РАСХОДЫ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПОДДЕРЖКУ ТРАНСПОРТА
|
Введение 3
1. Общая характеристика транспорта Россисйкой Федерации 5
1.1 Теоретические основы финансирования транспорта 5
1.2 Источники финансирования транспорта
110
1.3 Виды и формы государственной финансовой поддержки транспорта
176
2. Анализ расходов бюджета Республики Татарстан на поддержку
транспорта 21
2.1 Состав и структура расходов Республики Татарстан на транспорт 21
2.2 Государственные программы финансирования поддержки
транспорта 27
2.3 Сравнительный анализ расходов на поддержку транспорта
в субъектах Российской Федерации 39
3. Повышение качества и результативности финансирования транспорта 46
3.1 Качество реализации государственных программ финансирования
транспорта 46
3.2 Совершенствование финансового обеспечения развития транспорта 53
Заключение 62
Список использованных источников 68
Приложения
1. Общая характеристика транспорта Россисйкой Федерации 5
1.1 Теоретические основы финансирования транспорта 5
1.2 Источники финансирования транспорта
110
1.3 Виды и формы государственной финансовой поддержки транспорта
176
2. Анализ расходов бюджета Республики Татарстан на поддержку
транспорта 21
2.1 Состав и структура расходов Республики Татарстан на транспорт 21
2.2 Государственные программы финансирования поддержки
транспорта 27
2.3 Сравнительный анализ расходов на поддержку транспорта
в субъектах Российской Федерации 39
3. Повышение качества и результативности финансирования транспорта 46
3.1 Качество реализации государственных программ финансирования
транспорта 46
3.2 Совершенствование финансового обеспечения развития транспорта 53
Заключение 62
Список использованных источников 68
Приложения
В условиях современного реформирования отечественной финансовой системы и стремлением органов власти всех уровней проводить эффективное управление государственными и местными финансами актуальность приобретает исследование структуры и особенностей управления бюджетами субъектов Российской Федерации.
Анализ данной составляющей финансовой системы обусловлен переходом управления процессов регионального развития от центральной власти к местной. Управление бюджетами выступает первоосновой формирования устойчивого положения регионов, от их объема и сбалансированной структуры зависит эффективность последующего формирования ресурсной базы бюджетов муниципальных районов.
Вопросы управления бюджетами в транспортной сфере затронуты в работах С.В. Кожина, Ю.П. Голицына, А.Н. Козырина, В.Г. Князева, Д.Г. Черника, которыми были проведены сравнительные исследования в сфере развития бюджетно-налоговой систем на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях.
Развитие качественной транспортной системы является одним из основных условий для обеспечения экономического роста региона, повышения конкурентоспособности, эффективности и оптимизации затрат реального сектора экономики и роста качества жизни населения. Транспорт имеет решающее значение для экономики и жизненно важен для мобильности населения, однако отсутствие достаточных финансовых средств не позволяет управлять транспортным комплексом наиболее эффективно.
Таким образом, исследование теоретических, правовых и практических основ управления финансами в сфере транспорта является необходимым условием стабильного развития социальной и экономической составляющей как местного общества в частности, так и общества в целом.
Объект изучения - бюджет субъекта Российской Федерации на примере Республики Татарстан.
Предмет изучения - расходы бюджета субъекта Российской Федерации на поддержку системы транспорта.
Цель работы состоит в изучении особенностей расходов бюджета субъекта РФ на поддержку транспорта на примере Республики Татарстан.
Задачи работы:
- выполнить анализ теоретических основ финансирования транспорта;
- обосновать источники финансирования транспорта;
- раскрыть виды и формы государственной поддержки транспорта;
- проанализировать состав и структуру расходов бюджета на транспорт;
- выполнить анализ государственных программ развития транспорта
- предложить направления повышения качества и результативности транспорта.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания (диалектический, системный, анализ и синтез, индукция и дедукция), специальные методы (функциональный, статистический) и частно-научные (формально-юридический, сравнительно-правовой).
Анализ данной составляющей финансовой системы обусловлен переходом управления процессов регионального развития от центральной власти к местной. Управление бюджетами выступает первоосновой формирования устойчивого положения регионов, от их объема и сбалансированной структуры зависит эффективность последующего формирования ресурсной базы бюджетов муниципальных районов.
