Влияние межполушарной асимметрии мозга на профессиональные намерения старшеклассников
|
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕННИЯ……………………………
6
1.1.Функциональная асимметрия мозга человека и её виды……. 6
1.2.Психологические особенности левшей и леворуких………….. 9
1.3.Асимметрия мозга и специальные способности……………….. 13
1.4.Преобладающее полушарие и карьера………………………… 17
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ……………………………………………….
24
2.1. Анализ методов оценки межполушарной асимметрии мозга.. 24
2.2. Описание эксперимента и методов исследования…………… 34
2.3. Результаты экспериментального исследования………………. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….
48
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………
50
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕННИЯ……………………………
6
1.1.Функциональная асимметрия мозга человека и её виды……. 6
1.2.Психологические особенности левшей и леворуких………….. 9
1.3.Асимметрия мозга и специальные способности……………….. 13
1.4.Преобладающее полушарие и карьера………………………… 17
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ……………………………………………….
24
2.1. Анализ методов оценки межполушарной асимметрии мозга.. 24
2.2. Описание эксперимента и методов исследования…………… 34
2.3. Результаты экспериментального исследования………………. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….
48
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………
50
На протяжении развития человечества люди, отличающиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однако отношение к левшам зачастую не ограничивалось такими эмоциями. Оно было не одинаковым в разных странах и в разные времена, но, как правило, имело налет настороженности и негативизма.
Ассоциация с понятием „левый” носила негативный характер, сравнивалось с отрицательным, нехорошим, злым. Так, например, вавилоняне при гадании считали левую сторону дурной, а правую доброй. У Гомера птица, летящая направо – добрый знак, а налево – дурной. В латыни и „левое” и „зло” определялось одним и тем же словом - “sinister”.
Наиболее вероятным объяснением этой общей неприязни к левой стороне является то, сто правая рука обычно сильнее, а левая слабее. Слово „левый” произошло от англосаксонского “лэфт”, что означает – слабый. Быть левшой странно и подозрительно, это переворот обычного порядка вещей, поэтому левая сторона ассоциируется с силами зла, бунтующими против Бога.
Во множестве языков, в том числе во всех индоевропейских, прослеживается отрицательное отношение ко всему левому, не исключая левшей.
Русский язык также предоставляет множество примеров подобного рода. "Левый товар" - товар, проданный налево, т. е. незаконным образом, или товар фальшивый, подделанный. Аналогично можно рассматривать значение словосочетаний "левый доход", "левые деньги", "левым образом" и т. п. Подобная окраска слова "левый" встречается и в выражениях, не относящихся к финансам: "как левая нога захочет", "левая сторона", "встать с левой ноги" и др.
В английском языке слово "леворукий" имеет дополнительные значения: "неуклюжий", "лицемерный", "зловещий", "незаконный". Подобные связи прослеживаются во французском, итальянском, испанском, немецком языках.
Учитывая связь языка и сознания, вряд ли стоит удивляться негативному стереотипному восприятию левшей "праворуким" большинством.
В наше время ломаются многие стереотипы, само понятие "норма" приобретает менее жесткие рамки, меняется отношение и к различным проявлениям индивидуальности. Сейчас феномен левшества много изучается, результаты этой работы позволяют изменять стереотипное восприятие левшей и даже постепенно вырабатывать методики их обучения.
Ученые, занимающиеся проблемой левшества, выдвигают различные концепции его возникновения и соответственно говорят о различных психологических особенностях левшей. На мой взгляд, несомненно одно - нельзя относиться к левшам как к однородной группе. Для реализации дифференцированного подхода к леворуким детям не достаточно проявлять к их поведению и обучению иные, чем к правшам, требования. Необходимо учитывать различные причины леворукости, а также дифференцировать сами понятия "леворукость" и "левшество".
Очень резко встала проблема педагогов – обучение детей - левшей. Это связано с тем, что за последнее время количество левшей и леворуких заметно увеличилось. Проблема заключается в том, что стандартный метод обучения в школе детей расчитан на праворуких и правшей.
Также одной из проблем является работа практических психологов в диагностике левшей. Это связано с их эмоциональной несдержанностью, низким уровнем самоконтроля, впечатлительностью.
Но главной проблемой является то, что в психолого-педагогической литературе мало информации по этому феномену, мало методик для изучения латеральной организации мозга и мало педагогических рекомендаций для помощи в работе с детьми – левшами.
Наука очень медленно накапливает и анализирует факты, а сколько пройдёт времени, пока новое знание обернётся конкретными рекомендациями и будут широко транслироваться среди практиков. И дети ещё долго будут оставаться один на один со своими не детскими проблемами.
