Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации

Работа №82892

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы65
Год сдачи2016
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
185
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы формирования налоговых доходов бюджетов
субъектов Российской Федерации 6
1.1. Экономическое содержание и значения налоговых доходов бюджетов
субъектов Российской Федерации 6
1.2. Классификация налоговых доходов бюджетов субъектов Российской
Федерации 13
2. Анализ налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации 22
2.1. Характеристика социально-экономического положения субъекта
Российской Федерации 22
2.2. Анализ структуры и динамики налоговых доходов субъекта Российской
Федерации 29
2.3. Проблемы формирования налоговых доходов бюджета субъектов
Российской Федерации 36
3. Возможности увеличения доходов бюджетов субъектов Российской
Федерации за счёт налоговых поступлений 42
3.1. Зарубежный опыт формирования налоговых доходов бюджетов
субъектов федераций и возможности их применения в Российской Федерации 42
3.2. Пути увеличения налоговых доходов бюджетов субъектов Российской
Федерации 50
Заключение 57
Список использованных источников 62

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют


Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально - вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, так как последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.
В условиях рыночных отношений основными источниками формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы государства являются налоговые поступления. Особую роль играют налоговые доходы федерального бюджета. Налогообложение как комплексная система взимания налогов выступает при этом, с одной стороны, в качестве особой формы взаимосвязей, устанавливаемых государством с субъектами рыночной экономики, а с другой - обуславливает непосредственный процесс реализации основанной на действующем законодательстве о налогах и сборах всей совокупности экономических отношений, возникающих между государством и налогоплательщиком.
Налоги играют важную роль в регулировании производственной и предпринимательской деятельности, а также в формировании соответствующей экономической среды для предприятий, фирм и корпораций. Функции налогов служат для разработки конкретных направлений налоговой политики - системы мер по целенаправленному использованию налогообложения в интересах решения государством задач социально-экономического развития. Налоговая политика выступает важной составляющей общей экономической политики государства, поскольку является эффективным рычагом воздействия практически на все процессы, происходящие в экономике. В качестве практического инструмента налоговой политики выступает налоговая система, представляющая собой определенную совокупность установленных налогов, взаимосвязей между ними, органов управления налогообложением и правового поля их функционирования, а налоговый механизм, соответственно, определяет конкретный порядок деятельности налоговой системы и управления налогообложением.
Данная тема является актуальной на сегодняшний день, так как налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации являются важнейшей частью бюджетной системы и экономики в целом, требуют дополнительного анализа и совершенствования.
Объектом работы является бюджет субъекта Российской Федерации, а предметом налоговые доходы бюджета субъекта Российской Федерации.
Цель работы заключается в изучении теоретических основ формирования налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, а также в их анализе на примере конкретного региона.
Для достижения намеченной цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность и классификацию налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации;
- провести анализ налоговых доходов бюджета Республики Татарстан;
- проанализировать зарубежный опыт формирования налоговых доходов субъектов и возможности их применения в Российской Федерации;
- определить пути увеличения налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды современных российских ученых-экономистов, статьи по проблемам формирования доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации, опубликованные в научных сборниках и периодической печати. Кроме того, в работе широко использовался Бюджетный Кодекс Российской Федерации и комментарии к нему.
Информационной базой исследования послужили данные Федерального Казначейства России, информация в периодических специализированных изданиях, материалы глобальной информационной сети «Интернет».
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты формирования налоговых доходов региональных бюджетов. Вторая глава посвящена анализу налоговых доходов бюджета Республики Татарстан. В третьей главе исследован зарубежный опыт формирования налоговых доходов бюджетов субъектов федераций и возможности их применения в Российской Федерации, и определены пути увеличения налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Региональные налоги непосредственно влияют как на построение всей налоговой политики государства, так и на финансовое состояние граждан и играет не последнюю роль в формировании доходной части регионального бюджета.
Рост российской экономики напрямую зависит от развития регионов. Бюджеты субъектов Российской Федерации являются главным элементом их финансовой системы. От их доходной базы зависит социально-экономическое развитие всего региона и его муниципалитетов, а, значит, и благосостояние, и развитие населения. Доходы региональных бюджетов формируются из собственных и несобственных доходов. Их высокая зависимость от федерального бюджета не дает возможности эффективно управлять территорией, выполняя свои бюджетные обязательства. Поэтому каждый регион стремится совершенствовать механизм поступления именно собственных доходов, большую долю в которых составляют налоговые поступления. Однако, в настоящее время в России доля региональных налогов в бюджетах субъектов Российской Федерации весьма незначительна. При этом полномочия региональных органов власти значительно ограничены в их развитии.
