Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние межполушарной асимметрии мозга на профессиональные намерения старшеклассников

Работа №8022

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы51стр.
Год сдачи2005
Стоимость4500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
726
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕННИЯ……………………………

6
1.1.Функциональная асимметрия мозга человека и её виды……. 6
1.2.Психологические особенности левшей и леворуких………….. 9
1.3.Асимметрия мозга и специальные способности……………….. 13
1.4.Преобладающее полушарие и карьера………………………… 17

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ……………………………………………….


24
2.1. Анализ методов оценки межполушарной асимметрии мозга.. 24
2.2. Описание эксперимента и методов исследования…………… 34
2.3. Результаты экспериментального исследования………………. 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
46


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….
48


ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………
50



На протяжении развития человечества люди, отличающиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однако отношение к левшам зачастую не ограничивалось такими эмоциями. Оно было не одинаковым в разных странах и в разные времена, но, как правило, имело налет настороженности и негативизма.
Ассоциация с понятием „левый” носила негативный характер, сравнивалось с отрицательным, нехорошим, злым. Так, например, вавилоняне при гадании считали левую сторону дурной, а правую доброй. У Гомера птица, летящая направо – добрый знак, а налево – дурной. В латыни и „левое” и „зло” определялось одним и тем же словом - “sinister”.
Наиболее вероятным объяснением этой общей неприязни к левой стороне является то, сто правая рука обычно сильнее, а левая слабее. Слово „левый” произошло от англосаксонского “лэфт”, что означает – слабый. Быть левшой странно и подозрительно, это переворот обычного порядка вещей, поэтому левая сторона ассоциируется с силами зла, бунтующими против Бога.
Во множестве языков, в том числе во всех индоевропейских, прослеживается отрицательное отношение ко всему левому, не исключая левшей.
Русский язык также предоставляет множество примеров подобного рода. "Левый товар" - товар, проданный налево, т. е. незаконным образом, или товар фальшивый, подделанный. Аналогично можно рассматривать значение словосочетаний "левый доход", "левые деньги", "левым образом" и т. п. Подобная окраска слова "левый" встречается и в выражениях, не относящихся к финансам: "как левая нога захочет", "левая сторона", "встать с левой ноги" и др.
В английском языке слово "леворукий" имеет дополнительные значения: "неуклюжий", "лицемерный", "зловещий", "незаконный". Подобные связи прослеживаются во французском, итальянском, испанском, немецком языках.
Учитывая связь языка и сознания, вряд ли стоит удивляться негативному стереотипному восприятию левшей "праворуким" большинством.
В наше время ломаются многие стереотипы, само понятие "норма" приобретает менее жесткие рамки, меняется отношение и к различным проявлениям индивидуальности. Сейчас феномен левшества много изучается, результаты этой работы позволяют изменять стереотипное восприятие левшей и даже постепенно вырабатывать методики их обучения.
Ученые, занимающиеся проблемой левшества, выдвигают различные концепции его возникновения и соответственно говорят о различных психологических особенностях левшей. На мой взгляд, несомненно одно - нельзя относиться к левшам как к однородной группе. Для реализации дифференцированного подхода к леворуким детям не достаточно проявлять к их поведению и обучению иные, чем к правшам, требования. Необходимо учитывать различные причины леворукости, а также дифференцировать сами понятия "леворукость" и "левшество".
Очень резко встала проблема педагогов – обучение детей - левшей. Это связано с тем, что за последнее время количество левшей и леворуких заметно увеличилось. Проблема заключается в том, что стандартный метод обучения в школе детей расчитан на праворуких и правшей.
Также одной из проблем является работа практических психологов в диагностике левшей. Это связано с их эмоциональной несдержанностью, низким уровнем самоконтроля, впечатлительностью.
Но главной проблемой является то, что в психолого-педагогической литературе мало информации по этому феномену, мало методик для изучения латеральной организации мозга и мало педагогических рекомендаций для помощи в работе с детьми – левшами.
Наука очень медленно накапливает и анализирует факты, а сколько пройдёт времени, пока новое знание обернётся конкретными рекомендациями и будут широко транслироваться среди практиков. И дети ещё долго будут оставаться один на один со своими не детскими проблемами.
По данным психолого-педагогических исследований количество леворуких детей заметно увеличилось за последние два десятка лет. И они после окончания средней школы сталкиваются с проблемой профессионального выбора.
Цель – исследование соотношения профессиональной ориентации и диагностики профиля латеральной организации (ПЛО) мозга у учащихся сташего звена.
Гипотеза – межполушарная ассиметрия мозга влияет на содержание и динамику профессионального выбора.
Объект исследования – различия профессиональных предпочтений учащихся сташего звена средней школы с различной асимметрей мозга.
Предмет исследования – влияние межполушарной асимметрии мозга на профессиональные намерения старшеклассников.
Задачи:
• Изучение психологических особенностей левшей и леворуких.
• Выявление соотношения доминантного полушария и специальных способностей.
• Анализ методов оценки ПЛО и профессиональной ориентации.
• Диагностика ПЛО и профессиональной ориентации в группе учащихся старшего звена средней школы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ научно-психологической литературы по проблеме влияния межполушарной асимметрии мозга на профессиональные намерения старшеклассников показал, что проблема влияния профиля латеральной организации (ПЛО) мозга на профессиональный выбор недостаточно изучены.
На базе общеобразовательной школы №27 было проведено экспериментальное исследование по выявлению особенностей профессионального выбора леворуких. В качестве методического обеспечения были использованы: наблюдение, беседа, анкетирование, опросник профессиональных предпочтений (Дж. Холланда), дифференциально-личностный опросник (Е.А. Климова). Исследование показало, что на профессиональную ориентацию влияет межполушарная асимметрия мозга, а также другие психологические факторы, в частности гендерные различия и индивидуально-психологические особенности личности. Оптанты, имеющие правое доминантное полушарие, выбирают профессии с творческим уклоном и области деятельности, которые связаны с образным мышлением.
Эффективность выбранного подхода к исследованию проблемы можно оценить как успешную, так как мы действительно увидели взаимосвязь между межполушарной асимметрией мозга и профессиональными ориентациями старшеклассников.
Можно указать следующие проблемы в изучении трудностей выбора профессии у старшеклассников с различным профилем латеральной организации (ПЛО) мозга:
• недостаток литературы по данной проблеме;
• трудность выявления людей с различным профилем латеральной организации (ПЛО) мозга;
• кризисный характер самой ситуации выбора профессии старшеклассниками;
Перспективность используемого подхода заключается в том, что данный метод позволил выявить группу левшей и помочь им в выборе сфер деятельности, в которых они будут наиболее успешны.
Целесообразным представляется проведение подобных исследований на нескольких этапах обучения детей в школе (начиная со среднего звена и заканчивая старшим звеном), чтобы иметь возможность проследить динамику изменения профессионального выбора и оптимизировать его.
Итогом нашего исследования можно считать, что все поставленные перед экспериментом задачи были решены, результаты исследования нашу гипотезу о том, что межполушарная асимметрия мозга влияет на профессиональную ориентацию.






