Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАСХОДЫ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Работа №80265

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

финансы и кредит

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
242
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Организационные основы бюджетного финансирования сферы
здравоохранения в России 6
1.1. Система здравоохранения Российской Федерации и источники ее
финансирования 6
1.2. Расходные обязательства публично-правовых образований в сфере
здравоохранения 16
2. Анализ расходов бюджета субъекта Российской Федерации на
здравоохранение 27
2.1. Характеристика учреждений здравоохранения и мероприятий,
финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации 27
2.2. Анализ состава и структуры расходов бюджета субъекта Российской
Федерации на здравоохранение 38
3. Перспективы финансового обеспечения здравоохранения за счет средств
бюджета субъекта Российской Федерации 45
3.1. Зарубежный опыт финансирования здравоохранения и возможности его
использования в России 45
3.2. Возможности оптимизации и повышения эффективности расходов
бюджета субъекта Российской Федерации на здравоохранение 54
Заключение 64
Список использованных источников 68
Приложения


Актуальность темы работы определяется большим значением здоровья людей, как одной из главных ценностей государства. Существующая система охраны здоровья является противоречивой и во многом это объясняется недостаточностью финансирования, неправильным распределением бюджетных средств, и как следствие возрастанием коррупции в здравоохранении.
Система здравоохранения является неотъемлемой частью социально-экономической политики государства. Согласно статье 41 Конституции РФ медицинская помощь является бесплатной для населения. В этой связи становится актуальной проблема определения источников и размеров финансирования расходов системы здравоохранения. Их должно быть достаточно не только для поддержания текущего функционирования сферы здравоохранения, но и её развития. Дефицит средств бюджетов публично-правовых образований, системы обязательного медицинского страхования приводит к росту частных расходов на здравоохранение, а в неблагоприятных экономических условиях - стимулирует рост теневой экономики в этом секторе.
В последние годы предпринимаются попытки реализации нововведений в системе финансирования здравоохранения, которые должны содействовать повышению ее эффективности: внедрение нового метода оплаты стационарной медицинской помощи - за законченные случаи лечения, классифицированные по клинико-статистическим группам, обязательное информирование медицинскими организациями граждан о стоимости оказанных им за счет государственных средств медицинских услугах, дополнительное медицинское страхование «ОМС+» и др. Но эти нововведения не имеют пока ощутимых позитивных эффектов. В этой связи изучение вопросов финансирования здравоохранения в России остается актуальным.
Целью работы является исследование финансирования здравоохранения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации на примере Республики Татарстан.
Задачи, поставленные в работе:
- охарактеризовать систему здравоохранения Российской Федерации и источники ее финансирования;
- рассмотреть расходные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения;
- охарактеризовать учреждения здравоохранения и мероприятия, финансируемые за счет средств бюджета Республики Татарстан;
- проанализировать состав и структуру расходов бюджета Республики Татарстан на здравоохранение;
- изучить зарубежный опыт финансирования здравоохранения за счет региональных бюджетов и возможности его использования в России;
- рассмотреть возможности оптимизации и повышения эффективности расходов бюджета Республики Татарстан на здравоохранение.
Важнейшие идеи по направлению оценки финансирования здравоохранения сформулированы: в работах отечественных авторов, таких как Агабегян А.Г., Валдайцев СВ., Коссов В.В., Лившиц В.Н., Львов Д.С., Шахназаров А.Г. Социально-экономическая эффективность системы здравоохранения изучена следующими учеными: Бушуевой Г.А., Варавиковой: А.Е., Караушевой Л.Е., Кожевникова С.Ю., Попова Г.А., Пустового И.В., Тульчинского Т.Г., Шамшуриной Н.Г.
Исследованию проблемы совершенствования организационно¬
экономического механизма функционирования системы здравоохранения были посвящены труды следующих отечественных ученых: Вялкова А.И., Кучеренко В.В., Пономаревой Г.А., Успенской И.В., Шеймана И.М., Шишкина СВ., Щепина О.П.
Информационной базой работы послужили данные государственной статистики, материалы Министерства здравоохранения Республики Татарстан.
По структуре работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка источников и приложения.
В первой главе рассмотрены организационные основы бюджетного финансирования сферы здравоохранения в России.
Во второй главе работы проведен анализ расходов бюджета Республики Татарстан на здравоохранение, оценка их эффективности.
В третьей главе рассмотрены перспективы финансового обеспечения здравоохранения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В заключении приведены основные выводы по результатам проделанной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Охрана здоровья населения - важнейшая задача социального государства. Для ее решения необходим комплекс мер: политических, экономических, правовых, социальных, медицинских, гигиенических, противоэпидемических, научных. Они направлены на сохранение и укрепление физического и психического здоровья граждан, предупреждение и лечение заболеваний.
