Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №80323

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2020
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
300
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития экономического мышления у студентов 6
1.1. Проблемы финансовой безграмотности как уровень
экономического мышления общества в России 6
1.2. Мышление понятие, виды мышления 12
1.3. Особенности развития экономического мышления в
образовательной организации 18
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Практические аспекты реализации методов развития экономического мышления в процессе преподавания дисциплины «Экономика организации» в Государственном бюджетном
профессиональном образовательном учреждении «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего» 34
2.1. Анализ применения методов развития экономического мышления в
процессе преподавания дисциплины «Экономика организации» 34
2.2. Применение методов развития экономического мышления на
практических занятиях дисциплины «Экономика организации» 48
2.3. План конспект занятие по теме «Цена и
ценообразование» 55
Выводы по второй главе 64
Заключение 66
Список литературы 70


Актуальность исследования. На сегодняшний день развитое экономическое мышление является одним из важных критериев успешности человека, так как уровень экономического мышления индивида определяет его социальное, материальное благополучие, его достаток. В то время как низкое материальное благополучие обусловлено, в том числе и неспособностью субъекта гибко реагировать на происходящие социально - экономические преобразования. Также низкий уровень осведомленности в экономических вопросах приводит к отрицательным последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но и для государства, частного сектора и общества в целом.
Следовательно, необходимо принять действия по повышению уровня экономического мышления у населения. Одним из решений данной проблемы становится разработка учебных программ и применение таких методов обучения, создающих условия для формирования и развития экономического мышления.
Поскольку, мышление генерируется в процессе творческой активности человека, а экономическое мышление содержит в себе только те экономические знания, которые применяются в жизнедеятельности и отвечают экономическим интересам людей, которые определяются уровнем общественного экономического сознания. Это подводит нас к мысли, что в обучении студентов требуется применение не только пассивных методов обучения, но и активных, интерактивных методов обучения.
Суть активных и интерактивных методов состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, чтобы все учащиеся оказались вовлеченными в процесс познания, и имели возможность понимать, получать обратную связь по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Внедряя в обучение такие педагогические технологии, студент овладевает экономическими компетенциями, которые включают в себя необходимые знания, умения и навыки, составляющие основу экономического мышления.
Таким образом, в обучении педагог создает у обучающихся экономическую культуру поведения, экономическую грамотность и способность реализовывать полученные знания и умения в своей будущей профессиональной деятельности.
Кроме того, использование активных и интерактивных методов обучения позволяют:
- активизировать индивидуальные умственные процессы учащихся;
- обеспечить двухстороннюю связь в процессе обмена информацией между студентами;
- повысить эффективность обмена информацией управленческого, воспитательного и учебного характера;
- осуществлять обучающимися самоконтроль, применяя полученные знания на практике;
- способствовать умственному развитию студентов.
Так, актуальность исследования обусловлена необходимостью:
- совершенствования качества подготовки студентов;
- определения педагогических технологий обучения, развивающих экономическое мышление и обеспечивающих подготовку личности, отвечающей современной экономической ситуации в стране.
Вышеизложенное позволило определить проблему настоящего исследования, суть которой заключается в анализе педагогических технологий, развивающих экономическое мышление у студентов средних специальных учебных заведений и разработке практического занятия по дисциплине «Экономика организации» с применением активных и интерактивных методов обучения.
Следуя из этого, проблема исследования определяет выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие экономического мышления у студентов в профессиональной образовательной организациях».
Цель работы: теоретически обосновать и проанализировать методы развития экономического мышления у студентов, применяя их при разработке практического занятия «Экономика организации».
Объект исследования: образовательный процесс профессиональной образовательной организации.
Предмет исследования: процесс развития экономического мышления у студентов на практическом занятии в профессиональной образовательной организации.
На основе цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть проблемы финансовой безграмотности как уровня экономического мышления общества в РФ.
2. Раскрыть понятия таких определений, как «мышление»,
«экономическое мышление».
3. Проанализировать методы обучения, с помощью которых обучающиеся в профессиональной образовательных организациях приобретут нужные умения, знания и навыки, способствующие развитию экономического мышления.
4. Провести анализ применения методов развития экономического мышления в процессе преподавания дисциплины «Экономика организации» в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего».
5. Разработать план-конспект практического занятия по теме «Цена и ценообразование» с применением методов, способствующих формированию экономического мышления у студентов.
