Особенности правового статуса образовательных учреждений
|
Введение 5-11
Глава 1. Общая характеристика правового статуса образовательных учреждений
§1. Понятие и признаки образовательного учреждения, особенности его правоспособности 12-24
§2. Виды образовательных учреждений по российскому
законодательству 24-32
§3. Нормативно-правовое оформление статуса образовательного
учреждения в законодательстве Российской Федерации 32-45
Глава 2. Создание и прекращение деятельности образовательных учреждений
§1. Порядок создания образовательного учреждения. Устав образовательного учреждения 46-56
§2. Лицензирование образовательной деятельности. Аттестация и аккредитация образовательных учреждений 57-72
§3. Особенности реорганизации и ликвидации образовательных учреждений 72-77
Глава 3. Правовой режим имущества и ответственность образовательного учреждения
§1. Правовой режим имущества образовательного учреждения 78-92
§2. Проблемы ответственности образовательного учреждения по
обязательствам 92-98
Заключение 99-103
Список использованных нормативно - правовых актов, материалов
судебной практики и специальной литературы
Глава 1. Общая характеристика правового статуса образовательных учреждений
§1. Понятие и признаки образовательного учреждения, особенности его правоспособности 12-24
§2. Виды образовательных учреждений по российскому
законодательству 24-32
§3. Нормативно-правовое оформление статуса образовательного
учреждения в законодательстве Российской Федерации 32-45
Глава 2. Создание и прекращение деятельности образовательных учреждений
§1. Порядок создания образовательного учреждения. Устав образовательного учреждения 46-56
§2. Лицензирование образовательной деятельности. Аттестация и аккредитация образовательных учреждений 57-72
§3. Особенности реорганизации и ликвидации образовательных учреждений 72-77
Глава 3. Правовой режим имущества и ответственность образовательного учреждения
§1. Правовой режим имущества образовательного учреждения 78-92
§2. Проблемы ответственности образовательного учреждения по
обязательствам 92-98
Заключение 99-103
Список использованных нормативно - правовых актов, материалов
судебной практики и специальной литературы
Современное образование признается сложнейшей конструкцией общественной практики, его место и роль на текущем историческом этапе особенны и уникальны. Сегодня образование является одним из самых масштабных социальных институтов, представляющий собой процесс передачи и выражения базовых ценностей и целей развития российского общества, усовершенствования всесторонних качеств личности, реализуемый в учебных заведениях.
С возникновением образовательных заведений возникла потребность в урегулировании данного процесса и правоотношений, происходящих в результате его реализации.
В настоящее время управление образовательным процессом является прерогативой государства, которое создает для этого образовательные организации, занимающие исключительное место в системе общественного развития. Не случайно право на образование занимает одно из первостепенных мест в комплексе прав человека и установлено в Конституции России.
Если по поводу других организационно-правовых форм образовательных организаций и ведутся споры, то организационно-правовая форма учреждения безотговорочно признается большинством как наиболее приемлемая для образовательных организаций. По мнению В. В. Кваниной, «именно учреждение обладает тем набором признаков, которые позволяют ему решать социально-значимые задачи общества».
С вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ), приводящего к необходимости вырабатывания практики применения нового законодательства и требующего основательного теоретического осмысления устанавливаемых им понятий, в частности содержания категории правосубъектности употребительно к участникам отношений в сфере образования, формы осуществления правосубъектности образовательных организаций в различных видах гражданских правоотношений, выбранная тема представляется весьма актуальной.
Необходимо отметить, что образование само по себе динамично, и поэтому законодательство в сфере образования также должно характеризоваться соответствующей динамикой развития, чтобы преуспевать адаптироваться к изменяющимся потребностям образовательного процесса.
Изучение правового статуса образовательных учреждений признается актуальным, так как предопределено рядом немаловажных проблем, связанных с деятельностью образовательных учреждений, их взаимоотношениями с собственниками имущества.
