ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР РОМАНА «СОН В КРАСНОМ ТЕРЕМЕ» 5
1.1 Жизнь и творчество Цао Сюэциня 5
1.2 Общая характеристика романа «Сон в красном тереме» 7
1.3 Система образов романа 10
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 14
ГЛАВА 2. ОТРАЖЕНИЕ В КОСТЮМАХ ГЕРОЕВ РОМАНА «СОН В КРАСНОМ ТЕРЕМЕ» МАТЕРИАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО МИРА ЭПОХИ 15
2.1 Цзя Баоюй 15
2.2 Ван Сифэн 27
2.3 Линь Дайюй и Сюэ Баочай 29
2.4 Описание костюмов других персонажей романа 35
2.5 Основные цвета и стиль костюмов 42
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 45
ГЛАВА 3. КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ В ЭПОХУ ЦИН 46
3.1 Работы художников XVIII века 46
3.2 Иллюстрации к роману «Сон в красном тереме» 50
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Тема нашей квалификационной работы - «Китайский костюм как отражение материального и духовного мира (на материале романа Цао Сюэциня «Сон в красном тереме» и китайской живописи XVIII века)».
Цель работы - исследовать функции костюма в романе «Сон в красном тереме» и в произведениях живописи, чтобы найти отражение особенностей материального и духовного мира современной автору эпохи Цин.
Поставленная цель определяет ряд задач:
1. Дать общую характеристику жизни и творчества Цао Сюэциня, его роману «Сон в красном тереме».
2. Дать анализ портретов героев романа с точки зрения использования в них различных элементов одежды, обуви, украшений и причесок.
3. Понять, какую эпоху (Мин или Цин) отражают костюмы героев романа.
4. Рассмотреть работы художников Цинской эпохи (Лан Шинин, Гао Ципэй, Гай Ци, Сунь Вэнь), выяснить, как разные художники интерпретируют образы персонажей романа.
5. Создать образ материального и соответствующий ему духовный образ художественного мира, отраженного в романе «Сон в красном тереме».
Объект - роман Цао Сюэциня «Сон в красном тереме» и произведения художников Цинской эпохи (Лан Шинин, Гао Ципэй, Гай Ци, Сунь Вэнь).
Предмет исследования - различные виды описания костюмов и аксессуаров персонажей романа, в которых отражается дух эпохи, представленный Цао Сюэцином.
Актуальность работы заключается в постоянно возрастающем интересе к китайской классической литературе в России и в особенности к деталям романа «Сон в красном тереме», которые могут дать более полное представление о жизни и быте того времени. Данный роман - это одно из самых значительных произведений китайской литературы, в мировой синологии этому произведению посвящено огромное количество исследований. Сама тематика такого рода исследований довольно популярна среди китайских ученых, существует множество работ, посвященных анализу костюмов и внешнему виду персонажей, однако в российском литературоведении этому аспекту романа уделено недостаточно внимания.
Теоретическую основу работы составляют труды русских и иностранных исследователей, а именно: Д. Н. Воскресенский [17], Л. П. Сычев и В. Л. Сычев [12], М. В. Крюков [8], В. В. Малявин [8, 9, 10], Б.Б. Вахтин [3], Жозен Бертин-Гест [6], Цзян Дунлянь [14, 15], Хэ Чжиюнь [21, 22] и др.
Основными методами исследования являются аналитический и описательный.
Структура работы нашей ВКР состоит из введения, в котором определяются цели, задачи, предмет, объект, актуальность исследования, трех глав и заключения, в котором подводятся итоги исследования. Первая глава посвящена общей характеристике жизни и творчества писателя, его романа и системе образов романа. Вторая глава посвящена исследованию костюмов главных персонажей романа. В третьей главе мы пытаемся найти соответствия между костюмами в романе и костюмами в работах китайских художников.
Подводя итоги выпускной квалификационной работы, можно сказать, что поставленные задачи выполнены в полной мере. В ходе проведённого исследования нами были детально рассмотрены функции костюма персонажей в романе «Сон в красном тереме» и в произведениях живописи XVIII века, в результате чего были найдены особенности материального и духовного мира современной писателю эпохи Цин.
