ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ: СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ 6
1.1. Понятие и сущность электронной торговли 6
1.2. История развития электронной торговли и ее основные формы
организации 14
1.3. Понятие и сущность электронной торговой площадки 24
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ 32
2.1. Характерные особенности электронной торговли 32
2.2. Анализ современного состояния и тенденций развития мировой
электронной торговли 40
2.3. Анализ особенностей организации электронной торговли в РФ 52
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ 66
3.1. Проблемы и перспективы развития электронной торговли 66
3.2. Рекомендации и предложения по усовершенствованию
электронной торговли в РФ 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ 6
1.1. Понятие и сущность электронной торговли 6
1.2. История развития электронной торговли и ее основные формы
организации 14
1.3. Понятие и сущность электронной торговой площадки 24
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ 32
2.1. Характерные особенности электронной торговли 32
2.2. Анализ современного состояния и тенденций развития мировой
электронной торговли 40
2.3. Анализ особенностей организации электронной торговли в РФ 52
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ 66
3.1. Проблемы и перспективы развития электронной торговли 66
3.2. Рекомендации и предложения по усовершенствованию
электронной торговли в РФ 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования обусловлена бурным прогрессом техники и технологий Интернет в сочетании с интенсивным развитием международных экономических отношений, способствующих широкому распространению электронной торговли. Электронная торговля — это один из наиболее динамично развивающихся технологичных рынков в мире. Торговля в Интернете постепенно становится неотъемлемой частью мировой экономики. Функционирование национальных рынков товаров и услуг, их интеграция в мировую экономическую систему невозможны без развития электронной торговли, понимаемой как использование информационно - коммуникационных технологий на всех этапах проведения торговых операций, включая поиск и заказ товара, проведение платежей и доставку товаров и услуг потребителям. Электронная торговля применяется в розничной, оптовой торговле, а также при осуществлении государственных закупок.
Развитие электронной торговли с помощью сети Интернет повышает эффективность и вносит существенные изменения в организацию торговли товарами и особенно услугами. Традиционное управление издержками, основывающееся на анализе используемых средств, все чаще уступает место управлению отношениями с клиентами. В этих условиях поставщики концентрируют усилия на сохранении клиентов, предлагая им дополнительные услуги, и в то же время стремятся лучше приспособиться к исчезновению границ.
Степень разработанности темы. Ярко выраженная новизна электронной торговли как феномена мирового хозяйства и актуальность данной тематики закономерным образом стали предметом специальных научных изысканий ряда российских и зарубежных исследователей, которые в своих трудах рассмотрели различные аспекты проблематики электронной торговли. В этой связи следует отметить таких авторов, как Афиногенов В.Б., Глотов В.С., Кабанов В.Ф., Калужский М.Л., Нельзина О.Г., Паньшин Б.Н., Рассолов И.М., Ф. Рихтер, Тедеев А.А., Шалатов Д.В., Г.Шнайдер и др. Вместе с тем, поскольку развитие электронной торговли протекает быстрее, чем развертываются посвященные ей исследования, связанная с ней проблематика сохраняет свою актуальность, вновь и вновь требуя осмысления и оценки изменяющихся реалий в этой области.
Целью дипломной работы является изучение современного состояния электронной торговли в мире и в России, выявление тенденций ее развития и разработка рекомендаций по усовершенствованию результатов электронной торговли в России.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, сущность и формы электронной торговли;
2. Изучить историю развития электронной торговли;
3. Проанализировать и оценить количественные и качественные показатели развития электронной торговли;
4. Составить прогноз на основании выявленных тенденций развития электронной торговли;
5. Выявить экономические и технологические проблемы, тормозящие расширение электронной торговли;
6. Дать рекомендации по улучшению результатов электронной торговли в России.
Объектом исследования является мировая и российская электронная торговля как новый сегмент мировой торговли.
Предмет исследования - структура, проблемы и перспективы развития электронной торговли и её важнейших систем.
Теоретической и методологической основами исследования послужило использование дедуктивного и индуктивного методов научного познания. При решении поставленных задач использованы методы логического мышления, ситуационного анализа, системного подхода, экономико-статистических сравнений, теоретического обобщения и прогнозирования.
Информационной базой исследования являются: статистические данные Всемирной торговой организации, Международного союза электросвязи, Всемирного банка и официальных статистических служб; учебники и публикации, оценки и прогнозы отечественных и зарубежных специалистов в области электронной торговли; оценки и прогнозы зарубежных и российских аналитических агентств и исследовательских компаний.
