Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования рационального экономического поведения в рамках изучения дисциплин профессионального цикла в профессиональной образовательной организации
1.1. Проблема рационального экономического поведения в теории и
практике 7
1.2. Виды рационального поведения 15
1.3. Методы формирования рационального экономического поведения в
рамках изучения дисциплин профессионального цикла 20
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Практическая работа по формированию рационального экономического поведения в рамках изучения дисциплин профессионального цикла в профессиональной образовательной организации
2.1. Анализ рационального экономического поведения у студентов ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства
имени Я.П. Осадчего» 33
2.2. Разработка программы по формированию рационального экономического поведения в рамках изучения дисциплин профессионального цикла в профессиональной образовательной организации 42
Выводы по 2 главе 50
Заключение 52
Список литературы 57
Актуальностью исследования является необходимость осмысления проблемы формирования рационального экономического поведения у студенческой молодежи, ее самоопределения и самореализации возрастает, поскольку происходящие в стране реформы не в полной мере учитывают специфику российских социокультурных условий, социально-экономических, политических тенденций, ценностных ориентаций молодых людей. Поэтому экономическая социализация студенческой молодежи неразрывно связана и стратегически ориентирована на формирование экономического поведения личности молодого человека.
На сегодняшний день развитое экономическое мышление является одним из важных критериев успешности человека, так как уровень экономического мышления индивида определяет его социальное, материальное благополучие, его достаток. В то время как низкое материальное благополучие обусловлено, в том числе и неспособностью субъекта гибко реагировать на происходящие социально - экономические преобразования. Также низкий уровень осведомленности в экономических вопросах приводит к отрицательным последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но и для государства, частного сектора и общества в целом.
Следовательно, необходимо принять действия по повышению уровня экономического мышления у населения. Одним из решений данной проблемы становится разработка учебных программ и применение таких методов обучения, создающих условия для формирования рационального экономического поведения.
В юношеском возрасте молодые люди сталкиваются с двумя основными жизненными задачами: достижение жизненного успеха, связанного с накоплением социального капитала, поиском друзей, созданием своего круга общения и достижение профессионального успеха, связанного с выбором профессии и овладением ею, карьерный рост. Потребность молодых людей в экономических знаниях обусловливается тем, что они являются активными участниками рыночных отношений как потребители, граждане, будущие специалисты различных уровней и профилей. Студенческая молодежь - возрастная группа, которая со временем займет ведущие позиции в экономике и политике, социальной и духовной сферах общества. Для распространения и укрепления новой системы хозяйствования рациональность экономического поведения важен для специалистов любых профессий, участвующих в общественном производстве [16, с.173].
Обновление содержания профессионального образования, ее материально-технической и информационной базы, возможность использования современных образовательных технологий обусловили необходимость выявления в процессе проектирования комплекса педагогических условий, способствующих формированию рационального экономического поведения студенческой молодежи; формирование специалиста, обладающего экономически значимыми качествами личности, экономическими компетенциями, социальной и профессиональной мобильностью. В этой связи актуальное значение в педагогической науке и практике приобретают проблемы научного обоснования содержания, уточнения структуры экономической социализации, проектирования и практической реализации педагогических условий развития экономического поведения студенческой молодежи, обучающейся в профессиональных образовательных организациях [12, c . 231].
Под рациональным экономическим поведением мы в своей работе понимаем желание потребителя и производителя, получить максимальную выгоду при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов. Данный процесс предполагает включения индивида в систему экономических отношений общества, в котором он живет, так как, усваивая экономический опыт общества, социальные и экономические ценности, нормы, модели экономического поведения и активно преобразуя их, он становится субъектом экономических отношений данного общества.
Актуальность обусловила выбор темы исследования: «Формирование рационального экономического поведения в рамках изучения дисциплин профессионального цикла в профессиональной образовательной организации».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать программу формирования рационального экономического поведения в рамках изучения дисциплин профессионального цикла в профессиональной образовательной организации.
Объектом исследования выступает экономическое поведение студентов профессиональных образовательных организаций.
Предметом исследования выступает процесс формирования рационального экономического поведения в рамках изучения дисциплин профессионального цикла в профессиональной образовательной организации.
В выпускной квалификационной работе были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить проблему формирования рационального экономического поведения в теории и практике.
2. Рассмотреть виды рационального поведения и методы его формирования в рамках изучения дисциплин профессионального цикла .
3. Анализ рационального экономического поведения у студентов Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего».
