Роль маркетинговой деятельности компаний при осуществлении международной торговли
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МАРКЕТИНГА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 7
1.1 Сущность и основные элементы международного маркетинга 7
1.2 Эволюция международного маркетинга 14
1.3 Продвижение продукции в международном маркетинге 23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО МАРКЕТИНГА НА РЫНКЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 36
2.1 Особенности международной деятельности зарубежных ИТ-компаний..36
2.2 Анализ международной маркетинговой деятельности отечественных
компаний в рамках ИТ-рынка 48
2.3 Государственная поддержка международной маркетинговой деятельности в ИТ-сфере 56
ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИТ- КОМПАНИЙ НА ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКАХ 65
3.1. Перспективные направления развития международной деятельности российских ИТ-компаний 65
3.2 Рекомендации к продвижению на зарубежные рынки на примере компании «Такснет» 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МАРКЕТИНГА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 7
1.1 Сущность и основные элементы международного маркетинга 7
1.2 Эволюция международного маркетинга 14
1.3 Продвижение продукции в международном маркетинге 23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО МАРКЕТИНГА НА РЫНКЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 36
2.1 Особенности международной деятельности зарубежных ИТ-компаний..36
2.2 Анализ международной маркетинговой деятельности отечественных
компаний в рамках ИТ-рынка 48
2.3 Государственная поддержка международной маркетинговой деятельности в ИТ-сфере 56
ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИТ- КОМПАНИЙ НА ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКАХ 65
3.1. Перспективные направления развития международной деятельности российских ИТ-компаний 65
3.2 Рекомендации к продвижению на зарубежные рынки на примере компании «Такснет» 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Современный этап развития рыночных отношений характеризуется интеграцией национальных экономик в мировое хозяйство, основываясь на взаимодействии различных стран в многообразии сфер экономической деятельности. Первостепенно интеграция затрагивает мировую торговлю - основу международного разделения труда. В настоящее время для мировой торговли характерны следующие тенденции:
-усиление влияния на мировую экономику международных компаний, в первую очередь, транснациональных корпораций;
-возрастающая конкуренция практически на всех рынках;
-наличие больших групп потребителей, имеющих общие интересы, потребительские предпочтения и характеристики, не ограниченные национальными границами;
-необходимость снижения издержек при производстве большинства товаров и (или) услуг.
Подобные изменения конъюнктуры рынка ставят перед предпринимателями ранее незнакомые цели и задачи, решение которых может быть достигнуто при использовании новых инструментов производства и управления. Одним из таких инструментов является маркетинг, в том числе международный маркетинг, как комплекс средств, методов и навыков для достижения успеха на зарубежных рынках.
Сегодня применение международного маркетинга компаниями в своей хозяйственной деятельности становится необходимостью. Особенно актуальным представляется изучение международного маркетинга для России. Ведь если зарубежные компании уже имеют достаточный опыт ведения международного бизнеса, используя в своей деятельности маркетинговые инструменты, то российские предприниматели, к сожалению, не обладают достаточными знаниями, в виду долгого периода закрытости экономики и отсутствия рыночных механизмов регулирования. Однако теперь, когда внешнеэкономическая деятельность становится неотъемлемой частью функционирования многих отечественных компаний, понимание процессов, влияющих на успешность производственно-сбытовой деятельности, необходимо всем специалистам в области экономики и управления организацией.
При выходе на зарубежные рынки, компании преследует определенные экономические интересы, например: поиск новых рынков сбыта и новых источников прибыли, поиск оптимальных условий для ведения предпринимательской деятельности, расширение зоны влияния, стремление использовать преимущества международного разделения труда, то есть включение в международное производственное кооперирование и т.д., при этом предприятия должны сами принимать решения относительно продукции и способов ее продвижения к импортеру. Данные процессы объясняет международный маркетинг.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы исследования сущности и особенностей международного маркетинга нашли свое отражение в работах зарубежных научных деятелей, таких как: Котлер Ф., Берман Б., Кавусгил С, Киган У. и др. Серьезный вклад в развитие теории и методологии международного маркетинга внесли и отечественные представители данного направления: Абаев А. Л., Кондратьева М.Н., Чернышева В.В., Султанов В.Ю., Хлебникова М.О. и др.
