ВВЕДЕНИЕ С. 4-11
ГЛАВА 1. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И СИСТЕМА ПРАВОУСТАНАВЛИВАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ ООН ПО
ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ С. 12-40
1.1. Коррупция как глобальная угроза человечеству С. 12-18
1.2. Роль Организации Объединенных Наций в формировании
международных стандартов в области противодействия
коррупции С. 18-40
ГЛАВА 2. МОНИТОРИНГОВАЯ МОДЕЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ СТАНДАРТОВ ООН О БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ С. 41-56
2.1. Конференция государств-участников (COSP) - главный директивный
орган мониторинга исполнения Конвенции ООН против
коррупции С. 41-46
2.2. Направления мониторинга исполнения стандартов ООН по борьбе с
коррупцией С. 46-56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ С. 57-59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Отношение к коррупции во всем мире за последние годы существенно изменилось. Так, в Послании Генерального секретаря ООН от 9 декабря 2015 года по случаю всемирного дня борьбы с коррупцией отмечалось: “если когда-то взяточничество, коррупция и незаконные финансовые потоки нередко считались издержками предпринимательской деятельности, сегодня коррупция широко - и справедливо - рассматривается как преступное и разрушительное явление”. На противодействие коррупции как глобальной проблеме человечества обращено внимание и в новой “Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года”. В этом документе на уровне ООН была поставлена задача борьбы с нищетой и обеспечение достойных условий жизни для всех жителей планеты.
Исходя из этого, борьба с коррупцией должна происходить во всех ее аспектах, в том числе, она должна быть направлена на значительное сокращение незаконных финансовых потоков, возвращение незаконно присвоенного имущества народу . Это особенно важно для борьбы с бедностью и для общественного развития, поскольку из-за коррупции средства, предназначенные для школ, больниц и других жизненно важных потребностей общества и государства уходят в руки преступников. Институционализация коррупции становится почвой для насилия и нестабильности, недоверия общества к государству и власти, порождая насилие со стороны населения.
Признавая глобальную природу коррупции и важность обединенных усилий мирового сообщества в борьбе с этими угрозами, Организации Объединенных Наций приняла Конвенцию против коррупции, ставшей методологической платформой для правительств, международных правительственных и неправительственных организаций, всего гражданского общества, активных граждан в разных странах. Благодаря международному сотрудничеству деятельность ООН способствует достижению позитивных результатов в искоренении коррупции во всем мире, формированию международных стандартов в противодействии этой угрозе.
Исследование данной проблематики реально способствует унификации международного, национального и регионального законодательства в этой сфере, что является актуальной проблемой и задачей для науки и практики. Поэтому особое значение в этой связи приобретает построение общепринятой мониторинговой модели исполнения Конвенции. Это будет способствовать эффективной имплеметации международных стандартов ООН в российское законодательство и правоприменительную практику в этой сфере правовых отношений, будет содействвать формированию теоретических основ, которые не будут вызывать коллизии международных правовых норм с российским законодательством.
Степень разработанности темы исследования. Деятельности ООН по противодействию коррупции и различным аспектам реализации международных норм в этой сфере как на международном, так и на национальном и региональном уровнях в научной литературе уделяется определенное внимание. Особенно после принятия соответствующих международных и национальных нормативных актов.
Обратим внимание на следующие научные работы в этой сфере. В монографиях работах Т.Я. Хабриевой, А.В. Федорова, Г.Б. Богуш, О.И. Тиунова, В.П. Кашепова, А.В. Кудашкина и др. поднимались вопросы антикоррупционных стандартов Организации Экономического
Сотрудничества и развития, международного сотрудничества в борьбе с коррупцией, правовые механизмы имплементации антикоррупционных конвенций, проблематика антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. В статье О. Адоевской раскрыта проблематика унификации международных, зарубежных и национальных норм о борьбе с коррупцией. А.А. Каширкина и А.Н. Морозов подняли вопросы антикоррупционных мониторинговых механизмов в деятельности международных организаций на универсальном и региональном уровнях. В.А. Козлов исследовал международно-правовые аспекты государственной политики в сфере противодействия коррупции. С.А. Лошакова сосредоточила свое внимание на международно-правовых аспектах сотрудничества государств в борьбе с коррупцией. И.И. Лукашук рассмотрел международно-правовые формы борьбы с коррупцией. В. Михайлов и Ю.П. Синельщиков проанализировали статью 20 Конвенции ООН против коррупции об ответственности за незаконное обогащение и возможные направления отражения ее идеи в правовой системе Российской Федерации. Р.В. Нигматуллин исследовал проблематику одиннадцатого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и проблемы координации международного сотрудничества по борьбе с преступностью. Д.Я. Примаков и К. Коник проанализировали результаты имплементации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции в России. Цирин А. М. исследовал современные стандарты и технологии противодействия коррупции.
