Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологическое исследование ротации кадров в органах внутренних дел………………………………………………………..7
1.1. Современное состояние кадровой политики в органах внутренних дел Российской Федерации………………………………………………………...7
1.2. Понятие ротации как кадровой технологии…………………………….20
1.3. Ротация кадров в системе кадрового обеспечения органов внутренних дел……………………………………………………………………………...23
Глава 2. Ротация кадров в органах внутренних дел как механизм сокращения коррупционных рисков………………………………………...30
2.1. Понятие и формы проявления коррупции в органах внутренних дел..30
2.2. Ротация в органах внутренних дел как элемент системы противодействия коррупции…………………………………………………39
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию ротации кадров в органах внутренних дел………………………………………………………46
3.1. Ротация кадров как мероприятие, направленное на повышение эффективности кадровой политики в органах внутренних дел……………46
3.2. Предложения, направленные на совершенствование ротации кадров в органах внутренних дел………………………………………………………53
Заключение…………………………………………………………………….62
Список используемой литературы…………………………………………...65
Актуальность исследования. Современные условия деятельности сотрудников полиции диктуют необходимость непрерывного роста уровня их профессионализма. Объем и сложность стоящих перед сотрудниками задач при осуществлении ими оперативно-служебной деятельности требуют постоянной серьезной разносторонней подготовки. Сегодня службе в органах внутренних дел уделяется большое внимание, но все же некоторые негативные факторы остались, такие, например, как недостаток профессиональных кадров.
На расширенном заседании коллегии МВД России в марте 2017 года отмечалось, что первостепенное внимание следует уделять совершенствованию кадровой работы, в том числе отбора на службу, повышению профессионального уровня сотрудников, укреплению служебной дисциплины и законности.
Несмотря на развитие законодательства, закрепляющего требования к кандидатам на должности в системе МВД России, порядок отбора кадров, порядок формирования кадровых резервов, прохождения службы в подразделениях системы МВД России, тем не менее имеются трудности правового, организационного, а также материально-технического порядка.
Эффективность и результативность деятельности органов внутренних дел и их структурных подразделений по выполнению поставленных перед ними государством задач зависит от качественного процесса формирования профессионального кадрового состава, повышения кадрового потенциала и рационального его использования.
Сегодня значительное внимание уделяется ротации, рассматриваемой не только в качестве современного метода набора персонала, но и в качестве важного инструмента противодействия коррупционным проявлениям в системе государственной службы.
На тринадцатой пресс-конференции в декабре 2017 года президент России В.В. Путин «заявил, что, на данный момент в работе российских правоохранительных органов нет существенных изменений к лучшему. По его мнению, в правоохранительных органах можно ввести постоянную ротацию кадров, аналогичную той, которая существует в армии, чтобы решить ряд проблем правоохранительной системы», например, ситуацию с коррупцией.
Ротация кадров – это систематическое изменение кадрового состава государственных служащих, заключающееся в перемещении сотрудников с одних должностей на другие «по горизонтали» - не на вышестоящие, а на равнозначные должности с целью создания механизма их профессионального роста, эффективности служебной деятельности, а также повышения уровня их персональной ответственности, снижения уровня коррупции, изменения задач и обязанностей, получения знаний, касающихся специфики работы различных подразделений системы органов внутренних дел.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Проблема ротации кадров ранее получила свою теоретическую оценку.
Некоторые исследователи-правоведы, такие, как Ю.Н. Старилов, М.В. Пресняков, С.Е. Чаннов, О.И. Тиунов, уже обращались к вопросу ротации государственных гражданских служащих. Например, С.Е. Чаннов указывал на имеющиеся пробелы в способе перезаключения бессрочного служебного контракта на срочный в процессе подготовки к ротации, но в целом его статья по данной проблематике носила характер комментария. Упоминалась ротация государственных служащих также в статьях Т.М. Заниной и В.Г. Клочкова. В то же время вопрос совершенствования нормативно-правового регулирования механизма ротации кадров с научной точки зрения еще требует проработки. По нашему мнению, проблем и противоречий в этом вопросе гораздо больше.
