Развитие выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 9
1.1 Характеристика понятия «выносливость» в теории и практике
физической культуры и спорта 9
1.2 Физиологические характеристики выносливости 16
1.3 Анатомо-физиологические особенности развития выносливости у
юных лыжников-гонщиков 12-13 лет 24
1.4 Средства и методы развития выносливости лыжников-гонщиков в
подготовительном периоде 32
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ 43
2.1 Организация, методы, методики исследования 43
2.2 Методика развития выносливости у лыжников-гонщиков в
подготовительном периоде к соревнованиям 52
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 59
3.1 Анализ показателей выносливости у лыжников-гонщиков 12-13 лет до эксперимента 59
3.2 Анализ показателей выносливости у лыжников-гонщиков 12-13 лет после эксперимента 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ А 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 9
1.1 Характеристика понятия «выносливость» в теории и практике
физической культуры и спорта 9
1.2 Физиологические характеристики выносливости 16
1.3 Анатомо-физиологические особенности развития выносливости у
юных лыжников-гонщиков 12-13 лет 24
1.4 Средства и методы развития выносливости лыжников-гонщиков в
подготовительном периоде 32
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ 43
2.1 Организация, методы, методики исследования 43
2.2 Методика развития выносливости у лыжников-гонщиков в
подготовительном периоде к соревнованиям 52
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 59
3.1 Анализ показателей выносливости у лыжников-гонщиков 12-13 лет до эксперимента 59
3.2 Анализ показателей выносливости у лыжников-гонщиков 12-13 лет после эксперимента 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ А 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
В современной действительности постоянная эволюция методологии, теории и методики лыжного спорта, ведущих параметров учебно-тренировочных программ, которые обеспечивают повышение уровня результативности спортсменов, а также расширение и интенсификацию диапазона физических способностей, потребовала серьезного совершенствования форм и принципов построения учебно-тренировочного процесса, выдвинула в качестве целевого ориентира для научного поиска идею развития ведущих физических качеств у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям [5, 11].
Ведущим физическим качеством в лыжном спорте выступает выносливость. Выносливость - это способность противостоять утомлению при двигательной деятельности, совершать продолжительную во времени физическую работу. В лыжных гонках продолжительность циклической работы детерминирует уровень спортивной результативности, поэтому к подготовительному периоду к соревнованиям, как наиважнейшему этапу в годовом цикле подготовки спортсменов, где закладываются предпосылки к достижению наивысших показателей, предъявляются особые требования к развитию общей и специальной выносливости [4].
Тем самым изучение эффективных средств, методов и форм организации воздействия на развитие выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям своевременно и актуально.
В настоящее время исследуемая проблема изучена весьма широко. Проблеме развития выносливости у лыжников-гонщиков посвящены исследования О.Н. Антоновой, А.И. Головачева, А.М. Когута, Ю.В. Верхошанского, Л.П. Матвеева, А.А. Василькова, А.А. Крестовникова, Л.А. Раздобариной, А.И. Санниковой, Г.Д. Стаунэ, В.П. Краснова, А.А. Семкина,
В.М. Киселева и других исследователей [4, 19, 29, 31].
В исследованиях вышеприведенных авторов существует множество взглядов на теорию и методику развития физических способностей лыжников- гонщиков. Во мнениях исследователей по данной проблеме имеются значительные расхождения в выборе и применении наиболее рациональных соотношений средств и методов развития выносливости в подготовительном периоде к соревнованиям. Также в работах исследователей нет ясности в вопросах структуры и дозирования тренировочных нагрузок на выносливость с детьми 12-13 лет, занимающихся лыжными гонками.
Тем самым, в настоящее время нет относительно законченной методики развития выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям, что ограничивает возможность физиологически адекватно интенсифицировать учебно-тренировочные занятия, а также обосновывать индивидуальные физические нагрузки для детей, занимающихся лыжными гонками.
