Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №16607

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1332
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 . Проектный метод в деятельности ДОУ 8
1.1. Метод проектов как средство внедрения педагогических инноваций в деятельности ДОУ 8
1.2. Классификация проектов, используемых в работе ДОУ 10
1.3. Особенности внедрения проектного метода в ДОУ 12
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию метода проектов в обучении и воспитании старших дошкольников
2.1. Постановка проблемы и обоснование проекта 23
2.2. Механизм реализации проекта 25
2.3. Реализация проекта «Здоровый ребенок - счастливая семья» 27
2.4. Результаты реализации проекта 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 45


В теории и практике отечественной педагогической науки в последнее время инициируется интерес к методу проектов как к технологии, направленной на решение важнейших образовательных стратегий.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствует и то, что он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами и др. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития - непременные условия гуманистического подхода.
Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, общий объем обязательной части Программы «От рождения до школы» включает время, отведенное на:
•образовательную деятельность, осуществляемую в процессе различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально¬художественной, чтения);
•образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
•самостоятельную деятельность детей;
•взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В разъясняющем письме Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2010 г. №03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения» предлагается строить воспитательно-образовательный процесс на основе объединения комплекса различных видов детской деятельности вокруг единой темы. При этом в качестве темы могут выступать организующие моменты, тематические недели, события, организация проектов, традиции и пр. Таким образом, серьезное внимание уделяется организации проектов в дошкольном учреждении.
«Проектная деятельность — сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса» [3, с.10].
В настоящее время педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть знаниями. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проектирования.
Проектирование - это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Проект в ДОУ - метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей [6. с.35].
Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи, который предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом. Развитие метод получил в работах В. Килпатрика и Э. Коллингса. Определяя программу школы, работающей по методу проектов, В. Килпатрик писал: «Программа есть ряд опытов, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат развитию и обогащению целого потока других опытов». Он считал, что только деятельность, связанная с окружающей ребенка реальностью, соответствует детским интересам, и предлагал строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся [9, с.71].
В России метод проектов приобрел широкую популярность с конца девяностых годов прошлого века и постепенно стал одним из ведущих видов деятельности в образовательном учреждении. Однако советская школа познакомилась с ним еще в первые годы советской власти - одновременно с разработками американских педагогов, педагогов привлекала возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Однако потом этот метод был осужден и забыт. В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты образования.
Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 1920-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и др.). Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода и др [35].
Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Следовательно, данная проблема является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом.
Цель данной работы: выявить специфику использования метода проектов в системе обучения и воспитания дошкольников в условиях ДОУ.
Объект исследования: проектная деятельность в ДОУ.
Предмет исследования: использование метода проектов в процессе обучения и воспитании дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что целенаправленная организация в ДОУ проектной деятельности по физическому воспитанию будет способствовать укреплению здоровья дошкольников.
Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
1) изучить проектный метод как средство внедрения педагогических инноваций в деятельности ДОУ;
2) разработать проект физического воспитания дошкольников;
3) сделать выводы по результатам реализации проекта.
В работе использовались следующие методы: изучение теоретической и научно-методической литературы; изучение педагогического опыта; диагностика, наблюдение, анализ и обобщение полученных данных.
Теоретической основой явились труды отечественных психологов и педагогов Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной, Т.А. Данилиной, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода по проблемам использования метода проектов в работе ДОУ.
Исследование проведено на базе МБДОУ детский сад «Аяи», село Тээли, Бай-Тайгинский район.
Практическая значимость заключается в том, что показана эффективность применения метода проектов по физическому воспитанию дошкольников.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в теоретической части выпускной квалификационной работы мы изучили метод проектов как перспективную технологию в условиях ДОУ. Познакомились с видами проектов и основами организации проектной деятельности в ДОУ.
Педагоги дошкольного учреждения формируют не только знания, умения, навыки дошкольников, но и помогают адаптироваться к социальной жизни. Они обучают детей через совместный поиск решений, предоставляют им возможность самостоятельно овладевать ролево-игровыми действиями. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития - непременные условия гуманистического подхода.
Как один из методов обучения дошкольников, метод проектов основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Технология проектирования помогает развить творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов. Будучи включенной, в организованную систему ДОУ, она становится инструментом развития, саморазвития ребенка, его познавательных и творческих способностей..
Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде и сплочению педагогического коллектива.
Кроме того, организация проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе способствует повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения наготовов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности.
Во второй части выпускной квалификационной работы проведено практическое исследование по организации проекта на базе МБДОУ детского сада «Аян».
В детском саду созданы условия для физического развития детей: физкультурный зал, открытая спортивная площадка, и поэтому, кроме традиционных занятий физической культурой, проводятся физкультурные праздники и досуги.
С целью создания у детей мотивации заниматься физической культурой и спортом, формирования привычки к здоровому образа жизни детей, а также привлечения родителей к формированию и закреплению у детей навыков здорового образа жизни, повышения знаний о культуре здоровья нами разработан и реализован проект «Здоровый ребенок - счастливая семья».
Воспитатели научили детей собирать информацию, дошкольники выясняли, где ее можно найти и как оформить. Проект закончился мероприятием.
В результате выполнения проекта достигнуты следующие результаты:
Сформированы навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
Разработан цикл занятий по теме проекта.
Составлено перспективное планирование по здоровьесбережению и обобщен опыт работы по технологии здоровьесбережения.
Создан цикл консультаций для родителей по сохранению и укреплению здоровья детей.
Улучшены показатели воспитанников.
Чтобы подтвердить правильность в выборе средств и методов работы по здоровьесбережению детей в ДОУ была проведена диагностика в начале и в конце реализации проекта, которая позволила оценить исходный уровень развития каждого ребенка, сформированность двигательных навыков.
Сравнивая показатели, мы получили:
- увеличение числа детей с высоким уровнем физического развития - в сравнении с началом проекта, доля детей с высоким уровнем здоровья увеличилось на 22%;
- повышение интереса детей к спорту, повышение уровня сформированности культуры здоровья воспитанников - дети посещают спортивные секции дошкольной группы;
- повышение активности родителей в образовательном процессе, в укреплении здоровья детей и их физическом совершенствовании - посещаемость спортивных занятий, участие родителей в спортивных мероприятиях:.
После завершения проекта, качественно изменился стиль общения родителей с ребенком, которые стали активными участниками образовательного процесса.
Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Таким образом, педагогическое проектирование - это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы.
Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.
Можно констатировать, что поставленные цели и задачи решены, а выдвинутая гипотеза подтвердилась: целенаправленная организация в ДОУ проектной деятельности по физическому воспитанию будет способствовать целостному развитию ребенка-дошкольника, успешной социализации, раскрытию индивидуализации детей, а также сплочению как педагогического коллектива, так гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.



1. Бббннкова Е.А. Пособие / Е.А. Бабенкова. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 320 с.
2. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования / А.В. Боровлева // Управление ДОУ. - 2006. - №7. - С. 35-40.
3. Веркксо Н.Е . / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
4. Виноррдцово Н.А Пособие / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.
5. Гвврючино Л.В . Здopoьособеpааaющиь ОСХНОЛОИИИ о ДОУ. Методическое пособие / Л.В. Гаврючина - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 234 с.
6. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
7. Журввлево В.Н. Пособие / В.Н. Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с.
8. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. Примерные планы и конспекты занятий / под ред. Т.С. Яковлевой - М.: Школьная пресса, 2007. - 128 с.
9. Колснниково И.А., Iopивлoиa-Cи1биоваaя М.П . Педaлoииосвлоь проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005. - 236 с.
10. Кудрявцево А.И . Педaлoиичсвкoь проккиироаниио ако метол управления инновационным процессом в ДОУ / А.И. Кудрявцева, Г.Д. Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 80-84.
11. Кузнецово А.А. В помощо cпeцилбинаaм Цннтра «Прокко шао ао шагом». Методическое пособие / А.А. Кузнецова, И.В. Матвеева. - Ярославль: Методическое отделение Центра «Наставник», 2009. - 40 с.
12. Лавров Н.Н., Бубличенко М.М. Дыхание по Стрельниковой / Н.Н. Лавров, М.М. Бубличенко. - М.: издательство Феникс, 2005. - 146 с.
13. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие / А.А. Майер. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2008. - 128 с.
14. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. 2-е изд., исп. и доп. - М.: Аркти, 2000. - 320 с.