Цель данного исследования - изучение роли маркетинговой деятельности компаний при осуществлении международной торговли и разработка практических рекомендаций для продвижения организаций на глобальном рынке.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть понятие международного маркетинга;
- проанализировать элементы структуры международного маркетинга; -охарактеризовать этапы эволюции международного маркетинга;
-исследовать механизмы продвижения товаров в международном маркетинге; -изучить особенности продвижения компаний на зарубежном и отечественном ИТ-рынке;
-оценить влияние государственной поддержки на международную деятельность российских ИТ-компаний;
-выявить перспективные рынки сбыта для российских ИТ-фирм;
-составить рекомендации по выходу отечественной ИТ-компании «Такснет» на международный рынок;
Объектом исследования является маркетинг на международных рынках, предметом исследования - процесс формирования маркетинговой концепции управления международной компанией.
В рамках исследования данной темы применялись следующие методы: монографический, системно-структурный, ретроспективный, статистико-экономический, метод сравнения и другие. Также применялись специализированные методы маркетингового анализа, такие так анализ пяти конкурентных сил Майкла Портера и SWOT-анализ.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования аналитических данных в процессе разработки международной маркетинговой стратегии для ИТ-компаний.
Теоретической и методической базой исследования послужили труды зарубежных и отечественных специалистов в области международного маркетинга, таких как: Ф. Котлер, Дж. Эванс, Б. Берман, Т. Левитт, М. Кондратьева, Л, М. Тимофеев, Н. Нагапетьянц и другие, а также передовой опыт международных предприятий.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников. Основная часть состоит их трех глав: первая включает в себя теоретический обзор международного маркетинга, который раскрывает тему ВКР на научном уровне. Вторая глава представляет собой аналитическую часть, где автор оценивает текущее состояние объекта исследования, а именно - структуру маркетинга на зарубежных и отечественных ИТ-предприятиях. Третья глава - проектная часть работы, где автор исследует перспективные направления развития российских ИТ-компаний на международном рынке, а также дает рекомендации на основе проведенного анализа, составляя международную маркетинговую стратегию для стремительно развивающейся компании «Такснет», где подтверждается экономическая целесообразность выведения предприятия на зарубежный рынок.
-усиление влияния на мировую экономику международных компаний, в первую очередь, транснациональных корпораций;
-возрастающая конкуренция практически на всех рынках;
-наличие больших групп потребителей, имеющих общие интересы, потребительские предпочтения и характеристики, не ограниченные национальными границами;
-необходимость снижения издержек при производстве большинства товаров и (или) услуг.
Подобные изменения конъюнктуры рынка ставят перед предпринимателями ранее незнакомые цели и задачи, решение которых может быть достигнуто при использовании новых инструментов производства и управления. Одним из таких инструментов является маркетинг, в том числе международный маркетинг, как комплекс средств, методов и навыков для достижения успеха на зарубежных рынках.
Сегодня применение международного маркетинга компаниями в своей хозяйственной деятельности становится необходимостью. Особенно актуальным представляется изучение международного маркетинга для России. Ведь если зарубежные компании уже имеют достаточный опыт ведения международного бизнеса, используя в своей деятельности маркетинговые инструменты, то российские предприниматели, к сожалению, не обладают достаточными знаниями, в виду долгого периода закрытости экономики и отсутствия рыночных механизмов регулирования. Однако теперь, когда внешнеэкономическая деятельность становится неотъемлемой частью функционирования многих отечественных компаний, понимание процессов, влияющих на успешность производственно-сбытовой деятельности, необходимо всем специалистам в области экономики и управления организацией.
При выходе на зарубежные рынки, компании преследует определенные экономические интересы, например: поиск новых рынков сбыта и новых источников прибыли, поиск оптимальных условий для ведения предпринимательской деятельности, расширение зоны влияния, стремление использовать преимущества международного разделения труда, то есть включение в международное производственное кооперирование и т.д., при этом предприятия должны сами принимать решения относительно продукции и способов ее продвижения к импортеру. Данные процессы объясняет международный маркетинг.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы исследования сущности и особенностей международного маркетинга нашли свое отражение в работах зарубежных научных деятелей, таких как: Котлер Ф., Берман Б., Кавусгил С, Киган У. и др. Серьезный вклад в развитие теории и методологии международного маркетинга внесли и отечественные представители данного направления: Абаев А. Л., Кондратьева М.Н., Чернышева В.В., Султанов В.Ю., Хлебникова М.О. и др.