Методология исследования: в ходе написания дипломной работы были рассмотрены исследования авторов, рассматривающих проблемы формирования экономического мышления (Л. И. Абалкин, А. А. Деленян, П. Хейне); особенности методики преподавания экономических дисциплин (А.Д. Шеремет, В.Г. Когденко, Н. П. Хасевич, М.В.Сакович); основы общей психологии (С.Л. Рубинштэйн, А.Э. Штейнмец, М.И. Еникеев); формирование социально-экономической компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки (А.А. Кондрух, А.М. Кузьмин, А.А. Найн); психологию мышления и особенности проблемного обучения (А.В. Брушлинский, Дж. Г. Лекерова, А.Т. Бабичева).
Практическая значимость работы: результаты проведенного исследования показали, методы развития экономического мышления следует применять в обучении студентов. Так, применяя данные методы на практических занятиях, студенты качественно усваивают материал, что оказывает положительное воздействие на их будущую профессиональную деятельность.
Методы исследования:
- теоретические методы исследования: анализ психолого-
педагогической литературы по проблеме исследования, синтез, классификация, дедукция, индукция цитирование;
- эмпирические методы исследования: изучение и обобщение опыта педагогической деятельности, опрос, анализ статистических данных.
База исследования: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего». Челябинская область, город Челябинск, улица Масленникова, дом 21.
Структура работы: выпускная квалификационная работа начинается с введения, двух глав. В первой главе диплома рассматриваются теоретические основы развития экономического мышления, где обозначены проблемы и уровень экономического мышления в стране, раскрывается понятий аппарат исследования, проанализирована специфика развития экономического мышления у студентов. Во второй главе дипломной работы представлена практическая часть исследования. В ней представлен анализ применения методов развития экономического мышления на примере дисциплины «Экономика организации» в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего», разработанный нами план - конспект по данной теме для практического занятия с применением методов, развивающие экономическое мышление в процессе обучения. В конце каждой главы представлены выводы по главам, представляющие результаты проделанной работы. Завершается дипломная работа заключением и списком используемой литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Так, в выпускной квалификационной работе мы определили проблемы низкого уровня экономического мышления россиян. Такие проблема приводит граждан к нецелесообразным тратам, долговым обязательствам, банкротству, финансовой незащищенности и к слабому экономическому развитию в стране. Это обусловлено такими причинами, как особенности менталитета населения страны, резкий переход от административно - командной экономики к рыночной экономике, использование устаревших, консервативных взглядов, принятых с советских времен в экономической деятельности.
Рассмотрев проблемы экономического мышления, перед нами была поставлена задача определить, что же представляет из себя мышление. Так, мы определили, что мышление - это психический процесс, неразрывно связанный с творческой активностью человека. Одной из форм мышления познания действительности является экономическое мышление. Оно представляет собой совокупность взглядов и представлений, оказывающих на поведение людей в экономической деятельности. В ходе работы нами были отмечены основные исторические этапы, влияющие на развитие экономического мышления общества и исходя из этого были выделены следующие виды экономического мышления: «мифологическое», экономическое мышление феодального общества, либеральное, консервативное, социальное направление экономического мышления.
Следуя из вышесказанного, мы определили значение развития экономического мышления у обучающихся в профессиональных образовательных организациях.
В целях качественного обучения будущих специалистов были исследованы пассивные, активные и интерактивные формы обучения. По средством грамотного использования педагогических технологий у студентов формируются необходимые знания, умения и навыки, составляющие целостность подхода к обучению, формирующего экономическое мышление и экономические компетенции.
Экономические компетенции, которыми должен овладеть студент, являются основой формирования экономического мышления и включают в себя следующие умения:
- ориентироваться в экономической ситуации;
- разбираться в основных экономических вопросах;
- проводить общий анализ экономической обстановки;
- давать объективную оценку экономическим явлениям;
- принимать оптимальные решения с учетом экономического состояния хозяйствующего субъекта.
Для развития данных компетенций была выделена важная роль активных и интерактивных методов, с помощью которых повышается возможность воспроизводить полученные знания на практике, тем самым формируя экономические компетенции при обучении.
Наиболее распространенными в обучении оказались такие методы как:
- лекции и беседы с дискуссией;
- мозговой штурм;
- обмен мнениями;
- игровые упражнения;
- разработка проекта;
- решение ситуационных задач.
Данные методы оказывают на учащихся самостоятельность решений и творческую активность при обучении, таким образом формируя у студентов умения исследовать и осуществлять управленческую деятельность.
