Введение 5-11
Глава 1. Общая характеристика правового статуса образовательных учреждений
§1. Понятие и признаки образовательного учреждения, особенности его правоспособности 12-24
§2. Виды образовательных учреждений по российскому
законодательству 24-32
§3. Нормативно-правовое оформление статуса образовательного
учреждения в законодательстве Российской Федерации 32-45
Глава 2. Создание и прекращение деятельности образовательных учреждений
§1. Порядок создания образовательного учреждения. Устав образовательного учреждения 46-56
§2. Лицензирование образовательной деятельности. Аттестация и аккредитация образовательных учреждений 57-72
§3. Особенности реорганизации и ликвидации образовательных учреждений 72-77
Глава 3. Правовой режим имущества и ответственность образовательного учреждения
§1. Правовой режим имущества образовательного учреждения 78-92
§2. Проблемы ответственности образовательного учреждения по
обязательствам 92-98
Заключение 99-103
Список использованных нормативно - правовых актов, материалов
судебной практики и специальной литературы
Современное образование признается сложнейшей конструкцией общественной практики, его место и роль на текущем историческом этапе особенны и уникальны. Сегодня образование является одним из самых масштабных социальных институтов, представляющий собой процесс передачи и выражения базовых ценностей и целей развития российского общества, усовершенствования всесторонних качеств личности, реализуемый в учебных заведениях.
С возникновением образовательных заведений возникла потребность в урегулировании данного процесса и правоотношений, происходящих в результате его реализации.
В настоящее время управление образовательным процессом является прерогативой государства, которое создает для этого образовательные организации, занимающие исключительное место в системе общественного развития. Не случайно право на образование занимает одно из первостепенных мест в комплексе прав человека и установлено в Конституции России.
Если по поводу других организационно-правовых форм образовательных организаций и ведутся споры, то организационно-правовая форма учреждения безотговорочно признается большинством как наиболее приемлемая для образовательных организаций. По мнению В. В. Кваниной, «именно учреждение обладает тем набором признаков, которые позволяют ему решать социально-значимые задачи общества».
С вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ), приводящего к необходимости вырабатывания практики применения нового законодательства и требующего основательного теоретического осмысления устанавливаемых им понятий, в частности содержания категории правосубъектности употребительно к участникам отношений в сфере образования, формы осуществления правосубъектности образовательных организаций в различных видах гражданских правоотношений, выбранная тема представляется весьма актуальной.
Необходимо отметить, что образование само по себе динамично, и поэтому законодательство в сфере образования также должно характеризоваться соответствующей динамикой развития, чтобы преуспевать адаптироваться к изменяющимся потребностям образовательного процесса.
Изучение правового статуса образовательных учреждений признается актуальным, так как предопределено рядом немаловажных проблем, связанных с деятельностью образовательных учреждений, их взаимоотношениями с собственниками имущества.
В настоящий период актуальной признается проблема действенного регулирования гражданских правоотношений в целом и имущественных отношений в сфере образования, основываясь на российской частноправовой традиции с учетом текущих возможностей участия образовательных учреждений в гражданских правоотношениях, в частности. Эта проблема увязывается и Концепцией развития гражданского законодательства , основанной на представлении создания полновесной системы ограниченных
вещных прав, которая могла бы предельно удовлетворить нужды участников гражданского оборота в создании прочного и безопасного режима пользования чужим имуществом. Состояние современного российского законодательства в части урегулирования правового положения учреждений допускает говорить о том, что не наблюдается единообразного понимания законодателем содержания правового режима их имущества. Кроме того, развитие имущественных отношений воздействует на реализации основной, образовательной
деятельности образовательных учреждений, что в крайнем итоге связано с усовершенствованием образования, которое осуществляет важную социальную функцию.
Невозможно не согласиться с мнением Черновой К. И., считающей, что на данном этапе учредители образовательных учреждений сталкиваются с тяжелыми, неразрешимыми вопросами недостаточного финансирования и невозможностью обеспечить свое учреждение всем необходимым в полной мере.
В связи с этим, актуальным будет являться рассмотрение в данной работе процесса осуществления образовательными учреждениями приносящей доход деятельности, понятие которой было введено в гражданском законодательстве относительно недавно.
Внесение Федеральным законом «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ ряда изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, относящихся к правовому регулированию деятельности государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, является продолжением реформы, инициированной Правительством РФ еще в 2010 году: сделать государственные и муниципальные учреждения причастными к качественному осуществлению услуг на базе имущества, переданного им в оперативное управление, а также передать более обширные возможности в своей сфере деятельности зарабатывать самостоятельно (коммерциализация учреждений).
