ПРЯМЫЕ НАЛОГИ В ДОХОДАХ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Введение 3
1. Теоретические основы формирования доходов бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации за счет прямых налогов 6
1.1. Экономическое содержание и природа прямых налогов 6
1.2. Исторический опыт прямого налогообложения в России 14
2. Анализ прямых налогов в доходах бюджетной системы Российской
Федерации 28
2.1 Прямые налоги в доходах федерального бюджета 28
2.2 Роль прямых налогов в формировании доходов регионального
бюджета 35
2.3. Прямые налоги в доходах местного бюджета 42
3. Перспективы развития прямого налогообложения в Российской
Федерации в целях укрепления доходной базы бюджетов бюджетной системы 50
3.1. Зарубежный опыт прямого налогообложения и возможности его
использования в России 50
3.2. Совершенствование прямого налогообложения в Российской Федерации
как фактор увеличения доходов бюджетов 61
Заключение 68
Список использованных источников 72
Приложения
1. Теоретические основы формирования доходов бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации за счет прямых налогов 6
1.1. Экономическое содержание и природа прямых налогов 6
1.2. Исторический опыт прямого налогообложения в России 14
2. Анализ прямых налогов в доходах бюджетной системы Российской
Федерации 28
2.1 Прямые налоги в доходах федерального бюджета 28
2.2 Роль прямых налогов в формировании доходов регионального
бюджета 35
2.3. Прямые налоги в доходах местного бюджета 42
3. Перспективы развития прямого налогообложения в Российской
Федерации в целях укрепления доходной базы бюджетов бюджетной системы 50
3.1. Зарубежный опыт прямого налогообложения и возможности его
использования в России 50
3.2. Совершенствование прямого налогообложения в Российской Федерации
как фактор увеличения доходов бюджетов 61
Заключение 68
Список использованных источников 72
Приложения
Налоги — основной доходный источник государства, именно они обеспечивают финансирование его деятельности. Собранные посредством налогов денежные средства, поступают в бюджет и иные денежные фонды государства. Из этих фондов они расходуются на обслуживание государственного аппарата, содержание обороноспособности страны и правопорядка, финансовую поддержку государственных программ, выплаты заработной платы сотрудникам бюджетной сферы, в том числе работников культуры, врачей, учителей. Недостаточное количество, собранных посредством налогов средств, низкая эффективность налоговой системы, уклонение от уплаты налогов массового характера - сразу сказываются на состоянии общества и государства. Особенный интерес представляют прямые налоги. В настоящее время прямые налоги имеют ключевое значение в формировании доходной части бюджетов на всех уровнях.
Наша страна идет по пути использования преимущественно косвенного налогообложения. Но, преобладание в доходах государства прямых налогов свидетельствует о высокоразвитой экономике, а косвенных - наоборот. Такая зависимость и определяет актуальность изучения проблем и вопросов прямого налогообложения с точки зрения практики и теории, воздействия на качество работы экономических субъектов, а также аккумуляции средств в бюджет государства.
Фундаментальные исследования процессов построения и
функционирования налоговых и бюджетных систем выполнили в своих работах классики экономической теории и известные зарубежные ученые: Э. Аткинсон, М. Вебер, Дж. Кейнс, П. Самуэльсон, А. Смит, И. Фишер, М. Фридмен и др.
Среди трудов отечественных ученых, посвященных изучению влияния налогообложения на экономические и социальные процессы, заслуживают внимания работы А.Н. Брызгалина, Е.В. Бушмина, В.С. Золотарева, В.Г. Князева, С.П. Колчина, Л.П. Павловой, М.В. Романовского, А.И. Худякова, и др.
Исследованиям по прямым налогам в доходах бюджетов бюджетной
системы были посвящены исследования таких авторов, как Т.В. Антипова, Д.Л. Комягин, А.Г Пауль, М.Н. Сидоров, О.П. Уманец и другие.
Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование теоретической основы прямых налогов, а также выявление их роли в бюджетной системе РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить определенные задачи, а именно:
- рассмотреть содержание, природу и сущностные аспекты прямых налогов;
- изучить исторический опыт мобилизации прямых налогов в доходы бюджетов государства;
- рассмотреть прямые налоги в доходах федерального бюджета;
- раскрыть роль прямых налогов в формировании доходов региональных бюджетов;
- рассмотреть прямые налоги в доходах местного бюджета;
- проанализировать зарубежный опыт формирования доходной базы бюджетов страны за счет прямых налогов.
- определить возможности совершенствования прямого налогообложения в Российской Федерации как фактора увеличения доходов бюджетов.
Объектом исследования являются доходы в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.
Предметом исследования являются прямые налоги в доходах бюджетов.
В процессе написания выпускной квалификационной работы были использованы такие методы научного познания, как методы анализа, синтеза, дедукции, индукции, метод сравнения и пр.
Теоретико-информационной основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, учебная литература следующих авторов: М.Е. Косов, А.М. Година, В.Г. Пансков, О.И. Мамрукова, Ю.А. Петрова, А.В. Перова, В.М. Пушкарева, Г.Б. Поляк, Е.В. Смолина, К.В. Рудый, Д.Г. Черника, А.В. Толкушина и других ученых, а также периодическая литература. Материалы научных конференций и Министерства финансов Российской Федерации, 4
сборники статей и данные из сети Интернет.
Нормативную базу выпускной квалификационной работы составили Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, а также другие нормативно-правовые акты применительно к теме прямых налогов в доходах бюджетов в РФ.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, библиографического списка используемых источников и литературы и приложений.
Во введении рассмотрена актуальность выбранной темы, цель и задачи исследуемой темы дипломной работы. Определены объект и предмет исследования, научная база и теоретико-информационная основа.
В первой главе рассматриваются теоретические основы прямых налогов. Исследуется понятие, значение и сущность прямых налогов. Рассматриваются теоретические основы формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за счет прямых налогов. Изучается история развития, а также поступления по прямым налогам на протяжении 9-21 вв.
Вторая глава посвящена анализу состава доходов бюджетов разных уровней. Особый упор сделан на динамику поступлений прямых налогов за период 2014¬2016 гг.
В третьей главе рассматриваются перспективы развития прямого налогообложения в Российской Федерации в целях укрепления доходной базы бюджетов бюджетной системы. Также раскрыт зарубежный опыт прямого налогообложения и возможности его использования в России.
В заключении сформулированы основные выводы и предложения по теме исследования. Сформулированы предложения по совершенствованию системы прямого налогообложения.
Наша страна идет по пути использования преимущественно косвенного налогообложения. Но, преобладание в доходах государства прямых налогов свидетельствует о высокоразвитой экономике, а косвенных - наоборот. Такая зависимость и определяет актуальность изучения проблем и вопросов прямого налогообложения с точки зрения практики и теории, воздействия на качество работы экономических субъектов, а также аккумуляции средств в бюджет государства.
Фундаментальные исследования процессов построения и
функционирования налоговых и бюджетных систем выполнили в своих работах классики экономической теории и известные зарубежные ученые: Э. Аткинсон, М. Вебер, Дж. Кейнс, П. Самуэльсон, А. Смит, И. Фишер, М. Фридмен и др.
Среди трудов отечественных ученых, посвященных изучению влияния налогообложения на экономические и социальные процессы, заслуживают внимания работы А.Н. Брызгалина, Е.В. Бушмина, В.С. Золотарева, В.Г. Князева, С.П. Колчина, Л.П. Павловой, М.В. Романовского, А.И. Худякова, и др.
Исследованиям по прямым налогам в доходах бюджетов бюджетной
системы были посвящены исследования таких авторов, как Т.В. Антипова, Д.Л. Комягин, А.Г Пауль, М.Н. Сидоров, О.П. Уманец и другие.
Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование теоретической основы прямых налогов, а также выявление их роли в бюджетной системе РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить определенные задачи, а именно:
- рассмотреть содержание, природу и сущностные аспекты прямых налогов;
- изучить исторический опыт мобилизации прямых налогов в доходы бюджетов государства;
- рассмотреть прямые налоги в доходах федерального бюджета;
- раскрыть роль прямых налогов в формировании доходов региональных бюджетов;
- рассмотреть прямые налоги в доходах местного бюджета;
- проанализировать зарубежный опыт формирования доходной базы бюджетов страны за счет прямых налогов.
