ВВЕДЕНИЕ 4
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
1.1 Сущность конкурентоспособности 6
1.2 Источники конкурентных преимуществ фирмы 18
2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АРМАТУРНО-ИЗОЛЯТОРНЫХ ИЗДЕЛИЙ НА МИРОВОМ РЫНКЕ
2.1 Анализ состояния мирового рынка арматурно-изоляторных изделий 24
2.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции фирмы 30
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АРМАТУРНО-ИЗОЛЯТОРНЫХ ИЗДЕЛИЙ ФИРМЫ
3.1 Основные направления повышения конкурентоспособности
электротехнических изделий фирмы 54
3.2 Разработка новой ценовой политики как условие повышения
конкурентоспособности электротехнических изделий фирмы 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
Повышение эффективности хозяйствования предприятия - важнейшая задача современного этапа развития экономики. В значительной степени ее решение определяется повышением конкурентоспособности продукции, что предполагает полное или частичное обновление ассортимента, техническое переоснащение производства, трансформацию организационной структуры и использование принципиально новых методов управления.
Оценка качества и конкурентоспособности являются исходным элементом для производственно-хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики.
Важность такой оценки обусловлена целым рядом обстоятельств, среди которых следует назвать необходимость разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции, выбор предприятием партнера для организации совместного выпуска продукции, привлечение средств инвестора для организации конкурентоспособного производства, составление маркетинговых программ для выхода предприятия на новые рынки сбыта, своевременного принятия решения об оптимальных изменениях товарного ассортимента, разработке и производстве новых и модернизированных изделий, расширении и создании производственных мощностей и другие.
Ухудшение конкурентоспособности продукции приводит к уменьшению объема продаж, прибыли и рентабельности, снижению экспорта, национального богатства и благосостояния народа. Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению конкурентоспособности продукции.
Открытое акционерное общество «Южноуральский арматурно-изоляторный завод» является основным в России производителем стеклянных и фарфоровых изоляторов, широкого спектра линейной арматуры для линий электропередачи и распределительных устройств электростанций и подстанций (сцепной, поддерживающей, натяжной, соединительной, защитной). ОАО «ЮАИЗ» входит в число ведущих мировых производителей стеклянных изоляторов, обеспечивая пятую часть мирового производства. От уровня качества, надежности, возможности профилактики производимых изделий в прямой зависимости находится безаварийная и надежная работа линий электропередачи.
Всем вышесказанным обусловлена актуальность данной дипломной работы.
Объектом данной работы является ОАО «ЮАИЗ», предметом - конкурентоспособность продукции предприятия на зарубежных рынках.
Цель данной работы - разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности продукции предприятия на зарубежных рынках .
Цель и объект обусловили задачи данной работы:
- раскрыть сущность конкурентоспособности;
- определить источники конкурентных преимуществ фирмы;
- проанализировать состояние мирового рынка арматурно-изоляторных изделий;
- выявить факторы, определяющие конкурентоспособность продукции заданного предприятия;
- определить основные направления повышения конкурентоспособности продукции предприятия.
Результаты дипломного проекта имеют практическую значимость и могут применяться ОАО «ЮАИЗ» во внешнеэкономической деятельности
Важнейшая характеристика продукции предприятия - это ее конкурентоспособность. Существуют различные подходы к определению конкурентоспособности. Изучив их, можно сделать вывод о том, что конкурентоспособность подразумевает обладание свойствами, создающими экономические преимущества для экономического соревнования.
Выделяют 4 уровня конкурентоспособности: конкурентоспособность
национальной экономики, отрасли, предприятия и продукции. Основные свойства конкурентоспособности - это относительность и динамичность.
Конкурентные преимущества - это те характеристики продукции фирмы, которые создают для фирмы превосходства над конкурентами. Существует множество подходов к классификации конкурентных преимуществ, согласно наиболее обширной классификации конкурентных преимуществ их можно подразделить на внутренние и внешние.
Рынок арматурно-изоляторных изделий консервативен. Его объем в период с 2013 по 2014 год вырос на 1,62 %, с 2014 по 2015 год - сократился на 0,32 %.
Крупнейшими национальными рынками арматурно-изоляторных изделий являются рынки Италии, Бразилии и Испании.
Производством арматурно-изоляторных изделий занимается небольшое количество крупных производителей. Лидерами по доле на мировом рынке являются компании «Seves Shanghai» (Китай), «Seves Nusco» (Италия), группа компаний GIG (Россия, Украина). Так как рынок изоляторов стабилен, доли производителей в динамике практически неизменны.
Внешнеторговый оборот изоляторов в России также постоянен, его объем с 2014 по 2015 год практически не изменился, экспорт в структуре внешнеторгового оборота составляет примерно 51 %, импорт - 49 %.
