ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и сущность прибыли и рентабельности предприятия 9
1.2 Прибыль как показатель эффективности коммерческой деятельности
и система показателей рентабельности 15
1.3 Отечественный и зарубежный опыт анализа рентабельности
предприятия 28
2 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Организационно - экономическая характеристика ООО «ЯНУС» 33
2.2 Анализ финансовых результатов деятельности ООО «ЯНУС» 43
2.3 Анализ показателей рентабельности ООО «ЯНУС» 52
3 РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПОВЫШЕНИЕ ПРИБЫЛИ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Разработка рекомендаций по увеличению прибыли и показателей
рентабельности предприятия 65
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных
мероприятий 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 93
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Бухгалтерский баланс предприятия на 31.12.2014 года... 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Отчет о финансовых результатах за 2014 год 99
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Отчет о финансовых результатах за 2013 год 101
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Прибыль - это конечный финансовый результат деятельности предприятия любой отрасли народного хозяйства. Развитие современных отношений сопровождается повышением роли прибыли, которая выступает не только в качестве главного финансового показателя деятельности предприятия или организации, но и является источником удовлетворения разнообразных потребностей в целом.
Анализ факторов, оказывающих влияние на формирование прибыли имеет немаловажное значение, так как своевременно выявленные резервы и нахождение «тонких» мест в деятельности организации помогут более эффективно использовать ресурсы предприятия (материальные, денежные, трудовые).
На основании анализа формирования прибыли предприятия, факторов, обусловивших изменение показателей, можно разработать пути развития предприятия, которые позволят не только оставить прежний уровень прибыльности, но и значительно повысить его. Правильный выбор на правления анализа прибыли, четкое представление сильных и слабых сторон торгового предприятия, позволяют руководству принимать адекватные решения, снижать риск неудач, выявить неиспользованные мощности.
Целью любого предприятия является получение прибыли, она же соответственно является и важнейшим объектом экономического анализа. Однако сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов. В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) рассчитывают показатели рентабельности (или доходности). Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным (прибыли) ресурсам.
Необходимо отметить, что показатели рентабельности являются важными элементами, отражающими факторную среду формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. Кроме того, показатели рентабельности применяются при анализе эффективности управления предприятием, при определении долгосрочного благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Анализ прибыли и рентабельности предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, он призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявляет резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.
Объект исследования - общество с ограниченной ответственностью «ЯНУС», основным видом деятельности которого является производство деталей трубопроводов и специальных металлоконструкций.
Предмет исследования - финансовые результаты и показатели рентабельности предприятия.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка мероприятий, направленных на повышение объема прибыли и показателей рентабельности предприятия.
Задачи, поставленные для достижения цели выпускной квалификационной
работы:
- обобщить теоретические основы анализа прибыли и показателей рентабельности предприятия;
- дать краткую организационно-экономическую характеристику предприятия ООО «ЯНУС»;
- провести анализ финансовых результатов и показателей рентабельности предприятия;
- разработать предложения по повышению рентабельности предприятия и оценить эффективность предложенных мероприятий.
Методами решения поставленных в работе задач являются: системный подход, расчетно-аналитический метод, теория организации учреждения.
Для выполнения поставленных в выпускной квалификационной работе задач изучена и обобщена научно-методическая литература, нормативные документы, монографии и учебные пособия экономистов. Также при написании работы использовалась справочно-правовая система «Консультант Плюс», бухгалтерская отчетность предприятия.
Теоретической основной и являются труды отечественных и зарубежных экономистов по вопросам анализа прибыли и рентабельности предприятий. При выполнении работы были использованы труды таких авторов, как Н.В. Климовой, Г.В. Савицкой, А.М. Ковалева, О.В. Ефимовой, О.Н. Волковой и др., а также публикации в периодических изданиях финансово-экономического профиля, учебные пособия и методические разработки кафедры.
Структура и объем работы. Работа выполнена на 102 страницах основного текста, содержит 30 таблиц, 9 рисунков, 3 приложения, список использованных источников и литературы из 51 источника.
Несмотря на все трудности и проблемы, в сфере предпринимательства в России заняты уже миллионы людей. Каждое предприятие, начиная свою деятельность, обязано четко представить потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно рассчитывать эффективность использования имеющихся средств в процессе работы.
Финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия любой организационно-правовой формы представлен в виде прибыли или убытка. Целью деятельности любой коммерческой структуры в условиях рыночной экономики, в конечном счете, является получение прибыли, способной обеспечить ее дальнейшее развитие. Прибыльность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности предприятия, как результат его деятельности, эффективного осуществления своих функций.
В теоретической части работы рассматриваются основы анализа прибыли и показателей рентабельности, изучена роль прибыли и рентабельности в современных условиях, отражен отечественный и зарубежный опыт анализа рентабельности предприятия, что позволило сформулировать основные принципы проведения анализа финансовых результатов и рентабельности объекта исследования - ООО «ЯНУС».
Прибыль характеризует абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Как экономическая категория, прибыль отражает совокупность отношений хозяйственных субъектов, участвующих в формировании и распределении национального дохода. Анализ факторов, оказывающих влияние на формирование прибыли имеет немаловажное значение, так как своевременно выявленные резервы и нахождение «тонких» мест в деятельности организации помогут более эффективно использовать ресурсы предприятия.
Рентабельность - это показатель эффективности единовременных и текущих затрат. В общем виде рентабельность определяется отношением прибыли к единовременным и текущим затратам, благодаря которым получена 89
прибыль. Различают рентабельность производства и рентабельность продукции. Рентабельность производства показывает, насколько результативно используется имущество предприятия, а рентабельность продукции показывает результативность текущих затрат.
Показатели рентабельности являются важными элементами, отражающими факторную среду формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. Кроме того, показатели рентабельности применяются при анализе эффективности управления предприятием, при определении долгосрочного благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
В практической части работы проведен анализ прибыли и показателей рентабельности исследуемого предприятия. Общество с ограниченной ответственностью «ЯНУС» - один из производителей деталей и узлов трубопроводов в России, ведущий работу с основными игроками нефтегазового и металлообрабатывающего рынка нашей страны.
По результатам проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия можно сделать следующие выводы: в 2014 году предприятие работало более эффективно, чем в прошлом периоде, так как основные показатели прибыли увеличились. Чистая прибыль предприятия за 2014 год увеличилась на И тыс. руб. или 1,1% относительно 2013 года и составила 957 тыс. руб. На ее увеличение оказали влияние несколько факторов.
Во-первых, это увеличение валовой прибыли на 490 тыс. руб., увеличение прибыли от продаж на 143 тыс. руб. и прибыли до налогообложения на 13 тыс. руб.
Во-вторых, на увеличение прибыли оказал влияние тот факт, что в анализируемом периоде темп роста себестоимости (108,83%) был ниже, чем темп роста выручки (110,93%). Хотя в абсолютном выражении себестоимость увеличились, но ее удельный вес по отношению к выручке от продаж снизился. Следовательно, предприятие смогло сэкономить на удельных постоянных издержках за счет эффекта отдачи от масштаба.
Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.
Рентабельность продаж в 2014 году возросла на 0,13%, в связи с ростом выручки от реализации. Повышение себестоимости продукции привело к снижению рентабельности продаж на 6,9%, за счет роста коммерческих расходов рентабельность продаж снизилась на 0,7%, за счет увеличения управленческих расходов рентабельность продаж снизилась на 1,39%.
Рентабельность основной деятельности в 2014 году по сравнению с 2013 годом повысилась на 0,15% за счет увеличения прибыли от продаж на 143 тыс.руб., отрицательно сказалось увеличение себестоимости на 1141 тыс. руб., но не привело предприятие к убытку за счет увеличения валовой прибыли.
Рост уровня рентабельности активов в 2014 году по сравнению 2013 годом имел место исключительно за счет увеличения суммы чистой прибыли предприятия. В то же время рост средней стоимости основных средств, прочих внеоборотных активов и оборотных активов значительно снизил уровень рентабельности активов.
В 2014 году по сравнению с 2013 годом рентабельность капитала снизилась до 9,08% за счет значительного увеличения среднегодовой стоимости активов на 3 412 тыс. руб., при увеличения чистой прибыли предприятия всего на 11 тыс. руб., а рентабельность собственного капитала снизилась с 56,46% до 54,61%, в связи с тем, что темпы роста собственного капитала превышают темпы роста чистой прибыли.