В связи с этим, возникает необходимость создания эффективно действующей методики развития выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям, которая обеспечила бы должный уровень развития общей и специальной выносливости у спортсменов.
Цель исследования - разработать и апробировать методику развития выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям.
Объект исследования - процесс развития выносливости у лыжников- гонщиков.
Предмет исследования - методика развития выносливости у лыжников- гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям.
На основе изучения отечественных и зарубежных источников по общей теории спорта и частным ее концепциям, а также обобщения опыта подготовки в лыжном спорте была выдвинута следующая гипотеза исследования: методика развития выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям будет эффективной при соответствии:
- сочетания оптимального подбора средств и методов в тренировочном процессе подготовительного периода лыжников-гонщиков;
- соответствующих допустимым границам индивидуально дозированных физических нагрузок;
- направленности подготовительного периода к соревнованиям в различных его структурах.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи:
1) Проанализировать понятие «выносливость» в теории и практике физической культуры и спорта;
2) Выявить физиологические характеристики выносливости;
3) Рассмотреть анатомо-физиологические особенности развития выносливости у юных лыжников-гонщиков 12-13 лет;
4) Изучить средства и методы развития выносливости лыжников- гонщиков в подготовительном периоде;
5) Экспериментальным путем определить эффективность разработанной методики развития выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям.
Методологической основой исследования являлись фундаментальные исследования физического воспитания и спортивной тренировки (В.М. Зациорский, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, В.П. Филин); частные концепции спортивной тренировки в лыжном спорте (В.П. Краснов, А.А. Семкин, В.М. Киселев).
Научная новизна исследования. Разработана и реализована методика развития выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям. Раскрыто регламентирование нагрузок равномерного, переменного и повторного характера с целью оптимизации тренировочного процесса, который предполагает параллельное применение этапного, текущего и оперативного видов контроля в процессе обследования детей, при условии использования педагогических и медико-биологических показателей для всесторонней оценки подготовленности.
Теоретическая значимость. Полученные материалы помогают раскрыть системное проявление общей и специальной выносливости у лыжников- гонщиков 12-13 лет. В данном аспекте показано, что наличие эффективной методики позволит повысить динамику развития выносливости у лыжников- гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям.
Практическая значимость. Выявлены подходы, направления и условия улучшения показателей выносливости у лыжников-гонщиков. Достигнут положительный эффект от применения методики развития выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям, выдвинутых теоретических положений и разработанных методических рекомендаций.
Исследование включало следующие этапы:
Первый этап был посвящен анализу литературных источников по проблеме исследования.
На втором этапе, который имел поисковую и констатирующую направленность, изучалась научно-исследовательская литература по общей теории, методологии спортивной подготовки лыжников-гонщиков. При этом значительное внимание уделялось оценке уровня развития выносливости у лыжников 12-13 лет.
На данном этапе нами была разработана методика развития выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям. Осваивались и апробировались различные оценки интегральных, комплексных, дифференциальных и локальных показателей применительно к видам (этапному, текущему и оперативному), относительно количества частных задач и объема применяемых характеристик (углубленных, избирательных и локальных), в зависимости от используемых средств и методов (педагогический и медико-биологический) контроля.
На третьем этапе, который носил формирующий характер, был проведен педагогический эксперимент в соответствии с научно-методическими
экспериментальной работы. Дети контрольной экспериментальной групп принимали участие в учебно-тренировочном процессе. Отличие экспериментальной группы от контрольной было в том, что для детей экспериментальной группы была разработана и реализована методика развития выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям.
На четвертом этапе, который предполагал обобщающий характер, нами была осуществлена математическая обработка экспериментального материала, его обобщение и интерпретация с формулированием выводов и практических рекомендаций.
Организация исследования
Исследование проводилось на базе: МБУ СШОР №5 по лыжным видам спорта, г. Челябинск. Исследованием были охвачены дети 12-13 лет, которые посещали данное учреждение.
