Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности младших школьников
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования психолого-педагогической
коррекции школьной тревожности младших школьников
1.1 Феномен школьной тревожности у младших школьников в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Психологические особенности школьной тревожности младших
школьников 15
1.3. Модель психолого-педагогической коррекции школьной тревожности младших школьников 24
Глава 2. Организация опытно-экспериментального исследования психолого-педагогической коррекции уровня школьной тревожности младших школьников
2.1. Этапы, методы и методики исследования 33
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего
эксперимента 37
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции школьной тревожности младших школьников
3.1. Психолого-педагогическая программа коррекции школьной тревожности
младших школьников 45
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 51
3.3. Психолого-педагогические рекомендации по коррекции школьной
тревожности младших школьников для педагогов и родителей 56
Заключение 62
Библиографический список
Приложение
Глава I. Теоретические основы исследования психолого-педагогической
коррекции школьной тревожности младших школьников
1.1 Феномен школьной тревожности у младших школьников в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Психологические особенности школьной тревожности младших
школьников 15
1.3. Модель психолого-педагогической коррекции школьной тревожности младших школьников 24
Глава 2. Организация опытно-экспериментального исследования психолого-педагогической коррекции уровня школьной тревожности младших школьников
2.1. Этапы, методы и методики исследования 33
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего
эксперимента 37
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции школьной тревожности младших школьников
3.1. Психолого-педагогическая программа коррекции школьной тревожности
младших школьников 45
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 51
3.3. Психолого-педагогические рекомендации по коррекции школьной
тревожности младших школьников для педагогов и родителей 56
Заключение 62
Библиографический список
Приложение
Психологическое здоровье, которое в значительной степени определяется психологической культурой личности, выступает в качестве одного из основных факторов социального успеха человека. Отсутствие психологической культуры в обществе существенно влияет на возникновение многих проблем современной социальной жизни, в результате чего ребенок от рождения может попасть в «зонуриска» - риск не стать личностью. Следовательно, важно выявить и исправить с помощью психологической коррекции различные проявления психологических расстройств с раннего детства.
Несмотря на достаточное научное исследование обозначенной проблемы, число тревожных первоклассников в школе не уменьшается, а в некоторых случаях даже имеет тенденцию к увеличению. Динамика социальной жизни вызывает увеличение количества стрессовых ситуаций, а, следовательно, и повышение уровня ситуативной тревожности студентов.
Проблема усугубляется тем, что зачастую родители, учителя начальных классов и другие значимые взрослые, осознавая возникшие трудности, не придают этому большого значения, полагая, что с разрешением конкретной ситуации возникновение тревожности у первоклассника исчезнет. В то же время наличие первоклассников в состоянии тревоги влияет на их физическое и психическое здоровье, а также на процесс формирования личности.
Результатом является появление у детей различных невротических расстройств. Засевшие в процессе формирования характера, ситуативная тревожность приводит к формированию низкой самооценки. Взволнованные первоклассники часто испытывают трудности в адаптации к школе, они постоянно находятся в подавленном настроении, они имеют сложные связи с внешним миром. У некоторых адаптации не происходит, что может привести к серьезным последствиям (в некоторых случаях, ребенок не сможет получить полноценное образование и найти свое место в жизни).
Поэтому актуальным вопросом, который входит в число приоритетов, стоящих перед педагогами и школьным психологом, является вопрос своевременной помощи первоклассникам, испытывающим тревогу в начале образовательной деятельности, создание для них таких условий обучения и подготовки, которые способствуют их адаптации. Поэтому проблему ситуативной тревожности, возникающую в период адаптации в школе, необходимо решать, как можно скорее, иначе в будущем возникнет угроза формирования поколения неуверенных, тревожных, абсолютно неспособных адаптироваться к современной жизни людей.
Проблемой тревоги занимались такие отечественные ученые, как И.В. Дубровина, А.С. Спиваковская, Л.М. Костина, А.М. Прихожан, О.А. Карабанова, Р.С. Немов, Л.А. Китаев-Смык и зарубежные исследователи, как А. Адлер, Р. Мэй, С. Салливан, К. Спилберг, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни и другие.