В них в той или иной степени затрагиваются вопросы системной деятельности ООН по борьбе с коррупцией, проблематике, связанной с международными стандартами в этой сфере, международным мониторингом, имплементацией международных норм в национальное законодательство.
Весь отмеченный комплекс вопросов, привлекающий внимание российских исследователей, постоянно актуализируется. Вместе с тем, не исследованными остаются тематики, связанные с мониторингом, организованным ООН по страновому отслеживанию исполнения Конвенции,
который она проводит в формате Конференции государств-участников Конвенции. Именно здесь вырабатываются предложения по совершенствованию национального законодательства на основе именно стандартов ООН, стандартов глобального значения (в отличие от региональных стандартов, например европейских, стандартов
международных организаций).
Исходя из анализа актуальности и степени научной разработанности темы исследование всей совокупности проблематики в этой сфере является перспективным стимулом в части создания на основе международных стандартов глобального уровня в области противодействия коррупции моделей для имплементации и унификации разноуровневых правовых норм в этой сфере, для построения международных мониторинговых моделей анализа правоприменительной практики противодействия коррупции.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере коррупционного поведения, на регулирование которых направлена деятельность международного сообщества, национальных государств и гражданского общества.
Предметом исследования является система правовых норм международного уровня, правовые практики, характеризующие деятельность ООН и международное сотрудничество по противодействию коррупции, мониторинг исполнения выработанных ООН международных стандартов по противодействию коррупции.
Целью исследования является комплексное рассмотрение теоретических проблем и правовых практик, возникающих из деятельности ООН по противодействию коррупции.
Задачи исследования. Реализация поставленной цели обусловила необходимость выполнения следующих задач:
1. Определить и представить динамику деятельности ООН по международному нормативно-правовому регулированию
противодействия коррупции.
2. Рассмотреть и представить характеристику сформированного на текущий момент комплекса международных стандартов по борьбе с коррупцией. Выявить проблематику, связанную с унификацией разноуровневых норм в этой сфере.
3. Охарактеризовать мониторинговую модель, сформированную ООН по исполнению Конвенции против коррупции.
4. Представить направления мониторинга исполнения стандартов ООН по противодействию коррупции.
5. Систематизировать современное научное знание о деятельности ООН, направленной на противодействие коррупции для выявления научной проблематики, имеющей потенциал влияния на российскую правовую антикоррупционную политику.
6. Определить и обосновать, на основе проведенного исследования, пробелы в нормативном регулировании в сфере противодействия коррупции и внедренческие перспективы совершенствования российского законодательства в этой области.
Науч ная новизна исследования состоит в том, что автором проведен аналитический обзор созданной ООН мониторинговой модели исполнения Конвенции по борьбе с коррупцией; выявлены и представлены пробелы в систематизации научного знания о глобальном правовом регулировании и национальных правоприменительных практиках в этой сфере.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Качественные процедуры, созданные ООН для проведения мониторинга исполнения Конвенции по борьбе с коррупцией, создают научную основу для сравнительно-правового и системного анализа глобального мониторинга планетарных угроз, связанных с коррупцией, способствуют выявлению пробелов в правовом регулировании. Это позволило выявить следующие пробелы в систематизации научного знания о глобальном правовом регулировании и национальных правоприменительных практиках в этой сфере: необходимо построение национальных целевых моделей дальнейшего развития законотворчества в этой сфере, на основе сравнительно-правовых исследований страновых отчетов, проводимых Конференцией государств-участников исполнения Конвенции ООН по борьбе с коррупцией.
2. Созданные ООН стандарты глобального уровня создают основу для
унификации регионального и национального законодательства, на основе глобальных правовых норм, являющихся нормами более высокого уровня юридической силы, а также потребность в
мониторинге такой унификации и создании международно-правовых механизмов для нее. Поскольку в условиях наличия множественности производных международных актов регионального уровня создается неоправданная вариативность правового регулирования, которая может приводить к коллизии правовых норм разного уровня. Предлагается разработать Программу такой работы, предложить ее Экономическому и Социальному Совету ООН, Конференции государств-участников мониторинга исполнения Конвенции ООН по борьбе с коррупцией.
3. Предлагаем на основании Глобальной декларации ООН, принятой в Дохе, внести изменения в федеральные программы по противодействию коррупции, внеся в них предложения ООН по четырем направлениям:
• создание эластичных, надежных и прозрачных институтов по укреплению судебной целостности и предотвращению коррупции в судебной системе, в правоохранительной системе в целом;
• содействие реабилитации и социальной интеграции заключенных, предоставление им второго шанса в жизни;
• предупреждение преступности среди молодежи с помощью спорта, на основе программ и обучения жизненным навыкам;
• поддержка интеграции в области предупреждения преступности и продвижение принципа верховенства закона на все уровни образования.
