Введение
1 Основы теории и методологии стратегического менеджмента………………………
1.1 Сущность и эволюция стратегического управления……………….
1.2 Стратегическое планирование – центральное звено стратегического управления……………………………………………………………………
1.3 Методический инструментарий разработки стратегии……………………………………………….
2 Анализ и оценка деятельности ООО «Торгсервис» за период 2009-2011 г.г.....................
2.1 Общая характеристика предприятия................................................
2.2 Динамика результативных показателей деятельности организации......
2.3 Анализ эффективности использования ресурсов организации............................................
3 Разработка стратегии и тактики развития ООО «Торгсервис» до 2016 г..................................
3.1 Анализ и прогноз изменений бизнес среды организации деятельности предприятия
3.2 Позиционирование организации на региональном рынке бытовой техники
3.3 Анализ стратегичеких альтернатив развития организации с использованием моделей SPACE-анализ и И.Ансофф
3.4 Обоснование выбора оптимальной стратегии с использованием матрицы БКГ
3.5 Тактика реализации стратегии
3.6 Экономическая эффективность разработанного варианта стратегии
Заключение
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации организации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая бы позволила им поспевать за изменениями, происходящими в окружении. До недавнего времени фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. В настоящее время не снимается задача рационального использования потенциала к текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивало бы адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса.
Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие и использование информационных сетей, делающих возможным ускоренное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряда других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Стратегическое планирование внутрихозяйственной деятельности любого предприятия (фирмы) тесно связано с осуществлением общей экономической политики или государственной стратегии развития всей рыночной системы. В настоящее время важнейшей предпосылкой стратегического планирования и роста объемов производства на отечественных предприятиях стало развитие свободных рыночных отноше-ний, их постоянное и непрерывное совершенствование. Поэтому сейчас стратегическое планирование на предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствова¬ния различных производственно-технических факторов и организаци¬онно-управленческих структур с целью обеспечения высокого качест¬ва работы персонала и уровня жизни своих работников.
Стратегия развития организации определяется в результате изу¬чения внешнего окружения и возможных внутренних перспектив ее деятельности с учетом непредвиденных рыночных обстоятельств. Она заключается в установлении долгосрочной ориентации фирмы на какой-либо вид производственной деятельности и занятие соответст¬вующего или планируемого положения, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. При этом уточняются стратегические вопросы, свя¬занные с выбором выпускаемой продукции, обслуживаемых потреби¬телей, применяемых производственных процессов, используемых эко¬номических ресурсов, а также формированием общей линий поведе¬ния на рынке с учетом своих возможностей и сил конкурентов. Кро¬ме того, в ходе планирования учитываются возможные стратегии раз¬вития следующих рыночных услуг на предприятии: выход на рынок с новым продуктом, привлечение новых поставщиков и потребителей товаров, расширение или прекращение производства и продажи преж¬них товаров и услуг.
Таким образом, стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития пред-приятий на предстоящий долгосрочный период. Современное пред¬приятие — это организованная система или целенаправленная на про¬изводство товаров и услуг организация, которая является частью эко¬номической системы. Общими элементами той и другой системы выступают люди, персонал работников, имеющих свои собственные экономические цели. Следовательно, требуемый уровень развития предприятия зависит от характера влияния на него отдельных лю¬дей — его основных элементов и всего государства — целой системы, частью которой выступает данное предприятие. Кроме того, в ходе стратегического планирования следует все более полно представлять, что характер воздействия на организацию элементов зависит от того, как она воздействует на них, и точно так же влияние на нее систем более высокого порядка зависит от ее влияния на такие системы. Иными словами, в долгосрочном планировании деятельности пред-приятия необходимо выделять три независимых уровня ответствен¬ности за достижение соответствующих целей: организация, персонал и государство.