Вопросы управления бюджетами в транспортной сфере затронуты в работах С.В. Кожина, Ю.П. Голицына, А.Н. Козырина, В.Г. Князева, Д.Г. Черника, которыми были проведены сравнительные исследования в сфере развития бюджетно-налоговой систем на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях.
Развитие качественной транспортной системы является одним из основных условий для обеспечения экономического роста региона, повышения конкурентоспособности, эффективности и оптимизации затрат реального сектора экономики и роста качества жизни населения. Транспорт имеет решающее значение для экономики и жизненно важен для мобильности населения, однако отсутствие достаточных финансовых средств не позволяет управлять транспортным комплексом наиболее эффективно.
Таким образом, исследование теоретических, правовых и практических основ управления финансами в сфере транспорта является необходимым условием стабильного развития социальной и экономической составляющей как местного общества в частности, так и общества в целом.
Объект изучения - бюджет субъекта Российской Федерации на примере Республики Татарстан.
Предмет изучения - расходы бюджета субъекта Российской Федерации на поддержку системы транспорта.
Цель работы состоит в изучении особенностей расходов бюджета субъекта РФ на поддержку транспорта на примере Республики Татарстан.
Задачи работы:
- выполнить анализ теоретических основ финансирования транспорта;
- обосновать источники финансирования транспорта;
- раскрыть виды и формы государственной поддержки транспорта;
- проанализировать состав и структуру расходов бюджета на транспорт;
- выполнить анализ государственных программ развития транспорта
- предложить направления повышения качества и результативности транспорта.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания (диалектический, системный, анализ и синтез, индукция и дедукция), специальные методы (функциональный, статистический) и частно-научные (формально-юридический, сравнительно-правовой).
В условиях современного реформирования отечественной финансовой системы и стремлением органов власти всех уровней проводить эффективное управление государственными и местными финансами актуальность приобретает исследование структуры и особенностей управления бюджетами субъектов Российской Федерации. Рассматривая основные функции органов власти как определяющего субъекта управления финансами региона, можно сказать, что политика эффективного формирования и распределения финансовых ресурсов конкретной территории имеет всеобъемлющий и разноплановый характер. Развитие качественной транспортной системы является одним из основных условий для обеспечения экономического роста региона, повышения конкурентоспособности, эффективности и оптимизации затрат реального сектора экономики и роста качества жизни населения. Транспорт имеет решающее значение для экономики и жизненно важен для мобильности населения, однако отсутствие достаточных финансовых средств не позволяет управлять транспортным комплексом наиболее эффективно. Таким образом, исследование теоретических, правовых и практических основ управления финансами в сфере транспорта является необходимым условием стабильного развития социальной и экономической составляющей как местного общества в частности, так и общества в целом. Именно этим и обусловлена актуальность настоящего исследования выпускной квалификационной .работы.
Работа написана по материалиам Минстерства трансопрта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, а также на основе нормативно-правовых актов, работ отечественных авторов, научных статей и электронного ресурса Интернет, а именно официального сайта Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов Республики Татарстан и другие.
Что касается теоретической части выпускной квалификационной .работы,
то нужно отметить, что для качественного и количественного анализа транспортной системы в России необходимо определить, что включает это понятие, дифференцировать и выявить связи между такими дефинициями как: транспортная система, транспорт и транспортная инфраструктура. Транспортная система - является широким понятием, включающим в себя транспорт и транспортную инфраструктуру, обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах. Транспорт - представляет собой крупную отрасль экономики, которая, исходя из своих характеристик, является видом экономики в целом. Виды транспорта разнообразны и представляют собой: железодорожный, воздушный,
автомобильный, речной транспорт и другие. Под транспортной инфраструктурой, мы понимаем совокупность автодорог, мостовые конструкции, туннели, дорожные знаки, дорожные службы обслуживания и прочее.
Согласно Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Министерство транспорта Российской Федерации, в структуре источников финансирования доминируют средства внебюджетных фондов, за счет которого финансируется, в первую очередь, воздушный транспорт. За счет федерального бюджета финансируется, преимущественно внутренний водный и воздушный транспорт. Автомобильный, морской транспорт финансируется за счет бюджета субъекта РФ и внебюджетных фондов.