Цель данного исследования - изучение роли маркетинговой деятельности компаний при осуществлении международной торговли и разработка практических рекомендаций для продвижения организаций на глобальном рынке.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть понятие международного маркетинга;
- проанализировать элементы структуры международного маркетинга; -охарактеризовать этапы эволюции международного маркетинга;
-исследовать механизмы продвижения товаров в международном маркетинге; -изучить особенности продвижения компаний на зарубежном и отечественном ИТ-рынке;
-оценить влияние государственной поддержки на международную деятельность российских ИТ-компаний;
-выявить перспективные рынки сбыта для российских ИТ-фирм;
-составить рекомендации по выходу отечественной ИТ-компании «Такснет» на международный рынок;
Объектом исследования является маркетинг на международных рынках, предметом исследования - процесс формирования маркетинговой концепции управления международной компанией.
В рамках исследования данной темы применялись следующие методы: монографический, системно-структурный, ретроспективный, статистико-экономический, метод сравнения и другие. Также применялись специализированные методы маркетингового анализа, такие так анализ пяти конкурентных сил Майкла Портера и SWOT-анализ.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования аналитических данных в процессе разработки международной маркетинговой стратегии для ИТ-компаний.
Теоретической и методической базой исследования послужили труды зарубежных и отечественных специалистов в области международного маркетинга, таких как: Ф. Котлер, Дж. Эванс, Б. Берман, Т. Левитт, М. Кондратьева, Л, М. Тимофеев, Н. Нагапетьянц и другие, а также передовой опыт международных предприятий.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников. Основная часть состоит их трех глав: первая включает в себя теоретический обзор международного маркетинга, который раскрывает тему ВКР на научном уровне. Вторая глава представляет собой аналитическую часть, где автор оценивает текущее состояние объекта исследования, а именно - структуру маркетинга на зарубежных и отечественных ИТ-предприятиях. Третья глава - проектная часть работы, где автор исследует перспективные направления развития российских ИТ-компаний на международном рынке, а также дает рекомендации на основе проведенного анализа, составляя международную маркетинговую стратегию для стремительно развивающейся компании «Такснет», где подтверждается экономическая целесообразность выведения предприятия на зарубежный рынок.
Международный маркетинг - это комплекс мероприятий, направленный на реализацию товаров и услуг за пределами своего государства, включающий в себя обширное исследование потенциального рынка, планирование и прогнозирование необходимых объемов сбыта, использование специальных механизмов и инструментов продвижения компании при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
В рамках данного исследования было определено, что концепция международного маркетинга развивалась десятилетиями параллельно с совершенствованием мировой торговли. Также ее формирование было обусловлено развитием научных знаний, таких как менеджмент, экономика, психология, социология, математика и другие. Под их влиянием маркетинг вобрал в себя необходимые принципы и методологию, в результате чего сформировался в отличную от других науку, концепцию управления и сбыта.
В первой главе данной работы был произведен ретроспективный анализ теоретической базы, характеризующей международный маркетинг и его составные элементы, отражающий эволюцию представлений и механизмов регулирования внешнеторговой деятельности компаний. В результате чего было установлено, что развитие мировой экономики сопровождалось определенными изменениями рыночных механизмов, непосредственно влияющих на структуру международной торговли, и, соответственно, на маркетинг. Автор выявил различия между простой экспортной деятельностью и международным маркетингом, основанным на комплексном изучении потребительских предпочтений и условий ведения бизнеса. Была определена последовательность решений, которые необходимо принять в связи с расширением деятельности компании за рубежом. Все это позволило сформировать необходимые научные знания, благодаря которым стало возможным дальнейшее изучение практической роли международного маркетинга в деятельности экспортоориентированных предприятий.