В настоящий период актуальной признается проблема действенного регулирования гражданских правоотношений в целом и имущественных отношений в сфере образования, основываясь на российской частноправовой традиции с учетом текущих возможностей участия образовательных учреждений в гражданских правоотношениях, в частности. Эта проблема увязывается и Концепцией развития гражданского законодательства , основанной на представлении создания полновесной системы ограниченных
вещных прав, которая могла бы предельно удовлетворить нужды участников гражданского оборота в создании прочного и безопасного режима пользования чужим имуществом. Состояние современного российского законодательства в части урегулирования правового положения учреждений допускает говорить о том, что не наблюдается единообразного понимания законодателем содержания правового режима их имущества. Кроме того, развитие имущественных отношений воздействует на реализации основной, образовательной
деятельности образовательных учреждений, что в крайнем итоге связано с усовершенствованием образования, которое осуществляет важную социальную функцию.
Невозможно не согласиться с мнением Черновой К. И., считающей, что на данном этапе учредители образовательных учреждений сталкиваются с тяжелыми, неразрешимыми вопросами недостаточного финансирования и невозможностью обеспечить свое учреждение всем необходимым в полной мере.
В связи с этим, актуальным будет являться рассмотрение в данной работе процесса осуществления образовательными учреждениями приносящей доход деятельности, понятие которой было введено в гражданском законодательстве относительно недавно.
Внесение Федеральным законом «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ ряда изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, относящихся к правовому регулированию деятельности государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, является продолжением реформы, инициированной Правительством РФ еще в 2010 году: сделать государственные и муниципальные учреждения причастными к качественному осуществлению услуг на базе имущества, переданного им в оперативное управление, а также передать более обширные возможности в своей сфере деятельности зарабатывать самостоятельно (коммерциализация учреждений).
В современном российском обществе имеет место увеличение спроса на образовательные услуги, что оказывает благотворное влияние на развитие образовательных учреждений, которые их предоставляют. В данном случае весьма важное значение имеет вопрос обеспечения качества образовательных услуг. Система качества оказания образовательных услуг определяется как государственный механизм регулирования и оценки деятельности образовательных учреждений, который включает в себя процедуры государственной аккредитации и лицензирования образовательных организаций, которые играют важную роль в процессе осуществления образовательными учреждениями своей деятельности.
Установление особого правового статуса образовательных учреждений предопределено потребностью в правовой охране образовательной деятельности, взаимосвязанной с осуществлением конституционного права личности, и закрепляет ряд требований к ним: обязательное установление цели создания, установление специальной правоспособности, лицензирование образовательной деятельности, требования к педагогическому составу, материальному оснащению, экономическому обеспечению.
Цель работы заключается в том, чтобы на основании доктринальных положений, законодательных норм и юридической практики выработать целостное представление о правовом статусе образовательных учреждений, углубить, расширить и закрепить знания об особенностях образовательных учреждений как организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Для достижения поставленной цели ставятся такие задачи, как:
- раскрытие понятия и признаков образовательного учреждения;
- рассмотрение видов образовательного учреждения;
- определение правовых основ, закрепляющих правовой статус образовательного учреждения;
- изучение особенностей порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;
- раскрытие понятий лицензирования, аккредитации и аттестации образовательного учреждения, как правовых средств воздействия на деятельность образовательного учреждения;
- рассмотрение особенностей устава, как учредительного документа образовательного учреждения;
- анализ правового режима имущества образовательного учреждения;
- изучение особенностей имущественной ответственности образовательного учреждениям по обязательствам.
Объектом изучения являются общественные отношения, связанные с установлением правового статуса образовательных учреждений.
Предметом исследования выступают нормы отечественного законодательства, которые устанавливают правовой статус образовательных учреждений, судебная практика, а также исследования ученых-юристов в области административного, гражданского, предпринимательского и образовательного права.
При проведении исследования были использованы такие методы, как анализ, синтез, дедукция, сравнительно-правовой метод, метод аналогии.
