ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения экологической культуры обучающихся 6
1.1. Понятие и содержание экологической культуры 6
1.2. Особенности формирования экологической культуры обучающихся 14
Глава 2. Анализ экологической культуры обучающихся на уроках географии . 22
2.1. Анализ методов и средств формирования экологической культуры на
уроках географии 22
2.2. Пути совершенствования формирования экологической культуры на уроках географии 31
Глава 3. Результаты экспериментальной работы обучающихся по формированию экологической культуры в изучении географии 39
3.1. Методы и приемы реализации экспериментов в формировании
экологической культуры учащихся 39
3.2. Итоги реализации экспериментальной работы обучающихся в изучении
географии 47
Заключение 49
Список использованных источников 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения экологической культуры обучающихся 6
1.1. Понятие и содержание экологической культуры 6
1.2. Особенности формирования экологической культуры обучающихся 14
Глава 2. Анализ экологической культуры обучающихся на уроках географии . 22
2.1. Анализ методов и средств формирования экологической культуры на
уроках географии 22
2.2. Пути совершенствования формирования экологической культуры на уроках географии 31
Глава 3. Результаты экспериментальной работы обучающихся по формированию экологической культуры в изучении географии 39
3.1. Методы и приемы реализации экспериментов в формировании
экологической культуры учащихся 39
3.2. Итоги реализации экспериментальной работы обучающихся в изучении
географии 47
Заключение 49
Список использованных источников 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
Актуальность темы исследования обусловливается возрастающей ролью экологической культуры обучающихся в изучении географии
Формирование экологической культуры школьников приобретает особую актуальность, так как этот этап характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, интенсивностью накопления личного опыта взаимодействия с окружающим миром. Природой обусловлено социальное назначение детства - адаптация ребенка к природе и обществу, способного брать ответственность за свои поступки перед людьми, растениями и животными.
Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. Одна из причин такого положения - экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. В связи с этим экологическое образование как непрерывный процесс становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики.
Анализ опыта экологического образования в России позволяет констатировать, что формирование экологической культуры, как неотъемлемой его части, в образовательном процессе больше декларируется, чем эффективно включается в практику школы. В настоящее время, достаточно хорошо разработана теоретическая база экологического образования, однако отсутствует системность, последовательность формирования отдельных его компонентов, в частности экологической культуры школьников.
В развивающейся системе непрерывного экологического образования все более весомую роль стала играть начальная школа. Основы формирования экологической культуры необходимо закладывать с раннего возраста. Это связано, прежде всего, с тем, что на начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности и ее многогранных отношений с природой и обществом. Этому способствуют также природные предпосылки: познавательная направленность на изучение окружающего мира, в первую очередь природного, а также активное усвоение общечеловеческих ценностей и нормативов поведения.
Школьники начинают проявлять интерес к миру человеческих отношений и находят свои места в системе этих отношений, их деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиции законов, принятых в обществе.
Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых, как Воронин И.А., Гайсин И.Т., Дмитриева Е.Е., Зеньковский В.В., Крымов А.С., Лабутин Е.Н., Никольский Б.В., Соловьев В.П., Мостов И.Т., Уразметов И.А., Хусаинов З.А., Якушев В.А.
Цель исследования - анализ формирования экологической культуры на уроках географии. Достижение цели может быть обусловлено решением следующих задач:
- проанализировать методы и средства формирования экологической культуры на уроках географии;
- рассмотреть пути совершенствования формирования экологической культуры на уроках географии;
- провести экспериментальную работу обучающихся по формированию экологической культуры в изучении географии.
Объектом исследования данной работы являются обучающиеся школы на уроках географии.
Предмет исследования - формирование экологической культуры.
При проведении исследования использовались следующие методы:
- комплексный и системный подход;
- метод научного анализа;
- метод научного синтеза и обобщения;
- метод моделирования;
- абстрактно-логические, экономические, статистические и экономико-математические методы.
