ФОРМИРОВАНИЕ МЕTAПРЕДМЕTНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава I. Проблема формирования познавательных метапредметных результатов у младших школьников средствами исследовательской деятельности в психолого-педагогической литературе 7
1.1. Теоретические подходы к проблеме формирования
познавательных метапредметных результатов у младших школьников
1.2 Особенности исследовательской деятельности в начальной
школе 16
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Практические аспекты исследования 31
2.1. Задачи и содержание эмпирического исследования
2.2. Анализ полученных результатов 35
2.3. Программа внеурочной деятельности, направленная на
формирование познавательных метапредметных результатов у младших школьников средствами исследовательской деятельности 38
Выводы по 2 главе 47
Заключение 48
Библиографический список 51
Приложение 55
Глава I. Проблема формирования познавательных метапредметных результатов у младших школьников средствами исследовательской деятельности в психолого-педагогической литературе 7
1.1. Теоретические подходы к проблеме формирования
познавательных метапредметных результатов у младших школьников
1.2 Особенности исследовательской деятельности в начальной
школе 16
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Практические аспекты исследования 31
2.1. Задачи и содержание эмпирического исследования
2.2. Анализ полученных результатов 35
2.3. Программа внеурочной деятельности, направленная на
формирование познавательных метапредметных результатов у младших школьников средствами исследовательской деятельности 38
Выводы по 2 главе 47
Заключение 48
Библиографический список 51
Приложение 55
На данном этапе развития образования современная школа работает в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего образования, что выражается в изменении целей и задач образования, а также в поиске совершенно новых подходов к организации образовательного процесса.
Одной из ведущих установок образования является ориентированность на качественный результат. Новый стандарт усовершенствовал требования к результатам обучения и установил требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
- личностным, отвечающим за готовность и способность учащихся к саморазвитию, ценносто-смысловые установки обучающихся, сформированность мотивации к обучению и познанию, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности;
- метапредметным, к которым относится освоение младшими школьниками универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), предоставляющие учащимся овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учится, и межпредметными понятиями;
- предметным, включающим в себя приобретенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его изменению и применению, а так же систему основополагающих элементов научного знания лежащих в основе современной картины мира [28].
Младший школьник должен хорошо владеть системой действий, позволяющих ему решить различного рода задачи (учебные действия). Также ориентация на нахождение единого способа решения любых задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия), уметь самостоятельно отслеживать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка). Только при условии единства выполнения всех требований ученик становится субъектом учебной деятельности. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении образования на основе принципа метапредметности. Этой проблемой занимались такие отечественные ученые как Ю.В. Громыко, А.В. Хуторский, Ю.Н. Кулюткин, Н.И. Глазунова, С.Ш. Федорова и др.
Также в современном мире открытой остается проблема поиска новых, инновационных методов и форм обучения, которые позволят не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько создать необходимые полноценные условия для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. Одним из таких условий может стать активное внедрение в учебный процесс начальной школы исследовательской деятельности.
Между тем малая доля исследований направлена на выявление возможностей исследовательской деятельности в формировании метапредметных результатов обучения у младших школьников. Противоречие между, с одной стороны, возросшей потребностью в формировании более высоких метапредметных результатов у младших школьников, а с другой - недостаточной разработкой научно-методических основ исследовательской деятельности в начальной школе как средства их формирования обусловило проблему исследования: каковы возможности использования исследовательской деятельности в рамках внеурочной деятельности в формировании познавательных метапредметных результатов у детей младшего школьного возраста?
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать программу внеурочной деятельности, направленную на формирование познавательных метапредметных результатов обучения у младших школьников средствами исследовательской деятельности.
Объект исследования: процесс формирования метапредметных результатов обучения у младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования познавательных метапредметных результатов обучения у младших школьников средствами исследовательской деятельности.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть содержание метапредметных и структуру познавательных метапредметных результатов младших школьников
2. Выявить особенности исследовательской деятельности в процессе обучения младших школьников
3. Экспериментальным путем выявить сформированность познавательных метапредметных результатов обучения у младших школьников.