Основную долю мирового рынка арматурно-изоляторных изделий составляют стеклянные изоляторы благодаря низкой себестоимости, однако их доля сокращается (в 2013 году она составляла 51,3 %, в 2014 - 49,9 %, в 2015 - 47,5 %).
На рынке России в 2015 году лидером в сфере производства стеклянных изоляторов и линейной арматуры является группа компаний GIG (79,5 % и 33,7 % соответственно), в сфере производства фарфоровых изоляторов - группа компаний «ЭЛИЗ» и «ВЗЭФ» (47,6 %), в сфере производства фарфоровых изоляторов - компании «Русизол» и «Энеръгия+21» (30,9 % каждый).
На мировом рынке арматурно-изоляторных изделий намечается тенденция снижения цены. В 2014 году она снизилась на 8,7 %, в 2015 - на 3 %. Причина заключается в снижении цен на энергоресурсы и затрат на оплату труда.
Основным факторов, влияющим на спрос на изоляторы, являются доходы потребителей продукции - строительных компаний. В среднем их доходы за 2015 год выросли на 15,2 %, что приводит к росту спроса.
Основным фактором, влияющим на предложение изоляторов, являются цен на товары-заменители, в том числе на самонесущий изолирующий провод. Его цена стремительно снижается (на 46,9 % в 2014 году, на 34,2 % - в 2015), что приводит к сокращению предложения изоляторов.
ОАО «ЮАИЗ» имеет средний уровень себестоимости по сравнению с конкурентами. Причина превышении себестоимости над себестоимостью части конкурентов заключается в низком выходе годной продукции, в высоких ценах на энергоресурсы, в высокой себестоимости тары и высоком уровне дополнительных накладных и транспортных расходов.
Стоимость денег для ОО «ЮАИЗ» составляет в среднем 15 % годовых, что превышает стоимость денег у конкурентов примерно в 2 раза.
С 2014 по 2015 год на ОАО «ЮАИЗ» выросли доли материальных затрат на
3,9 %, оплаты труда - на 1,8 %, управленческих расходов - на 0,7 %, амортизации - на 0,5 %, сократились доля коммерческих расходов на 5,8 % и энергоресурсов. Рост материальных затрат объясняется ремонтом оборудования, изменением ассортимента, плохим качеством материалов, заменой шапки собственного производства на покупную. Рост расходов на оплату труда объясняется повышением средней заработной платы. Вследствие роста затрат вырос показатель себестоимости на 1 рубль продаж, что является негативной
тенденцией.
Важным фактором, определяющим конкурентоспособность продукции предприятия, является эффективность использования ресурсов. На ОАО «ЮАИЗ» с 2014 по 2015 год материалоемкость выросла на 12,6 %. Фондоотдача снизилась на 11,4 %, что связано с вводом нового оборудования. Зарплатоемкость выросла на 22,6 %, а производительность труда сократилась на 2,2 %. Скорость оборота оборотных средств снизилась на 0,164 оборота, запасов - выросла на 0,318 оборота. Длительность оборота оборотных средств выросла на 10 дней, запасов - сократилась на 1,7 дня. Эффективность использования оборотных средств в целом сократилась, однако с точки зрения запасов она улучшилась. Рост оборотных средств связан с ростом дебиторской задолженности, остатка денежных средств.
На ОАО «ЮАИЗ» осуществляются масштабные инвестиции в развитие предприятия. В структуре инвестиционных расходов преобладают технические инвестиции. Суммарные инвестиции выросли на 37 %. Однако, на предприятии разработана недостаточно эффективная и четкая инновационная политика.
Наибольшую долю в собственном капитале занимает нераспределенная прибыль - 99,9 % и ее значение растет (на 34,5 % за 2015 год), что способствует привлечению инвестиций на предприятие.
Наибольшую долю в заемном капитале занимают краткосрочные кредиты и займы. Их доля выросла на 3,2 % за 2015 год. Доля кредиторской задолженности выросла на 1,9 %, долгосрочных кредитов и займов - сократилась на 14,6 %.
На ОАО «ЮАИЗ» разработана эффективная система мер по обеспечению качества продукции. Согласно балловой оценке качество продукции ОАО «ЮАИЗ» соответствует качеству основного конкурента - «Seves Electrovidro». Однако, коэффициент соотношения качества и цены у него ниже из-за более высокой цены. Следовательно, необходимо разработать рекомендации по формированию новой ценовой политики фирмы.
Основная цель любого предприятия - повышение конкурентоспособности своей продукции. Можно выделить 3 основных ее направления - производственное, маркетинговое и финансовое.