Научная новизна и теоретическая важность исследования заключается в выявлении особенностей формирования базиса экологической культуры в соответствии с требованиями ФГОС и развития опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности обучающихся в разных жизненных ситуациях.
Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в возможности использовать сегодняшние полезные выводы в завтрашних практических достижениях.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано школьниками для повышения образовательного уровня, учителем географии и биологии для объяснения тем и проведения занимательного урока охраны природы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Формирование экологической культуры школьников приобретает особую актуальность, так как этот этап характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, интенсивностью накопления личного опыта взаимодействия с окружающим миром. Природой обусловлено социальное назначение детства - адаптация ребенка к природе и обществу, способного брать ответственность за свои поступки перед людьми, растениями и животными.
Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. Одна из причин такого положения - экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. В связи с этим экологическое образование как непрерывный процесс становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики.
Анализ опыта экологического образования в России позволяет констатировать, что формирование экологической культуры, как неотъемлемой его части, в образовательном процессе больше декларируется, чем эффективно включается в практику школы. В настоящее время, достаточно хорошо разработана теоретическая база экологического образования, однако отсутствует системность, последовательность формирования отдельных его компонентов, в частности экологической культуры школьников.
В развивающейся системе непрерывного экологического образования все более весомую роль стала играть начальная школа. Основы формирования экологической культуры необходимо закладывать с раннего возраста. Это связано, прежде всего, с тем, что на начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности и ее многогранных отношений с природой и обществом. Этому способствуют также природные предпосылки: познавательная направленность на изучение окружающего мира, в первую очередь природного, а также активное усвоение общечеловеческих ценностей и нормативов поведения.
Школьники начинают проявлять интерес к миру человеческих отношений и находят свои места в системе этих отношений, их деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиции законов, принятых в обществе.
Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых, как Воронин И.А., Гайсин И.Т., Дмитриева Е.Е., Зеньковский В.В., Крымов А.С., Лабутин Е.Н., Никольский Б.В., Соловьев В.П., Мостов И.Т., Уразметов И.А., Хусаинов З.А., Якушев В.А.
Цель исследования - анализ формирования экологической культуры на уроках географии. Достижение цели может быть обусловлено решением следующих задач:
- проанализировать методы и средства формирования экологической культуры на уроках географии;
- рассмотреть пути совершенствования формирования экологической культуры на уроках географии;
- провести экспериментальную работу обучающихся по формированию экологической культуры в изучении географии.
Объектом исследования данной работы являются обучающиеся школы на уроках географии.
Предмет исследования - формирование экологической культуры.
При проведении исследования использовались следующие методы:
- комплексный и системный подход;
- метод научного анализа;
- метод научного синтеза и обобщения;
- метод моделирования;
- абстрактно-логические, экономические, статистические и экономико-математические методы.
Научная новизна и теоретическая важность исследования заключается в выявлении особенностей формирования базиса экологической культуры в соответствии с требованиями ФГОС и развития опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности обучающихся в разных жизненных ситуациях.
Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в возможности использовать сегодняшние полезные выводы в завтрашних практических достижениях.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано школьниками для повышения образовательного уровня, учителем географии и биологии для объяснения тем и проведения занимательного урока охраны природы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В соответствии с поставленными во введении целью и задачами в работе рассмотрены понятия и содержание экологической культуры, оценены особенности формирования экологической культуры обучающихся, проанализированы методы и средства формирования экологической культуры на уроках географии, рассмотрены пути совершенствования формирования экологической культуры на уроках географии, а также проведена экспериментальная работа обучающихся по формированию экологической культуры в изучении географии, что позволило сделать следующие выводы.
Экологическая культура - неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы).
Экологическая культура общества выступает, как вектор общечеловеческой культуры; способ и результат адаптации и организации жизнедеятельности людей; интеллектуально-духовная основа цивилизации устойчивого типа; определенный образ общественно-природного активного события; деятельно-практическое единство человека с природой и обществом, определенный способ его природно и социально-детерминированного деятельного существования; способ жизнедеятельности человека и жизнеобеспечения человечества.
