Введение
1. Теоретические основы формирования доходной части бюджета в
субъектах Российской Федерации 7
1.1. Сущность и значение доходов бюджетов субъектов Российской
Федерации 7
1.2. Группировка доходов бюджетов субъектов Российской
Федерации 15
1.3. Нормативно-правовое регулирование формирования доходов Российской
Федерации 22
2. Анализ доходов бюджета Республики Татарстан
2.1. Анализ налоговых доходов бюджета Республики Татарстан 30
2.2. Анализ неналоговых доходов бюджета Республики Татарстан 36
2.3. Роль межбюджетных трансфертов в процессе формирования доходной
части регионального бюджета 42
3. Пути повышения доходной части региональных бюджетов в условиях финансового кризиса
3.1. Анализ зарубежного опыта в формировании доходов субфедеральных
бюджетов 47
3.2. Пути повышения налоговых доходов в бюджетах субъектов Российской
Федерации 57
Заключение 69
Список использованных источников 75
Финансовой политике в современных рыночных условиях принадлежит особенная роль: финансовая политика должна как исполнять социальные функции, так и стимулировать экономический подъем, принимать участие в создании полноценного рынка и формировании конкурентной среды, способствовать расширению сферы рыночных отношений, как на региональном, так и на федеральном уровне.
Финансы субъектов РФ - это совокупность денежных отношений, которые возникают по поводу использования, распределения и формирования региональных фондов финансовых ресурсов с целью решения экономических и социальных задач субъектов Российской Федерации.
Региональные бюджетные отношения - это часть финансовых отношений органов государственной власти с частными, акционерными и государственными предприятиями, а также граждан по поводу использования и формирования централизованного фонда финансовых ресурсов.
Региональный бюджет считается формой расходования и образования финансовых средств для обеспечения в субъектах РФ функций государственных органов власти.
Для успешной реализации финансовой политики органов государственной власти необходимо сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете.
Ориентация на децентрализацию, которая лежит в основе реформы системы управления, подразумевает усиление финансовой и экономической региональной самостоятельности.
Однако, это не исключает необходимости перераспределения части федерального бюджета между регионами. Механизм объективного перераспределения части общих средств в форме передачи их в региональные бюджеты, более того, считается ключевым условием укрепления Российской Федерации.
Содержание бюджетной системы субъектов РФ образуют следующие элементы: налоговые и региональные финансовые отношения с местными бюджетами и государственным бюджетом, расходные обязанности, дотации, льготы, сборы, региональные налоги, региональные бюджеты.
За последние годы субъекты РФ получили определенные права в сфере распоряжения региональной собственностью и налогообложения.
В итоге усилилась зависимость доходной базы бюджета субъектов РФ от эффективности управления процессом формирования региональной финансовой базы. Имеющиеся доходные источники признать исчерпывающими нельзя. Это считается причиной несбалансированности региональных бюджетов. Таким образом, упорядочение финансового обеспечения полномочий субъектов Российской Федерации считается основным условием укрепления государственности РФ на базе принципов федерализации и финансовой самостоятельности.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день нет эффективных стимулов роста доходов бюджетов субъектов РФ, что приводит к появлению многих дотационных территорий.
Плавное выравнивание бюджетов за счет субвенций и дотаций формирует у органов местной власти субъектов РФ иждивенческие настроения и не приводит к развитию их хозяйственной инициативы. В сущности, игнорируется принцип функционирования финансовых кругооборотов в рамках бюджета - их объективная связь со сферой услуг и производства.
Именно поэтому необходимо совершенствовать механизм формирования доходной части региональных бюджетов, а также необходимость повышения собственных доходов субъектов Российской Федерации.
Объект исследования - бюджетная система субъектов РФ.
Предмет исследования - доходы бюджета Республики Татарстан.