В отечественной юридической и учебной литературе, а также законодательстве значительное внимание уделяется положению учреждений, в частности образовательных. Теоретической основой исследования являются научные труды отечественных правоведов, как в области общей теории права, так и отраслевых юридических наук. Среди них следует выделить работы Антроповой Т.Ю., Белых В.С., Гарцевой Ю.А., Грушевой Е.П., Ершовой И.В., Земляной Т.Б., Кваниной В.В., Курова С.В., Потапенко В.С., Сюбаревой И.Ф., Шепило А.Г., Шкатулла В.И., Ягофарова Д.А. В трудах данных исследователей раскрываются основные вопросы, связанные с особенностями правового статуса образовательных учреждений.
Среди нормативно-правовых актов фундаментальное место занимает Конституция РФ, закрепляющая за каждым гражданином право на образование. К основным правовым регуляторам деятельности образовательных учреждений и закрепления их правового статуса относятся Гражданский кодекс РФ , Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» , Федеральный закон от 03 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» , Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», составляющие основу нормативной базы исследования.
В качестве эмпирической базы исследования выступает судебная практика, в частности решения и постановления судов общей юрисдикции, определение Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2010 г. № 592-О-О , постановление Президиума ВАС РФ от 30 октября 2012 г. № 7463/12 , а также постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» .
Теоретическая и практическая значимость исследования выражается в предложенных выводах, рекомендациях, обобщающих и дополняющих научные знания о правовом статусе образовательных учреждениях. Данное исследование содержит научную оценку норм законодательства, устанавливающих правовой статус образовательных учреждений. Вопрос правового статуса образовательных учреждений затрагивается в рамках темы юридические лица по курсу гражданского права. Полагаю, что стоит проявлять большее внимание исследованию данного вопроса в силу его актуальности. Также правовой статус образовательных учреждений рассматривается в рамках дисциплины образовательное право, которое, к сожалению, не читается в данном вузе в силу своего относительно недавнего становления и постепенного развития. Результаты работы могут быть использованы в дальнейшем изучении организационно-правовой формы учреждений в целом и в частности образовательных учреждений.
С возникновением образовательных заведений возникла потребность в урегулировании данного процесса и правоотношений, происходящих в результате его реализации.
В настоящее время управление образовательным процессом является прерогативой государства, которое создает для этого образовательные организации, занимающие исключительное место в системе общественного развития. Не случайно право на образование занимает одно из первостепенных мест в комплексе прав человека и установлено в Конституции России.
Если по поводу других организационно-правовых форм образовательных организаций и ведутся споры, то организационно-правовая форма учреждения безотговорочно признается большинством как наиболее приемлемая для образовательных организаций. По мнению В. В. Кваниной, «именно учреждение обладает тем набором признаков, которые позволяют ему решать социально-значимые задачи общества».
С вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ), приводящего к необходимости вырабатывания практики применения нового законодательства и требующего основательного теоретического осмысления устанавливаемых им понятий, в частности содержания категории правосубъектности употребительно к участникам отношений в сфере образования, формы осуществления правосубъектности образовательных организаций в различных видах гражданских правоотношений, выбранная тема представляется весьма актуальной.
Необходимо отметить, что образование само по себе динамично, и поэтому законодательство в сфере образования также должно характеризоваться соответствующей динамикой развития, чтобы преуспевать адаптироваться к изменяющимся потребностям образовательного процесса.
Изучение правового статуса образовательных учреждений признается актуальным, так как предопределено рядом немаловажных проблем, связанных с деятельностью образовательных учреждений, их взаимоотношениями с собственниками имущества.
В настоящий период актуальной признается проблема действенного регулирования гражданских правоотношений в целом и имущественных отношений в сфере образования, основываясь на российской частноправовой традиции с учетом текущих возможностей участия образовательных учреждений в гражданских правоотношениях, в частности. Эта проблема увязывается и Концепцией развития гражданского законодательства , основанной на представлении создания полновесной системы ограниченных
вещных прав, которая могла бы предельно удовлетворить нужды участников гражданского оборота в создании прочного и безопасного режима пользования чужим имуществом. Состояние современного российского законодательства в части урегулирования правового положения учреждений допускает говорить о том, что не наблюдается единообразного понимания законодателем содержания правового режима их имущества. Кроме того, развитие имущественных отношений воздействует на реализации основной, образовательной
деятельности образовательных учреждений, что в крайнем итоге связано с усовершенствованием образования, которое осуществляет важную социальную функцию.