Выбор цели и стратегии развития предприятия составляет основу само-стоятельной планово-управленческой деятельности менеджеров в свободных рыночных отношениях. При долгосрочном планировании предприятие может также использовать такие известные стратегии, как разработка товара, стабилизация производства, проникновение на рынок, сокращение издержек, изменение цен и все остальные функциональные или целевые стратегии (маркетинговую, производственную, финансо¬вую, конкурентную и т.д.). На российских предприятиях широкое рас¬пространение имеет стратегия выживания, на зарубежных — завоева¬ние лидерства на рынке и др. Каждое предприятие в ходе перспективно¬го планирования должно само выбрать наилучшую стратегию развития или роста с учетом его реальных возможностей и достигнутых результатов на данном этапе экономической деятельности.
В современных условиях выработка и реализация стратегических планов развития предприятия в частности и многопрофильного производственного комплекса в целом, является одним из приоритетных направлений управленческой деятельности.
Актуальность разработки стратегических планов развития сегодня не вызывает сомнения на всех уровнях управления хозяйственно-экономической деятельностью, в нашей стране. После долгого периода жёсткой, централизованной системы государственного планирования экономической деятельности предприятий, настало время (в конце 80-х – начале 90-х годов), когда отрицалось любое долгосрочное планирование хозяйственной деятельности. Но развитие рыночных отношений в современной России, со всей актуальностью, поставило вопрос об осуществлении стратегического планирования на всех уровнях экономической деятельности в нашей стране. Причём стратегическое планирование признаётся одним из главных направлений управленческой деятельности специалистов менеджерского звена. Причём следует иметь в виду, что в современном мире выработка и реализация стратегических планов ведётся с учётом внутренних и внешних факторов. Стратегические планы не являются незыблемой догмой, они должны постоянно корректироваться в соответствии с динамическим изменением ситуации и среды, в которой приходится действовать предприятию или организации. Это изменение, корректировка планов так же является одним из основных направлений работы менеджеров. Об актуальности разработки гибких стратегических планов говорит так же и то, что подобные разработки, в последние время, ведутся и на уровне Правительства Российской Федерации. И эти разработки в -работе Кабинета министров являются приоритетным направлением.
Гипотеза исследования предполагает исследование финансового состоя-ния предприятия; определение возможности выработки необходимой страте-гии и тактики развития предприятия и повышение эффективности производства.
Данные обстоятельства предопределили цель написания дипломной работы:
- разработка стратегии развития предприятия, а также оценка её эффек-тивности.
Для достижения указанной цели необходимо рассмотрение и решение следующих задач:
- изучение сущности и значения стратегического менеджмента;
- провести анализ развития организации и оценки деятельности ООО «Торгсервис» за период 2009-2011 г.г;
- разработка стратегии и тактики развития ООО «Торгсервис» на период с 2011-2016.
Предметом исследования являются показатели, характеризующие развитие и результаты финансово-хозяйственной деятельности ООО «Торгсервис».
Объектом моего исследования является ООО «Торгсервис». Основ-ными видами деятельности ООО «Торгсервис» являются производство, ремонт, поставка, реализация инвентаря, оборудования, товаров народного потребления, а также работы по монтажу, пусконаладке, техническому обслуживанию холодильного, грузоподъемного, торгового, технологического оборудования.
Теоретическая и методологическая основа исследования проводилась с использованием основ, приемов, элементов финансового и стратегического менеджмента и финансового анализа. В ходе работы по достижению цели и поставленных задач были изучены труды отечественных и зарубежных ученых в области финансового менеджмента, финансового анализа и стратегического управления.
Практическая значимость исследования заключается в изучении финансово-хозяйственной деятельности предприятия, и ее анализ на базе отчетности экономической и финансовой служб, выявление внутрихозяйственных резервов за счет которых можно повысить эффективность деятельности предприятия
В ходе исследования была проведена следующая работа.
На первом этапе проходило теоретическое изучение проблемы стратегического управления. Выявление современных подходов в трактовке и исследованию стратегий предприятия. Были сформулированы цели и задачи исследования.
