Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Экологическая культура личности как цель образования……………..6
1.1. Экологическое воспитание на пути формирования экологической культуры…………………………………………………………………………...6
1.2. Проблемы формирования экологической культуры личности в системе школьного образования…………………………………………………………..8
Глава 2. Педагогические условия формирования экологической культуры….12
2.1. Организация психолого-педагогического сопровождения формирования экологической культуры обучающихся………………………………………..12
2.2. Инновационная деятельность образовательных учреждений, направленная на формирование экологической культуры обучающихся…...21
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………………...29
Актуальность исследования. Уровень развития общества определяется качеством образования подрастающего поколения. Каждое историческое время вносит свои коррективы в образовательный процесс. Разразившийся с середины ХХ века экологический кризис поставил человечество на грань выживания, тем самым, приведя к пониманию того, что сохранение равновесия в системе «природная среда – общество – человек» – одна из важнейших задач развития человеческого общества. Специфика нынешнего времени – увеличение внимания к экологической составляющей в образовании. Одних экологических знаний и умений школьников недостаточно, нужна их активная социально-развивающая позиция, как гарант сохранения природной среды.
В современных условиях проблема экологии привлекают к себе все больше внимания. Стало уже очевидным, что экономический рост и устойчивое развитие любой страны неразрывно связано с бережным отношением к природе и ее ресурсам, обеспечением экологической безопасности среды жизнедеятельности человека. К сожалению, приходится констатировать факты неразумного отношения людей к природе и к её ресурсам, неверного понимания своего места и положения во Вселенной. Решение этой проблемы лежит не только в области хозяйственно-экономической деятельности людей, но и в сфере нравственности, культуры его взаимоотношений с природой, с другими людьми. Осознание серьёзных проблем современной цивилизации выдвигает новые задачи перед образованием, поскольку именно оно является одним из решающих факторов, изменяющим сознание личности, стабилизирующим и гармонизирующим отношения человека и мира, развивающим чувство ответственности за всё живое, стремление к сознательной и планомерной деятельности по спасению и развитию природы, культуры, жизни. Как социально-педагогическая задача сегодня актуализирует формирование сознательного, ответственного отношения учащихся к природе, что должно пронизать все направления планирования, организации и контроля в работе школы: в общешкольных планах и документах классных руководителей, в системе идейно политической, трудовой, нравственной, эстетической и физической подготовки учащихся. Значимость решения обозначенной проблемы для общества отражается в ключевых документах системы образования. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте отмечается необходимость формирования у школьников экологической культуры (экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах жизнедеятельности) как условия достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы. Отмечается, что государственную политику в области экологического образования в интересах устойчивого развития страны необходимо осуществлять на федеральном, региональном и местном уровнях, затрагивая все звенья образовательной системы.
В многочисленных исследованиях Бойко Л.А., Глазачева С.Н., Гришаевой Ю.М., Дежниковой Н.С., Куликовой О.В., Филоновой А.В., Чуприной К.В., Кравченко М.В. и других рассмотрена важность экологического воспитания в образовательной организации.
В трудах Анисимова О.С., Анфаловой И.В., Барановой А.Н., Ермолаевой М.В., Ковальчук М.А., Мухиной В.С., Эриксона Э., Фалькович Т.А., Журавлевой И.В. можно найти информацию о старших подростках, их психолого-педагогическую характеристику и другое, посвященное данной теме.
Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что, несмотря на множество подходов к исследованию экологического воспитания подростков, проблема экологического воспитания, а также поиск и применение новых методов, форм работы по экологическому воспитанию, требует дальнейшего изучения.
Противоречие настоящего курсового исследования заключается в следующем. Между необходимостью экологического воспитания подростков и недостаточностью методических материалов по осуществлению этого вида деятельности в общеобразовательной организации.
Цель исследования заключается в теоретическом анализе проблемы экологической культуры личности и педагогических условий ее формирования.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть экологическое воспитание на пути формирования экологической культуры;
2) проанализировать проблемы формирования экологической культуры личности в системе школьного образования;
4) охарактеризовать организацию психолого-педагогического сопровождения формирования экологической культуры обучающихся;
5) рассмотреть инновационную деятельность образовательных учреждений, направленная на формирование экологической культуры обучающихся.
В курсовой работе были использованы следующие теоретические методы исследования: анализ, сравнение, обобщение, классификация.
В результате проведенного исследования мы делаем следующие выводы и предложения.
Чтобы шло устойчивое развитие общества, и рационально использовались природные ресурсы, необходимо повышать уровень информированности всех групп населения. Все это возможно посредством экологического образования и воспитания. В итоге формируется экологическая культура общества. Усвоение норм, ценностей, навыков достигается в результате целенаправленного экологического воспитания и экологической грамотности личности. На выходе должно быть общество со сформированным бережным отношением к природе.