Снижение показателей рентабельности говорит о снижении эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия, о недостаточном объеме получаемой им прибыли и снижении доходов предприятия на каждый рубль затрат.
В связи с этим третья глава работы посвящена разработке рекомендаций по увеличению прибыли и рентабельности ООО «ЯНУС» и их экономической оценке.
Одним из направлений увеличения показателей рентабельности для предприятия ООО «ЯНУС» является поиск резервов снижения себестоимости продукции и повышение объемов продаж.
На исследуемом предприятии снизить себестоимость продукции рекомендуется путем снижения затрат на энергоресурсы за счет внедрения технологий по снижению энергопотребления и снижения потерь от брака. Увеличение объемов продаж рекомендуется за счет реализации инвестиционного проекта по освоению нового вида продукции.
В результате предложенных мероприятий, при увеличении объемов продаж на 14 790 тыс. руб. валовая прибыль увеличится на 4 636 тыс. руб., прибыль от продаж и прибыль до налогообложения увеличатся на 4 213 тыс. руб. и 3 933 тыс. руб. соответственно. Увеличится и чистая прибыль предприятия на 3 146 тыс. руб. и составит 4 103 тыс. руб. Показатели рентабельности также будут иметь положительную динамику.
Расчет эффективности предлагаемых мероприятий, а также на их базе планируемые изменения финансовых показателей позволяет говорить об их достаточной эффективности. Количественная оценка изменений прибыли и рентабельности в результате внедрения в практику предложенных мероприятий указывает на то, что разработанные рекомендации можно признать экономически целесообразными.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Консультант плюс: справ.-правовая система, 2016.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный документ] // Консультант плюс: справ.-правовая система, 2016.
3. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [Электронный ресурс] // Консультант плюс: справ.-правовая система, 2016.
4. Анализ финансовой отчетности: учебник / под ред. М.А. Бахрушиной. - М.: Вузовский учебник, 2014. - 367с.
5. Андреева О.Д. Технология бизнеса: учеб, пособие / О.Д. Андреева. - М.: Дело, 2015.-224с.
6. Баканов М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: учебник / М.И. Баканова -М.: Финансы и статистика, 2012. - 378с.
7. Балабанов В.С. Инновационный менеджмент: учебник / В.С. Балабанов, М. Н. Дудин [и др.] - М.: Российская академия предпринимательства. Наука и образование, 2014. - 256с.
8. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта: учеб, пособие / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 255с.
9. Баркова, Т.А. Управленческие аспекты анализа финансовых результатов на основе бухгалтерской отчетности организации. / Управленческий учет. - 2013.
10. Басовский Н.А. Финансовый менеджмент / Н.А. Басовский. - М.: Инфра-М, 2015.
11. Безруких П.С. Состав и учет издержек производства и обращения: учеб, пособие / П.С. Безруких. - М.: Новое знание, 2013. - 287с.
12. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб, пособие / Т.Б. Бердникова - М.: ИНФРА-М,
2012.
13. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности / Л.А. Бернстайн. - М.:
Финансы и статистика, 2015.
14. Бланк И.А. Финансовый менеджмент / И.А. Бланк. - М.: Финансы и статистика, 2013.
15. Бородина Е.И. Финансы предприятий: учебник / под ред. Е.П. Бородина - М: Банки и биржи. 2013. - 208с.
16. Бороненко, С.А. Финансовый анализ предприятий/ С.А.Бороненко, Л.И.Маслова, С.И.Крылов. - Екатеринбург Изд-во Урал. гос. ун-та, 2011.
17. Володин А.А. Управление финансами (Финансы предприятий) /
A. А. Володин, Н.Ф. Самсонов, Л.А. Бурмистрова. -М.: Инфра-М, 2012.
18. Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / О.Н. Волкова, В.В. Ковалев - М.: Финансы и статистика, 2013.
19. Гаврилова А.Н. Финансовый менеджмент: учеб, пособие / А.Н. Гаврилова, Е.Ф. Сысоева, А.И. Барабанов. - М.: КНОРУС, 2015. - 432с.
20. Галицкая С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий. - М.: Эксмо, 2011.
21. Гинзбург А.И. Экономический анализ: учебник/ А.И. Гинзбург. - СПб.: Питер, 2014.-528с.
22. Глазов М.М. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / М.М. Глазов. - СПб.: Андреевский издательский дом, 2014. - 447с.
23. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: учебник / Е.П. Голубков - М.: Финпресс, 2012. - 496 с.
24. Губин, В.Е. Анализ финансово - хозяйственной деятельности, учебник./
B. Е.Губин, О.В.Губина - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011.
25. Донцова, Л.В. Анализ финансовой отчетности - 6-е изд., перераб. и доп/ Л.В Донцова, Н.А. Никифорова - М.: «Дело и Сервис», 2012.
26. Дуброва Т.А. Прогнозирование социально-экономических процессов: учеб, пособие / Т.А. Дуброва. - М.: Маркет ДС, 2012. - 192с.
27. Елизаров Ю.Ф. Экономика организаций: учебник/ Ю.Ф. Елизаров. - М.: Экзамен, 2013.5 - 496с.
28. Ефимова О.В. Анализ финансовой отчетности: учеб, пособие / О.В. Ефимова, М.В. Мельник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2014. - 408с.
29. Климова, Н.В. Методические подходы по формированию резервов роста прибыли с позиции экономического анализа и бухгалтерского учета. / Н.В.Климова, С.А.Касьянова. - Экономический анализ: теория и практика. -
2013.
30. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. - М.: ТК Велби, 2013. - 424с.
31. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб, пособие / под ред. д.э.н. проф. М.А. Бахрушиной. - М.: Вузовский учебник,
2014. -463с.
32. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб, пособие / под ред. Л.Т. Гиляровской. - М.: ТК Велби, 2014. - 360с.
33. Крылов, Э.И. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции/ В.М. Власова, Э.И.Крылов, И.В.Журавкова - М.: Финансы и статистика, 2010.
34. Лапуста М.Г. Финансы организации: учебник / М.Г. Лапуста, Т.Ю. Мазурина, Л.Г. Скамай. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 575с.
35. Лебедев В.Г. Управление затратами на предприятии: учебник / В.Г. Лебедев, Т.Г. Дроздова и др.; под. ред. В.Г. Лебедев. - М.: Новое знание,
2012. -456с.
36. Мельник М.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб, пособие / М.В. Мельник, Е.Б. Герасимова. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 20131.
37. Ронова Г.Н. Анализ финансовой отчетности: / Г.Н. Ронова. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 156с.
38. Рыбакова О.В. Повышение эффективности деятельности предприятий на основе управления издержками: О.В. Рыбакова. - Орел: ОРАГС, 2013.- 148с.
39. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г. В. Савицкая. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М,
2013. -424 с.
40. Скамай, Л.Г. Экономический анализ деятельности предприятий / Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина.- М.: ИНФРА-М, 2011.
41. Смекалов П.В. Практикум по экономическому анализу деятельности предприятий: / П.В. Смекалов, М.Н. Малыш. - М.: СПб, 2013. - 106с.
42. Финансы организации: учеб, пособие / под ред. Н.В. Колчина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 383с.
43. Экономика предприятия: учебно-методический комплекс: учебник / А.С. Головачев, А.П. Дубина и др. - М.: МИУ, 2015. - 352с.
44. Экономика предприятия: учеб, пособие / В.Л. Волков, А.П. Ильин и др.; под общ.ред. А.П. Ильин. - М.: Новое знание, 2014. - 148с.
45. Экономика предприятия: учеб, пособие / Л.Н. Нехорошева, Н.Б. Антонова и др.; под общ.ред. Л.Н. Нехорошева. - Минск: Высшая школа, 2013.-215с.
46. Управление издержками производства и потребления информации: Е.В. Попов// Проблемы теории и практики управления. - 2015. - №2.-С.16-25.
47. Автоматизация предприятия, управление финансами [Электронный ресурс]: описательный сайт. Режим доступа к сайту: http://www.automation.ebect.
48. Грищенко О.В. Анализ себестоимости продукции [Электронный ресурс] описательный сайт. Режим доступа: http://aup.ru.
49. Журнал «Финансовый Директор» [Электронный ресурс]: Режим доступа к сайту: http://www.Fd.ru.
50. Инструменты финансового анализа [Электронный ресурс]: Режим доступа к сайту: http://www.financial-analysis.ru.
51. Подборка ссылок на ресурсы по экономике и электронная библиотека [Электронный ресурс]: описательный сайт. Режим доступа к сайту: http://www.dstepanov.spb.ru.