ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МАРКЕТИНГА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 7
1.1 Сущность и основные элементы международного маркетинга 7
1.2 Эволюция международного маркетинга 14
1.3 Продвижение продукции в международном маркетинге 23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО МАРКЕТИНГА НА РЫНКЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 36
2.1 Особенности международной деятельности зарубежных ИТ-компаний..36
2.2 Анализ международной маркетинговой деятельности отечественных
компаний в рамках ИТ-рынка 48
2.3 Государственная поддержка международной маркетинговой деятельности в ИТ-сфере 56
ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИТ- КОМПАНИЙ НА ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКАХ 65
3.1. Перспективные направления развития международной деятельности российских ИТ-компаний 65
3.2 Рекомендации к продвижению на зарубежные рынки на примере компании «Такснет» 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Современный этап развития рыночных отношений характеризуется интеграцией национальных экономик в мировое хозяйство, основываясь на взаимодействии различных стран в многообразии сфер экономической деятельности. Первостепенно интеграция затрагивает мировую торговлю - основу международного разделения труда. В настоящее время для мировой торговли характерны следующие тенденции:
-усиление влияния на мировую экономику международных компаний, в первую очередь, транснациональных корпораций;
-возрастающая конкуренция практически на всех рынках;
-наличие больших групп потребителей, имеющих общие интересы, потребительские предпочтения и характеристики, не ограниченные национальными границами;
-необходимость снижения издержек при производстве большинства товаров и (или) услуг.
Подобные изменения конъюнктуры рынка ставят перед предпринимателями ранее незнакомые цели и задачи, решение которых может быть достигнуто при использовании новых инструментов производства и управления. Одним из таких инструментов является маркетинг, в том числе международный маркетинг, как комплекс средств, методов и навыков для достижения успеха на зарубежных рынках.
Сегодня применение международного маркетинга компаниями в своей хозяйственной деятельности становится необходимостью. Особенно актуальным представляется изучение международного маркетинга для России. Ведь если зарубежные компании уже имеют достаточный опыт ведения международного бизнеса, используя в своей деятельности маркетинговые инструменты, то российские предприниматели, к сожалению, не обладают достаточными знаниями, в виду долгого периода закрытости экономики и отсутствия рыночных механизмов регулирования. Однако теперь, когда внешнеэкономическая деятельность становится неотъемлемой частью функционирования многих отечественных компаний, понимание процессов, влияющих на успешность производственно-сбытовой деятельности, необходимо всем специалистам в области экономики и управления организацией.
При выходе на зарубежные рынки, компании преследует определенные экономические интересы, например: поиск новых рынков сбыта и новых источников прибыли, поиск оптимальных условий для ведения предпринимательской деятельности, расширение зоны влияния, стремление использовать преимущества международного разделения труда, то есть включение в международное производственное кооперирование и т.д., при этом предприятия должны сами принимать решения относительно продукции и способов ее продвижения к импортеру. Данные процессы объясняет международный маркетинг.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы исследования сущности и особенностей международного маркетинга нашли свое отражение в работах зарубежных научных деятелей, таких как: Котлер Ф., Берман Б., Кавусгил С, Киган У. и др. Серьезный вклад в развитие теории и методологии международного маркетинга внесли и отечественные представители данного направления: Абаев А. Л., Кондратьева М.Н., Чернышева В.В., Султанов В.Ю., Хлебникова М.О. и др.
Цель данного исследования - изучение роли маркетинговой деятельности компаний при осуществлении международной торговли и разработка практических рекомендаций для продвижения организаций на глобальном рынке.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть понятие международного маркетинга;
- проанализировать элементы структуры международного маркетинга; -охарактеризовать этапы эволюции международного маркетинга;
-исследовать механизмы продвижения товаров в международном маркетинге; -изучить особенности продвижения компаний на зарубежном и отечественном ИТ-рынке;
-оценить влияние государственной поддержки на международную деятельность российских ИТ-компаний;
-выявить перспективные рынки сбыта для российских ИТ-фирм;
-составить рекомендации по выходу отечественной ИТ-компании «Такснет» на международный рынок;
Объектом исследования является маркетинг на международных рынках, предметом исследования - процесс формирования маркетинговой концепции управления международной компанией.