Нормативную базу исследования составили международные правовые нормы, сформированные ООН, регулирующие сферу противодействия коррупции. Всего для нашего исследования привлечено 43 международных нормативных правовых акта ООН, два нормативных акта Российской Федерации.
Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составили общепринятые научные методы, применяемые в юриспруденции, в том числе:
- формально-логический метод исследования позволил при помощи основных правил логики решить поставленные в работе задачи и достигнуть цели исследования;
- историко-генетический метод исследования позволяет
проанализировать и рассмотреть аспекты появления, становления и развития деятельности ООН в сфере противодействия коррупции;
- метод системно-функционального анализа позволил использовать системные связи и функции для анализа эффективности мониторинговой модели, созданной ООН в сфере противодействия коррупции;
Кроме того, важным методом, позволившим комплексно подойти к написанию настоящего исследования, стал диалектический метод познания, позволяющий рассматривать явления во всем их разнообразии, противоречивости, в развитии и системно.
Степень достоверности и апробация результатов исследования.
Достоверность результатов исследования основана на привлечении всего массива нормативных правовых актов и научной литературы по данной проблеме при помощи справочной системы КонсультантПлюс и международных баз данных, прежде всего, ООН.
Апробация результатов исследования проведена во время прохождения преддипломной практики на кафедре международных отношений, мировой политики и зарубежного регионоведения Казанского (Приволжского) федерального университета. Во время занятий в Школе публичной дипломатии, организованных кафедрой, были апробированы международные практики и стандарты по противодействию коррупции, раскрыта деятельность ООН в этой сфере.
В результате проведенного исследования было выявлено, что недостаточно привлекают внимание исследователей тематики, связанные с мониторингом исполнения Конвенции по борьбе с коррупцией. А именно здесь вырабатываются предложения по совершенствованию национального законодательства на основе стандартов ООН, стандартов глобального значения, вырабатываются модели для имплементации и унификации разноуровневых правовых норм в этой сфере.
В результате исследования был охарактеризован сформированный в ООН на текущий момент комплекс международных стандартов по борьбе с коррупцией, рассмотрена мониторинговая модель, сформированная ООН по исполнению Конвенции против коррупции, представлены направления мониторинга.
По мнению автора, стоящая перед нею цель - выявить и рассмотреть теоретические проблемы и правовые практики, возникающие из деятельности ООН по противодействию коррупции - была выполнена. Автору удалось систематизировать современное научное знание о деятельности ООН, направленной на противодействие коррупции, ею была выявлена научная проблематика, имеющая потенциал влияния на российскую правовую антикоррупционную политику. Автор выявил следующие пробелы в систематизации научного знания о глобальном правовом регулировании и национальных правоприменительных практиках в этой сфере: необходимо построение национальных целевых моделей дальнейшего развития законотворчества в этой сфере, на основе сравнительно-правовых исследований страновых отчетов, проводимых Конференцией государств-участников исполнения Конвенции ООН по борьбе с коррупцией.
Это позволило автору прийти к выводу о том, что качественные процедуры, созданные ООН для проведения мониторинга исполнения Конвенции по борьбе с коррупцией, создают научную основу для сравнительно-правового и системного анализа глобального мониторинга планетарных угроз, связанных с коррупцией, способствуют выявлению пробелов в правовом регулировании.
На основе проведенного исследования были определены внедренческие перспективы совершенствования российского законодательства в этой области.
Созданные ООН стандарты глобального уровня создают основу для унификации регионального и национального законодательства, на основе глобальных правовых норм, являющихся нормами более высокого уровня юридической силы, а также потребность в мониторинге такой унификации и создании международно-правовых механизмов для нее. Поскольку в условиях наличия множественности производных международных актов регионального уровня создается неоправданная вариативность правового регулирования, которая может приводить к коллизии правовых норм разного уровня. Предлагается разработать Программу такой работы, предложить ее Экономическому и Социальному Совету ООН, Конференции государств- участников мониторинга исполнения Конвенции ООН по борьбе с коррупцией.
Автор предлагает на основании Глобальной декларации ООН, принятой в Дохе, внести изменения в федеральные программы по противодействию коррупции, внеся в них предложения ООН по четырем направлениям:
• создание эластичных, надежных и прозрачных институтов по укреплению судебной целостности и предотвращению коррупции в судебной системе, в правоохранительной системе в целом;
• содействие реабилитации и социальной интеграции заключенных, предоставление им второго шанса в жизни;
• предупреждение преступности среди молодежи с помощью спорта, на основе программ и обучения жизненным навыкам;
• поддержка интеграции в области предупреждения преступности и продвижение принципа верховенства закона на все уровни
образования.