В современном российском обществе имеет место увеличение спроса на образовательные услуги, что оказывает благотворное влияние на развитие образовательных учреждений, которые их предоставляют. В данном случае весьма важное значение имеет вопрос обеспечения качества образовательных услуг. Система качества оказания образовательных услуг определяется как государственный механизм регулирования и оценки деятельности образовательных учреждений, который включает в себя процедуры государственной аккредитации и лицензирования образовательных организаций, которые играют важную роль в процессе осуществления образовательными учреждениями своей деятельности.
Установление особого правового статуса образовательных учреждений предопределено потребностью в правовой охране образовательной деятельности, взаимосвязанной с осуществлением конституционного права личности, и закрепляет ряд требований к ним: обязательное установление цели создания, установление специальной правоспособности, лицензирование образовательной деятельности, требования к педагогическому составу, материальному оснащению, экономическому обеспечению.
Цель работы заключается в том, чтобы на основании доктринальных положений, законодательных норм и юридической практики выработать целостное представление о правовом статусе образовательных учреждений, углубить, расширить и закрепить знания об особенностях образовательных учреждений как организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Для достижения поставленной цели ставятся такие задачи, как:
- раскрытие понятия и признаков образовательного учреждения;
- рассмотрение видов образовательного учреждения;
- определение правовых основ, закрепляющих правовой статус образовательного учреждения;
- изучение особенностей порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;
- раскрытие понятий лицензирования, аккредитации и аттестации образовательного учреждения, как правовых средств воздействия на деятельность образовательного учреждения;
- рассмотрение особенностей устава, как учредительного документа образовательного учреждения;
- анализ правового режима имущества образовательного учреждения;
- изучение особенностей имущественной ответственности образовательного учреждениям по обязательствам.
Объектом изучения являются общественные отношения, связанные с установлением правового статуса образовательных учреждений.
Предметом исследования выступают нормы отечественного законодательства, которые устанавливают правовой статус образовательных учреждений, судебная практика, а также исследования ученых-юристов в области административного, гражданского, предпринимательского и образовательного права.
При проведении исследования были использованы такие методы, как анализ, синтез, дедукция, сравнительно-правовой метод, метод аналогии.
В отечественной юридической и учебной литературе, а также законодательстве значительное внимание уделяется положению учреждений, в частности образовательных. Теоретической основой исследования являются научные труды отечественных правоведов, как в области общей теории права, так и отраслевых юридических наук. Среди них следует выделить работы Антроповой Т.Ю., Белых В.С., Гарцевой Ю.А., Грушевой Е.П., Ершовой И.В., Земляной Т.Б., Кваниной В.В., Курова С.В., Потапенко В.С., Сюбаревой И.Ф., Шепило А.Г., Шкатулла В.И., Ягофарова Д.А. В трудах данных исследователей раскрываются основные вопросы, связанные с особенностями правового статуса образовательных учреждений.
Среди нормативно-правовых актов фундаментальное место занимает Конституция РФ, закрепляющая за каждым гражданином право на образование. К основным правовым регуляторам деятельности образовательных учреждений и закрепления их правового статуса относятся Гражданский кодекс РФ , Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» , Федеральный закон от 03 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» , Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», составляющие основу нормативной базы исследования.
В качестве эмпирической базы исследования выступает судебная практика, в частности решения и постановления судов общей юрисдикции, определение Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2010 г. № 592-О-О , постановление Президиума ВАС РФ от 30 октября 2012 г. № 7463/12 , а также постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» .
Теоретическая и практическая значимость исследования выражается в предложенных выводах, рекомендациях, обобщающих и дополняющих научные знания о правовом статусе образовательных учреждениях. Данное исследование содержит научную оценку норм законодательства, устанавливающих правовой статус образовательных учреждений. Вопрос правового статуса образовательных учреждений затрагивается в рамках темы юридические лица по курсу гражданского права. Полагаю, что стоит проявлять большее внимание исследованию данного вопроса в силу его актуальности. Также правовой статус образовательных учреждений рассматривается в рамках дисциплины образовательное право, которое, к сожалению, не читается в данном вузе в силу своего относительно недавнего становления и постепенного развития. Результаты работы могут быть использованы в дальнейшем изучении организационно-правовой формы учреждений в целом и в частности образовательных учреждений.
