Актуальность исследования. Важной составляющей исправления осужденных в условиях ограниченного пространства и движений является их физическое воспитание, под которым следует понимать процесс формирования и развития физических способностей, морально-волевых качеств осужденных, укрепления и сбережения их физического и психического здоровья. Этот процесс выполняет три взаимосвязанные функции: оздоровительную, воспитательную (исправительную), сублимирующую (переключающую активность (энергию) субъекта на более высокий уровень).
Историко-педагогическое исследование проблемы свидетельствует о том, что некоторые направления, методы и средства реализации физического воспитания возникли еще в первобытном обществе, но они не носили целенаправленный характер. Как организованная деятельность физическое воспитание впервые появилось в Древней Греции. Античная система физического воспитания была в дальнейшем усвоена Средневековьем, а педагогическая мысль эпохи Возрождения оказала влияние на европейскую систему воспитания теоретическими положениями, подтвержденными практикой.
Изучение научной литературы и анализ использования результатов исследования применительно к лицам, отбывающим наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, позволяют отметить: наказывая человека за совершенное им преступление, государство исходит из того, что после отбывания наказания он должен быть возвращен в общество здоровым и жизнедеятельным. Решению этой задачи способствует включение осужденного в специально организованный процесс физического воспитания и участие его в различных физкультурно-спортивных мероприятиях.
В местах лишения свободы особенно активно физкультурно-спортивная работа проводилась в 70–80-е годы XX века. В комплексных планах политико-воспитательной работы с осужденными наряду с другими был раздел «Физкультурно-спортивная работа». В 90-е годы XX века новые общественно-экономические условия затруднили проведение физкультурно-спортивной работы с осужденными. На сегодняшний день значимость и необходимость физического воспитания осужденных очевидны, ибо, как показывает практика, физкультура и спорт оказывают настолько сильное воздействие на личность, что трудно представить, чем их можно заменить или компенсировать в исправительном процессе.
Объект исследования – процесс физического воспитания осужденных.
Предмет исследования – содержание и организация физического воспитания осужденных.
Цель исследования – рассмотреть особенности физического воспитания осужденных.
Исходя из поставленной цели сформулируем следующие задачи исследования:
1) проанализировать сущность физического воспитания осужденных;
2) охарактеризовать ресоциализацию осужденных средствами физического воспитания;
3) рассмотреть физическое воспитание женщин, осужденных к лишению свободы;
4) рассмотреть формирование здорового образа жизни несовершеннолетних осужденных.
Методы исследования. В работе использованы общенаучные методы исследования (анализ, синтез, обобщение).
В результате проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы.
1. Спортивно-массовая работа с осужденными является эффективным педагогическим средством исправления и воспитания осужденных. Обладает целым комплексом преимуществ перед другими формами воспитательной работы: массовостью охвата, отсутствием негативного барьера противостояния, ненавязчивостью воспитательного воздействия, организацией досуга осужденных, а также простотой в реализации.
2. Физическое воспитание играет немаловажную роль в процессе ресоциализации осужденных, поскольку развитие осужденного как личности во время спортивных мероприятий построено на взаимоотношениях с другими людьми, что впоследствии ведет к успешной социальной интеграции. Формирование у осужденных уверенности в своих силах и убежденности в том, что высокая разносторонняя физическая подготовленность является основой качественного духовного и телесного развития личности и ее коррекции, положительных эмоций, норм поведения в соответствии с требованиями, умение находить выход из непростых ситуаций, приходить к компромиссу с окружающими людьми во время занятий спортом, а в особенности при участии в спортивно-массовых мероприятиях, способствуют самореализации и самоутверждению, в последующем благоприятно сказываясь на способности направлять свою деятельность в нужное русло после освобождения из мест лишения свободы.