- определить возможности совершенствования прямого налогообложения в Российской Федерации как фактора увеличения доходов бюджетов.
Объектом исследования являются доходы в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.
Предметом исследования являются прямые налоги в доходах бюджетов.
В процессе написания выпускной квалификационной работы были использованы такие методы научного познания, как методы анализа, синтеза, дедукции, индукции, метод сравнения и пр.
Теоретико-информационной основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, учебная литература следующих авторов: М.Е. Косов, А.М. Година, В.Г. Пансков, О.И. Мамрукова, Ю.А. Петрова, А.В. Перова, В.М. Пушкарева, Г.Б. Поляк, Е.В. Смолина, К.В. Рудый, Д.Г. Черника, А.В. Толкушина и других ученых, а также периодическая литература. Материалы научных конференций и Министерства финансов Российской Федерации, 4
сборники статей и данные из сети Интернет.
Нормативную базу выпускной квалификационной работы составили Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, а также другие нормативно-правовые акты применительно к теме прямых налогов в доходах бюджетов в РФ.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, библиографического списка используемых источников и литературы и приложений.
Во введении рассмотрена актуальность выбранной темы, цель и задачи исследуемой темы дипломной работы. Определены объект и предмет исследования, научная база и теоретико-информационная основа.
В первой главе рассматриваются теоретические основы прямых налогов. Исследуется понятие, значение и сущность прямых налогов. Рассматриваются теоретические основы формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за счет прямых налогов. Изучается история развития, а также поступления по прямым налогам на протяжении 9-21 вв.
Вторая глава посвящена анализу состава доходов бюджетов разных уровней. Особый упор сделан на динамику поступлений прямых налогов за период 2014¬2016 гг.
В третьей главе рассматриваются перспективы развития прямого налогообложения в Российской Федерации в целях укрепления доходной базы бюджетов бюджетной системы. Также раскрыт зарубежный опыт прямого налогообложения и возможности его использования в России.
В заключении сформулированы основные выводы и предложения по теме исследования. Сформулированы предложения по совершенствованию системы прямого налогообложения.
Налоги — это основной доходный источник государства, именно они обеспечивают финансирование его деятельности. Собранные посредством налогов денежные средства, поступают в бюджет и иные денежные фонды государства.
Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством конкретно с доходов (зарплаты, прибыли, процентов) либо с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг). В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком конкретно в казну. В Русской Федерации действует последующая система главных прямых налогов: - Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц, налог на прибыль предприятия (корпорационный налог), налог на имущество предприятия; земляной налог с предприятия
Под налогом в широком смысле понимают взимаемый на основании государственного принуждения с не присущим характером компенсации или наказания безвозмездный обязательный платеж. На сегодняшний день разделение налогов на косвенные и прямые производится на основании принципа переложения налогов. В различных странах соотношение косвенных и прямых налогов зависит от уровня экономического развития. В налоговых системах развитых стран имеют преобладающее значение прямые налоги. В странах с неустойчивой экономикой основное положение занимают косвенные.
Таким образом, прямые налоги устанавливают непосредственно на доход (проценты, прибыль, заработную плату), либо имущество налогоплательщика (ценные бумаги, строения, землю). В этой связи денежные отношения при прямом налогообложении возникают непосредственно между государством и
налогоплательщиком.
В российской налоговой системе примером прямого налогообложения служат такие налоги, как налог на прибыль, налог на доходы физических лиц), налоги на имущество юридических и физических лиц и некоторые другие. Социально-экономическая сущность прямых налогов раскрывается по средствам 67 его функций. Основные функции присущие прямым налогам:
- регулирующая;
- социальная;
- фискальная.
История налогообложения представляет собой неотъемлемую часть истории Российского государства. В Русском государстве история развития налогов берет свое начало с конца XIX века, то есть во времена объединения древнерусского государства как важнейшего условия возникновения налогов.