В рамках исследования данной темы применялись следующие методы: монографический, системно-структурный, ретроспективный, статистико-экономический, метод сравнения и другие. Также применялись специализированные методы маркетингового анализа, такие так анализ пяти конкурентных сил Майкла Портера и SWOT-анализ.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования аналитических данных в процессе разработки международной маркетинговой стратегии для ИТ-компаний.
Теоретической и методической базой исследования послужили труды зарубежных и отечественных специалистов в области международного маркетинга, таких как: Ф. Котлер, Дж. Эванс, Б. Берман, Т. Левитт, М. Кондратьева, Л, М. Тимофеев, Н. Нагапетьянц и другие, а также передовой опыт международных предприятий.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников. Основная часть состоит их трех глав: первая включает в себя теоретический обзор международного маркетинга, который раскрывает тему ВКР на научном уровне. Вторая глава представляет собой аналитическую часть, где автор оценивает текущее состояние объекта исследования, а именно - структуру маркетинга на зарубежных и отечественных ИТ-предприятиях. Третья глава - проектная часть работы, где автор исследует перспективные направления развития российских ИТ-компаний на международном рынке, а также дает рекомендации на основе проведенного анализа, составляя международную маркетинговую стратегию для стремительно развивающейся компании «Такснет», где подтверждается экономическая целесообразность выведения предприятия на зарубежный рынок.
Международный маркетинг - это комплекс мероприятий, направленный на реализацию товаров и услуг за пределами своего государства, включающий в себя обширное исследование потенциального рынка, планирование и прогнозирование необходимых объемов сбыта, использование специальных механизмов и инструментов продвижения компании при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
В рамках данного исследования было определено, что концепция международного маркетинга развивалась десятилетиями параллельно с совершенствованием мировой торговли. Также ее формирование было обусловлено развитием научных знаний, таких как менеджмент, экономика, психология, социология, математика и другие. Под их влиянием маркетинг вобрал в себя необходимые принципы и методологию, в результате чего сформировался в отличную от других науку, концепцию управления и сбыта.
В первой главе данной работы был произведен ретроспективный анализ теоретической базы, характеризующей международный маркетинг и его составные элементы, отражающий эволюцию представлений и механизмов регулирования внешнеторговой деятельности компаний. В результате чего было установлено, что развитие мировой экономики сопровождалось определенными изменениями рыночных механизмов, непосредственно влияющих на структуру международной торговли, и, соответственно, на маркетинг. Автор выявил различия между простой экспортной деятельностью и международным маркетингом, основанным на комплексном изучении потребительских предпочтений и условий ведения бизнеса. Была определена последовательность решений, которые необходимо принять в связи с расширением деятельности компании за рубежом. Все это позволило сформировать необходимые научные знания, благодаря которым стало возможным дальнейшее изучение практической роли международного маркетинга в деятельности экспортоориентированных предприятий.
Вторая глава посвящена анализу международной деятельности компаний на ИТ-рынке, где были выявлены маркетинговые стратегии, используемые в практике крупнейших компаний, обладающих мировой известностью. Эта отрасль была выбрана для дальнейшего исследования в связи с ее динамичным развитием в условиях всемирной информатизации мировой экономики. Более того, этот тип рынка стоит выше остальных, поскольку он позволяет осуществлять оптимизацию и управлять процессами, происходящими в других сегментах хозяйственной деятельности. Отрасли промышленности, добычи и переработки сырья, все больше опираются на автоматизацию производственных процессов, позволяющих минимизировать издержки и ускорить оборот предприятий. Поэтому ИТ-рынок в целом и его отдельные сегменты, представляют собой необходимое условие развития для других отраслей.
