Введение 3
1. Теоретические основы формирования доходов бюджета от использования
государственного имущества 6
1.1. Имущество, находящееся в государственной собственности, как источ-ник доходов бюджета 6
1.2. Состав доходов бюджета от использования государственного имущества,
их характеристика 14
2. Анализ практики формирования доходов бюджета субъекта Российской
Федерации за счет использования имущества, находящегося в государственной собственности 23
2.1. Государственное имущество, находящееся в собственности субъекта
Российской Федерации, его роль в формировании доходов бюджета 23
2.2. Анализ состава и структуры доходов бюджета субъекта Российской Фе¬
дерации от использования имущества, находящегося в государственной собствен¬ности 30
3. Резервы роста доходов бюджета субъекта Российской Федерации от ис-пользования государственного имущества 39
3.1. Зарубежный опыт формирования доходов бюджета от использования
государственного имущества и возможности его использования в России 39
3.2. Перспективы роста доходов бюджета субъекта Российской Федерации за
счет поступлений от использования государственного имущества 47
Заключение 55
Список использованных источников
В последние годы, когда происходят социально-экономические изменения в
стране, проблема эффективного использования государственного и муниципального имущества остро ощущается как на уровне Российской Федерации, так и на
уровне ее субъектов. Государственная собственность при грамотном использовании или продаже способна обеспечивать бюджеты соответствующего уровня
бюджетной системы достаточными финансовыми показателями. Повышение эффективного управления государственным и муниципальным имуществом является важной целью государства в сфере имущественных отношений для обеспечения достаточного экономического роста. Проблема заключается в необходимости
увеличения доходов бюджета субъекта Российской Федерации путем совершенствования методов управления государственным и муниципальным имуществом,
а также улучшения его рационального использования.
Как показывает практика, в настоящее время объекты государственного
имущества не в полном размере обеспечивают поступления в бюджет в результате их неэффективного использования и заслуживают особого внимания. Это свидетельствует о возможности изучения проблем государственного управления государственным имуществом со стороны бюджетной политики, а также законодательных актов, что и определяет актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы, основным направлением которого является изучение возможности роста доходов бюджета субъекта Российской Федерации от использования государственного имущества.
Целью исследования, проводимого в работе, является изучения теоретических и практических аспектов формирования доходов бюджета субъекта Российской Федерации от использования государственного имущества и определение
возможностей их роста.
Реализация поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- охарактеризовать структуру государственного имущества;4
- определить состав доходов бюджета от использования государственного
имущества;
- изучить организационно-правовые аспекты формирования доходов бюджета Республики Татарстан от использования государственного имущества;
- проанализировать состав и структуру доходов бюджета Республики Татарстан от использования государственного и муниципального имущества;
- выявить актуальность направления совершенствования управления государственным имуществом;
- изучить иностранные методы управления государственным имуществом и
выявить возможность их использования в Российской экономике;
- исследовать пути повышения доходов бюджета субъекта Российской Федерации от использования государственного имущества.
Объектом исследования являются доходы бюджета субъекта Российской Федерации от использования государственного имущества.
Предметом исследования являются теоретические и нормативно-правовые
аспекты по поводу мобилизации в бюджет поступлений от использования государственного имущества.
Теоретической базой исследования послужило нормативно-правовые акты
Российской Федерации и Республики Татарстан, работы отечественных экономистов в области финансов, бюджета, управление государственным имуществом,
публикации, посвященные вопросам формирования доходов бюджета от использования и продажи государственного имущества.
Практическая часть работы выполнена по материалам Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, официальных сайтов
Министерства финансов Республики Татарстан, данных Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан, также официальный портал Республики
Татарстан.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические основы формирования доходов бюджета от использования государственного имущества, в том числе имущество, находящееся в государственной соб5
ственности, как источник доходов бюджета, а также состав доходов бюджета от
использования государственного имущества, их характеристика.
Во второй главе изучены государственное имущество, находящееся в собственности субъекта Российской Федерации, его роль в формировании доходов
бюджета, и проведен анализ состава и структуры доходов бюджета субъекта Российской Федерации от использования имущества, находящегося в государственной собственности.
