Введение 4
1. Теоретические основы программно-целевого планирования и финансирования
расходов местного бюджета 6
1.1. Понятие, значение и технология программно-целевого планирования и
финансирования расходов местного бюджета 6
1.2. Целевые комплексные программы как результат программно-целевого
планирования и финансирования расходов местного бюджета 14
2. Практика программно-целевого планирования и финансирования расходов
местного бюджета 24
2.1. Планирование и финансирование расходов бюджета на муниципальном
уровне 24
2.2. Финансирование муниципальных программ за счет средств местного
бюджета 36
3. Перспективы использования программно-целевых методов планирования и финансирования расходов местных бюджетов в России 46
3.1. Пути совершенствования планирования расходов местных бюджетов 46
3.2. Развитие государственных (муниципальных) программ как основного
инструмента повышения эффективности расходов местных бюджетов 53
Заключение 60
Список использованных источников
Проблема использования бюджетных средств для реализации приоритетных
направлений социально-экономического развития государства приобретает особую актуальность в России в связи с происходящими преобразованиями, обусловленными необходимостью обеспечения эффективного функционирования экономического механизма.
Бюджетные расходы используются государством для решения приоритетных задач социально-экономического развития, поэтому программно-целевое
планирование и финансирование расходов местного бюджета является основой
эффективного выполнения функций государства и необходимым условием для
преодоления негативных тенденций, препятствующих развитию экономики России.
Важнейшей составляющей механизма реализации программы и одним из
важнейших условий жизнеспособности программы социально-экономического
развития является ее финансовое обеспечение. Финансирование муниципальных
целевых программ определяется на стадии их разработки, рассмотрения и утверждения органами местного самоуправления.
Принципиальное значение имеет увязка процессов разработки и принятия
программ с формированием и проведением бюджетной политики. Основой построения структуры программы социально-экономического развития муниципального образования, формирования механизмов ее реализации является бюджетный процесс, его анализ, планирование и прогнозирование развития, поскольку: анализ состояния муниципального бюджетного процесса позволяет выделить
программы (в том числе и инвестиционные), развитие которых и должны являться
приоритетными для администрации, должны обеспечиваться бюджетной поддержкой (в том числе федеральной и региональной); планирование и прогнозирование муниципального бюджетного процесса дает необходимую базу для формирования социальных программ и планирования их ресурсной обеспеченности.
Таким образом, изначально в части финансового обеспечения программа
должна быть в полной мере согласована с бюджетом, это составляющая бюджета,
обоснование бюджетных расходов с точки зрения результатов. Муниципальные
целевые программы финансируются в соответствии с утвержденными объемами
по перечню муниципальных целевых программ, принятых к реализации в пределах расходов местного бюджета.
Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых, как Воронин И.А., Дмитриева Е.Е., Зеньковский В.В., Крымов А.С., Лабутин Е.Н., Никольский Б.В., Соловьев В.П., Мостов И.Т., Чикмарев Е.С., Якушев В.А.
Цель исследования – анализ перспектив использования программноцелевых методов в планировании и финансировании расходов местных бюджетов.
Достижение цели может быть обусловлено решением следующих задач:
- рассмотреть значение и технологию программно-целевого планирования и
финансирования расходов местного бюджета;
- оценить целевые комплексные программы;
- проанализировать применение программно-целевого метода на примере
города Нефтеюганск;
- рассмотреть пути совершенствования планирования расходов местных
бюджетов;
- раскрыть развитие муниципальных программ в городе Нефтеюганск.
Объектом исследования данной работы является бюджет города Нефтеюганск.
Предмет исследования - программно-целевое планирование и финансирование расходов местного бюджета.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, приложений.
Программно-целевое планирование и финансирование применяется при
разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в
котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
Отличительными особенностями программно-целевого метода являются:
нацеленность на решение разноплановых проблем, преимущественно межотраслевого и межтерриториального характера; обеспечение увязки интересов, целей и
задач органов власти и субъектов хозяйствования, а также плановых периодов
различной продолжительности; увязка расходов бюджета с результатами их использования, бюджетных ассигнований с функциями (услугами, видами деятельности) органов государственной власти и местного самоуправления
Программно-целевое планирование и финансирование расходов бюджета
базируется на логической цепочке: «цели – пути – способы – средства». На первом этапе определяются цели, которые необходимо достичь, потом выбираются
наиболее эффективные пути и конкретные способы их реализации, источники
финансирования мероприятий целевой программы, разрабатывается и утверждается программа и лишь после этого осуществляется финансирование мероприятий
по реализации программы.
Программно-целевое планирование основано на целевых программах, разработка которых является не только методом планирования социально-экономического развития, но и средством реализации политики государства.
Целевая комплексная программа - увязанный по ресурсам, исполнителям и
срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных,
научно-технических, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленных на решение важной народнохозяйственной проблемы
наиболее эффективными способами и в установленные сроки. Наибольшее практическое значение имеет деление программ на государственные (муниципальные)
программы; федеральные (региональные, муниципальные) программы; ведомственные целевые программы.
Применение программно-целевого метода в городе Нефтеюганск основано
на реализации различных муниципальных программ.
В 2015 году на территории МО город Нефтеюганск их состав в направлении
«Диверсификация экономики» развивались такие направления программ, как социально-экономическое развитие города Нефтеюганска, проводилась поддержка
социально-ориентированных некоммерческих организаций, которые осуществляли свою деятельность в г. Нефтеюганске, так же направлением является вопрос
управления финансами.
В направлении «Поддержка высокого качества человеческого потенциала и
численности населения» программы касались развития сферы культуры, физической культуры и спорта, а так же развития образования и осуществление молодежной политики.
В направлении «Модернизация жилищно-коммунального комплекса и инфраструктурное развитие города» развитие программ осуществлялось в жилищно-коммунальном хозяйстве, в развитии транспортной системы, а так же обеспечение
жильем населения г. Нефтеюганска, управление муниципальным имуществом.
К направлению «Решение проблем в сфере безопасности» относятся такие
муниципальные программы как: профилактики нарушений в сфере общего порядка, безопасность дорожного движения, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, профилактика экстремизма, гармонизации межэтнических отношений.
Наиболее финансированными программами являются:
- поддержка высокого качества человеческого потенциала и численности
населения;
- модернизация жилищно-коммунального комплекса и инфраструктурное
развитие города.