Таким образом, рассмотрев историю возникновения и развития прямых налогов и их роль в доходах бюджетов, можно сказать, что в процессе эволюции налоговой системы России произошла переориентация с доминирования прямых налогов в доходах государственной казны на косвенные налоги. Так, в эпоху становления Древнерусского государства в IX - XI вв. основным прямым налогом, взимаемым со всего населения, выступала дань. В XIV - XVII вв. зарождаются налоги, собираемые на удовлетворение конкретных потребностей государства - прямые налоги специального назначения. В сентябре 1679г. выходит указ о переводе всех основных прямых налогов на подворный принцип обложения. На рубеже второго и третьего десятилетий XVIII в. была проведена замена подворного принципа обложения подушным. Соотношение основных налогов в доходах казны в 18в. показывает снижение доли прямых налогов с 62,3% в 1724г. до 53,6% в 1796г.
В первой половине XIX в. в России основу государственного бюджета составляет прямое обложение. Ключевыми статьями государственных доходов были подушная подать, оброчные сборы и питейный налог, которые обеспечивали свыше половины поступлений в доходы бюджета.
Во второй половине XIX в. прямые налоги претерпели существенное снижение удельного веса в общих доходах бюджета с 31,7% в 1867г. до 16,3% в 1897г. В 1900-1913 годах доля прямых налогов в абсолютном объеме налоговых поступлений осталась практически неизменной на уровне 8 процентов. Однако к 1916г. объем и удельный вес в бюджете косвенных и прямых налогов фактически 68
сравнялись на уровне 20%. Сокращение доли косвенного обложения в общем объеме налогов, наметившееся в начале XX в., позволяет говорит об изменениях в распределении налогового бремени. Регрессивный характер налоговой системы, обусловленный преобладанием в ней косвенных налогов, начал
трансформироваться в пропорциональный характер в связи с переходом к прогрессивному подоходному обложению.
На основании проведенного анализ доходов федерального бюджета за 2014¬2016 годы можно сделать вывод, что налоговые доходы превышают неналоговые доходы федерального бюджета. Так же необходимо отметить, что из-за последствий мирового экономического кризиса в 2015 году наблюдается весомое снижение доходов федерального бюджета, связано это со снижением поступлений по налоговым и неналоговым доходам. В сравнении с 2015 годом доходы федерального бюджета РФ понизились на 199,2 трлн. руб.
Налоговые доходы федерального бюджета РФ представлены большим количеством прямых налогов: налоги за пользование природными ресурсам, налог на прибыль организаций и прочие. Среди прямых налогов самую большую долю в налоговых доходах федерального бюджета РФ занимают налоги за пользование природными ресурсами - 24,6%, налог на прибыль организаций - 4,2%,
государственная пошлина - 0,8%. Анализируя структуру доходной части
бюджетов Республики Татарстан, Республики Башкортостан и Пензенской области можно сделать вывод, что в Республике Татарстан и Республики Башкортостан поступления по налоговым доходам преобладают, а в Пензенской области преобладают безвозмездные поступления.
Поступления налоговых доходов Республики Татарстан и Республики Башкортостан приблизительно на одном уровне, тогда как в Пензенской области меньше практически в 6 раз. Самый большой удельный вес в структуре налоговых доходов в республики занимает налог на прибыль организаций, а в Пензенской области занимает налог на доходы физических лиц.
В процессе анализа было выявлено, что мировой финансово-экономический кризис значительно ухудшил экономику не дотационных регионов, таких как 69 Республики Татарстан и Республики Башкортостан. В 2016г. в этих регионах значительно выросла доля безвозмездных поступлений, и понизились поступления по налоговым доходам, в особенности по налогу на прибыль, налог на доходы физических лиц и т. д.
В процессе анализа доходной части местного бюджета на примере города Казань, доходы в 2014-2016 гг. по налоговым и неналоговым поступлениям возросли. В анализируемый период наблюдается тенденция к повышению прямых налогов, так в 2016 году они возросли на 11121,4 млн. руб.