В третьей главе рассмотрены пути совершенствование управления государственным имуществом как путь укрепления доходной базы бюджета субъекта
Российской Федерации, а также возможности и перспективы роста доходов бюджета субъекта Российской Федерации за счет поступлений от использования государственного имущества.
Государственное имущество Российской Федерации и ее субъектов – это
имущество, благодаря которому в бюджет соответствующего уровня бюджетной
системы поступают определенные доходы, связанные с использованием этого
имущества. Доходы поступают как от аренды, так и от продажи данного имущества, более подробно, каким образом в бюджет Российской Федерации или ее
субъекта могут поступать доходы от государственного имущества, написано в
Бюджет кодексе Российской Федерации.
Проблема увеличения доходов бюджета субъекта Российской Федерации актуальна на сегодняшний день, поэтому данная выпускная квалификационная работа была направлена на изучение возможностей роста доходов от государственного и муниципального имущества. После проведенной работы можно сделать
определенные выводы.
Анализ имущества, находящегося в государственной собственности показал,
что государственная собственность разделяется на две составляющие, это имущество казны и имущество, переданное в доверительное управление государственным учреждениям и унитарным предприятиям.
При анализе были рассмотрены доходы бюджета, которые подразделяются
на налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Доходы бюджета от использования государственного и муниципального имущества
входят в состав неналоговых доходов согласно ст. 42 БК РФ.
В свою очередь неналоговые доходы делятся на:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или
муниципальной собственности;
-доходы от продажи материальных и нематериальных активов.
Доход бюджета от использования государственного имущества формируется
за счет:56
- средств, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- средств, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на
счетах кредитных организаций;
- средств, получаемых от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог в доверительное управление;
- платы за использование бюджетных средств, предоставленных другими
бюджетами, иностранными государствами или юридическими лицами на возвратных и платных основах;
- доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных)
капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям,
принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
- часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий,
остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
- другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В 2016 году доходы субъектов Российской Федерации от использования государственного и муниципального имущества составили 224 929,24 млн. рублей,
что составляет всего 2,62% от общего объема доходов, а доходы от продажи материальных и нематериальных активов 66 644,01 млн. рублей, что в свою очередь
составляет 0,78% от общего уровня доходов.
Анализ имущества Республики Татарстан показал, что на начало 2017 года в
реестре государственной собственности Республики Татарстан значится 963 юридических лиц, в том числе 847 государственных учреждений, 23 унитарных предприятия, 93 хозяйственных общества с долей государства в уставном капитале.
Доход от этих предприятий приносит в бюджет Республики Татарстан 50 млн.
рублей как доход от передачи имущества в доверительное управление и 41,8057
млн. рублей как часть чистой прибыли государственных унитарных предприятий.
Обеспечению успешной деятельности предприятий способствует проведение Министерством ежеквартального анализа финансово-хозяйственной деятельности
государственных унитарных предприятий. На основании проведенного анализа
предприятия, ухудшившие свои показатели финансово-хозяйственной деятельности по сравнению с 2015 годом, приглашались на заседания комиссий Министерства, на которых совместно с отраслевыми министерствами были разработаны соответствующие программы развития данных организаций.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 12.12.1993г // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 2.02.2017
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от
31.07.1998г., № 145-ФЗ (действующая редакция от 01.01.2017)// Справочно¬
правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 2.02.2017
3. Гражданский кодекс Российской Федерации: федеральный закон от
30.11.1994г., № 51-ФЗ (действующая редакция от 01.01.2017)// Справочно -
правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 2.02.2017
4. Земельный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 25 октября 2001 г., N 136-ФЗ (действующая редакция от 01.01.2017)// Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 2.02.2017
5. Налоговый кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1998 г., № 146-ФЗ (действующая редакция от 01.01.2017)// Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 2.02.2017
6. Бюджетный кодекс Республики Татарстан от 29.05.2004 № 35-ЗРТ
(принят ГС РТ 28.04.2004) (ред. от 26.12.2016)// Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 2.02.2017
7. Об акционерных обществах [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (действующая редакция от 01.01.2017)// Справочно¬правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 2.02.2017
8. О драгоценных металлах и драгоценных камнях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ (действующая редакция от 01.01.2017)// Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 2.02.2017
9. Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 01.05.2016 N 119- ФЗ// Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 2.02.2017
10. О порядке осуществления от имени Российской Федерации полномочий акционера в отношении открытых акционерных обществ атомного энергопромышленного комплекса, акции которых находятся в федеральной собственности [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 29.09.2007 N 627 (ред. от 06.05.2008)// Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 2.02.2017
11. Анимица П.Е. «Налогообложение недвижимости: зарубежный опыт и российские перспективы». - Международный бухгалтерский учет. 2012. №47.
