Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности младших школьников

Работа №80404

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы120
Год сдачи2019
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
256
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования психолого-педагогической
коррекции школьной тревожности младших школьников
1.1 Феномен школьной тревожности у младших школьников в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Психологические особенности школьной тревожности младших
школьников 15
1.3. Модель психолого-педагогической коррекции школьной тревожности младших школьников 24
Глава 2. Организация опытно-экспериментального исследования психолого-педагогической коррекции уровня школьной тревожности младших школьников
2.1. Этапы, методы и методики исследования 33
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего
эксперимента 37
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции школьной тревожности младших школьников
3.1. Психолого-педагогическая программа коррекции школьной тревожности
младших школьников 45
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 51
3.3. Психолого-педагогические рекомендации по коррекции школьной
тревожности младших школьников для педагогов и родителей 56
Заключение 62
Библиографический список
Приложение

Психологическое здоровье, которое в значительной степени определяется психологической культурой личности, выступает в качестве одного из основных факторов социального успеха человека. Отсутствие психологической культуры в обществе существенно влияет на возникновение многих проблем современной социальной жизни, в результате чего ребенок от рождения может попасть в «зонуриска» - риск не стать личностью. Следовательно, важно выявить и исправить с помощью психологической коррекции различные проявления психологических расстройств с раннего детства.
Несмотря на достаточное научное исследование обозначенной проблемы, число тревожных первоклассников в школе не уменьшается, а в некоторых случаях даже имеет тенденцию к увеличению. Динамика социальной жизни вызывает увеличение количества стрессовых ситуаций, а, следовательно, и повышение уровня ситуативной тревожности студентов.
Проблема усугубляется тем, что зачастую родители, учителя начальных классов и другие значимые взрослые, осознавая возникшие трудности, не придают этому большого значения, полагая, что с разрешением конкретной ситуации возникновение тревожности у первоклассника исчезнет. В то же время наличие первоклассников в состоянии тревоги влияет на их физическое и психическое здоровье, а также на процесс формирования личности.
Результатом является появление у детей различных невротических расстройств. Засевшие в процессе формирования характера, ситуативная тревожность приводит к формированию низкой самооценки. Взволнованные первоклассники часто испытывают трудности в адаптации к школе, они постоянно находятся в подавленном настроении, они имеют сложные связи с внешним миром. У некоторых адаптации не происходит, что может привести к серьезным последствиям (в некоторых случаях, ребенок не сможет получить полноценное образование и найти свое место в жизни).
Поэтому актуальным вопросом, который входит в число приоритетов, стоящих перед педагогами и школьным психологом, является вопрос своевременной помощи первоклассникам, испытывающим тревогу в начале образовательной деятельности, создание для них таких условий обучения и подготовки, которые способствуют их адаптации. Поэтому проблему ситуативной тревожности, возникающую в период адаптации в школе, необходимо решать, как можно скорее, иначе в будущем возникнет угроза формирования поколения неуверенных, тревожных, абсолютно неспособных адаптироваться к современной жизни людей.
Проблемой тревоги занимались такие отечественные ученые, как И.В. Дубровина, А.С. Спиваковская, Л.М. Костина, А.М. Прихожан, О.А. Карабанова, Р.С. Немов, Л.А. Китаев-Смык и зарубежные исследователи, как А. Адлер, Р. Мэй, С. Салливан, К. Спилберг, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни и другие.
Исходя из вышесказанного, была поставлена цель.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию школьной тревожности младших школьников.
Объект исследования: школьная тревожность младших школьников.
Предмет: психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности младших школьников.
Гипотеза исследования: уровень школьной тревожности младших школьников изменится после проведения программы психолого-педагогической коррекции школьной тревожности младших школьников.
Задачи исследования
1. Проанализировать понятие « тревожность» в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить психологические особенности школьной тревожности младших школьников.
3. Теоретически обосновать модель коррекции школьной тревожности младших школьников.
4.Определить этапы, методы и методики исследования.
5.Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования.
6. Разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников.
7. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования.
8. Разработать психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям коррекции школьной тревожности младших школьников.
Методы и методики исследования
1. Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, целеполагание, моделирование.
2.Эмпирические - формирующий эксперимент психодиагностические: тест школьной тревожности Б. Филлипса, шкала тревожности Сирса, тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
3. Методы количественной обработки данных: Т- критерий Вилкоксона.