Таким образом, проведенный анализ структуры и динамики доходов бюджета г. Казани позволяет сделать вывод, что в целом структура доходов бюджета г. Казани в 2014-2016 гг. не претерпела существенных изменений, но, тем не менее, изменения были.
Анализ зарубежного опыта реализации эффективной налоговой системы, таким образом, показал, что фундаментом эффективной и действенной налоговой системы, которая обеспечивает интересы налогоплательщиков и потребности государства является обоснованное экономически сочетание косвенного и прямого налогообложения. В большом количестве стран сложилась достаточно сопоставимая структура налоговых поступлений, остающаяся устойчивой на протяжении десятков лет. В некоторых странах, таких как Испания, Греция, Ирландия, Италия и Франция отдается предпочтение косвенным налогам. В других странах, таких как Дания, Люксембург и Австрия, преобладают прямые налоги. Равное примерно соотношение косвенных и прямых налогов встречается в Германии и Финляндии. В штатах в системе налогообложения акцент делается на взимание налогов с населения. Такая же ситуация и в Австралии и Канаде. Другая ситуация в Японии, тут бремя налогов сосредоточивается на предприятиях. В Швеции и Дании преобладает обложение доходов населения.
Рассматривая зарубежную практику, можно сделать вывод, что точного ко-пирования опыта отдельного государства невозможно, потому как на создание налоговой системы, да и любой другой, оказывает влияние большое количество факторов. Поэтому можно говорить лишь об адаптации опыта других стран в 70
условиях российской экономики.
Для увеличения доходов бюджета нужно вводить дифференцированные ставки налога на добычу полезных ископаемых касательно нефти, это обеспечит более справедливое изъятие дифференциальной платы у недропользователей, которая обусловлена объективными отличиями природных факторов, которые в свою очередь влияют на стоимость добычи полезных ископаемых.
Необходимо внедрить прогрессивную шкалу налогообложения по налогу на доходы физических лиц и установить ставку в 10% на деятельность, в которой происходит укрытие от налогообложения части доходов, и невозможен или затруднен налоговый контроль над ними.
Помимо этого, в целях увеличения доходов бюджетов в счет прямых налогов нужно:
- активизирование мероприятия по финансовому оздоровлению убыточных организаций;
- стимулирование привлечения инвестиций;
- принятие действенных мер по преодолению административных барьеров в предпринимательской деятельности;
- проведение инвентаризации и полный учет объектов недвижимости, которая подлежит налогообложению.
- развитие объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
- расширение доступа к информационным ресурсам у предпринимателей;
В конечном итоге система мобилизации прямых налогов в бюджетную си-стему России для населения должна обеспечить:
- налоговое бремени соразмерное платежным способностям граждан;
- прозрачность налоговой системы, включая контроль над расходованием средств, которые поступают в бюджет в форме обязательных платежей;
- реализация партнерских отношений населения и государства, которые основаны на принципах взаимности обязанностей и прав.
А для государства она должна обеспечить:
- формирование налоговой системы, способствующей реально увеличению экономической активности участников экономических процессов;
- обеспечение надежными источниками доходов бюджетов всех уровней.
Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством конкретно с доходов (зарплаты, прибыли, процентов) либо с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг). В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком конкретно в казну. В Русской Федерации действует последующая система главных прямых налогов: - Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц, налог на прибыль предприятия (корпорационный налог), налог на имущество предприятия; земляной налог с предприятия
Под налогом в широком смысле понимают взимаемый на основании государственного принуждения с не присущим характером компенсации или наказания безвозмездный обязательный платеж. На сегодняшний день разделение налогов на косвенные и прямые производится на основании принципа переложения налогов. В различных странах соотношение косвенных и прямых налогов зависит от уровня экономического развития. В налоговых системах развитых стран имеют преобладающее значение прямые налоги. В странах с неустойчивой экономикой основное положение занимают косвенные.
Таким образом, прямые налоги устанавливают непосредственно на доход (проценты, прибыль, заработную плату), либо имущество налогоплательщика (ценные бумаги, строения, землю). В этой связи денежные отношения при прямом налогообложении возникают непосредственно между государством и
налогоплательщиком.
