Введение 3
1. Теоретические основы организации контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета субъекта 7
1.1. Необходимость, сущность контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета субъекта РФ 7
1.2. Формы и методы контроля за целевым и эффективным использованием
средств бюджета субъекта РФ 12
1.3. Субъекты контроля за целевым и эффективным использованием средств
бюджета субъекта РФ, их полномочия 18
2. Практика осуществления контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета субъекта РФ (на примере деятельности Счетной палаты РТ) 25
2.1. Методика проведения контрольных мероприятий за целевым и эффективным
использованием средств бюджета субъекта РФ 25
2.2. Анализ результатов деятельности Счетной палаты РТ по контролю за целевым и эффективным использованием средств бюджета РТ 39
3. Направления совершенствования контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета субъекта 54
3.1. Основные направления совершенствования методического обеспечения государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета субъект РФ 54
3.2. Разработка инструментов оценки качества государственного финансового
контроля за целевым эффективным использованием средств бюджета субъекта РФ 67
Заключение 76
Список литературы
Повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на решение задач социально-экономического развития страны, является важной государственной задачей. Неэффективное их использование ведет к увеличению дефицита бюджета государства. Именно поэтому данный факт закреплен в
ст. 34 Бюджетного кодекса РФ в виде принципа бюджетной системы РФ, который
гласит, что участники бюджетного процесса должны достигать поставленных задач с использованием минимальных объемов денежных средств. Реализация данного принципа является ключевым звеном в проводимой бюджетной реформе.
За счет повышения эффективности бюджетных расходов должно быть
улучшено качество услуг, оказываемых населению. В данном аспекте проблема
эффективного использования бюджетных средств является главным приоритетом
для бюджетной системы страны.
О необходимости повышения эффективности бюджетных расходов упоминается в ежегодных бюджетных посланиях Президента Российской Федерации, в
которых определяются ориентиры бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период. В посланиях отмечается, что бюджетная политика
должна формироваться исходя из решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами.
Для выявления фактов неэффективного использования средств государственного бюджета и выполнения посланий Президента РФ предусмотрено проведение государственного контроля за эффективностью расходования бюджетных
средств. В процессе развития системы государственного и муниципального финансового контроля происходит постоянная трансформация задач органов государственного финансового контроля [25].
Государственный финансовый контроль не только выявляет нецелевое и неэффективное использование средств, но и положительно влияет на снижение расходной части бюджета, а также выявляет коррупционную составляющую при ор4
ганизации закупок и обогащения в личных целях за счет государства. Решение
проблем коррумпированности государственных служащих также является одной
из актуальных проблем современности [6, c 128].
Контроль осуществляется на системе базовых подходов, включающей оценку эффективности использования всей совокупности финансовых, материальных
и трудовых ресурсов. Контроль является одним из основных средств осуществления финансово-правовой политики, важнейшим рычагом финансового механизма.
Актуальность данного исследования продиктована всеми вышеперечисленными факторами, а именно неэффективного использования бюджетных средств
ведет к увеличению дефицита бюджета страны, росту коррупции, а как следствие
приводит к снижению уровня жизни населения страны и ухудшению основных
экономических показателей РФ.
Проблемы осуществления государственного контроля за эффективным использованием бюджетных средств были исследованы в работах C.А Агапцова,
В.А. Артамонова, P.E. Артюхина, И.А. Белобжецкого, В.В. Бурцева, А.Р. Валеева,
A.A. Васильева, Э.А. Вознесенского, Ю.М. Воронина, Е.Ю. Грачевой, Ю.А. Данилевского, A.C. Емельянова, A.A. Жданова, А.Н. Козырина, Ю.А. Крохина, И.И.
Кучерова, Т.В. Конюховой, С.А. Котляревского, И.И. Кучеровой, A.C. Ларионовой, Л.Н. Овсянниковой, А.Н. Саунина, Е.Н.Синеваи и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при организации деятельности Счетной палатой РТ по контролю за эффективным и целевым использованием средств бюджета субъекта РФ.
Предметом исследования является организация процесса государственного
контроля за эффективным использованием средств бюджета субъекта РФ.
Целью данной работы является комплексное изучение теоретических вопросов и практических проблем контроля за использованием бюджетных средств.
Использование бюджетных средств эффективно и по целевому назначению приобретает все большую актуальность в современных рыночных условиях, когда на фоне мирового финансового кризиса дефицит бюджета возрастает. Актуальность темы определяется тем, что в бюджете субъектов РФ аккумулированы огромные денежные средства и их распределение, рациональное и эффективное использование невозможно без эффективной организации финансового контроля.
