Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Работа №80293

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

финансы и кредит

Объем работы58
Год сдачи2017
Стоимость4075 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
203
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы использования государственных гарантий 5
1.1. Финансовая политика государства, её цели и инструменты 5
1.2. Государственные гарантии, их характеристика, механизм предоставления и
использования 12
Глава 2. Анализ использования государственных гарантий в Российской
Федерации. 20
2.1. Анализ практики предоставления государственных гарантий на федеральном уровне 20
2.2. Практика предоставления государственных гарантий на уровне субъектов
Российской Федерации 26
Глава 3. Перспективы использования государственных гарантий в Российской
Федерации 32
3.1. Зарубежный опыт использования государственных гарантий, возможности
его использования в России 32
3.2. Совершенствование управления государственными гарантиями в Российской Федерации 38
Заключение 45
Список использованных источников 50
Приложения

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с таким институтом финансового права, как государственная гарантия. Согласно ст. 97 Бюджетного Кодекса РФ, как и государственные внутренние и внешние заимствования, она входит в состав государственного долга Российской Федерации.
На текущем этапе развития российской экономики государственные гарантии играют все более значительную роль, выступая в качестве важного инструмента экономической политики. В последнее время многие, если не большинство программных документов (отраслевых стратегий, федеральных целевых программ, «дорожных карт» и т.п.) содержат ссылки на государственные гарантии Российской Федерации как главное условие привлечения денежных ресурсов для финансирования проектов в сфере модернизации экономики, инфраструктуры, государственно-частного партнерства, поддержки экспорта высокотехнологичной отечественной продукции.
Эффективное использование данного инструмента призвано способствовать решению таких задач социально-экономического развития страны, как модернизация экономики, развитие государственно-частного партнерства, реализация крупных инвестиционных проектов, поддержка экспорта высокотехнологичной отечественной продукции.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся: в процессе принятия решения о предоставлении
государственной гарантии; при оформлении и выдачи государственной гарантии; при исполнении гарантом обязательств по государственной гарантии. Исследуется сущность этих отношений, их специфические черты, особенности метода и механизма реализации, а также рассматривается практическое применение государственной гарантии на современном этапе развития государства.
Предмет исследования составляет федеральное законодательство, регулирующее предоставление государственных гарантий, существующие тенденции в развитии регулирования государственной гарантии.
Целью настоящего исследования является комплексный анализ финансово- правового регулирования отношений по государственной гарантии, теоретическая разработка проблем, связанных с определением сущности, содержания и механизма данных отношений.
Для достижения поставленных целей требуется разрешить следующие задачи:
- рассмотреть понятие финансовой политики, ее целей и инструментов;
- рассмотреть понятие государственных гарантий, их характеристики, механизм предоставления и использования;
- провести анализ практики предоставления государственных гарантий на федеральном уровне;
- рассмотреть практику предоставления государственных гарантий на уровне субъектов Российской Федерации;
- рассмотреть зарубежный опыт использования государственных гарантий, возможности его использования в России;
- выявить пути совершенствования управления государственными гарантиями в Российской Федерации.
Методологические основы исследования. При решении поставленных задач в работе использовались следующие методы: диалектический, системный, исторический, абстрагирования, анализа и синтеза, сравнительно-правовой, статистический и метод обращения к другим наукам.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Государственные гарантии являются обязательством государства, субъекта
или муниципального образования перед лицом, оказывающем предоставление заемных ресурсов в пользу третьего лица. Иначе говоря, государственные гарантии
являются мерой государственной поддержки или способом косвенного государственного финансирования.
Степень разработанности вопросов предоставления государственных гарантий в отношении законодательной регламентации стоит признать высокой, поскольку Бюджетным Кодексом Российской Федерации дается достаточное описание определения, требований и ограничений к предоставлению государственных
и муниципальных гарантий.
Государственная или муниципальная гарантия - вид долгового обязательства, в силу которого Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в
гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную
в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в
соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.