Развитие электронной торговли с помощью сети Интернет повышает эффективность и вносит существенные изменения в организацию торговли товарами и особенно услугами. Традиционное управление издержками, основывающееся на анализе используемых средств, все чаще уступает место управлению отношениями с клиентами. В этих условиях поставщики концентрируют усилия на сохранении клиентов, предлагая им дополнительные услуги, и в то же время стремятся лучше приспособиться к исчезновению границ.
Степень разработанности темы. Ярко выраженная новизна электронной торговли как феномена мирового хозяйства и актуальность данной тематики закономерным образом стали предметом специальных научных изысканий ряда российских и зарубежных исследователей, которые в своих трудах рассмотрели различные аспекты проблематики электронной торговли. В этой связи следует отметить таких авторов, как Афиногенов В.Б., Глотов В.С., Кабанов В.Ф., Калужский М.Л., Нельзина О.Г., Паньшин Б.Н., Рассолов И.М., Ф. Рихтер, Тедеев А.А., Шалатов Д.В., Г.Шнайдер и др. Вместе с тем, поскольку развитие электронной торговли протекает быстрее, чем развертываются посвященные ей исследования, связанная с ней проблематика сохраняет свою актуальность, вновь и вновь требуя осмысления и оценки изменяющихся реалий в этой области.
Целью дипломной работы является изучение современного состояния электронной торговли в мире и в России, выявление тенденций ее развития и разработка рекомендаций по усовершенствованию результатов электронной торговли в России.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, сущность и формы электронной торговли;
2. Изучить историю развития электронной торговли;
3. Проанализировать и оценить количественные и качественные показатели развития электронной торговли;
4. Составить прогноз на основании выявленных тенденций развития электронной торговли;
5. Выявить экономические и технологические проблемы, тормозящие расширение электронной торговли;
6. Дать рекомендации по улучшению результатов электронной торговли в России.
Объектом исследования является мировая и российская электронная торговля как новый сегмент мировой торговли.
Предмет исследования - структура, проблемы и перспективы развития электронной торговли и её важнейших систем.
Теоретической и методологической основами исследования послужило использование дедуктивного и индуктивного методов научного познания. При решении поставленных задач использованы методы логического мышления, ситуационного анализа, системного подхода, экономико-статистических сравнений, теоретического обобщения и прогнозирования.
Информационной базой исследования являются: статистические данные Всемирной торговой организации, Международного союза электросвязи, Всемирного банка и официальных статистических служб; учебники и публикации, оценки и прогнозы отечественных и зарубежных специалистов в области электронной торговли; оценки и прогнозы зарубежных и российских аналитических агентств и исследовательских компаний.
Электронная торговля - это финансовые операции и сделки, выполняемые посредством сети Интернет и частных сетей связи, в ходе которых совершаются покупки и продажи товаров и услуг, а также переводы денежных средств. Стоит отметить, что понятия «электронная торговля» и «электронная коммерция» не являются тождественными - первая является составной частью второй.
Истоки развития электронной торговли относят к началу 60-х гг. ХХ века, когда посредством компьютеров и систем связи начали осуществляться продажа авиабилетов, оказание ряда банковских услуг (банковские системы VISA и др.), заказ товаров по телефону и др. За столь недолгое время рынок электронной торговли развился довольно динамично, что обусловлено стремительным ростом количества интернет-пользователей, увеличением влияния социальных сетей, динамичным развитием систем электронных платежей и электронных торговых площадок, переходом ведущих игроков рынка в онлайн среду.
Среди основных форм организации электронной торговли можно выделить следующие:
1. Предприятие-потребитель (B2C): Интернет-супер и мегамаркеты, сайты-агрегаторы (маркет-плейсы), Интернет-магазины, витрины в социальных сетях;
2. Предприятие-предприятие (B2B): специализированные Интренет- магазины, отраслевые Интернет-порталы;
3. Потребитель-потребитель (C2C): электронные доски объявлений, электронные аукционы, витрины в социальных сетях;
4. Предприятие-правительство (B2G или B2A): Интернет-порталы для взаимодействия с юридическими лицами - налоговые сервисы, площадки государственных закупок и др.;
5. Потребитель-правительство (C2G или C2A): Интернет-порталы государственных услуг - специализированные веб-сайты для дистанционного оказания государственных услуг локальному и иностранному населению.