Образовательное учреждение - это неповторимое зеркало развития общества. Оно создается для достижения особо значимых целей государства в сфере образования. А образование, в свою очередь, относится к приоритетным задачам страны, так как от уровня знаний каждого гражданина во многом зависит успешное развитие самого государства.
На основе данного исследования можно сделать вывод, что под образовательным учреждением понимается организационно-правовая форма унитарной некоммерческой организации, созданная собственником для реализации социально-культурных функций некоммерческого характера и осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности согласно целям ее создания.
Под правовым статусом образовательного учреждения понимают совокупность правовых норм, устанавливающих его права и обязанности, предопределяющие его правосубъектность, а также механизм реализации гарантий этих прав и обязанностей.
Образовательное учреждение признается не только участником образовательных отношений, но и гражданских, трудовых, административных, налоговых и многих других. Следовательно, применительно к образовательному учреждению можно говорить о множественности правовых статусов, которые обусловлены отношениями, участником которых оно является.
Образовательное учреждение, являясь образовательной организацией и организационно-правовой формой некоммерческого юридического лица, может быть государственным, муниципальным и частным в зависимости от его учредителя. В то же время различают автономные, казенные и бюджетные образовательные учреждения, а также образовательные учреждения в зависимости от типа образовательной организации.
Увеличение количества видов учреждений, которые имеют разный объем правомочий по распоряжению имуществом и юридической ответственности, разные режимы финансирования, можно отнести к минусам правового регулирования дифференциации организационно-правовой формы учреждения. Это является причиной возникновения определенных проблем правового регулирования. Недостаток единого нормативного правового акта о статусе учреждений в Российской Федерации, разрозненность правовых норм, регулирующих их правовое положение и экономическую деятельность, отягощает правоприменение.
Законодательство об образовательных учреждениях, постепенно изменяясь и совершенствуясь, напрямую зависит от развития гражданского, налогового, административного законодательства, а также законодательства в сфере образования. В данном случае можно говорить о комплексном характере законодательства об образовательных учреждениях, а также проблеме, в каком виде развивать комплексное законодательство. Представляется, что необходимо установить общие нормы в ГК РФ, а последующее комплексное законодательство, касающееся регламентации правового статуса образовательных учреждений, развивать в специальных актах.
Принципиально значимым в правовом регулировании образовательных учреждений является принятие федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающего ряд нововведений, обусловленных необходимостью модернизации системы образования в современных условиях. Статья 28 Федерального закона № 273-ФЗ закрепляет правовой статус образовательной организации — определяет ее основные права и обязанности как субъекта правоотношений в сфере образования, устанавливает компетенцию, ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.
Образовательное учреждение, являясь наиболее оптимальной формой образовательной организации, имеет определенные особенности создания, реорганизации и ликвидации, порядок принятия решений о которых устанавливается органами исполнительной власти. Например, наличие единственного учредителя, установление гарантий прав кредиторов, осуществление реорганизации и ликвидации только при наличии положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения, передача имущества после ликвидации на цели образования, также отсутствие влияния реорганизации на права обучающихся.
Лицензирование наряду с аккредитацией и аттестацией образовательной деятельности признается одной из главных процедур, разрешающих, подтверждающих деятельность образовательных учреждений, тем самым гарантируя право каждого гражданина нашей страны на образование.
В настоящее время нередки случаи нарушения образовательными учреждениями лицензионных требований, осуществления образовательный деятельности в отсутствие лицензии, что приводит к снижению качества оказываемых образовательных услуг. В этом случае считается необходимым усилить контроля за соблюдением образовательными учреждениями законодательства о лицензировании.
Можно сделать вывод о том, что специфика правового режима имущества образовательных учреждений устанавливается целями деятельности (образовательными), особенностями организационно-правовой формы учреждения (казенной, бюджетной, автономной, частной), характером вещных прав на имущество (право оперативного управления), объемом правомочий по распоряжению имуществом, особенностями ответственности по своим обязательствам. К особенностям правового положения имущества автономных учреждений относятся обязательный учет имущества и ежегодная публикация отчета об его использовании, возможность собственника изъятия имущества.
В целях поддержания финансовой устойчивости образовательных учреждений государством организованы правовые условия для привлечения ими дополнительных средств в результате приносящей доход деятельности, увеличения объема их прав и расширения самостоятельности в имущественной сфере.
К проблемам правового регулирования в части имущественных отношений с участием образовательных учреждений относится отсутствие в законодательстве точного понятия имущества, определения его количества и источников формирования, критериев экономической и приносящей доход деятельности в отношении допустимых ее видов в сфере образования. Это, с одной стороны, допускает усиление имущественной самостоятельности образовательных учреждений. С другой стороны, основным недостатком в данном подходе законодателя к правовому регулированию имущества можно отнести вероятную возможность злоупотребления юридическими лицами (их органами) экономической свободой, переданной им собственником.