В процессе исследования сделаны следующие выводы:
1. Динамика расходов бюджета Республики Татарстан характеризуется ростом расходов Республики Татарстан, а именно в 2015 году расходы увеличились на 38716,86 млн. рублей или на 18,35% по сравнению с 2013 годом. Расходы бюджета Республики Татарстан по разделу «Национальная экономика», которая включает в себя подраздел "Транспорт" в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета закрепляются за 20 главными распорядителями средств бюджета. Основной объем расходов закрепляется за Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан. Что касается именно подраздел "Транспорт", то также можно отметить рост расходов, а именно в 2015 году расходы составили 5 328 119,4 тыс. рублей или 100,4% от утвержденного показателя, из них на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня - 665 747,7 тыс. рублей или 103,3%. Удельный вес транспорта в общем объеме расходов бюджета Республики Татарстана также характеризуются увеличением на 1,24%. Проанализировав структура расходов на транспорт, можно отметить, что расходы на развитие железнодорожного транспорта составляют наибольшую часть в разрезе основных видов транспорта в республике. Однако, динамика данных расходов характеризуются уменьшением удельного веса в общем объеме расходов на транспорт, но при этом расходы на транспорт растут в абсолютной величине. Заметно, что воздушный транспорт является наименее затратным в период 2013-2015 гг. На динамику расходов 2015 года в сравнении с 2014 годом оказало влияние осуществление расходов на реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства по решениям Правительства Российской Федерации и создание дорожной инфраструктуры общего пользования в промышленной зоне г. Набережные Челны. Также следует отметить, что на рост расходов на транспорт в настоящее время оказало влияние строительного этапа реконструкции международного аэропорта «Казань». Кроме реконструкции казанского аэропорта в рассматриваемый период времени производилась также реконструкция аэропорта «Бегишево» в г. Нижнекамске, а также реконструкция и техническое перевооружение аэропорта в г. Набережные Челны и г. Бугульме, и на строительство метрополитена в г. Казани в сумме 1 000 000 тыс. рублей, а в 2015 году - 2 000 000 тыс. рублей;
2. Средства бюджета на развитие транспорта Республики Татарстан расходуются в соответствии с Государственной программой "Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014 - 2022 годы ", которая включает ряд подпрограмм по видам транспорта. Цель данной Программы: обеспечение дальнейшего развития транспортного комплекса и создание современной инфокоммуникационной транспортной инфраструктуры для удовлетворения потребностей экономики и опережающего развития общественной инфраструктуры в Республике Татарстан. Источниками финансирования Программы являются средства федерального бюджета, средства бюджет РТ и внебюджетные источники. Большая часть расходов на реализацию Программы планируется за счет средств бюджета Республики Татарстан, а наименьшая часть за счет средств внебюджетных фондов. В 2015 году на реализацию Государственной программы "Развитие транспортной системы Республики Татарстан за 2014-2022 годы" составили наибольшую долю расходов, а именно 38 481,6 млн. рублей, по сравнению с 2014 и 2016 годом. Можно отметить, что наиболее затратной подпрограммой является "Развитие автомобильного, городского электрического транспорта, в том числе метро, на 2014 - 2022 годы".
3. В работе приведен сравнительный анализ расходов бюджета субъектов Российской Федерации на транспорт. По регионам средства расходуются крайне неравномерно: из всех суммарных расходов бюджетов регионов по статьям "дорожное хозяйство" и "транспорт" на Москву приходится 35%. В расходах столичного бюджета суммарные расходы на транспорт и дорожное хозяйство достигли 21%, что позволяет сказать о достаточном разрыве между Республикой Татарстан, где доля расходов на транспорт на конец 2015 года составляет 7,3%. Если говорить о Приволжском Федеральном округе, то можно отметить, что основным конкурентным преимуществом этого округа является, Пермский край, который характеризуется важным транзитным положением в транспортной сети России, при этом финансирование транспорта в Республике Татарстан выше, чем в Пермском крае по расходам. В частности, расходы на внутренний водный в 5,7 раз превышают расходы бюджета Пермского края, воздушного - в 6 раз, автодорог -в 2 раза, пригородного железнодорожного - на 3%. Это связано с тем, что значительная часть расходов покрывается за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В рамках решения проблем развития транспортной системы в Республике Татарстан, а именно его финансового обеспечения, можно выделить ряд направлений повышения качества и результативности транспорта:
Во-первых, из основных задач в сфере финансового обеспечения транспортного комплекса Республики Татарстан является совершенствование нормативно-правового обеспечения развития транспортной системы и рынка транспортных услуг, включая создание нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы качествам транспортных услуг, мобилизационной подготовки транспортных организаций.