4. Разработать программу по формированию рационального экономического поведения в рамках изучения дисциплин профессионального цикла в профессиональной образовательной организации.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- концепции основоположников экономической и экономико- психологической науки, трактующих понятие «экономического человека», особенности его поведения в экономике, определяющим вектором которого является экономическая рациональность или экономический способ мышления (А. Смит, А. Маршалл, и др.); исследования российских ученых в области экономической психологии (А.П. Вяткин, А.Л. Журавлев, О.С. Дейнека, А.В. Филиппов и др.), рассмотревших проблемы эффективности поведения человека в производственной, потребительской и других сферах его деятельности;
- основные концептуальные положения экономической психологии и экономической социализации Дж. Катоны.
Методы исследования: теоретические (анализ философской, экономической, социологической, психолого-педагогической, справочно-энциклопедической литературы, методической документации по тематике исследования);
эмпирические (педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, изучение и обобщение опыта, беседа, анализ продуктов деятельности, самооценка и экспертная оценка).
Практическая значимость исследования заключается в разработанной методической программе по формированию рационального экономического поведения в рамках изучения дисциплин профессионального цикла в профессиональной образовательной организации, которая может использоваться преподавателями профессиональных образовательных организаций.
База нашего исследования: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего». Адрес: 454119, Челябинск, ул. Энергетиков, 2.
Структура работы включает введение, две главы, выводы по главам, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, определятся цель, объект, предмет исследования, ставятся задачи исследования, определяются методы исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты проблемы формирования рационального экономического поведения в рамках изучения дисциплин профессионального цикла в профессиональной образовательной организации.
Во второй главе проведен анализ рационального экономического поведения у студентов Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего».
Актуальностью исследования является необходимость осмысления проблемы рациональности экономического поведения обучающихся, ее самоопределения и самореализации возрастает, поскольку происходящие в стране реформы не в полной мере учитывают специфику российских социокультурных условий, экономических, политических тенденций. Поэтому экономическое поведение неразрывно связано и стратегически ориентировано на формирование экономической культуры личности молодого человека.
Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность студенту грамотно распоряжаться своими средствами, сохранять и приумножать их. То есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. Кроме того, ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора.
В юношеском возрасте молодые люди сталкиваются с двумя основными жизненными задачами: достижение жизненного успеха, связанного с накоплением социального капитала, поиском друзей, созданием своего круга общения и достижение профессионального успеха, связанного с выбором профессии и овладением ею, карьерный рост. Потребность молодых людей в экономических знаниях обусловливается тем, что они являются активными участниками рыночных отношений как потребители, граждане, будущие специалисты различных уровней и профилей. Студенческая молодежь - возрастная группа, которая со временем займет ведущие позиции в экономике и политике, социальной и духовной сферах общества. Для распространения и укрепления новой системы хозяйствования рациональное экономическое поведение значимо для специалистов любых профессий, участвующих в общественном производстве.
В выпускной квалификационной работе реализованы следующие
задачи исследования:
1. Изучить проблему формирования рационального экономического поведения в теории и практике.
2. Рассмотреть виды рационального поведения и методы его формирования в рамках изучения дисциплин профессионального цикла.
3. Анализ рационального экономического поведения у студентов Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего».
4. Разработать программу по формированию рационального экономического поведения в рамках изучения дисциплин профессионального цикла в профессиональной образовательной организации.
Формирование экономического поведения осуществляется обществом и всеми социокультурными институтами, в том числе в образовательных организациях, в процессе экономического образования. Образование как формальный институт, оказывающий влияние на всестороннее развитие способностей и формирование качеств личности, необходимых ей для успешной экономической социализации личности в рыночных условиях. Формирование рационального экономического поведения личности рассматривается нами как основа, стратегическая цель и прогнозируемый результат экономической социализации молодежи в постоянно изменяющихся социокультурных условиях.
Экономическое поведение можно признать эффективным, если:
- человек осваивает необходимые экономические роли, способствующие его продвижению к жизненному и профессиональному успеху;
- развитие личности способствует повышению ее конкурентоспособности и самозащищенности будущих специалистов на рынке труда.
Выявление и конкретизация факторов формирования экономического поведения личности позволила определить основные направления образовательного процесса: своевременно блокировать и устранять факторы, тормозящие реализации процессов экономической социализации студентов; предупреждать возможные конкретные сложности, с которыми молодой человек сталкивается на разных возрастных этапах экономической социализации.
Под рациональным экономическим поведением мы в своей работе понимаем желание потребителя и производителя, получить максимальную выгоду при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов. Данный процесс предполагает включения индивида в систему экономических отношений общества, в котором он живет, так как, усваивая экономический опыт общества, социальные и экономические ценности, нормы, модели экономического поведения и активно преобразуя их, он становится субъектом экономических отношений данного общества.
В ходе исследования определена сущность формирования рационального экономического поведения студентов колледжа, под которым понимается процесс усвоения молодыми людьми социально-экономического опыта (знаний, умений, ценностей); формирование компетентной личности, способной не только к эффективной деятельности по специальности, конкурентоспособной на рынке труда, но и обладающей экономически значимыми качествами, мобильностью в целях оптимального включения после окончания колледжа в систему экономических отношений, их успешной адаптации и интеграции в динамичную рыночную среду.