Можно сделать вывод, что урегулирование сферы имущественных отношений нуждается в уточнении: необходимо четко установить права, на которых имущество может закрепляться, определить порядок и условия, на основании которых имущество может отчуждаться, установить критерии реализации экономической деятельности образовательных организаций.
Также принципиально важно обратить внимание на структурные изменения правовых норм, относящихся к правовому положению учреждений (отдельными статьями закрепляются общие вопросы об учреждениях, о государственных и муниципальных учреждениях, о частных учреждениях); а также на новые положения в отношении правового статуса учреждений: новеллы законодательства, не дозволяющие соучредительство нескольких лиц при создании учреждений; установление единой нормы о системе органов управления, а также закрепление субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения (бюджетного и автономного) по обязательствам, связанным с причинением вреда. Также новыми являются нормы об отсутствии ответственности государственного и муниципального учреждения по обязательствам собственников своего имущества. В настоящее время наблюдается общая тенденция усиления норм, касающихся юридической ответственности и привлечения субсидиарного должника.
Важно отметить, что ранее учреждение являлось единственной организационно-правовой формой юридических лиц, в отношении которой в гражданском законодательстве отсутствовала единая норма, регламентирующая правовые основы управления такой организацией, как юридическое лицо. На сегодняшний момент это устранено закреплением в ГК РФ единой для всех учреждений нормы о системе органов управления, относящей к ней руководителя, назначаемого учредителей или выбираемого коллегиальным органов, а также коллегиального органа, подотчетного учредителю, в предусмотренных законом случаях. По мнению Чепариной О. А. в данном случае оставлены без внимания нормы законодательства, устанавливающие создание в отдельных учреждениях коллегиальных органов, которые неподотчетны учредителю, например, конференций работников государственных высших учебных заведений, ученых советов вузов и др.
Между тем, имеет место и преемственность в развитии гражданского законодательства в части правового статуса учреждений: сохранения общих положений об учреждении, их видов, особенностей правового статуса казенных, автономных, бюджетных, частных учреждений, права реализации приносящей доход деятельности, положений о режиме имущества и режиме финансирования, юридической ответственности, которая различается в зависимости от видов и типов учреждений.
Таким образом, в данной магистерской диссертации через комплексное рассмотрение наиболее значимых вопросов и выявление сложностей в процессе деятельности образовательных учреждений была осуществлена попытка выработать целостное представление об особенностях правового статуса образовательных учреждений, а также высказать определенные предложения, позволяющие смягчить существующие проблемы.
1. Законодательство и иные нормативно-правовые акты.
1. Российская Федерация. Конституция. (1993). Конституция Российской Федерации// СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Организация Объединенных наций. Всеобщая декларация прав человека: [международный документ ООН: принят 10 декабря 1948 г.] // РГ. - 05.04.1995. - № 67.
3. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1: [федер. закон РФ: от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. 1994. № 32.Ст. 3301.
4. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации: [федер. закон РФ: от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. 1996. № 25.Ст. 2954.
5. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [федер. закон РФ: от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
6. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации: [федер. закон РФ: часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824; СЗ РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
7. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: [федер. закон РФ: от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
8. Российская федерация. Законы. О защите прав потребителей: [федер. закон РФ: от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 140.
9. Российская Федерация. Законы. О некоммерческих организациях: [федер. закон РФ: от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ с изм. и доп.] // Российская газета. - 1996. - № 14.
10. Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: [федер. закон: от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ] // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.
11. Российская Федерация. Законы. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: [федер. закон РФ: от 08 июля 2001 г. № 129-ФЗ с изм. и доп.] // Российская газета. - 2001. - № 153-154.
12. Российская федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: [федер. закон РФ: от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
13. Российская Федерация. Законы. Об автономных учреждениях: [федер. закон РФ: от 03 ноября 2006 г. № 174-ФЗ с изм. и доп.] // Российская газета. - 2006. - № 250.
14. Российская Федерация. Законы. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: [федер. закон РФ: от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ] // СЗ РФ. - 2008. - № 52. - Ст. 6249.
15. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: [федер. закон РФ: от 08 мая 2010 г. № 83-ФЗ] // СЗ РФ. - 2010. - №
19. - Ст. 2291.