Изучение применяемых стратегий позволило понять, что крупные иностранные ИТ-компании проводят агрессивную маркетинговую политику на зарубежных рынках, которая обеспечивает им лидирующие позиции. Преимущественно используется тактика слияния и поглощения, позволяющая не только устранить некоторых конкурентов, но и увеличить масштаб деятельности, за счет которого зарубежные ИТ-компании могут быть лидерами в неценовой борьбе с другими предприятиями и минимизировать издержки, например, при покупке местных производственных цепей. Маркетинговые коммуникации в деятельности ИТ-компаний происходят преимущественно в интернет-сети, где связь с целевой аудиторией может быть наиболее полной, ввиду специфичности данной отрасли. Подобные решения позволяют ИТ-корпорациям уменьшать затраты на рекламу, перераспределяя их в менее развитые сегменты производства и сбыта. Также было установлено, что зарубежные ТНК занимаются активным финансированием межотраслевых проектов, благотворительных акций, что является своеобразной рекламной кампанией бренда. Кроме того, инвестирование позволяет ИТ-компаниям лоббировать собственные интересы на зарубежном рынке.
Каждая крупная ИТ-фирма обладает широкими партнерскими и дистрибьютерскими сетями, позволяющими контролировать все этапы производственной цепи: от начала разработки, до послепродажного обслуживания клиентов.
Далее был произведен анализ международной деятельности отечественных ИТ-компаний. Они, в свою очередь, имеют собственную специфику, отличную от зарубежных корпораций. Во-первых, российские компании пренебрегают развитием инновационной продукции, в основном предоставляя на международные рынки более дешевые аналоги иностранных конкурентов. В соответствии с существующими тенденциями развития российской ИТ-отрасли, было выявлено, что наши компании переживают непростые времена, ввиду экономического кризиса и связанным с ним санкционным режимом, из-за которого была приостановлена международная деятельность с важными зарубежными игроками. В связи с этим отсутствует широкая диверсификация экспорта, которая позволила бы отечественным ИТ- компаниям попробовать укрепить свои позиции сразу в нескольких нишах. Да, существует несколько крупных международных игроков, таких как Лаборатория Касперского, 1C, Luxsoft, Softline и др., однако, подавляющее большинство российских предприятий неспособно обеспечить себе должный уровень конкурентоспособности за рубежом.
Немаловажным тормозящим фактором в развитии международного маркетинга отечественных фирм является то, что наши компании имеют некоторые трудности в осуществлении внешнеторговой деятельности из-за проблем, связанных с существующим законодательством в области экспорта. И если в теории не наблюдается существенного разрыва в переходе от традиционного маркетинга к международному, то в действительности последний имеет определенную специфику. В первую очередь, это учет поддержки правительственных структур. Предприятия могут ожидать от государственных органов власти создания благоприятной бизнес-среды для осуществления международной деятельности. Это объяснимо, поскольку
правительство должно быть заинтересовано в поощрении экспорта и удерживании импорта для обеспечения равновесного платежного баланса страны, от которого зависит стабильность национальной валюты и уровень инфляции. Более того, поддержка ИТ-отрасли очень перспективна с точки зрения высокой добавленной стоимости, которая присуща продукции данного сектора. В связи с этим необходимо активное содействие со стороны государства в осуществлении международной деятельности российских ИТ- компаний. Правительство должно участвовать не только в проведении отдельных мероприятий, но и претворять в жизнь комплексную систему мер, направленных на формирование благоприятной среды для развития ИТ- отрасли.
В третьей главе были сформулированы перспективы и рекомендации для российских ИТ-компаний. Так, были выявлены перспективные рынки сбыта Юго-Восточной Азии и развивающихся стран, в первую очередь, стран СНГ. На этот выбор повлияли следующие факторы:
-отсутствие жесткой конкуренции на данных рынках, ввиду относительно невысокого уровня экономического развития стран;
-схожая система законодательства;
-наличие дипломатических отношений на постсоветском пространстве и др.