Государственный финансовый контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджета субъектов РФ проводится участниками бюджетного процесса, за которыми закреплены функции финансового контроля. В Бюджетном кодексе РФ определены следующие государственные органы, в полномочии которых входит проведение контроля за использованием бюджетных средств:
- Счетная палата Российской Федерации, в случаях установленных законодательством;
- контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации;
- органы государственного финансового контроля, являющиеся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того внутренний контроль и внутренний финансовый аудит обязан осуществлять главные распорядители бюджетных средств.
С целью полноты исследования практики контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации были рассмотрены результаты работы Счетной палаты РТ.
Анализируя деятельность Счетной палаты РТ, можно сделать вывод о том, что каждый четвертый получатель бюджетных средств допускает нарушения в той или иной степени, поэтому нельзя не заметить насколько важную роль играют контрольно-счетные органы. Проводя контрольные мероприятия, Счетная палата РТ выявляет нарушения, допущенные получателями бюджетных средств, выносит
ответственным лицам представления и предписания по их устранению, а также возвращает средства в бюджет.
Происходящие изменения в организации бюджетного процесса в Российской Федерации, в том числе связанные с переходом на составление и исполнение бюджетов публично-правовых образований в программном формате, предусматривают необходимость совершенствования всех инструментов управления общественными финансами, в том числе государственного финансового контроля.
Исследование современного состояния регионального государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации, показало недостаточную степень его развитости.
В соответствии с выбранной целью и поставленными основными задачами были рассмотрены теоретические и методические вопросы государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов федерации, практические аспекты осуществления указанного контроля в регионах, а также основные направления повышения результативности государственного финансового контроля за использованием средств бюджета субъекта Российской Федерации.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39с.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Экзамен,
2012.
3. Бюджетный кодекс Республики Татарстан: [закон РТ: принят Гос. Советом РТ 29мая2004 г.: по состоянию на 21 апр. 2016 г.] // Республика Татарстан. 2014. № 113.
4. Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных ор-ганов субъектов РФ и муниципальных образований [Электронный ресурс]: Федеральный закон№6-ФЗ от 02.02.2011 г.// Справочно-правовая система «Консультант плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 22.05.2016.
5. О Счетной палате РТ [Электронный ресурс]: Закон РТ №37-ЗРТот 03.06. 2004 г.: по состоянию на 21.05.2016 г.] // Республика Татарстан. 2011. № 206.
6. Агапцов С.А. Государственный финансовый контроль и бюджетная поли-тика Российского государства. - М.: Финансовый контроль, 2011. - 264 с.
7. Аюбов Н.А. Развитие контроля за целевым и эффективным использова¬нием средств в бюджетных организациях // Вестник Орловского госу¬дарственного аграрного университета. 2010. № 6.
8. Бегчин Н.А. Совершенствование управления расходами бюджетов
субъектов Российской Федерации:- М., 2011.- 207 с.
9. Бурцев, В.В. Организация системы государственного финансового кон-троля: теория и практика. - М.: Дашков и К, 2012. - 496 с.
10. Васильева М.В. Стандартизация деятельности органов государственного финансового контроля// Финансы и кредит. - 2011. - С. 41-50.
11. Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики : Монография / Ю.М. Воронин. - М.: Финансовый контроль,
2013. - 432 с.
12. Воронин Ю.М. Стандартизация финансового контроля: Россия и мировой опыт / Ю.М. Воронин, Р.Е. Мешалкина. - М.: ИД «Финансовый контроль», 2011. - 160 с.
13. Грязнова А.Г. Финансы/ Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, ИНФРА-М, 2012. - 432 с.
14. Данилевский Ю.А. Государство и финансовый контроль. - М.: Финпол, 2011.- 247 с
15. Двуреченских В.А. Национальный контроль. - М.: ИД "Финансовый контроль", 2011. - 228 с.
16. Дементьев Д.В. Государственный финансовый контроль: оценка эффек-тивности и направления развития, 2014. - 173 с.
17. Замбаев Х.Н. Государственный финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ: методический аспект // Молодой ученый. 2014. №
4. С. 48 - 62.
18. Канкулова Д.И. Расходы бюджета субъекта Федерации: структура, ис-полнение, контроль: - СПб, 2011. - 285 с
19. Карпов Э.С. Бюджетный контроль в Российской Федерации: моногра¬фия / Э.С. Карпов. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 139 с.
20. Лавренко С.В.Финансовый контроль в системе обеспечения националь¬ной безопасности: институциональный аспект // Финансы и кредит. 2012. № 26. С. 58 - 62.