16. Российская Федерация. Законы. О защите конкуренции: [федер. закон: от 26 июля 2010 г. № 135-ФЗ] // СЗ РФ. - 2010. - № 31.- Ст. 3434.
17. Российская Федерация. Законы. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: [федер. закон РФ: от 27 декабря 2010 г. № 210-ФЗ] // СЗ РФ. - 2010. - № 31. - Ст. 4179.
18. Российская Федерация. Законы. О лицензировании отдельных видов деятельности: [федер. закон РФ: от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ (ред. от 14.10.2014) // РГ. - 06.05.2011. - № 97.
19. Российская Федерация. Законы. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: [федер. закон РФ: от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ] // СЗ РФ. - 2011. - № 30 (ч. 1). - Ст. 4571.
20. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: [федер. закон РФ: от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // СЗ РФ. - 2012. - № 53 (ч.1). - Ст. 7598.
21. Российская Федерация. Законы. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: [федер. закон РФ: от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ] // СЗ РФ. - 2013. - № 14. - Ст. 1652.
22. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании
утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации: [федер. закон:
от 02 июля 2013 г. № 185-ФЗ] // СЗ РФ. - 2013. - № 27.- Ст. 3477.
23. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: [федер. закон РФ: от 05 мая 2014 г. № 99-ФЗ] // РГ. - 2014. - № 101.
24. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: [федер. закон РФ: от 31 декабря 2014 г. № 500-ФЗ] // РГ. - 2015. - № 1.
25. Российская Федерация. Указы. О федеральных университетах: [Указ Президента РФ: от 07 мая 2008 г. № 716] // СЗ РФ. - 2008. - № 19. - Ст. 2118.
26. Российская Федерация. Постановления. О совершенствовании учета федерального имущества: [Постановление Правительства РФ от 16 июля 2007 № 447] // Российская газета. - 2007. - № 189.
27. Российская Федерация. Постановления. О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества: [Постановление Правительства РФ: от 26 июля 2010 г. № 538] // СЗ РФ. - 2010. - № 31. - Ст. 4237.Российская Федерация.
28. Российская Федерация. Постановления. Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений: [Постановление Правительства РФ: от 26 июля 2010 г. № 539] // Российская газета. - 2010. - № 171.
29. Российская Федерация. Постановления. Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации: [Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582] // СЗ РФ. - 2013. - № 29. - Ст. 3964.
30. Российская Федерация. Постановления. Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки: [Постановление Правительства РФ: от 15 июля 2013 г. № 594] // СЗ РФ. - 2013. - № 29. - ст. 3971.
31. Российская Федерация. Постановления. Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг: [Постановление Правительства РФ: от 15 августа 2013 г. № 706 с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 2013. - № 34. - Ст. 4437.
32. Российская Федерация. Постановления. О лицензировании образовательной деятельности (вместе с "Положением о лицензировании образовательной деятельности"): [Постановление Правительства РФ: от 28 октября 2013 г. № 966] // СЗ РФ. - 2013. - № 44. - Ст. 5764.
33. Российская Федерация. Постановления. О государственной
аккредитации образовательной деятельности (вместе с «Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности»):
[Постановление Правительства РФ: от 18 ноября 2013 г. № 1039] // СЗ РФ. - 2013. - № 47. - Ст. 6118.
34. Российская Федерация. Постановления. Об утверждении Правил проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации и Правил создания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации и подготовки указанной комиссией заключений: [Постановление Правительства РФ: от 06 февраля 2014 г. № 84] // СЗ РФ. - 2014. - № 7. - Ст. 681.
35. Российская Федерация. Приказы. Об отдельных вопросах согласования (одобрения) некоторых сделок, совершаемых федеральным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации: [Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2010 г. № 1188] // Официальные документы в образовании. - 2011. - № 10.
36. Российская Федерация. Приказы. О федеральном государственном
автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: [Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 июля 2015 г. № 714] //
http://kpfu.ru/portal/docs/F_104679196/Ustav.FGAOU.VO.KFU_25.02.16.pdf [электронный документ].
37. Российская Федерация. Письма. О наименовании образовательных учреждений: [Письмо Министерства образования и науки России: от 10 июня 2013 г. № ДЛ-151/17] // Официальные документы в образовании. - 2013. - № 20.
Российская Федерация. Письма. О размещении на официальном сайте образовательной организации информации: [Письмо Минобрнауки России: от 22 июля 2013 г. № 09-889] // Вестник образования России. - 2013. - № 16.