Виды региональных налогов в Российской Федерации установлены федеральным законодательством и новые их разновидности не могут вводиться субъектами Российской Федерации самостоятельно, что ограничивает свободы в их управлении. К региональным налогам и сборам относятся транспортный налог, налог на имущество организаций и налог на игорный бизнес. Кроме того, бюджеты субъектов получают определенные доли собираемых федеральных налогов в размерах строго установленных нормативов, изменение которых находится в компетенции федерального центра.
В современном глобализированном мире успеха добиваются те регионы, которые находят верный баланс между глобальностью и самобытностью, умело вписываются в мировую экономику, не теряя своих уникальных качеств, а опираясь на них в межрегиональной конкуренции.
В Республике Татарстан сбалансированная социально-экономическая система, обладающая высокой степенью экономической независимости. Динамика уровня жизни населения за исследуемый период не имеет серьезных колебаний. Покупательская способность денежных доходов населения, резко увеличившись в 2012 году, стала постепенно снижаться к настоящему времени. Однако, присутствует и ряд системных проблем в социально-экономическом развитии, большинство которых характерны в целом для Российской Федерации. Для их решения и укрепления своих позиции в глобальной межрегиональной конкуренции Татарстан постоянно совершенствует свою деятельность, опираясь на стратегическое управление.
На бюджеты субъектов Российской Федерации, согласно бюджетному законодательству, возложена существенная доля государственных расходов. Финансирование мероприятий по осуществлению социальной политики государства в значительной части проводится за счет средств региональных бюджетов. Соответствующие расходные полномочия должны осуществляться за счет доходных поступлений бюджета.
Проведенный анализ показал, что налоговые доходы составляют главную часть доходной базы бюджета Республики Татарстан. За 2013-2015 годы их общая сумма и доля в структуре всех доходов увеличилась. Наибольшее значение среди налоговых доходов играют налоги на прибыль, налоги на имущество и налоги на товары, реализуемые на территории Российской Федерации. При этом доходы от налогов на прибыль существенно вырываются вперед по сравнению с другими, составляя более 90% всех доходов бюджета. Однако, в 2015 году темп их роста сократился на 5%. Стоит также отметить тенденцию увеличения темпов роста доходов от налогов на имущества.
Несмотря на разнообразную конъюнктуру и большие различия в региональном развитии, все субъекты Российской Федерации сталкиваются со схожими проблемами, связанными с недостатком средств, необходимых для финансирования возложенных на них полномочий. Особенно проблема увеличения налоговых доходов бюджетов территорий обострилась в последнее время в связи с нарастающими кризисными явлениями в экономике.
Как показал проведенный анализ, налоговые доходы являются основным видом доходов бюджета Республики Татарстан. Их доля в совокупном доходе бюджете составляет более 90%.
В настоящее время существует множество нерешенных проблем, связанных с формированием налоговых доходов региональных бюджетов. Так, более устойчивые налоговые доходы закреплены за федеральным бюджетом (НДС, таможенные пошлины, акцизы). За региональным бюджетом закреплены трудно образуемые и трудно собираемые налоги НДФЛ. Суммы же местных 2 налогов (земельный налог и налог на имущество физических лиц) очень малы, и не в состоянии обеспечить финансирование всех расходов страны на социальную политику.
Особенно актуально в условиях сложившихся после финансового кризиса стоит проблема увеличения ресурсной базы бюджета. В повышенной мере должны использоваться доходные источники, которые в наименьшей степени зависят от нестабильности экономической обстановки, и в частности, имущественные налоги и доходы от использования недвижимости.
Существует проблема недостаточного объема доходов бюджетов муниципальных образований. Без финансовой помощи из республиканского бюджета, бюджеты муниципальных образований не являются достаточными для решения вопросов местного значения. Из этого вытекает проблема пользования земельными участками без оформленных документов на землю. Также существует проблема нарушения налогового законодательства.
Из зарубежного опыта видно, что при изменении экономической ситуации в стране должна меняться и роль государства в рыночном механизме хозяйствования. Эффективная налогово-бюджетная система позитивно влияет на развитие экономики, расширяя деловую активность населения.
Распределение налоговых полномочий и ответственности между центром и регионами находит отражение в налоговом федерализме, от организации которого зависит их равновесие и формирование доходов бюджетом всех уровней.
