Введение 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1. Понятие малого и среднего предпринимательства. Субъекты малого и
среднего предпринимательства 7
1.2. Основные цели и принципы государственной политики в области развития
малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации 13
1.3. Особенности нормативно-правового регулирования развития и поддержки
малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации 22
ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 28
2.1. Общие положения о гражданско-правовых мерах поддержки субъектов
малого и среднего предпринимательства 28
2.2. Предоставление преимущества для субъектов малого и среднего предпринимательства при закупках товаров, работ, услуг 32
2.3. Меры обеспечения прав и законных интересов субъектов малого и средне-
го предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора) 41
ГЛАВА 3. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 51
3.1. Осуществление поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации государственных (муниципальных) контрактов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог 51
3.2. Финансовая деятельность кредитных организаций как элемент инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства... .59
Заключение 64
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы
Актуальность темы исследования. В условиях экономического кризиса
одной из самых актуальных государственных задач становится содействие
развитию малого и среднего предпринимательства, так как увеличение числа
малых предприятий ведет к выравниванию макроэкономической ситуации, росту валового внутреннего продукта, повышению уровня жизни населения и
снижению социальной напряженности в стране. С развитием малого бизнеса в
хозяйственный оборот вовлекаются свободные денежные ресурсы и повышаются налоговые доходы бюджетов всех уровней. Однако малое и среднее
предпринимательство, имея в своем распоряжении ограниченные ресурсы, является более чувствительным к экономическим колебаниям в стране и нуждается в соответствующей государственной поддержке для обеспечения своего
развития.
В условиях экономической нестабильности перед российским государством стоит задача увеличения удельного веса негосударственного сектора в
народном хозяйстве, где существенная роль принадлежит субъектам малого и
среднего предпринимательства. Следовательно, государству необходимо стимулировать создание новых малых и средних предприятий, оказывать содействие в повышении их устойчивости и конкурентоспособности. Однако, осуществляемая государством поддержка малого и среднего бизнеса, несмотря на
свою масштабность, не принесла существенных изменений в его развитии.
Существующий механизм государственной поддержки малого и среднего
предпринимательства не достигает ее главных целей, что обуславливает ключевой вектор его совершенствования.
При этом подавляющее большинство субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляют свою хозяйственную деятельность на локальных рынках, что усиливает необходимость совершенствования инструментария оценки результативности государственной поддержки не только на национальном, но и на региональном, в том числе, местном уровне.5
Это повышает эффективность механизма государственной поддержки,
реализация которой должна быть основана на системе организационноуправленческих отношений, обеспечивающих ей высокую результативность.
В процессе исследования изучались и анализировались труды ученых,
посвященные исследованию гражданско-правовых основ малого и среднего
предпринимательства, в частности, это работы таких авторов, как В.К. Андреев, Л.В. Андреева, В.С. Белых, В.А. Вайпан, В.В. Кванина, Д.А. Петров Д.А. и
др.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе поддержки малого и среднего предпринимательства,
урегулированные нормами гражданского законодательства РФ.
Предметом исследования стали нормы гражданского законодательства,
регулирующие поддержку малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, практика судов, а также разработки ученых-цивилистов, относящиеся к теме исследования.
Целью исследования является формирование целостного представления о
государственной поддержке малого и среднего предпринимательства на основе комплексного анализа гражданско-правовых основ такой поддержки.
Для реализации указанной цели в работе были поставлены следующие
задачи:
- изучить понятие малого и среднего предпринимательства, их субъектный состав;
- рассмотреть основные цели и принципы государственной политики в
области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;
- раскрыть особенности нормативно-правового регулирования развития
и поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;
- исследовать возможные гражданско-правовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;6
- рассмотреть предоставление преимущества для субъектов малого и
среднего предпринимательства при закупках товаров, работ, услуг;
- раскрыть меры обеспечения прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного
контроля (надзора);
- проанализировать особенности осуществления поддержки субъектов
малого и среднего предпринимательства в рамках реализации государственных (муниципальных) контрактов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог;
- определить финансовую деятельность кредитных организаций как элемент инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и др.
Теоретическая основа работы сформирована с учетом научных исследований, посвященных проблемам гражданско-правовых основ поддержки малого и среднего предпринимательства.
Методологической основой исследования стали историко-правовой,
формально-логический, сравнительно-правовой и иные методы исследования.
Результаты проведенного в рамках настоящей квалификационной работы исследования позволяют сформулировать следующие выводы.