Целью исследования является изучение доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и рассмотрение путей их укрепления на примере Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
- рассмотреть сущность и значение доходов бюджетов в субъектах РФ;
- изучить группировку доходов бюджетов в субъектах РФ;
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование формирования доходов РФ;
- провести анализ налоговых доходов бюджета Республики Татарстан;
- провести анализ неналоговых поступлений бюджета Республики Татарстан;
- изучить роль межбюджетных трансфертов в процессе формирования доходной части регионального бюджета;
- провести анализ зарубежного опыта в формировании доходов субфедеральных бюджетов;
- рассмотреть пути повышения налоговых доходов в бюджетах субъектов РФ;
- предложить рекомендации по укреплению доходной части в региональных бюджетах за счет неналоговых поступлений.
Теоретической базой исследования стали работы российских ученых в сфере бюджетного регулирования, экономики и финансов. Особое внимание при написании работы было уделено следующим авторами: Е.Н. Бабенко, А.М. Бабич, М.Ю. Березин, В.Г. Михайлов, А.Г. Гранберг, А.Г Игудин и пр.
Информационной базой настоящего исследования стали нормативно - правовые акты РФ и Республики Татарстан, специальная и учебная литература, официальные сайты сети Интернет, которые относятся к Министерству финансов РФ и Республики Татарстан, а также материалы периодической печати.
Практическая значимость исследования. Полученные в результате проведенного исследования данные могут быть использованы для улучшения формирования доходов бюджета Республики Татарстан.
Доходы региональных бюджетов представляют собой определенные нормами права финансовые отношения по поводу поступления денежных средств в бюджет РФ, субъекта РФ или муниципального образования для формирования финансовой базы с целью удовлетворения публичных потребностей. Доходы региональных бюджетов составляют около 1/3 консолидированного бюджета, что и определяет их значимость в экономике РФ.
Формой проявления таких финансовых отношений являются разнообразные виды поступлений и платежей в региональный бюджет с их материально-вещественным воплощением - финансовые средства, которые мобилизуются в бюджетный фонд субъекта Российской Федерации.
Исследования, проведенные в первой главе, показали, что система построения бюджетных доходов регионов строится в соответствии с определенными принципами, которые позволяют субъекту РФ иметь достаточные для его деятельности финансовые ресурсы и совместно с этим использовать платежи физических и юридических лиц для регулирования их финансового состояния.
Доходы региональных бюджетов составляли в 2014 году 8892,7 млрд. рублей, то есть 33,2 % от доходов консолидированного бюджета. В 2015 году доходы региональных бюджетов повысились на 678,1 млрд. рублей и составили 35,5 % от доходов консолидированного бюджета РФ. В 2016 году доходы региональных бюджетов составили 10383,0 млрд. рублей, то есть повысились на 812,2 млрд. рублей и составили 37,4 % от доходов
консолидированного бюджета.
Как показывают данные, основную часть доходов бюджетов субъектов Российской Федерации составляют неналоговые и налоговые поступления в бюджет более 85%, из них наибольшую долю занимают поступления НДФЛ: в 2014 году удельный вес НДФЛ составлял 30,7 % в структуре неналоговых и налоговых поступлений, в 2015 и 2016 годах - 30,9 %.
Следующим по величине в структуре поступлений считается налог на прибыль организаций, удельный вес которого в 2014 году составил 23,9 %, в 2015 году - 23,5 %, в 2016 году - 24,3 %. Наименьший удельный вес в структуре неналоговых и налоговых поступлений занимает налог на имущество организаций. В 2014 году удельный вес налога на имущество организаций составил 8,4 %, в 2015 году - 9,2 %, в 2016 году - 10,0 %.
В оптимальной модели формирования доходов региональных бюджетов группировка доходов должна осуществляться на базе критерия самостоятельности региональных исполнительных и представительных органов власти, снижения применения административных методов в бюджетной деятельности и их использования в единстве с финансовыми методами.
Результаты анализа доходов бюджета Республики Татарстан позволяют сделать вывод, что главную часть доходов анализируемого бюджета занимают налоговые поступления (около 80%).
В результате анализа было установлено, что за анализируемый период наблюдается тенденция увеличения поступления налоговых доходов в бюджет Республики Татарстан.
Налоговые доходы Республики Татарстан в 2016 году составили 183,6 млрд. рублей, или 113,1 % от показателя 2015 года.
