Введение 3
1. Организационные основы бюджетного финансирования системы
образования в Российской Федерации 5
1.1. Российская система образования и источники ее финансирования 5
1.2. Разграничение расходных обязательств в сфере образования
между публично-правовыми образованиями 15
2. Анализ практики финансирования расходов бюджета субъекта
Российской Федерации на образование 22
2.1. Характеристика сети учреждений образования, финансируемых
за счет средств регионального бюджета 22
2.2. Анализ состава и структуры расходов бюджета субъекта
Российской Федерации на образование 34
3. Перспективы финансирования образования за счет средств
бюджетов субъектов Российской Федерации 40
3.1. Зарубежный опыт бюджетного финансирования образования и
возможности его использования в России 40
3.2. Возможности оптимизации и повышения эффективности
расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на образование 48
Заключение 57
Список использованных источников
Одной из основных целей бюджетной реформы, проводимой в Российской Федерации начиная с 2004 года, является повышение эффективности расходов бюджетов бюджетной системы.
Образование представляет собой одну из важнейших
отраслей, финансируемых из бюджета. Одним из приоритетных направлений государственных расходов является вложение инвестиций в сферу образования, поскольку главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с развитием ее человеческого потенциала, во многом определяющимся образованием. Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны.
Финансирование образования - одна из острых проблем переходной экономики России.
Проблеме совершенствования финансирования системы
образования уделяется сегодня достаточно большое внимание. Особенно актуальной она представляется в условиях ограниченных бюджетных ресурсов в виду экономического кризиса в России, сложностей с их обоснованным распределением и, возможно, необходимостью концентрации на каких-то существенно важных проблемах, направлениях подготовки специалистов и т.п.
Анализируя расходы бюджетов на общее образование можно сделать вывод, что механизм их финансирования в Российской Федерации остается недостаточно эффективным, о чем свидетельствуют: низкий уровень социально¬экономического положения педагогических работников; слабая
ориентированность форм предоставления бюджетных средств в сфере общего образования на повышение эффективности их расходования и пр. Именно этим и обусловлена актуальность настоящего исследования.
Объект исследования - система образования.
Предмет исследования - бюджетное финансирование системы образования.
Цель исследования - провести анализ бюджетного финансирования системы образования за счет бюджетов субъектов РФ.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи исследования:
- рассмотреть российскую систему образования и источники ее финансирования;
- рассмотреть разграничение расходных обязательств в сфере образования между публично-правовыми образованиями;
- провести анализ практики финансирования расходов бюджета субъекта РФ на образование;
- рассмотреть зарубежный опыт бюджетного финансирования образования и возможности его использования в РФ;
- рассмотреть возможности оптимизации и повышения эффективности расходов бюджетов субъектов РФ на образование.
Информационной базой стали официальные статистические данные и материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации; данные Федерального казначейства, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, региональных и муниципальных органов управления образованием, Министерства экономического развития Российской Федерации, финансовых органов субъектов Российской Федерации, информационно-аналитические материалы ОЭСР, др.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе выпускной квалифицированной работы рассмотрены организационные основы бюджетного финансирования системы образования в РФ. Во второй главе выпускной квалифицированной работы проведен анализ практики финансирования расходов бюджета субъекта Российской Федерации на образование. В третьей главе выпускной квалифицированной работы рассмотрены перспективы финансирования образования за счет средств бюджетов субъектов Федерации.
Система образования РФ считается основным фактором сохранения нашей страны в ряду ведущих стран мира, сохранении ее международного престижа как страны, которая имеет высокий уровень развития образования, науки и культуры.
Образование в Российской Федерации — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Российское образование подразделяется:
- на общее образование,
- на профессиональное образование,
- на дополнительное образование,
-на профессиональное обучение.
Финансирование системы образования в РФ осуществляется за счет:
- средств федерального бюджета;
- средств бюджетов субъектов РФ;
- средств муниципальных бюджетов.
Анализ сети образовательных учреждений РТ свидетельствует о том, что общее образование в Республике Татарстан в 2016 году осуществляется в 1419 общеобразовательных организаций, что ниже аналогичных показателей 2015 года на 10 учреждений. В 2014 году количество общеобразовательных учреждений составляло 1488, что ниже показателей 2016 года на 69 учреждений.
Дошкольное образование в Республике Татарстан в 2016 году осуществляется в 2057 учреждениях дошкольного образования, что выше аналогичного показателя 2015 года на 28 учреждений. В 2014 году количество учреждений дошкольного образования составляло 2012, то есть на 45 учреждений меньше, чем в 2016 году. В сеть учреждений дошкольного образования в 2016 году входят:
В Республике Татарстан в 2016 году работает также 434 образовательных организаций дополнительного образования, что выше аналогичного показателя 2015 года на 6 учреждений. В 2014 году данный показатель составлял 427 учреждений.