Затраты общества на развитие здравоохранения имеют не только социальное, но и экономическое значение. Эффективность здравоохранения как отрасли сферы обслуживания заключается в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека - главную составную часть производительных сил общества, оно тем самым способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода трудящихся. Снижение уровня смертности и инвалидности содействуют росту национального дохода. В этом заключается важнейший вклад здравоохранения в экономику.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья населения являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники. С 2015 г. финансирование медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь, включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, стало «преимущественно одноканальным». В связи с этим большую часть расходов на здравоохранение составляют денежные средства из государственных внебюджетных фондов - 1 589,6 млрд. рублей в 2016 году - это в 3 раза больше по сравнению с расходами из федерального бюджета (в 2016 году - 506,3 млрд. рублей). Из бюджетов субъектов Российской Федерации на охрану здоровья населения направляется 13% от общей суммы расходов консолидированного бюджета субъектов (1 278,3 млрд. рублей). Также с реформой системы 65 здравоохранения связано сокращение количества государственных медицинских учреждений. Объясняется это тем, что в России традиционно больничные койко- места используются неэффективно. Так, с 2005 г. количество больниц, диспансеров сократилось почти в 2 раза.
Роль расходов бюджетов субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения очень важна. Так, например, в Республике Татарстан сфера здравоохранения относится к одному из приоритетных направлений расходов бюджета республики. В республике финансирование здравоохранения осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Расходы федерального бюджета на здравоохранение в Республике Татарстан в 2016 г. возросли на 33% (в 2014 г. - 2,6 млрд. рублей) и составили 3,9 млрд. рублей. Это 16% от общей суммы всех расходов федерального бюджета в Республике Татарстан.
За счет бюджетных ассигнований из республиканского бюджета осуществляется финансирование государственного задания и территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. В 2016 году в сравнении с показателем за 2015 год расходы по разделу «Здравоохранение» увеличились на 9,6% и составили 34,7 млрд. рублей. В основном сложившаяся динамика обусловлена ростом расходов на бюджетные инвестиции и капитальный ремонт социальной и инженерной инфраструктуры в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года», на которую в 2016 году было направлено 34,2 млрд. рублей (16% от общей суммы расходов на государственные программы Республики Татарстан). То есть основная часть мероприятий в области здравоохранения финансируется в рамках данной программы.
Наибольшая часть расходов бюджета Республики Татарстан в области здравоохранения - 67% направляется на такой подраздел, как «Другие вопросы в 66
области здравоохранения», в котором через систему обязательного медицинского страхования реализуется преимущественно одноканальное финансирование медицинских организаций. Так, бюджетные ассигнования из бюджета Республики Татарстан в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования в 2016 году составили 6,5 млрд. рублей. Это на 24% меньше, чем в 2014 году.
За счет роста государственного финансирования значительно увеличены объемы бесплатной профилактической и высокотехнологичной медицинской помощи. С 2014 г. расходы на стационарную медицинскую помощь возросли более чем в 2 раза, на скорую медицинскую помощь - в 9 раз, на амбулаторную помощь, наоборот, сократились на 18%. Суммарные расходы соответственно составляют 8,9 млрд. рублей на стационарную помощь, на скорую медицинскую помощь приходится 357,6 млн. рублей, на амбулаторную - 1,5 млрд. рублей. Также сократились расходы на санаторно-оздоровительную помощь с 2,7 млн. рублей до 111,8 тыс. рублей.
Нестабильность расходов связана с поступлением средств из федерального бюджета на софинансирование расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, выделением дополнительных средств из бюджета Республики Татарстан на содержание и материально-техническое обеспечение медицинских организаций, проведение мероприятий в области здравоохранения. Несмотря на рост расходов бюджета Республики Татарстан на сферу охраны здоровья населения, в 2017 году планируется их снижение на 46% до 17 млрд. рублей. Сокращение финансирования здравоохранения из бюджета идет параллельно с увеличением финансирования этой сферы из территориального фонда обязательного медицинского страхования. Новый механизм предусматривает направление средств на финансирование высокотехнологичной медицинской помощи напрямую из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в учреждения здравоохранения.
Однако, несмотря на многочисленные действия государства в области здравоохранения, для российских граждан, так и отдельно для граждан Республики Татарстан характерна неудовлетворенность оказанием медицинской помощи, которая напрямую связана с неэффективной деятельностью страховых медицинских организаций, некомпетентностью медицинских работников и недостаточным обеспечением граждан лекарственными средствами.