Невозможно не согласиться с мнением Черновой К. И., считающей, что на данном этапе учредители образовательных учреждений сталкиваются с тяжелыми, неразрешимыми вопросами недостаточного финансирования и невозможностью обеспечить свое учреждение всем необходимым в полной мере.
В связи с этим, актуальным будет являться рассмотрение в данной работе процесса осуществления образовательными учреждениями приносящей доход деятельности, понятие которой было введено в гражданском законодательстве относительно недавно.
Внесение Федеральным законом «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ ряда изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, относящихся к правовому регулированию деятельности государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, является продолжением реформы, инициированной Правительством РФ еще в 2010 году: сделать государственные и муниципальные учреждения причастными к качественному осуществлению услуг на базе имущества, переданного им в оперативное управление, а также передать более обширные возможности в своей сфере деятельности зарабатывать самостоятельно (коммерциализация учреждений).
В современном российском обществе имеет место увеличение спроса на образовательные услуги, что оказывает благотворное влияние на развитие образовательных учреждений, которые их предоставляют. В данном случае весьма важное значение имеет вопрос обеспечения качества образовательных услуг. Система качества оказания образовательных услуг определяется как государственный механизм регулирования и оценки деятельности образовательных учреждений, который включает в себя процедуры государственной аккредитации и лицензирования образовательных организаций, которые играют важную роль в процессе осуществления образовательными учреждениями своей деятельности.
Установление особого правового статуса образовательных учреждений предопределено потребностью в правовой охране образовательной деятельности, взаимосвязанной с осуществлением конституционного права личности, и закрепляет ряд требований к ним: обязательное установление цели создания, установление специальной правоспособности, лицензирование образовательной деятельности, требования к педагогическому составу, материальному оснащению, экономическому обеспечению.
Цель работы заключается в том, чтобы на основании доктринальных положений, законодательных норм и юридической практики выработать целостное представление о правовом статусе образовательных учреждений, углубить, расширить и закрепить знания об особенностях образовательных учреждений как организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Для достижения поставленной цели ставятся такие задачи, как:
- раскрытие понятия и признаков образовательного учреждения;
- рассмотрение видов образовательного учреждения;
- определение правовых основ, закрепляющих правовой статус образовательного учреждения;
- изучение особенностей порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;
- раскрытие понятий лицензирования, аккредитации и аттестации образовательного учреждения, как правовых средств воздействия на деятельность образовательного учреждения;
- рассмотрение особенностей устава, как учредительного документа образовательного учреждения;
- анализ правового режима имущества образовательного учреждения;
- изучение особенностей имущественной ответственности образовательного учреждениям по обязательствам.
Объектом изучения являются общественные отношения, связанные с установлением правового статуса образовательных учреждений.
Предметом исследования выступают нормы отечественного законодательства, которые устанавливают правовой статус образовательных учреждений, судебная практика, а также исследования ученых-юристов в области административного, гражданского, предпринимательского и образовательного права.
При проведении исследования были использованы такие методы, как анализ, синтез, дедукция, сравнительно-правовой метод, метод аналогии.
В отечественной юридической и учебной литературе, а также законодательстве значительное внимание уделяется положению учреждений, в частности образовательных. Теоретической основой исследования являются научные труды отечественных правоведов, как в области общей теории права, так и отраслевых юридических наук. Среди них следует выделить работы Антроповой Т.Ю., Белых В.С., Гарцевой Ю.А., Грушевой Е.П., Ершовой И.В., Земляной Т.Б., Кваниной В.В., Курова С.В., Потапенко В.С., Сюбаревой И.Ф., Шепило А.Г., Шкатулла В.И., Ягофарова Д.А. В трудах данных исследователей раскрываются основные вопросы, связанные с особенностями правового статуса образовательных учреждений.
Среди нормативно-правовых актов фундаментальное место занимает Конституция РФ, закрепляющая за каждым гражданином право на образование. К основным правовым регуляторам деятельности образовательных учреждений и закрепления их правового статуса относятся Гражданский кодекс РФ , Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» , Федеральный закон от 03 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» , Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», составляющие основу нормативной базы исследования.