В исследовании отмечено, что особенность формирования
рационального экономического поведения определяется тем, что на данном этапе жизни молодые люди решают задачу получения профессиональных знаний, умений, компетенций, позволяющих им стать субъектом экономической жизни, то есть профессиональной социализации. Это свидетельствует о взаимосвязанности и взаимообусловленности этих процессов на данном этапе жизни молодого человека, поскольку они имеют одну цель - подготовку конкурентоспособного специалиста, отвечающего требованиям современной экономики.
Для достижения поставленной цели исследования нами был проведен анализ рационального экономического поведения у студентов ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего».
В анкетировании приняли участие студенты третьего курса 304 группы (27 человек) по специальности среднего профессионального образования 46.01.03 Делопроизводитель. Основной дисциплиной являлась «Экономика».
При проведении анализа мы определили исходный уровень экономического поведения у студентов, что позволило выделить факторы, оказывающие влияние на формирование рационального экономического поведения на разных этапах обучения.
Для формирования рационального экономического поведения у студентов в ходе изучения дисциплины «Экономика» необходимо создать такую программу обучения, которая позволила бы студенту овладеть системой знаний, умений, компетенций, отношений и опыта экономической, профессионально-трудовой деятельности, сформировать систему ценностей, определяющих критерий выбора экономического поведения и благодаря этому успешно интегрироваться в экономическую среду.
В результате проведенного нами анализа, мы выяснили, что уровень экономического поведения у студентов группы 304 в колледже не высокий. Для формирования рационального экономического поведения у студентов мы разработали программу, способствующую его развитию в процессе изучения дисциплин профессионального цикла.
Таким образом, разработанная нами программа по формированию рационального экономического поведения у студентов в процессе изучения преподавателями профессиональных образовательных организаций.
В ходе исследования цель достигнута, задачи реализованы.
1. Абульханова-Славская, К.А. Типология активности личности в социальной психологии [Текст]: психология личности и образ жизни / К.А. Абульханова-Славская. - Москва, 2010-20 с.
2. Алышев, Н. В. Развитие профессионально важных функций как одно из направлений совершенствования профессиональной подготовки учащихся профтехучилищ [Текст]: сборник научных трудов / Н.В. Алышев, А.С. Егоров, Н.П. Реброва.-Ленинград, 2010.-79 с.
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев.- Санкт-Петербург: Питер, 2009.-288 с.
4. Асеев, В.Г. Соотношение значимого и незначимого в формировании личности [Текст]: психология личности и образ жизни / В.Г. Асеев. - Москва, 2009.-14-18 с.
5. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст]/ В.Г. Асеев.- Москва: Мысль, 2012.-158 с.
6. Батаршев, А.В. Диагностика экономического мышления [Текст] / А.В. Батаршев , И.Ю. Алексеева, Е.В. Майорова. - Санкт-Петербург: Питер,
2010. - 192 с.
7. Безлепкин, В.В. Что определяет облик специалиста? [Текст]/ В.В. Безлепкин, В.В. Власов// Вестник высшей школы.- 2012.- №2.
8. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем [Текст]/ В.П. Беспалько.- Воронеж: ВГУ, 2011.-209 с.
9. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст]/ В.П. Беспалько.-Москва: Педагогика, 2010.-191 с.
10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/ Л.И. Божович.-Санкт-Петербург: Питер, 2009.- 400 с.
11. Булавенко, О.А. Проектирование подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования: монография [Текст]/ О.А. Булавенко.-Москва: НИИ школьных технологий, 2009. - 304 с.
12. Вербицкий , А.А. Содержание, формы и методы обучения в высшей и средней специальной школе. Психолого-педагогические вопросы проведения деловых игр [Текст]/ А.А. Вербицкий, А.В. Филипов, Ю.Д. Красовский. - Моква: Знание, 2011.-46 с.
13. Воронцова, М.В. Роль элективных курсов в подготовке будущего педагога [Текст]/ М.В. Воронцова.- Котмал, 2009.345-348 с.
14. Выготский, JI.C. Психология [Текст]/ Л.С. Выготский.-Москва: ЭКСМО-Пресс, 2010-108с.
15. Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст]: учебное пособие для вузов/М.Т. Громкова.- Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 415с.
16. Грушевский, С.П. Формирование профессионально-значимых качеств личности студентов экономических направлений в процессе математической подготовки [Текст] / С.П. Грушевский // Теория и практика общественного развития.- 2011.- №3.- С.157-162.
17. Давыдов, В.В. Принципы обучения в школе будущего [Текст]: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. / В.В. Давыдов; под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис.-Москва: МГУ, 2011. - С. 296-301.