Представленная работа выполнена мною самостоятельно, без недопустимой чужой помощи. Все заимствования из чужих источников обозначены в тексте работы надлежащим образом в качестве таковых.
1. Декларация 13 Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, принятая в Дохе. «Draft Doha Declaration on integrating crime prevention and criminal justice into the wider United Nations agenda to address social and economic challenges and to promote the rule of law at the national and international levels, and public participation». 12-19 апреля 2015 года. Режим доступа: https://www.unodc.org/documents/congress//Documentation/ACONF222_ L6_e_V1502120.pd. Дата обращения: 10.03.2017 г.
2. Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях. Принята резолюцией 51/191 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1996 года. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/bribery.shtml Дата обращения: 10.03.2017 г.
3. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Принят резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 года. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/code_of_conduct. shtml. Дата обращения: 10.03.2017 г.
4. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 04 ноября 1999 года // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901858911.
5. Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 года. //
Режим доступа: http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption. shtml Дата обращения: 10.03.2017 г.
6. Конвенция ООН против транснациональной организованной
преступности. Принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года. Режим доступа:
http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orgcrime.shtml. Дата обращения: 10.03.2017 г.
7. Конвенция Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) «По борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций» от 21 ноября 1997 года. Режим доступа: http://zakonbase.ru/content/base/272445_Дата обращения: 10.03.2017 г.
8. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за
коррупцию от 27 января 1999 года // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121544/ Дата
обращения: 10.03.2017 г.
9. Международный кодекс поведения государственных
должностных лиц. Принят резолюцией 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 года. Режим доступа: http: //www. un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/int_code_of_cond uct.shtml Дата обращения: 10.03.2017 г.
10. Основные принципы, касающиеся роли юристов / Приняты
восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями Гавана, Куба, 27 августа — 7 сентября 1990 года. Режим доступа:
http: //www. un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/role_lawyers. shtm l Дата обращения: 10.03.2017
11. Официальные отчеты Экономического и Социального Совета, 2006 год. Дополнение № 10. (Е/2006/30). Глава I. Раздел А. Проект резолюции I. Дата обращения: 10.03.2017 г.
12. Проект правил процедуры Конференции Государств - участников
Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции. Принят Генеральной Ассамблеей ООН 1 марта 2006 года. Режим доступа: https://documents-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/V06/515/97/PDF/V0651597.pdf?OpenEleme nt. Дата обращения: 20.03.2017 г.
13. Рамочное решение № 2003/568/ПВД Совета Европейского союза «О борьбе с коррупцией в частном секторе» от 22.07.2003 года. Режим доступа: http://www.lawmix.ru/abrolaw/6263 Дата обращения: 10.03.2017 г.
14. Conference of the States Parties to the United Nations Convention against Corruption. Конференции государств-участников Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции. Сайт UNODC Управления ООН по наркотикам и преступности. Режим доступа: http://www.unodc.org/unodc/en/corruption/COSP/conference-of-the-states- parties.html Дата обращения: 10.03.2017 г.
15. Open-ended intergovernmental expert meetings on international
cooperation under the United Nations Convention against Corruption. Межправительственные совещания экспертов открытого состава по международному сотрудничеству в рамках Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции. Сайт UNODC Управления ООН по наркотикам и преступности. Режим доступа:
http: //www. unodc. org/unodc/en/corruption/EM- InternationalCooperation/expert-meetings-on-international- cooperation.html Дата обращения: 10.03.2017 г.
16. Documents, publications and tools. PREVENTION AND FIGHT AGAINST CORRUPTION. Документы, публикации и инструменты. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ И БОРЬБА ПРОТИВ КОРРУПЦИИ. Сайт UNODC Управления ООН по наркотикам и преступности. Режим доступа:
http: //www. unodc. org/unodc/en/corruption/publications. html#International Cooperation Дата обращения: 10.03.2017 г.
17. Comprehensive Self-Assessment Checklist on the Implementation of the United Nations Convention Against Corruption. Всесторонний контрольный список самооценки по осуществлению Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции. Режим доступа: http://www.unodc.org/unodc/en/corruption/self-assessment.html. Дата обращения: 10.03.2017 г.
18. Резолюция ЭКОСОС 2013/39. 17. Режим доступа:
http: //dag.un.org/bitstream/handle/11176/305617/E_2013_39%3BE_ESCA P_69_27-RU.pdf?sequence=4&isAllowed=y Дата обращения: 10.03.2017
г.