Вторая глава посвящена анализу международной деятельности компаний на ИТ-рынке, где были выявлены маркетинговые стратегии, используемые в практике крупнейших компаний, обладающих мировой известностью. Эта отрасль была выбрана для дальнейшего исследования в связи с ее динамичным развитием в условиях всемирной информатизации мировой экономики. Более того, этот тип рынка стоит выше остальных, поскольку он позволяет осуществлять оптимизацию и управлять процессами, происходящими в других сегментах хозяйственной деятельности. Отрасли промышленности, добычи и переработки сырья, все больше опираются на автоматизацию производственных процессов, позволяющих минимизировать издержки и ускорить оборот предприятий. Поэтому ИТ-рынок в целом и его отдельные сегменты, представляют собой необходимое условие развития для других отраслей.
Изучение применяемых стратегий позволило понять, что крупные иностранные ИТ-компании проводят агрессивную маркетинговую политику на зарубежных рынках, которая обеспечивает им лидирующие позиции. Преимущественно используется тактика слияния и поглощения, позволяющая не только устранить некоторых конкурентов, но и увеличить масштаб деятельности, за счет которого зарубежные ИТ-компании могут быть лидерами в неценовой борьбе с другими предприятиями и минимизировать издержки, например, при покупке местных производственных цепей. Маркетинговые коммуникации в деятельности ИТ-компаний происходят преимущественно в интернет-сети, где связь с целевой аудиторией может быть наиболее полной, ввиду специфичности данной отрасли. Подобные решения позволяют ИТ-корпорациям уменьшать затраты на рекламу, перераспределяя их в менее развитые сегменты производства и сбыта. Также было установлено, что зарубежные ТНК занимаются активным финансированием межотраслевых проектов, благотворительных акций, что является своеобразной рекламной кампанией бренда. Кроме того, инвестирование позволяет ИТ-компаниям лоббировать собственные интересы на зарубежном рынке.
Каждая крупная ИТ-фирма обладает широкими партнерскими и дистрибьютерскими сетями, позволяющими контролировать все этапы производственной цепи: от начала разработки, до послепродажного обслуживания клиентов.
Далее был произведен анализ международной деятельности отечественных ИТ-компаний. Они, в свою очередь, имеют собственную специфику, отличную от зарубежных корпораций. Во-первых, российские компании пренебрегают развитием инновационной продукции, в основном предоставляя на международные рынки более дешевые аналоги иностранных конкурентов. В соответствии с существующими тенденциями развития российской ИТ-отрасли, было выявлено, что наши компании переживают непростые времена, ввиду экономического кризиса и связанным с ним санкционным режимом, из-за которого была приостановлена международная деятельность с важными зарубежными игроками. В связи с этим отсутствует широкая диверсификация экспорта, которая позволила бы отечественным ИТ- компаниям попробовать укрепить свои позиции сразу в нескольких нишах. Да, существует несколько крупных международных игроков, таких как Лаборатория Касперского, 1C, Luxsoft, Softline и др., однако, подавляющее большинство российских предприятий неспособно обеспечить себе должный уровень конкурентоспособности за рубежом.
Немаловажным тормозящим фактором в развитии международного маркетинга отечественных фирм является то, что наши компании имеют некоторые трудности в осуществлении внешнеторговой деятельности из-за проблем, связанных с существующим законодательством в области экспорта. И если в теории не наблюдается существенного разрыва в переходе от традиционного маркетинга к международному, то в действительности последний имеет определенную специфику. В первую очередь, это учет поддержки правительственных структур. Предприятия могут ожидать от государственных органов власти создания благоприятной бизнес-среды для осуществления международной деятельности. Это объяснимо, поскольку
правительство должно быть заинтересовано в поощрении экспорта и удерживании импорта для обеспечения равновесного платежного баланса страны, от которого зависит стабильность национальной валюты и уровень инфляции. Более того, поддержка ИТ-отрасли очень перспективна с точки зрения высокой добавленной стоимости, которая присуща продукции данного сектора. В связи с этим необходимо активное содействие со стороны государства в осуществлении международной деятельности российских ИТ- компаний. Правительство должно участвовать не только в проведении отдельных мероприятий, но и претворять в жизнь комплексную систему мер, направленных на формирование благоприятной среды для развития ИТ- отрасли.
