Введение 5
1 Логистические аспекты организации пассажирских перевозок 9
1.1 Логистический подход в организации пассажирских перевозок 9
1.2 Виды пассажирского транспорта и пассажирских сообщений 13
1.3 Теоретические аспекты водного транспорта России и Республики
Татарстан 20
1.4 Логистические системы водных пассажирских перевозок 30
2 Анализ и оценка организации пассажирских перевозок на внутренних водах
Республики Татарстан 35
2.1 Общая характеристика АО «СК «Татфлот» 35
2.2 Анализ эффективности организации пассажирских перевозок 44
2.3 Сравнительный анализ качества организации пассажирских перевозок в
РФ 50
3 Направление совершенствования организации пассажирских перевозок в АО
«СК «Татфлот» 57
3.1 Современные подходы к организации пассажирских перевозок 57
3.2 Оценка качества мероприятий по совершенствованию организации
пассажирских перевозок в АО «СК «Татфлот» 62
Заключение 71
Список использованных источников 74
Приложение
Одной из первостепенных задач любой организации, будь то производственная, коммерческая или какая-либо другая организационная структура, является обеспечение долгосрочного коммерческого успеха. И способ достижения данной цели в значительной степени предопределяется спецификой внешней среды. Острая конкурентная борьба, возникшая при переходе к насыщенному рынку, глобальное внедрение новейших информационных технологий постиндустриального времени и безграничные возможности современного производства - вот главные стратегические вызовы XXI века.
Одной из основных составляющих коммерческого успеха организации в условиях быстро развивающейся экономики является логистика. Именно эффективное планирование, организация, управление и контроль ресурсами способны помочь предпринимателям достичь поставленных целей и получить конкурентное преимущество.
В России логистика, как наука, начала активно развиваться в 90-е годы прошлого столетия, во времена становления новых рыночных отношений. Именно развитие экономики и бизнеса способствовало возрастанию интереса к логистике. Поначалу все усилия предприятий были направлены лишь на снижение себестоимости каждой единицы продукции, но со временем бизнесмены осознали необходимость обеспечения сбыта за счет уменьшения общих издержек. [12]
Главной целью логистики является обеспечение потребителей необходимыми товарами, в нужном количестве или объеме, в установленные сроки. В экономической сфере логистика определяется как искусство управления материалопотоком, а именно управление потоком продукции или услуг от источника до потребителя.
Управление логистической системой - это системный принцип, который охватывает весь комплекс мероприятий по управлению материальными потоками. Для эффективного осуществления данной деятельности, во-первых, специалисты-логисты должны уметь анализировать все существующие проблемы организации в целом и предугадывать возможные последствия принятых решений. Ведь логистическая система - это единый организм и изменения принятые в одной области, могут существенно повлиять на систему в целом.
Во-вторых, учет взаимосвязи логистики и обслуживания потребителей. Обеспечение наличия товаров на рынке при заранее рассчитанных затратах и параметрах обслуживания, это и есть понимание рыночных аспектов логистической системы.
В-третьих, разработка эффективного метода управления логистикой тесно взаимосвязана с управлением операционными действиями предприятия. Особо стоит подчеркнуть связь между снабжением, производством и распределением. [13]
Относительно пассажирских перевозок логистика рассматривается как совокупность технических средств, проектных решений, методов организации и управления, обеспечивающих необходимый уровень обслуживания пассажиров.
На сегодняшний день существует два основных направления в организации пассажирских перевозок: с одной стороны, это осуществление деятельности в соответствие со спросом на услуги транспорта, а с другой - спрос на перевозки формируется в зависимости от возможностей транспортной системы. Все эта деятельность осуществляется благодаря применению комплексных мер по организации и управлению транспортным процессом.
