработанного учебного курса ЕН.02 «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Экспериментально удалось проверить сформированность проективных умений студентов. Положительная динамика уровня сформированности на контрольном этапе эксперимента подтверждает необходимость применения проектной деятельности в работе со студентами профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования в цифровой образовательной среде в целях формирования информационной культуры обучающихся.



1. Беренфелъд Б. С. Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ (уроки недавнего прошлого и взгляд в будущее) / Б. С. Беренфелъд, К. Л. Бутягина // Вопросы образования. - 2015.- № 3. - С. 23-30.
2. Горохова Р. И. Внедрение ИКТ в практику управления
образованием / Р. И. Горохова, А.С. Иванова IV // Всероссийская научно-практическая конференция (ИТО-Марий ЭЛ-2007) 7-8 июня 2007, г.
Йошкар-Ола. - URL: http://ito.edu.ru/2007/MariyEl/III.html(дата обращения:
19.11.2019) .
3. Гаспарский В. Праксеологический анализ проектных разработок / В. Гаспарский. - Москва : Изд-во Мир, 1978. - 174 с.
4. Гребенюк О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у студентов СПО / О. С. Гребенюк. - Москва : Изд-во Педагогика, 2005.- 156 с. - ISBN 5-88874-004-7.
5. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова- Сибирская. - Москва : Академия, 2007.- 288 с.- ISBN 978-5-7695-4058-5.
6. Кулакова Е. А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности / Е. А. Кулакова // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей / ред. А. С. Обухова. - Москва : НИИ школьных технологий, 2006. - С. 105-110. - ISBN 978-5¬4480-0158-1.
7. Крившенко Л. П. Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф; под ред. Крившенко Л. П. - Москва : ТК Изд-во Проспект,
2010. - 432 с. - ISBN 5-98032-427-5.
8. Кучменко Н. Г. Метод проектов как один из способов формирования и развития социальной активности учащихся / Н. Г. Кучменко, Т. К. Иванова // Молодой ученый. - 2016. - №23. - С. 496-499. - URL https://moluch.ru/archive/127/35141/(дата обращения: 17.01.2020).
9. Митрофанова Г. Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении / Г. Г. Митрофанова // Молодой ученый. - 2011. - №5. Т.2. - С. 148-151. - ISBN 978-5-9909609-2-3.
10. Проектное обучение - 2019-2020: новые проекты и глобальные
задачи : официальный сайт. - Челябинск, 2020. - URL:
https://www.susu.ru/ru/news/2019/11/01/proektnoe-obuchenie-2019-2020- novye-proekty-i-globalnye-zadachi(дата обращения: 11.01.2020).
11. Пахомова Н. Ю. Проектное обучение - что это? / Н. Ю. Пахомова // Методист.- 2004.- №1. - С. 42. - ISBN: 978-5-408-04404-7
12. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении : пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. - Москва : АРКТИ, 2003. - 112с. - ISBN: 978-5-89415-858-7.
13. Проектируем с помощью компьютера: будущему инженеру о САПР / А. Е. Петрилин, Е. Я. Аршанский, Г. Я. Нискевич,. [и др.] Мн.: Университетское, 1991. - 127 с. - (Университет - школе). - ISBN 5-7855¬0335-2.
14. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. - Москва: Академия,
2010. - С. 193-200. - ISBN 978-5-7695-3468-3.
15. Пермина В. Е. Формирование информационной культуры студентов в профессионально-образовательной организации / В. Е. Пермина // Материалы III Международной научно-практической конференции. - Челябинск : ГБУ ДПО ЧИРПО, 2018. - С. 132-134.
16. Пермина В. Е. Формирование информационной культуры студентов железнодорожного профиля / В. Е. Пермина // Сборник материалов I Международного конкурса инновационных проектов и исследовательских работ. - Республика Казахстан, г. Караганда : АО «НК «КТЖ» - «КОМС» Карагандинский железнодорожный колледж, 2018 год. - С. 67-71.
17. Пермина В. Е. Проектировочные умения как средство формирования компетенций цифровой экономики в ПОО / В. Е. Пермина, Дубровина О. С. // Материалы IV Международной научно-практической конференции. - Златоуст : ГБУ ДПО ЧИРПО, 2019. - С. 93-96.
18. Султанова Т. А. Формирование проективных умений студентов: / Т. А. Султанова.- Оренбург : Оренбургский гос. ун-т. ОГУ
2011. -176 с.
19. Сташкевич И. Р. Проектно-технологический принцип
профессионального обучения и его компьютерная реализация: в помощь преподавателю / И. Р. Сташкевич. - Челябинск : Юж.-Урал. науч.-
образоват. центр РАО. ГБУ ВПО Челяб. гос. ун-т. - 2003. - 23 с. - ISBN 5-7563-0139-9.
20. ФГОС СПО 44.02.01 Дошкольное образование. - URL: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/70710642/#61 (дата обращения
10.12.2019)
21. Цифровая экономика Российской Федерации паспорт
национальной программы. - URL: https://base.garant.ru/72190282/(дата
обращения 20.12.2019).
22. Цифровая образовательная среда Информационно¬
аналитический журнал: Аккредитация в образовании. - URL: https: //akvobr.ru/cifrovaya_obrazovatelnaya_sreda_ehto. html (дата обращения
20.10.2019) .
23. Щербакова О. Н. Проективные умения как компонент профессиональной компетентности будущего специалиста в области дошкольного образования / Щербакова О. Н. // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф.- Чита : Молодой ученый,
2011. - С. 201-204. 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