В российской налоговой системе примером прямого налогообложения служат такие налоги, как налог на прибыль, налог на доходы физических лиц), налоги на имущество юридических и физических лиц и некоторые другие. Социально-экономическая сущность прямых налогов раскрывается по средствам 67 его функций. Основные функции присущие прямым налогам:
- регулирующая;
- социальная;
- фискальная.
История налогообложения представляет собой неотъемлемую часть истории Российского государства. В Русском государстве история развития налогов берет свое начало с конца XIX века, то есть во времена объединения древнерусского государства как важнейшего условия возникновения налогов.
Таким образом, рассмотрев историю возникновения и развития прямых налогов и их роль в доходах бюджетов, можно сказать, что в процессе эволюции налоговой системы России произошла переориентация с доминирования прямых налогов в доходах государственной казны на косвенные налоги. Так, в эпоху становления Древнерусского государства в IX - XI вв. основным прямым налогом, взимаемым со всего населения, выступала дань. В XIV - XVII вв. зарождаются налоги, собираемые на удовлетворение конкретных потребностей государства - прямые налоги специального назначения. В сентябре 1679г. выходит указ о переводе всех основных прямых налогов на подворный принцип обложения. На рубеже второго и третьего десятилетий XVIII в. была проведена замена подворного принципа обложения подушным. Соотношение основных налогов в доходах казны в 18в. показывает снижение доли прямых налогов с 62,3% в 1724г. до 53,6% в 1796г.
В первой половине XIX в. в России основу государственного бюджета составляет прямое обложение. Ключевыми статьями государственных доходов были подушная подать, оброчные сборы и питейный налог, которые обеспечивали свыше половины поступлений в доходы бюджета.
Во второй половине XIX в. прямые налоги претерпели существенное снижение удельного веса в общих доходах бюджета с 31,7% в 1867г. до 16,3% в 1897г. В 1900-1913 годах доля прямых налогов в абсолютном объеме налоговых поступлений осталась практически неизменной на уровне 8 процентов. Однако к 1916г. объем и удельный вес в бюджете косвенных и прямых налогов фактически 68
сравнялись на уровне 20%. Сокращение доли косвенного обложения в общем объеме налогов, наметившееся в начале XX в., позволяет говорит об изменениях в распределении налогового бремени. Регрессивный характер налоговой системы, обусловленный преобладанием в ней косвенных налогов, начал
трансформироваться в пропорциональный характер в связи с переходом к прогрессивному подоходному обложению.
На основании проведенного анализ доходов федерального бюджета за 2014¬2016 годы можно сделать вывод, что налоговые доходы превышают неналоговые доходы федерального бюджета. Так же необходимо отметить, что из-за последствий мирового экономического кризиса в 2015 году наблюдается весомое снижение доходов федерального бюджета, связано это со снижением поступлений по налоговым и неналоговым доходам. В сравнении с 2015 годом доходы федерального бюджета РФ понизились на 199,2 трлн. руб.
Налоговые доходы федерального бюджета РФ представлены большим количеством прямых налогов: налоги за пользование природными ресурсам, налог на прибыль организаций и прочие. Среди прямых налогов самую большую долю в налоговых доходах федерального бюджета РФ занимают налоги за пользование природными ресурсами - 24,6%, налог на прибыль организаций - 4,2%,
государственная пошлина - 0,8%. Анализируя структуру доходной части
бюджетов Республики Татарстан, Республики Башкортостан и Пензенской области можно сделать вывод, что в Республике Татарстан и Республики Башкортостан поступления по налоговым доходам преобладают, а в Пензенской области преобладают безвозмездные поступления.
Поступления налоговых доходов Республики Татарстан и Республики Башкортостан приблизительно на одном уровне, тогда как в Пензенской области меньше практически в 6 раз. Самый большой удельный вес в структуре налоговых доходов в республики занимает налог на прибыль организаций, а в Пензенской области занимает налог на доходы физических лиц.