Следует отметить, что финансовая ответственность гаранта наступает только в случае неплатежеспособности принципала перед бенефициаром. Однако и в
случае финансовой состоятельности заемщика исполнительные органы власти –
гаранты могут понести вполне определенные затраты, к которым относятся расходы на оценку финансового состояния принципала, оформление гарантий, резервирование средств на исполнение гарантий. Таким образом, понятие государственных гарантий тесно увязано с понятием не только государственного долга,
составной частью которого они являются, но и с понятием бюджетного дефицита.
Государственная гарантия может обеспечивать:
- надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед47
бенефициаром (основного обязательства);
- возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного
случая некоммерческого характера.
Государственная гарантия может предоставляться для обеспечения как уже
возникших обязательств, так и обязательств, которые возникнут в будущем.
В современных условиях механизм предоставления государственных гарантий должен быть направлен на обеспечение условий модернизации экономики
Российской Федерации; поддержку экономически состоятельных инвестиционных проектов, имеющих бюджетный и социальный эффект; усиление конкурсного отбора претендентов на их получение; повышение ответственности получателей государственной гарантии; установление платности государственной гарантийной поддержки.
В настоящее время стоит выделить три основных направления предоставления государственных гарантий: по обязательствам оборонного сектора экономики, по обязательства экспортеров и «инновационные» гарантии.
Предоставление гарантий осуществляется не менее чем в 100 странах мира,
в том числе во всех странах ОЭСР. В международной практике гарантии принято
рассматривать, прежде всего, как инструмент стимулирования социально- экономического развития со стороны публичного сектора. Это стимулирование может
осуществляться непосредственно органами публичной власти и созданными с их
участием структурами либо негосударственными организациями, деятельность
которых контролируется регулирующими органами.
Из всех возможных вариантов использования госгарантий в Российской
Федерации используется преимущественно один – гарантия как инструмент
оперативной поддержки российских хозяйствующих субъектов. При этом
Министерство финансов РФ указывает, что последствия массового использования
государственных гарантий Российской Федерации в последние годы
«оказываются обременительными для федерального бюджета и
малоэффективными с точки зрения стимулирования экономического роста».48
Таким образом, государственные гарантии являются специфическим видом
государственного (муниципального) долга. В отличие от иных видов долговых
обязательств посредством предоставления гарантий государство (муниципальное
образование) не привлекает в бюджеты различных уровней денежные средства и,
соответственно, не возлагает на себя обязанность возвратить полученные средства, а лишь дает гарантию исполнить в определенных случаях обязательство третьего лица при неисполнении или ненадлежащем исполнении его последним или
возместить ущерб, образовавшийся при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера
В ходе исследования был рассмотрен механизм предоставления государственных гарантий на федеральном и региональном уровнях.
Государственные гарантии за исследуемый период имеют тенденцию к увеличению, так, если в 2014 году их размер составлял 2445,26 млрд.руб, в 2016 году
– 2614,6 млрд.руб. Таким образом, сохраняется тенденция к активному применению государственных гарантий в целях решения различных задач социально-экономического развития страны.
Однако, отмечается неравномерность предоставления государственных гарантий в течение анализируемого периода, как по объемам гарантирования, так и
по количеству выданных гарантий.
В основном, государственные гарантии предоставлялись под проекты, финансируемые с участием международных финансовых организаций, которые
обеспечивали Российской Федерации взаимовыгодное сотрудничество с такими
организациями. Данные действия способствовали диверсификации экономики,
росту доли негосударственного сектора в ней, а также развитию малого и среднего бизнеса.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 дек.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145- ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31. Ст. 382.
3. Бабич А.М. Финансы: Учебник // Бабич А.М., Павлова Л.Н. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2010. — 760 с.
4. Балабанов А.И. Финансы // Балабанов А.И., Балабанов И.Т. — СПб.: Издательство «Питер», 2012. — 192 с.