В основном это связано с повышением поступлений акцизов в 2016 году по сравнению с 2015 году на 14,41 млрд. рублей, а в сравнении с 2014 годом данный показатель выше на 21,4 млрд. рублей. Перевыполнение плана обусловлено увеличением объемов производства и отгрузки подакцизной продукции от плановых объемов, а также повышением ставок акцизов.
Налог на имущество в 2016 году выше аналогичного показателя 2015 года на 1,15 млрд. рублей и на 3,2 млрд. рублей по сравнению с 2014 годом. Повышение показателей по налогу на имущество объясняется ростом налоговой базы.
В 2016 году наблюдается увеличение НДФЛ: если в 2014 и в 2015 годах показатели были примерно одинаковые - 38,1 млрд. рублей и 40,09 млрд.
рублей соответственно, то в 2016 году показатели НДФЛ были равны 44,9 млрд. рублей. Причинами таких высоких показателей являются рост среднемесячной заработной платы, выплатой дивидендов по ряду крупных организаций и увеличением численности работающих в отдельных муниципальных районах.
И наконец, в 2016 году незначительно увеличился показатель по налогу на прибыль организаций в сравнении с показателями 2015 г. и составил 72,5 млрд. рублей. В сравнении с показателем по данному налогу в 2014 году он повысился на 13,1 млрд. рублей.
Неналоговые доходы в бюджете Республики Татарстан занимают в доходной части бюджета Республики Татарстан довольно значительное место и имеют имущественный характер. В структуре доходов бюджета Республики Татарстан в 2016 году доля неналоговых поступлений составила 4,3 %.
Платежи при пользовании природными ресурсами в Республике Татарстан в 2016 году были осуществлены в размере 0,32 млрд. рублей, то есть 78,04 % от аналогичного показателя в 2015 году.
На 2016 году были осуществлены доходы от оказания платных услуг, а также компенсации государственных затрат в размере 3,41 млрд. рублей, то есть 188,39 % от аналогичного показателя в 2015 году.
Поступления от возмещения ущерба, санкций и штрафов в Республике Татарстан в 2016 году были осуществлены в размере 3,35 миллиарда рублей, то есть 90,05 % от аналогичного показателя в 2015 году.
Поступление доходов от использования имущества, которое находится в государственной собственности, в бюджет Республики Татарстан на 2016 год было осуществлено в размере 0,58 млрд. рублей, то есть 101,75 % от аналогичного показателя в 2015 года.
Доля межбюджетных трансфертов в бюджете Республики Татарстан в 2016 году составила 11,59 %, в 2015 году данный показатель составлял 15,3 %, а в 2014 году - 16,5 %. Это говорит о снижении доли межбюджетных трансфертов в бюджете Республики Татарстан за анализируемый период из- за увеличения поступлений налоговых платежей.
Главные проблемы формирования доходов региональных бюджетов обусловлены следующими ключевыми причинами:
Во-первых, ограничением налоговых полномочий субъектов РФ.
Для слаборазвитых регионов ограничены неналоговые возможности регулирования объемом бюджетных средств.
В настоящее время решение задачи восстановления устойчивого экономического роста РФ сдерживается ограничением управленческих и финансовых возможностей регионов. Высокая централизация налоговых доходов и концентрация полномочий по регулированию налоговой политики в руках федеральной власти, в сущности, сформировала ситуацию, в которой региональным властям отведена роль проводников - исполнителей федеральной финансовой политики. Но в условиях межрегиональной колоссальной дифференциации эта расстановка крайне негативно сказывается на динамике экономического развития и неэффективна.
Во-вторых, несовершенством действующего налогового и бюджетного законодательства.
Одним из основных недостатков современной государственной налоговой политики, с позиции принципов налогового и бюджетного федерализма, считаются прогрессирующие центростремительные тенденции в распределении налоговых доходов.
Для решения выявленных проблем предлагается:
- установить на законодательном уровне исключительные полномочия региональных органов законодательной власти по региональным налогам;
- изменить механизмы зачисления в бюджет ряда сборов и налогов, которые закреплены за регионами бюджетами;
- увеличить перечень налогов регионального уровня.
Совершенствование налоговых и финансовых отношений между Российской Федерацией и субъектами РФ, между органами местного самоуправления и органами государственной власти обязано быть направлено на повышение уровня бюджетного обеспечения муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.