В качестве эмпирической базы исследования выступает судебная практика, в частности решения и постановления судов общей юрисдикции, определение Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2010 г. № 592-О-О , постановление Президиума ВАС РФ от 30 октября 2012 г. № 7463/12 , а также постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» .
Теоретическая и практическая значимость исследования выражается в предложенных выводах, рекомендациях, обобщающих и дополняющих научные знания о правовом статусе образовательных учреждениях. Данное исследование содержит научную оценку норм законодательства, устанавливающих правовой статус образовательных учреждений. Вопрос правового статуса образовательных учреждений затрагивается в рамках темы юридические лица по курсу гражданского права. Полагаю, что стоит проявлять большее внимание исследованию данного вопроса в силу его актуальности. Также правовой статус образовательных учреждений рассматривается в рамках дисциплины образовательное право, которое, к сожалению, не читается в данном вузе в силу своего относительно недавнего становления и постепенного развития. Результаты работы могут быть использованы в дальнейшем изучении организационно-правовой формы учреждений в целом и в частности образовательных учреждений.
Образовательное учреждение - это неповторимое зеркало развития общества. Оно создается для достижения особо значимых целей государства в сфере образования. А образование, в свою очередь, относится к приоритетным задачам страны, так как от уровня знаний каждого гражданина во многом зависит успешное развитие самого государства.
На основе данного исследования можно сделать вывод, что под образовательным учреждением понимается организационно-правовая форма унитарной некоммерческой организации, созданная собственником для реализации социально-культурных функций некоммерческого характера и осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности согласно целям ее создания.
Под правовым статусом образовательного учреждения понимают совокупность правовых норм, устанавливающих его права и обязанности, предопределяющие его правосубъектность, а также механизм реализации гарантий этих прав и обязанностей.
Образовательное учреждение признается не только участником образовательных отношений, но и гражданских, трудовых, административных, налоговых и многих других. Следовательно, применительно к образовательному учреждению можно говорить о множественности правовых статусов, которые обусловлены отношениями, участником которых оно является.
Образовательное учреждение, являясь образовательной организацией и организационно-правовой формой некоммерческого юридического лица, может быть государственным, муниципальным и частным в зависимости от его учредителя. В то же время различают автономные, казенные и бюджетные образовательные учреждения, а также образовательные учреждения в зависимости от типа образовательной организации.
Увеличение количества видов учреждений, которые имеют разный объем правомочий по распоряжению имуществом и юридической ответственности, разные режимы финансирования, можно отнести к минусам правового регулирования дифференциации организационно-правовой формы учреждения. Это является причиной возникновения определенных проблем правового регулирования. Недостаток единого нормативного правового акта о статусе учреждений в Российской Федерации, разрозненность правовых норм, регулирующих их правовое положение и экономическую деятельность, отягощает правоприменение.
Законодательство об образовательных учреждениях, постепенно изменяясь и совершенствуясь, напрямую зависит от развития гражданского, налогового, административного законодательства, а также законодательства в сфере образования. В данном случае можно говорить о комплексном характере законодательства об образовательных учреждениях, а также проблеме, в каком виде развивать комплексное законодательство. Представляется, что необходимо установить общие нормы в ГК РФ, а последующее комплексное законодательство, касающееся регламентации правового статуса образовательных учреждений, развивать в специальных актах.
Принципиально значимым в правовом регулировании образовательных учреждений является принятие федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающего ряд нововведений, обусловленных необходимостью модернизации системы образования в современных условиях. Статья 28 Федерального закона № 273-ФЗ закрепляет правовой статус образовательной организации — определяет ее основные права и обязанности как субъекта правоотношений в сфере образования, устанавливает компетенцию, ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.
Образовательное учреждение, являясь наиболее оптимальной формой образовательной организации, имеет определенные особенности создания, реорганизации и ликвидации, порядок принятия решений о которых устанавливается органами исполнительной власти. Например, наличие единственного учредителя, установление гарантий прав кредиторов, осуществление реорганизации и ликвидации только при наличии положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения, передача имущества после ликвидации на цели образования, также отсутствие влияния реорганизации на права обучающихся.