Исследования проводились в рамках нескольких последовательных и взаимосвязанных этапов, которые обеспечивали преемственность в планировании, организации, получении, обработке, интерпретации и представлении теоретического и экспериментального материала.
Методы исследования: изучение научно-исследовательской литературы по теме исследования, анализ, синтез и обобщение фактов; наблюдение, тестирование, беседа; педагогический эксперимент; методы математической обработки экспериментальных данных (подсчет среднего арифметического значения, среднего квадратического отклонения, параметрический метод сравнения двух выборок).
Апробация результатов работы
Основные результаты исследования доложены и обсуждены на: XVIII международной научно-практической конференции «EurasiaScience» (15 декабря 2018, г. Москва)
Публикация по материалам диссертации Козориз В.П. Развитие выносливости лыжников-гонщиков в подготовительном периоде / В.П. Козориз // EurasiaScience» : сборник статей XVIII международной научно-практической конференции. - Москва: НИЦ «Актуальность РФ», 2018. - С. 30-31.
Объем и структура диссертации
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Библиография содержит 70 источников.
Основные положения, выносимые на защиту:
а) Повышение уровня показателей выносливости у лыжников- гонщиков возможно при соответствии сочетания оптимального подбора средств и методов в тренировочном процессе подготовительного периода лыжников-гонщиков; соответствующих допустимым границам индивидуально дозированных физических нагрузок; направленности подготовительного периода к соревнованиям в различных его структурах;
б) Применение нашей методики в контроле за уровнем развития выносливости у лыжников-гонщиков 12-13 лет эффективнее по сравнению с традиционной;
в) Разработанная методика развития выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям является оптимальной для детей 12-13 лет.
Ведущим физическим качеством в лыжном спорте выступает выносливость. Выносливость - это способность противостоять утомлению при двигательной деятельности, совершать продолжительную во времени физическую работу. В лыжных гонках продолжительность циклической работы детерминирует уровень спортивной результативности, поэтому к подготовительному периоду к соревнованиям, как наиважнейшему этапу в годовом цикле подготовки спортсменов, где закладываются предпосылки к достижению наивысших показателей, предъявляются особые требования к развитию общей и специальной выносливости [4].
Тем самым изучение эффективных средств, методов и форм организации воздействия на развитие выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям своевременно и актуально.
В настоящее время исследуемая проблема изучена весьма широко. Проблеме развития выносливости у лыжников-гонщиков посвящены исследования О.Н. Антоновой, А.И. Головачева, А.М. Когута, Ю.В. Верхошанского, Л.П. Матвеева, А.А. Василькова, А.А. Крестовникова, Л.А. Раздобариной, А.И. Санниковой, Г.Д. Стаунэ, В.П. Краснова, А.А. Семкина,
В.М. Киселева и других исследователей [4, 19, 29, 31].
В исследованиях вышеприведенных авторов существует множество взглядов на теорию и методику развития физических способностей лыжников- гонщиков. Во мнениях исследователей по данной проблеме имеются значительные расхождения в выборе и применении наиболее рациональных соотношений средств и методов развития выносливости в подготовительном периоде к соревнованиям. Также в работах исследователей нет ясности в вопросах структуры и дозирования тренировочных нагрузок на выносливость с детьми 12-13 лет, занимающихся лыжными гонками.
Тем самым, в настоящее время нет относительно законченной методики развития выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям, что ограничивает возможность физиологически адекватно интенсифицировать учебно-тренировочные занятия, а также обосновывать индивидуальные физические нагрузки для детей, занимающихся лыжными гонками.
В связи с этим, возникает необходимость создания эффективно действующей методики развития выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям, которая обеспечила бы должный уровень развития общей и специальной выносливости у спортсменов.
Цель исследования - разработать и апробировать методику развития выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям.
Объект исследования - процесс развития выносливости у лыжников- гонщиков.
Предмет исследования - методика развития выносливости у лыжников- гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям.