19. Резолюция 6/1. Продолжение обзора хода осуществления
Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции. Принята Конференцией государств - участников Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции 2-6 ноября 2015 года. Режим доступа:
https://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/COSP/session6/V1508 648r.pdf (Дата обращения: 20.05.2017)
20. Резолюция 6/10. Просвещение и подготовка специалистов по вопросам борьбы с коррупцией. Принята Конференцией государств - участников Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции 2-6 ноября 2015 года. Режим доступа: https://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/COSP/session6/V1508 648r.pdf (Дата обращения: 20.05.2017)
21. Резолюция 6/2. Содействие международному сотрудничеству в
принятии мер по возвращению активов и доходов от преступлении. Принята Конференцией государств - участников Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции 2-6 ноября 2015 года. Режим доступа: https://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/COSP/session6/V1508 648r.pdf (Дата обращения: 20.05.2017)
22. Резолюция 6/3. Содействие эффективному возвращению активов. Принята Конференцией государств - участников Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции 2-6 ноября https://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/COSP/session6/V1508 648r.pdf (Дата обращения: 20.05.2017)
23. Резолюция 6/4. Расширение применения гражданско-правовых и
административных процедур в целях борьбы с коррупцией, в том числе в рамках международного сотрудничества, на основе Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции. Принята Конференцией государств - участников Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции 2-6 ноября 2015 года. Режим доступа:
https://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/COSP/session6/V1508 648r.pdf (Дата обращения: 20.05.2017)
24. Резолюция 6/5. Санкт-Петербургское заявление о поощрении государственно-частного партнерства в деле предупреждения коррупции и борьбы с ней. Принята Конференцией государств - участников Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции 2-6 ноября 2015 года. Режим доступа: https://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/COSP/session6/V1508 648r.pdf (Дата обращения: 20.05.2017)
25. Резолюция 6/7. Содействие применению информационно-коммуникационных технологий для осуществления Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции. Принята Конференцией государств - участников Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции 2-6 ноября 2015 года. Режим доступа:
https://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/COSP/session6/V1508 648r.pdf (Дата обращения: 20.05.2017)
26. Резолюция 6/8. Предупреждение коррупции путем повышения прозрачности, подотчетности и эффективности деятельности публичных служб за счет применения передовой практики и технологических новшеств. Принята Конференцией государств - участников Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции 2-6 ноября 2015 года. Режим доступа: https://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/COSP/session6/V1508 648r.pdf (Дата обращения: 20.05.2017)
27. Резолюция 6/9. Активизация усилий по осуществлению Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции в малых островных развивающихся государствах. Принята Конференцией государств - участников Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции 2-6 ноября 2015 года. Режим доступа: https://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/COSP/session6/V1508 648r.pdf (Дата обращения: 20.05.2017)
28. Резолюция Генеральной Ассамблеей ООН 51/59 Борьба с коррупцией, принятая 28 января 1997 г. Режим доступа: https://documents-dds- ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N97/762/75/PDF/N9776275.pdf?OpenEleme nt Дата обращения: 10.03.2017 г.
29. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 51/59 Борьба с
коррупцией от 28 января 1997 г. Режим доступа: https://documents-dds- ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N97/762/75/PDF/N9776275.pdf?OpenEleme nt Дата обращения: 10.03.2017 г.
30. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/3514 (XXX).
ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/789/27/IMG/NR078927.pdf?Ope nElement. Дата обращения: 10.03.2017.
31. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН. A/RES/41/104. Режим
доступа: https://documents-dds-
ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/500/40/IMG/NR050040.pdf?Ope nElement Дата обращения: 10.03.2017 г.
32. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН. A/RES/46/152. Режим
доступа: https://documents-dds-
ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/586/84/IMG/NR058684.pdf?Ope nElement Дата обращения: 10.03.2017 г.
33. Резолюция ЭКОСОС 2004/26. Режим доступа:
http://repository.un.org/bitstream/handle/11176/250669/A_59_3- RU.pdf?sequence=5&isAllowed=y Дата обращения: 10.03.2017 г.
34. Резолюция ЭКОСОС 2007/20. Режим доступа:
https://unstats.un.org/unsd/statcom/doc07/2007-27r- ECOSOCDecisions.pdf Дата обращения: 10.03.2017 г.
35. Резолюция ЭКОСОС 2009/22. Режим доступа:
https://www.unece.org/fileadmin/DAM/trans/doc/2009/wp1/ECE-TRANS- WP1-2009-01r.pdf Дата обращения: 10.03.2017 г.
36. Резолюция ЭКОСОС 2011/35. Режим доступа:
http://www.refworld.org/cgi- bin/texis/vtx/rwmain/opendocpdf.pdf?reldoc=y&docid=4a8d3f172 Дата
обращения: 10.03.2017 г.
