Введение 3
1. Теоретические аспекты учета выручки от продаж продукции (работ, услуг) 6
1.1 Понятие и сущность выручки от продаж продукции (работ, услуг) 6
1.2 Нормативно-правовое регулирование в учете выручки от продаж продукции
(работ, услуг) 12
1.3 Учет выручки от продаж продукции (работ, услуг) в соответствии с
международными стандартами финансовой отчетности 15
2. Бухгалтерский учет и контроль и выручки от продаж в ООО «Регион-Строй» 26
2.1 Организация бухгалтерского учета выручки от продаж в
ООО «Регион-Строй» 26
2.2 Синтетический и аналитический учет выручки от продаж в
ООО «Регион-Строй» 33
2.3 Контроль выручки от продаж в ООО «Регион-Строй» 42
3. Анализ и прогнозирование выручки от продаж продукции (работ, услуг) ООО «Регион-Строй» 51
3.1 Анализ динамики и структуры выручки от продаж продукции (работ, услуг) ООО «Регион-Строй» 51
3.2 Факторный анализ выручки от продаж (работ, услуг) ООО «Регион-Строй»
60
3.3 Прогнозирование выручки от продаж ООО «Регион-Строй» 72
Заключение
Список использованных источников
На современном этапе развития экономики особое место занимает вопрос о достоверной и объективной оценке финансовых показателей субъектов различных сфер деятельности. Среди показателей, отражающих финансовое состояние каждой коммерческой организации, выручка от продаж продукции (работ, услуг) занимает основополагающую позицию. Положительная динамика величины выручки может свидетельствовать о финансовой устойчивости и деловой активности хозяйствующего субъекта.
Темой данной выпускной квалификационной работы является учет, контроль и анализ выручки от продаж продукции (работ, услуг). Следует отметить актуальность выбранной темы.
Неотделимой частью деятельности любого действующего в современных экономических условиях организации является показатель выручки, который представляет собой основной источник для возмещения затраченных на производство продукции (работ, услуг) средств. Величина выручки относительно себестоимости выражает способность получения прибыли предприятием. Своевременное поступление выручки обеспечивает непрерывность процессов функционирования и развития деятельности хозяйствующего субъекта. В свою очередь, несвоевременное поступление выручки влечет за собой перебои в деятельности организации, снижение показателя прибыли, нарушение договорных обязательств, что может привести к штрафным санкциям, поэтому изучение показателя выручки от продаж становится одним из важных в деятельности предприятия.
Доходы, получаемые организацией от осуществления основного вида деятельности, называются выручкой. Необходимо отметить, что выручка является результативным показателем финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, поэтому отражение выручки в учете организации и финансовой отчетности должно быть правомерным и своевременным. Можно сказать, что размер получаемой выручки зависит от множества факторов: масштаба деятельности хозяйствующего субъекта, объемов производства, спроса на продукцию на рынке соответствующих товаров, платёжеспособности покупателей, уровня доходов населения, что выявляет необходимость проведения анализа результативного показателя выручки с целью его увеличения. В свою очередь, при проведении анализа данного показателя предприятию следует выделять только те факторы, которые непосредственно оказывают сильное влияние на размер получаемых доходов от основной деятельности, а также организации необходимо разрабатывать различные инструменты, способствующие увеличению показателя выручки, регулированию и поддержанию эффективности деятельности организации, роста деловой активности предприятия.
Объем доходов от обычных видов деятельности, получаемых хозяйствующим субъектом, зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и от уровня применяемых цен.
Как правило, в России действует свободное ценообразование, поэтому коммерческие организации сами формируют цены на продукцию исходя из произведенных затрат на изготовление выпускаемой продукции. Во много уровень цен определяется так же от преобладающего спроса и предложения на соответствующем рынке, в связи с этим существует множество моделей ценообразования, что объясняется возрастанием значения маркетинговых и рекламных служб предприятия. Однако для узкого круга товаров, производимых так называемыми естественными монополиями, используется государственное регулирование цен. Тем не менее предприятиям в процессе осуществления своей деятельности необходимо выбрать самый оптимальный вариант ценообразования, который будет учитывать интересы соответствующего рынка в целом и способствовать получению определенной выгоды организацией, то есть прибыли.