Лицензирование наряду с аккредитацией и аттестацией образовательной деятельности признается одной из главных процедур, разрешающих, подтверждающих деятельность образовательных учреждений, тем самым гарантируя право каждого гражданина нашей страны на образование.
В настоящее время нередки случаи нарушения образовательными учреждениями лицензионных требований, осуществления образовательный деятельности в отсутствие лицензии, что приводит к снижению качества оказываемых образовательных услуг. В этом случае считается необходимым усилить контроля за соблюдением образовательными учреждениями законодательства о лицензировании.
Можно сделать вывод о том, что специфика правового режима имущества образовательных учреждений устанавливается целями деятельности (образовательными), особенностями организационно-правовой формы учреждения (казенной, бюджетной, автономной, частной), характером вещных прав на имущество (право оперативного управления), объемом правомочий по распоряжению имуществом, особенностями ответственности по своим обязательствам. К особенностям правового положения имущества автономных учреждений относятся обязательный учет имущества и ежегодная публикация отчета об его использовании, возможность собственника изъятия имущества.
В целях поддержания финансовой устойчивости образовательных учреждений государством организованы правовые условия для привлечения ими дополнительных средств в результате приносящей доход деятельности, увеличения объема их прав и расширения самостоятельности в имущественной сфере.
К проблемам правового регулирования в части имущественных отношений с участием образовательных учреждений относится отсутствие в законодательстве точного понятия имущества, определения его количества и источников формирования, критериев экономической и приносящей доход деятельности в отношении допустимых ее видов в сфере образования. Это, с одной стороны, допускает усиление имущественной самостоятельности образовательных учреждений. С другой стороны, основным недостатком в данном подходе законодателя к правовому регулированию имущества можно отнести вероятную возможность злоупотребления юридическими лицами (их органами) экономической свободой, переданной им собственником.
Можно сделать вывод, что урегулирование сферы имущественных отношений нуждается в уточнении: необходимо четко установить права, на которых имущество может закрепляться, определить порядок и условия, на основании которых имущество может отчуждаться, установить критерии реализации экономической деятельности образовательных организаций.
Также принципиально важно обратить внимание на структурные изменения правовых норм, относящихся к правовому положению учреждений (отдельными статьями закрепляются общие вопросы об учреждениях, о государственных и муниципальных учреждениях, о частных учреждениях); а также на новые положения в отношении правового статуса учреждений: новеллы законодательства, не дозволяющие соучредительство нескольких лиц при создании учреждений; установление единой нормы о системе органов управления, а также закрепление субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения (бюджетного и автономного) по обязательствам, связанным с причинением вреда. Также новыми являются нормы об отсутствии ответственности государственного и муниципального учреждения по обязательствам собственников своего имущества. В настоящее время наблюдается общая тенденция усиления норм, касающихся юридической ответственности и привлечения субсидиарного должника.
Важно отметить, что ранее учреждение являлось единственной организационно-правовой формой юридических лиц, в отношении которой в гражданском законодательстве отсутствовала единая норма, регламентирующая правовые основы управления такой организацией, как юридическое лицо. На сегодняшний момент это устранено закреплением в ГК РФ единой для всех учреждений нормы о системе органов управления, относящей к ней руководителя, назначаемого учредителей или выбираемого коллегиальным органов, а также коллегиального органа, подотчетного учредителю, в предусмотренных законом случаях. По мнению Чепариной О. А. в данном случае оставлены без внимания нормы законодательства, устанавливающие создание в отдельных учреждениях коллегиальных органов, которые неподотчетны учредителю, например, конференций работников государственных высших учебных заведений, ученых советов вузов и др.
Между тем, имеет место и преемственность в развитии гражданского законодательства в части правового статуса учреждений: сохранения общих положений об учреждении, их видов, особенностей правового статуса казенных, автономных, бюджетных, частных учреждений, права реализации приносящей доход деятельности, положений о режиме имущества и режиме финансирования, юридической ответственности, которая различается в зависимости от видов и типов учреждений.