На основе изучения отечественных и зарубежных источников по общей теории спорта и частным ее концепциям, а также обобщения опыта подготовки в лыжном спорте была выдвинута следующая гипотеза исследования: методика развития выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям будет эффективной при соответствии:
- сочетания оптимального подбора средств и методов в тренировочном процессе подготовительного периода лыжников-гонщиков;
- соответствующих допустимым границам индивидуально дозированных физических нагрузок;
- направленности подготовительного периода к соревнованиям в различных его структурах.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи:
1) Проанализировать понятие «выносливость» в теории и практике физической культуры и спорта;
2) Выявить физиологические характеристики выносливости;
3) Рассмотреть анатомо-физиологические особенности развития выносливости у юных лыжников-гонщиков 12-13 лет;
4) Изучить средства и методы развития выносливости лыжников- гонщиков в подготовительном периоде;
5) Экспериментальным путем определить эффективность разработанной методики развития выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям.
Методологической основой исследования являлись фундаментальные исследования физического воспитания и спортивной тренировки (В.М. Зациорский, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, В.П. Филин); частные концепции спортивной тренировки в лыжном спорте (В.П. Краснов, А.А. Семкин, В.М. Киселев).
Научная новизна исследования. Разработана и реализована методика развития выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям. Раскрыто регламентирование нагрузок равномерного, переменного и повторного характера с целью оптимизации тренировочного процесса, который предполагает параллельное применение этапного, текущего и оперативного видов контроля в процессе обследования детей, при условии использования педагогических и медико-биологических показателей для всесторонней оценки подготовленности.
Теоретическая значимость. Полученные материалы помогают раскрыть системное проявление общей и специальной выносливости у лыжников- гонщиков 12-13 лет. В данном аспекте показано, что наличие эффективной методики позволит повысить динамику развития выносливости у лыжников- гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям.
Практическая значимость. Выявлены подходы, направления и условия улучшения показателей выносливости у лыжников-гонщиков. Достигнут положительный эффект от применения методики развития выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям, выдвинутых теоретических положений и разработанных методических рекомендаций.
Исследование включало следующие этапы:
Первый этап был посвящен анализу литературных источников по проблеме исследования.
На втором этапе, который имел поисковую и констатирующую направленность, изучалась научно-исследовательская литература по общей теории, методологии спортивной подготовки лыжников-гонщиков. При этом значительное внимание уделялось оценке уровня развития выносливости у лыжников 12-13 лет.
На данном этапе нами была разработана методика развития выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям. Осваивались и апробировались различные оценки интегральных, комплексных, дифференциальных и локальных показателей применительно к видам (этапному, текущему и оперативному), относительно количества частных задач и объема применяемых характеристик (углубленных, избирательных и локальных), в зависимости от используемых средств и методов (педагогический и медико-биологический) контроля.
На третьем этапе, который носил формирующий характер, был проведен педагогический эксперимент в соответствии с научно-методическими
экспериментальной работы. Дети контрольной экспериментальной групп принимали участие в учебно-тренировочном процессе. Отличие экспериментальной группы от контрольной было в том, что для детей экспериментальной группы была разработана и реализована методика развития выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям.
На четвертом этапе, который предполагал обобщающий характер, нами была осуществлена математическая обработка экспериментального материала, его обобщение и интерпретация с формулированием выводов и практических рекомендаций.
Организация исследования
Исследование проводилось на базе: МБУ СШОР №5 по лыжным видам спорта, г. Челябинск. Исследованием были охвачены дети 12-13 лет, которые посещали данное учреждение.
Исследования проводились в рамках нескольких последовательных и взаимосвязанных этапов, которые обеспечивали преемственность в планировании, организации, получении, обработке, интерпретации и представлении теоретического и экспериментального материала.
Методы исследования: изучение научно-исследовательской литературы по теме исследования, анализ, синтез и обобщение фактов; наблюдение, тестирование, беседа; педагогический эксперимент; методы математической обработки экспериментальных данных (подсчет среднего арифметического значения, среднего квадратического отклонения, параметрический метод сравнения двух выборок).
