ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОДГОТОВКА ИЗУЧЕНИЯ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В СТАРШИХ КЛАССАХ
1.1. Теоретические проблемы преподавания литературы в среднй школе.
1.2. Чтение и изучение художественных произведений в их родовой специфике
1.3. Особенности анализа эпического произведения на уроке литературы
1.4.Особенности эпоса как рода литературы.
1.5. Романические жанры в эпосе
1.6 Жанровые особенности романа – эпопеи.
1.7. Решение задач нравственно-эстетического воспитания учащихся при анализа эпического произведения
1.8. Система анализа эпических произведений в старших классах
2.2. Изучение романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон»
2.3. Изучение романа Б. Васильева «Завтра была война»
Заключение
Одной из серьезных проблем современного школьного литературного образования является проблема прочтения классики. Литература прошлого впитала в себя опыт исторического развития общества, и в этом таятся не использованные до конца резервы усиления воспитательного воздействия ее на молодежь. Важно найти в русской классике то, что созвучно времени и волнует учащихся.
Изучение произведений словесного искусства на занятиях по литературе — при всей ограниченности анализа в условиях школьного учебного процесса по сравнению с анализом литературоведческим — должно быть строго научным, опирающимся на устоявшиеся, проверенные оценки литературных явлений и на лучшие достижения современной литературоведческой науки.
В основе концептуального изучения литературы, дающего высокий воспитательный результат, лежит постепенное углубление связей между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и усвоением историко-литературных, культурологических и теоретико-литературных сведений. Обогащение художественного восприятия предполагает развитие способности наслаждаться искусством, понимать его целостность и художественную значимость.
Особого внимания требует сам процесс общения со старшеклассниками. Как справедливо отмечает И.С.Кон, исследовавший основные психологические процессы юношеского возраста, старшеклассники имеют разнообразный досуг, уровень их культурных запросов нередко бывает более высокий, чем у взрослых; иерархия предпочтений различных видов искусства такова: литература, музыка, кино, театр, изобразительное искусство.
«Эстетическое воспитание, — убежден И. С. Кон, — будет успешным, только если оно опирается на творческую активность самой формирующейся личности и учитывает особенности ее жизненного мира
интересов. А спонтанное творчество не может стать действительно художественным без соответствующего обучения и овладения культурным наследием. Общая основа того и другого — пробуждение творческого начала личности и включение искусства в ее реальный жизненный мир» [Кон И. С. Психология-старшеклассника: Пособие для учителей. - М., 1980. - С. 151-164]. Современные программы для VII-IХ и Х-ХI классов построены по концентрическому принципу, что позволяет добиться большей глубины в изучении творчества писателей и осознания своеобразия истории русской литературы и культуры. Переход на концентрическую структуру литературного образования ставит перед учителем-словесником много вопросов: какова в целом методология литературного образования, в каком направлении вести поиски концепций и форм изучения художественных произведений, как привить ученикам любовь к слову, реализовать в чтении и изучении текста идею сотворчества, как реализовать парадигму развивающего обучения, идею гуманизации образования и другие.
Современной школе необходимы новаторские поиски учителя-словесника, серьезные раздумья о современном уроке литературы, о характере общения читателя с миром художественного произведения, наконец о характере общения учителя и ученика.
И учитель, и ученик живут в период напряженных творческих исканий всего общества, в период создания новых оценок пути, пройденного литературой и искусством, — все это не может не оказать влияния на формирование духовного мира молодежи.
В совместной деятельности учителя и ученика важно добиться усвоения содержания и общих принципов анализа, и владения теоретическими понятиями, и развития эмоционально-волевой сферы. Ибо, «так же, как секрет языка лежит на скрещении познания при помощи языка, так секрет искусства лежит на скрещении познания искусством и общения искусством» [Леонтьев А. А. Искусство как форма общения: К проблеме
предмета психологии искусства. Психологические исследования. - Тбилиси,
1973.-С.220].