Бюджеты всех уровней развитых государств характеризуются преобладанием налоговых доходов. В доходах центрального бюджета они достигают 80-90%, а в США — более 95%. В бюджетах членов федерации (федеративные государства) и местных бюджетах удельный вес налогов составляет более 50%.
Во многих государствах центральные власти взимают региональные налоги с последующим субсидированием территорий, что обусловлено низкой долей региональных налогов в региональных бюджетах и высокой долей субсидий.
Пристального внимания заслуживает практика применения долевого дохода, представляющего собой пропорциональное распределение одного налога между центром и регионами.
Проведенный анализ опыта зарубежных стран в формировании доходов региональных бюджетов показал неоднородность их налогового федерализма и его зависимость от конкретного экономического курса и особенностей налоговой системы. Он формируется и действует под влиянием различных факторов.
В современных условиях опыт западных стран вполне применим к Российской Федерации. Однако, его невозможно полностью скопировать и перенести в нашу страну. Следует лишь перенять лучшее, наиболее подходящее к особенностям российской экономики. В целом, государства стремятся к разнообразию путей пополнения бюджетов всех уровней. Такая диверсификация дает возможность снижения налоговых ставок, что, в свою очередь, стимулирует экономическое и инвестиционное развитие.
Современные проблемы региональных бюджетов Российской Федерации требуют от государственных органов реформирования в количественном и качественном составе бюджетных показателей. Кроме того необходимо совершенствование и самого принципа организации российской бюджетной системы. Одним из звеньев институциональных реформ в регионе является создание эффективной системы управления региональным налогообложением.
Большая часть доходов в российской бюджетной системе перераспределяется в федеральный бюджет, в результате чего в большинстве субъектов Российской Федерации остро встает вопрос обеспечения своей доходной базы за счет собственных источников.
Федеральный центр старается для этого стимулировать развитие промышленности, снижая налоговую нагрузку. Однако, данное решение реализуется в основном за счет регионов, что не совсем верно.
Фактически полноценная замена выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации не получилась, несмотря на то, что федеральное правительство обещало их компенсировать. Поэтому регионам ничего не остается на данный момент, как искать пути увеличения доходов своих бюджетов за счет собственных источников, параллельно оптимизируя расходы.
Для улучшения финансового положения субъектов Российской Федерации, обеспечения устойчивого экономического роста и т.д., нужно:
1) совершенствование действующего бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации в области расширения фискальных полномочий региональных органов.
2) увеличение доли собственных налоговых доходов в бюджетах субъектов Российской Федерации.
На основе результатов проведенного исследования выделены конкретные возможные пути увеличения налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Реализация обозначенных мер будет способствовать наращиванию собственной доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации. Всех насущных проблем их финансового обеспечения они не решать, но будут способствовать развитию экономического потенциала регионов и укреплению их собственных доходных частей бюджетов путем повышения эффективности собираемости налогов, увеличения их объемов и снижения неравенства в бюджетной обеспеченности.



1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ: по сост. на 23 июля 2013 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ: по сост. на 23 июля 2013 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.
4. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.
5. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования: Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3436.
6. О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах [Электронный ресурс]:
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 28 июня 2012 г. // Президент Российской Федерации [сайт]. - URL: http://www.kremlin.ru/
7. О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан
[Электронный ресурс]: Закон от 26 декабря 1991 года № 1366-XII//
http: //docs. pravo. ru
8. Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2014 год [Электронный
ресурс]: Закон Республики Татарстан от 12.06.2015 № 36-ЗРТ //
http: //minfin.tatarstan.ru/
9. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 22 апреля 2011 г. № 13-ЗРТ // http://mert.tatarstan.ru/
10. Александров И.М., Субботина О.В. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Дашков и К, 2012. - 446 с.
11. Аяцков Д.Ф., Гегедюш, Н.С. и др. Правовые и организационные основы государственного и муниципального управления. - М.: Форму, 2012. - 448 с.
12. Барциц И.Н. Система государственного и муниципального управления. Учебный курс. - М.: РАГС, 2011. - 952 с.
13. Болтинова О.В. Бюджетное право. - М.: Норма, 2013. - 320 с.
14. Бондарь Н. Муниципальное право Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2013.-736 с.
15. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. - М.: Юрайт, 2013. - 496 с.
16. Васильев В.И. Муниципальное право России. - М.: Юстицинформ, 2012 - 680 с.
17. Грачева Е. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. - М.: Проспект, 2013. - 640 с.
18. Дорошенко Е.Н., Заболотских Е.М. и др. Муниципальное право. - М.: Проспект, 2013. - 336 с.