Апробация результатов работы
Основные результаты исследования доложены и обсуждены на: XVIII международной научно-практической конференции «EurasiaScience» (15 декабря 2018, г. Москва)
Публикация по материалам диссертации Козориз В.П. Развитие выносливости лыжников-гонщиков в подготовительном периоде / В.П. Козориз // EurasiaScience» : сборник статей XVIII международной научно-практической конференции. - Москва: НИЦ «Актуальность РФ», 2018. - С. 30-31.
Объем и структура диссертации
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Библиография содержит 70 источников.
Основные положения, выносимые на защиту:
а) Повышение уровня показателей выносливости у лыжников- гонщиков возможно при соответствии сочетания оптимального подбора средств и методов в тренировочном процессе подготовительного периода лыжников-гонщиков; соответствующих допустимым границам индивидуально дозированных физических нагрузок; направленности подготовительного периода к соревнованиям в различных его структурах;
б) Применение нашей методики в контроле за уровнем развития выносливости у лыжников-гонщиков 12-13 лет эффективнее по сравнению с традиционной;
в) Разработанная методика развития выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям является оптимальной для детей 12-13 лет.
В данной работе представлена тема о развитии выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям. Актуальность настоящего исследования заключается в том, что в настоящее время нет относительно законченной методики развития выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям, что ограничивает возможность физиологически адекватно интенсифицировать учебно-тренировочные занятия, а также обосновывать индивидуальные физические нагрузки для детей, занимающихся лыжными гонками.
Нами было проанализировано понятие «выносливость» в теории и практике физической культуры и спорта. Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Выносливость как физическое качество проявляется в двух основных формах: в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности; в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления. Различают общую и специальную выносливость. Общая
выносливость - это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности.
Также нами были выявлены физиологические характеристики выносливости. Выносливость, с точки зрения физиологических факторов, характеризуется функциональной помехоустойчивостью нервных центров, возможностью длительное время поддерживать необходимое соотношение между процессами возбуждения и торможения; вместе с тем, большинство типов выносливости обеспечивается высокой дееспособностью сердечно-сосудистой, дыхательной и других вегетативных систем организма, слаженностью обменных процессов, необходимой координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.
Помимо этого мы рассмотрели анатомо-физиологические особенности развития выносливости у юных лыжников-гонщиков 12-13 лет. Организм детей 12-13 лет, занимающихся лыжными гонками, находится еще в состоянии развития и укрепляется, поэтому немаловажная роль отводится подбору методов и средств применяемых в тренировочном процессе на этапе начальной специализации. В результате занятиями лыжными гонками у детей 12-13 лет происходят значительные психофизиологические изменения: развитие сердечно-сосудистой, дыхательной систем, развитие мышечных групп, развитие психических процессов - восприятие, запоминание. Учебно-тренировочная работа с детьми данного возраста может быть успешной лишь в том случае, если тренер хорошо знает психофизиологические особенности лыжников-гонщиков и учитывает эти особенности в занятиях.
Кроме того мы изучили средства и методы развития выносливости лыжников-гонщиков в подготовительном периоде. Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и т.д.) в подготовительном периоде к соревнованиям являются специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства. В подготовительном периоде к соревнованиям в лыжных гонках выделяют следующие методы развития выносливости: равномерный, переменный, интервальный, метод круговой тренировки, соревновательный и игровой. В настоящее время следует говорить о четырехэтапном характере воспитания выносливости как наиболее эффективном.
Также мы экспериментальным путем определили эффективность разработанной методики развития выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям.
Обобщая результаты экспериментального исследования, стоит отметить, что:
- Повышение уровня показателей выносливости у лыжников-гонщиков возможно при соответствии сочетания оптимального подбора средств и методов в тренировочном процессе подготовительного периода лыжников- гонщиков; соответствующих допустимым границам индивидуально дозированных физических нагрузок; направленности подготовительного периода к соревнованиям в различных его структурах;
- Применение нашей методики в контроле за уровнем развития выносливости у лыжников-гонщиков 12-13 лет эффективнее по сравнению с традиционной;
- Разработанная методика развития выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям является оптимальной для детей 12-13 лет.