1. В современной российской правовой системе понятие «малого и среднего предпринимательства» («малого и среднего бизнеса») используется для
обозначения вида предпринимательства, основанного на деятельности индивидуальных предпринимателей, а также небольших и средних организаций
(малых и средних предприятий). В то же время в формально-юридическом
смысле в законодательстве используются термины «субъекты малого и среднего предпринимательства», «малое предприятие», «среднее предприятие»,
под которыми обобщенно понимаются различные субъекты предпринимательской деятельности (индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства и иные коммерческие организации, потребительские кооперативы), соответствующие предусмотренным в Законе о малом и среднем предпринимательстве критериям их отнесения к категории малых и средних предприятий.
2. Субъекты малого и среднего предпринимательства – это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям. Из
этого определения следует, что законодательство выделяет три категории
субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия, малые
и средние предприятия.
3. Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства раскрывает содержание понятия субъектов малого и среднего предпринимательства. К ним относятся потребительские кооперативы и коммерческие
организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных
предприятий), а также физические лица и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные
предприниматели), и крестьянские (фермерские) хозяйства.
4. Анализ форм имущественной поддержки субъектов малого и среднего
предпринимательства свидетельствует о необходимости консолидации законодательства о субъектах малого и среднего предпринимательства, а также о
дальнейшем его совершенствовании.
5. Государственные закупки в соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять у субъектов малого предпринимательства. Таким образом, государственные закупки являются формой государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, а также инструментом стимулирования производства конкурентоспособных товаров отечественным производителям. Однако закупки, осуществляемые государственными корпорациями, также должны в целом соответствовать этим требованиям. Так, в соответствии со ст. 3 Закона о закупках участие субъектов малого и
среднего предпринимательства в закупке должно быть предусмотрено в плане
закупки товаров, работ, услуг заказчиков, утверждаемом Правительством РФ.
6. Можно констатировать, что наиболее продуктивные изменения отечественного законодательства связаны с последовательными, системными мерами по формированию механизмов осуществления прав предпринимателей
(вещных, обязательственных, корпоративных). Когда система норм регламентирует выверенную последовательность действий, приводящих субъекта к
фактическому получению блага. Это задача любого развитого правопорядка,
связанная с колоссальными интеллектуальными, материальными, временными
затратами. И если законодательную базу, провозглашающую широкие гражданские права и их защиту, можно создать сравнительно быстро, обращаясь к
накопленному отечественному, зарубежному и международному правовому
материалу, то элементы механизма осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей могут быть сформированы лишь за довольно продолжительный срок кропотливой работы: научной, правотворческой, просветительской, правоприменительной, организационной.
7. Высока активность Федерального дорожного агентства по оказанию
поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере дорожного хозяйства.
8. На региональном уровне создаются фонды поддержки малого и среднего предпринимательства, заключающие договоры с региональными банками, что позволяет субъектам малого предпринимательства кредитоваться на
льготных условиях. Основным видом деятельности является получение и перераспределение финансовых средств, предоставление обеспечения (поручительств) по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства
перед кредиторами, основанным на кредитных договорах, договорах займа,
лизинга, о предоставлении банковских гарантий и иных договорах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.
Также в результате проведенного исследования сделаны следующие
предложения по совершенствованию законодательства в сфере гражданско-правовых основ поддержки малого и среднего предпринимательства (в частности, о внесении изменений в ч. 2 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве).
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993 г., с изм. от 21.07.2014 г.) // Российская газета. 1993. 25 де¬кабря № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая / Феде-ральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Россий¬ской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая / Феде-ральный закон от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Россий¬ской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.
4. Градостроительный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (с изм. от 07.03.2017 г.) // Собрание законода¬тельства Российской Федерации. 2005. № 1. Ст. 16.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше-ниях / Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (с изм. от 03.04.2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. Ст. 1.
6. Федеральный закон от 29.06.2015 г. № 156-ФЗ «О внесении измене-ний в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 27. Ст. 3947.
7. Федеральный закон от 07.05.2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» // Собрание за¬конодательства Российской Федерации. 2013. № 19. Ст. 2305.
8. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (с изм. от 28.03.2017 г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспече¬ния государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 14. Ст. 1652.
9. Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ (с изм. от 28.12.2016
г.) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 30 (ч. 1). Ст.
4571.
10. Федеральный закон от 30.04.2010 г. № 69-ФЗ (с изм. от 08.03.2015 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Феде¬рации в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за наруше¬ние права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение су¬дебного акта в разумный срок» // Собрание законодательства Российской Фе¬дерации. 2010. № 18. Ст. 2145.