Для этого за субъектами Российской Федерации необходимо закрепить постоянные финансовые и, в первую очередь, налоговые источники дохода для самостоятельного формирования регионального бюджета. Это поможет сократить неоправданные финансовые встречные потоки между бюджетами разных уровней, сократить объемы финансовой федеральной поддержки регионов, которые способны к самофинансированию, а также направить ее на помощь депрессивным субъектам Российской Федерации.
Практически все ученые в настоящее время сходятся во мнении, что увеличивается роль института собственных региональных доходов в полновесном и устойчивом обеспечении обязательств по развитию собственной территории. Именно поэтому можно выделить следующие пути улучшения системы собственных доходных поступлений бюджетов в субъектах РФ.
Во-первых, постепенное и последовательное расширение права налоготворчества. В процессе самостоятельного установления собственных надбавок к федеральным налогам и введения «непересекающихся» сборов и налогов возможна наиболее полная налоговая автономность.
Во-вторых, переход к прежнему регулирующему характеру налога на добавленную стоимость. Особенностью НДС, которая отличает его от иных налогов, считается возмещение государством суммы налога, которая уплачена при приобретении услуг (работ, товаров). Эта особенность определяет механизм формирования налоговых доходов бюджета.
В-третьих, налог на прибыль организаций должен быть переведен в разряд региональных налогов.
В-четвертых, на сегодняшний день нужна принципиально новая модель управления государственным имуществом, реализация которой поможет добиться эффективного исполнения функций государства, рациональной структуры доходов бюджета и государства в целом, оптимизации состава имущества. Вся система неналоговых поступлений бюджета в целом нуждается в совершенствовании законодательства, а также выработке эффективных методов управления ими.
В-пятых, оставить налоговую нагрузку на нефтяную отрасль на уровне 2017 года (150 млрд. рублей) и ввести 4-5 лет фискальной стабильности для отрасли, что поможет обеспечить дополнительные нефтяные доходы и минимизировать негативное влияние на сектор добычи.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №
146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ, № 31,
03.08.1998, ст. 3824.
4. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3813.
5. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017) // Собрание
законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
6. Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.04.2007, № 18, ст. 2117.
7. Бюджетный кодекс Республики Татарстан от 29.05.2004 № 35-ЗРТ (принят ГС РТ 28.04.2004) // Ведомости Государственного Совета Татарстана, 2004, № 4-5, ст. 238.
8. Закон РТ от 10.10.2011 № 68-ЗРТ «Об инвестиционном налоговом кредите
в Республике Татарстан» (принят ГС РТ 15.09.2011) // Ведомости
Государственного Совета Татарстана, 2011, № 10, ст. 1210.
9. Постановление Правительства РФ от 26.12.2005 № 806 (ред. от 15.12.2016) «Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества» // Собрание законодательства РФ, 02.01.2006, № 1, ст. 150.
10. Распоряжение Правительства РФ от 08.08.2009 № 1123-р «О Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года» // Собрание законодательства РФ, 17.08.2009, № 33, ст. 4129.
11. Бабенко Е.Н., Михайлов В.Г. О согласовании параметров бюджетной и долговой политики региона // Финансы. - 2016. - №11. - С.33 - 65.
12. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / А.М. Бабич.Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 189 с.
13. Березин М.Ю. Особенности межбюджетного распределения доходов от региональных и местных налогов // Законодательство и экономика. - 2008. - №7. - С.59.
14. Гаврилова С.С. Экономический анализ. / С.С. Гаврилова. - М.: Эксмо, 2016. - 144 с.
15. Гервиц Л.Я. . Финансовое планирование и анализ в бюджетных
учреждениях. - М.:Наука, 2017. - 198 с.
16. Гринкевич Л.С. Государственные и муниципальные финансы России:
Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2015. - 560 с.
17. Гранберг А.Г Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - М.: ГУ ВШЭ, 2016. - 162 с.
19. Гуреев В.И. Налоговое право: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 165 с.
20. Днепров Э.Д. Модернизация российского образования: документы и материалы. - М.: Инфра-М, 2016.- 174 с.