На втором этапе был проведено исследование результатов финансово-хозяйственной деятельности МУП «Амурторгтехника», изучалась бухгалтер-ская отчётность организации за два года. Проводилась группировка, сравнение и анализ данных. Оценивался состав и структура имущества предприятия и источники его формирования, рассчитывались коэффициенты рентабельности, деловой активности, финансовой устойчивости и ликвидности организации. Анализировался состав и структура как собственного, так и заемного капитала. Сформулирована оценка финансово-го состояния предприятия.
На третьем, заключительном этапе, осуществлялся стратегический анализ деятельности предприятия, разрабатывался механизм реализации стратегии, а также проводилась оценка эффективности внедрения стратегии в организации.
Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами, следовательно, обладать конкурентоспособностью. Оценка конкурентоспособности пред-приятия может прояснить сложившуюся ситуацию, определить его положе-ние на рынке, выдвинуть решения назревших проблем в производстве, менеджменте или сбыте. Поэтому актуальность темы данной дипломной работы не вызывает сомнения.
Объектом исследования данного дипломного проекта являлось предприятие ОАО "Амурское предприятие торговой техники" (ОАО «АПТТ»), которое занимается оказанием услуг по продаже кондиционеров, оборудования объектов пищеблоков, прачечного оборудования, а также их монтаж и дальнейшее техническое обслуживание смонтированного оборудования.
Предметом исследования являлась коммерческая деятельность ОАО «АПТТ» и пути улучшения его конкурентоспособности.
Целью дипломного проекта являлась разработка мероприятий для улучшения конкурентоспособности предприятия путем совершенствования коммерческой деятельности ОАО "АПТТ". Для достижения этой цели были выполнены следующие задачи:
• изучены теоретические основы повышения конкурентоспособности предприятия;
• изучена роль маркетинговых исследований при оценке конкурентоспособности предприятия;
• проанализирована коммерческую деятельность ОАО «АПТТ»;
• проанализирована конкурентная среда ОАО «АПТТ»;
• проведено маркетинговое исследование по изучению спроса на рынке кондиционеров;
• разработаны мероприятия по повышению конкурентоспособности ОАО «АПТТ»;
• проведена оценка эффективности предложенных мероприятий.
С целью изучения спроса на рынке кондиционеров было проведено маркетинговое исследование. Основными задачами исследования являлись:
• оценка масштаба рынка кондиционеров;
• оценка потенциала рынка кондиционеров;
• оценка структуры предложения на рынке кондиционеров глазами потребителей;
• выявление атрибутов коммерческого предложения глазами потребителей (перечень важных для потребителя характеристик товарного предложения на рынке кондиционеров);
• оценка предпочтительного ценового диапазона для потребителей на кондиционеры;
• оценка имеющейся информации потребителей об ОАО «АПТТ».
По результатам проведения маркетингового исследования по изучению спроса на рынке кондиционеров в нашем городе были сделаны следующие выводы:
• в городе имеется реальный спрос на рынке кондиционеров;
• у ОАО «АПТТ» имеются конкуренты. У конкурентов имеется серьезное конкурентное преимущество - они знакомы потребителям города и имеют удобное расположение. Но у ОАО «АПТТ» тоже имеется конку-рентное преимущество - набор всех указанных потребителем атрибутов товарного предложения имеется только у ОАО «АПТТ»;
• предприятие ОАО «АПТТ» не знакомо потребителям нашего го-рода, что требует активного продвижения своих услуг на рынке города;
• потребительские ценовые предпочтения соответствуют предложенным предприятием ОАО «АПТТ» ценам, а именно, двум ценовым сег-ментам: «дешевому» и «среднему».
В качестве пути совершенствования конкурентоспособности коммерческого предприятия ОАО «АПТТ» было предложено сформировать товарное предложение для каждого ценового сегмента с расчетом рентабельности (экономической целесообразности) каждого, а также запланировать осуществление программы по продвижению услуг по продаже и монтажу кондиционеров.