Основой транспортной логистики является его системность, которая предусматривает целостность проектирования транспортной системы во времени и пространстве, организации пассажирских, информационных и материальных потоков. [15]
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена значительной ролью логистики в организациях любой сферы деятельности. Ведь правильно организованная логистическая система, позволит организациям добиться больших конкурентных преимуществ, возможности увеличения доходов, а также привлечение внешних инвестиций. Отличительным качеством структуры логистической системы пассажирских перевозок является комплексное объединение составляющих дотранспортного, транспортного и
послетранспортного обслуживания, благодаря которым возможно обеспечение полного и своевременного удовлетворения спроса на перевозки.
В данной работе анализируются логистические принципы на примере одного предприятия, то есть на микроуровне. Таким образом, целью дипломной работы является анализ и совершенствование использования логистики в обеспечении пассажироперевозок на примере судоходной компании «Татфлот».
Следуя поставленной цели, в работе были обозначены следующие задачи:
- изучить логистическую систему водных пассажирских перевозок;
- проанализировать деятельность АО «СК «Татфлот»;
- определить основные проблемы водных пассажирских перевозок;
- разработать меры по совершенствованию водных пассажирских перевозок в АО «СК «Татфлот».
Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы научного исследования: сравнения, анализа,
структурирования.
Объектом дипломной работы было выбрано предприятие АО «Судоходная компания «Татфлот», а предметом - комплекс мероприятий по логистическому обеспечению пассажирских перевозок.
Методологической основой написания данной работы послужили действующие законодательные документы РФ, данные учета и отчетности судоходной компании «Татфлот», а также специальная литература по исследуемой проблеме отечественных авторов.
Дипломная работа включает в себя введение, три основные главы, заключение и список использованных источников. В первой части рассмотрены теоретические аспекты водных пассажирских перевозок, во второй - дана краткая характеристика предприятия АО «СК «Татфлот», а так же выявлены основные проблемы препятствующие эффективной организации логистической деятельности водных пассажирских перевозок, в заключительной третьей главе предложены рекомендации по совершенствованию выделенных проблем водных пассажирских перевозок.
Практическая значимость дипломной работы представлена тем, что исследования, которые проводились в ходе выполнения работы и предложения по решению некоторых проблемных вопросов могли бы помочь руководству предприятия в ходе дальнейшей разработки общей стратегии деятельности АО «СК «Татфлот» в целях повышения его конкурентоспособности на современном рынке перевозок пассажиров.
Современные судоходные компании Российской Федерации работают не в самые лучшие времена. За последние полвека в России речной транспорт практически перестал пользоваться спросом. Можно сказать, его больше нет — по крайней мере, в каких-то значимых для жизни общества размерах. И хотя в некоторых отраслях речного флота — например, в части круизных, прогулочных и т. п. перевозок — можно заметить незначительный прирост, в целом тенденция неутешительна: отрасль медленно умирает.
Между тем, речной транспорт для России — далеко не просто один из видов транспорта. Это часть образа жизни, мировосприятия, менталитета жителей нашей страны, которые идут от предков едва ли не с доисторических времен. Это целая культура, почти мистическим образом собирающая Россию в одно целое.
И хотя на сегодняшний день водный транспорт занимает далеко не лидирующее положение в российских водных коммуникациях, он играет большую роль в экономике нашей страны, имеющей множество выходов к морям и обладает разветвленной сетью речных путей и озер.
Водный транспорт является важной составной частью транспортной логистики РФ.
Применительно к водному пассажирскому транспорту логистика представляет собой целый комплекс проектных решений, технических средств и методов организации и управления, обеспечивающих заданный уровень обслуживания пассажиров, их безопасную, надежную и непрерывную доставку «от двери к двери» в определенное время при минимальных затратах. Логистическая система обеспечивает массовые корреспонденции пассажиров, имеющих общую цель поездки.