База исследования -Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Гимназия № 1 г. Челябинска». В исследовании приняли участие младшие школьники 3 класса в количестве 26 человек.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нами проведено исследование на тему «Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности младших школьников».
Тревожность - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, которые вызывают повышенную тревогу у детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Тревожность отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка, ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающим миром.
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, каждого ребенка на данном этапе возрастного развития. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее. Школьная тревожность - это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия. Наиболее типичное, возникновение школьной тревожности, связанно с социальными и психологическими факторами, или фактор образовательных программ.
Для осуществления психолого-педагогической коррекции-школьной тревожности было сформировано дерево целей исследования и создана модель психолого-педагогической коррекции уровня школьной тревожности младших школьников. Генеральная цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить программу психолого- педагогической коррекции школьной тревожности младших школьников в условиях общеобразовательного учреждения. Модель включает в себя четыре блока: теоретический, диагностико-аналитический, коррекционный и блок оценки психолого-педагогической коррекции. Исследование школьной тревожности младших школьников проходило в три этапа: подготовительный этап, собственно исследование и обработка полученных данных, интерпретация результатов. Были выбраны теоретические: (анализ, синтез, обобщение научных источников, моделирование), эмпирические (констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование по методикам), математический (Т-критерий Вилкоксона) методы, и методики: тест школьной тревожности Б. Филлипса, шкала тревожности Сирса, тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 1 г. Челябинска». В исследовании приняли участие младшие школьники 3 класса в количестве 26 человек. В исследовании участвовало 22 человека, из которых, у 8 учащихся были высокие показатели по уровню тревожности, а для 14 коррекционная программа была желательна, так как у них была предрасположенность к высокому показателю школьной тревожности.
По результатам повторных диагностик и использования математического критерия Вилкоксона, было выявлено, что коррекция оказалась эффективной, нам удалось достигнуть цели работы, выполнить задачи и подтвердить гипотезу



1. Абрамова Г.С. Практическая психология.М.: Академия, 2008. 368 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. С-Петербург,
2009. С. 45 - 47.
3. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии: в 2 т. Т. 2 М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2011.964 с.
4. Аникеев Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 2009.319 с.
5. Бардиер Г.Л., Никольская И.М. Что касается меня: Сомнения и переживания младших школьников. СПб.: Речь, 2009.203 с.
6. Бодалёв А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2006.440 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2014. - 43 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.СПб.: Питер, 2008. 276 с.
9. Большая психологическая энциклопедия. ЭКСМО, 2007.544с.
10. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак,2003. 672 с.
11. Бороздина Г.В. Психология и педагогика. Учебник. М.: Юрайт. Серия: Бакалавр. Базовый курс, 2014. 480 с.
12. Возрастная психология: детство, отрочество, юность:
Хрес-томатия: Учебное пособие для пед. вузов. М.: Академия,2011.624 с.
13. Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии //Тонус, 2008. № 5. С. 79.
14. Галкова К.М. Специфика агрессивности и тревожности у детей младшего школьного возраста в семьях с разными детско-родительскими отношениями вестник психофизиологии, 2015. № 3. С. 64-69.
15. Горностаева З.Я., Орлова Л.В. Психологическая защита у детей: как проявляется и от чего защищает // Начальная школа, 2016. № 5. С. 24-25.
16. Гуревич, П.С. Психология и педагогика. Учебник. М.: Юрайт, 2014.480 с.
17. Гурова, Е.В. Психология развития и возрастная психология: тексты: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2005.174 с.
18. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост.СПб., 2013. - 180 с.
19. Дети с аффективным поведением. М.: Просвещение, 2016. С.49-50.
20. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М.: Гардарики, 2010.255 с.
21. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр « Академия» , 2007.384 с.
22. Джеймс У. Психология. М.: Академический Проект, 2011.320 с.
23. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. М.: Издательство Перо, 2015. - 200 с.
24. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость как ключевая компетенция: монография. Челябинск: Изд-во « АТОКСО», 2010.183 с.
25. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности: Монография.М.: Изд-во « Перо» , 2014. 173 с.
26. Долгова В.И., Иванова Л.В., Крыжановская Н.В. Регламент аттестационных материалов. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015.132 с.
27. Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. Челябинск: Изд- во « АТОКСО» , 2010. 111с.
28. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова, Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. М.: Издательство Перо, 2015.180 с.
29. Дубровина, И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014.464 с.
30. Жеребкина В.Ф. Педагогическая психология:
учебнометодическое пособие.Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012 .252 с.
31. Захаренко Е.С. взаимосвязь компонентов психологического здоровья в младшем школьной возрасте (на примере тревожности и уверенности личности) Вестник Алтайской государственной педагогической академии, 2018.22 с.
32. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.:Издательский центр « Академия» , 2013.С. 67-69.
33. Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб., 2016. 53 с.
34. Ильина Т.А. Педагогика школы. М.: Просвещение, 2009. 198с.
35. Истратова, О.Н. Психодиагностика. Ростов н/Д.: изд-во Феникс, 2008.376 с.
36. Казанская К.О. Детская и возрастная психология. М.: А-Приор,
2010. 160 с.
37. Ключко О. И. Гендерная педагогика и психология: учеб. Пособие. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2005.156 с.
38. Коротаева А.И., Артемьева Е.А. Особенности диагностики
тревожности младших школьников во внеурочной деятельности. В сборнике: Дошкольное и начальное образование: современные методические подходы Международная конференция « Чтения Ушинского» педагогический факультет ЯГПУ. 2015.С. 99 - 103.
39. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.:Питер, 2012. 448с.
40. Левитов Н.Д. Психология характера. М., 2009.275 с.
41. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2010. 511с.
42. Литвиненко Н.В., Чернова Н.Н. направления психологической коррекции школьной тревожности младших школьников. М.: Эксмо,2008. 97 с.
43. Луговская, А. Ребенок без проблем. М.: Эксмо, 2008. 352 с.
44. Малкина-Пых, И. Возрастные кризисы. Эксмо. Серия: Справочник практического психолога,2011. 896 с.
45. Мерлин, В. Психология индивидуальности. МОДЭК, МПСИ. Серия: Психологи России, 2009. 544 с.
46. Микляева, А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь,2012. 248 с.
47. Мухина, В. Возрастная психология: Феноменология развития,
2011. 656 с.
48. Научно-методический электронный журнал Концепт № Т13, 2017. С. 51-55.
49. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1: Основы общей психологии. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2009.688 с.
50. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.3: Основы общей психологии. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2009.673 с.
51. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ « Сфера» , 2011.240 с.
52. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М.: Наука, 2008.664 с.
53. Павлов И.П. Психология личности. Определения, схемы, таблицы. М.: Феникс. Серия: Зачет и экзамен, 2015.112 с.
54. Петровский А.В. Психология: учебник. 4-е изд., стереотип. М.: Academia, 2008.501 с.
55. Прихожан A.M. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10-12 лет: Программа курса занятий// Руководство практического психолога. М., 2015.49 с.
56. Прихожан A.M. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10-12 лет: Программа курса занятий// Руководство практического психолога. М., 2015.23 с.
57. Прихожан А.М. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10-12 лет: Программа курса занятий// Руководство практического психолога. М., 2015.65 с.
58. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст 2-е изд. Санкт - петербург: Питер, 2009. 192 с.
59. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации в практической деятельности/ Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М.: Новая школа, 2009. 144 с.
60. Психология. Социология. Педагогика. 2012. № 6 (19). С. 43-46.
61. Работа с родителями. Психоаналитическая психотерапия с детьми и подростками. М.: Когито-Центр, 2006. 196 с.
62. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб: «Питер» , 2010.712 с.
63. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2009.134 с.
64. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2010. 256 с.
65. Свеницкий А. Л. Краткий психологический словарь. М.: Проспект, 2007.512 с.
66. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 3-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 2009.304 с.
67. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки данных. - СПб.: ООО «Речь» , 2003. 250 с.
68. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста. М.: Институт практической психологии, 2007. 304 с.
69. Фрейд, З. Психоанализ творчества. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Достоевский. М.: Алгоритм, 2016. 256 с.
70. Фромм Э. Человек для себя. М.: Республика, 1993.320с.
71. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Новые пути в психоанализе. СПб.: Питер, 2013.304 с.
72. Шевченко С. Г. Коррекционное обучение: Организационно-педагогические аспекты. М.; Гуманитарное издание центр. ВЛАДОС, 2015. С. 5-7.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