38. Российская Федерация. Законы. Об определении объема субвенций
из областного бюджета на финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений в части расходов на реализацию общеобразовательных программ и о порядке определения нормативов финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений: [Закон Саратовской области: от 24 декабря 2008 г. № 394-ЗСО] //
http://docs.cntd.ru/document/933011939 [электронный документ].
39. Российская Федерация. Законы. О кадетском образовании и кадетских образовательных учреждениях: [Закон Ставропольского края: от 10 февраля 2009 г. № 4-кз] // http://docs.cntd.ru/document/461503901 [электронный документ].
40. Российская Федерация. Законы. Об образовании: [Закон
Республики Татарстан: от 22 июля 2013 г. № 68-ЗРТ] //
http://docs.cntd.ru/document/463304037 [электронный документ].
41. Российская Федерация. Постановления. О Порядке утверждения
уставов государственных образовательных учреждений Республики Бурятия: [Постановление Правительства РБ: от 15 июня 2005 г. № 201] //
http://docs.cntd.ru/document/816001083 [электронный документ].
42. Российская Федерация. Постановления. Об утверждении Порядка учёта мнения жителей сельских населенных пунктов муниципального образования городского округа «Усинск» при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации»: [Постановление администрации города Усинск от 17 декабря 2013 г. № 2691] // http://city.usinsk.ru/?page_id=40530 [электронный документ].
43. Российская Федерация. Постановления. Об утверждении положения об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях дополнительного
образования, подведомственных Управлению образования и молодежной политики администрации города Смоленска: [Постановление администрации города Смоленска: от 7 декабря 2016 г. № 2921-адм] //
http://docs.cntd.ru/document/444913967 [электронный документ].
Нормативные акты, утратившие силу.
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании: [закон РФ: от 10 июля 1992 г. № 3266-1 с изм. и доп. ] // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 150. (утратил силу).
Иные документы
1. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2009. - № 11.
2. Судебная и иная юридическая практика
1. Определение Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2010 г. № 592-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Катаева Михаила Евдокимовича на нарушение его конституционных прав абзацем пятым статьи 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» // http://base.consultant.ru/ [электронный документ].
2. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22
июня 2006 г. № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения
арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации». // Вестник ВАС РФ. - № 8. - август 2006.
3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 г. Москва "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" // http://base.consultant.ru/ [электронный документ].
4. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 30 октября 2012 г. № 7463/12 //
http://base.consultant.ru/ [электронный документ].
5. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 декабря 2007 г. № КГ-А40/12735-07 по делу № А40-1034/07-92-10 // http://base.consultant.ru/ [электронный документ].
6. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 августа 2009 г. № Ф09-6094/09-С6 по делу № А60-39814/2008-С1 // http://base.consultant.ru/ [электронный документ].
7. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 08
декабря 2015 г. № Ф09-7727/15 по делу № А50-1246/2015 //
http://base.consultant.ru/ [электронный документ].
8. Решение Московского городского суда от 14 ноября 2013 г. по делу № 7-3477 // http://base.consultant.ru/ [электронный документ].
9. Постановление Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 января 2014 г. по делу № 4А-751/2013г. // http://base.consultant.ru/ [электронный документ].
10. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 28 января 2014 г. по делу № 33-640/2014 // http://www.lexed.ru/ [электронный документ].
11. Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 26 февраля 2014 г. по делу № 33-2213/14// http://base.consultant.ru/ [электронный документ].
12. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31 марта 2014 г. по делу № А40-175853/13 // http://base.consultant.ru/ [электронный документ].
13. Решение Верховного суда Республики Карелия от 01 апреля 2014 г. по делу № 12-47/2014 // http://base.consultant.ru/ [электронный документ].
14. Апелляционное определение Омского областного суда от 02 апреля
2014 г. по делу № 33-1499/2014 // http://base.consultant.ru/ [электронный
документ].
15. Решение Ленинградского областного суда от 15 апреля 2014 г. № 7¬512/2014 // http://base.consultant.ru/ [электронный документ].
16. Апелляционное определение Смоленского областного суда от 22 апреля 2014 г. по делу № 33-1505// http://base.consultant.ru/ [электронный документ].
17. Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 23 апреля 2014 г. по делу № 33-3682 // http://base.consultant.ru/ [электронный документ].
18. Постановление Астраханского областного суда от 30 апреля 2014 г. № 4а-171/2014 // http://base.consultant.ru/ [электронный документ].
19. Апелляционное определение Орловского областного суда от 10 июня 2014 г. по делу № 33-1285 // http://www.lexed.ru/ [электронный документ].