В настоящее время в республике действует 96 профессиональных образовательных организаций, что ниже аналогичных показателей 2015 года на 7 учреждений. В 2014 году количество учреждений профессионального образования составляло 101 учреждение, что выше показателей 2016 года на 5 учреждений.
Что касается высшего образования, то в 2016 году в Республике Татарстан действует 50 учреждений высшего профессионального образования, что ниже показателей 2015 года на 11 учреждений. В 2014 году количество учреждений высшего профессионального образования составляло 71 учреждение, что выше аналогичных показателей 2016 года на 21 учреждение.
В сети общеобразовательных организаций Республики Татарстан в 2016 году обучается 388,9 тысяч человек, что на 10,1 тысячу человек меньше аналогичных показателей 2015 года. В 2014 году данный показатель составил 374,1 тысяч человек, что ниже показателя 2016 года на 14,8 тысяч человек.
В сети образовательных учреждений дополнительного образования детей обучается 324 тысячи детей, что по данным Министерства образования и науки Республики Татарстан, составляет 86,4 % от общего количества детей. В 2015 году количество обучающих составило 323 тысячи человек, что составляло 87,4 % от общего количества детей. В 2014 году количество обучающихся в учреждениях дополнительного образования составляло 326,1 тысяч человек, что выше аналогичного показателя 2016 года на 2,1 тысяч человек.
В сети дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан, как следует из таблицы 2, обучается 211 тысяч детей, что составляет 68 процентов от общего числа детей в РТ. Показатель 2016 года выше аналогичного показателя
2015 года на 7,8 тысяч человек. В 2014 году в дошкольных образовательных учреждениях обучалось 194,0 тысяч человек, что ниже аналогичного показателя
2016 года на 17,8 тысяч рублей.
В сети профессиональных образовательных организаций в 2016 году обучается 67 тысяч человек, что практически аналогично показателям 2015 года - 66 тысяч человек. В 2014 году данный показатель составлял 67,5 тысяч человек. Таким образом, за период анализа наблюдается незначительные изменения в числе обучающихся в системе профессионального образования.
В сети учреждений высшего профессионального образования в 2016 году обучаются 152,4 тысячи человек. В 2015 году количество обучающихся составляло 163,1 тысяч человек, что на 10,7 тысяч человек выше аналогичного показателя 2016 года. В 2014 году количество обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования составляло 170,3 тысячи человек, что выше аналогичного показателя 2016 года на 17,9 тысяч человек.
По количеству работников в сфере образования наблюдается тенденция их повышения в течение всего анализируемого периода.
Анализ состава и структуры расходов бюджета РТ свидетельствует о том, что в 2016 году по подразделу «Другие вопросы в области образования» расходы составили 22,16 млрд. рублей, что на 1,3 млрд. рублей ниже, чем в 2015 году. В 2014 году данный показатель составлял 22,32 млрд. рублей.
Следующим по объему бюджетных расходов является подраздел «Общее образование». В 2016 году было осуществлено расходов на общее образование в сумме 10,78 млрд. рублей, что на 1,7 млрд. рублей выше, чем в 2015 году. В 2014 году расходы на общее образование составили 7,25 млрд. рублей, что на 3,53 млрд. рублей ниже, чем в 2016 году. Таким образом, наблюдается тенденция повышения бюджетных расходов на общее образование.
Расходы по подразделу «Дошкольное образование» в 2016 году были осуществлены в сумме 4,72 млрд. рублей, что выше показателей 2015 года на 2,04 млрд. рублей. В 2014 году расходы бюджета по данному подразделу составили 12,55 млрд. рублей, что выше показателей 2016 года на 7,83 млрд. рублей.
Расходы по подразделу «Среднее профессиональное образование» составили в 2016 году 4,82 млрд. рублей, что ниже показателя 2015 года на 0,62 млрд. рублей. В 2014 году данный показатель составил 4,89 млрд. рублей, что выше показателя 2016 года на 0,07 млрд. рублей.
Расходы по подразделу «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации» в 2016 году составили 0,96 млрд. рублей, что выше аналогичного показателя 2015 года на 0,61 млрд. рублей. В 2014 году расходы бюджета по данному подразделу составили 0,36 млрд. рублей.
Расходы по подразделу «Высшее и послевузовское профессиональное образование» в 2016 году составили 0,19 млрд. рублей, что ниже показателей 2015 года на 0,07 млрд. рублей. В 2014 году расходы по данному подразделу составили 0,22 млрд. рублей, что на 0,03 млрд. рублей.