Экологическая культура личности - знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-ценностное и практическое отношение к природе, обществу, к действительности. Экологическая культура личности включает экологическое мышление, экологическое сознание, экологически ориентированную деятельность. В структуре экологической культуры человека выделяют взаимосвязанные и взаимопроникающие компоненты: эмоционально - эстетическая компонента, когнитивная компонента, ценностно-смысловая компонента, деятельностная компонента.
Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, т.е. уметь правильно анализировать и устанавливать причинно - следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.
Формирование экологической культуры у обучающихся и воспитание ментальности их личности возможно, благодаря экологическому образованию, так как оно предполагает, с одной стороны, целостное осознание мира, а с другой - развитие нового стиля мышления, основанного на интеллектуально личностных качествах, на способности видеть экологические проблемы и на умении решать их. Процесс формирования экологической культуры личности в полной мере начинается в начальной школе. Начальная школа формирует у обучающихся первичные знания о природе и навыки ее охраны.
Формирование экологической культуры обучающихся базируется на принципах: межпредметных связей, непрерывности, взаимосвязи регионального и глобального подходов, направленности.
В качестве методов, используемых в экологическом образовании, выступают: методы формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой; методы формирования экологических представлений; методы формирования субъективного отношения к природе. В основе каждой группы методов лежит методологический принцип, который регулирует конструирование и использование этих методов в экологическом образовании.
Разнообразие форм и методов работы, их умелое варьирование на уроках географии и во внеурочное время позволяет воспитывать у детей бережное отношение к природе, формировать экологическую культуру в рамках экологического образования и его составной части - экологического воспитания.
На уроках географии учителя уделяют внимание экологическому воспитанию учащихся, использую формы и методы работы: экологические пятиминутки на уроках, неделя географии, мини-проекты, презентации, экологические субботники. Уроки географии деятельностной направленности делят на следующие группы: уроки «открытия» нового знания, уроки рефлексии, уроки общеметодологической направленности, уроки развивающего контроля.
Для совершенствования формирования экологической культуры на уроках географии в работе предлагается:
- использовать экосистемную познавательную модель;
- использовать средства краеведения.
Экосистемная познавательная модель позволяет рассматривать любые объекты - предметы, явления, ситуации - с точки зрения их связей с окружающей средой; выявлять возникающие при этом экологические противоречия; формировать свое отношение к ним; предлагать обоснованные пути их решения. Она выступает основой для формирования модели экологически ориентированной созидательной деятельности - сначала, в общем образовании, на уровне учебных ситуаций и обслуживающего труда, впоследствии - на уровне профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом.
Рефлексия и оценка результатов применения познавательной и созидательной экологических моделей способствуют:
- формированию экологического сознания личности;
- переводу общественно-значимых и объективных смыслов (нравственных, правовых и экологических императивов) в личностный план;
- самоопределению (в ценностях экологической этики, устойчивого раз-вития);
- смыслообразованию (установления связи между мотивами и результатами деятельности);
- разрешению противоречий экологического сознания.
Краеведческий компонент географического содержания помогает развитию личности, знакомит школьников со способами добывания новых знаний, с познавательными возможностями различных источников научной информации, определяет направления изучения от факторов к особенностям объектов и явлений, к способу изложения географического знания.
Целью исследования - анализ формирования экологической культуры в изучении географии на уроках в школе №14 г. Казани. Основной задачей школы №14 г. Казани является создание условий для реализации гарантированного общедоступного и бесплатного в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего образования. Школа №14 г. Казани осуществляет организацию охраны здоровья обучающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В школе №14 г. Казани исследование проводилось в три этапа:
- констатирующий эксперимент (определение реального уровня подготовленности учащихся к понятию экологическая культура);
- формирующий эксперимент (практическая реализация использования активных методов обучения на уроках географии);
- контролирующий эксперимент (определение уровня эффективности применения активных методов обучения).