В отдельную категорию стоит выделить электронную торговую площадку — программно-аппаратный комплекс организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие продавца и покупателя через электронные каналы связи. Электронной торговой площадкой сегодня можно назвать любой Интернет-ресурс, посредством которого заключаются сделки купли-продажи между предприятиями — покупателями и продавцами. Заказчики получают возможность проводить электронные торги — аукционы, конкурсы, запросы котировок и предложений, — оптимизируя затраты, а поставщики — участвовать в проводимых закупках, размещать информацию о предлагаемой продукции и услугах.
В качестве преимуществ электронной торговли можно выделить: экономию времени и денег, богатый ассортимент товаров, удобство оплаты, сокращение издержек, глобальное присутствие, оптимизация организации продажи и т.д. Недостатками являются: риск обмана и мошенничества, проблемы с доставкой, отсутствие возможности проверить качество товара до покупки и т.д.
К факторам, способным повысить эффективность электронной торговли можно отнести: рост благосостояния населения, снижения цен, сокращение торговых издержек и повышение юридической значимости электронных сделок, обеспечение безопасности платежных транзакций и информационной безопасности электронной торговли, а также фактор защиты интеллектуальной собственности в Интернете.
Электронная торговля является одним из наиболее динамично развивающихся технологичных рынков в мире. Быстрый рост рынка электронной торговли обусловлен, в первую очередь, достаточно быстрым глобальным распространением фиксированного и мобильного доступа к сети Интернет. В 2016 г. объем рынка составил 2,05 трлн. долл. (+15,8 к 2015 г.). При этом доля Интернет-торговли в совокупном объеме розничной торговли в мире постепенно растет, она увеличилась практически в 1,5 раза с 6,5% в 2012 г. до 9,3% в 2016 г.
Торговля в Интернете постепенно становится неотъемлемой частью мировой экономики. Однако развитие нового направления в макрорегионах происходит разными темпами. Азиатско-Тихоокеанский регион находится в абсолютных лидерах сегмента, почти в два раза обогнав Северную Америку по обороту Интернет-торговли (преимущественно за счет Китая). Подобная тенденция объясняется активным экономическим ростом развивающихся азиатских стран и их информатизацией. Крупнейшим рынком электронной торговли в мире в 2016 году является Китай. Одним из ключевых факторов роста является многочисленное население страны. В тройку лидеров входят США и Великобритания. Россия также входит в ТОП 10 стран по развитию рынков Интернет-торговли.
Товарная структура рынка Интернет-торговли включает множество разнопрофильных категорий - от запчастей к автомобилям, габаритной бытовой техники до парфюмерии и предметов искусства (практически все, что представлено в традиционном ритейле). Наиболее популярными товарными категориями в 2015 году выступили: DVD/SD диски, онлайн книги, компьютерное оборудование, программное обеспечение. Ключевыми игроками рынка розничной Интернет-торговли в мире являются: Amazon, eBay, Walmart, BestBuy, Alibaba, Target. Постепенно их конкурентами становятся технологичные игроки, обладающие массивами клиентских данных (Facebook, Google и Apple). Развитие и инвестирование непрофильных проектов является для них дополнительным способом монетизации контента или привлечения клиентов в свои основные сервисы. В ближайшие несколько лет данная тенденция сохранится.
Что же касается рынка электронной торговли РФ, то на протяжении последних 5 лет он рос достаточно динамично - оборота розничной Интернет-торговли увеличивался в среднем на 22% в год, однако в 2015 году темпы роста рынка замедлились на фоне снижения покупательной способности населения, но падения не произошло. Относительную позитивную динамику можно объяснить: ростом информатизации страны, усилением электронных каналов оффлайн ритейлеров и активным ростом трансграничной Интернет-торговли. Произошло изменение соотношения внутренней и трансграничной онлайн торговли в общем объеме рынка (в рублевом выражении) - доля последней в 2016 году увеличилась с 8% до 33%. Самые популярные товарные категории: бытовая техника и электроника, одежда и обувь. В 2015 году крупнейшими Интернет- магазинами РФ стали: Ulmart.ru, Wildberries.ru, Citilink.ru, Mvideo.ru, Exist.ru, Eldorado.ru, Svyaznoy.ru, KupiVip.ru, Ozon.ruи Komus.ru.