В настоящее время формирование экологических знаний и культуры приобретает актуальность. В результате экологической неграмотности и безответственности, мы имеем громадные потери материальных источников, теряем средства и опору для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения и всего населения. Таким образом, развитие экологического образования является на сегодняшний день делом общенародным. Общая задача экологического образования состоит в снижении риска жизни для людей и в обеспечении для них безопасности, формировании у каждого человека экологического мышления, регулирующего его действия в повседневной жизни. Основная цель образовательных организаций – расширить знания не только связанные с окружающей средой, но и правильно сформировать их воспитание, экологическую культуру по отношению к природе.
Содержание экологического образования представляет собой динамичное, постоянно развивающееся явление. Экологическое образование позволяет объективно рассматривать взаимосвязи между различными проблемами. Одним из направлений экологизации общественного сознания является развитие социально-образовательных программ, направленных на формирование экологической культуры у подрастающего поколения и взрослого населения. Ст. 6 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» наделяет субъекты Российской Федерации правом организации и развития системы экологического образования, формирования экологической культуры.
Формирование экологической культуры можно рассматривать как осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс . Основными элементами экологической культуры личности являются экологические знания, экологическая деятельность, экологическое сознание и ценностное отношение к природе.
В педагогической науке (в работах А.В. Иванова, С.В. Машковой, Л.В. Моисеевой и др.) затрагиваются различные аспекты формирования культуросообразного и ценностного отношения к природе. Отмечается, что экологическая культура школьника строится на базе знаний и понимания закономерностей живых систем, уважения к жизни, проявлением экологической ответственности за события в природе . В работах И.Д. Зверева, Н.М. Мамедова, И.Т. Суровегиной и др.) определены основные принципы экологического образования школьников и формирования у них экологической культуры. К числу таких принципов относятся: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности обучающихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе . Реализация обозначенных принципов может стать действенным источником учебных успехов школьников, их творчества, развития интеллектуальных способностей, адаптированности к жизни в обществе.
1. Анцыперова Т.А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе // Детский сад от А до Я. 2009. № 1. С. 152-158.
2. Батаршев А.В. Система психолого-педагогического сопровождения педагога - профессионала: субъекты и объекты сопровождения // В сборнике: Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования Сборник научных статей III - й Всероссийской научно - практической конференции. Под общей редакцией О.Б. Даутовой, И.И. Соколовой. 2015. С. 21 - 29.
3. Битянова М.Р. Практическая психология в образовании. М.: Генезис, 2000. 304 с.
4. Вдовиченко С., Воробьева Т. Экологические модели // Дошкольное воспитание. 2008. № 12. С. 121-122.
5. Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы и средства обучения. – М.: Академия, 2003. – 86 с.
6. Курашова В. Методика экологического воспитания средствами фольклора // Дошкольное воспитание. 2009. № 12. С. 108-111.
7. Лысов А.А., Лысова О.А. Каким должно быть современное экологическое образование и воспитание? // Начальная школа плюс. До и После. 2013. № 12. С. 1-3.
8. Мамедов Н.М. Экология и устойчивое развитие: учебное пособие. – М.: Изд. центр МГАДА, 2013. – 365 с.
9. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Теория воспитания дошкольников: учеб. пос. М.: Академия, 2010. 208 с.
10. Моисеева Л.В., Лазарева О.Н. Педагогическая экспертиза качества естественнонаучного и экологического образования в период детства // Международный журнал экспериментального образования. –2017. – № 5. – С. 99–101.
11. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М: ACADEMA, 2005. – 336 с.
12. Орлова В.Е. Психолого - педагогическое сопровождению обучающихся в учебно - воспитательном процессе в условиях модернизации образования // В сборнике: Российская наука в современном мире Сборник статей международной научно - практической конференции. Ответственный редактор: Соловьев В.Б. 2015. С. 82 - 85.
13. Санникова Н.В. Использование активных форм обучения в экологическом образовании // Агропродовольственная политика России. 2014. № 5 (29). С. 66-68.
14. Санникова Н.В. Экологическое образование через сознание и воспитание // Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2014. С. 307-309.
15. Суркина С.А. Экологическое образование дошкольников: учебное пособие. Саратов: Саратовский источник, 2011. 103 с.
16. Троицкая И.Ю., Бокарева Е.А., Ястребцева Н.В. Психолого-педагогические условия формирования экологической культуры обучающихся в условиях сельской школы // Актуальные вопросы образования в интересах устойчивого развития. сборник статей участников Международной научно-практической конференции. 2019. С. 45 – 52.
17. Турсумбекова Г.Ш. Формирование экологического мировоззрения в процессе преподавания дисциплины «Биоразнообразие» // Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2014. С. 309-310.
18. Шипицына Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. СПб.: «Речь», 2003. 240 с.
19. Якобюк Л.И. Отношение молодежи к процессу воспитания личности // Агропродовольственная политика России. 2014. № 5 (29). С. 50-53.
20. Якубышина Л.И., Логинов Ю.П. Роль куратора в воспитании студентов направления «Агрономия» в современных условиях // Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2014. С. 256-257.