18. Деркач, А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма [Текст] / А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина.- Москва, 2009. - С. 11 - 12.
19. Зеер, Э.Ф. Совершенствование профессиональной подготовки студентов инженерно-педагогического вуза. Содержание и перспективы развития инженерно-педагогического образования [Текст]/Э.Ф Зеер.- Свердловск: Свердловский инженерно-педагогический институт, 2012.- 128с.
20. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие/И.А. Зимняя.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 480 с.
21. Каганов, А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента [Текст] / А.Б. Каганов.- Минск: Изд-во БГУ, 2009.-111 с.
22. Кан-Калик, В.А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе [Текст] / В.А. Кан-Калик // Формирование личности специалиста в ВУЗе: Сб. науч. тр.- Грозный, 2010.-96 с.
23. Климов, Е.А. Общая психология [Текст]: общеобразовательный курс: учебное пособие-для вузов/ Е.А. Климов.- Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 51с.
24. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]/Е.А. Климов.-Ростов- на Дону: Феникс, 2010.- 512с.
25. Коссов, Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие [Текст]/Б.Б. Коссов.-Москва:«Академический Проект», 2009. - 240 с.
26. Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста [Текст]: методическое пособие / Н.Б. Крылова.- Москва: Высшая школа, 2010. - 142с.
27. Курдюков, Г.М. О формировании личностных качеств будущих специалистов [Текст] / Г.М. Курдюков // Высшее образование в России. - 2012.- №2.- С. 103-105.
28. Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура,
перспективы [Текст] / В.С. Леднев.- Москва: Высшая школа, 2012.-224 с.
29. Леонтьев, А.И. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А.И. Леонтьев.-Москва: Смысл, 2010.- 352 с.
30. Лихачев, Т.Е. Педагогика [Текст]: курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК/Т.Е. Лихачев.-Москва: Прометей, 2009.-528с.
31. Селевко, Г.К. Современные педагогические технологии [Текст]: учебное пособие/Г.К. Селевко.- Москва: Народное образование, 2009.- 640 с.
32. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - Москва, 2011. - С. 266-269.
33. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования [Текст] / под ред. Е.Э. Смирновой.-Д.: Издательство Ленинградского университета, 2011.-176 с.
34. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 29.12.2012. №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // [Электронный ресурс]: http / www.consultant.ru document / cons_docLAW149753.
35. Павлова, A.M., Проблема изучения профессионально-личностного потенциала [Текст]: результаты поискового исследования / А.М Павлова, Э.Ф. Зеер // Образование и наука.- 2012.- №1.- С. 103-115.
36. Платонов, К.К. Структура и развитие личности [Текст] / К.К. Платонов.- Москва: Наука, 2009. - 256с.
37. Платонова, Т.А. Роль мотивации в познавательной активности [Текст] / Т.А. Платонова // Активность личности в обучении: Сб. науч. тр.- Москва: НИИВШ, 2011.-21-30 с.
38. Полат, Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс] / Е.С. Полат.- Режим доступа: http: // distant.ioso.ru/ project/meth%20project/metod%20pro. htm. 10. Дата обращения: 05.02.2016.
39. Практическая психология [Текст]: учебник / под ред. М.К. Тутушкиной. - 2-е изд., перераб. и доп.-Санкт-Петербург : изд. «Дидактика Плюс»,
2011. - 336с.
40. Психологическая диагностика [Текст]: учебное пособие / под ред. КМ. Гуревича, Е.М. Борисовой.- 2-е изд., испр.- Москва: УРАО, 2009. - 304с.
41. Романова, Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы [Текст] / Е.С. Романова.-Санкт-Петербург: изд. Питер, 2010,- 464 с.
42. Селевко, Г.К. Современные педагогические технологии [Текст]: учебное пособие / Г.К. Селевко. - Москва: Народное образование, 2011.- 640 с.
43. Солопенко, Е.В. Метод деловых игр в подготовке специалистов экономического профиля [Текст] : дисс. канд. пед.наук / Е.В. Солопенко.-Санкт-Петербург, 2004.-21 с.
44. Фалькова, И.Н. «Использование инноваций в преподавании
экономических дисциплин» [Текст]: Перспективы развития науки и образования: Международная заочная научно-практическая
конференция. Часть 3 / И.Н. Фалькова.- Москва, 2013.- 123 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) / Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6.04.2010, № 282.
46. Фитьмова, А.А. Модель развития когнитивных экономического
мышления студентов экономических специальностей [Текст]:
психология и педагогика: методика и проблемы/А.А. Фитьмова, 2011.- С.121-125.
47. Чернер, С.Л. Опыт формирования деловых качеств личности [Текст]: педагогика/С.Л. Чернер, 2011.- № 5.- С.28 - 34.