Расстановка сил на российском рынке электронной торговли, на наш взгляд, может существенно измениться в ближайшем будущем. В частности, темпы роста общего количества российских Интернет-магазинов начнут замедляться: продолжится консолидация сектора. Большие Интернет-
магазины, расширяясь, становятся супер- и гипермаркетами будут усиливать свои позиции на рынке. В сегменте мелких участников будут происходить два активных параллельных процесса - уход с рынка слабых игроков и открытие новых Интернет-магазинов. Выжившим небольшим Интернет- магазинам придется развивать оффлайн направление или попытаться выделиться на фоне конкурентов уровнем обслуживания и гибкой ценовой политикой.
Кроме того, вследствие активного роста маркет-плейсов также возможно изменение рыночного ландшафта. На данный момент в РФ существует уже около 50 разнопрофильных маркет-плейсов. Крупнейшие из них - Яндекс. Маркет, Google Merchant, Price.ru, Товары@тай.ш и др. Как нам кажется, продолжится консолидация рынка Интернет-торговли и в формате электронных площадок. Также возможно в ближайшем будущем появление национального мультикатегорийного игрока, в том числе с участием государства.
В роли локомотива мирового рынка Интернет-торговли продолжит выступать Китай, в частности за счет экспортной розничной онлайн торговли. Также достаточно высокие темпы роста ожидаются в других развивающихся странах - Индии, Южной Корее и Индонезии. Демографическая ситуация и быстрое проникновение мобильного Интернета - ключевые факторы роста в этих регионах. Рынки развитых стран (США, Великобритания, Германия, Япония) будут расти преимущественно за счет мобильных продаж.
В последнее время у многих интернет-магазинов наблюдается расширение товарного ассортимента до уровня гипермаркетов. Кроме того, появляются игроки из других сегментов - банки, мобильные и почтовые операторы и прочие коммерческие организации, обладающие крупными массивами клиентских данных и развитыми электронными каналами продаж.
Электронная торговля имеет ряд проблем, затрудняющих ее развитие: низкий уровень доверия к Интернет-магазинам, опасения по поводу безопасности транзакций и хранения информации и неразвитость платежных систем, отсутствие развития нормативно-законодательной базы и стандартизации взаимодействия и совместимости сетей, трудности привлечения потенциальных покупателей, низкая покупательная способность населения, давление трансграничных и «серых» игроков на добросовестных российских Интернет-ритейлеров и т.д.
Так же стоит отметить, что в ряде случаев возникающие товарно-денежные отношения становится сложно регламентировать нормами, действующими на территории одной страны (в частности, разрешенные к продаже товары - например, лекарственные препараты - и способы их доставки), становится очевидно, что все более необходимо регулирование внутренней и трансграничной Интернет-торговли на основе единых принципов вне зависимости от юрисдикции. Однако единой практики государственного регулирования на данный момент еще не сложилось. При этом прослеживается явная тенденция, связанная с популяризацией протекционистских мер (за исключением США и ряда других стран, где взят курс на саморегуляцию рынка) в большинстве развитых и развивающихся стран мира в целях стимулирования национальных Интернет-ритейлеров и производителей.
Что касается РФ, то на этапе формирования рынка Интернет-торговли, роль государства видится также в принятии мер, направленных на поддержку российских игроков, так как в настоящий момент они находятся не в равных конкурентных условиях, по сравнению с зарубежными Интернет - ритейлерами: ключевую роль играет налоговая нагрузка, которую несут только отечественные Интернет-магазины (товары из-за рубежа не облагаются ввозным НДС). На данный момент от курса государственной политики зависят перспективы непосредственных участников российского рынка Интернет-торговли, а также игроков из смежных отраслей, но присутствующих в экосистеме сектора (например, логистических и почтовых операторов, посреднических сервисов и др.). Стимулирующая рациональная политика будет способствовать выводу онлайн рынка из тени и росту поступлений в государственный бюджет от налоговых сборов. В частности, подразумевается легализация онлайн продаж алкогольных напитков через Интернет при соблюдении правил торговли данными категориями товаров (учет возрастных ограничений, разрешенное время отпуска товара) и защиты от фальсификации (наличие соответствующих лицензий, сертификатов на товары).