20. Апелляционное определение Костромского областного суда от 09
июля 2014 г. по делу № 33-107 // http://base.consultant.ru/ [электронный
документ].
21. Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 24 февраля 2015 г. по делу № 33-915/2015 // http://base.consultant.ru/ [электронный документ].
22. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19 марта 2015 г. по делу № А40-18337/2015 // http://docs.pravo.ru/ [электронный документ].
23. Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 25 июня 2015 г. по делу № 33-9331/2015 // http://base.consultant.ru/ [электронный документ].
24. Апелляционное определение Суда Еврейской автономной области
от 25 июля 2016 г. по делу № 33а-527/2016// http://base.consultant.ru/
[электронный документ].
25. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 29 июля 2016 г. по делу № 33-11119/2016 // http://base.consultant.ru/ [электронный документ].
3. Специальная литература
1. Авдеев В. В. Образовательные организации как автономные учреждения // Аудит и налогообложение. - 2014. - № 10.
2. Антропова Т. Ю. Закон об образовании - что нового? // Руководитель бюджетной организации. - 2013. - № 4.
3. Ахметьянова З. А. Об автономных учреждениях, правовом положении их имущества и ответственности по обязательствам // Актуальные проблемы экономики и права. - 2007. - № 2. - С. 98-106.
4. Ахметьянова З. А. О правовой природе права самостоятельного распоряжения имуществом // Юрист. - 2004. - № 7. - С. 18-21.
5. Барков А. В., Эриашвили Н. Д., Харитонова Ю. С. Предпринимательское право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». / Барков А. В., Эриашвили Н. Д., Харитонова Ю. С. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 219 с.
6. Барков А. В. О перспективах развития законодательства о некоммерческих юридических лицах. // Право и жизнь. - 2012. - № 166.
7. Бахрах Д. Н., Россиеский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право России: Учебник для вузов. / Бахрах Д. Н. - М.: Эксмо, 2010. - 624 с.
8. Белых В. С., Берсункаев Г. Э., Виниченко С. В. Предпринимательское право России: учебник для бакалавров / Белых В. С. - М.: Проспект, 2014. - 656 с.
9. Бердышев С. Н. Гражданское право для бухгалтера. 2-е изд., испр. и доп. // А. В. Касьянов. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013. - 370 с.
10. Брагинский М. И., Ярошенко К. Б. Граждане (физические лица). Юридические лица (Комментарий ГК РФ). / Брагинский М. И., Ярошенко К. Б. - М.: Хозяйство и право, 1995. - № 2.
11. Булаевский Б. А. Правовой статус организаций в сфере образования: отдельные новеллы/ Б. А. Булаевский // Юрист вуза. - М.: Панорама, 2014. - № 1.- С.22-30.
12. Буслов Е. В. Комментарий к ФЗ от 31 декабря 2014 года № 500-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части изменений в законодательство об образовании) / http://www.lexed.ru/praktika/kommentarii / [электронный документ].
13. Волкова Н. С., Дмитриев Ю. А., Еремина О. Ю. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) / Н. С. Волкова, Ю. А. Дмитриев, О. Ю. Еремина. - М.: Деловой двор, 2013. - 440 с.
14. Гарцева Ю. Е. Образовательные организации в системе некоммерческих корпоративных и унитарных организаций. // Ежегодник российского образовательного законодательства. Том 10. / Насонкин В.В. - 2015. - 275 с.
15. Грушевая Е. П. К вопросу об имущественной ответственности государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, осуществляющих приносящую доход деятельность. // Криминалисты - 2014. - № 2. - С. 91-93.
16. Гусев А. Проверяем соблюдение требований законодательства при
использовании государственного (муниципального) имущества // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных
(муниципальных) учреждений. - 2014. - № 12.
17. Ершова И. В., Отнюкова Г. Д., Андреева Л. В. Предпринимательское право. Учебник для бакалавров. / Ершова И. В., Отнюкова Г. Д. - М.: Проспект, 2015. - 622 с.
18. Заболотний С. Н. Гражданско-правовой статус автономного образовательного учреждения. Автореф. дисс.... канд. юрид. наук / Заболотний С. Н. - 2015. - 31 с.
19. Земляная Т.Б., Павлычева А.Н. Законодательство об образовании: ситуационный анализ. Монография. / Земляная Т.Б., Павлычева А.Н. - М.: ИНИПИ РАО, 2011. - 559 с.
20. Кванина В. В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования: Монография. / Кванина В.В. - М.: Готика, 2005. - 432 с.