В ходе исследования нами был проведен анализ Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего», а также учебный план, тематический план, формы и методы контроля и оценки результатов обучения по дисциплине «Экономика организации».
Также нами были рассмотрены методы обучения, способствующие развитию экономического мышления и применяемые педагогом на занятиях. Метод дискуссий представляется распространенным в обучении студентов дисциплине «Экономика организации».
Проанализировав методы обучения дисциплине «Экономика организации» в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего», нами было разработано практическое занятие по теме «Цена и ценообразование», где были задействованы пассивные (беседа), активные (практические задания, решение задач) и интерактивные (дидактическая игра, блиц игра) методы обучения, влияющие на развитие экономического мышления студентов. Чтобы закрепить изученный материал на занятии, нами был разработан тест по теме «Цена и ценообразование», который послужит домашним заданием для студентов.
Практическое занятие предполагало такие этапы изучения темы «Цена и ценообразование», как:
- организационный момент;
- актуализация базовых знаний;
- актуальность, мотивация;
- основная часть;
- подведение итогов занятия;
- домашнее задание.
Исходя из этого, разработанное занятие содержало в себе следующие цели:
- образовательная - формирование умений выполнять необходимые расчеты и делать выводы по ним;
- воспитательная - воспитание интереса к будущей профессии;
- развивающая - развитие умений осуществлять поиск и использование информации для профессионального и личного развития; развитие экономического мышления.
В заключении следует еще раз подчеркнуть, результаты проведенного исследования подтверждают эффективность использования методов обучения, способствующих развитию экономического мышления студентов. Применяя активные и интерактивные методы обучения на практических занятиях, студенты н на должном уровне усваивают материал дисциплины, что положительно воздействует на их профессиональную подготовку и личное развитие в целом.


1. Абалкин, Л. И. Современное состояние экономического
мышления в России // Рос. эконом. журн. - 2002. - № 11/12. - С. 78-84
2. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.К. Болотова. - СПб.: Питер, 2018. - 478 с.
3. Бороздина, Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник / Г. В. Бороздина. - М.: Юрайт, 2016. - 478 с.
4. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В. Брушлинский. - М.: Знание, 1983. - 96 с.
5. Бабичева, Т. А. Проблемное обучение в процессе активизации познавательной деятельности студентов // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2009. - № 6. - С. 12-17.
6. Бобков, В.Н. Экономическое образование как фактор качества жизни населения / В.Н. Бобков, Н.А. Кощеева// Уровень жизни населения. - 2000. - № 2. - С. 12-15.
7. Вербицкий, А. А. Психология мотивации студентов: учеб, пособие для вузов / А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева. —2019. - 170 с.
8. Воронкова, О.Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы / О.Б. Воронкова. - М.: Феникс, 2018. - 598 с.
9. Вощанова, Г.П. Экономическая история: Учебное пособие / Г.П. Вощанова, Г.С. Годзина. - М.: Инфра-М, 2017. - 159 с.
10. Гуревич, П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. / П. С. Гуревич// Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.
11. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для СПО / М.Н.Гуслова. - 3-е изд., испр. - М.: Академия, 2017. - 288 с.
12. Деленян, А. А. Формирование экономического мышления. Вокруг Р. Хайлбронера / А. А. Деленян // Философия хоз-ва. - 2009. - N 2. - С. 217-239
13. Дрозд, К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. / А. А. Дрозд. - М.: Юрайт, 2019. - 266 с.
14. Дусь, Ю.П. Экономическая история (философские, социологические, информационные аспекты): Учебное пособие / Ю.П. Дусь. - М.: Форум, 2017. - 384 с.
15. Евплова, Е.В. Методика профессионального обучения: учебно-методическое пособие[Текст] / Е.В.Евплова, Е.В.Гнатышина, И.И. Тубер.- Челябинск, 2015. -159с.
16. Евплова, Е.В. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.В.Евплова, И.И. Тубер.-Челябинск, 2015.-108с.
17. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2019. - 224 с.
18. Еромасова, А. А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов / А. А. Еромасова. - М.: Юрайт. 2019. 182 с
19. Заиченко, А. А. Методика преподавания экономических
дисциплин / А.А. Заиченко, Е.А. Стрельченко, Л.А. Безуглая. - М.:
Содействие - XXI век, 2016. - 200 с.
20. Иванников, В.А. Общая психология: Учебник для
академического бакалавриата / В.А. Иванников. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 480 с.