В целях поддержки отечественных Интернет-ритейлеров и производителей государству следует стимулировать экспорт российских товаров за рубеж посредством совершенствования действующего законодательства и создания собственно электронной экспортной торговой площадки по аналогии с китайским онлайн ресурсом, принадлежащим Alibaba Group. Трансграничная платформа может стать эффективным экспортным каналом, в том числе для малого и среднего бизнеса, которому самостоятельно будет сложно или практически невозможно выйти на зарубежные рынки. При этом вмешательство государства на этапе организации и запуска онлайн площадки видится максимальным, однако по мере развития проекта роль государства должна стать преимущественно контролирующей, а бизнес - регулироваться рыночным механизмом. Также в целях масштабной поддержки российских игроков возможна реализация специализированных госпрограмм, направленных на популяризацию российских товаров за рубежом.
Помимо государственного вмешательства, на дальнейшее развитие электронной торговли могут оказать влияние и сами игроки рынка. Для этого, на основе анализа современного состояния электронной торговли, мы подготовили ряд рекомендаций:
1. Онлайн продажи в регионах. Ключевым драйвером роста российского рынка должна стать Интернет-торговля в регионах. Ускоренное проникновение Интернета и развитие логистических каналов будут способствовать быстрому развитию онлайн рынка. Это объясняется тем, что уровень развития электронной торговли на периферии отличается от Центра - Москвы и Санкт-Петербурга, хотя в настоящий момент происходит сокращение данного разрыва. В ближайшие несколько лет наибольший потенциал роста для Интернет-торговли будут иметь города-миллионники. Кроме того, наиболее сильные региональные игроки смогут стать федеральными компаниями.
2. Изменения ценовой политики. Вследствие обесценения рубля в 2014-2015 годах произошла смена целевой аудитории для целых товарных групп. То есть ряд товаров для потребителей определенных сегментов стал недоступен. В целях удержания или же привлечения клиентов возможно усиление конкуренции за счет демпинга цен на ходовые товары игроками. В сложных экономических условиях становятся все более популярными модели Интернет-дискаунтеров.
3. Расширения ассортимента. Участники рынка будут вести поиск новых поставщиков товаров, преимущественно предлагающих более низкие закупочные цены, или перепрофилироваться в маркет-плейсы. При выборе последнего способа, уровень необходимых инвестиций - минимален. Кроме того, изменение ассортиментной политики может позволить занять новую нишу на рынке. При организации электронной площадки, могут быть использованы две ключевые модели - чистый маркет-плейс и Интернет- магазин с элементами маркет-плейса (продажа собственных товаров и размещение товаров других Интернет-магазинов).
4. Выход на зарубежные рынки. Ряд крупных Интернет-игроков могут выйти на рынки Беларуси и Казахстана, как наиболее близкие по регулированию и ментальности потребителей. Возможна экспансия и в дальнее зарубежье, в том числе страны, где существуют крупные русские диаспоры (Германия, Аргентина).
5. Внедрения новых услуг и сервисов. В целях привлечения новых клиентских сегментов Интернет-игроки могут внедрять решения, улучшающие обслуживание онлайн потребителей и повышающие клиентскую лояльность (например, интерактивные консультации узкопрофильных специалистов). Кроме того, подобные сервисы, в ряде случаев, могут служить дополнительным источником дохода.
Таким образом, ближайшие годы станут для российского сектора электронной торговли непростыми и потребуют существенных вливаний в развитие электронного бизнеса. Если же в ближайшем будущем не будут учтены вышеуказанные рекомендации и применена грамотная государственная политика, то РФ рискует остаться в странах второго и третьего эшелона, оставив первенство динамично развивающимся странам Азии.
Истоки развития электронной торговли относят к началу 60-х гг. ХХ века, когда посредством компьютеров и систем связи начали осуществляться продажа авиабилетов, оказание ряда банковских услуг (банковские системы VISA и др.), заказ товаров по телефону и др. За столь недолгое время рынок электронной торговли развился довольно динамично, что обусловлено стремительным ростом количества интернет-пользователей, увеличением влияния социальных сетей, динамичным развитием систем электронных платежей и электронных торговых площадок, переходом ведущих игроков рынка в онлайн среду.
Среди основных форм организации электронной торговли можно выделить следующие:
1. Предприятие-потребитель (B2C): Интернет-супер и мегамаркеты, сайты-агрегаторы (маркет-плейсы), Интернет-магазины, витрины в социальных сетях;
2. Предприятие-предприятие (B2B): специализированные Интренет- магазины, отраслевые Интернет-порталы;
3. Потребитель-потребитель (C2C): электронные доски объявлений, электронные аукционы, витрины в социальных сетях;
4. Предприятие-правительство (B2G или B2A): Интернет-порталы для взаимодействия с юридическими лицами - налоговые сервисы, площадки государственных закупок и др.;
5. Потребитель-правительство (C2G или C2A): Интернет-порталы государственных услуг - специализированные веб-сайты для дистанционного оказания государственных услуг локальному и иностранному населению.