Расходы по подразделу «Молодежная политика и образование детей» в 2016 году составили 1,97 млрд. рублей, что на 0,29 млрд. рублей ниже аналогичного показателя в 2015 году. В 2014 году объем расходов по данному подразделу составил 1,94 млрд. рублей, что ниже аналогичного показателя 2016 года на 0,03 млрд. рублей.
В результате анализа зарубежного опыта финансирования образования можно сделать следующие выводы:
- возможность выбора разных схем финансирования позволяет найти потребителю образовательных услуг оптимальный метод обеспечения финансовых вложений в образование, а образовательному учреждению - обеспечить дополнительные поступления финансовых средств;
- образовательные учреждения обязаны более эффективно управлять собственными активами и финансами для обеспечения финансовой долговременной финансовой устойчивости;
- в возмещении затрат на образование обязаны участвовать частные и корпоративные финансы;
- образовательным учреждениям нужен более обширный набор инструментов финансового обеспечения в условиях автономии;
- затраты на образование растут быстрее, чем предлагаемое государственное финансирование для его поддержки.
В финансировании образования в практике РФ нужно сочетать разнообразные модели финансового обеспечения образовательных учреждений, потому что достоинства каждой модели неоспоримы по уровню их влияния на социальную сферу и экономику. Исполнение муниципального (государственного) заказа, финансирование образовательных учреждений по показателям эффективности деятельности - для российского образования актуальные задачи. Также для совершенствования системы финансирования образования РФ интересен опыт Новой Зеландии в части оплаты образовательных услуг учреждений высшего профессионального образования, установленной в размере 25 процентов от всей стоимости образование, вне зависимости от стоимости обучения. Государство оплачивает 75 процентов от стоимости образования.
Для повышения эффективности бюджетных расходов на образование предлагается:
- использование механизма конкурсного распределения муниципального (государственного) задания;
- модернизация механизма расходования и формирования фонда оплаты труда педагогических сотрудников;
- обеспечение прозрачности расходов;
- право самостоятельно вносить изменения в утвержденный план хозяйственной и финансовой деятельности.
Реализация указанных предложений, на наш взгляд, позволит повысить самостоятельность образовательных учреждений в формировании собственных бюджетов, и вместе с тем и ответственность за расходование средств; повысить мотивацию работников образовательных учреждений, что повлечет за собой, в свою очередь, повышение качества профессиональной деятельности преподавательского состава, а значит и качества образования; повисит конкурентоспособность российских образовательных учреждений и др.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст.- М.: Юрайт-Издат, 2016.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ
(ред. от 28.03.2017) // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее
обновление 28.03.2017.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 28.03.2017.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 01.05.2017) // Справочно-правовая система
«Гарант». - Последнее обновление 01.05.2017.
5. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ) «Об автономных
учреждениях» (ред. от 03.07.2016) // Справочно-правовая система «Гарант». -
Последнее обновление 03.06.2017.
6. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих
организациях» (ред. от 19.12.2016) // Справочно-правовая система «Гарант». -
Последнее обновление 19.12.2016.
7. Государственной программы развития образования и науки Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 25.01.2017.
8. Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР / отв. ред. М. В. Ларионова. - М.: Издат. дом ГУ ВШЭ, 2015. - 187 с.
9. Гаврилова, С.С. Экономический анализ. / С.С. Гаврилова. - М.: Эксмо, 2016. - 166 с.
10. Гервиц Л.Я., Масталыгина Н.А. Финансовое планирование и анализ в бюджетных учреждениях. М., 2011.
11. Гринкевич Л.С., Сагайдачная Н.К., Казаков В.В. Государственные и
муниципальные финансы России: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2016. - 187 с.
12. Днепров Э.Д. Модернизация российского образования: документы и материалы. М.: Инфра-М, 2016. - 98 с.
13. Елистратова, Е.Ю. Повышение эффективности бюджетных расходов на финансирование общеобразовательных услуг / Е.Ю. Елистратова // МИР (Модернизация. Инновация. Развитие.). - 2016. - Том 7, № 1 (25). - С. 89 - 90.
14. Елистратова, Е.Ю. Реструктуризация бюджетных учреждений как метод повышения эффективности использования бюджетных средств / Е.Ю. Елистратова // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2013. Выпуск XXXIV. - С. 90-109.
15. Жуков А.Д. Образование в России: Проблемы и решения. - Москва, ЭКМОС, 2014. - С. 89 - 91.
16. Заяц Н.Е. Финансы предприятий: учеб. пособие / Н.Е. Заяц; под общ.ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской. - 2-е изд. - Мн.: Выш. шк., 2016. - 165 с.
17. Игнатов В.Г. Экономика муниципальных образований. М.: Март, 2010.