Выделив перспективные направления развития, были разработаны рекомендации по проведению политики международного маркетинга на примере динамично развивающейся ИТ-компании «Такснет». Данная организация была выбрана ввиду наличия потенциала для ведения международной деятельности в рамках перспективных направлений ИТ- отрасли, а именно СЭД и электронного правительства. На основании полученных данных от компании во время прохождения преддипломной практики, была разработана маркетинговая стратегия для компании на период 2017-2018 года. Автор составил рекомендации, основываясь на накопленных знаниях, полученных в результате проработки данной ВКР. Таким образом, была сформулирована маркетинговая стратегия выхода на перспективный рынок сбыта - Казахстан. Автор на примере показал, каким образом может разрабатываться маркетинговая стратегия компании, ориентированной на международный рынок. В результате было выявлено, что успешная реализации продукции компании «Такснет» в Казахстане, поможет увеличить выручку фирмы в краткосрочной перспективе на 10%, а именно, на 18,8 млн.руб. Данная стратегия была предложена для дальнейшего использования руководству организации.
Подводя итог, можно сказать, что роль международного маркетинга в деятельности ИТ-компаний трудно переоценить. Ни одно предприятие не способно успешно реализовывать свою продукцию за рубежом, если предварительно не было произведено тщательного исследования потребительских предпочтений, особенностей функционирования иностранного рынка, условий ведения бизнеса и т.д. Маркетинговые мероприятия являются необходимым условием развития организаций в том случае, если фирма нацелена на долгосрочное сотрудничество, а не на разовые экспортные поставки за границу. Международный маркетинг позволяет компаниям установить четкую программу действий по продвижению, уменьшить неопределенности и риски, с которыми предприятия могут столкнуться на новом рыночном пространстве. Правильно разработанный комплекс маркетинговых мероприятий позволяет эффективно распределить концентрацию ресурсов компании в приоритетном для нее направлении, вооружает организацию четкой программой действий.
Кроме того, практическая ценность международного маркетинга существенна не только для предприятий, осуществляющих внешнеторговую деятельность, но и для потребителей. Это связано с тем, что проводимые компанией мероприятия направлены на максимальную потребительскую удовлетворенность, предоставление широкого ассортимента продукции, улучшение качества товаров и услуг, что несомненно важно, в первую очередь, именно потенциальным потребителям.
Итак, комплекс маркетинговых мероприятий в экспортной деятельности позволяет компании учесть требования конкретных иностранных рынков и потребителей, дает возможность воздействовать на них в выгодном для себя направлении, помогает определить тенденции и перспективы развития компании на зарубежном рынке. Правильно выбранная маркетинговая стратегия и грамотное ее осуществление повышает эффективность работы предприятий, позволяя завоевывать выгодное положения на международном рынке, увеличивать объемов продаж и вследствие этого - получать максимальную прибыль.
1. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (ред. от 20.12 2016).
2. Распоряжение Правительства РФ от 29 июня 2012 г. N 1128-р «О плане мероприятий "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» (ред. от 26.11. 2015).
3. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства образования и науки РФ от 2 декабря 2008 г. N 374/369 «О Межведомственной комиссии по вопросам выставочно-ярмарочной деятельности» (ред. от 19.09.2013).
4. Приказ Минкомсвязи России № 191 от 06.08.2012.г. "Об аккредитации удостоверяющих центров".
Монографии
5. Портер М., Конкуренция/ Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005 г. - 45 стр.
6. Черенков В. И. Глобальная маркетинговая среда:опыт концептуальной интеграции: Монография/Черенков В.И. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 159стр.
7. Шлык Н.Л. Выход предприятия на внешний рынок: основы бизнеса /Под ред. Шлык Н.Л. - Хабаровск, 2016г.
Статьи в периодических изданиях
8. Васильев, К.А. Влияние развития рынка информационных продуктов и услуг на конкурентоспособность субъектов хозяйствования///Управленец. - 2016.- №5- 9стр
9. Калимулина О.В, Ю.А.Савинов /Статья «Формы внешней экспансии российских компаний на мировом рынке программного обеспечения» - М.Астрель, 2015 г.-14 стр.