При осуществлении деятельности хозяйствующим субъектом является также важным тот факт, что производство и продажа выпускаемых видов продукции будет способствовать удовлетворению потребностей населения. Для обеспечения спроса населения высококачественной продукцией (товарами, услугами) необходим качественный учет продажи в каждой организации.
Предметом исследования является выручка от реализации продукции (товаров, работ и услуг). В качестве объекта исследования в работе выступает Общество с ограниченной ответственностью «Регион-Строй», основным видом деятельности которой является производство товарного бетона как на розничном, так и на оптовом рынке строительных материалов.
Учет, анализ и контроль выручки от продаж имеет ряд нюансов, в связи с чем появляется объективная необходимость определения цели и задачи, которые следует рассмотреть в работе.
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение теоретических аспектов учета, анализа и контроля выручки от продаж и разработка рекомендаций по их совершенствованию исходя из особенностей финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты понятия выручки от реализации продукции (работ и услуг);
- рассмотреть условия признания выручки от продаж (работ, услуг) и нормативное её регулирование в российской и международной практике;
- рассмотреть особенности учета и контроля выручки от продаж продукции (работ, услуг);
- описать порядок и уровень автоматизации учета выручки от продаж на примере ООО «Регион-Строй»;
- рассмотреть имеющуюся систему контроля выручки от продаж на примере исследуемого предприятия;
- провести факторный анализ выручки от продаж на основе данных предприятия, выявить резервы роста показателя выручки, сделать выводы и рекомендации на основе полученных результатов.
Выручка от продаж продукции (работ, услуг) является одной из важнейшей экономической категорией, являющейся основным источником финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта. В данной работе была рассмотрена выручка от продаж как экономическая категория.
В первой главе выпускной квалификационной работы была раскрыта экономическая сущность выручки от продаж продукции (работ, услуг) как объекта бухгалтерского учета, рассмотрен процесс формирования выручки, её теоретические основы, критерии признания, а также нормативно-правовое регулирование учета выручки в российской и международной практике.
Во второй главе работы были выявлены особенности учета выручки от продаж продукции (работ, услуг) на примере исследуемого предприятия ООО «Регион-Строй», основной деятельностью которого является производство строительного материала - товарного бетона.
В соответствии с поставленными задачами была изучена учетная политика исследуемого предприятия и выявлено отсутствие утвержденного графика документооборота. В связи с этим предприятию было рекомендовано создание соответствующего графика по операциям продажи, позволяющий обеспечить контроль за оформлением документов, на основе которых предприятие признает выручку.
В ООО «Регион-Строй» заключаемые договоры с покупателями на поставку продукции могут предусматривать различные условия, например, предоставление скидок (накидок), коммерческого кредита. В таких случаях организация определяет выручку в особом порядке.
Признание выручки в исследуемом предприятии происходит в момент отгрузки продукции к покупателю, а не в момент её реализации, когда по факту должно перейти право собственности на товар. В связи с этим предприятию было предложено отгруженную продукцию до момента перехода права собственности отражать на счете 45 «Товары отгруженные», а выручку признавать соответственно при наличии факта реализации.
Аналитический учет выручки от продаж в ООО «Регион-Строй» представлен в разрезе субсчета «Выручка» к счету 90 «Продажи». Предприятию был предложен вариант более детализированного ведения аналитического учета выручки от продаж по каждому виду деятельности и реализуемой продукции с целью обеспечения управляющей системы организации оперативной информации о доходах от основной деятельности для проведения анализа и контроля выручки от продаж
Далее была исследована система внутреннего контроля выручки от продаж продукции (работ, услуг) в ООО «Регион-Строй». Внутренний контроль на предприятии организован ревизионной комиссией, в компетенции которого входит проверка правомерности ведения учета и достоверности финансовой отчетности, но контроль к такому участку как выручка организован не в полной мере. В связи с этим для оценки надежности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля выручки от продаж был разработан план ревизии и контрольный тест, позволяющий предотвратить появление ошибок и искажений при отражении в учете и в отчетности доходов от основной деятельности.