В первой главе мы описали жизнь Цао Сюэциня, его благородное происхождение и трагическую судьбу семьи, что нашло отражение в его произведении - романе «Сон в красном тереме», который многие исследователи считают автобиографическим. Также дали характеристику роману, описали его главные особенности, заключающиеся в истории создания и названии произведения, ознакомились с системой образов в романе.
Во второй главе мы детально проанализировали портреты некоторых героев романа с точки зрения использования в них различных элементов одежды, обуви, украшений и причесок. Мы заметили, что многие детали совсем не случайны в облике персонажа, что позволило глубже раскрыть их символическое значение. Благодаря этому, мы смогли лучше понять авторский замысел. Например, в описании нарядов Цзя Баоюя часто упоминаются бабочки, мех лисы и жемчуг. Символический смысл этих вещей отсылает нас к фантастическому миру, говорит о его необыкновенной судьбе. Наряды Ван Сифэн украшены мехом белки, что напоминает образ крысы, который в китайской культуре имеет как положительные, так и отрицательные качества, что очень похоже на характер самой Фэнцзе. Линь Дайюй часто носит одежду белого или лунного цвета, этим приемом автор показывает, что девушка имеет отношение к фантастическому миру и далека от мира реального. Сюэ Баочай автор несколько раз сравнивает с лотосом, священным цветком буддизма. Этим автор подчёркивает, что девушка не участвует во многих заговорах и интригах и с достоинством выдерживает эти испытания.
В нашем исследовании было замечено, что у китайского костюма в ту эпоху появилась новая функция, а именно - политическая лояльность к правящей власти. Однако Цао Сюэцинь, хотя жил и творил в эпоху Цин, в изображении костюмов персонажей чаще обращался к стилю одежды, более характерному для предыдущей эпохи Мин. Во-первых, это частое использование красного цвета, который был под запретом во времена жизни писателя. Во-вторых, хотя мы видим на страницах романа элементы маньчжурского костюма, но все же в основном присутствует ханьский стиль, что больше всего заметно в прическах персонажей романа. Поэтому можно с уверенностью сказать, что, несмотря на жесткие ограничения со стороны власти, внутри семьи сохранялись традиционные устои и ценности, что нашло отражение в стиле, главных элементах и цветовом решении костюмов.
В рассмотренных нами работах художников Цинской эпохи (Лан Шинин, Гао Ципэй, Гай Ци, Сунь Вэнь) используются разные техники живописи. Наблюдается соединение стилей изображения традиционно китайской и маньчжурской одежды, однако национальные ханьские элементы имеют преобладающее значение. Картины Гай Ци и Сунь Вэня, иллюстрировавших роман «Сон в красном тереме», помогают исследователям взглянуть на образы героев с точки зрения читателя эпохи Цин. Мы заметили, что, хотя художники опирались на один текст романа, все равно дали разную интерпретацию образов персонажей.
В процессе исследования было установлено несомненное влияние внутреннего мира героя романа на его внешний облик, что видно на примере образов многих персонажей в исследовании, это Цзя Баоюй, Ван Сифэн, Линь Дайюй, Сюэ Баочай и другие. Таким образом, цель и задачи, поставленные во введении, можно считать успешно выполненными.
1. Аникина, Г. П. Китайская классическая литература: Учебно - методическое пособие / Г. П. Аникина, И. Ю. Воробьёва. - Хабаровск: Дальневосточный государственный гуманитарный университет, 2008. - 153 с.
2. Большая иллюстрированная энциклопедия. Амулеты и талисманы. - СПб.: СЗКЭО, 2015. - 208 с.
3. Вахтин, Б.Б. Страна Хань. Очерки о культуре древнего Китая / Б.Б. Вахтин. - СПб.: Детгиз, 1959. - 312 с.
4. Всеобщая история искусств. Т. 2. Искусство средних веков. Книга вторая / под ред. А. Д. Чегодаева - М.: Искусство, 1961. - 1039 с.