Учебники и учебные пособия
10. Абаев, Л.С. В. А. Алексунин: Международный маркетинг / учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. /А— М.: Издательство Юрайт, 2016. — 16 стр.
11. Акулич И. Л.: Международный маркетинг, 2006г.- 23 стр.
12. Алексунин, В. А. Маркетинг: Учебник / В. А. Алексунин. — 6-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. —16 стр.
13. Басовский Л. Е. Маркетинг: Учебное пособие / 3-е изд., перераб. и доп. - .:НИЦ ИНФРА-М, 2016. 12-14стр.
14. Божук С., Ковалик Л., Маслова Т., Розова Н., Маркетинг: Учебник для вузов, издательство Питер, 2016 г. -74 стр.
15. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория и практика. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2016 г.-10стр.
16. Дробышева, Л. А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие / Л. А. Дробышева. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016г. -46стр
17. Егоров Ю.Н. Основы маркетинга: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2014г. — 13 стр.
18. Кондратьева М.Н Экономика и маркетинг: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2013г. - 12 стр.
19. Котлер Ф., Г.Армстронг, В.Вонг: Основы маркетинга/ Под ред. А. Назаренко, издательство Вильямс, 2017г., 7 стр.
20. Котлер Ф. Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее - к человеческой душе. - М.: Эксмо, 2011. - стр. 12
21. Левитт Т. Маркетинговая миопия. /В кн.:Классика маркетинга: сборник работ, оказавших наибольшее влияние на маркетинг: Пер. с англ / Сост. Б. М.
Энис, К. Т. Кокс, М. П. Моква; Под ред. Ю. Н. Каптуревского.- СПб.: Питер, 2001г. - С. 11
22. Моисеева Н.К.: Международный маркетинг и бизнес: Учебное пособие /НИЦ.Инфра-М, 2015г. - 12 стр.
23. Моргунов, В. И. Международный маркетинг [Электронный ресурс] : Учебник для бакалавров / В. И. Моргунов, С. В. Моргунов. - М.: Дашков и К, 2014. -20 стр.
24. Нагапетьянц Н.А, О.Н. Романенкова: Международный маркетинг: Учебное пособие / М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2016.-9стр.
25. Нуралиев, С. У. Маркетинг: Учебник для бакалавров / С. У. Нуралиев, Д. С. Нуралиева. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013.
- 69стр.
26. Перцовский Н.И, И.А.Спиридонов, С.В. Барсукова. Международный маркетинг: Учеб. пособие / Под ред. Н.И.Перцовского—М.: Высшая школа.— 23 стр. 2001г.
27. Попова, О.В. Управление маркетинговой деятельностью в процессе создания товара на рынке информационных технологий: учебное пособие / Попова Ольга Вячеславовна. — Орел, 2014. — 24 с.
28. Тимофеев М. И. Маркетинг: Учебное пособие / М.И. Тимофеев. - 3-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 10 стр.
29. Цахаев, Р. К. Маркетинг: Учебник / Р. К. Цахаев, Т. В. Муртузалиева. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. -9стр
30. Черенков В.И. Международный маркетинг: Учебное пособие. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2016. - 109стр.
31. Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг / Под ред. В. Е. Хруцкого. М.: Политиздат, 1991, 4 стр.
