Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Понятие стрессоустойчивости личности

Работа №79529

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы41
Год сдачи2020
Стоимость3150 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
240
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования взаимосвязи стрессоустойчивости и самооценки студентов-психологов
1.1. Понятие и структура стрессоустойчивости личности
1.2. Психологическая характеристика студенчества
1.3. Особенности самооценки в студенческом возрасте
1.4. Преодоление стресса студентами-психологами
Выводы к главе 1


В научных исследованиях проблема стрессоустойчивости в целом рассматривается как проблема барьера психической адаптации человека, эмоциональной устойчивости и способности контроля эмоций. Считается, что основой стрессоустойчивости является саморегуляция человека, которая состоит из определенных цепей. Также к стрессоустойчивости относятся различные копинг-механизмы и механизмы психологической защиты, которые зависимы от локус контроля, этнических факторов, типа высшей нервной деятельности, психических и соматических заболеваний. В большинстве научных исследований говорится о том, что, являясь свойством психики, стрессоустойчивость отражает способность человека успешно осуществлять необходимую деятельность (жизнедеятельность) в сложных условиях. Вопросы стрессоустойчивости рассматриваются в разных отраслях знаний, среди которых – общая, инженерная психология, психология труда, психология спорта, социальная и этнопсихология, педагогика и т. д.
Для более глубокого понимания понятия стрессоустойчивости обратимся к толкованию стресса как мультидисциплинарной категории, поскольку современные тенденции развития науки предусматривают ассимиляцию различных отраслей с целью всестороннего исследования ранее открытых явлений. Одной из таких проблем, которые рассматриваются учеными с разных сторон понимания является проблема стресса. Со времени создания Г. Селье концепции стресса, это явление перестало рассматриваться в рамках одного медицинского подхода, а приобрело междисциплинарный характер, и сегодня исследуется психологами, физиологами, биологами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социокультурный контекст, в котором живет современный человек, представляет собой сложное переплетение огромного количества проблем общества, являющихся одними из самых сложных вызовов современности, с которыми сталкивается личность. Стрессогенные ситуации становятся неотъемлемой частью жизни человека XXI-го века: поликультурализм с агрессивным поглощением монокультур и навязыванием чуждых ценностных приоритетов; обесценивание или подмена смыслообразующих ценностей этноса, которые исконно формировали мировоззренческий компонент структуры личности и являлись ее «якорями», обуславливая вектор ее направленности; искажения нравственных норм и понятий в угоду политическим запросам, ведущие к маргинализации общества… Все это вызывает в сознании человека мировоззренческий когнитивный диссонанс, лишающий его опоры, сковывающий волю, нивелирующий жизненные перспективы и цели.
К сожалению, наше общество вплотную столкнулось с еще одним вызовом – военными действиями, когда возникает угроза не просто психическому здоровью личности, но и самой жизни человека. В связи с этим в нашу жизнь активно входит еще одно понятие – посттравматическое стрессовое расстройство.
Как отмечал Г. Селье, стресс – это адекватная реакция организма человека на сильные раздражители. И если стрессогенные факторы воздействуют на человека непродолжительное время, человек, зачастую, за счет мобилизации жизненных сил организма, справляется с ситуацией с минимальными потерями для психического здоровья .
Когда же угроза витальности становится фоном повседневной жизни человека, сквозь призму которого организуется вся жизнедеятельность личности, когда стресс становится дистрессом (т.е. обретает психотравмирующий характер, истощая адаптационные возможности организма человека), актуальным становится вопрос сопротивления этим негативным факторам и проблема поиска внутриличностных ресурсов, помогающих справляться со стрессом, развивать стрессоустойчивость личности.
Психологические исследования, посвященные изучению стресса, приобретают особую актуальность на современном этапе развития общества. Это обусловлено увеличением стрессогенных факторов: экономической и социально-политической нестабильностью, техногенными и экологическими угрозами, усиливающимися информационными потоками. Все это оказывает травмирующее воздействие на личность: эмоциональное напряжение, стресс, постравматические поведение.