5. Василик О.Д. Теория финансов: учебник // Василик О.Д. — М.:ЮНИТИ, — 2014. — 416 с.
6. Вахрин П.И. Финансы: учебник для вузов. -4-е изд., перераб.и доп. - М.: Дашков и К, 2013. -526 с.;
7. Врублевская О.В. Бюджетная система Российской федерации: Учебник для вузов // под ред. О.В. Врублевской и М.В. Романовского. - СПб., 2013. -450с.
8. Гаджиев И. А. Государственные и муниципальные финансы (учебник) / И. А. Гаджиев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 3-2. - С. 238-239.
9. Годин А. М.: Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: 2013. - 395 с
10. Государственные гарантии. Анализ наилучшей практики. Изучение международного и российского опыта предоставления государственных гарантий [Текст]: ГБУ Мосфинагенство. - 2013.
11. Грачева И.В. Государственные гарантии как способ обеспечения исполнения обязательств: финансово - правовой аспект / И.В. Грачева // Юрид. мир. - 2015. - №1. - С.40-46
12. Грозовский Б. Главный собственник страны // Ведомости. 2007.
13. Губанов С. Политика нового этапа: цель и средства // Экономист. 2008 -№11
14. Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ: учебник. - М.: Кнорус, 2016. - 336 с
15. Дробозина Л.А. Основы теории финансов: Учебник для вузов / под ред. Л.А. Дробозиной. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 370с.
16. Ермакова Е.А. Организационно-правовой механизм реализации принципа самостоятельности бюджетов на муниципальном уровне//Финансы и кредит. 2012. № 17.
17. Золотарёва Г.И., Смородинова Н.И. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. - М.: Кнорус, 2016. - 232 с
18. Иванова Н.Г. Реформа межбюджетных отношений в РФ: законодательство и практика // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. -2012.-№2. -с.8-10.
19. Кабанцева Н. Г. Финансы : учеб. пособие / Н. Г. Кабанцева. - Ростов- на-Дону : Феникс, 2012. - 349 с.
20. Кибанова, А.Я. Государственные и муниципальные финансы (для бакалавров) / А.Я. Кибанова. - М.: КноРус, 2012. - 480 с.
21. Ковалева Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учебн. Пособие / Т.М. Ковалева, С.В. Барулин. -2-е изд. -М.- КНОРУС,2013. -208с.
22. Кривова Е.А. Проблема государственного долга России // Актуальные вопросы экономических наук. - 2015. - № 45. - С.25-28
23. Литовченко В. П. Финансы: Учебник / В. П. Литовченко, А. М. Годин, И. В. Ишина, И. В. Подпорина и др.; Под ред. В. П. Литовченко. - М.: Дашков и Ко, 2012 г. - 348 с.
24. Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2013.
25. Малиновская О.В., Скобелева И.П., Бровкина А.В. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие. - М.: Кнорус, 2016- 480 с.
26. Макарова С. Н. Теоретические аспекты программного бюджетирования в сфере государственных и муниципальных финансов / С. Н.
Макарова // Финансы и кредит. - 2013. - № 48. - С. 7-14.
27. Марков С.Н. Анализ мирового и российского опыта повышения эффективности бюджетных расходов/ С.Н. Марков // Молодой ученый. -- 2013. -¬№3. -- С. 262-265.
28. Морковкин Д.Е. Институциональные аспекты финансового обеспечения инновационного развития реального сектора экономики России в условиях импортозамещения//Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: материалы II международной научно-практической конференции; в 2-х ч. Ч. 2// под ред. Ю.С. Руденко, Л.Г. Руденко. . -М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2016. -С. 434¬442.
29. Морковкин Д.Е. Развитие взаимодействия государства и бизнеса в России: состояние и перспективы // Экономика в промышленности. - 2016. - № 1.
- С. 4-7.
30. Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.Н. Мысляева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 393 c
31. Нешитой А. С. Финансы : А. С. Нешитой, Я. М. Воскобойников. - Москва : Дашков и К°, 2012. - 528 с
32. Общая теория финансов: Учебник // Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Окунева и др.; под ред. Л.А. Дробозиной. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2015. — 256с.
33. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений // Российская АН; Российский фонд культуры // Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. — 3-е изд., стереотипное. — М.: АЗЪ, 1996. — 928 с.
34. Пахмутов В.Н. Об аспектах управления внешним государственным долгом РФ в условиях экономической нестабильности // Научный журнал. - 2016.
- № 7(8). - С. 53-55
35. Перонко П.А. Поддержание финансово-экономической стабильности
региона // Финансы. - 2013. - N 5. - С. 13-17.
36. Подъяблонская, Л.И. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. // Л.И. Подъяблонская. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 559 с
37. Ракитина, И.С. Государственные и муниципальные финансы: Учебник и практикум для академического бакалавриата // И.С. Ракитина, Н.Н. Березина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 333 с.
38. Савруков А. Н. Оценка эффективности управления государственными финансами в регионах России / А. Н. Савруков // Финансы. - 2013. - № 10. - С. 11¬16.
39. Сакс Дж. Д. Макроэкономика: Глобальный подход: Пер. с англ. / Сакс Дж. Д., Ларрен Ф.Б. — М.: Дело, 2010. — 848 с.
40. Сапожков О. Механизму госгарантий закрутят гайки [Текст] / О. Сапожков // Комерсантъ. - 2012. - №194. - С.8
41. Свищева В. А. Муниципальные финансы: современные проблемы и альтернативы / В. А. Свищева // Власть. - 2013. - № 10. - С. 27-31
42. Соловьев, И.Н. Государственные финансы: Учебное пособие / И.Н. Соловьев. - М.: Проспект, 2016. - 240 с.
43. Титова О.В. Казначейство России: настоящее и будущее / О.В. Титова // Молодой ученый. -- 2013. -- №2. -- С. 187-189.
44. Цвирко С.Э. Концептуальное развитие управления государственным долгом // Наука и современность. - 2016. - № 43. - С. 236-252
45. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. -380с.
46. Финансы: учебное пособие / сост.: Н.В. Уколова, Л.Н. Алайкина, Е.В. Радченко. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2013. - 201 с
47. Шальнева М., Калинина Ю. Внешний государственный долг России: тенденции, угрозы, оптимизация // Финансовая жизнь. - 2015. - № 1. - С. 6-11
48. Шогенова Ф.А. Совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения исполнения федерального бюджета / Ф.А. Шогенова // Путеводитель предпринимателя. Научно-практический сборник трудов. - 2014. - Выпуск XXIII. - С. 322-338.
49. Шуляк П.Н. Финансы: Учебное пособие. / Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. — М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2012. — 452 с.
50. Эскиндаров М.А., Абрамова М.А., Масленников В.В., Гончаренко Л.И., Звонова Е.А., Красавина Л.Н., Лаврушин О.И., Ларионова И.В., Рубцов Б.Б., Солянникова С.П., Федотова М.А. Устойчивое развитие российской экономики: совершенствование денежно-кредитной, валютной и бюджетно-налоговой политики // Вестник Финансового университета. - 2016. - № 6 (96). - С. 6-18.
51. Budina N., Polackova Brixi H., Irwin T., 2008. “Public-Private Partnerships in the New EU Member States. Managing Fiscal Risks”. Policy Research Working Paper The World Bank.
52. Credit access guarantees: a public asset between State and Market. International survey on guarantee market players. KPMG Advisory. 2011.
53. Green A., 2003. “Credit Guarantee Schemes for Small Enterprises: An Effective instrument to promote private sectorled growth?”. SME Techinical Working Paper Series, UNIDO.
54. Levitsky. J., 1997. “Credit guarantee schemes for SMEs an international review“. Small Enterprise Development, №2 June 1997.
55. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации, 2016. Режим доступа: http://minfin.ru/ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