4. Разработать программу внеурочной деятельности, направленную на формирование познавательных метапредметных результатов обучения у младших школьников средствами исследовательской деятельности.
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ психологической и педагогической
литературы, синтез, обобщение, сравнение);
2. Эмпирические (опрос, тестирование);
3. Методы обработки и интерпретации данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составили
системно-деятельностный, компетентностно-аксиологический и
фасилитарно-средовой подходы.
Поставленные задачи определили ход исследования, которое осуществлялось в несколько этапов в период с 2015 по 2017 гг.
На первом этапе (декабрь 2015-май 2016 г.) изучалась психолого-педагогическая литература, формулировались основные методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения эмпирического исследования, подбирался диагностический инструментарий.
На втором этапе (сентябрь 2016-февраль 2017 г.) проводился констатирующий этап эксперимента, разрабатывалась программа внеурочной деятельности направленную на формирование познавательных метапредметных результатов обучения у младших школьников средствами исследовательской деятельности.
На третьем этапе (март 2017-май 2017 г.) проводилась обработка и анализ полученных данных, оформлялись результаты исследования, формулировались выводы, заключение.
Базой нашего исследования явилась МАОУ СОШ № 21 г. Челябинска. Всего в эксперименте приняло участие 115 учащихся, из которых 60 мальчиков и 55 девочек. Возраст школьников составляет 7-8 лет.
Апробация исследования осуществлялась:
1. По результатам исследовательской работы опубликована статья: Шушукова Н.А. «Особенности исследовательской деятельности в начальной школе» //
2. Третий международный конгресс «Непрерывное педагогическое образование: глобальные и профессиональные аспекты» 21-22 ноября 2016г.
Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложений. В тексте 50 страниц, 4 таблицы, 2 рисунка.
Одной из ведущих установок образования является ориентированность на качественный результат. Новый стандарт усовершенствовал требования к результатам обучения и установил требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
- личностным, отвечающим за готовность и способность учащихся к саморазвитию, ценносто-смысловые установки обучающихся, сформированность мотивации к обучению и познанию, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности;
- метапредметным, к которым относится освоение младшими школьниками универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), предоставляющие учащимся овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учится, и межпредметными понятиями;
- предметным, включающим в себя приобретенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его изменению и применению, а так же систему основополагающих элементов научного знания лежащих в основе современной картины мира [28].
Младший школьник должен хорошо владеть системой действий, позволяющих ему решить различного рода задачи (учебные действия). Также ориентация на нахождение единого способа решения любых задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия), уметь самостоятельно отслеживать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка). Только при условии единства выполнения всех требований ученик становится субъектом учебной деятельности. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении образования на основе принципа метапредметности. Этой проблемой занимались такие отечественные ученые как Ю.В. Громыко, А.В. Хуторский, Ю.Н. Кулюткин, Н.И. Глазунова, С.Ш. Федорова и др.
Также в современном мире открытой остается проблема поиска новых, инновационных методов и форм обучения, которые позволят не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько создать необходимые полноценные условия для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. Одним из таких условий может стать активное внедрение в учебный процесс начальной школы исследовательской деятельности.
Между тем малая доля исследований направлена на выявление возможностей исследовательской деятельности в формировании метапредметных результатов обучения у младших школьников. Противоречие между, с одной стороны, возросшей потребностью в формировании более высоких метапредметных результатов у младших школьников, а с другой - недостаточной разработкой научно-методических основ исследовательской деятельности в начальной школе как средства их формирования обусловило проблему исследования: каковы возможности использования исследовательской деятельности в рамках внеурочной деятельности в формировании познавательных метапредметных результатов у детей младшего школьного возраста?
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать программу внеурочной деятельности, направленную на формирование познавательных метапредметных результатов обучения у младших школьников средствами исследовательской деятельности.