В отдельную категорию стоит выделить электронную торговую площадку — программно-аппаратный комплекс организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие продавца и покупателя через электронные каналы связи. Электронной торговой площадкой сегодня можно назвать любой Интернет-ресурс, посредством которого заключаются сделки купли-продажи между предприятиями — покупателями и продавцами. Заказчики получают возможность проводить электронные торги — аукционы, конкурсы, запросы котировок и предложений, — оптимизируя затраты, а поставщики — участвовать в проводимых закупках, размещать информацию о предлагаемой продукции и услугах.
В качестве преимуществ электронной торговли можно выделить: экономию времени и денег, богатый ассортимент товаров, удобство оплаты, сокращение издержек, глобальное присутствие, оптимизация организации продажи и т.д. Недостатками являются: риск обмана и мошенничества, проблемы с доставкой, отсутствие возможности проверить качество товара до покупки и т.д.
К факторам, способным повысить эффективность электронной торговли можно отнести: рост благосостояния населения, снижения цен, сокращение торговых издержек и повышение юридической значимости электронных сделок, обеспечение безопасности платежных транзакций и информационной безопасности электронной торговли, а также фактор защиты интеллектуальной собственности в Интернете.
Электронная торговля является одним из наиболее динамично развивающихся технологичных рынков в мире. Быстрый рост рынка электронной торговли обусловлен, в первую очередь, достаточно быстрым глобальным распространением фиксированного и мобильного доступа к сети Интернет. В 2016 г. объем рынка составил 2,05 трлн. долл. (+15,8 к 2015 г.). При этом доля Интернет-торговли в совокупном объеме розничной торговли в мире постепенно растет, она увеличилась практически в 1,5 раза с 6,5% в 2012 г. до 9,3% в 2016 г.
Торговля в Интернете постепенно становится неотъемлемой частью мировой экономики. Однако развитие нового направления в макрорегионах происходит разными темпами. Азиатско-Тихоокеанский регион находится в абсолютных лидерах сегмента, почти в два раза обогнав Северную Америку по обороту Интернет-торговли (преимущественно за счет Китая). Подобная тенденция объясняется активным экономическим ростом развивающихся азиатских стран и их информатизацией. Крупнейшим рынком электронной торговли в мире в 2016 году является Китай. Одним из ключевых факторов роста является многочисленное население страны. В тройку лидеров входят США и Великобритания. Россия также входит в ТОП 10 стран по развитию рынков Интернет-торговли.
Товарная структура рынка Интернет-торговли включает множество разнопрофильных категорий - от запчастей к автомобилям, габаритной бытовой техники до парфюмерии и предметов искусства (практически все, что представлено в традиционном ритейле). Наиболее популярными товарными категориями в 2015 году выступили: DVD/SD диски, онлайн книги, компьютерное оборудование, программное обеспечение. Ключевыми игроками рынка розничной Интернет-торговли в мире являются: Amazon, eBay, Walmart, BestBuy, Alibaba, Target. Постепенно их конкурентами становятся технологичные игроки, обладающие массивами клиентских данных (Facebook, Google и Apple). Развитие и инвестирование непрофильных проектов является для них дополнительным способом монетизации контента или привлечения клиентов в свои основные сервисы. В ближайшие несколько лет данная тенденция сохранится.
Что же касается рынка электронной торговли РФ, то на протяжении последних 5 лет он рос достаточно динамично - оборота розничной Интернет-торговли увеличивался в среднем на 22% в год, однако в 2015 году темпы роста рынка замедлились на фоне снижения покупательной способности населения, но падения не произошло. Относительную позитивную динамику можно объяснить: ростом информатизации страны, усилением электронных каналов оффлайн ритейлеров и активным ростом трансграничной Интернет-торговли. Произошло изменение соотношения внутренней и трансграничной онлайн торговли в общем объеме рынка (в рублевом выражении) - доля последней в 2016 году увеличилась с 8% до 33%. Самые популярные товарные категории: бытовая техника и электроника, одежда и обувь. В 2015 году крупнейшими Интернет- магазинами РФ стали: Ulmart.ru, Wildberries.ru, Citilink.ru, Mvideo.ru, Exist.ru, Eldorado.ru, Svyaznoy.ru, KupiVip.ru, Ozon.ruи Komus.ru.