По данным психолого-педагогических исследований количество леворуких детей заметно увеличилось за последние два десятка лет. И они после окончания средней школы сталкиваются с проблемой профессионального выбора.
Цель – исследование соотношения профессиональной ориентации и диагностики профиля латеральной организации (ПЛО) мозга у учащихся сташего звена.
Гипотеза – межполушарная ассиметрия мозга влияет на содержание и динамику профессионального выбора.
Объект исследования – различия профессиональных предпочтений учащихся сташего звена средней школы с различной асимметрей мозга.
Предмет исследования – влияние межполушарной асимметрии мозга на профессиональные намерения старшеклассников.
Задачи:
• Изучение психологических особенностей левшей и леворуких.
• Выявление соотношения доминантного полушария и специальных способностей.
• Анализ методов оценки ПЛО и профессиональной ориентации.
• Диагностика ПЛО и профессиональной ориентации в группе учащихся старшего звена средней школы.
Ассоциация с понятием „левый” носила негативный характер, сравнивалось с отрицательным, нехорошим, злым. Так, например, вавилоняне при гадании считали левую сторону дурной, а правую доброй. У Гомера птица, летящая направо – добрый знак, а налево – дурной. В латыни и „левое” и „зло” определялось одним и тем же словом - “sinister”.
Наиболее вероятным объяснением этой общей неприязни к левой стороне является то, сто правая рука обычно сильнее, а левая слабее. Слово „левый” произошло от англосаксонского “лэфт”, что означает – слабый. Быть левшой странно и подозрительно, это переворот обычного порядка вещей, поэтому левая сторона ассоциируется с силами зла, бунтующими против Бога.
Во множестве языков, в том числе во всех индоевропейских, прослеживается отрицательное отношение ко всему левому, не исключая левшей.
Русский язык также предоставляет множество примеров подобного рода. "Левый товар" - товар, проданный налево, т. е. незаконным образом, или товар фальшивый, подделанный. Аналогично можно рассматривать значение словосочетаний "левый доход", "левые деньги", "левым образом" и т. п. Подобная окраска слова "левый" встречается и в выражениях, не относящихся к финансам: "как левая нога захочет", "левая сторона", "встать с левой ноги" и др.
В английском языке слово "леворукий" имеет дополнительные значения: "неуклюжий", "лицемерный", "зловещий", "незаконный". Подобные связи прослеживаются во французском, итальянском, испанском, немецком языках.
Учитывая связь языка и сознания, вряд ли стоит удивляться негативному стереотипному восприятию левшей "праворуким" большинством.
В наше время ломаются многие стереотипы, само понятие "норма" приобретает менее жесткие рамки, меняется отношение и к различным проявлениям индивидуальности. Сейчас феномен левшества много изучается, результаты этой работы позволяют изменять стереотипное восприятие левшей и даже постепенно вырабатывать методики их обучения.
Ученые, занимающиеся проблемой левшества, выдвигают различные концепции его возникновения и соответственно говорят о различных психологических особенностях левшей. На мой взгляд, несомненно одно - нельзя относиться к левшам как к однородной группе. Для реализации дифференцированного подхода к леворуким детям не достаточно проявлять к их поведению и обучению иные, чем к правшам, требования. Необходимо учитывать различные причины леворукости, а также дифференцировать сами понятия "леворукость" и "левшество".
Очень резко встала проблема педагогов – обучение детей - левшей. Это связано с тем, что за последнее время количество левшей и леворуких заметно увеличилось. Проблема заключается в том, что стандартный метод обучения в школе детей расчитан на праворуких и правшей.
Также одной из проблем является работа практических психологов в диагностике левшей. Это связано с их эмоциональной несдержанностью, низким уровнем самоконтроля, впечатлительностью.
Но главной проблемой является то, что в психолого-педагогической литературе мало информации по этому феномену, мало методик для изучения латеральной организации мозга и мало педагогических рекомендаций для помощи в работе с детьми – левшами.
Наука очень медленно накапливает и анализирует факты, а сколько пройдёт времени, пока новое знание обернётся конкретными рекомендациями и будут широко транслироваться среди практиков. И дети ещё долго будут оставаться один на один со своими не детскими проблемами.
По данным психолого-педагогических исследований количество леворуких детей заметно увеличилось за последние два десятка лет. И они после окончания средней школы сталкиваются с проблемой профессионального выбора.
Цель – исследование соотношения профессиональной ориентации и диагностики профиля латеральной организации (ПЛО) мозга у учащихся сташего звена.