5. Духовная культура Китая. Искусство / ред. М. Л. Титаренко. - М.: Восточная литература, 2010. - 1031 с.
6. Жозен Бертин-Гест, Традиционная китайская вышивка. История. Техника. Мотивы / Жозен Бертин-Гест. - М.: Кристина и Ко, 2007. - 126 с.
7. Кравцова, М. Е. Мировая художественная культура, История искусства Китая: Учебное пособие / М. Е. Кравцова. - СПб: «Лань»; «ТРИАБА», 2004. - 960 с.
8. Крюков, М. В. Этническая история китайцев на рубеже
средневековья и нового времени / М. В. Крюков, В. В. Малявин, М. В. Софронов. - М.: Издательство «Наука», Главная редакция Восточной
Литературы, 1987. - 318 с.
9. Малявин, В. В. Китайская цивилизация / В. В. Малявин. - М.: Издательство «Апрель», 2001. - 632 с.
10. Малявин, В. В. Повседневная жизнь Китая в эпоху Мин / В. В. Малявин. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 451 с.
11. Сидихменов, В. Я. Китай. Страницы прошлого / Сидихменов В. Я. - Смоленск: Русич, 2000. - 464 с.
12. Сычев Л. П. Китайский костюм. Символика. История. Трактовка в литературе и искусстве / Сычев Л. П., Сычев В. Л. - М.: ИВ АН СССР, 1975. - 172 с.
13. Sun Ming Ju, Chinese fashions / Sun Ming Ju. - New York: Dover publications.inc, 2002. - 49 p.
14. ^#^, tt^WS/ ^#^. - ЖЖ: ОЯШШ, 2017. - 98 Ж.
15. ^#^, X^±£ / Д'7< - ЖЖ: Х^^ЖХЖ±, 2015. - 41 X.
Электронные ресурсы
16. Богушевская, В.А. Семантика цветонаименований в китайском языке (универсальное и национальное) [Электронный ресурс] / В.А. Богушевская. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/semantika- tsvetonaimenovanii-v-kitaiskom-yazyke-universalnoe-i-natsionalnoe
(дата обращения: 10.05.2020).
17. Воскресенский, Д. Н. Сага о большой семье [Электронный ресурс] /
Д. Н. Воскресенский. - Режим доступа:
http://philology.ru/literature4/voskresensky-95.htm (дата обращения: 11.05.2020).
18. Николаева, В. Б. Маньчжурский костюм эпохи династии Цин
[Электронный ресурс] / В. Б. Николаева. - Режим доступа:
https://www.dissercat.com/content/manchzhurskii-kostyum-epokhi-dinastii-tsin (дата обращения: 9.05.2020).
19. Петренко, Д. П. Образ женщины в художественной литературе
Китая на примере романа «Сон в красном тереме» и «Рассказов Ляо Чжая о необычайном» [Электронный ресурс] / Д. П. Петренко. - Режим доступа:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35611896 (дата обращения: 08.05.2020).
20. Писцов, К. М. «Неведома зверушка» с роскошного халата
[Электронный ресурс] / К. М. Писцов. - Режим доступа:
http://unis.shpl.ru/Pages/Search/BookCard.aspx?Id=547598 (дата обращения:
07.05.2020).
21. Хэ, Чжиюнь. Философский концепт в культуре китайского костюма [Электронный ресурс] / Хэ Чжиюнь. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/filosofskiy-kontsept-v-kulture-kitayskogo-kostyuma (дата обращения: 10.05.2020).
22. Хэ, Чжиюнь. Эволюция китайского традиционного костюма в
северном Китае как репрезентация социокультурных кодов картины мира [Электронный ресурс]/ Хэ Чжиюнь. - Режим доступа:
https://www.dissercat.com/content/evolyutsiya-kitaiskogo-traditsionnogo-kostyuma- v-severnom-kitae-kak-otrazhenie-sotsiokulturn (дата обращения: 10.05.2020).
23. Цао, Сюэцинь. Сон в красном тереме. - Т. 1, пер. с кит.
