Введение 3
1. Законодательный процесс и законодательная инициатива: основные теоретические аспекты 5
1.1. Понятие законодательного процесса 5
1.2. Законодательная инициатива 6
2. Законодательный процесс в Российской Федерации 14
2.1. Стадии законодательного процесса 14
2.2. Взаимодействие Государственной Думы и Совета Федерации в законодательном процессе 18
3. Пути совершенствования законодательного процесса в Российской Федерации 29
Заключение 37
Список используемой литературы 39
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что законодательный процесс является одним из центральных конституционно-правовых институтов современного Российского демократического федеративного правового государства.
Законодательный процесс обеспечивает главное, наиболее характерное направление деятельности одной из ветвей власти российского государства – законодательной власти. Он формирует правовые основы общественной жизни – современные политические, экономические, социальные условия российского общества, которые определяют особенности и порядок осуществления деятельности, связанной с формированием национальной правовой системы.
В наши дни в России впервые за всю ее историю складывается законодательный процесс в подлинном смысле этого слова. Он все более обретает черты подлинного парламентаризма, наполняется адекватным содержанием.
В России идет поиск путей совершенствования законодательной деятельности и выработки мер, направленных на повышение качества принимаемых законов, в рамках, очерченных Конституцией Российской Федерации.
Место законодательного процесса как института современной российской политической демократии, определяется положением парламента Российской Федерации в системе политической организации общества, его соотношением и взаимодействием с другими ветвями власти, формированием баланса в системе сдержек и противовесов. И в то же время именно свойство закона, как акта наибольшей юридической силы в правовой системе российского государства, определяет исключительно важную роль и значимость законодательного процесса.
Россия сегодня воспринимает правовые ценности цивилизованного мира, обогащая их своим опытом, привносит свою специфику в решение тех либо иных проблем парламентаризма и демократии. Ей предстоит создать современную модель законодательного процесса, как вида государственной деятельности, направленной на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, защиту добра и справедливости – высших общечеловеческих ценностей.
Цель данной курсовой работы – изучить основные положения законодательного процесса в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить понятие законодательного процесса;
– определить законодательную инициативу;
– изучить основные стадии законодательного процесса
– рассмотреть взаимодействие Государственной Думы и Совета Федерации в законодательном процессе;
– наметить пути совершенствования законодательного процесса в Россйиской Федерации.
Объектом данной курсовой работы является законодательная деятельность в Российской Федерации.
Предметом данной курсовой работы является законодательный процесс в Российской Федерации.
Теоретическую основу данной курсовой работы составляют труды следующих ученых: А.И. Абрамовой, С.А. Авакьяна, О.Н. Булакова, И.В. Гранкина, Н.И. Дорохова, В.Е. Каргаполова, Е.В. Колесникова, Г.Н. Комковой, Е.А. Коровниковой, И.И. Королевой, В.Н. Лексина и других.
Структура данной курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка используемой литературы.
Таким образом, законодательный процесс – это регламентированный Конституцией, законами и иными нормативно-правовыми актами процесс внесения на рассмотрение законодательного органа, принятия, опубликования и вступления в действие законов.
Согласно ст. 104 Конституции РФ законопроекты вносятся в Государственную Думу. Правом законодательной инициативы обладают: Президент России, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды – по вопросам их ведения.
Выделяют следующие стадии данного процесса:
1. внесение законопроекта в Государственную Думу лицом или органом, обладающим правом законодательной инициативы;
2. рассмотрение законопроекта в Государственной Думе;
3. одобрение закона (федерального закона) или рассмотрение законопроекта (федерального конституционного закона) в Совете Федерации;
4. подписание и обнародование закона Президентом России.
В справочной литературе встречается еще одна стадия, предшествующая первой, - предзаконодательный процесс, включающий в себя следующие этапы: появление идеи, обоснование предложений о необходимости разработки нового закона и подготовку самого законопроекта. Количество стадий может меняться в зависимости от позиции того или иного участника законодательного процесса к принимаемому закону.
