Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов…...5
2. Роль правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов……...17
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………………...28
Актуальность исследования. В настоящее время в доктрине права между-учеными ведутся дискуссии по поводу вопросов повышения качества и эффективности законодательства в целом. Такой интерес специалистов вызван процессом реформирования общественных отношений, которые требуют конкретного механизма оценки в целях предотвращения нормотворческих ошибок.
В целях упорядочивания жизни в обществе государство в лице государственных органов предписывает определенные правила поведения, закрепляя их в нормативно-правовых актах.
Нельзя не согласиться с мнением ученых, что правовая база требует глубокого анализа, каждодневной доработки в процессе ее реализации. Ведь эффективность применения актов законодательства для регулирования правовых отношений напрямую зависит от качества нормативно-правовой базы.
Юриспруденция определяет качество законодательства как совокупность черт, присущие нормативно-правовым актам, являющиеся элементами законодательства и способствующие наиболее благоприятной координацией различных сфер жизни общества.
Опыт реализации правовых актов показывает, что на сегодняшний день в законодательстве присутствует значительное количество норм, способствующие снижению результативности деятельности законодательства в целом и способствующие возникновению коррупционных факторов.
Пытаясь обеспечить полное, успешное правовое регулирование сфер жизни общества, законодатель создал систему оценивания качества законов через механизм применения экспертиз.
Первоочередная задача государства - это недопущение несоответствия законов действующему законодательству.
Повышая качество содержания нормативно-правовых актов, законотворец автоматически повышает эффективность процедуры законотворческого процесса.
Разновидностью экспертизы является правовая экспертиза нормативных правовых актов и их проектов.
Правовая экспертиза как инструмент в руках законодателя преследует такую цель как разработку и принятие качественных нормативных актов, не противоречащих действующему законодательству и устранения всякого рода ошибок в содержание текстов закона.
Цель исследования – рассмотреть особенности правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов в рамках законотворческого процесса.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) проанализировать понятие правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов;
2) охарактеризовать роль правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов.
В Российской Федерации сегодня нормативно закреплены более 70 видов экспертизы, от антикоррупционной до этнологической. Тем не менее, единства в подходах к определению сущности экспертизы, ее признаков, отграничения от смежных явлений не наблюдается ни в научной литературе, ни в нормативных правовых актах.
Обобщенно, экспертиза представляет собой деятельность субъектов, обладающих специальной квалификацией, по анализу и оценке состояния объекта экспертизы и выработке рекомендаций по его совершенствованию. В Модельном законе о государственной экспертизе государственная экспертиза определяется как деятельность уполномоченных организаций (экспертных организаций) и физических лиц (экспертов), осуществляемая по государственному заказу на договорной основе и связанная с проведением исследований, изучением, оценкой определенного объекта (предмета экспертизы), а также с подготовкой и оформлением выводов, рекомендаций (экспертных заключений) по предмету экспертизы. Как подчеркивает Ю.А. Тихомиров, данный закон характеризует экспертизу как вид научно-исследовательской деятельности .
Тем не менее, законодатель крайне редко указывает на критерий научности при определении понятия «экспертиза».
Деятельностный подход к определению сущности экспертизы характерен для большинства нормативных правовых актов.
Квалификация субъектов, осуществляющих разные формы экспертной деятельности, редко выносится законодателем в определение экспертизы. В качестве исключений можно назвать общественную экспертизу, осуществляемую обладающими специальными знаниями и (или) опытом специалистами, привлеченными субъектом общественного контроля к проведению общественной экспертизы на общественных началах, и антикоррупционную экспертизу правовых актов, осуществляемую специалистами (экспертами) правовая экспертиза, соответственно, является видовым понятием относительно экспертизы.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 29. Ст. 3609.
3. Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 (ред. от 27.03.2020) «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 42. Ст. 4108.
4. Постановление Правительства РФ от 19 августа 2011 г. № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 35. Ст. 5081.
5. Постановление Правительства РФ от 5 марта 2009 г. № 196 «Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 10. Ст. 1241.
6. Приказ Минюста России от 31.05.2012 № 87 (ред. от 02.10.2019) «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» // Бюллетень Минюста РФ. 2013. № 1.
7. Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 28.02.2006 № 1866-III «О принятии Регламента Законодательного Собрания Нижегородской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Законодательного Собрания Нижегородской области» // Нижегородские новости. 2006. № 69.
8. Деятельность независимых экспертов / Министерство юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс] // https://minjust.ru/ru/ekspertiza-normativnyh-pravovyhaktov/deyatelnost-nezavisimyh-ekspertov (дата обращения 21.01.2021).
9. Догадайло Е.Ю., Горлачев Р.Ю. К проблеме понятия и существенных признаков нормативного правового акта в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление, 2018, № 10. С. 14 – 16.
10. Закиров И.А. Правовая экспертиза: автореф. дис. ... к.юр.н. Нижний Новгород, 2008. С. 8.
11. Калашникова И.Д. Правовая экспертиза нормативных правовых актов в Хабаровском крае // Актуальные проблемы права. 2017. № 4. С. 74.
12. Клисторин В.И. Экспертиза экономических решений органов исполнительной власти // ЭКО. 2009. № 11. С. 41.
13. Корнилов А.Р. Общественная экспертиза нормативных правовых актов как вид правовой экспертизы // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2019. № 3. С. 144–149.
14. Мамитова Н.В. Правовая экспертиза как фактор эффективности законодательства Российской Федерации // Царскосельские чтения. 2010. № XIV. С. 91 - 99.
15. Министерство юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс] // https://minjust.ru/ru/gosudarstvennyy-reestr-nezavisimyh-ekspertov-poluchivshih-akkreditaciyuna-provedenie/fizicheskieн7 (дата обращения 21.01.2021).
16. Миронов А.Н. Экспертиза проектов нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти // Административное право и процесс. 2012. № 2. С. 32 - 38.
17. Петренко А.В. Правовая экспертиза как средство правовой политики // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2017. № 3 (46). С. 44.
18. Печегина Ю.С. Правовые параметры общественной экспертизы правовых актов // Юридический вестник Самарского университета. 2019. Т. 5. № 1. С. 109–113.
19. Попов В.В. Интеллектуальный потенциал общественных формирований в экспертной оценке законодательства Российской Федерации // История, теория, практика российского права. 2018. № 11. С. 38–43.
20. Правовые акты: оценка последствий: Науч.-практ. пособие / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 2011. – 177 с.
21. Сведения о деятельности по обеспечению единства правового пространства за январь-октябрь 2019 года / Министерство юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс] // https://to52.minjust.ru/ru/node/433729 (дата обращения 21.01.2021).
22. Степашин С.В. Общественный аудит. Может ли общество контролировать расходы бюрократии? М., 2013. – 117 с.
23. Технология законотворчества (опыт Санкт-Петербурга) / Под ред. И.П. Михайлова. СПб., 2006. – 314 с.
24. Тихомиров Ю.А. Эффективность закона и мониторинг: лекция. М., 2010. С. 21–22.
25. Чадин М.В. Судебно-экономическая экспертиза как метод государственного финансового контроля в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. – 211 с.