В третьей главе выпускной квалификационной работы был проведен анализ выручки от продаж ООО «Регион-Строй»: определены задачи и источники ин-формации анализа доходов от основной деятельности, проведен анализ динамики и структуры данного показателя.
Следует отметить, что выручка в исследуемом предприятии за отчетный год снизилась на 457 тыс. руб. по сравнению с предыдущим периодом. С целью выяснения причин такого снижения был проведен факторный анализ выручки от продаж. Определяющими факторами при этом были выделены: количество реализованной продукции, её структура и уровень цен, а внутренними производственными факторами - оборотные средства, основные производственные фонды, собственный капитал.
Анализ выручки был проведен по следующим направлениям:
- анализ влияния изменения количества реализованной продукции, структурных сдвигов и уровня цен;
- анализ влияния изменения основных фондов на размер выручки;
- анализ влияния оборотных активов;
- анализ влияния величины собственного капитала.
В результате всех анализов были даны выводы и выявлены резервы увеличения выручки.
Далее был проведен прогнозный анализ выручки от продаж продукции (работ, услуг) на основе данных исследуемой организации. Особое внимание при анализе выручки отвелось выявлению критерия сезонности на показатель выручки от продаж в ООО «Регион-Строй». Деятельность организации подвержено влиянию сезонных колебаний в связи особенностями отрасли. Сезонные колебания на рынке бетона возникают из-за падения потребительского спроса и климатических условий: температурного режима, влажности воздуха, других нюансов.
Так наименьшие продажи товарного бетона в ООО «Регион-Строй» приходятся на зимний и весенний период, в свою очередь, наибольшие показатели были замечены в июне. С учетом данной особенностью деятельности предприятия получены прогнозные показатели выручки от продаж на следующие полгода.
На основе имеющихся данных по продажам товарного бетона с разбивкой по месяцам, была построена линия тренда для объема продаж ООО «Регион- Строй» с помощью регрессионного анализа, которая позволяет наглядно увидеть тенденции изменения данных и помогает анализировать задачи прогноза.
Таким образом, подводя итоги проведенного исследования, можно отметить, что предложенные в работе рекомендации позволят усовершенствовать учетно-аналитические процессы на предприятии ООО «Регион-Строй».
1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант». - Версия от 2 июня 2017 г.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Справочно - правовая система «Гарант». - Версия от 2 июня 2017 г.
3. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: Федеральный Закон от 06 декабря 2011 N 402-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант». - Версия от 29 декабря 2016 г.
4. Об обществах с ограниченной ответственностью [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ. // Справочно-правовая система «Гарант». - Версия от 29 декабря 2016 г.
5. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: Приказ Министерства России от 31.10.2000г., № 94н (ред. от 08.11.2010г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Версия от 24 декабря 2016 г.
6. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99»: Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н (ред. от 06.04.2015). // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Версия от 6 апреля 2016 г.
7. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 18 «Выручка» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н) (ред. от 26.08.2015) // Справочно-правовая система «Гарант». - Версия от 24 декабря 2016 г.
8. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» (введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 21.01.2015 N 9н) // Справочно-правовая система «Гарант». - Версия от 24 декабря 2016 г.
9. Агарков, А. П. Экономика и управление на предприятии [Электронный ресурс]: Учебник для бакалавров / А. П. Агарков, Р. С. Голов, В. Ю. Теплышев и др.; под ред. д.э.н., проф. А. П. Агаркова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 400 с.
10. Акуленко Н. Б. Экономический анализ: Учебное пособие / Под ред. Н.Б. Акуленко и В.Ю. Гарновой. - М.: НИЦ ИНФРА - М, 2013. - 157 с.
11. Богаченко В., Кириллова Н. Бухгалтерский учет. - М.: «Феникс», 2014. - 512 с.
12. Воронина Л. И. Осипова И. В. Бухгалтерский учет: Учебник / Л.И. Воронина.
- 5-e изд., перераб. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 480 с.