Гипотеза – межполушарная ассиметрия мозга влияет на содержание и динамику профессионального выбора.
Объект исследования – различия профессиональных предпочтений учащихся сташего звена средней школы с различной асимметрей мозга.
Предмет исследования – влияние межполушарной асимметрии мозга на профессиональные намерения старшеклассников.
Задачи:
• Изучение психологических особенностей левшей и леворуких.
• Выявление соотношения доминантного полушария и специальных способностей.
• Анализ методов оценки ПЛО и профессиональной ориентации.
• Диагностика ПЛО и профессиональной ориентации в группе учащихся старшего звена средней школы.
Анализ научно-психологической литературы по проблеме влияния межполушарной асимметрии мозга на профессиональные намерения старшеклассников показал, что проблема влияния профиля латеральной организации (ПЛО) мозга на профессиональный выбор недостаточно изучены.
На базе общеобразовательной школы №27 было проведено экспериментальное исследование по выявлению особенностей профессионального выбора леворуких. В качестве методического обеспечения были использованы: наблюдение, беседа, анкетирование, опросник профессиональных предпочтений (Дж. Холланда), дифференциально-личностный опросник (Е.А. Климова). Исследование показало, что на профессиональную ориентацию влияет межполушарная асимметрия мозга, а также другие психологические факторы, в частности гендерные различия и индивидуально-психологические особенности личности. Оптанты, имеющие правое доминантное полушарие, выбирают профессии с творческим уклоном и области деятельности, которые связаны с образным мышлением.
Эффективность выбранного подхода к исследованию проблемы можно оценить как успешную, так как мы действительно увидели взаимосвязь между межполушарной асимметрией мозга и профессиональными ориентациями старшеклассников.
Можно указать следующие проблемы в изучении трудностей выбора профессии у старшеклассников с различным профилем латеральной организации (ПЛО) мозга:
• недостаток литературы по данной проблеме;
• трудность выявления людей с различным профилем латеральной организации (ПЛО) мозга;
• кризисный характер самой ситуации выбора профессии старшеклассниками;
Перспективность используемого подхода заключается в том, что данный метод позволил выявить группу левшей и помочь им в выборе сфер деятельности, в которых они будут наиболее успешны.
Целесообразным представляется проведение подобных исследований на нескольких этапах обучения детей в школе (начиная со среднего звена и заканчивая старшим звеном), чтобы иметь возможность проследить динамику изменения профессионального выбора и оптимизировать его.
Итогом нашего исследования можно считать, что все поставленные перед экспериментом задачи были решены, результаты исследования нашу гипотезу о том, что межполушарная асимметрия мозга влияет на профессиональную ориентацию.
На базе общеобразовательной школы №27 было проведено экспериментальное исследование по выявлению особенностей профессионального выбора леворуких. В качестве методического обеспечения были использованы: наблюдение, беседа, анкетирование, опросник профессиональных предпочтений (Дж. Холланда), дифференциально-личностный опросник (Е.А. Климова). Исследование показало, что на профессиональную ориентацию влияет межполушарная асимметрия мозга, а также другие психологические факторы, в частности гендерные различия и индивидуально-психологические особенности личности. Оптанты, имеющие правое доминантное полушарие, выбирают профессии с творческим уклоном и области деятельности, которые связаны с образным мышлением.
Эффективность выбранного подхода к исследованию проблемы можно оценить как успешную, так как мы действительно увидели взаимосвязь между межполушарной асимметрией мозга и профессиональными ориентациями старшеклассников.
Можно указать следующие проблемы в изучении трудностей выбора профессии у старшеклассников с различным профилем латеральной организации (ПЛО) мозга:
• недостаток литературы по данной проблеме;
• трудность выявления людей с различным профилем латеральной организации (ПЛО) мозга;
• кризисный характер самой ситуации выбора профессии старшеклассниками;
Перспективность используемого подхода заключается в том, что данный метод позволил выявить группу левшей и помочь им в выборе сфер деятельности, в которых они будут наиболее успешны.
Целесообразным представляется проведение подобных исследований на нескольких этапах обучения детей в школе (начиная со среднего звена и заканчивая старшим звеном), чтобы иметь возможность проследить динамику изменения профессионального выбора и оптимизировать его.
Итогом нашего исследования можно считать, что все поставленные перед экспериментом задачи были решены, результаты исследования нашу гипотезу о том, что межполушарная асимметрия мозга влияет на профессиональную ориентацию.
Подобные работы
- Иррациональные установки как фактор суицидального риска в юношеском возрасте
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021