В процессе анализа было выявлено, что мировой финансово-экономический кризис значительно ухудшил экономику не дотационных регионов, таких как 69 Республики Татарстан и Республики Башкортостан. В 2016г. в этих регионах значительно выросла доля безвозмездных поступлений, и понизились поступления по налоговым доходам, в особенности по налогу на прибыль, налог на доходы физических лиц и т. д.
В процессе анализа доходной части местного бюджета на примере города Казань, доходы в 2014-2016 гг. по налоговым и неналоговым поступлениям возросли. В анализируемый период наблюдается тенденция к повышению прямых налогов, так в 2016 году они возросли на 11121,4 млн. руб.
Таким образом, проведенный анализ структуры и динамики доходов бюджета г. Казани позволяет сделать вывод, что в целом структура доходов бюджета г. Казани в 2014-2016 гг. не претерпела существенных изменений, но, тем не менее, изменения были.
Анализ зарубежного опыта реализации эффективной налоговой системы, таким образом, показал, что фундаментом эффективной и действенной налоговой системы, которая обеспечивает интересы налогоплательщиков и потребности государства является обоснованное экономически сочетание косвенного и прямого налогообложения. В большом количестве стран сложилась достаточно сопоставимая структура налоговых поступлений, остающаяся устойчивой на протяжении десятков лет. В некоторых странах, таких как Испания, Греция, Ирландия, Италия и Франция отдается предпочтение косвенным налогам. В других странах, таких как Дания, Люксембург и Австрия, преобладают прямые налоги. Равное примерно соотношение косвенных и прямых налогов встречается в Германии и Финляндии. В штатах в системе налогообложения акцент делается на взимание налогов с населения. Такая же ситуация и в Австралии и Канаде. Другая ситуация в Японии, тут бремя налогов сосредоточивается на предприятиях. В Швеции и Дании преобладает обложение доходов населения.
Рассматривая зарубежную практику, можно сделать вывод, что точного ко-пирования опыта отдельного государства невозможно, потому как на создание налоговой системы, да и любой другой, оказывает влияние большое количество факторов. Поэтому можно говорить лишь об адаптации опыта других стран в 70
условиях российской экономики.
Для увеличения доходов бюджета нужно вводить дифференцированные ставки налога на добычу полезных ископаемых касательно нефти, это обеспечит более справедливое изъятие дифференциальной платы у недропользователей, которая обусловлена объективными отличиями природных факторов, которые в свою очередь влияют на стоимость добычи полезных ископаемых.
Необходимо внедрить прогрессивную шкалу налогообложения по налогу на доходы физических лиц и установить ставку в 10% на деятельность, в которой происходит укрытие от налогообложения части доходов, и невозможен или затруднен налоговый контроль над ними.
Помимо этого, в целях увеличения доходов бюджетов в счет прямых налогов нужно:
- активизирование мероприятия по финансовому оздоровлению убыточных организаций;
- стимулирование привлечения инвестиций;
- принятие действенных мер по преодолению административных барьеров в предпринимательской деятельности;
- проведение инвентаризации и полный учет объектов недвижимости, которая подлежит налогообложению.
- развитие объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
- расширение доступа к информационным ресурсам у предпринимателей;
В конечном итоге система мобилизации прямых налогов в бюджетную си-стему России для населения должна обеспечить:
- налоговое бремени соразмерное платежным способностям граждан;
- прозрачность налоговой системы, включая контроль над расходованием средств, которые поступают в бюджет в форме обязательных платежей;
- реализация партнерских отношений населения и государства, которые основаны на принципах взаимности обязанностей и прав.
А для государства она должна обеспечить:
- формирование налоговой системы, способствующей реально увеличению экономической активности участников экономических процессов;
- обеспечение надежными источниками доходов бюджетов всех уровней.
Подобные работы
- НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ДОХОДАХ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Прямые налоги в доходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ И ИХ РАЗГРАНИЧЕНИЕ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Доходы бюджетов, их распределения по уровням бюджетной системы
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2019 - ПРЯМОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2019 - АКЦИЗНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИЗ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕГО ДЕКЛАРИРОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018



