Организационно-педагогические условия нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста 10
1.1. Состояние проблемы нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в педагогической и психологической литературе 10
1.2. Особенности нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении 16
1.3. Организационно-педагогические условия нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста 25
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Опытно-поисковая работа по апробации организационно-педагогических условий нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста 35
2.1. Цели и задачи опытно-поисковой работы 35
2.2. Реализация организационно-педагогических условий нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста 45
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста 51
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста 10
1.1. Состояние проблемы нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в педагогической и психологической литературе 10
1.2. Особенности нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении 16
1.3. Организационно-педагогические условия нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста 25
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Опытно-поисковая работа по апробации организационно-педагогических условий нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста 35
2.1. Цели и задачи опытно-поисковой работы 35
2.2. Реализация организационно-педагогических условий нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста 45
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста 51
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Процессы обновления общества в экономической, политической, социальной и духовной сферах обусловливают и качественные изменения во всех звеньях системы образования России, в том числе и дошкольном образовании [44].
Развитие и воспитание нравственно полноценной личности, через приобщение к моральным нормам и привитие гражданских чувств, выступает актуальным направлением современного российского образования. Задачи нравственно-патриотического воспитания сформулированы в нормативных документах.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»(2009 г.) рассматривает задачи, такие как: обеспечение готовности и способности к духовному развитию и нравственному совершенствованию, на основе моральных норм, принятии личностью национальных ценностей и традиций, к которым относятся патриотизм, гражданственность, семья, традиционные российские религии, искусство и литература, которые лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития детей. Осуществление данных задач происходит посредством применения нескольких принципов: нравственный пример педагога, социально-педагогического партнёрства, индивидуально-личностного развития, а также на основе социальной востребованности воспитания[31].
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и др.), рассматривает процесс нравственно-патриотического воспитания как решение приоритетной задачи, которой является, нравственное развитие с элементами привития гражданских чувств, разделяющей российские, традиционные духовные ценности, обладающей знаниями и умениями способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины, опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как, человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством[56].
В ст. 3 закона «Об образовании в РФ», представлены следующие принципы государственной политики, которые являются направлениями нравственно-патриотического воспитания, такими как, развитие личности, гражданственности, патриотизма, приобщение детей к социальным нормам, традициям семьи, общества и государства. В то же время, следует отметить, что решению данных задач мешает разнообразие представлений о нравственно-патриотическом воспитании, отсутствие единых требований по данному направлению, а также практико-ориентированных методов и форм взаимодействия с ребёнком в данном аспекте [58].
Актуальность проблемы и темы исследования на социально-педагогическом уровне определяется потребностью общества в воспитании высоконравственной, самостоятельной личности, способной к активной коммуникации, ориентированной на социальные и личностные ценности [58].
Проблемами нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста занимались известные исторические деятели, писатели-просветители, русские и советские педагоги: М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев[45], Н.М. Карамзин, В.Г. Белинский и др. В своих работах исследователи рассматривали процесс нравственно-патриотического воспитания, выделяя различные аспекты данного процесса, содержание и организацию формирования гуманных отношений, этических представлений о нормах, правилах поведения, а также руководство педагогическим коллективом по решению задач нравственно-патриотического воспитания и др.[62].
К. Д. Ушинский считал, что человек должен быть физически, умственно, нравственно и гармонически развит. Воспитание, по мнению К.Д.Ушинского, это целенаправленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания, Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности[55].
В основном педагогическом сочинении Ф.Фребеля «Воспитание человека» (1826) ,подчёркнуто, что человек является творцом своей судьбы. Воспитание же должно выявить и развить в человеке соответствующие творческие задатки, способствующие раскрытию его способностей. Также он сформулировал несколько законов воспитания, такие как самораскрытие божественного начала в человеке, поступательное развитие человека, закон природосообразного воспитания. Фребель полагал, что ребёнок в своем развитии творчески повторяет исторические этапы генезиса человеческого сознания[60].