В качестве доказательной базы, о существовании действительно серьезных проблем в судоходных компаниях Российской Федерации, была детально проанализирована деятельность татарстанской судоходной компании АО «СК «Татфлот». В ходе работы были выявлены проблемы, влияющие на транспортную логистику предприятия:
- недостаточное финансирование внутренних водных путей и гидротехнических сооружений для улучшения условий судоходства как необходимого фактора повышения эффективности функционирования внутреннего водного транспорта;
- дефицит современных судов при избытке физически и морально устаревших судов;
- дефицит современных погрузочно-разгрузочных комплексов и портовых терминалов при избытке устаревших и малоэффективных перегрузочной техники и оборудования речных портов;
- низкая инвестиционная привлекательность предприятий отрасли и недостаточный для кардинальной модернизации их основных фондов уровень инвестиций;
- в связи с сезонностью предоставляемой работы, остро стоит проблема кадрового обеспечения предприятия, а именно наблюдается дефицит как в кадрах рядового плавающего состава (матросах, мотористах, рулевых, судовых и береговых электриках, поварах и др.), так и в кадрах командного состава (механиках, штурманах, капитанах)
- недостаточное взаимодействие с другими видами транспорта, слабая организация смешанного (интермодального) перевозочного процесса.
На основе выделенных проблем были предложены меры по их совершенствоанию, среди которых:
1) обновление флота;
2) увеличение кадрового состава;
3) разработка новых маршрутов и развитие речного туризма;
А так же способы реализации поставленных задач:
- внедрение федеральных программ;
- повышение заработной платы сотрудников;
- расширение и обновление культурно-бытовых возможностей акваторий и набережных рек Волга, Кама, Свияга, Казанка, Вятка.
Все эти меры, при их комплексной реализации способны сдержать негативную тенденцию исчезновения водных перевозок с транспортного рынка.
Даже несмотря на неутешительные показатели состояния рынка внутренних водных перевозок, речной флот России, при наличии серьёзных инвестиций со стороны государства и крупных частных компания, имеет перспективы развития.
Аналитики считают, что содержание речных путей сообщений требует вложений в 50 раз меньше, чем автомобильных и железных дорог. Немаловажными факторами является то, что водные перевозки в сотни раз безопасней автомобильных, а их воздействие на экологию минимально, что особенно важно в густонаселенных регионах. Осенью, когда грузоперевозки автомобильным транспортом увеличиваются в полтора раза, перевод грузопотока на воду, позволит освободить перегруженные автомагистрали и снизить вред, наносимый окружающей среде.
Однако, для разрешения этих проблем необходим комплексный подход на общегосударственном уровне, который бы позволил охватить все механизмы этого сегмента перевозок - от необходимых изменений в законодательстве, до создания цельного логистического комплекса на базе каждого речного бассейна. [26]
1 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399. (Дата обращения: 22.03.2017)
2 Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 N 327-р «О Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года» // «Собрание законодательства РФ», 03.04.2016.
3 «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 03.07.2016) //«Российская газета», 24.10.2007.
4 Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 5 мая 2012 г. N 140 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте» // «Российская газета», 31.10.2012.
5 Приказ Минтранса РФ от 14 октября 2002 г. N 129 «Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации» // «Российская газета», 25.12.2002.
6 Постановление КМ РТ от 28 декабря 2009 г. N 889 «О Концепции развития внутреннего водного транспорта в Республике Татарстан до 2015 года».
7 Постановление КМ РТ от 20 декабря 2013 г N 1012 «Об утверждении Государственной программы "Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014 - 2022 годы" (с изменениями на 15 февраля 2017 года).
8 Устав АО «СК «Татфлот» от 22.06.2015
9 Годовой отчет Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ от 27 января 2017 года «Об итогах деятельности транспортного комплекса республики за 2016 год».
10 Годовой отчет ОАО «Башкирское речное пароходство» от 2.07.2016.
11 Годовой отчет АО «СК «Татфлот» от 14.06.2016.
12 Альбеков, А.У. Логистика коммерции: Учеб. пособ. для вузов / А.У. Альбеков, А.У. Федько, О.А. Митько; / Под ред. В.П. Федько. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 125 с.