Электронные ресурсы
32. Аналитическое интернет-издание об ИТ: Крупнейшие ИТ-компании в России 2016http://tadviser.ru/a/316849 (дата обращения 16.04.2017)
33. Аналитический журнал Росинвестhttp://rosinvest.com/page/kajsincju-ili-kak-smeshariki-dobilis-uspeha-v-podnebesnoj (дата обращения 01.05.2017)
34. Ассоциация предприятий компьютерных технологийhttp://www.apkit.ru/-files/Strategy_APKIT_2015_vr.pdf (дата обращения 16.04.2017)
35. База данных Контрагентhttps://www.k-agent.ru/catalog/1655045406-1021602855262 (дата обращения 09.05.2017)
36. База знаний о компаниях и ИТ-решениях:http://www.tadviser.ru/-index.php/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F:Apple#..B8 (дата обращения 05.02.2017)
37. Бизнес-журнал: обзор рынка ИТhttp://www.openbusiness.ru/-
biz/business/obzor-rynka-informatsionnykh-tekhnologiy/ (дата обращения 16.04.2017)
38. Ведомости: Малыхин М. Каких российских специалистов ценят за рубежом
http: //www.vedomo sti .ru/management/articles/2013/03/21/kakie_rossij skie_specia listy_cenyatsya_za_rubezhom (дата обращения 16.04.2017)
39. Венчурный фонд РТ: Программа инновационного развития «Идея 1000»
http://ivf.tatarstan.ru/file/File/%D0%9E%D0%B 1%D 1 %8A%D 1 %8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%201000.pdf (дата
обращения 09.05.2017)
40. Время электроники: Исследование РАН о конкурентоспособности российских ИТ-компанийhttp://www.russianelectronics.ru/developer/news/-russianmarket/doc/37984/ (дата обращения 1.05.2017)
41. Деловой центр республики Татарстанhttp://info.tatcenter.ru/article/90246/(дата обращения 08.05.2017)
42. Журнал «Актуальные управленческие решенияhttp://actually.pro/Report-_samples/actually.pro-calculation-market-size.pdf(дата обращения 09.05.2017)
43. Журнал о бизнесе и технологиях: Индонезия - новый Сан-Франциско https://vc.ru/p/indonesia-work (дата обращения 01.05.2017)
44. ЗАО «Такснет»http://taksnet.dk.ru/about (дата обращения 09.05.2017)
45. Записки маркетолога /Электронный журнал/http://www.marketch.ru/-marketing_dictionary/b/b2b/ (дата обращения 09.03.2017)
46. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ https://issek.hse.ru/data/2016/11/09/-1109680675/NTI_N_27_09112016.pdf (дата обращения 20.04.2017)
47. Интернет-газета Реальное времяhttps://realnoevremya.ru/articles/44620(дата обращения 08.05.2017)
48. Интернет-издание о высоких технологиях Cnews: «Итоги года на ИТ-рынке в мире и в Россси»/ http://www.cnews.ru/reviews/2015/articles/- itogi_goda_na_itrynke_v_mire_i_rossii_raznitsa_na_poryadokstrasti/#import(дата обращения 9.03.2017)
49. Интернет-портал об ИТ: 10 крупнейших ИТ-компаний мира
https://dev.by/lenta/main/top-10-krupneyshih-it-kompaniykolichestvosotrudnikov-i-rynochnaya-kapitalizatsiya-infografika (дата обращения 17.03.2017)
50. Международная информационная группа «Интерфакс»: негативное влияние санкций на ИТ-системыhttp://www.interfax.ru/russia/504731 (дата обращения 01.05.2017)
51. Минкомсвязь Росииhttp://minsvyaz.ru/ru/events/35788/ (дата обращения 20.04.2017)
52. Навигатор рекламного рынка Adindex: Лаборатория Касперского" спасает мир и меняет историю?https://adindex.ru/news/creative/2009/07/28/23820.phtml(дата обращения 01.05.2017)
53. Новостной сайт об интернет-бизнесе: о партнерстве крупнейших ИТ- компаний https://roem.ru/29-09-2016/233777/partnershiponai/(дата обращения 11.04.2017)
54. НП РУССОФТ: отчет о географии деятельности и основных рынках российских ИТ-компаний:http://www.russoft.ru/tops/1765 (дата обращения 16.04.2017)