Во-вторых, совершенствование финансового обеспечения развития транспорта в Республике Татарстан в значительной степени связано с развитием инструментов государственно-частного партнерства.
И, в третьих, можно выделить направление повышения качества как долговое финансирование, так как развитие долгового финансирования в данной отрасли обеспечит существенное повышение темпов развития транспортной инфраструктуры.
Таким образом, значение транспортного комплекса Республики Татарстан и его роль в транспортной системе страны и мира определяет задачи его развития, которое будет ориентировано на рост инновационной экономики и потребительского сектора. При этом необходимо будет обеспечить повышение качества, надежности, ритмичности, повсеместную доступность обслуживания, мобильность, полное удовлетворение потребностей в транспортных услугах.
Работа написана по материалиам Минстерства трансопрта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, а также на основе нормативно-правовых актов, работ отечественных авторов, научных статей и электронного ресурса Интернет, а именно официального сайта Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов Республики Татарстан и другие.
Что касается теоретической части выпускной квалификационной .работы,
то нужно отметить, что для качественного и количественного анализа транспортной системы в России необходимо определить, что включает это понятие, дифференцировать и выявить связи между такими дефинициями как: транспортная система, транспорт и транспортная инфраструктура. Транспортная система - является широким понятием, включающим в себя транспорт и транспортную инфраструктуру, обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах. Транспорт - представляет собой крупную отрасль экономики, которая, исходя из своих характеристик, является видом экономики в целом. Виды транспорта разнообразны и представляют собой: железодорожный, воздушный,
автомобильный, речной транспорт и другие. Под транспортной инфраструктурой, мы понимаем совокупность автодорог, мостовые конструкции, туннели, дорожные знаки, дорожные службы обслуживания и прочее.
Согласно Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Министерство транспорта Российской Федерации, в структуре источников финансирования доминируют средства внебюджетных фондов, за счет которого финансируется, в первую очередь, воздушный транспорт. За счет федерального бюджета финансируется, преимущественно внутренний водный и воздушный транспорт. Автомобильный, морской транспорт финансируется за счет бюджета субъекта РФ и внебюджетных фондов.
В процессе исследования сделаны следующие выводы:
1. Динамика расходов бюджета Республики Татарстан характеризуется ростом расходов Республики Татарстан, а именно в 2015 году расходы увеличились на 38716,86 млн. рублей или на 18,35% по сравнению с 2013 годом. Расходы бюджета Республики Татарстан по разделу «Национальная экономика», которая включает в себя подраздел "Транспорт" в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета закрепляются за 20 главными распорядителями средств бюджета. Основной объем расходов закрепляется за Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан. Что касается именно подраздел "Транспорт", то также можно отметить рост расходов, а именно в 2015 году расходы составили 5 328 119,4 тыс. рублей или 100,4% от утвержденного показателя, из них на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня - 665 747,7 тыс. рублей или 103,3%. Удельный вес транспорта в общем объеме расходов бюджета Республики Татарстана также характеризуются увеличением на 1,24%. Проанализировав структура расходов на транспорт, можно отметить, что расходы на развитие железнодорожного транспорта составляют наибольшую часть в разрезе основных видов транспорта в республике. Однако, динамика данных расходов характеризуются уменьшением удельного веса в общем объеме расходов на транспорт, но при этом расходы на транспорт растут в абсолютной величине. Заметно, что воздушный транспорт является наименее затратным в период 2013-2015 гг. На динамику расходов 2015 года в сравнении с 2014 годом оказало влияние осуществление расходов на реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства по решениям Правительства Российской Федерации и создание дорожной инфраструктуры общего пользования в промышленной зоне г. Набережные Челны. Также следует отметить, что на рост расходов на транспорт в настоящее время оказало влияние строительного этапа реконструкции международного аэропорта «Казань». Кроме реконструкции казанского аэропорта в рассматриваемый период времени производилась также реконструкция аэропорта «Бегишево» в г. Нижнекамске, а также реконструкция и техническое перевооружение аэропорта в г. Набережные Челны и г. Бугульме, и на строительство метрополитена в г. Казани в сумме 1 000 000 тыс. рублей, а в 2015 году - 2 000 000 тыс. рублей;