Объект исследования: процесс формирования метапредметных результатов обучения у младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования познавательных метапредметных результатов обучения у младших школьников средствами исследовательской деятельности.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть содержание метапредметных и структуру познавательных метапредметных результатов младших школьников
2. Выявить особенности исследовательской деятельности в процессе обучения младших школьников
3. Экспериментальным путем выявить сформированность познавательных метапредметных результатов обучения у младших школьников.
4. Разработать программу внеурочной деятельности, направленную на формирование познавательных метапредметных результатов обучения у младших школьников средствами исследовательской деятельности.
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ психологической и педагогической
литературы, синтез, обобщение, сравнение);
2. Эмпирические (опрос, тестирование);
3. Методы обработки и интерпретации данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составили
системно-деятельностный, компетентностно-аксиологический и
фасилитарно-средовой подходы.
Поставленные задачи определили ход исследования, которое осуществлялось в несколько этапов в период с 2015 по 2017 гг.
На первом этапе (декабрь 2015-май 2016 г.) изучалась психолого-педагогическая литература, формулировались основные методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения эмпирического исследования, подбирался диагностический инструментарий.
На втором этапе (сентябрь 2016-февраль 2017 г.) проводился констатирующий этап эксперимента, разрабатывалась программа внеурочной деятельности направленную на формирование познавательных метапредметных результатов обучения у младших школьников средствами исследовательской деятельности.
На третьем этапе (март 2017-май 2017 г.) проводилась обработка и анализ полученных данных, оформлялись результаты исследования, формулировались выводы, заключение.
Базой нашего исследования явилась МАОУ СОШ № 21 г. Челябинска. Всего в эксперименте приняло участие 115 учащихся, из которых 60 мальчиков и 55 девочек. Возраст школьников составляет 7-8 лет.
Апробация исследования осуществлялась:
1. По результатам исследовательской работы опубликована статья: Шушукова Н.А. «Особенности исследовательской деятельности в начальной школе» //
2. Третий международный конгресс «Непрерывное педагогическое образование: глобальные и профессиональные аспекты» 21-22 ноября 2016г.
Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложений. В тексте 50 страниц, 4 таблицы, 2 рисунка.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в осознании целей начального образования и способов их реализации. В современном образовании происходит переход от обучения как предоставления системы готовых знаний к работе (активной деятельности, добыванию информации) над выполнениями задания с целью выработки конкретных решений, от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных ситуаций из жизни младшего школьника, к непосредственному сотрудничеству педагога и учащихся в ходе освоения новых знаний.
Актуальность развития познавательных метапредметных результатов средствами исследовательской деятельности для начальной школы обусловлена следующими факторами: необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создание ситуации успешности для учащихся.
Нами была поставлена следующая цель исследования: теоретически обосновать и разработать программу внеурочной деятельности, направленную на формирование познавательных метапредметных результатов обучения у младших школьников средствами исследовательской деятельности.
Для достижения данной цели были выделены и решены следующие задачи:
1. Рассмотрено структура познавательных метапредметных результатов младших школьников. В начальной школе можно отметить положительную динамику развития познавательных процессов. Формирование познавательных универсальных учебных действий включает в себя развитие высших психологических функций - произвольность памяти, внимание, воображение. Непосредственно в младшем школьном возрасте познавательные процессы приобретают самостоятельность. Ученик в этом возрасте овладевает специальными действиями, которые дают возможность сохранить в памяти увиденное и услышанное.
2. Выявлены особенности исследовательской деятельности в процессе обучения младших школьников. Исследовательскую деятельность в начальной школе можно определить как деятельность обучающихся напрямую связанную с решением творческих, исследовательских задач с ранее неизвестным решением и выявлением определенных этапов, предназначенных для открытия младшими школьниками новых фактов в научной сфере. Овладение учащимися исследовательского навыка как одного из способов освоения действительности, развитие мышления, укрепления личностной позиции учащихся в процессе всего обучения за счет овладения новыми знаниями, которые в вою очередь являются личностно - значимыми для младшего школьника в формировании исследовательской компетентности в процессе обучения.