Исходя из вышесказанного, была поставлена цель.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию школьной тревожности младших школьников.
Объект исследования: школьная тревожность младших школьников.
Предмет: психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности младших школьников.
Гипотеза исследования: уровень школьной тревожности младших школьников изменится после проведения программы психолого-педагогической коррекции школьной тревожности младших школьников.
Задачи исследования
1. Проанализировать понятие « тревожность» в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить психологические особенности школьной тревожности младших школьников.
3. Теоретически обосновать модель коррекции школьной тревожности младших школьников.
4.Определить этапы, методы и методики исследования.
5.Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования.
6. Разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников.
7. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования.
8. Разработать психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям коррекции школьной тревожности младших школьников.
Методы и методики исследования
1. Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, целеполагание, моделирование.
2.Эмпирические - формирующий эксперимент психодиагностические: тест школьной тревожности Б. Филлипса, шкала тревожности Сирса, тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
3. Методы количественной обработки данных: Т- критерий Вилкоксона.
База исследования -Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Гимназия № 1 г. Челябинска». В исследовании приняли участие младшие школьники 3 класса в количестве 26 человек.
Несмотря на достаточное научное исследование обозначенной проблемы, число тревожных первоклассников в школе не уменьшается, а в некоторых случаях даже имеет тенденцию к увеличению. Динамика социальной жизни вызывает увеличение количества стрессовых ситуаций, а, следовательно, и повышение уровня ситуативной тревожности студентов.
Проблема усугубляется тем, что зачастую родители, учителя начальных классов и другие значимые взрослые, осознавая возникшие трудности, не придают этому большого значения, полагая, что с разрешением конкретной ситуации возникновение тревожности у первоклассника исчезнет. В то же время наличие первоклассников в состоянии тревоги влияет на их физическое и психическое здоровье, а также на процесс формирования личности.
Результатом является появление у детей различных невротических расстройств. Засевшие в процессе формирования характера, ситуативная тревожность приводит к формированию низкой самооценки. Взволнованные первоклассники часто испытывают трудности в адаптации к школе, они постоянно находятся в подавленном настроении, они имеют сложные связи с внешним миром. У некоторых адаптации не происходит, что может привести к серьезным последствиям (в некоторых случаях, ребенок не сможет получить полноценное образование и найти свое место в жизни).
Поэтому актуальным вопросом, который входит в число приоритетов, стоящих перед педагогами и школьным психологом, является вопрос своевременной помощи первоклассникам, испытывающим тревогу в начале образовательной деятельности, создание для них таких условий обучения и подготовки, которые способствуют их адаптации. Поэтому проблему ситуативной тревожности, возникающую в период адаптации в школе, необходимо решать, как можно скорее, иначе в будущем возникнет угроза формирования поколения неуверенных, тревожных, абсолютно неспособных адаптироваться к современной жизни людей.
Проблемой тревоги занимались такие отечественные ученые, как И.В. Дубровина, А.С. Спиваковская, Л.М. Костина, А.М. Прихожан, О.А. Карабанова, Р.С. Немов, Л.А. Китаев-Смык и зарубежные исследователи, как А. Адлер, Р. Мэй, С. Салливан, К. Спилберг, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни и другие.
Исходя из вышесказанного, была поставлена цель.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию школьной тревожности младших школьников.
Объект исследования: школьная тревожность младших школьников.
Предмет: психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности младших школьников.
Гипотеза исследования: уровень школьной тревожности младших школьников изменится после проведения программы психолого-педагогической коррекции школьной тревожности младших школьников.
Задачи исследования
1. Проанализировать понятие « тревожность» в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить психологические особенности школьной тревожности младших школьников.
3. Теоретически обосновать модель коррекции школьной тревожности младших школьников.
4.Определить этапы, методы и методики исследования.
5.Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования.
6. Разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников.
7. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования.
8. Разработать психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям коррекции школьной тревожности младших школьников.
Методы и методики исследования
1. Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, целеполагание, моделирование.