В третьей главе были сформулированы перспективы и рекомендации для российских ИТ-компаний. Так, были выявлены перспективные рынки сбыта Юго-Восточной Азии и развивающихся стран, в первую очередь, стран СНГ. На этот выбор повлияли следующие факторы:
-отсутствие жесткой конкуренции на данных рынках, ввиду относительно невысокого уровня экономического развития стран;
-схожая система законодательства;
-наличие дипломатических отношений на постсоветском пространстве и др.
Выделив перспективные направления развития, были разработаны рекомендации по проведению политики международного маркетинга на примере динамично развивающейся ИТ-компании «Такснет». Данная организация была выбрана ввиду наличия потенциала для ведения международной деятельности в рамках перспективных направлений ИТ- отрасли, а именно СЭД и электронного правительства. На основании полученных данных от компании во время прохождения преддипломной практики, была разработана маркетинговая стратегия для компании на период 2017-2018 года. Автор составил рекомендации, основываясь на накопленных знаниях, полученных в результате проработки данной ВКР. Таким образом, была сформулирована маркетинговая стратегия выхода на перспективный рынок сбыта - Казахстан. Автор на примере показал, каким образом может разрабатываться маркетинговая стратегия компании, ориентированной на международный рынок. В результате было выявлено, что успешная реализации продукции компании «Такснет» в Казахстане, поможет увеличить выручку фирмы в краткосрочной перспективе на 10%, а именно, на 18,8 млн.руб. Данная стратегия была предложена для дальнейшего использования руководству организации.
Подводя итог, можно сказать, что роль международного маркетинга в деятельности ИТ-компаний трудно переоценить. Ни одно предприятие не способно успешно реализовывать свою продукцию за рубежом, если предварительно не было произведено тщательного исследования потребительских предпочтений, особенностей функционирования иностранного рынка, условий ведения бизнеса и т.д. Маркетинговые мероприятия являются необходимым условием развития организаций в том случае, если фирма нацелена на долгосрочное сотрудничество, а не на разовые экспортные поставки за границу. Международный маркетинг позволяет компаниям установить четкую программу действий по продвижению, уменьшить неопределенности и риски, с которыми предприятия могут столкнуться на новом рыночном пространстве. Правильно разработанный комплекс маркетинговых мероприятий позволяет эффективно распределить концентрацию ресурсов компании в приоритетном для нее направлении, вооружает организацию четкой программой действий.
Кроме того, практическая ценность международного маркетинга существенна не только для предприятий, осуществляющих внешнеторговую деятельность, но и для потребителей. Это связано с тем, что проводимые компанией мероприятия направлены на максимальную потребительскую удовлетворенность, предоставление широкого ассортимента продукции, улучшение качества товаров и услуг, что несомненно важно, в первую очередь, именно потенциальным потребителям.
Итак, комплекс маркетинговых мероприятий в экспортной деятельности позволяет компании учесть требования конкретных иностранных рынков и потребителей, дает возможность воздействовать на них в выгодном для себя направлении, помогает определить тенденции и перспективы развития компании на зарубежном рынке. Правильно выбранная маркетинговая стратегия и грамотное ее осуществление повышает эффективность работы предприятий, позволяя завоевывать выгодное положения на международном рынке, увеличивать объемов продаж и вследствие этого - получать максимальную прибыль.
В рамках данного исследования было определено, что концепция международного маркетинга развивалась десятилетиями параллельно с совершенствованием мировой торговли. Также ее формирование было обусловлено развитием научных знаний, таких как менеджмент, экономика, психология, социология, математика и другие. Под их влиянием маркетинг вобрал в себя необходимые принципы и методологию, в результате чего сформировался в отличную от других науку, концепцию управления и сбыта.
В первой главе данной работы был произведен ретроспективный анализ теоретической базы, характеризующей международный маркетинг и его составные элементы, отражающий эволюцию представлений и механизмов регулирования внешнеторговой деятельности компаний. В результате чего было установлено, что развитие мировой экономики сопровождалось определенными изменениями рыночных механизмов, непосредственно влияющих на структуру международной торговли, и, соответственно, на маркетинг. Автор выявил различия между простой экспортной деятельностью и международным маркетингом, основанным на комплексном изучении потребительских предпочтений и условий ведения бизнеса. Была определена последовательность решений, которые необходимо принять в связи с расширением деятельности компании за рубежом. Все это позволило сформировать необходимые научные знания, благодаря которым стало возможным дальнейшее изучение практической роли международного маркетинга в деятельности экспортоориентированных предприятий.