37. Рекомендация № Rec (2003) 4 Комитета Министров Совета
Европы «Об общих правилах борьбы с коррупцией при финансировании политических партий и избирательных кампаний» от 08.04.2003 года. Режим доступа: http://www.lawinrussia.ru/kabinet- yurista/zakoni-i-normativnie-akti/2008-12-01/rekomendatsiya-n-rec-2003- 4-komiteta-ministrov-soveta-evropi-ot-08-04-2003. Дата обращения:
10.03.2017 г.
38. «Education for Justice». Режим доступа:
http: //www. unodc. org/dohadeclaration/en/topics/education-for-j ustice. html Дата обращения: 10.03.2017 г.
39. Global Program against Corruption. Режим доступа: http://www.unicri.it/Prodoc%20corruption.htm (последняя дата доступа 28.02.2014).
40. State of Implementation of the United Nations Convention against Corruption
Criminalization, Law Enforcement and International Cooperation. Режим доступа:
http://www.unodc.org/unodc/en/corruption/tools_and_publications/state_of _uncac_implementation.html. Дата обращения: 10.03.2017 г.
41. The Stolen Asset Recovery Initiative (StAR). Режим доступа: http://star.worldbank.org/star/ Дата обращения: 10.03.2017 г.
42. The United Nations Convention against Corruption Academic Course.
Режим доступа:
https: //track.unodc. org/Education/Pages/AcademicCourse.aspx. Дата
обращения: 10.03.2017 г.
43. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable
Development. Режим доступа:
https://sustainabledevelopment.un.org/post2015/transformingourworld. Дата обращения: 10.03.2017 г.
Российские нормативные правовые акты
44. Федеральный закон Российской Федерации от 08.03.2006 № 40- ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 26. Ст. 2780
45. Указ Президента РФ от 18 декабря 2008 г. № 1799 «О
центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи».
Нарративные источ ники
46. Послание Генерального секретаря ООН от 9 декабря 2015 года по
случаю всемирного дня борьбы с коррупцией // Режим доступа: http://www.un.org/ru/sg/messages/2015/anticorruptionday.shtml (Дата
обращения: 20.05.2017)
47. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области
устойчивого развития на период до 2030 года, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 18 сентября 2015 года. Режим доступа: https://documents-dds- ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/285/75/PDF/N1528575.pdf?OpenEleme иЦДага обращения: 20.05.2017)
48. Пресс-релиз ООН GA/10199. Режим доступа: Дата обращения: 10.03.2017 г.
Монографии
49. Антикоррупционные стандарты Организации Экономичского Сотрудничества и Развития и их реализация в Российской Федерации. Монография / Под редакцией академика РАН Т.Я. ХАБРИЕВОЙ, профессора А.В. ФЕДОРОВА. - М., 2015. Режим доступа: Документ предоставлен КонсультантПлюс. Дата обращения: 10.03.2017 г.
50. Богуш Г. Б. Коррупция и международное сотрудничество по
борьбе с ней: дис. ... к.ю.н. - М.: МГУ, 2004 //
Режим доступа: Научная библиотека
КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/10-let-konventsii-oon- protiv-korruptsii-uspehi-i-vyzovy#ixzz4iIyZGsO9 Дата обращения: 10.03.2017 г.
51. Кудашкин А.В. Антикоррупционная экспертиза: теория и практика/ научно-практическое пособие. - М.: Норма, Инфра- М.,
2012. - 368 с.
52. Правовые механизмы имплементации антикоррупционных конвенций: Монография / Т.Я. Хабриева, О.И. Тиунов, В.П. Кашепов и др.; отв. ред. О.И. Тиунов. - М., 2012
Научные статьи
53. Адоевская О. О проблеме унификации международных, зарубежных и национальных норм о борьбе с коррупцией. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс». Дата обращения: 10.03.2017 г.
54. Батушенко А. Годовой баланс мировой коррупции // Эксперт. -
1997. - N. 48. - С. 8.
55. Богомолов Н.С. Конституция Российской Федерации как правовая основа противодействия коррупции. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс». Дата обращения: 10.03.2017 г.
56. Вешкурцева З. Борьба с коррупцией, новые нормы в законодательстве. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс». Дата обращения: 10.03.2017 г.
57. Власов И.С. Уголовно-правовые меры по противодействию коррупции за рубежом: сравнительно-правовое исследование. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс». Дата обращения: 10.03.2017 г.
58. Гумеров Т.А. Уголовно-процессуальная политика борьбы с коррупционной преступностью: зарубежный формат. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс». Дата обращения: 10.03.2017 г.