21. Жуков А.Д. Образование в России: Проблемы и решения. - Москва, ЭКМОС, 2016. - 154 с.
22.Заяц Н.Е. Финансы предприятий: учеб. пособие / Н.Е. Заяц; под общ.ред. Н.Е. Заяц, Т.П. Василевской. - 2-е изд. - Мн.: Выш. шк., 2015. - 528 с.
23. Игудин А.Г О бюджетировании, ориентированном на результат, во взаимоотношениях с региональными и местными бюджетами // Финансы. -
2015. - №11. - С.29 - 32.
24. Игнатов В.Г. Экономика муниципальных образований. М.: Март, 2015. -
544 с.
25. Ковалева Г.С. Состояние российского образования / Г.С. Ковалева // Педагогика. - 2014. - № 2. - С. 80 - 88.
26. Кузьменко Н.Е. О модернизации образования в России / Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин, О.Н. Рыжова // Педагогика. - 2015. - № 3. - С. 107 - 116.
27. Колесов А.С. Финансовая политика субъекта Российской Федерации: цели, ресурсы, пути / А.С. Колесов // Финансы. - 2015. - №7. - С.4.
28.. Лысенко Д.В. Экономический анализ: Учебник. / Д.В. Лысенко. - М.: ТК Велби, Проспект, 2014. - 376 с.
29. Лушина С.И., Слепова В.А. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. М., 2016 - 201 с.
30. Мысляева И.Н., Государственные и муниципальные финансы: Учебник для студ. вузов - М.: ИНФРА-М, 2016. - 182 с.
31. Лексин О. Региональная экономика и доходная база местных бюджетов /О. Лексин // Дайджест-Фиансны. - 2015. - №4. - С.27 - 32.
32. Лушин С. Основные направления бюджетной реформы // Экономист. -
2016. - №2. - С.17.
33. Орешин В.П. Управление региональной экономикой. - М.: ТЕИС, 2014. - 209 с.
34. Петрова Г.В. О конституционных основах налогово-бюджетного федерализма и межбюджетных отношений / Г.В. Петрова // Журнал российского права. - 2016. - №1. - С.59 - 65.
35. Самборский В.М.. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях: Учебник. - М. : Наука, 2015. - 176 с.
36. Финансы: Учебное пособие /Под ред. проф.А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 209 с.
37. Финансы государственных предприятий: Учебное пособие /Под ред. В.К. Писаревой. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 187 с.
38. Финансирование государственных учреждений сферы образования: Учебное пособие /Под ред. К.Л. Федорова. - М.: Финансы и статистика, 2013 - 109 с.
39. Финансирование образования в России и за рубежном: Учебное пособие /Под ред. А. С. Светляровой. - М.: Наука , 2015. - 123 с.
40. Финансы предприятий: методики расчеты/Под ред. М.В. Полякова. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 198 с.
41. Финансирование образования в регионе/Под ред. проф.В.К. Синовалова. - М.: Знание, 2014. - 187 с.
42. Экономика: Учебник /Под ред. Доц.А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2015. - 143 с.
43.Экономика государственных учреждений/Под ред. Доц.А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2014. - 143 с.
44.Экономика и специфика финансирования образовательных учреждений/Под ред. Доц.А.С. Сергеева. - М.: Наука, 2015. - 154 с.
45.Экономика и специфика расчета бюджетного финасирования учреждений образования региона / Под ред. И.К. Федулова - М.: ТЕИС, 2014. - 210 с.
46. Юрин А.В. О концепции повышения эффективности межбюджетных отношений в 2009-2011 годах // Финансы. - 2013. - №6. - С.12 - 21..
47. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М., 2015. - 309 с.
48. Юткина Т.Ф. Налогообложение автономных бюджетных учреждений: Учебник. - М.: ИНФРА-М., 2016. - 321 с.
49. Официальный сайт Министерства финансов Республики Татарстан
[Электронный ресурс] Доступ по ссылке: http://minfin.tatarstan.ru Дата
обращения: 15.05.2017. Доступ свободный.
50. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] Доступ по ссылке: http://www.gks.ru Дата обращения: 15.05.2017. Доступ свободный.