Грамотный выбор ценовой политики - одно из важнейших условий повышения конкурентоспособности продукции.
Для того, чтобы повысить конкурентоспособность продукции ОАО «ЮАИЗ» предлагается использовать стратегию низких цен в отличие от конкурентов, придерживающихся стратегии средних цен, так как эластичность спроса по цене за 2014-2015 года составила 1,7, что дает возможность повысить прибыль предприятия и расширить его долю на мировом рынке за счет снижения цены.
При снижении цены на 5 % спрос вырастет на 8,3 %, что приведет к росту выручки на 2,9 %. Доля ОАО «ЮАИЗ» на мировом рынке вырастет с 11,6 % до
11,9 % за счет сокращения доли основного конкурента - «Seves Electrovidro». При этом коэффициент соотношения качества и цены вырастет на 4,7 % до уровня конкурента.
Увеличение доли рынка за счет сокращения доли конкурента обоснованно тем, что продукция предприятия ОАО «ЮАИЗ» имеет более высокую оценку наиболее весомого показателя качества, чем продукция конкурента. Следовательно, предполагаемые рекомендации эффективны и могут использоваться на практике.
1. Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара, — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 670 с.
2. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. - 454 с.
3. Макдоналд М., Данбар Я. Сегментирование рынка: Практическое руководство. - М.: Изд-во «Дело и сервис», 2014. - 288 с.
4. Ламбен Жан-Жак. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. - СПб.: Питер, 2014. - 800 с.
5. Кретов И.И. Организация маркетинга на предприятии: Практическое пособие. - М.: Юристъ, 2013. - 96 с.
6. Нагапетьянц Н.А. Прикладной маркетинг: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 272 с.
7. Фурс И.Н. Конкурентоспособность продовольственных товаров: Учебное пособие. - Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2014. - 346 с.
8. Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг. — Учеб. пособие. — М.: Юрайт-Издат, 2014. — 335 с.
9. Магометов Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. - 294 с.
10. Лебедева О.А., Лыгина Н.И. Маркетинговые исследования рынка: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. - 192 с.
11. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. - М.: Междунар. отношения, 2013. - 416 с.
12. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 2013. - 384 с.
13. Дулисова И. Л. Конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность товара //http: //www.marketing.spb .ru/read/essai/6 .htm
14. Чернов В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. М.И, Баканова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 686 с.
15. Международный маркетинг: Учеб. пособие / Н.И. Перцовский, И.А. Спиридонов, С.В. Барсукова; Под ред. Н.И. Перцовского - М.: Высшая школа, 2014 г. - 239 с.
16. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка.-М.: Финансы и статистика, 2013. - 528 с.
17. Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации): учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2013. - 372 с.
18. Богомолова И.П. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов // Маркетинг в России и за рубежом. - №1. - 2015. - С. 116.
19. Шкардун В. Интегральная оценка конкурентоспособности предприятия // Маркетинг. - 2015. - №1. - С. 38-59.
20. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: Россия и мир. 1992-2015. - М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2015. - 606 с.
21. Ходяченко В.Б. Маркетинг: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2013. - 264 с.
22. Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. — М.: Типография «Новости», 2014. — 256 с.
23. Федеральная таможенная служба. Таможенная статистика внешней торговлиhttp://stat.customs.ru/apex/f?p=201:1:2274497511746406: :NO
24. Сайт ООН
25. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc 1135087342078
26. Котлер, Ф. Маркетинг, менеджмент / Филип Котлер, Кевин Лейн Келлер; пер. с англ. С. Жильцова, М. Жильцова, Д. Раевской, - 12-е изд. — СПб.: Питер, 2014. — 816 с.
27. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Филип Котлер, Гари Армстронг; пер. с англ. О. Пелявского, А. Назаренко, — 12-е. изд. — СПб.: Вильямс, 2014. - 1072 с.
28. Дейан, А. Стимулирование сбыта: Пер. с франц. под ред. С.Г. Божук / А. Дейан, А. Троадек, Л. Троадек. - СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА - Пресс Инвест», 2013. - 128 с.
29. Киршина, М.В. Коммерческая логистика / М.В. Киршина. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2014. - 256 с.
30. Заикин, А. А. Маркетинг в розничной торговле / А.А. Заикин // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - №1(33). - С. 60 - 70.
31. Кузнецова Наталья Николаевна Основные критерии выбора источника
финансирования предприятия // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2013. №4-1. URL:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osnovnye-kriterii-vybora-istochnika- finansirovaniya-predpriyatiya
32. Ценообразование. Маховикова Г.А.
http: ZZwww.std72.ru/dirZceny_i_cenoobrazovanieZcenoobrazovanie_makhovikova _g_a/195