3. Экспериментальным путем выявлена сформированность познавательных метапредметных результатов обучения у младших школьников. Было выявлено, что 41% младших школьника продемонстировал сниженную мотивацию к обучению, переживание так называемой «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению, лишь 3,5% оказались на высоком уровне развития познавательных умений.
4. Разработанная нами программа внеурочной деятельности, направленную на формирование познавательных метапредметных результатов обучения у младших школьников средствами исследовательской деятельности включала следующие темы: Что такое исследование? Как задавать вопросы? Как выбрать тему исследования? Учимся выбирать дополнительную литературу. Экскурсия в библиотеку. Наблюдение как способ выявления проблем. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Постановка вопроса (поиск гипотезы). Развитие умения выдвигать гипотезы. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей. Обоснованный выбор способа выполнения задания. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек. Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы. Методика проведения самостоятельных исследований.
Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. Выставки творческих работ - средство стимулирования проектной деятельности детей.
Таким образом, задачи работы можно считать выполненными, а цель - достигнутой. Продолжение нашей работы мы видим в реализации программы «Юный исследователь!» в последующие годы обучения.
Актуальность развития познавательных метапредметных результатов средствами исследовательской деятельности для начальной школы обусловлена следующими факторами: необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создание ситуации успешности для учащихся.
Нами была поставлена следующая цель исследования: теоретически обосновать и разработать программу внеурочной деятельности, направленную на формирование познавательных метапредметных результатов обучения у младших школьников средствами исследовательской деятельности.
Для достижения данной цели были выделены и решены следующие задачи:
1. Рассмотрено структура познавательных метапредметных результатов младших школьников. В начальной школе можно отметить положительную динамику развития познавательных процессов. Формирование познавательных универсальных учебных действий включает в себя развитие высших психологических функций - произвольность памяти, внимание, воображение. Непосредственно в младшем школьном возрасте познавательные процессы приобретают самостоятельность. Ученик в этом возрасте овладевает специальными действиями, которые дают возможность сохранить в памяти увиденное и услышанное.
2. Выявлены особенности исследовательской деятельности в процессе обучения младших школьников. Исследовательскую деятельность в начальной школе можно определить как деятельность обучающихся напрямую связанную с решением творческих, исследовательских задач с ранее неизвестным решением и выявлением определенных этапов, предназначенных для открытия младшими школьниками новых фактов в научной сфере. Овладение учащимися исследовательского навыка как одного из способов освоения действительности, развитие мышления, укрепления личностной позиции учащихся в процессе всего обучения за счет овладения новыми знаниями, которые в вою очередь являются личностно - значимыми для младшего школьника в формировании исследовательской компетентности в процессе обучения.
3. Экспериментальным путем выявлена сформированность познавательных метапредметных результатов обучения у младших школьников. Было выявлено, что 41% младших школьника продемонстировал сниженную мотивацию к обучению, переживание так называемой «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению, лишь 3,5% оказались на высоком уровне развития познавательных умений.
4. Разработанная нами программа внеурочной деятельности, направленную на формирование познавательных метапредметных результатов обучения у младших школьников средствами исследовательской деятельности включала следующие темы: Что такое исследование? Как задавать вопросы? Как выбрать тему исследования? Учимся выбирать дополнительную литературу. Экскурсия в библиотеку. Наблюдение как способ выявления проблем. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Постановка вопроса (поиск гипотезы). Развитие умения выдвигать гипотезы. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей. Обоснованный выбор способа выполнения задания. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек. Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы. Методика проведения самостоятельных исследований.
Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. Выставки творческих работ - средство стимулирования проектной деятельности детей.
Таким образом, задачи работы можно считать выполненными, а цель - достигнутой. Продолжение нашей работы мы видим в реализации программы «Юный исследователь!» в последующие годы обучения.