Я.А. Коменский реализует идеи воспитывающего обучения, неоднократно подчёркивая, что «учёность является спутницей высокой морали и нравственности». В своём учении, он говорит о нравственном назначении истинного знания. Ведь правильно организованное обучение воспитывает умеренность, мужеству дети учатся, «преодолевая самих себя», а справедливости учатся «никого не оскорбляя, воздавая каждому своё, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность» [30].
Опираясь на гуманистические, демократические основания, Коменский выдвигает требования воспитания чувства любви и уважения к окружающим. Образование должно стать «кузницей гуманизма», очагом воспитания человечности, в том числе в детском саду должны господствовать доверие, взаимное уважение, вежливость и чувства гражданственности. Можно выделить несколько методов нравственного воспитания по Я.А.Коменскому, среди которых можно назвать личный пример, наставление (поучение), упражнение, поощрение и наказание[30].
Р.С.Буре было выявлено, что особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку-труженику, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду, различной деятельности, в том числе и учебной[8]. Также ей сделан вывод, что особую группу чувств составляют высшие чувства, к которым относятся: нравственные, эстетические, интеллектуальные[9].
В современных исследованиях Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой,
М.Ю. Новицкой, Е.П. Арнаутовой, отражены проблемы приобщения детей к истории, культуре, социальной жизни родного края, города.
В педагогических исследованиях О. А. Князевой, С.А. Козловой[26],
С.Е.Шукшиной раскрываются проблемы осознания детьми своей культуры и её особенностей.
Но в педагогике недостаточно современных исследований по нравственно-патриотическому воспитанию с учётом обновлённого состояния общества и системы образования в том числе.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования исходит из потребностей сферы дошкольного образования в более широком теоретическом освящении исследуемой проблемы с учётом современных требований воспитания детей старшего дошкольного возраста.
На научно-методическом уровне актуальность представлена отсутствием или недостатком профессиональной компетентности педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность исследования обуславливается противоречиями между:
- возрастающей потребностью в воспитании высоконравственной и патриотической личности и недостаточным уровнем практического решения проблемы нравственно-патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении;
- наличием большого объёма теоретического материала по проблеме воспитания детей старшего дошкольного возраста и недостатком современной литературы для организации деятельности по данному направлению;
- необходимостью профессионального и компетентного подхода в разработке и реализации организационно - педагогических условий и недостаточным уровнем подготовленности педагогов в решении вопросов нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия определили тему нашего исследования «Организационно-педагогические условия нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении»
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и опытно-поисковым путём проверить организационно-педагогические условия нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс организации нравственно¬
патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс организации нравственно¬
патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста обеспечивается реализацией следующих условий:
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды материалами нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
- активизация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
- повышение компетентности педагога в организации нравственно- патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Выявить состояние разработанности проблемы нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в психологической и педагогической литературе
2. Раскрыть содержательную сущность нравственно-патриотического воспитания их особенности и специфику организации в работе с детьми старшего дошкольного возраста
3. Выявить, теоретически обосновать и опытно-поисковым путём проверить условия, обеспечивающие эффективность нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
4. Разработать комплекс методических мероприятий по повышению компетентности педагогов дошкольного образования по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические методы исследования (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики); эмпирические методы исследования (наблюдение, опросные методы, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного предъявления результатов)
Этапы исследования:
I этап - (сентябрь - декабрь 2017года). На данном этапе осуществлялось накопление теоретического материала, анализировался опыт нравственно-патриотического воспитания у детей 5-7 лет, строились гипотезы относительно особенностей организации нравственно-патриотического воспитания детей 5-7 лет
II этап - (март 2017- декабрь 2018года), включающий апробацию организационно-педагогических условий воспитания детей старшего дошкольного возраста по направлению нравственности и патриотизма в условиях дошкольного образовательного учреждения; обработку, проверку и систематизацию полученных результатов (проведение формирующего и контрольного этапов)
III этап - (январь - май 2018года), предполагал анализ, обобщение и систематизацию результатов работы; оформление материалов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №29(СП) г. Челябинска.
Теоретическая значимость заключается в том, что уточнено понятие, выявлены, теоретически обоснованы и апробированы организационно-педагогические условия процесса нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Практическая значимость заключается в том, что наше исследование поможет практически реализовать направление нравственно-патриотического воспитания посредством применения комплекса мероприятий по повышению квалификации педагогов по данному направлению, представленных в работе.