55. Официальный сайт Apple: запуск продаж iphone 7 http://www.apple.com/- newsroom/2017/03/apple-introduces-iphone-7-and-iphone-7-plus-productred- special-edition.html(дата обращения 30.03.2017)
56. Официальный сайт компании 1Сhttp://1c.ru/rus/firm1c/stdl.htm (дата обращения 20.04.2017)
57. Официальный сайт Лаборатории Касперскогоhttps:/.kasperskyclub.ru/-index.php?showtopic=69 (дата обращения 16.04.2017)
58. Официальный сайт Microsoft: дистрибьютеры компании https://partner.- microsoft.com/ru-ru/Licensing/distributors(дата обращения 11.04.2017)
59. Официальный сайт компании Яндекс: пресс релизыhttps://yandex.ru/com-pany/press_releases/2011/0920 (дата обращения 20.04.2017)
60. РБК: как изменился Яндекс с момента IPO http://www.rbc.ru/tech-nology_and_media/25/05/2016/57445a919a79475eed2beef7 (дата обращения 21.04.2017)
61. Рейтинговое агентство: рейтинг крупнейших компаний 2016http://total-rating.ru/1731-reyting-krupneyshih-it-kompaniy-2016.html (дата обращения 9.03.2017)
62. Рейтинг развития электронного правительстваhttp://gtmarket.ru/ratings/e-government-survey/info (дата обращения 09.05.2017)
63. Ресурс для IT-специалистов: СЭД Казахстанаhttps://habrahabr.ru/-post/309984/ (дата обращения 09.05.2017)
64. Российский внешнеэкономический вестник:http://www.rfej.ru/rvv/id/20-0398F8F/%24file/3-6.pdf (дата обращения 3.03.2017)
65. Росстех: официальный сайтhttp://rostec.ru/news/4518322 (дата обращения 01.05.2017)
66. Росинформэкспорт: официальный сайтhttp://rtrb.ru/upload/iblock/463/-rosinformexport_broshure_spreads9.pdf (дата обращения 01.05.2017)
67. Российский Юридический Журнал №1(76) «Опыт ЕС, США и Индии в сфере государственной поддержки инновацийhttp://www.russianlaw.net/-files/law/doc/a59.pdf (дата обращения 20.04.2017)
68. Руссофт: Манифест о поддержке высокотехнологичного экспорта http://www.russoft.ru/node/1068 (дата обращения 20.04.2017)
69. PVSM: Сравнение СЭД Казахстанаhttp://www.pvsm.ru/dokumentooborot/-187419 (дата обращения 09.05.2017)
70. Сетевая газета Infsecurity: "Лаборатория Касперского" - один из первых
участников международной организации по борьбе с кибертерроризмом IMPACT http://www.infosecurity.ru/_gazeta/content/060525/.shtml (дата
обращения 01.05.2017)
71. The village: как создавалась империя Zara? http://www.the-village.ru/-village/business/story/215433-zara (дата обращения 10.02.2017)
72. Форбс: рейтинг самых дорогих компаний мираhttp://www.forbes.ru/-kompanii-photogallery/288451-samye-dorogie-brendy-mira-2015-reiting-forbes(дата обращения 17.03.2017)
73. Электронный аналитический журнал в сфере ИКТ http://www.cnews.ru/- articles/2016/0707_po_dannym_cnewsiktrashody_regionov_v_2_raza_vyshechem _utverzhdaet (дата обращения 16.04.2017)
74. Электронный научный журнал «Гуманитарные научные исследования»: http://human.snauka.ru/2016/11/17628 (дата обращения 11.04.2017)
75. Электронный журнал об информационных технологиях:http://4pda.ru/-2017/03/24/338615/ (дата обращения 30.03.2017)
76. Экономический интернет-журнал: Организация маркетинговой службы в организации. Режим доступа к сайту:http://nbene.narod.ru/market/fmarket4.htm(дата обращения 13.02.2017)
77. Экспертный центр электронного государства: зафиксировано снижение объема российских ИТhttp://d-russia.ru/minekonomrazvitiya-zafiksirovalo-snizhenie-obema-rossijskogo-it-rynka.html (дата обращения 20.04.2017)