Расстановка сил на российском рынке электронной торговли, на наш взгляд, может существенно измениться в ближайшем будущем. В частности, темпы роста общего количества российских Интернет-магазинов начнут замедляться: продолжится консолидация сектора. Большие Интернет-
магазины, расширяясь, становятся супер- и гипермаркетами будут усиливать свои позиции на рынке. В сегменте мелких участников будут происходить два активных параллельных процесса - уход с рынка слабых игроков и открытие новых Интернет-магазинов. Выжившим небольшим Интернет- магазинам придется развивать оффлайн направление или попытаться выделиться на фоне конкурентов уровнем обслуживания и гибкой ценовой политикой.
Кроме того, вследствие активного роста маркет-плейсов также возможно изменение рыночного ландшафта. На данный момент в РФ существует уже около 50 разнопрофильных маркет-плейсов. Крупнейшие из них - Яндекс. Маркет, Google Merchant, Price.ru, Товары@тай.ш и др. Как нам кажется, продолжится консолидация рынка Интернет-торговли и в формате электронных площадок. Также возможно в ближайшем будущем появление национального мультикатегорийного игрока, в том числе с участием государства.
В роли локомотива мирового рынка Интернет-торговли продолжит выступать Китай, в частности за счет экспортной розничной онлайн торговли. Также достаточно высокие темпы роста ожидаются в других развивающихся странах - Индии, Южной Корее и Индонезии. Демографическая ситуация и быстрое проникновение мобильного Интернета - ключевые факторы роста в этих регионах. Рынки развитых стран (США, Великобритания, Германия, Япония) будут расти преимущественно за счет мобильных продаж.
В последнее время у многих интернет-магазинов наблюдается расширение товарного ассортимента до уровня гипермаркетов. Кроме того, появляются игроки из других сегментов - банки, мобильные и почтовые операторы и прочие коммерческие организации, обладающие крупными массивами клиентских данных и развитыми электронными каналами продаж.
Электронная торговля имеет ряд проблем, затрудняющих ее развитие: низкий уровень доверия к Интернет-магазинам, опасения по поводу безопасности транзакций и хранения информации и неразвитость платежных систем, отсутствие развития нормативно-законодательной базы и стандартизации взаимодействия и совместимости сетей, трудности привлечения потенциальных покупателей, низкая покупательная способность населения, давление трансграничных и «серых» игроков на добросовестных российских Интернет-ритейлеров и т.д.
Так же стоит отметить, что в ряде случаев возникающие товарно-денежные отношения становится сложно регламентировать нормами, действующими на территории одной страны (в частности, разрешенные к продаже товары - например, лекарственные препараты - и способы их доставки), становится очевидно, что все более необходимо регулирование внутренней и трансграничной Интернет-торговли на основе единых принципов вне зависимости от юрисдикции. Однако единой практики государственного регулирования на данный момент еще не сложилось. При этом прослеживается явная тенденция, связанная с популяризацией протекционистских мер (за исключением США и ряда других стран, где взят курс на саморегуляцию рынка) в большинстве развитых и развивающихся стран мира в целях стимулирования национальных Интернет-ритейлеров и производителей.
Что касается РФ, то на этапе формирования рынка Интернет-торговли, роль государства видится также в принятии мер, направленных на поддержку российских игроков, так как в настоящий момент они находятся не в равных конкурентных условиях, по сравнению с зарубежными Интернет - ритейлерами: ключевую роль играет налоговая нагрузка, которую несут только отечественные Интернет-магазины (товары из-за рубежа не облагаются ввозным НДС). На данный момент от курса государственной политики зависят перспективы непосредственных участников российского рынка Интернет-торговли, а также игроков из смежных отраслей, но присутствующих в экосистеме сектора (например, логистических и почтовых операторов, посреднических сервисов и др.). Стимулирующая рациональная политика будет способствовать выводу онлайн рынка из тени и росту поступлений в государственный бюджет от налоговых сборов. В частности, подразумевается легализация онлайн продаж алкогольных напитков через Интернет при соблюдении правил торговли данными категориями товаров (учет возрастных ограничений, разрешенное время отпуска товара) и защиты от фальсификации (наличие соответствующих лицензий, сертификатов на товары).