Вторая глава посвящена анализу международной деятельности компаний на ИТ-рынке, где были выявлены маркетинговые стратегии, используемые в практике крупнейших компаний, обладающих мировой известностью. Эта отрасль была выбрана для дальнейшего исследования в связи с ее динамичным развитием в условиях всемирной информатизации мировой экономики. Более того, этот тип рынка стоит выше остальных, поскольку он позволяет осуществлять оптимизацию и управлять процессами, происходящими в других сегментах хозяйственной деятельности. Отрасли промышленности, добычи и переработки сырья, все больше опираются на автоматизацию производственных процессов, позволяющих минимизировать издержки и ускорить оборот предприятий. Поэтому ИТ-рынок в целом и его отдельные сегменты, представляют собой необходимое условие развития для других отраслей.
Изучение применяемых стратегий позволило понять, что крупные иностранные ИТ-компании проводят агрессивную маркетинговую политику на зарубежных рынках, которая обеспечивает им лидирующие позиции. Преимущественно используется тактика слияния и поглощения, позволяющая не только устранить некоторых конкурентов, но и увеличить масштаб деятельности, за счет которого зарубежные ИТ-компании могут быть лидерами в неценовой борьбе с другими предприятиями и минимизировать издержки, например, при покупке местных производственных цепей. Маркетинговые коммуникации в деятельности ИТ-компаний происходят преимущественно в интернет-сети, где связь с целевой аудиторией может быть наиболее полной, ввиду специфичности данной отрасли. Подобные решения позволяют ИТ-корпорациям уменьшать затраты на рекламу, перераспределяя их в менее развитые сегменты производства и сбыта. Также было установлено, что зарубежные ТНК занимаются активным финансированием межотраслевых проектов, благотворительных акций, что является своеобразной рекламной кампанией бренда. Кроме того, инвестирование позволяет ИТ-компаниям лоббировать собственные интересы на зарубежном рынке.
Каждая крупная ИТ-фирма обладает широкими партнерскими и дистрибьютерскими сетями, позволяющими контролировать все этапы производственной цепи: от начала разработки, до послепродажного обслуживания клиентов.
Далее был произведен анализ международной деятельности отечественных ИТ-компаний. Они, в свою очередь, имеют собственную специфику, отличную от зарубежных корпораций. Во-первых, российские компании пренебрегают развитием инновационной продукции, в основном предоставляя на международные рынки более дешевые аналоги иностранных конкурентов. В соответствии с существующими тенденциями развития российской ИТ-отрасли, было выявлено, что наши компании переживают непростые времена, ввиду экономического кризиса и связанным с ним санкционным режимом, из-за которого была приостановлена международная деятельность с важными зарубежными игроками. В связи с этим отсутствует широкая диверсификация экспорта, которая позволила бы отечественным ИТ- компаниям попробовать укрепить свои позиции сразу в нескольких нишах. Да, существует несколько крупных международных игроков, таких как Лаборатория Касперского, 1C, Luxsoft, Softline и др., однако, подавляющее большинство российских предприятий неспособно обеспечить себе должный уровень конкурентоспособности за рубежом.
Немаловажным тормозящим фактором в развитии международного маркетинга отечественных фирм является то, что наши компании имеют некоторые трудности в осуществлении внешнеторговой деятельности из-за проблем, связанных с существующим законодательством в области экспорта. И если в теории не наблюдается существенного разрыва в переходе от традиционного маркетинга к международному, то в действительности последний имеет определенную специфику. В первую очередь, это учет поддержки правительственных структур. Предприятия могут ожидать от государственных органов власти создания благоприятной бизнес-среды для осуществления международной деятельности. Это объяснимо, поскольку
правительство должно быть заинтересовано в поощрении экспорта и удерживании импорта для обеспечения равновесного платежного баланса страны, от которого зависит стабильность национальной валюты и уровень инфляции. Более того, поддержка ИТ-отрасли очень перспективна с точки зрения высокой добавленной стоимости, которая присуща продукции данного сектора. В связи с этим необходимо активное содействие со стороны государства в осуществлении международной деятельности российских ИТ- компаний. Правительство должно участвовать не только в проведении отдельных мероприятий, но и претворять в жизнь комплексную систему мер, направленных на формирование благоприятной среды для развития ИТ- отрасли.