К сожалению, примеры требуемой спортивно – массовой работы в колониях России являются скорее результатом применения огромных усилий отдельных сотрудников ФСИН, которые, как правило, сами являются спортсменами. Достаточно четкой и регулярной системы физического воспитания осужденных, формирования у них должной физической культуры в настоящее время не существует. Чаще всего причиной этому служит недостаток финансовых и материальных средств, для нужной организации спортивно – массовой работы (в некоторых учреждениях нет элементарного инвентаря и помещений).
Между тем, физическое воспитание играет немаловажную роль в процессе ресоциализации осужденных, поскольку развитие осужденного как личности во время спортивных мероприятий построено на взаимоотношениях с другими людьми, что впоследствии ведет к успешной социальной интеграции. Формирование у осужденных уверенности в своих силах и убежденности в том, что высокая разносторонняя физическая подготовленность является основой качественного духовного и телесного развития личности и ее коррекции, положительных эмоций, норм поведения в соответствии с требованиями, умение находить выход из непростых ситуаций, приходить к компромиссу с окружающими людьми во время занятий спортом, а в особенности при участии в спортивно – массовых мероприятиях, способствуют самореализации и самоутверждению, в последующем благоприятно сказываясь на способности направлять свою деятельность в нужное русло после освобождения из мест лишения свободы.
Таким образом, спортивно-массовая работа с осужденными является эффективным педагогическим средством исправления и воспитания осужденных. Обладает целым комплексом преимуществ перед другими формами воспитательной работы: массовостью охвата, отсутствием негативного барьера противостояния, ненавязчивостью воспитательного воздействия, организацией досуга осужденных, а также простотой в реализации.
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 23.11.2020) // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, № 2, ст. 198.
Научные, учебные, справочные издания
Учебная литература
2. Зауторова Э.В. Направления воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы: учебное пособие/Э.В. Зауторова. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2019. - 198 с.
3. Теория и методика физического воспитания : учеб. для ин-тов физ. культуры. Т. 1: Общие основы теории и методики физического воспитания / под общ. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Физкультура и спорт. - 1976. – 304 с.
4. Тюгаева Н.А. Санитарно-гигиеническое воспитание осужденных в исправительных учреждениях // Человек: преступление и наказание. - 2015. – № 4. - С. 143– 146.
5. Тюгаева Н.А. Физическое воспитание осужденных различных категорий как составляющая их исправления // II Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»: тез. выступлений и докладов участников : в 8 т. Рязань, 2015. Т. 2. С. 217–220.
Диссертации и авторефераты
6. Гилязов И.Ф. Физическое воспитание несовершеннолетних осужденных в учреждениях уголовно – исполнительной системы: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.04/Гилязов И.Ф. - Набережные Челны, 2013. – 25 с.
7. Рыбак М.К. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики: автореф. дисс. докт. юрид. наук: 12.00.08/Рыбак Михаил Степанович. - Саратов, 2001. – 17 с.
Материалы периодической печати
8. Лелик Н.Б. Реализация физического воспитания женщин, впервые осужденных к лишению свободы // Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России. 2020. № 3 (5). С. 133 – 138.
9. Нистратова И.С. Несовершеннолетние осужденные с социально значимыми заболеваниями: проблемы исполнения наказания в виде лишения свободы и их социальной реабилитации/И.С. Нистратова //Теория и практи¬ка общественного развития. - 2013. - № 3 (121). - С. 53-56.
10. Очиров И.М. Современные формы и виды формирования здорового образа жизни студентов Республики Бу¬рятия /И. М. Очиров, Л С. Ёлгина, А.И. Очирова// Педагогический ИМИДЖ. - 2018. - № 1 (38). - С. 49-60.
11. Тюгаева Н.А. Санитарно-гигиеническое воспитание осужденных в исправительных учреждениях // Человек: преступление и наказание. - 2015. – no. 4. - С. 143– 146.
Электронные ресурсы
12. В ФКУ «Советская воспитательная колония» прошли соревнования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.07.fsin.su/news/detail. php?ELEMENT_ID=74670/ (дата обращения: 24.12.2020).
13. Право.ru [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.ru/ (дата обращения: 24.12.2020).