В целях поддержки отечественных Интернет-ритейлеров и производителей государству следует стимулировать экспорт российских товаров за рубеж посредством совершенствования действующего законодательства и создания собственно электронной экспортной торговой площадки по аналогии с китайским онлайн ресурсом, принадлежащим Alibaba Group. Трансграничная платформа может стать эффективным экспортным каналом, в том числе для малого и среднего бизнеса, которому самостоятельно будет сложно или практически невозможно выйти на зарубежные рынки. При этом вмешательство государства на этапе организации и запуска онлайн площадки видится максимальным, однако по мере развития проекта роль государства должна стать преимущественно контролирующей, а бизнес - регулироваться рыночным механизмом. Также в целях масштабной поддержки российских игроков возможна реализация специализированных госпрограмм, направленных на популяризацию российских товаров за рубежом.
Помимо государственного вмешательства, на дальнейшее развитие электронной торговли могут оказать влияние и сами игроки рынка. Для этого, на основе анализа современного состояния электронной торговли, мы подготовили ряд рекомендаций:
1. Онлайн продажи в регионах. Ключевым драйвером роста российского рынка должна стать Интернет-торговля в регионах. Ускоренное проникновение Интернета и развитие логистических каналов будут способствовать быстрому развитию онлайн рынка. Это объясняется тем, что уровень развития электронной торговли на периферии отличается от Центра - Москвы и Санкт-Петербурга, хотя в настоящий момент происходит сокращение данного разрыва. В ближайшие несколько лет наибольший потенциал роста для Интернет-торговли будут иметь города-миллионники. Кроме того, наиболее сильные региональные игроки смогут стать федеральными компаниями.
2. Изменения ценовой политики. Вследствие обесценения рубля в 2014-2015 годах произошла смена целевой аудитории для целых товарных групп. То есть ряд товаров для потребителей определенных сегментов стал недоступен. В целях удержания или же привлечения клиентов возможно усиление конкуренции за счет демпинга цен на ходовые товары игроками. В сложных экономических условиях становятся все более популярными модели Интернет-дискаунтеров.
3. Расширения ассортимента. Участники рынка будут вести поиск новых поставщиков товаров, преимущественно предлагающих более низкие закупочные цены, или перепрофилироваться в маркет-плейсы. При выборе последнего способа, уровень необходимых инвестиций - минимален. Кроме того, изменение ассортиментной политики может позволить занять новую нишу на рынке. При организации электронной площадки, могут быть использованы две ключевые модели - чистый маркет-плейс и Интернет- магазин с элементами маркет-плейса (продажа собственных товаров и размещение товаров других Интернет-магазинов).
4. Выход на зарубежные рынки. Ряд крупных Интернет-игроков могут выйти на рынки Беларуси и Казахстана, как наиболее близкие по регулированию и ментальности потребителей. Возможна экспансия и в дальнее зарубежье, в том числе страны, где существуют крупные русские диаспоры (Германия, Аргентина).
5. Внедрения новых услуг и сервисов. В целях привлечения новых клиентских сегментов Интернет-игроки могут внедрять решения, улучшающие обслуживание онлайн потребителей и повышающие клиентскую лояльность (например, интерактивные консультации узкопрофильных специалистов). Кроме того, подобные сервисы, в ряде случаев, могут служить дополнительным источником дохода.
Таким образом, ближайшие годы станут для российского сектора электронной торговли непростыми и потребуют существенных вливаний в развитие электронного бизнеса. Если же в ближайшем будущем не будут учтены вышеуказанные рекомендации и применена грамотная государственная политика, то РФ рискует остаться в странах второго и третьего эшелона, оставив первенство динамично развивающимся странам Азии.
Подобные работы
- Электронная торговля как фактор развития мировой экономики на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Электронная торговля как фактор развития мировой экономики на
современном этапе
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2016 - Тенденции развития мировой электронной торговли
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРА, КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2019 - СОЗДАНИЕ НОВОГО РЫНКА (НА МАТЕРИАЛАХ КИТАЙСКИХ КОМПАНИЙ)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020 - Вопросы состояния, развития и перспектив роста электронной торговли в регионе (Алтайский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, коммерция. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ ГОСУДАРСТВ БРИКС
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2019 - ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГИ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВЫХ РЫНКОВ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ (НА ПРИМЕРЕ РЫНКА НЕФТИ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