Цель исследования: рассмотреть особенности изучения больших
эпических произведений на уроках литературы в старших классах средней
школы
Данная работа содержит две части: теоретическую и практическую. В I теоретической части раскрыты вопросы теоретического подхода к
подготовке изучения эпических произведений в старших классах средней
школы.
В практической части разработаны основные методические
направления проведения уроков при изучении эпических произведений
«Война и мир», «Тихий Дон», «Завтра была война». Для достижения цели исследования в процессе работы решаются
задачи:
1. Рассмотреть теоретические проблемы методологии преподавания
литературы в средней школе;
2. Рассмотреть чтение и изучение художественных произведений в
их родовой специфике;
3. Рассмотреть особенности анализа эпического произведения на
уроке литературы;
4. Разработать основные методические направления проведения
уроков при изучении эпических произведений;
5. Подвести итоги, сделать выводы.
Методологической основой исследования является:
- философско-филологический синтез идей «эстетики словесного
творчества» М.М. Бахтина, в частности, «проблемы речевых жанров»;
- исследование законов восприятия художественного произведения и
возрастных этапов речевого и читательского развития школьников Л.С.
Выготским, С.Л. Рубинштейном, Н.Д. Молдавской, В.Г. Маранцманом, М.Р.
Львовым;
- идеи взаимодействия уроков литературы в развитии речевой и читательской деятельности школьников.
Методы исследования:
теоретический анализ лингвистической, психолингвистической, психолого-педагогической и методической литературы;
наблюдение за учебным процессом для выявления новых подходов в разработке системы обучения анализу эпических произведений на уроках литературы.
Итак, мы коснулись проблем и особенностей изучения больших эпических произведений в контексте актуальных концепций литературоведения и методики. Прежде всего, речь идет о содержании и структуре школьного литературного образования на современном этапе развития нашего общества. Существование различных программ и учебных пособий при наличии государственных стандартов литературного образования помогает установить содержание предмета «литература», его инвариантное ядро, которое сохраняется при многообразии вариантов обучения.
Художественная литература формирует самосознание современного общества. Начало всему — в школе. Особенно важно преодоление своеобразного отчуждения от системы нравственных и эстетических ценностей, которые раскрываются для школьника через приобщение к художественному миру литературного произведения. Не случаен интерес к расширению литературного образования в начальной школе на основе интеграции русского языка и литературного чтения, формирования навыков письма, чтения и говорения, а также приобщения к самостоятельной деятельности.
Эпические произведения изучаются на протяжении всех лет обучения. Формулируя выводы, необходимо отметить особенности изучения эпических произведений в средней школе. Конечно, существуют различия в подходе к ним в IV—VII и VIII—X классах, объясняемые возрастом и познавательными возможностями учащихся. Но нельзя даже с младшими подростками сводить работу над текстом к пересказу, составлению планов и разговору только о событийной стороне. Анализ в любом классе должен быть достаточно содержательным. В IV—VI классах при изучении эпических произведений главным обычно оказывается осмысление сюжета, а также поступков и переживаний героев в центральных сценах (эпизодах) произведения.
Наблюдения же за композицией, жанровыми особенностями, языком, авторским отношением к изображаемому накапливаются пока в виде конкретных представлений, но не становятся предметом обобщения. В VII классе обобщающий момент значительно усиливается. В старших же классах, когда меняется характер курса (он строится на историко-литературной основе) и растут интеллектуальные возможности школьников, изучение эпических произведений затрагивает больше вопросов, требует более сложной деятельности учащихся.
Итак, повышение читательской культуры учащихся, углубление их непосредственного восприятия, необходимость сознательного отношения к науке о литературе, к школьному анализу требуют от учителя новых поисков вариантов содержания, задач, форм и методов проведения уроков и внеклассных занятий. В проведении анализа на первый план выдвигается умелое руководство деятельностью учащихся, обобщение результатов творческих самостоятельных работ, постановка проблемных вопросов, помогающих выделить в учебном материале главное, существенное.