2. Средства бюджета на развитие транспорта Республики Татарстан расходуются в соответствии с Государственной программой "Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014 - 2022 годы ", которая включает ряд подпрограмм по видам транспорта. Цель данной Программы: обеспечение дальнейшего развития транспортного комплекса и создание современной инфокоммуникационной транспортной инфраструктуры для удовлетворения потребностей экономики и опережающего развития общественной инфраструктуры в Республике Татарстан. Источниками финансирования Программы являются средства федерального бюджета, средства бюджет РТ и внебюджетные источники. Большая часть расходов на реализацию Программы планируется за счет средств бюджета Республики Татарстан, а наименьшая часть за счет средств внебюджетных фондов. В 2015 году на реализацию Государственной программы "Развитие транспортной системы Республики Татарстан за 2014-2022 годы" составили наибольшую долю расходов, а именно 38 481,6 млн. рублей, по сравнению с 2014 и 2016 годом. Можно отметить, что наиболее затратной подпрограммой является "Развитие автомобильного, городского электрического транспорта, в том числе метро, на 2014 - 2022 годы".
3. В работе приведен сравнительный анализ расходов бюджета субъектов Российской Федерации на транспорт. По регионам средства расходуются крайне неравномерно: из всех суммарных расходов бюджетов регионов по статьям "дорожное хозяйство" и "транспорт" на Москву приходится 35%. В расходах столичного бюджета суммарные расходы на транспорт и дорожное хозяйство достигли 21%, что позволяет сказать о достаточном разрыве между Республикой Татарстан, где доля расходов на транспорт на конец 2015 года составляет 7,3%. Если говорить о Приволжском Федеральном округе, то можно отметить, что основным конкурентным преимуществом этого округа является, Пермский край, который характеризуется важным транзитным положением в транспортной сети России, при этом финансирование транспорта в Республике Татарстан выше, чем в Пермском крае по расходам. В частности, расходы на внутренний водный в 5,7 раз превышают расходы бюджета Пермского края, воздушного - в 6 раз, автодорог -в 2 раза, пригородного железнодорожного - на 3%. Это связано с тем, что значительная часть расходов покрывается за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В рамках решения проблем развития транспортной системы в Республике Татарстан, а именно его финансового обеспечения, можно выделить ряд направлений повышения качества и результативности транспорта:
Во-первых, из основных задач в сфере финансового обеспечения транспортного комплекса Республики Татарстан является совершенствование нормативно-правового обеспечения развития транспортной системы и рынка транспортных услуг, включая создание нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы качествам транспортных услуг, мобилизационной подготовки транспортных организаций.
Во-вторых, совершенствование финансового обеспечения развития транспорта в Республике Татарстан в значительной степени связано с развитием инструментов государственно-частного партнерства.
И, в третьих, можно выделить направление повышения качества как долговое финансирование, так как развитие долгового финансирования в данной отрасли обеспечит существенное повышение темпов развития транспортной инфраструктуры.
Таким образом, значение транспортного комплекса Республики Татарстан и его роль в транспортной системе страны и мира определяет задачи его развития, которое будет ориентировано на рост инновационной экономики и потребительского сектора. При этом необходимо будет обеспечить повышение качества, надежности, ритмичности, повсеместную доступность обслуживания, мобильность, полное удовлетворение потребностей в транспортных услугах.
Подобные работы
- Организация контроля за целевым использованием средств федерального бюджета за территории субъекта Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016 - ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - Межбюджетные трансферты в доходах местных бюджетов
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ, ИСЧИСЛЯЕМЫЙ И УПЛАЧИВАЕМЫЙ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2021 - РОЛЬ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование межбюджетных отношений в Российской Федерации
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2020