Анализ результатов показал невысокую мотивацию к изучению предмета географии. На вопросы, которые выявляли отношение учащихся к экологии были получены следующие данные:
- да, необходимо изучать - 55%;
- изучать не всегда - 35%;
- не нужным изучать - 10%
Проверка уровня знаний на данном этапе опытно-экспериментальной работы показала, что теоретические знания не в полной мере удовлетворяют требованиям современного образовательного процесса. При проведении тестировании задавались вопросы по экологической обстановке определенного региона, знаний экологических законов применяемых на уроках географии и т.д.
Тестирование дало следующие результаты:
- на оценку «3» написало - 48 %;
- на «4» хорошо - 39%;
- на оценку «5» - 13%.
Уровень качество знаний учащихся по экологии на констатирующем этапе оценка «3» - 48% оценка «4» - 39% оценка «5» - 13%.
Одним из главных направлений в изучении географии является географическая карта. Проверка номенклатуры экологических объектов, знания карты показала следующие результаты:
- на оценку «3» - выполнили работу по карте 35 %;
- на оценку «хорошо» - написали 48% учащихся;
- на оценку «отлично» - 17%.
Таким образом, для эффективного воспитания экологической культуры на уроках географии в школе №14 г. Казани использования активных методов обучения является необходимым и достаточным. Современными задачами школы №14 г. Казани является не снабжение учащихся информацией, а развитие умений находить и анализировать ее. Это обусловлено огромным объемом информации и новыми научными открытиями. Появляется необходимость самостоятельного поиска информации учащимися вне стен школы. Стимулирование активности учеников на уроках связана с мотивацией учеников, стремлением познавать новое в области географии
Экологическая культура - неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы).
Экологическая культура общества выступает, как вектор общечеловеческой культуры; способ и результат адаптации и организации жизнедеятельности людей; интеллектуально-духовная основа цивилизации устойчивого типа; определенный образ общественно-природного активного события; деятельно-практическое единство человека с природой и обществом, определенный способ его природно и социально-детерминированного деятельного существования; способ жизнедеятельности человека и жизнеобеспечения человечества.
Экологическая культура личности - знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-ценностное и практическое отношение к природе, обществу, к действительности. Экологическая культура личности включает экологическое мышление, экологическое сознание, экологически ориентированную деятельность. В структуре экологической культуры человека выделяют взаимосвязанные и взаимопроникающие компоненты: эмоционально - эстетическая компонента, когнитивная компонента, ценностно-смысловая компонента, деятельностная компонента.
Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, т.е. уметь правильно анализировать и устанавливать причинно - следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.
Формирование экологической культуры у обучающихся и воспитание ментальности их личности возможно, благодаря экологическому образованию, так как оно предполагает, с одной стороны, целостное осознание мира, а с другой - развитие нового стиля мышления, основанного на интеллектуально личностных качествах, на способности видеть экологические проблемы и на умении решать их. Процесс формирования экологической культуры личности в полной мере начинается в начальной школе. Начальная школа формирует у обучающихся первичные знания о природе и навыки ее охраны.
Формирование экологической культуры обучающихся базируется на принципах: межпредметных связей, непрерывности, взаимосвязи регионального и глобального подходов, направленности.
В качестве методов, используемых в экологическом образовании, выступают: методы формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой; методы формирования экологических представлений; методы формирования субъективного отношения к природе. В основе каждой группы методов лежит методологический принцип, который регулирует конструирование и использование этих методов в экологическом образовании.
Разнообразие форм и методов работы, их умелое варьирование на уроках географии и во внеурочное время позволяет воспитывать у детей бережное отношение к природе, формировать экологическую культуру в рамках экологического образования и его составной части - экологического воспитания.
На уроках географии учителя уделяют внимание экологическому воспитанию учащихся, использую формы и методы работы: экологические пятиминутки на уроках, неделя географии, мини-проекты, презентации, экологические субботники. Уроки географии деятельностной направленности делят на следующие группы: уроки «открытия» нового знания, уроки рефлексии, уроки общеметодологической направленности, уроки развивающего контроля.