18. Ковалева, Г.С. Состояние российского образования / Г.С. Ковалева // Педагогика. 2014. № 2. - С. 76 - 79.
19. Кузьменко, Н.Е. О модернизации образования в России / Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин, О.Н. Рыжова // Педагогика. 2015. № 3. - С. 76 - 79.
20. Лушина С.И., Слепова В.А. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. М., 2016. - 125 с.
21. Лысенко, Д.В. Экономический анализ: Учебник. / Д.В. Лысенко. - М.: ТК Велби, Проспект, 2016. - 187 с.
22. Мысляева И.Н., Государственные и муниципальные финансы: Учебник для студ. вузов - М.: ИНФРА-М, 2016. - 651 с.
23. Самборский В.М., Грищенко А.А. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях: Учебник. М., 2016. - 176 с.
24. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика: Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года: Книга 1; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС,
2013. - 176 с.
25. Солянникова, С.П. Результативность государственных расходов: проблемы оценки и мониторинга / С.П. Солянникова // Финансы и кредит. - 2013. № 46. - С. 45 - 65.
26. Тараканов, В. В. Экономические последствия принятия Федерального
закона «Об автономных учреждениях» для учреждений высшего профессионального образования / В. В. Тараканов ; ВолГУ - Волгоград, 2016. -
182 с.
27. Финансы: Учебное пособие /Под ред. проф.А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 209 с.
28. Финансы государственных предприятий: Учебное пособие /Под ред. В.К. Писаревой. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 187 с.
29. Финансирование государственных учреждений сферы образования: Учебное пособие /Под ред. К.Л. Федорова. - М.: Финансы и статистика, 2013 - 109 с.
30. Финансирование образования в России и за рубежном: Учебное пособие /Под ред. А. С. Светляровой. - М.: Наука , 2015. - 123 с.
31. Финансы предприятий: методики расчеты/Под ред. М.В. Полякова. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 198 с.
32. .Финансирование образования в регионе/Под ред. проф.В.К. Синовалова. - М.: Знание, 2014. - 187 с.
33. 42. Экономика: Учебник /Под ред. Доц.А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2015. - 143 с.
34. Экономика государственных учреждений/Под ред. Доц.А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2014. - 143 с.
35. Экономика и специфика финансирования образовательных учреждений/Под ред. Доц.А.С. Сергеева. - М.: Наука, 2015. - 154 с.
36. Экономика и специфика расчета бюджетного финасирования учреждений образования региона / Под ред. И.К. Федулова - М.: ТЕИС, 2014. - 210 с.
37. Юрин А.В. О концепции повышения эффективности межбюджетных отношений в 2009-2011 годах // Финансы. - 2013. - №6. - С.12 - 21..
38. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М., 2015. - 309 с.
39. Мониторинг достаточности предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации средств на реализацию мероприятий по достижению социально-экономических показателей, определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-606 [Электронный ресурс] // Министерство финансов Российской Федерации. - Режим доступа: http://minfin.ru/ru/perfomance/regions/monitoring_results/monitoring_adequacy/ (дата обращения: 01.02.2017).
40. О критериях оценки деятельности государственных учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, молодежной политики, физической культуры и спорта: [постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.06.2010 № 476] [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс» Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: : http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.04.2017).
41. Отчетность по исполнению бюджетов [Электронный ресурс]. - Официальный сайт Казначейства России. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/ (дата обращения: 01.02.2017).
42. Официальный сайт ОЭСР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oecd.org (дата обращения: 01.02.2017).
43. О приобретении (закупке) тепловой энергии по нерегулируемым ценам: [письмо Минфина России от 08.11.2012 № 02-11-08/4694] [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс» Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 30.04.2017).
44. О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности
государственного (муниципального) учреждения: [приказ Минфина России от 28.07.2010 № 81н] [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс»
Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.04.2017)
45. Сайт Российской Академии образования, Института содержания и методов обучения, Центра оценки качества образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.centeroko.ru (дата обращения: 09.05.2017).
46. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 01.02.2017).
47. Сайт электронного мониторинга развития образования «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kpmo.ru (дата обращения: 06.05.2017).
48. Шаперенков А.В. Особенности образовательного кредитования в
России [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://journal.safbd.ru/sites/default/files/articles/safbd-2014-1_60-63.pdf (дата
обращения 06.05.2017).
49. Коган Е.Я., Кутейницына Т.Г., Прудникова В.А. Региональная модель
управления общеобразовательными программами повышенного уровня // Вопросы образования. 2015. №3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-model-upravleniya- obscheobrazovatelnymi-programmami-povyshennogo-urovnya (дата обращения: 07.05.2017)