Тем самым, цель исследования достигнута, гипотеза полностью подтверждена.
Нами было проанализировано понятие «выносливость» в теории и практике физической культуры и спорта. Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Выносливость как физическое качество проявляется в двух основных формах: в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности; в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления. Различают общую и специальную выносливость. Общая
выносливость - это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности.
Также нами были выявлены физиологические характеристики выносливости. Выносливость, с точки зрения физиологических факторов, характеризуется функциональной помехоустойчивостью нервных центров, возможностью длительное время поддерживать необходимое соотношение между процессами возбуждения и торможения; вместе с тем, большинство типов выносливости обеспечивается высокой дееспособностью сердечно-сосудистой, дыхательной и других вегетативных систем организма, слаженностью обменных процессов, необходимой координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.
Помимо этого мы рассмотрели анатомо-физиологические особенности развития выносливости у юных лыжников-гонщиков 12-13 лет. Организм детей 12-13 лет, занимающихся лыжными гонками, находится еще в состоянии развития и укрепляется, поэтому немаловажная роль отводится подбору методов и средств применяемых в тренировочном процессе на этапе начальной специализации. В результате занятиями лыжными гонками у детей 12-13 лет происходят значительные психофизиологические изменения: развитие сердечно-сосудистой, дыхательной систем, развитие мышечных групп, развитие психических процессов - восприятие, запоминание. Учебно-тренировочная работа с детьми данного возраста может быть успешной лишь в том случае, если тренер хорошо знает психофизиологические особенности лыжников-гонщиков и учитывает эти особенности в занятиях.
Кроме того мы изучили средства и методы развития выносливости лыжников-гонщиков в подготовительном периоде. Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и т.д.) в подготовительном периоде к соревнованиям являются специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства. В подготовительном периоде к соревнованиям в лыжных гонках выделяют следующие методы развития выносливости: равномерный, переменный, интервальный, метод круговой тренировки, соревновательный и игровой. В настоящее время следует говорить о четырехэтапном характере воспитания выносливости как наиболее эффективном.
Также мы экспериментальным путем определили эффективность разработанной методики развития выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям.
Обобщая результаты экспериментального исследования, стоит отметить, что:
- Повышение уровня показателей выносливости у лыжников-гонщиков возможно при соответствии сочетания оптимального подбора средств и методов в тренировочном процессе подготовительного периода лыжников- гонщиков; соответствующих допустимым границам индивидуально дозированных физических нагрузок; направленности подготовительного периода к соревнованиям в различных его структурах;
- Применение нашей методики в контроле за уровнем развития выносливости у лыжников-гонщиков 12-13 лет эффективнее по сравнению с традиционной;
- Разработанная методика развития выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям является оптимальной для детей 12-13 лет.
Тем самым, цель исследования достигнута, гипотеза полностью подтверждена.
Подобные работы
- Развитие специальной выносливости у лыжников - гонщиков
13 - 14 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ НАЧИНАЮЩИХ ЛЫЖНИКОВ 13-14 ЛЕТ НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2015 - Методика развития выносливости у детей 9-11 лет занимающимися лыжными гонками в подготовительном периоде
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Методика развития специальной выносливости лыжников-гонщиков 13-14 лет в предсезонный период подготовки
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - Исследование выносливости у юных лыжников-гонщиков в условиях рекреационного туризма
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2022 - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 14-15 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 12-14 ЛЕТ С ПРИМЕНЕНИЕМ СТАТОДИНАМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ - ГОНЩИКОВ 13-14 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие специальной выносливости лыжников - гонщиков 16 - 20 лет в
летний подготовительный период
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