19. Дуканич Л. В. Налоги и налогообложение / Дуканич Л. В. - Ростов-н/Д: Феникс, 2015.
20. Захаров И.В. Муниципальное право в схемах. - М.: Проспект, 2013. - 174 с.
21. Иванюженко А.Б. Государственный и муниципальный финансовый контроль.
- М.: Нестор-История, 2010. - 398 с.
22. Изабакаров И.Г., Ниналолова Ф.И. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2013. - 272 с.
23. Карпов Э.С. Бюджетный контроль в Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2012. - 140 с.
24. Кокотов А. Муниципальное право России. - М.: Юрайт, 2013. - 560 с.
25. Комягин Д.Л. Бюджетное право. - М.: Инфра-М, 2012. - 288 с.
26. Крохина Ю.А. Бюджетное право России. - М.: Юрайт, 2013. - 484 с.
27. Кузин В.И., Зуев С.Э. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления. - М.: Дело, 2013. - 120 с.
28. Литягин Н.Н. Бюджетное право. - М.: Инфра-М, 2013. - 112 с.
29. Ляхова Н.И., Понкратова И.А., Полищук Н.В. Управление бюджетным процессом муниципального образования. - М.: ООО «ТНТ», 2012. - 172 с.
30. Малько А.В. Муниципальное право России. - М.: Юрайт, 2012. - 416 с.
31. Мальцев В.А. Финансовое право. - М.: Академия, 2012. - 256 с.
32. Назаренко Н.Ю. Государственное и муниципальное управление. Экспресс- курс. - М.: А-Приор, 2012. - 160 с.
33. Наумов С.Ю., Гегедюш, Н.С. и др. Государственное и муниципальное управление. - М.: Дашков и К, 2015. - 556 с.
34. Наумов С.Ю., Сергушко С.В. Теория государственного и муниципального управления. - М.: Форум, 2015. - 320 с.
35. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Дашков и К,2011.- 336 с.
36. Орешин В.П. Система государственного и муниципального управления. - М.: Инфра-М, 2014. - 320 с.
37. Осипова Е.С. Роль и значение региональных налогов в экономическом обеспечении регионов // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 64-68.
38. Павлов П.В. Финансовое право. - М.: Омега-Л, 2012. - 304 с.
39. Пешкова Х.В. Бюджетное право России. - М.: Контракт, 2015. - 416 с.
40. Поляк Г. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Проспект, 2013. - 438 с.
41. Прохорова Н.А. Использование экономико-юридической информации при различных формах контроля / Н.А. Прохорова, И.А. Соколова // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. — 2011.- № 15. — С. 157-164.
42. Прохорова Н.А. Проблемы взаимодействия бухгалтерского учета и налогового учета / Н.А. Прохорова, И.А. Соколова // Сборник научных трудов Sworld. 2011. Т. 10.-№ 3. — С. 50-58.
43. Реутова И.М. Бюджетная система. - М.: Форум, 2011. - 184 с.
44. Рой О.М. Основы государственного и муниципального управления. - СПб.: Питер, 2012. - 448 с.
45. Савелов А.Н. Бюджетная отчетность государственных (муниципальных) учреждений. - М.: Дело и сервис, 2013. - 128 с.
46. Свищев В.А. Государственные и муниципальные финансы. - М.: Дашков и К,2011.- 464 с.
47. Тарасова В. Ф. Налоги и налогообложение: учебник / Т. В. Тарасова, М. В. Владыка, Т. В. Сапрыкина, Л. Н. Семыкина. — М.: КНОРУС, 2012. — 488 с.
48. Тарасова В.Ф. Региональное налогообложение как фактор развития субъектов малого предпринимательства / Т.В. Тарасова, Т.В. Сапрыкина. // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Системный анализ в экономике и управлении». — Таганрог: Изд-во ТРТУ,2005. — № 8(52).- С. 111-113.
49. Тургенев Н. И. Опыт теории налогов / Тургенев Н. И. - М.:
Госсоцэкономиздат, 1937.
50. Упоров И.В., Старков, О.В. Финансовое право. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 360 с.
51. Черник Д. Г. Налоги: учебное пособие / Черник Д. Г. - М.: Финансы и статистика, 2014.
52. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. - М.: Норма, 2013. - 432 с.
53. Шамарова Г.М. Основы государственного и муниципального управления. - М.: Синергия, 2013. - 320 с.
54. Шедько Ю. Система государственного и муниципального управления. - М.: Юрайт, 2013. - 576 с.
55. Якушев А.В. Государственные и муниципальные финансы. - М.: А-Приор,
2012. - 174 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