Меры совершенствования законодательного процесса в России включают не только разработку новых целостных законопроектов, внесения изменений в существующие для снижения количества правовых противоречий, но и дальнейшее научное обоснование рассматриваемой проблематики исходя из приоритетов российского государства в профильной сфере. Основными путями разрешения существующих проблем, с одновременным совершенствованием законодательного процесса в РФ являются следующие: модернизация общей законодательной политики в стране, с учетом международного опыта в этом вопросе; выработка новых приоритетов развития федеральной и региональной законодательной работы, с учетом деятельности всех возможных субъектов; максимально широкое и глубокое информирование отечественной общественности о ходе, содержании и результатах законодательной деятельности органов государственной власти, имеющих соответствующие компетенции; принятие новых базисных законов, и внесение изменений в существующие для снятия коллизия между нормами, регулирующими законодательный процесс на разных уровнях государственной власти; расширение спектра различного рода контролируемых правовых экспериментов, исследований, результаты которых позволят снизить риски от вводимых в действие законопроектов.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС «КонсультантПлюс»
2. Абрамова А.И. Законодательный процесс в Российской Федерации: проблемы и перспективы. Научно-практич. пособие. – М.: Юристъ. – 2010. – 139 с.
3. Авакьян С.А. Конституционное право России. В 2-х томах. Т. 2. – М.: Контракт. – 2010. – 822 с.
4. Авакьян С.А. Федеральное Собрание – парламент России. – М.: Контракт. – 2009. – 364 с.
5. Булаков О.Н., Рязанцев И.Н. Парламентское право России: Курс лекций / под ред. О.Н. Булакова. – М.: Юстицинформ. – 2011. – 296 с.
6. Гранкин И.В. Парламент России. – М.: ВолтерсКлувер. – 2009. – 434 с.
7. Дорохов Н. И. Конституционное (государственное) право России. Часть 1: Учебный курс. – М.: Инфра-М. – 2009. – 492 с.
8. Каргаполов В. Е. Пути совершенствования законодательного процесса // Юрист. – 2011. – С. 42 – 46.
9. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. – М.: Юристъ. – 2011. – 587 с.
10. Колесников Е.В., Пажетных Д.В. Взаимодействие Государственной Думы и Совета Федерации в законодательном процессе // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 10. – С. 60 - 64.
11. Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Афанасьева О.В. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Инфра-М. – 2011. – 740 с.
12. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.Д. Зорькина. – М.: Норма. – 2011. – 1008 с.
13. Коровникова Е.А. Контрольная функция Федерального Собрания Российской Федерации: Автореф. дисс. … канд. юрид. Наук. – М.: Московская государственная юридическая академия. – 2008.
14. Королева И.И. Парламентский регламент как правовая форма регулирования порядка деятельности представительного органа государственной власти: российская и зарубежные модели: Автореф. дисс. … канд. юрид. Наук. – М.: Московская государственная юридическая академия. – 2008.
15. Лебедев В.А., Ройзман Н.В. Законодательная инициатива – стадия законодательного процесса в Российской Федерации. – Челябинск. – 2010. – 365 с.
16. Лексин В. Н. Федеральное законодательство и интересы субъектов Федерации // Брифинг. – 2011. – С. 54-59.
17. Михалева Н.А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах). – М.: ЮРКОМПАНИ. – 2012. – 344 с.
18. Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. – М.: Норма. – 2010. – 272 с.
19. Разбаш О.Н. Федеральные законотворческий и законодательный процессы в современном российском конституционализме: единство и эволюция принципов // Конституционное и муниципальное право. – 2009. – № 18. – С. 13 - 20.
20. Скурко Е. В. К проблеме становления институтов общественной экспертизы в законотворчестве в Российской Федерации // Российская юстиция. – 2010. – № 2. – С. 2 - 5.
21. Современный законодательный процесс: основные институты и понятия / Под ред. А.П. Спириденко. – Смоленск. – 2009. – 186 с.
22. Югов А.А., Игишев К.А. Грани соотношения понятий «законодательный процесс» и «законопроектный процесс» в Российской Федерации // Адвокатская практика. – 2009. – № 2. – С. 26-30.