2.Эмпирические - формирующий эксперимент психодиагностические: тест школьной тревожности Б. Филлипса, шкала тревожности Сирса, тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
3. Методы количественной обработки данных: Т- критерий Вилкоксона.
База исследования -Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Гимназия № 1 г. Челябинска». В исследовании приняли участие младшие школьники 3 класса в количестве 26 человек.
Нами проведено исследование на тему «Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности младших школьников».
Тревожность - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, которые вызывают повышенную тревогу у детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Тревожность отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка, ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающим миром.
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, каждого ребенка на данном этапе возрастного развития. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее. Школьная тревожность - это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия. Наиболее типичное, возникновение школьной тревожности, связанно с социальными и психологическими факторами, или фактор образовательных программ.
Для осуществления психолого-педагогической коррекции-школьной тревожности было сформировано дерево целей исследования и создана модель психолого-педагогической коррекции уровня школьной тревожности младших школьников. Генеральная цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить программу психолого- педагогической коррекции школьной тревожности младших школьников в условиях общеобразовательного учреждения. Модель включает в себя четыре блока: теоретический, диагностико-аналитический, коррекционный и блок оценки психолого-педагогической коррекции. Исследование школьной тревожности младших школьников проходило в три этапа: подготовительный этап, собственно исследование и обработка полученных данных, интерпретация результатов. Были выбраны теоретические: (анализ, синтез, обобщение научных источников, моделирование), эмпирические (констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование по методикам), математический (Т-критерий Вилкоксона) методы, и методики: тест школьной тревожности Б. Филлипса, шкала тревожности Сирса, тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 1 г. Челябинска». В исследовании приняли участие младшие школьники 3 класса в количестве 26 человек. В исследовании участвовало 22 человека, из которых, у 8 учащихся были высокие показатели по уровню тревожности, а для 14 коррекционная программа была желательна, так как у них была предрасположенность к высокому показателю школьной тревожности.
По результатам повторных диагностик и использования математического критерия Вилкоксона, было выявлено, что коррекция оказалась эффективной, нам удалось достигнуть цели работы, выполнить задачи и подтвердить гипотезу
Тревожность - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, которые вызывают повышенную тревогу у детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Тревожность отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка, ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающим миром.
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, каждого ребенка на данном этапе возрастного развития. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее. Школьная тревожность - это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия. Наиболее типичное, возникновение школьной тревожности, связанно с социальными и психологическими факторами, или фактор образовательных программ.
Для осуществления психолого-педагогической коррекции-школьной тревожности было сформировано дерево целей исследования и создана модель психолого-педагогической коррекции уровня школьной тревожности младших школьников. Генеральная цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить программу психолого- педагогической коррекции школьной тревожности младших школьников в условиях общеобразовательного учреждения. Модель включает в себя четыре блока: теоретический, диагностико-аналитический, коррекционный и блок оценки психолого-педагогической коррекции. Исследование школьной тревожности младших школьников проходило в три этапа: подготовительный этап, собственно исследование и обработка полученных данных, интерпретация результатов. Были выбраны теоретические: (анализ, синтез, обобщение научных источников, моделирование), эмпирические (констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование по методикам), математический (Т-критерий Вилкоксона) методы, и методики: тест школьной тревожности Б. Филлипса, шкала тревожности Сирса, тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 1 г. Челябинска». В исследовании приняли участие младшие школьники 3 класса в количестве 26 человек. В исследовании участвовало 22 человека, из которых, у 8 учащихся были высокие показатели по уровню тревожности, а для 14 коррекционная программа была желательна, так как у них была предрасположенность к высокому показателю школьной тревожности.
По результатам повторных диагностик и использования математического критерия Вилкоксона, было выявлено, что коррекция оказалась эффективной, нам удалось достигнуть цели работы, выполнить задачи и подтвердить гипотезу
Подобные работы
- Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Управление процессом психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с ЗПР
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности у пятиклассников с ЗПР в условиях образовательной среды
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения младших
школьников средствами игротерапии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у младших школьников с нарушениями зрения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая коррекция школьной тревожности младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2024 - Коррекция ситуативной тревожности младших школьников средствами арт-терапии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