59. Дикажев М.М. О некоторых вопросах международно-правовых основ противодействия коррупции в системе государственной службы в зарубежных государствах. Режим доступа: СПС «Консультант- Плюс». Дата обращения: 10.03.2017 г.
60. Качелин М.С. Процесс перерастания национального антикоррупционного законодательства в глобальный международно¬правовой институт. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс». Дата обращения: 10.03.2017 г.
61. Каширкина А.А., Морозов А.Н. Антикоррупционные мониторинговые механизмы в деятельности международных организаций на универсальном и региональном уровнях. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс». Дата обращения: 10.03.2017 г.
62. Козлов В.А. Государственная политика в сфере противодействия
коррупции (международно-правовые аспекты) // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2008. - № 1. Режим доступа: http://ciu.nstu.ru/kaf/persons/50766/a/file_get/131269. Дата
обращения: 10.03.2017 г.
63. Куракин А.В. Международно-правовые источники
административного права в сфере противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс». Дата обращения: 10.03.2017 г.
64. Лафитский В.И. Коррупция в Евразийском Экономическом Союзе: общее наследие, противодействие и новые вызовы. Краткое изложение лекции, прочитанной В.И. Лафитским в Международной антикоррупционной академии (Лаксенбург, Австрия) 25 мая 2016 г. // Режим доступа: Документ предоставлен КонсультантПлюс. Дата обращения: 10.03.2017 г.
65. Лошакова С.А. Международно-правовое сотрудничество государств в борбе с коррупцией как фактор обеспечения безопасности в Европе // Режим доступа: Правовая система Консультант. Плюс Дата обращения: 10.03.2017.
66. Лошакова С.А. Эволюция международно-правовых аспектов сотрудничества государств в борьбе с коррупцией. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс». Дата обращения: 10.03.2017 г.
67. Лукашук И.И. Международно-правовые формы борьбы с
коррупцией // Коррупция: политические, экономические,
организационные и правовые проблемы. Сборник материалов международной научно-практической конференции (г. Москва, 9-10 сентября 1999 г.). - М.: Юристъ, 2001. - С. 84-98.
68. Макаров А.В., Жукова А.С. Дефиниция коррупции во
внутригосударственном механизме реализации принципа
международного сотрудничества. Режим доступа: СПС «Консультант- Плюс». Дата обращения: 10.03.2017 г.
69. Марку Ж. Борьба с коррупцией во Франции // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2012. - № 3. - С. 34.
70. Михайлов В. Статья 20 Конвенции ООН против коррупции об ответственности за незаконное обогащение и возможные направления отражения ее идеи в правовой системе Российской Федерации. // Уголовное право.- 2012.- N 2.
71. Мусаелян М.Ф. Вопросы международного сотрудничества в
сфере противодействия коррупции. Режим доступа: СПС
«Консультант-Плюс». Дата обращения: 10.03.2017 г.
72. Нигматуллин Р.В. Одиннадцатый Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и проблемы координации международного сотрудничества по борьбе с преступностью. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс». Дата обращения: 10.03.2017 г.
73. Предупреждение и борьба с коррупцией. Выводы и рекомендации международной научно-практической конференции // Российская юстиция. - 1999. - N 12. - С. 7 - 8.
74. Примаков Д.Я., Коник К. Анализ результатов имплементации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции в России // Центр антикоррупционных исследований и инициатив
«Трансперенси Интернешнл - Р»».- 2013. Режим доступа: СПС
«Конультант-Плюс». Дата обращения: 10.03.2017 г.
75. Пядышев В.Г. Международно-правовые проблемы преодоления коррупции в составе международных сил ООН при проведении операций по поддержанию мира. Режим доступа: СПС «Консультант- Плюс». Дата обращения: 10.03.2017 г.
76. Русецкий А.Е. Плохов С.В. О возврате из-за рубежа активов, полученных преступным путем. Режим доступа: СПС «Консультант- Плюс». Дата обращения: 10.03.2017 г.
77. Саломатин А.Ю. Борьба с коррупцией в США в XIX веке и государственная модернизация // Правоведение. - 2001. - N 3. - С. 196.
78. Синельщиков Ю.П. Пути реализации Ст. 20 Конвенции ООН
против коррупции в Российском законодательстве и прокурорской практике. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс». Дата
обращения: 10.03.2017 г.
79. Слюсарь Н.Б. Некоторые аспекты реализации международных обязательств Российской Федерации против коррупции в части, касающейся судебной системы в России. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс». Дата обращения: 10.03.2017 г.
80. Старженецкий В.В. Международные Суды и трансформация национальных правовых систем. Режим доступа: СПС «Консультант- Плюс». Дата обращения: 10.03.2017 г.
81. Степанов О.А. Перспектива создания механизма реализации международных стандартов защиты прав человека и гражданина в правоохранительной сфере деятельности государства. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс». Дата обращения: 10.03.2017 г.