13 Аникин, Б.А. Логистика. - 2-е./ Б.А. Аникин , Т.А. Родкина - Москва: Проспект, 2008. - 406с.
14 Арак, А.О. Развитие и эффективность пассажирских перевозок. / А.О. Аррак - Таллин: Ээсти раамат, 2005. - 215с.
15 Брагинский, М.И. Транспортная логистика/ М.И. Брагинский , В.Витрянский . Кн. 4. - М.: Инфра-М, 2008. - 260 с.
16 Буянова, Л.Н. Водный транспорт России: состояние и перспективы развития/ Л.И. Буянова - СПб.: СПГУВК, 2002. - 161 с.
17 Быкова, Т.А. Организация перевозок на транспорте/ Т.А. Быкова , А.А.Серветник , В.Д. Рузанова , Т.И.Хмелева - Саратов: Приволжское кн. изд- во, 2005. - 106 с.
18 Винников, В. В. Логистика на водном транспорте: Учебн. пособие для студентов и курсантов высших учебных заведений водного транспорта / В.В. Винников, Е.Д. Быкова, С.В. Винников ; под общей ред. проф. В. В. Винникова. - Одесса: Фешкс, 2004. - 222 с..
19 Горев, А.Э. Информационные технологии в управлении логистическими системами/ А.Э. Горев - СПб.: СПбГАСУ, 2008. - 193 с.
20 Миротина, Л.Б. Логистика: общественный пассажирский транспорт. Учебник для студентов экономических вузов /Л.Б. Миротина - М.: Экзамен, 2003. - 224 с.
21 Павлова, Н. В. Пароходство село на мель/ Н.В.Павлова ,Е.А. Копейкина
// Коммерсантъ (Уфа). - №78 от 04.05.2017, с. 8
22 Павлова, Н. В. Пароходству не хватило толкача/ Н.В. Павлова , Е.А.Копейкина // (Уфа). - №131 от 22.07.2016, с. 8
23 Соколов, С. П. Состояние речных пассажирских перевозок в республике Саха (Якутия): показатели, проблемы, перспективы / С.П. Соколов // Корабел.ру. - №3. - 27.08.2014, с. 22
24 Спирин, И.В. Основные направления совершенствования перевозок пассажиров в больших городах/ И.В. Спирин - М.: МГЦНТИ, 2011.- 28с
25 Фатхутдинов, P.A. Управление конкурентоспособностью организации/ Р.А. Фатхутдинов М.: Эксмо-Пресс, 2004. - 541 с.
26 Рынок водных перевозок: [Электронный ресурс]. URL:
https://utmagazine.ru/posts/10280-ekonomika-rossii-cifry-i-fakty-chast-3-transport. (Дата обращения: 22.03.2017)
27 Речные перевозки в 2016 году: итоги работы отрасли [Электронный ресурс]. URL: http://www.morvesti.ru/detail.php?ID=60235. (Дата обращения: 5.04.2017)
28 АО «СК «Тафлот»: [Электронный ресурс]. URL: http://www.tatflot.com/. (Дата обращения: 6.02.2017)
29 Рынок водных перевозок. Пассажирские и грузовые перевозки:
[Электронный ресурс]. URL: http://rosinvest.com/acolumn/blog/
gruzoperevozki/262.html. (Дата обращения: 15.03.2017).
30 Современное состояние и проблемы развития внутреннего водного транспорта в Республике Татарстан и его роль в обеспечении развития экономической и социальной сферы Республики Татарстан»: [Электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/78/119/109171.php. (Дата обращения: 15.02.2017)
31 Водный транспорт: [Электронный ресурс]. URL: http://zewerok.ru/vod- trans. (Дата обращения: 15.04.2017)
32 Кадровые проблемы: какие и как их решать?: [Электронный ресурс].
URL: http://hr-portal.ru/article/sovet-kadrovye-problemy-kakie-i-kak-ih-reshat.
(Дата обращения: 18.05.2017)