Структура исследования: состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка используемой литературы (в количестве 63 наименований) и 8 приложений. Текст иллюстрируют 3 таблицы и 4 рисунка.
Развитие и воспитание нравственно полноценной личности, через приобщение к моральным нормам и привитие гражданских чувств, выступает актуальным направлением современного российского образования. Задачи нравственно-патриотического воспитания сформулированы в нормативных документах.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»(2009 г.) рассматривает задачи, такие как: обеспечение готовности и способности к духовному развитию и нравственному совершенствованию, на основе моральных норм, принятии личностью национальных ценностей и традиций, к которым относятся патриотизм, гражданственность, семья, традиционные российские религии, искусство и литература, которые лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития детей. Осуществление данных задач происходит посредством применения нескольких принципов: нравственный пример педагога, социально-педагогического партнёрства, индивидуально-личностного развития, а также на основе социальной востребованности воспитания[31].
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и др.), рассматривает процесс нравственно-патриотического воспитания как решение приоритетной задачи, которой является, нравственное развитие с элементами привития гражданских чувств, разделяющей российские, традиционные духовные ценности, обладающей знаниями и умениями способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины, опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как, человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством[56].
В ст. 3 закона «Об образовании в РФ», представлены следующие принципы государственной политики, которые являются направлениями нравственно-патриотического воспитания, такими как, развитие личности, гражданственности, патриотизма, приобщение детей к социальным нормам, традициям семьи, общества и государства. В то же время, следует отметить, что решению данных задач мешает разнообразие представлений о нравственно-патриотическом воспитании, отсутствие единых требований по данному направлению, а также практико-ориентированных методов и форм взаимодействия с ребёнком в данном аспекте [58].
Актуальность проблемы и темы исследования на социально-педагогическом уровне определяется потребностью общества в воспитании высоконравственной, самостоятельной личности, способной к активной коммуникации, ориентированной на социальные и личностные ценности [58].
Проблемами нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста занимались известные исторические деятели, писатели-просветители, русские и советские педагоги: М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев[45], Н.М. Карамзин, В.Г. Белинский и др. В своих работах исследователи рассматривали процесс нравственно-патриотического воспитания, выделяя различные аспекты данного процесса, содержание и организацию формирования гуманных отношений, этических представлений о нормах, правилах поведения, а также руководство педагогическим коллективом по решению задач нравственно-патриотического воспитания и др.[62].
К. Д. Ушинский считал, что человек должен быть физически, умственно, нравственно и гармонически развит. Воспитание, по мнению К.Д.Ушинского, это целенаправленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания, Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности[55].
В основном педагогическом сочинении Ф.Фребеля «Воспитание человека» (1826) ,подчёркнуто, что человек является творцом своей судьбы. Воспитание же должно выявить и развить в человеке соответствующие творческие задатки, способствующие раскрытию его способностей. Также он сформулировал несколько законов воспитания, такие как самораскрытие божественного начала в человеке, поступательное развитие человека, закон природосообразного воспитания. Фребель полагал, что ребёнок в своем развитии творчески повторяет исторические этапы генезиса человеческого сознания[60].
Я.А. Коменский реализует идеи воспитывающего обучения, неоднократно подчёркивая, что «учёность является спутницей высокой морали и нравственности». В своём учении, он говорит о нравственном назначении истинного знания. Ведь правильно организованное обучение воспитывает умеренность, мужеству дети учатся, «преодолевая самих себя», а справедливости учатся «никого не оскорбляя, воздавая каждому своё, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность» [30].
Опираясь на гуманистические, демократические основания, Коменский выдвигает требования воспитания чувства любви и уважения к окружающим. Образование должно стать «кузницей гуманизма», очагом воспитания человечности, в том числе в детском саду должны господствовать доверие, взаимное уважение, вежливость и чувства гражданственности. Можно выделить несколько методов нравственного воспитания по Я.А.Коменскому, среди которых можно назвать личный пример, наставление (поучение), упражнение, поощрение и наказание[30].