11. Федеральный закон от 30.04.2010 г. № 68-ФЗ (с изм. от 19.12.2016 г.) «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» // Собрание зако¬нодательства Российской Федерации. 2010. № 18. Ст. 2144.
12. Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ (с изм. от 22.02.2017 г.) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.
13. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ (с изм. от 03.07.2016 г.) «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муни¬ципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего пред¬принимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 30 (ч. 1). Ст. 3615.
14. Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 317-Ф3 (с изм. от 03.07.2016 г.) «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» // Собра¬ние законодательства Российской Федерации. 2007. № 49. Ст. 6078.
15. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (с изм. от 03.07.2016 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Феде¬рации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 31. Ст. 4006.
16. Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкурен¬ции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31. Ст. 3434.
17. Федеральный закон от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ (с изм. от 02.02.2006 г.) «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федера¬ции. 1995. № 25. Ст. 2343.
18. Закон СССР от 04.06.1990 г. № 1529-1. «О предприятиях в СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 25. Ст. 460.
19. Указ Президента РФ от 05.06.2015 г. № 287 «О мерах по дальнейше¬му развитию малого и среднего предпринимательства» // Собрание законода¬тельства Российской Федерации. 2015. № 23. Ст. 3306.
20. Указ Президента РФ от 07.07.2011 г. № 899 (с изм. от 16.12.2015 г.) «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Россий¬ской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 28. Ст. 4168.
21. Указ Президента РФ от 15.05.2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предприни¬мательской деятельности» // Российская газета. 2008. 17 мая. № 105.
22. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 г. № 265 «О пре-дельных значениях дохода, полученного от осуществления предприниматель¬ской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего пред¬принимательства» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016.
№ 15. Ст. 2097.
23. Постановление Правительства РФ от 11.03.2016 г. № 182 «О случаях и об условиях, при которых в 2016 году заказчик вправе не устанавливать тре¬бование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 13. Ст. 1822.
24. Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 г. № 1352 (с изм. от 14.12.2016 г.) «Об особенностях участия субъектов малого и среднего пред¬принимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юриди¬ческих лиц» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 51. Ст. 7438.
25. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 г. № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г.» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 24. Ст. 3549.
26. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (с изм. от 10.02.2017 г.) «О Концепции долгосрочного социально-экономического разви¬тия Российской Федерации на период до 2020 г.» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 47. Ст. 5489.
27. Приказ Минкомсвязи России от 10.10.2013 г. № 286 «Об утвержде-нии критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закуп¬ки такой продукции» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
28. Приказ Минтранса России от 25.11.2010 г. № 264 (с изм. от 28.03.2016 г.) «Об образовании Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта при Министерстве транс¬порта Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
29. Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. № 624 (с изм. от 14.11.2011 г.) «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капи¬тальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» // Справочно¬правовая система «Консультант Плюс».
30. Приказ МЧС России от 14.12.2012 г. № 768 «Об утверждении крите¬риев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) вы¬сокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
31. Распоряжение Минтранса России от 16.07.2014 г. № ОБ-88-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции развития объектов дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог общего пользования феде¬рального значения» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
32. Письмо Минобразования РСФСР от 25.12.1989 г. № 09-14/897. «О направлении Положения об организации деятельности малых предприятий» // Информационный сборник Минобразования РСФСР. 1990. № 19.
33. Итоговый доклад Федерального дорожного агентства о результатах деятельности за 2015 г. // http://rosavtodor.ru.
34. Кредитование малого и среднего бизнеса: растет потребность бизне¬са в рефинансировании. Результаты опроса представителей бизнеса в I кварта¬ле 2016 г. // URL: https://www.mspbank.ru/userfiles/Opros-2016-I.pdf.
35. Представление Счетной палаты Российской Федерации от 03.06.2015 г. № ПР10-96/10-04 // http://rosavtodor.ru.
36. Концепция развития объектов дорожного сервиса в Российской Фе-дерации // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
II. Материалы судебной и иной юридической практики:
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» // Бюллетень Верховно¬го Суда Российской Федерации. 2016. № 5.
2. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.03.2017 г. № Ф03-628/2017 по делу № А51-3532/2016 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.02.2017 г. № Ф04-7026/2017 по делу № А67-4353/2016 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
4. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.02.2017 г. № Ф05-432/2017 по делу № А41-27825/16 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
5. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 03.02.2017 г. № Ф06-17296/2016 по делу № А12-59741/2015 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
6. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.12.2016 г. № Ф02-6630/2016 по делу № А33-6877/2016 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
7. Постановление Федеральной антимонопольной службы России от 23.12.2016 г. по делу № АК1058-16 // Справочно-правовая система «Консуль¬тант Плюс».