21. Лавров А.М. Руководство по управлению региональными и муниципаль-ными финансами. Том 1 / Под общ. ред. А.М. Лаврова. - М.: ЛЕНАНД, 2011. - 540 с.
22. Лебедев Д.О. Государственный финансовый контроль в условиях казна-чейской системы, 2013. - 172 с.
23. Ниязметов А.К. Совершенствование межбюджетных отношений в субъ-ектах Российской Федерации. - М., 2012. - 211 с.
24. Организация исполнения бюджета: Учебное пособие / Под ред. В.В. Кар- чевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Вузовский учебник: Инфра-М, 2011 . - 208 с.
25. Оценка эффективности деятельности бюджетной организации в процессе аудиторской проверки // Аудиторские ведомости. 2016. № 1.
26. Поляк Г.Б. Государственные и муниципальные финансы: Учебн. пособие/ Ред. Г.Б. Поляк. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 375 с.
27. Поляк Г.Б. Территориальные финансы: Учебное пособие / Г.Б. Поляк; ВЗФЭИ. - М.: Вузовский учебник, 2013. - 479 с.
28. Пути развития финансового контроля, аудита, судебно-бухгалтерской экспертизы в условиях модернизации экономики: материалы научно- прак-тической конференции ФГБОУВПО «ВЗФЭИ», 31 января 2012 г. / ВЗФЭИ. - М.: ВЗФЭИ, 2012. - 266 с.
29. Путин призвал к жесткой экономии при расходовании бюджетных средств // Госновости. 2015. № 16.
30. Родионова, В.М. Финансовый контроль. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2012. - 320 с.
31. Салихов З.А. Методология, методика и организация контрольно- ревизионной работы, 2015. - 315 с.
32. Саттарова Н.А. О части четвертой Бюджетного кодекса РФ // Финансовое право. 2013. № 3. 56с.
33. Синева Е.Н. Государственный финансовый контроль в управлении реги-оном // Финансы и кредит. 2011. № 25 (229). С. 38 - 40.
34. Степашин, С.В. Государственный финансовый контроль: Учебник для ву-зов / С.В. Степашин, Н.С. Столяров, С.О. Шохин, В.А. Жуков. - СПб: Питер,
2014. - 557 с.
35. Столяров Н.С. Финансовый контроль в системе стратегического управле-ния социально-экономическим развитием России (теория и практика) - М., 2011. - 501 с.
36. Тоичко Н.Ю. Государственный финансовый контроль в условиях реали-зации бюджетной реформы, 2011 - 320 с.
37. Хатри Г.П. Мониторинг результативности в государственном секторе: пер. с англ.- М.: Фонд «Институт экономики города», 2012.- 276 с.
38. Информационно-аналитический раздел Министерства финансов РФ. Ре¬жим доступа: [http://www.info.minfin.ru].
39. Методические рекомендации по организации системы внутреннего (ве-домственного) контроля главного распорядителя бюджетных средств, ориен-тированной на профилактику. Режим доступа: [http:www//sprt.ru].
40. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Счетной палаты РТ Отчет о
работе Счетной палаты Республики Татарстан в 2013 го¬
ду [http://www.sprt.tatar/files/ot_sprt_2013_rus.pdf].
41. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Счетной палаты РТ Отчет о
работе Счетной палаты Республики Татарстан в 2014 го¬
ду [http://www.sprt.tatar/files/ot_sprt_20 14_rus.pdf].
42. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Счетной палаты РТ Отчет о
работе Счетной палаты Республики Татарстан в 2015 го¬
ду [http://www.sprt.tatar/files/ot_sprt_20 15_rus.pdf].
43. Официальный сайт EUROSAI [http://www.eurosai.org].
44. Официальный сайт Международной федерации бухгалтеров [http: //www.ifac.org].
45. Официальный сайт Федеральной службы финансово - бюджетного надзо¬ра. - Режим доступа: [http: //www.rosfinnadzor.ru].
46. СГА 101 Общие правила проведения контрольного мероприятия (утв. Коллегией Счетной Палаты РФ, протокол от 02.04.2010 № 15К (717)).
47. Стандарт внешнего государственного финансового контроля «Общие
правила проведения контрольного мероприятия» (постановление от 29 авгу¬ста 2012 г. № 15, с изменениями от 30 апреля 2014 г.).
[http://www.sprt/tatar/files/st pr prov.pdf].
48. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Счетной палаты РТ. Режим доступа: [http://www.sprt.ru]
49. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Федерального казначейства РФ. Режим доступа: [http://www.roskazna.ru].