82. Стороженко И.В. Публично-правовое регулирование
мониторинга коррупции, осуществляемого Всемирным банком. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс». Дата обращения:
10.03.2017 г.
83. Сухаренко А.Н. Международное сотрудничество России в сфере противодействия коррупции. Режим доступа: СПС «Консультант- Плюс». Дата обращения: 10.03.2017 г.
84. Цирин А.М., Дымберова Э.Д., Шиндяпина Е.Д. Финансовые
механизмы против коррупции: международные стандарты и
национальные решения. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс». Дата обращения: 10.03.2017 г.
85. Цирин, А. М. Современные стандарты и технологии противодействия коррупции / А. М. Цирин, Е. В. Черепанова, О. А. Тулинова // Журнал российского права. 2014. № 7. С. 143-171.
86. Черкасов К.В. Борьба с коррупцией в России и за рубежом (рецензия на монографию А.В. Куракина «Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы зарубежных государств») // Административное и муниципальное право. - 2009. - № 1. Режим доступа: СПС «Конультант-Плюс». Дата обращения: 10.03.2017 г.
87. Швец Е.В. Контроль за имущественным состоянием, доходами и обязательствами чиновников (международный и частноправовой аспекты) // Предупреждение организованной и коррупционной преступности средствами различных отраслей права. - М., 2002. - С. 206.
88. Шугуров М.В. Деятельность Всемирного банка в сфере противодействия коррупции в рамках финансируемых проектов: становление и эволюция режима санкций. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс». Дата обращения: 10.03.2017 г.
Авторефераты и диссертации
89. Валеев Д.М. Международно-правовые основы сотрудничества по борьбе с транснациональной организованной преступностью. Дисс. канд. юр. наук. - Казань, 2016.
90. Куракин А.В. Актуальные проблемы административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы РФ. Автореферат дисс. д-ра юр. наук. - Люберцы, 2008.
91. Нурутдинов, А. З. Коррупция как общеправовой феномен: Автореферат дисс. канд. юр. наук. - Нижний Новгород, 2004.
92. Сайгитов У.Т. Коррупция как фактор организованной преступности в сфере экономики (криминологический анализ): Дис. канд. юрид. наук. - Махачкала, 1998.
93. Симон А. Л. Правовой режим противодействия коррупции: вопросы теории и практики. Дис. ... канд. юрид. наук. - Душанбе, 2015.
94. Суханов В.А. Международное сотрудничество в борьбе с коррупцией в органах власти. Дис. канд. полит. наук. - М., 2014.
Материалы СМИ
95. Мировые СМИ о коррупции // Коррупция в России. Информационные и аналитические материалы. Вып. 1.- М., 2001. - С. 15.
96. Абдуллай Мар Дийе. Интервью директора Программы развития ООН. Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/03/afrika-anons.html Дата обращения: 10.03.2017 г.
97. О завершении шестой сессии Конференции государств-
участников Конвенции ООН против коррупции. Пресс-релиз МИД РФ. Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-
/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/1922980 Дата обращения 02.05.2017 г.
Электронные ресурсы
98. On-line Directory of Competent National Authorities under the United Nations Convention Against Corruption. Режим доступа: http://www.unodc.org/compauth_uncac/en/index.html. Дата обращения: 10.03.2017 г.
99. Антикоррупционный набор инструментов //
http://nnov.nnov.ru/studunit/Anticorr_nabor_instrumentov.pdf (последняя дата доступа 28 сентября 2014).
100. База данных Всемирного банка StAR Asset Recovery Watch.
Режим доступа: http://star.worldbank.org/corruption-cases/arwcases/
Дата обращения: 10.03.2017 г.
101. Инструменты и ресурсы UNODC. Режим доступа: https://track.unodc.org/private_sector/Pages/Tools.aspx Дата обращения: 10.03.2017 г.
102. Научная электронная библиотека «Киберленинка»:
http://cyberleninka.ru Дата обращения: 10.03.2017 г.
103. Национальная стратегия по борьбе с коррупцией: Практическое руководство по разработке и реализации. Режим доступа: http://www.unodc.org/documents/corruption/Publications/2015/National_ Anti-Corruption_Strategies_- _A_Practical_Guide_for_Development_and_Implementation_E.pdf. Дата обращения: 10.03.2017 г.
104. Практические меры борьбы с коррупцией. Руководство, подготовленное секретариатом ООН. A / CONF144 / B. 29. May 1989. P. 4.
105. Справочник по преступности с использованием личных данных.
Режим доступа: https://www.unodc.org/unodc/en/corruption/identity-
related-crime.html Дата обращения: 10.05.2017 г.