В. А. Панасюка, под ред. В.С. Таскина [Электронный ресурс] / Цао Сюэцинь. - Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=5574&p=1 (дата обращения:
05.05.2020).
24. Цао, Сюэцинь. Сон в красном тереме. - Т. 2, пер. с кит.
В. А. Панасюка, под ред. В. С. Таскина [Электронный ресурс] / Цао Сюэцинь. - Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=5575&p=1 (дата обращения:
05.05.2020).
25. Цао, Сюэцинь. Сон в красном тереме. - Т. 3, пер. с кит. В. А. Панасюка, под ред. В. С. Таскина [Электронный ресурс] / Цао Сюэцинь. - Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=5576 (дата обращения: 05.05.2020).
26. Чжан, Линь. Семиотическая система одежды и украшений в романе Цао Сюэциня «Сон в красном тереме» [Электронный ресурс] / Чжан Линь, Чжэн Луянь. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/articleZn/semioticheskaya- sistema-odezhdy-i-ukrasheniy-v-romane-tsao-syuetsinya-son-v-krasnom-tereme (дата обращения: 10.05.2020).
27. Шипановская, Л. М. Символическое значение красного цвета в романе Цао Сюэциня «Сон в красном тереме» [Электронный ресурс] /
Л. М. Шипановская, А. А. Иванов. - Режим доступа:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27400406 (дата обращения: 10.05.2020).
28. |ЖЖ^. ЖЖЖ О!^^» ЖШЙ^Ж^ [Электронный ресурс] / 1ЖЖ^,ЖЖЙ. - Режим доступа: https://www.doc88.com/p-93847803765.html (дата обращения: 10.05.2020).
29. w^. МЖ ««>» Ж^АШМ±О [Электронный
ресурс] / Ш ^ ^ . - Режим доступа: https://www.doc88.com/p-
7733286428070.html (дата обращения: 9.05.2020).
30. ЖАЖ. ХШ^АА ((»»> ФЖ!ЖШД«А[Электронный
ресурс] / Ж А Ж . - Режим доступа: https://www.doc88.com/p-
1136939495819.html (дата обращения: 16.05.2020).
31. АД. А^:АЙ^^^ЖА^ЙШ [Электронный ресурс] / АД. - Режим доступа: https://www.doc88.com/p-9935690149605.html (дата обращения: 16.05.2020).
32. АД. ^Т^^Й^ЙЙЖА [Электронный ресурс] / АД. - Режим
доступа: https://www.doc88.com/p-7945655311772.html (дата обращения:
18.05.2020).
33. АЖ^. ОХ^^))ЖШД^гдААЖ [Электронный ресурс] / ДД ^. - Режим доступа: https://wenku.baidu.com/view/6ea5e2322af90242a8e5ce.html (дата обращения: 10.05.2020).
34. AS. ОХ^^))Й^Ж!ШЙАДА [Электронный ресурс] / AS. - Режим доступа: https://www.doc88.com/p-7055650697359.html (дата обращения: 6.05.2020).
35. ^Ж^. О1^^))АДЖДВДЖАДЖ^ [Электронный ресурс] / ^Ж^. - Режим доступа: https://www.doc88.com/p-8748593375879.html (дата обращения: 8.05.2020).
36. ^OlM. т£«Ц^^»1Ж!МЙ^2Ж [Электронный ресурс] / ^OlM. - Режим доступа: https://www.doc88.com/p-9912301621298.html (дата обращения: 9.05.2020).
37. ЗМ&. '^ж {^^^» Ф!ЖЖЖШ^^ [Электронный ресурс] /
^ 1$ . - Режим доступа: https://www.doc88.com/p-4621660027944.html (дата
обращения: 9.05.2020).
38. ^^#. ОХ^^» 1ЖШ^ [Электронный ресурс] / ^^#. - Режим доступа: https://www.doc88.com/p-0038543057986.html (дата обращения: 7.05.2020).
39. ЖЖЖ. ^^^ ОХ^^ЙФЮ) [Электронный ресурс] / ЖЖЖ. - Режим доступа: https://www.doc88.com/p-7428799165725.html (дата обращения: 9.05.2020).