21. Ионова, Н.В. Интерактивные технологии как средство развития критического мышления у студентов/ Н.В.Ионова, М.А.Арсенова, Е.И. Тимошина// European science review. 2014. No3-4. [Электронныйресурс]:
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-tehnologii-kak-sredstvo-
razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-u-studentov (19.04.2019).
22. Когденко, В. Г. Методология и методика экономического анализа / В.Г. Когденко. - М.: Юнити-Дана,2016. - 544 c.
23. Коршунов, В.В. Экономика организации (предприятия): Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.В. Коршунов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 407 c.
24. Куцебо, Г. И. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для СПО. / Г. И. Куцебо, Н. С. Пономарева. - М.: Юрайт, 2019. - 128 с.
25. Кнышова, Е.Н. Экономика организации: Учебник / Е.Н. Кнышова, Е.Е. Панфилова. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2017. — 336 c.
26. Клочкова, Е.Н. Экономика организации. учебник для спо / Е.Н. Клочкова, В.И. Кузнецов, Т.Е. Платонова. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 447 c.
27. Кузнецова, Н.И. Изучение экономики как способ социализации личности / Н.И. Кузнецова, М.М. Мавлюшов // Ценности образования - образование как ценность: Межвузовский сборник научных трудов. - М. - АПСН. - 2007. - С. 55-60.
28. Королёва, Н.М. Роль интерактивного обучения в современном
образовании/Н.М.Королёва, И.В. Костерина // Ученые записки.
Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. No1 (33). [Электронный ресурс]: URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-interaktivnogo-obucheniya-v-sovremennom- obrazovanii(дата обращения: 22.04.2019).
29. Любушин, Н.П. Экономика организации: Учебник / Н.П. Любушин. — М.: КноРус, 2018. — 304c.
30. Лекерова, Г. Дж. Активные методы обучения как психологическая основа развития мотивации в процессе обучения/ Г. Дж. Лекерова // Психология обучения. - 2009. - № 6. - С. 17-27.
31. Ливандовская, А. Д. Перестройка мышления преподавателей экономических дисциплин в условиях перехода к рыночной экономике // Высш. образование в России. - 2009. - N 6. - С. 67-71
32. Маклаков, А. Общая психология / А. Маклаков. - СПб.: Питер, 2019. - 583 с.
33. Морева, Н. А. Педагогика среднего профессионального образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. пед. заведений / Н. А. Морева. - М.: Издат. центр «Академия», 2013. - 272 с.
34. Нуркова, В.В. Общая психология: Учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 524 с.
35. Новашина, Т. С. Экономика и финансы предприятия. Учебник / Т. С. Новашина, В. И. Карпунин, И. В. Косорукова - М.: Синергия. 2020. - 336 с.
36. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для
академического бакалавриата / Л.Ф. Обухова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 460 с.
37. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие для ВПО/ А.П.Панфилова. - 3-е изд., испр.
- М.: Академия, 2016. - 191 с.
38. Петровский, А. В. Краткий психологический словарь / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, Л. А. Карпенко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 512 с.
39. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / C. Л. Рубинштейн.
- СПб.: Питер, 2002. - 720 стр.
40. Райзерберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзерберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б.Стародубцева // Инфра-М. - 2017. - 496 с.
41. Соколова, Е.С. Мировая экономика и мировые финансы: глобальные проблемы и перспективы / Е.С. Соколова. - М.: Русайнс, 2015. - 352 с.
42. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 687 с.
43. Хасевич, Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин/ Н.П. Хасевич, М.В Сакович//Учебно-методический комплекс. - 2006.-208 с.
44. Тарабрина, Т.С. Контроль знаний студентов с использованием игровой технологии при изучении дисциплины «Экономика организации» / Т.С.Тарабрина // Прилож. к журн. СПО. - 2016. - №1. - С.139-147
45. Фалалеев, А.Д. Экономическое образование как фактор социализации молодежи / А.Д. Фалалеев // Педагогика. - 2004. - № 5. - С. 27-29.
46. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 367 с
47. Хейне, П. Экономический образ мышления / П. Хейне // Муницип. экономика. - 2005. - № 1. - С. 2-7
48. Штейнмец, А.Э. Общая психология: Учебное пособие / А.Э. Штейнмец. - М.: Академия, 2018. - 496 с.
49. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 176 с.
50. Эрганова, Н.Е. Педагогические технологии в профессиональном обучении: учебник / Н.Е. Эрганова. - М.: Academia, 2017. - 224 с.
51. ййрз://7ат.сот


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