III. Специальная литература:
1. Албегов Р.З. Гражданско-правовые проблемы осуществления дея-тельности субъектами малого и среднего предпринимательства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
2. Андреев В.К., Андреева Л.В. Меры стимулирования малого и средне¬го бизнеса в сфере государственных и корпоративных закупок // Журнал пред¬принимательского и корпоративного права. 2016. № 2. С. 34-41.
3. Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. М.: Волтерс Клувер, 2011. 244 с.
4. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятель¬ности в России: монография. М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2005. 385 с.
5. Вавилин Е.В. Осуществление и защита прав предпринимателей // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. № 3. С. 10-14.
6. Вайпан В.А. Основы правового регулирования деятельности субъек¬тов малого и среднего предпринимательства // Право и экономика. 2015. № 12. С. 4-10.
7. Вайпан В.А. Основы, проблемы и новые изменения в правовом регу¬лировании деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. № 2. С. 9-12.
8. Гагарский М.Д. Среднее предпринимательство как фактор развития региона // Географический вестник. 2012. № 1 (20) С. 44-46.
9. Глазьев С.Ю. Доклад «О неотложных мерах по укреплению эконо-мической безопасности России и выводу российской экономики на траекто-рию опережающего роста» М.: Институт экономических стратегий, Русский биографический институт, 2014. 287 с.
10. Горькаева О. Господдержка для самых маленьких // Коммерсантъ. Business Guide (Финансирование среднего и малого бизнеса). Приложение. 2012. 10 апреля. № 7.
11. Гусева Т.А., Гришина К.В., Леташова И.С. Руководство по организа¬ции малого и среднего бизнеса: правовые аспекты. М.: Деловой двор, 2016. 447 с.
12. Ермолова О.Н. Система принципов правового регулирования пред¬принимательской деятельности в аспекте целей и функций права // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2017. № 1. С. 38-43.
13. Замрыга Д.В. Правовое регулирование размещения заказов на закуп¬ки товаров, работ, услуг для нужд государственных корпораций // Право и экономика. 2017. № 1. С. 32-36.
14. Кванина В.В. Особенности правового режима отдельных форм иму¬щественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. № 2. С. 42-46.
15. Клочкова Е.В. Правовое регулирование и статус субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Курск, 2013. 264 с.
16. Комарова О.В. Проблемы развития ремесленничества, малого и среднего бизнеса и среднего класса: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012. 485 с.
17. Леликова Н.А., Конвисарова Е.В. Зарубежный опыт налогообложе¬ния малого бизнеса // Успехи современного естествознания. 2014. № 12. С. 127-128.
18. Наниев А.Т. Государственная поддержка субъектов малого и средне¬го предпринимательства и развитие дорожной инфраструктуры: проблемы за¬конодательного регулирования // Право и экономика. 2016. № 6. С. 28-33.
19. Наумова О.Н. Основы обеспечения конкурентоспособности предпри¬ятий сферы услуг // Вектор науки ТГУ. 2012. № 1 (19). С. 164-165.
20. Орлова О.Е. Об участии в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налого¬обложения. 2016. № 5. С. 57-62.
21. Петров Д.А. Контроль в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства: мониторинг правоприменения // Журнал предпринима¬тельского и корпоративного права. 2016. № 3. С. 51-54.
22. Пояркова О.В. К вопросу о правовом регулировании малого пред-принимательства в Российской Федерации // Безопасность бизнеса. 2014. № 4. С. 23-26.
23. Прохорская А.Ю. Критерии дифференциации понятий малого и среднего предпринимательства // Право и экономика. 2016. № 7. С. 14-18.
24. Прохорская А.Ю. Правовое регулирование деятельности субъектов среднего предпринимательства // Право и экономика. 2016. № 9. С. 14-19.
25. Ручкина Г.Ф. Кредитные организации в инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: правовое обеспечение в новых экономических условиях // Банковское право. 2016. № 3. С. 7-15.
26. Ручкина Г.Ф. Кредитные организации в системе финансовой под-держки субъектов малого и среднего предпринимательства: некоторые право¬вые вопросы // Банковское право. 2015. № 3. С. 7-16.
27. Трунина В.Ф., Горбунова А.А. Проблемы налогообложения субъек¬тов малого бизнеса РФ и пути их решения // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 4. С. 59.
IV. Электронные ресурсы:
1. Официальный сайт Минэкономразвития РФ: http://eco№omy.gov.ru.
2. Официальный сайт Росстата: http://www.gks.ru.
3. Официальный сайт Федерального дорожного агентства РФ: http://rosavtodor.ru/activity.