Таким образом, в данной магистерской диссертации через комплексное рассмотрение наиболее значимых вопросов и выявление сложностей в процессе деятельности образовательных учреждений была осуществлена попытка выработать целостное представление об особенностях правового статуса образовательных учреждений, а также высказать определенные предложения, позволяющие смягчить существующие проблемы.
На основе данного исследования можно сделать вывод, что под образовательным учреждением понимается организационно-правовая форма унитарной некоммерческой организации, созданная собственником для реализации социально-культурных функций некоммерческого характера и осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности согласно целям ее создания.
Под правовым статусом образовательного учреждения понимают совокупность правовых норм, устанавливающих его права и обязанности, предопределяющие его правосубъектность, а также механизм реализации гарантий этих прав и обязанностей.
Образовательное учреждение признается не только участником образовательных отношений, но и гражданских, трудовых, административных, налоговых и многих других. Следовательно, применительно к образовательному учреждению можно говорить о множественности правовых статусов, которые обусловлены отношениями, участником которых оно является.
Образовательное учреждение, являясь образовательной организацией и организационно-правовой формой некоммерческого юридического лица, может быть государственным, муниципальным и частным в зависимости от его учредителя. В то же время различают автономные, казенные и бюджетные образовательные учреждения, а также образовательные учреждения в зависимости от типа образовательной организации.
Увеличение количества видов учреждений, которые имеют разный объем правомочий по распоряжению имуществом и юридической ответственности, разные режимы финансирования, можно отнести к минусам правового регулирования дифференциации организационно-правовой формы учреждения. Это является причиной возникновения определенных проблем правового регулирования. Недостаток единого нормативного правового акта о статусе учреждений в Российской Федерации, разрозненность правовых норм, регулирующих их правовое положение и экономическую деятельность, отягощает правоприменение.
Законодательство об образовательных учреждениях, постепенно изменяясь и совершенствуясь, напрямую зависит от развития гражданского, налогового, административного законодательства, а также законодательства в сфере образования. В данном случае можно говорить о комплексном характере законодательства об образовательных учреждениях, а также проблеме, в каком виде развивать комплексное законодательство. Представляется, что необходимо установить общие нормы в ГК РФ, а последующее комплексное законодательство, касающееся регламентации правового статуса образовательных учреждений, развивать в специальных актах.
Принципиально значимым в правовом регулировании образовательных учреждений является принятие федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающего ряд нововведений, обусловленных необходимостью модернизации системы образования в современных условиях. Статья 28 Федерального закона № 273-ФЗ закрепляет правовой статус образовательной организации — определяет ее основные права и обязанности как субъекта правоотношений в сфере образования, устанавливает компетенцию, ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.
Образовательное учреждение, являясь наиболее оптимальной формой образовательной организации, имеет определенные особенности создания, реорганизации и ликвидации, порядок принятия решений о которых устанавливается органами исполнительной власти. Например, наличие единственного учредителя, установление гарантий прав кредиторов, осуществление реорганизации и ликвидации только при наличии положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения, передача имущества после ликвидации на цели образования, также отсутствие влияния реорганизации на права обучающихся.
Лицензирование наряду с аккредитацией и аттестацией образовательной деятельности признается одной из главных процедур, разрешающих, подтверждающих деятельность образовательных учреждений, тем самым гарантируя право каждого гражданина нашей страны на образование.
В настоящее время нередки случаи нарушения образовательными учреждениями лицензионных требований, осуществления образовательный деятельности в отсутствие лицензии, что приводит к снижению качества оказываемых образовательных услуг. В этом случае считается необходимым усилить контроля за соблюдением образовательными учреждениями законодательства о лицензировании.
Можно сделать вывод о том, что специфика правового режима имущества образовательных учреждений устанавливается целями деятельности (образовательными), особенностями организационно-правовой формы учреждения (казенной, бюджетной, автономной, частной), характером вещных прав на имущество (право оперативного управления), объемом правомочий по распоряжению имуществом, особенностями ответственности по своим обязательствам. К особенностям правового положения имущества автономных учреждений относятся обязательный учет имущества и ежегодная публикация отчета об его использовании, возможность собственника изъятия имущества.