В третьей главе были сформулированы перспективы и рекомендации для российских ИТ-компаний. Так, были выявлены перспективные рынки сбыта Юго-Восточной Азии и развивающихся стран, в первую очередь, стран СНГ. На этот выбор повлияли следующие факторы:
-отсутствие жесткой конкуренции на данных рынках, ввиду относительно невысокого уровня экономического развития стран;
-схожая система законодательства;
-наличие дипломатических отношений на постсоветском пространстве и др.
Выделив перспективные направления развития, были разработаны рекомендации по проведению политики международного маркетинга на примере динамично развивающейся ИТ-компании «Такснет». Данная организация была выбрана ввиду наличия потенциала для ведения международной деятельности в рамках перспективных направлений ИТ- отрасли, а именно СЭД и электронного правительства. На основании полученных данных от компании во время прохождения преддипломной практики, была разработана маркетинговая стратегия для компании на период 2017-2018 года. Автор составил рекомендации, основываясь на накопленных знаниях, полученных в результате проработки данной ВКР. Таким образом, была сформулирована маркетинговая стратегия выхода на перспективный рынок сбыта - Казахстан. Автор на примере показал, каким образом может разрабатываться маркетинговая стратегия компании, ориентированной на международный рынок. В результате было выявлено, что успешная реализации продукции компании «Такснет» в Казахстане, поможет увеличить выручку фирмы в краткосрочной перспективе на 10%, а именно, на 18,8 млн.руб. Данная стратегия была предложена для дальнейшего использования руководству организации.
Подводя итог, можно сказать, что роль международного маркетинга в деятельности ИТ-компаний трудно переоценить. Ни одно предприятие не способно успешно реализовывать свою продукцию за рубежом, если предварительно не было произведено тщательного исследования потребительских предпочтений, особенностей функционирования иностранного рынка, условий ведения бизнеса и т.д. Маркетинговые мероприятия являются необходимым условием развития организаций в том случае, если фирма нацелена на долгосрочное сотрудничество, а не на разовые экспортные поставки за границу. Международный маркетинг позволяет компаниям установить четкую программу действий по продвижению, уменьшить неопределенности и риски, с которыми предприятия могут столкнуться на новом рыночном пространстве. Правильно разработанный комплекс маркетинговых мероприятий позволяет эффективно распределить концентрацию ресурсов компании в приоритетном для нее направлении, вооружает организацию четкой программой действий.
Кроме того, практическая ценность международного маркетинга существенна не только для предприятий, осуществляющих внешнеторговую деятельность, но и для потребителей. Это связано с тем, что проводимые компанией мероприятия направлены на максимальную потребительскую удовлетворенность, предоставление широкого ассортимента продукции, улучшение качества товаров и услуг, что несомненно важно, в первую очередь, именно потенциальным потребителям.
Итак, комплекс маркетинговых мероприятий в экспортной деятельности позволяет компании учесть требования конкретных иностранных рынков и потребителей, дает возможность воздействовать на них в выгодном для себя направлении, помогает определить тенденции и перспективы развития компании на зарубежном рынке. Правильно выбранная маркетинговая стратегия и грамотное ее осуществление повышает эффективность работы предприятий, позволяя завоевывать выгодное положения на международном рынке, увеличивать объемов продаж и вследствие этого - получать максимальную прибыль.
Подобные работы
- Формирование проектно-ориентированного управления маркетинговой деятельностью компании
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Повышение эффективности маркетинговой деятельности предприятия по производству автокомпонентов в сети Интернет
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАО «Тюменьгеопроект»
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2019 - Оценка маркетинговой деятельности торгового предприятия
Бакалаврская работа, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2016 - Стратегические коммуникации в рекламе и связях с общественностью
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «ДЕТСКИЙ МИР»)
Дипломные работы, ВКР, сервисная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Управление маркетинговой деятельностью на промышленном предприятии (на примере ООО «Стекло - Сервис»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ И ПУТИ ЕЕ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ЮНИТ»)
Бакалаврская работа, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ЮНИТ»)
Бакалаврская работа, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2017