15. Никишина И.В. Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии / И.В. Никишина. - М.: Москва ООО «Планета» 2011г. - 278 с.
16. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие. Под ред. В.И. Орла, С.Н. Агаджановой. - СПб.: «Детство-Пресс», 2006. - 467 с.
17. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в ДОУ.: Монография. - СПб.: Каро, 2006. - 79 с.
18. Об образовании (ред. от 12.11.2012): ФЗ РФ от 10.07.1992 № 3266-1 // Российская газета, № 13, 23.01.1996. Закон утрачивает силу с 1.09.2013 года в связи с принятием ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ от 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598
19. Патранова И. Проектный метод / И. Патранова //Дошкольное воспитание. - 2007. - № 3. - С. 81.
20. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю. Пахомова. // Методист. - 2004. №1. - С.42.
21. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. Для занятий с детьми 3-7 лет / Л.И. Пензулаева. - М.: МОЗАИКА-СИТЕЗ, 2014. - 256 с.
22. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Старшая группа / Л.И. Пензулаева. - М.: МОЗАИКА-СИТЕЗ, 2014. - 325 с.
23. Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н. Масич. - Красноярск: КИМЦ, 2010. - 78 с.
24. Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ. Авт.-сост. А.К. Сундукова, Г.Н. Калайтанова, Е.В. Майгурова. - М.: Аркти, 2008. - 534 с.
25. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы по ред.: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой». - М.: МОЗАИКА-СИТЕЗ, 2014 - 684 с.
26. Проектирование развития ДОУ. Методическое пособие / С.В. Кузнецова, и кол. авт. - М.: ТЦ сфера, 2006. - 112 с.
27. Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении. Консультации для педагогов / Сост. С.Л. Гвинейская. - Белово,2010. - 24 с.
28. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник метод, материалов / И.А. Сырова, О.Г. Чеховских. - Самара: СФМГПУ, 2009. - 72 с.
29. Проектный метод в деятельности ДОУ: пособие // Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2003 - 96 с.
30. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей ДОУ / Авт. - сост. Л.С. Киселева и др. - М. АРКТИ, 2006. - 112 с.
31. Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода. Сборник научных трудов / Л.Б. Прокофьева, Г.А. Воронина; под ред. И.М. Осмоловской. - М.: ИТиИП РАО, 2004. - С. 503.
32. Сапранова С.И. Проектная деятельность / С.И. Сапранова // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №2. - С.65-69.
33. Савельева Н.Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ. - Ростов нД.: Феникс, 2005. - 386 с.
34. Б.В. // Методология исследования проектной деятельности. - М., 1973. - №4 - С.42¬53.
35. Cидзнло А.С / А.С. Сиденко // Журнал «Завуч». - 2003. - №6. - С.23-25.
36. Слобоодчикоо В.И. обучения. - Петрозаводск, 1996. - 157 с.
37. Технолоиия пpoвкбиpoвзния в ДОУ / Е.С . Евдокимова - М/: 'ГЦ Сфера, 2006. - 64 с.
38. Тимофеева Л.Л. ПрокЕнный метод в лескком саду о Л.Л. Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.
39. Тихомирова Л.Ф . Уроки здоровья для детей о - 8 .кет о Л.Ф . Тихомирова. - М.: Ярославль, 2003. - 200 с.
40. Физкyльтypнo-oздopoвительный РОООДО о ДОУ. / Моргунова О.Н. Лакоценин С.С. - М.: Воронеж: ЧП, 2007. - 385 с.
41. Хррчннко Т.Е. «Физкультурныо праздники и развлечнния» о Т.Е. Харченко. М.: Детство-Пресс, 2009. - 245 с.
42. Хилл ГГ. Науко и искусство пpoвкбиpванния: методы проектирования, научное обоснование решений / П. Хилл. - М., 1973. - 166 с.
43. Чечиль И. Метод проектов / И.Чечиль //Директор школы. - 1998. - №3-4. - С. 78-83.
44. Шннский Н.М . этимолоиический словррь русккооо языка / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. - М.: Дрофа, 2004. - 398 с.
45. Щетинин М.ІІ . Дыхттельная іымііасчиіка по Стрельниковой о М.Н. Щетинин. - М.: Метафора 2007. - 129 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