Р.С.Буре было выявлено, что особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку-труженику, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду, различной деятельности, в том числе и учебной[8]. Также ей сделан вывод, что особую группу чувств составляют высшие чувства, к которым относятся: нравственные, эстетические, интеллектуальные[9].
В современных исследованиях Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой,
М.Ю. Новицкой, Е.П. Арнаутовой, отражены проблемы приобщения детей к истории, культуре, социальной жизни родного края, города.
В педагогических исследованиях О. А. Князевой, С.А. Козловой[26],
С.Е.Шукшиной раскрываются проблемы осознания детьми своей культуры и её особенностей.
Но в педагогике недостаточно современных исследований по нравственно-патриотическому воспитанию с учётом обновлённого состояния общества и системы образования в том числе.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования исходит из потребностей сферы дошкольного образования в более широком теоретическом освящении исследуемой проблемы с учётом современных требований воспитания детей старшего дошкольного возраста.
На научно-методическом уровне актуальность представлена отсутствием или недостатком профессиональной компетентности педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность исследования обуславливается противоречиями между:
- возрастающей потребностью в воспитании высоконравственной и патриотической личности и недостаточным уровнем практического решения проблемы нравственно-патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении;
- наличием большого объёма теоретического материала по проблеме воспитания детей старшего дошкольного возраста и недостатком современной литературы для организации деятельности по данному направлению;
- необходимостью профессионального и компетентного подхода в разработке и реализации организационно - педагогических условий и недостаточным уровнем подготовленности педагогов в решении вопросов нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия определили тему нашего исследования «Организационно-педагогические условия нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении»
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и опытно-поисковым путём проверить организационно-педагогические условия нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс организации нравственно¬
патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс организации нравственно¬
патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста обеспечивается реализацией следующих условий:
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды материалами нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
- активизация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
- повышение компетентности педагога в организации нравственно- патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Выявить состояние разработанности проблемы нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в психологической и педагогической литературе
2. Раскрыть содержательную сущность нравственно-патриотического воспитания их особенности и специфику организации в работе с детьми старшего дошкольного возраста
3. Выявить, теоретически обосновать и опытно-поисковым путём проверить условия, обеспечивающие эффективность нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
4. Разработать комплекс методических мероприятий по повышению компетентности педагогов дошкольного образования по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические методы исследования (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики); эмпирические методы исследования (наблюдение, опросные методы, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного предъявления результатов)
Этапы исследования:
I этап - (сентябрь - декабрь 2017года). На данном этапе осуществлялось накопление теоретического материала, анализировался опыт нравственно-патриотического воспитания у детей 5-7 лет, строились гипотезы относительно особенностей организации нравственно-патриотического воспитания детей 5-7 лет
II этап - (март 2017- декабрь 2018года), включающий апробацию организационно-педагогических условий воспитания детей старшего дошкольного возраста по направлению нравственности и патриотизма в условиях дошкольного образовательного учреждения; обработку, проверку и систематизацию полученных результатов (проведение формирующего и контрольного этапов)
III этап - (январь - май 2018года), предполагал анализ, обобщение и систематизацию результатов работы; оформление материалов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №29(СП) г. Челябинска.
Теоретическая значимость заключается в том, что уточнено понятие, выявлены, теоретически обоснованы и апробированы организационно-педагогические условия процесса нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Практическая значимость заключается в том, что наше исследование поможет практически реализовать направление нравственно-патриотического воспитания посредством применения комплекса мероприятий по повышению квалификации педагогов по данному направлению, представленных в работе.
Структура исследования: состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка используемой литературы (в количестве 63 наименований) и 8 приложений. Текст иллюстрируют 3 таблицы и 4 рисунка.
Данное исследование посвящено одной из актуальных проблем нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. В результате проделанной работы нами был решен ряд задач.
