Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Понятие правовой экспертизы

Работа №79812

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

законодательство и право

Объем работы30
Год сдачи2020
Стоимость3000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
315
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов…...5
2. Роль правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов……...17
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………………...28


Актуальность исследования. В настоящее время в доктрине права между-учеными ведутся дискуссии по поводу вопросов повышения качества и эффективности законодательства в целом. Такой интерес специалистов вызван процессом реформирования общественных отношений, которые требуют конкретного механизма оценки в целях предотвращения нормотворческих ошибок.
В целях упорядочивания жизни в обществе государство в лице государственных органов предписывает определенные правила поведения, закрепляя их в нормативно-правовых актах.
Нельзя не согласиться с мнением ученых, что правовая база требует глубокого анализа, каждодневной доработки в процессе ее реализации. Ведь эффективность применения актов законодательства для регулирования правовых отношений напрямую зависит от качества нормативно-правовой базы.
Юриспруденция определяет качество законодательства как совокупность черт, присущие нормативно-правовым актам, являющиеся элементами законодательства и способствующие наиболее благоприятной координацией различных сфер жизни общества.
Опыт реализации правовых актов показывает, что на сегодняшний день в законодательстве присутствует значительное количество норм, способствующие снижению результативности деятельности законодательства в целом и способствующие возникновению коррупционных факторов.
Пытаясь обеспечить полное, успешное правовое регулирование сфер жизни общества, законодатель создал систему оценивания качества законов через механизм применения экспертиз.
Первоочередная задача государства - это недопущение несоответствия законов действующему законодательству.
Повышая качество содержания нормативно-правовых актов, законотворец автоматически повышает эффективность процедуры законотворческого процесса.
Разновидностью экспертизы является правовая экспертиза нормативных правовых актов и их проектов.
Правовая экспертиза как инструмент в руках законодателя преследует такую цель как разработку и принятие качественных нормативных актов, не противоречащих действующему законодательству и устранения всякого рода ошибок в содержание текстов закона.
Цель исследования – рассмотреть особенности правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов в рамках законотворческого процесса.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) проанализировать понятие правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов;
2) охарактеризовать роль правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В Российской Федерации сегодня нормативно закреплены более 70 видов экспертизы, от антикоррупционной до этнологической. Тем не менее, единства в подходах к определению сущности экспертизы, ее признаков, отграничения от смежных явлений не наблюдается ни в научной литературе, ни в нормативных правовых актах.
Обобщенно, экспертиза представляет собой деятельность субъектов, обладающих специальной квалификацией, по анализу и оценке состояния объекта экспертизы и выработке рекомендаций по его совершенствованию. В Модельном законе о государственной экспертизе государственная экспертиза определяется как деятельность уполномоченных организаций (экспертных организаций) и физических лиц (экспертов), осуществляемая по государственному заказу на договорной основе и связанная с проведением исследований, изучением, оценкой определенного объекта (предмета экспертизы), а также с подготовкой и оформлением выводов, рекомендаций (экспертных заключений) по предмету экспертизы. Как подчеркивает Ю.А. Тихомиров, данный закон характеризует экспертизу как вид научно-исследовательской деятельности .
Тем не менее, законодатель крайне редко указывает на критерий научности при определении понятия «экспертиза».
Деятельностный подход к определению сущности экспертизы характерен для большинства нормативных правовых актов.
Квалификация субъектов, осуществляющих разные формы экспертной деятельности, редко выносится законодателем в определение экспертизы. В качестве исключений можно назвать общественную экспертизу, осуществляемую обладающими специальными знаниями и (или) опытом специалистами, привлеченными субъектом общественного контроля к проведению общественной экспертизы на общественных началах, и антикоррупционную экспертизу правовых актов, осуществляемую специалистами (экспертами) правовая экспертиза, соответственно, является видовым понятием относительно экспертизы.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 29. Ст. 3609.
3. Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 (ред. от 27.03.2020) «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 42. Ст. 4108.
4. Постановление Правительства РФ от 19 августа 2011 г. № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 35. Ст. 5081.
5. Постановление Правительства РФ от 5 марта 2009 г. № 196 «Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 10. Ст. 1241.
6. Приказ Минюста России от 31.05.2012 № 87 (ред. от 02.10.2019) «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» // Бюллетень Минюста РФ. 2013. № 1.
7. Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 28.02.2006 № 1866-III «О принятии Регламента Законодательного Собрания Нижегородской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Законодательного Собрания Нижегородской области» // Нижегородские новости. 2006. № 69.
8. Деятельность независимых экспертов / Министерство юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс] // https://minjust.ru/ru/ekspertiza-normativnyh-pravovyhaktov/deyatelnost-nezavisimyh-ekspertov (дата обращения 21.01.2021).
9. Догадайло Е.Ю., Горлачев Р.Ю. К проблеме понятия и существенных признаков нормативного правового акта в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление, 2018, № 10. С. 14 – 16.
10. Закиров И.А. Правовая экспертиза: автореф. дис. ... к.юр.н. Нижний Новгород, 2008. С. 8.
11. Калашникова И.Д. Правовая экспертиза нормативных правовых актов в Хабаровском крае // Актуальные проблемы права. 2017. № 4. С. 74.
12. Клисторин В.И. Экспертиза экономических решений органов исполнительной власти // ЭКО. 2009. № 11. С. 41.
13. Корнилов А.Р. Общественная экспертиза нормативных правовых актов как вид правовой экспертизы // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2019. № 3. С. 144–149.
14. Мамитова Н.В. Правовая экспертиза как фактор эффективности законодательства Российской Федерации // Царскосельские чтения. 2010. № XIV. С. 91 - 99.
15. Министерство юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс] // https://minjust.ru/ru/gosudarstvennyy-reestr-nezavisimyh-ekspertov-poluchivshih-akkreditaciyuna-provedenie/fizicheskieн7 (дата обращения 21.01.2021).
16. Миронов А.Н. Экспертиза проектов нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти // Административное право и процесс. 2012. № 2. С. 32 - 38.
17. Петренко А.В. Правовая экспертиза как средство правовой политики // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2017. № 3 (46). С. 44.
18. Печегина Ю.С. Правовые параметры общественной экспертизы правовых актов // Юридический вестник Самарского университета. 2019. Т. 5. № 1. С. 109–113.
19. Попов В.В. Интеллектуальный потенциал общественных формирований в экспертной оценке законодательства Российской Федерации // История, теория, практика российского права. 2018. № 11. С. 38–43.
20. Правовые акты: оценка последствий: Науч.-практ. пособие / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 2011. – 177 с.
21. Сведения о деятельности по обеспечению единства правового пространства за январь-октябрь 2019 года / Министерство юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс] // https://to52.minjust.ru/ru/node/433729 (дата обращения 21.01.2021).
22. Степашин С.В. Общественный аудит. Может ли общество контролировать расходы бюрократии? М., 2013. – 117 с.
23. Технология законотворчества (опыт Санкт-Петербурга) / Под ред. И.П. Михайлова. СПб., 2006. – 314 с.
24. Тихомиров Ю.А. Эффективность закона и мониторинг: лекция. М., 2010. С. 21–22.
25. Чадин М.В. Судебно-экономическая экспертиза как метод государственного финансового контроля в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. – 211 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