1. Асеев В.Г. Психологическое изучение профессиональной деятельности // Вопросы психологии – 1989 - №1
2. Акинщикова Г.И.Соматическая и психофизиологическая организация человека. - С.-Пб.,1977г.
3. Брагина, Доброхотова Методы изучения асимметрии мозга // - 1981.
4. Василев К.Н. Антропологические признаки и профессия. – М., 1982.
5. Генов Е.А. Психология управления. - М.,1982
6. Журнал Школьный психолог // № 4 – 2003
7. Журнал Школьный психолог // № 48 – 2003
8. Иващенко, Важнова. Левша в праворуком мире. - С.-Пб., 1985.
9. Ильин Е. П. Профессиональная ориентация и консультация молодёжи. - К., 1982
10. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности - М., 1986.
11. Корсакова С.С. Роль эмоционального напряжения в развитии у детей с ФАМ. - М., 1985.
12. Кураев Г.А. Межполушарная асимметрия мозга. - К., 1990.
13. Куликов В.И. Индивидный тест «Словесный портрет». - В., 1988.
14. Кречмер Э. Строение тела и характер. - М., 1985
15. Лурия А.Р. Функциональная симметрия мозга. – М., 1962.
16. Лассаль Э. Типы темперамента. - М., 1982.
17. Макарьев И. Если ваш ребенок-левша. - М., 1995.
18. Наследов А.Д. Межполушарная асимметрия мозга в онтогенезе. - М., 1996.
19. Наследов А.Д. Межполушарная асимметрия мозга и психологические процессы. - М., 1992.
20. Нейропсихологический журнал Няня // - 2003.
21. Небылицин В.Д. Темперамент // Психология профессиональных
различий. - М., 1986.
22. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. - К., 1990.
23. Обозов Н.Н. Щекин Г.В. Психология работы с людьми. - К., 1990.
24. Обозов Н.Н. Психологическая культура взаимных отношений.- М., 1986.
25. Реброва Н.П. Интеллектуальная одарённость. - М., 1987.
26. Родионов В.А. Все праворукие по-своему левши. - С-пб.,1996.
27. Родионов В.А., Ступницкая М.А. «Не лишайте прав левшу». – М., 1997.
28. . В. Ротенберг. Стратегия полушарий. – М., -1984.
29. Семенович А.П. Межполушарная асимметрия мозга. - М., 1987.
30. Собонева И.В. Особенности мышления. - С-Пб., 1995.
31. Тони Мили Психология работы с людьми. - США, 1990.
32. Чернышова М.П. Особенности формирования и распределения ПЛО мозга.- К., 1981.
33. Чернышова М.П. Психологические особенности личности у людей с различным ПЛО мозга. - К., 1988.
34. Шелон У.Д. Психология индивидуальных различий.- М., 1986.
35. Шелон У.Д. Профессиональная ориентация и консультация молодёжи. - К., 1986.
36. Штангаль А.В. Язык тела. - М., 1986.
37. Щекин Г. В. Что может рассказать личный листок по учету кадров // Журнал «Персонал» №1-6 – 1991.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