Проблема стресса зарубежными и российскими исследователями изучается уже давно. Начало научного подхода в зарубежных исследованиях стресса положили У. Кеннон, Г. Селье, которые рассматривали стресс с психофизиологической точки зрения, со стороны физиологических реакций организма на стресс (учащение сердцебиения). Теории Р. Лазаруса и С. Фолкмана основываются на когнитивных основаниях, акцентируя внимание на изучении «повседневного стресса». A. Биллингс и Р. Моос выделяют такие способы копинг-поведения, как оценка ситуации, вмешательство в ситуацию и избегание . А. Хаммер и М. Зейднер определяют копинг поведение с точки зрения ресурсов, которые необходимыдля преодоления сложных ситуаций. К ним они относят сферы представления и познания, сферу чувств, сферу отношений с другими людьми, сферу духовности и физического бытия . Немецкий исследователь Х. Томе выделил среди прочих основных реакций на стресс приспособление к особенностям и потребностям других людей, отождествление с целями и судьбами других, настроенность на то, чтобы не упустить свой шанс и др. П. Виталиано изучал преодолевающее поведение относительно различных групп: профессиональных, возрастных, социальных. Вместе с проблемно-ориентированным способом преодоления он выделил способы эмоционально-ориентированного копинга, это: обвинение, критика, сожаления, поучения человеком самого себя, поведение, как будто ничего не произошло, надежда на чудо. Н. Хаан считает, что в достаточно спокойном, уравновешенном состоянии и при незначительном стрессе стратегии и тактики преодолевающего поведения отличаются своей нацеленностью и гибкостью, т. е. человек использует копинги, когда имеет возможность действовать обдуманно. А в том случае, если нужно действовать быстро и времени нет на размышление (либо отсутствуют варианты выхода из ситуации), то прибегает к защитному поведению .
В психологии существует множество подходов к анализу психологического содержания феномена «стрессоустойчивость». Так П.Б. Зильберман трактует его как «...интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимально успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке (П.Б. Зильберман, 1974 ). С.В. Субботин под стрессоустойчивостью предлагает понимать «индивидуальную психологическую особенность, заключающуюся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы и ведет к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности и деятельности (С.В. Субботин, 1992 ). Как одно из свойств личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и тем самым содействующее успешному выполнению деятельности, предлагает рассматривать стрессоустойчивость Б.X. Варданян (1983). Совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку выдерживать существенные психоэмоциональные, интеллектуальные и волевые перенагрузки считает стрессоустойчивость В.Ф. Матвеев . А.Л. Рудаков рассматривает ее как синтез направленности личности, уровня тревожности и нейротизма, локуса контроля, личностной рефлексии и самооценки . Н.Е. Водопьянова под стрессоустойчивостью предлагает понимать совокупность внутренних и внешних составляющих (эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты), определяющих уровень адаптивности личности . Н.И. Бережная считает стрессоустойчивость многокомпонентным личностным качеством, состоящим из психофизиологического, мотивационного, волевого, интеллектуального блоков, а также блоков эмоционального опыта личности и т.д. .
Нами было проанализировано проведенное Карабущенко Н.Б., Стефанишиной М.В. исследование , направленное на изучение особенностей реагирования на стресс и специфики выбора копинг-стратегий студентами-психологами, в результате которого были сделаны следующе выводы.
У старшекурсников уровень стресса выше, чем у студентов младшего курса, что обусловлено новой социальной ситуацией, в которую попадают выпускники: это и поиск места работы, дальнейшего профессионального самоопределения, это и новый социальный статус, это и поиск партнера для совместной жизни.
Следовательно, использование копингстратегий в ситуациях стресса у студентов разных курсов отличается либо преобладанием эмоционального, либо рационального аспектов. Старшекурсники ориентированы на стратегическое планирование, первокурсники чаще обращаются за советом к авторитетным взрослым, склонны к анализу собственных переживаний в трудных жизненных ситуациях. При этом последние оптимистично настроены, т. к. для них наступил новый этап в жизни – студенческий период, они строят планы на будущее, представляют себя в профессии. На данном этапе студенты эмоционально более открыты, учатся понимать и контролировать свои и чужие эмоции, принимают участие в коллективных мероприятиях, обретают новых друзей. Студенты выпускники более сдержаны и действуют рационально, что не всегда продуктивно влияет на развитие эмоционального интеллекта, т. к. появляется меньшая гибкость в эмоциональном реагировании и контроле экспрессии. Однако данный факт обусловлен социальной ситуацией, в которой оказывается четверокурсник, стоящей перед выбором дальнейшего пути.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