Проведён анализ литературных источников по проблеме нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. И был сделан вывод, что нравственно-патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс социализации ребёнка, посредством привития ребёнку моральных норм и ценностей, а также любви к Родине, своему Отечеству, своей семье.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу увидели, что процесс нравственного и патриотическое воспитание населения страны в российском обществе стал острой социально-педагогической проблемой, требующей незамедлительного решения. Эта проблема напрямую касается и российского образования, в новой парадигме которого выдвигаются задачи развития высоконравственной и социализированной личности. Важнейшей современной образовательной стратегией является формирование у детей дошкольного нравственности и патриотизма, которые представлены как система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на нравственное воспитание детей как полноценных граждан и патриотов своей страны.
Было изучено состояние развивающей предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию, посредством использования оценочной карты. Результаты данной диагностики способствовали выбору более эффективной методики нравственно-патриотического воспитания, через наполнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими играми, иллюстрациями, картотеками и иными материалами, способствующими углублению знаний детей о Родине, Отечестве, знаменитых соотечественниках, а также нормах и ценностях общества.
Изучена сущность взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Что способствовало выбору более активных форм работы с родителями по данному направлению.
Разработана и внедрена серия мероприятий, способствующих информированию и активизации взаимодействия с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Также нами был изучен уровень профессиональной компетентности педагогов в группах старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию. Эти данные помогли нам выбрать более эффективные способы повышения компетентности, посредством введения инновационных форм, таких как мастер-класс, круглый стол, игры- викторины и т.д. После апробации данных методик было проведено контрольное исследование, которое показало значительную положительную динамику изменения уровня профессиональной компетентности педагогов.
Теперь мы можем констатировать тот факт, что наполнение развивающей предметно-пространственной среды и серия мероприятий по организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также повышение компетентности педагогов способствуют более эффективному нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Поэтому необходимо проведение дальнейшей работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ ДС № 29 (СП) г.Челябинска.
Таким образом, наша цель достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза подтвердилась. В дальнейшем тема «Нравственно- патриотическое воспитание» также остаётся актуальной.
Проведён анализ литературных источников по проблеме нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. И был сделан вывод, что нравственно-патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс социализации ребёнка, посредством привития ребёнку моральных норм и ценностей, а также любви к Родине, своему Отечеству, своей семье.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу увидели, что процесс нравственного и патриотическое воспитание населения страны в российском обществе стал острой социально-педагогической проблемой, требующей незамедлительного решения. Эта проблема напрямую касается и российского образования, в новой парадигме которого выдвигаются задачи развития высоконравственной и социализированной личности. Важнейшей современной образовательной стратегией является формирование у детей дошкольного нравственности и патриотизма, которые представлены как система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на нравственное воспитание детей как полноценных граждан и патриотов своей страны.
Было изучено состояние развивающей предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию, посредством использования оценочной карты. Результаты данной диагностики способствовали выбору более эффективной методики нравственно-патриотического воспитания, через наполнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими играми, иллюстрациями, картотеками и иными материалами, способствующими углублению знаний детей о Родине, Отечестве, знаменитых соотечественниках, а также нормах и ценностях общества.
Изучена сущность взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Что способствовало выбору более активных форм работы с родителями по данному направлению.
Разработана и внедрена серия мероприятий, способствующих информированию и активизации взаимодействия с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Также нами был изучен уровень профессиональной компетентности педагогов в группах старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию. Эти данные помогли нам выбрать более эффективные способы повышения компетентности, посредством введения инновационных форм, таких как мастер-класс, круглый стол, игры- викторины и т.д. После апробации данных методик было проведено контрольное исследование, которое показало значительную положительную динамику изменения уровня профессиональной компетентности педагогов.
Теперь мы можем констатировать тот факт, что наполнение развивающей предметно-пространственной среды и серия мероприятий по организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также повышение компетентности педагогов способствуют более эффективному нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Поэтому необходимо проведение дальнейшей работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ ДС № 29 (СП) г.Челябинска.
Таким образом, наша цель достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза подтвердилась. В дальнейшем тема «Нравственно- патриотическое воспитание» также остаётся актуальной.
Подобные работы
- Организация деятельности педагога по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - Проектная деятельность по ознакомлению с народной культурой как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПАМЯТНЫХ МЕСТ ГОРОДА КЫЗЫЛА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале
изобразительного искусства
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Организация деятельности педагога по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021