В целях поддержания финансовой устойчивости образовательных учреждений государством организованы правовые условия для привлечения ими дополнительных средств в результате приносящей доход деятельности, увеличения объема их прав и расширения самостоятельности в имущественной сфере.
К проблемам правового регулирования в части имущественных отношений с участием образовательных учреждений относится отсутствие в законодательстве точного понятия имущества, определения его количества и источников формирования, критериев экономической и приносящей доход деятельности в отношении допустимых ее видов в сфере образования. Это, с одной стороны, допускает усиление имущественной самостоятельности образовательных учреждений. С другой стороны, основным недостатком в данном подходе законодателя к правовому регулированию имущества можно отнести вероятную возможность злоупотребления юридическими лицами (их органами) экономической свободой, переданной им собственником.
Можно сделать вывод, что урегулирование сферы имущественных отношений нуждается в уточнении: необходимо четко установить права, на которых имущество может закрепляться, определить порядок и условия, на основании которых имущество может отчуждаться, установить критерии реализации экономической деятельности образовательных организаций.
Также принципиально важно обратить внимание на структурные изменения правовых норм, относящихся к правовому положению учреждений (отдельными статьями закрепляются общие вопросы об учреждениях, о государственных и муниципальных учреждениях, о частных учреждениях); а также на новые положения в отношении правового статуса учреждений: новеллы законодательства, не дозволяющие соучредительство нескольких лиц при создании учреждений; установление единой нормы о системе органов управления, а также закрепление субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения (бюджетного и автономного) по обязательствам, связанным с причинением вреда. Также новыми являются нормы об отсутствии ответственности государственного и муниципального учреждения по обязательствам собственников своего имущества. В настоящее время наблюдается общая тенденция усиления норм, касающихся юридической ответственности и привлечения субсидиарного должника.
Важно отметить, что ранее учреждение являлось единственной организационно-правовой формой юридических лиц, в отношении которой в гражданском законодательстве отсутствовала единая норма, регламентирующая правовые основы управления такой организацией, как юридическое лицо. На сегодняшний момент это устранено закреплением в ГК РФ единой для всех учреждений нормы о системе органов управления, относящей к ней руководителя, назначаемого учредителей или выбираемого коллегиальным органов, а также коллегиального органа, подотчетного учредителю, в предусмотренных законом случаях. По мнению Чепариной О. А. в данном случае оставлены без внимания нормы законодательства, устанавливающие создание в отдельных учреждениях коллегиальных органов, которые неподотчетны учредителю, например, конференций работников государственных высших учебных заведений, ученых советов вузов и др.
Между тем, имеет место и преемственность в развитии гражданского законодательства в части правового статуса учреждений: сохранения общих положений об учреждении, их видов, особенностей правового статуса казенных, автономных, бюджетных, частных учреждений, права реализации приносящей доход деятельности, положений о режиме имущества и режиме финансирования, юридической ответственности, которая различается в зависимости от видов и типов учреждений.
Таким образом, в данной магистерской диссертации через комплексное рассмотрение наиболее значимых вопросов и выявление сложностей в процессе деятельности образовательных учреждений была осуществлена попытка выработать целостное представление об особенностях правового статуса образовательных учреждений, а также высказать определенные предложения, позволяющие смягчить существующие проблемы.
Подобные работы
- Изучить особенности правового статуса образовательных организаций как юридических лиц
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Правовое регулирование деятельности автономных образовательных организаций
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ:
ПОНЯТИЕ, ТИПЫ, СТРУКТУРА, КОМПЕТЕНЦИИ, ПРАВА,
ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Организационно-правовые формы управления образованием
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности в государственных бюджетных образовательных учреждениях среднего профессионального образования
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2020 - Особенности правового статуса Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации (на примере деятельности Щучанского ОВО - филиала ФГКУ «УВО ВНГ РФ по Курганской области»)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2021 - Организационно-правовая система управления образованием
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2019