13. Васильчук О. И. Савенков Д. Л. Ерохина Л. И. Бухгалтерский учет и анализ: Учебное пособие / О.И. Васильчук, Д.Л. Савенков; Под ред. Л.И. Ерохиной - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 496 с.
14. Иванов Ю. Факторный анализ выручки предприятия. // Управляем предприятием. - 2012. - №12 (23).
15. Киреева Н. В. Экономический и финансовый анализ: Учебное пособие / Н.В. Киреева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 293 с.
16. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях: Учебное пособие / Е.П. Коз-лова, Т. Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 720 с.
17. Колчина Н. В. Финансы организаций (предприятий): учебник / ред.: Н. В. Колчина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 408 с
18. Комаева Л.Э., Дзагоева М.Р. Адаптивные организационные структуры управления предприятиями в нестабильной среде хозяйствования: Монография - М.: НИЦ ИНФРА - М, 2015. - 200 с.
19. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учебник / Н.П. Кондраков. - М.: НИЦ ИНФРА - М, 2013. - 325-328 с.
20. Косолапова М.В. Теория бухгалтерского учета. Нормативное обеспечение дисциплины: Учебно-практическое пособие для самостоятельной работы. / Изд- во: «Дашков и К» 2016 год, 270 с.
21. Лебедева Е. М. Бухгалтерский учет. / - М.: Академия, 2015 - 304 с.
22. Маренков Н.Л. Международные стандарты финансовой отчетности: Учебное пособие. - М.: Издательство «Экзамен», 2013. - 204 с
23. Миславская Н.А. «Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учебник / Н.А. Миславская, С.Н. Поленова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 337 с.
24. Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.Л. Ревизия и контроль: Учебное пособие / Под ред. проф. М.В. Мельник. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2014. - 500 с.
25. Орлова Т. М. Практикум по комплексному экономическому анализу хоз. деятельности. Учебное пособие / Т. М. Орлова / Издательство: КноРус, 2014, - 256 с.;
26. Павлюк В.В. Контроль и ревизия: [учебное пособие] / В. В. Павлюк, В. Сер-дюк, Ш. М. Акаев. - Киев: Центр учебной литературы, 2015. - С.14.
27. Палий В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учебник / В.Ф. Палий. - 6-e изд., испр. и доп. - М.: НИЦ Инфра - М, 2013. - 506 с.
28. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 378 с.
29. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник / Г.В.Савицкая. - М.: Новое знание, 2015. - 549с.
30. Чернов В.А., под ред. М.И. Баканова «Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учебное пособие, Юнити-Дана, 2012 год, 127 с.
31. Чувикова В.В., Иззука Т.Б. Бухгалтерский учет и анализ: Учебник для бакалавров. Изд-во «Дашков и К», 2015 год, 212 с.
32. Усманова К.Р. Прогнозирование выручки ОАО «Ростелеком» // Академический вестник 2014. - №3(29). С.109-115.
33. Яковенко М.Е., Прокофьева В.Ю. «Теория бухгалтерского учета: учебное пособие: Финансы и статистика», ИНФРА-М, 2016 год, 607 с.
34. ExcelTable работа с таблицами [Электронный ресурс]: Корреляционно- регрессионный анализ в Excel: инструкция выполнения, 2016. Режим доступа: http://exceltable.com/otchety/korrelyacionno-regressionnyy-analiz.
35. Бухгалтерский учет и налоги / Портал информационной поддержки ведения бухучета [Электронный ресурс] // URL: http://www.bisinessuchet.ru.
36. Исследование KPMG «МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями»: первый опыт применения» 2014 год [Электронный ресурс] // URL: https: //home.kpmg.com/ru
37. Публикация PWC «Сравнение Международных стандартов финансовой отчетности с Российскими правилами бухгалтерского учета» 2016 год [Электронный ресурс] // URL: http://www.pwc.ru
38. Журнал «Главбух» / сайт журнала [Электронный ресурс] // URL: http: //www.glavbukh.ru.
39. Научная электронная библиотека elibrary [Электронный ресурс] // URL: http://elibrary.ru.
40. Электронно-библиотечная система znanium.com[Электронный ресурс] // URL: http://znanium.com