12. Балакина А. П., Бабленкова И. И., Ишина И. В., Рыкова И. Н., Смирнов В. М. Финансы: учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017.
13. Балтина А.М., Волохина В.А., Серяева М.Г. Доходы бюджета: учебное пособие - Оренбург: ОГУ, 2012.
14. Бегунова С.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие - Оренбург: ОГУ, 2014.
15. Булгаков Д. С. «Государственный бюджет и проблема его
сбалансированности». - М.: Лаборатория книги, 2012.
16. Джурбина Е. М., Агаян Ш. А., Пирская Е. В. Организация исполнения бюджета: учебное пособие - Ставрополь: Издательство СКФУ, 2015.
17. Жидкова Е.Ю., Видеркер Н. В. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие. - Ставрополь: Издательство СКФУ, 2014.
18. Калашникова Н. Ю., Михайлян Р. Г. Финансы коммерческих и некоммерческих организаций в схемах и таблицах: учебно-методическое пособие. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017.
19. Косов М. Е., Балихина Н. В. Финансы и кредит: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
20. Конищева М. А., Курган О. И., Черкасова Ю. И. «Финансы организаций: учебное пособие». - Красноярск: Сиб. фед. ун-т, 2015.
21. Лебединская Т. Г. «Налогообложение недвижимости: опыт стран ОЭСР и перспективы России». - Налоговая политика и практика. 2010. №1 (85).
22. Лапаева М. Г., Лапаев С. П., Кузаева Т. В Теории пространственного и регионального развития: учебное пособие - Оренбург: ОГУ, 2015.
23. Нешитой А. С. Финансы: учебник. - М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и К°», 2016.
24. Новикова И. В., Савченко И. П. Инновации в государственном и муниципальном управлении: учебное пособие// Ставрополь: Издательство СКФУ,
2016.
25. Овчарова Е.В. Финансовый контроль в Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Зерцало-М, 2015.
26. Подъяблонская Л.М., Подъяблонская Е.П. Актуальные проблемы государственных и муниципальных финансов: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
27. Романько И. Е. Теория управления: учебное пособие// Ставрополь: Издательство СКФУ, 2016.
28. Фотина Л.В. Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России: межвузовский сборник научных статей - Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2015.
29. Шаломенцева Е.Г. Проблемы правового регулирования инновационного. Управления муниципальной собственностью// Конституционное и муниципальное право, 2008.
30. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства финансов РФ, 2017. - Режим доступа: htpp:// www.minfin.ru.
31. Министерство финансов Республики Татарстан [Электронный ресурс]:
Официальный сайт Министерства финансов РТ, 2017. - Режим доступа:
http: //minfin.tatarstan.ru
32. Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства финансов РФ,
2017. - Режим доступа: http://mzio.tatarstan.ru.
33. Информационно аналитический раздел официального сайта Министерства Финансов РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //info .minfin.ru/.
34. Ежегодный отчет об исполнении бюджета. Раздел официального сайта
Казначейства России [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www.roskazna.ru/federalnogo-byudzheta-rf/fb/
35. Центр управления финансами [Электронный ресурс]// http://center-yf.ru
36. Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан [Электронный ресурс]// http://tatarstan.roskazna.ru
37. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии [Электронный ресурс]// https://rosreestr.ru
38. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Официальный сайт государственной статистики РФ, 2017.- Режим доступа: htpp:// www.gks.ru.
39. Федеральное Казначейство Российской Федерации [Электронный ресурс]: Официальный сайт Казначейства РФ, 2017. - Режим доступа: htpp:// www.roskazna.ru.
40. Новости Казани [Электронный ресурс] «Сорок тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий в Татарстане не используются по назначению». - Официальный сайт газеты, 2016. - Режим доступа: http: //kazan-news. net