Для решения этих проблем, на наш взгляд, во-первых необходимо либо ограничить полномочия страховых медицинских организаций в области выявления нарушений у медицинских учреждений, либо добавить в состав членов комиссии независимых экспертов из Министерства здравоохранения Республики Татарстан. Также необходим контроль за денежными средствами, которые страховые медицинские организации получают от медицинских учреждений в качестве компенсации за выявленные нарушения. Основная доля штрафных средств должна направляться на улучшение качества медицинской помощи, а именно обучение персонала, различные тренинги, информатизацию, внедрение новых методик для оздоровления населения.
Во-вторых, следует внести изменения в систему подготовки медицинских кадров, создать новые университетские клиники и организовать в них практические стажировки студентов на рабочих местах. Необходимо повысить заработную плату медицинским работникам, ввести поощрительную систему оплаты труда.
В-третьих, следует пересмотреть состав государственных программ лекарственного обеспечения льготных категорий граждан и увеличить затраты государства на лекарственное обеспечение.
Реализация данных рекомендаций, на наш взгляд, позволит не только усовершенствовать систему финансирования здравоохранения Республики Татарстан, а также улучшить демографические параметры и показатели, характеризующие состояние здоровья населения Республики Татарстан.



1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Издательство «Э», 2017.
2. О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 19.12.2016 г., № 415-ФЗ //Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 20.02.2017.
3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации
[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21.11.2011 г., № 323-ФЗ (ред. от 15.04.2017 г.) // Справочно-правовая система
«Гарант». - Последнее обновление 20.04.2017.
4. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации
[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.11.2010 г., № 326-ФЗ (ред. от 28.12.2016 г.) // Справочно-правовая система
«Гарант». - Последнее обновление 20.02.2017.
5. О бюджете Республики Татарстан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс]: Закон РТ от 28.11.2016 г., № 93-ЗРТ (ред. от 17.04.2017 г.) // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 20.02.2017.
6. О программе государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 19.12.2016 г., № 1403 // Справочно-правовая система
«Гарант». - Последнее обновление 10.03.2017.
7. Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс]:
Постановление Кабинета Министров РТ от 29.12.2016 г., № 1044 //
Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 10.03.2017.
8. Афанасьев М.П. Бюджет и бюджетная система / М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов - М.: Юрайт, 2014.
9. Бондаренко Д.В. К вопросу о юридической ответственности медицинских работников / Д.В. Бондаренко // Медицинское право. - 2014. - № 4.
10. Боткин О.И. Планирование и учет финансовых ресурсов бюджета / О.И. Боткин, Н.П. Мирошкин. - Екатеринбург, 2015.
11. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации / П.И. Вахрин. - М.: Дашков и Ко, 2015.
12. Вялков А.И. О необходимости внедрения новых экономических моделей в здравоохранении / А.И. Вялков // Экономика здравоохранения. - 2014.
13. Глашев А.А. Медицинское право / А.А. Глашев - М.: Юрайт, 2014.
14. Дементьев А.С. Амбулаторно-поликлиническая терапия. Стандарты медицинской помощи / А.С. Дементьев - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017.
15. Дианов М.А. Здравоохранение в России. 2015 / М.А. Дианов, С.Ю. Никитина // Стат.сб./Росстат. - М., 2015.
16. Дружинина И.В. Информационное обеспечение деятельности средних медицинских работников. Практикум / И.В. Дружинина - СПб.: Лань, 2017.
17. Дружинина И.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности средних медицинских работников / И.В. Дружинина - СПб.: Лань, 2017.
18. Ерохина Т.В. К вопросу о государственном контроле качества и безопасности медицинской помощи // Медицинское право. - 2015. - № 2.
19. Кобринский Б.А. Медицинская информатика / Б. А. Кобринский, Т. В. Зарубина - М.: Академия, 2016.
20. Коротков Ю.А. Организация управления здравоохранением в муниципальных образованиях / Ю.А. Коротков, В.П. Чуднов. - М.: Панорама,
2015.
21. Линденбратен А.Л. Здоровье и здравоохранение: мысли серьезные и не очень / А. Л. Линденбратен - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017.
22. Лисицин Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю.П. Лисицин - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016.
23. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебник / Е.Е. Мачульская. - М.: Юрайт, 2014.
24. Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник / В. А. Медик, В. К. Юрьев - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016.
25. Мищенко Т. Все о платном и бесплатном лечении / Т. Мищенко - М.: АСТ: Омега-Л, 2014.
26. Пирогов М.В. Международный и отечественный опыт реформирования здравоохранения: (моногр.) / М. В. Пирогов, И. В. Успенская. - М.: Панорама, 2014.
27. Пирогов М.В. Совершенствование планирования медицинской помощи с использованием клинико-связанных групп в условиях реформирования отечественного здравоохранения: (моногр.) / М.В. Пирогов. - М.: Панорама, 2014.
28. Пирогов М.В. Научно-практические аспекты реформирования здравоохранения моногр. / М. В. Пирогов, И. В. Успенская, А. М. Чилилов. - М.,
2015.