21. Клещев С. Е. Правовой режим имущества бюджетных учреждений. // Гражданское право, 2011. - № 4. - С. 13-15.
22. Кожейкин С. И. Проблемы правового регулирования статуса и деятельности автономных учреждений // Вестник Омского юридического института, 2007. - № 7. - С. 132-135.
23. Козырин А. Н., Трошкина Т. Н. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Научно-практический комментарий статьи 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Ежегодник российского образовательного законодательства. Том 8. / Насонкин В. В. - 2013. - 271 с.
24. Куров С. В. Образование и гражданское право. Учебное пособие. / Москва: 2004. - 123 с.
25. Лаптев В. В., Славин М. М. Предпринимательское право. Понятие и субъекты / Славин М. М. - М.: Юристъ, 1997. — 141 с.
26. Лукашенок Т. Р. Понятие, состав и учет имущества федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений в контексте правового регулирования. // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LIX междунар. науч.-п акт. конф. № 3(54). - Новосибирск: СибАК, 2016. - С. 76-88.
27. Мозолин В. П. Современная доктрина и гражданское законодательство. / Мозолин В. П. - М.: Юстицинформ, 2008. - 176 с.
28. Петров А. А., Полещук Ю. О. О некоторых коллизиях в правовом
регулировании статуса автономных учреждений // Сравнительное правоведение: наука, методология, учебная дисциплина. Материалы
международной научно-практической конференции, Красноярск, 25-26
сентября 2008 г. В 2-х частях. - Красноярск: ИПК СФУ, 2008, Ч. 2. - С. 93-97.
29. Семенихин В. В. Изменение правового положения госучреждений. // Аудит и налогообложение, 2011. - № 2.
30. Сергеев А. П., Толстой Ю. К. Гражданское право: Учебник: В 3 т. Том 1. / А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 780 с.
31. Смагина И. А. Предпринимательское право. Курс лекций. / Смагина И. А. - М.: Эксмо, 2010. - 199 с.
32. Спасская В. В. Правовое регулирование образовательных отношений: проблемы теории и практики. / Спасская В. В. - М.: Информ- Право, 2012. - 608 с.
33. Суханов Е. А. Лекции о праве собственности. / Суханов Е. А. - М.: Юрид. Лит., 1991. - С. 197.
34. Сюбарева И. Ф. Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений. // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки, 2012. - № 9. - C. 28-36.
35. Сюбарева И. Ф. Правовой режим имущества образовательных организаций: Автореф. дисс.... канд. юрид. наук / Сюбарева И. Ф. - 2010. - 18 с.
36. Сюбарева И. Ф. Правовой режим предпринимательской
деятельности, осуществляемой образовательными организациями // - М.:
Юрист, 2014, № 14. - С. 32-35.
37. Сюбарева И. Ф. Учреждения: новеллы гражданского
законодательства. // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2015. - № 7. - С. 45 - 49.
38. Успенская Я. А. Полномочия органов государственной власти в сфере современной образовательной деятельности. Взаимодействие государства с образовательными учреждениями и организациями в сфере образования. / Успенская Я.А. - М.: Образование и право. - 2009. - №10. - С. 5¬25.
39. Чернова К. И. Правовой статус образовательной организации и соотношение компетенции, прав и обязанностей. // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2015. - № 2 (31). - С. 291-295.
40. Чепарина О. А., Кобчикова Е. В. Конфликт интересов гражданско- правовых и иных отношениях с участием образовательных организаций. // Вестник экономики, права и социологии. - 2014. - № 4. - С. 202-204.
41. Чепарина О. А. Об изменениях в правовом статусе учреждений. // Юрист. - 2012. - № 9. - С. 30-33.
42. Чепарина О. А. Организационная структура бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования как юридического лица (гражданско-правовой аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Чепарина О. А. - 2008. - 20 с.
43. Шепило А. Г. Организация приносящей доход деятельности образовательной организации. Учебно-методическое пособие / Шепило А. Г. - М.: Великий Новгород, 2015. - 86 с.
44. Шишкин С. Н. Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) основы государственного регулирования экономики. / Шишкин С. Н. - М.: Инфотропик Медиа, 2011. - 141 с.
45. Ягофаров Д. А. Правовое регулирование системы образования. Учебное пособие. / Ягофаров Д. А. - М.: Владос, 2008. - 400 с.
Настоящим подтверждаю, что выпускная квалификационная работа выполнена мною самостоятельно, заимствования находятся в допустимых пределах.
«»2017 г.