Для совершенствования формирования экологической культуры на уроках географии в работе предлагается:
- использовать экосистемную познавательную модель;
- использовать средства краеведения.
Экосистемная познавательная модель позволяет рассматривать любые объекты - предметы, явления, ситуации - с точки зрения их связей с окружающей средой; выявлять возникающие при этом экологические противоречия; формировать свое отношение к ним; предлагать обоснованные пути их решения. Она выступает основой для формирования модели экологически ориентированной созидательной деятельности - сначала, в общем образовании, на уровне учебных ситуаций и обслуживающего труда, впоследствии - на уровне профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом.
Рефлексия и оценка результатов применения познавательной и созидательной экологических моделей способствуют:
- формированию экологического сознания личности;
- переводу общественно-значимых и объективных смыслов (нравственных, правовых и экологических императивов) в личностный план;
- самоопределению (в ценностях экологической этики, устойчивого раз-вития);
- смыслообразованию (установления связи между мотивами и результатами деятельности);
- разрешению противоречий экологического сознания.
Краеведческий компонент географического содержания помогает развитию личности, знакомит школьников со способами добывания новых знаний, с познавательными возможностями различных источников научной информации, определяет направления изучения от факторов к особенностям объектов и явлений, к способу изложения географического знания.
Целью исследования - анализ формирования экологической культуры в изучении географии на уроках в школе №14 г. Казани. Основной задачей школы №14 г. Казани является создание условий для реализации гарантированного общедоступного и бесплатного в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего образования. Школа №14 г. Казани осуществляет организацию охраны здоровья обучающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В школе №14 г. Казани исследование проводилось в три этапа:
- констатирующий эксперимент (определение реального уровня подготовленности учащихся к понятию экологическая культура);
- формирующий эксперимент (практическая реализация использования активных методов обучения на уроках географии);
- контролирующий эксперимент (определение уровня эффективности применения активных методов обучения).
Анализ результатов показал невысокую мотивацию к изучению предмета географии. На вопросы, которые выявляли отношение учащихся к экологии были получены следующие данные:
- да, необходимо изучать - 55%;
- изучать не всегда - 35%;
- не нужным изучать - 10%
Проверка уровня знаний на данном этапе опытно-экспериментальной работы показала, что теоретические знания не в полной мере удовлетворяют требованиям современного образовательного процесса. При проведении тестировании задавались вопросы по экологической обстановке определенного региона, знаний экологических законов применяемых на уроках географии и т.д.
Тестирование дало следующие результаты:
- на оценку «3» написало - 48 %;
- на «4» хорошо - 39%;
- на оценку «5» - 13%.
Уровень качество знаний учащихся по экологии на констатирующем этапе оценка «3» - 48% оценка «4» - 39% оценка «5» - 13%.
Одним из главных направлений в изучении географии является географическая карта. Проверка номенклатуры экологических объектов, знания карты показала следующие результаты:
- на оценку «3» - выполнили работу по карте 35 %;
- на оценку «хорошо» - написали 48% учащихся;
- на оценку «отлично» - 17%.
Таким образом, для эффективного воспитания экологической культуры на уроках географии в школе №14 г. Казани использования активных методов обучения является необходимым и достаточным. Современными задачами школы №14 г. Казани является не снабжение учащихся информацией, а развитие умений находить и анализировать ее. Это обусловлено огромным объемом информации и новыми научными открытиями. Появляется необходимость самостоятельного поиска информации учащимися вне стен школы. Стимулирование активности учеников на уроках связана с мотивацией учеников, стремлением познавать новое в области географии
Подобные работы
- Развитие экологической культуры обучающихся на уроках географии на основе традиции туркменский народов
Дипломные работы, ВКР, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ НА СУБСТРАТЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование экологической культуры на традициях Азербайджанского народа
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования эколого-географической культуры учащихся 9-11 классов на уроках географии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
В ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПОХОДАХ И ЭКСКУРСИЯХ
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016