29. Планирование и повышение эффективности деятельности бюджетных медицинских учреждений. // Экономика здравоохранения. - 2015. - №3.
30. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ в области здравоохранения // Экономика здравоохранения. - 2015. - №5-6.
31. Самусь И.В. Управление качеством медицинской помощи путем оптимизации документооборота / И.В. Самусь, О.Н. Каминская, Т.Ю. Грачева // Медицинское право. - 2014. - № 3.
32. Сергеев Ю.Д., Баринов Е.Х. Законодательное обеспечение здравоохранения и правовая защита врача: круглый стол - содержание и итоги работы / Ю.Д. Сернеев, Е.Х. Баринов, Э.Р. Праздников, П.О. Ромодановский //
Медицинское право. - 2014. - № 1.
33. Старчиков М. Ю. Разрешение споров между медицинскими организациями и пациентами / М. Ю. Старчиков - М.: Инфотропик Медиа, 2017.
34. Таранов А.М. Cтрахование здоровья и особенности национальных
систем медицинского страхования / А.М. Таранов, А.А. Миронова - М.:
Практика, 2017.
35. Тимофеев И.В. Качество медицинской помощи - новая юридическая гарантия осуществления конституционного права каждого на медицинскую помощь в субъектах Российской Федерации / И.В. Трифонов // Медицинское право. - 2014. - № 6.
36. Трепель В.Г. Актуальные вопросы контроля качества медицинской помощи / В.Г. Треплт, М.А. Шишов, Е.В. Шумилина // Медицинское право. -
2016. - № 1.
37. Улумбекова Г.Э. Модели общественного финансирования здравоохранения: зарубежный опыт / Г.Э. Улумбекова - М.: Юрайт, 2016.
38. Филлипов Ю.Н. Показатели здоровья взрослого и детского населения и деятельности медицинский организаций / Ю. Н. Филиппов, О. П. Абаева, Л. Н. Коптева - СПб.: СпецЛит, 2016.
39. Хабриев Р.У. Государственные гарантии медицинской помощи / Р. У. Хабриев, В. М. Шипова, В. С. Маличенко - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017.
40. Хальфин Р.А. Оценка эффективности деятельности органов государственной власти в сфере здравоохранения Российской Федерации / Р.А. Хальфин - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016.
41. Царик Г.Н. Информатика и медицинская статистика: учебное пособие / Г. Н. Царик - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017.
42. Чурилов Ю.Ю. Платное и бесплатное медицинское обслуживание в современной России / Ю.Ю. Чурилов - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016.
43. Шевелева Н.А. Бюджетная система России / Н.А. Шевелева. - СПб.: ИД СПб ГУ, 2015.
44. Шишкин С.В., Шейман И.М., Абдин А.А., Боярский С.Г., Сажина С.В.
72
Российское здравоохранение в новых экономических условиях: вызовы и перспективы / С.В. Шишкин, И.М. Шейман, А.А. Абдин, С.Г. Боярский, С.В. Сажина - М.: Партнер, 2016.
45. Шишкин С.В., Шейман И.М., Абдин А.А., Боярский С.Г., Сажина С.В. Здравоохранение: современное состояние и возможные сценарии развития / С.В. Шишкин, И.М. Шейман, А.А. Абдин, С.Г. Боярский, С.В. Сажина - М.: Партнер,
2016.
46. Щур-Труханович Л. В. Персонал медицинских и фармацевтических организаций / Л. В. Щур-Труханович, Д. Л. Щур - М.: Дело и сервис, 2017.
47. Щеголева Н.А. Бюджетная система Российской Федерации / Н.А. Щеголева, Т.А. Леонова. - М.: Дело, 2014.
48. Министерство здравоохранения РФ [Электронный ресурс] - Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ, 2017. - Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru.
49. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс] - Официальный сайт Министерства финансов РФ, 2017. - Режим доступа: URL: http://minfin.ru/ru.
50. Министерство здравоохранения РТ [Электронный ресурс] - Официальный сайт Министерства здравоохранения РТ, 2017. - Режим доступа: http: //minzdrav.tatarstan.ru.
51. Министерство финансов РТ [Электронный ресурс] - Официальный
сайт Министерства финансов РТ, 2017. - Режим доступа: URL:
http: //minfin.tatarstan.ru.
52. Счетная палата РТ [Электронный ресурс] - Официальный сайт Счетной палаты РТ, 2017. - Режим доступа: http://www.sprt.ru.
53. Федеральное казначейство [Электронный ресурс] - Официальный сайт Федерального казаначейства, 2017. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru.
54. Bloomberg: рейтинг стран мира по эффективности систем
здравоохранения [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.bloomberg.com/europe.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