Например, Д.В. Степанков верно отметил, что «...ротация кадров государственной гражданской службы оказывается тесно связанной с такими понятиями, как «карьера», «продвижение», «служебное перемещение», «профессиональное развитие». При этом упоминаемый автор отмечает, что в под ротацией государственных гражданских служащих подразумевается регламентация непосредственно служебным контрактом и разработанное и подготовленное в строгом соответствии с конкретным планом, предусматривающим профессиональное развитие, перемещение государственного служащего на иную другую должность, которая обеспечивает ему как непосредственный профессиональный и в дальнейшем карьерный рост, так и решение в целом непосредственно управленческих задач и организационное развитие государственной службы .
Объект исследования – отношения, возникающие в результате ротации кадров в органах внутренних дел.
Предмет исследования – процедура ротации кадров в органах внутренних дел.
Цель исследования – проанализировать ротацию кадров в органах внутренних дел.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть современное состояние кадровой политики в органах внутренних дел Российской Федерации;
2) дать понятие ротации как кадровой технологии;
3) проанализировать ротацию кадров в системе кадрового обеспечения органов внутренних дел;
4) рассмотреть понятие и формы проявления коррупции в органах внутренних дел;
5) охарактеризовать ротацию в органах внутренних дел как элемент системы противодействия коррупции;
6) рассмотреть ротацию кадров как мероприятие, направленное на повышение эффективности кадровой политики в органах внутренних дел;
7) разработать предложения, направленные на совершенствование ротации кадров в органах внутренних дел.
Теоретическую основу работы составили труды отечественных авторов по теме исследования.
Эмпирическая основа исследования состоит из материалов судов разных уровней, содержательная часть которых включает сведения по теме работы.
Нормативной основой исследования послужили нормативные правовые акты Российской Федерации.
Методологическую основу составили общенаучные методы исследования.
В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы.
Основу кадрового состава органов внутренних дел должны составлять профессионалы, «способные в современных условиях использовать в работе эффективные технологии государственного управления». Достижению этой задачи способствует применение различных методов кадровой работы, в частности ротации сотрудников органов внутренних дел.
Правовую основу формирования института ротации сотрудников органов внутренних дел заложил Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусмотрел возможность перевода сотрудника органов внутренних дел на иную равнозначную должность в порядке ротации (с обязательным включением данного положения в служебный контракт), а также последствия отказа от такого перевода (ст. 23, 30, 82).
В самом общем виде ротация – это обновление кадрового состава организации. В законодательстве данный термин используется широко. На ротационной основе осуществляется замещение должностей высших органов различных государственных и негосударственных организаций: ротация членов совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, ротация членов совета Национального объединения саморегулируемых организаций, ротация руководителей коллегиальных постоянно действующих руководящих органов политической партии и ее региональных отделений, ротация членов Совета по аудиторской деятельности, ротация патентных поверенных, входящих в квалификационную комиссию, и др.
Законодательство о государственной службе понятия ротации не дает. Однако анализ правовых норм позволяет выделить следующие его вариации. Так, согласно ст. 60.1 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 395-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе» под ротацией гражданских служащих следует рассматривать назначение служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе. Статья 30 ФЗ от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ позволяет определить ротацию как перевод сотрудника в установленном порядке на иную равнозначную должность в той же местности, а при невозможности такого перевода – на иную равнозначную должность в другую местность.
Важной задачей реализации института ротации является повышение качества (эффективности) службы в органах внутренних дел. Ротация позволяет улучшить профессиональную составляющую правоохранительной системы, привлечь к управлению сотрудников, безупречно и эффективно исполняющих возложенные на них должностные обязанности. Вместе с тем некоторые ученые полагают, что не всегда ротация кадров повлечет за собой повышение качества государственной службы. В некоторых случаях эффективность государственной службы в результате произведенной ротации может и понижаться.
Одновременно, нет необходимости отрицать важность института ротации в системе мер противодействия коррупции. Регулярная ротация государственных служащих необходима. Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» институт ротации не закреплен. Однако термин «ротация» был введен в российское законодательство таким международным антикоррупционным документом, ратифицированным Российской Федерацией, как Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Согласно ст. 7 конвенции «каждое государство-участник стремится в надлежащих случаях и в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы создавать, поддерживать и укреплять такие системы приема на работу, набора, прохождения службы, продвижения по службе и выхода в отставку гражданских служащих и других неизбираемых публичных должностных лиц, какие а) основываются на принципах эффективности и прозрачности и на таких объективных критериях, как безупречность работы, справедливость и способности; b) включают надлежащие процедуры отбора и подготовки кадров для занятия публичных должностей, которые считаются особенно уязвимыми с точки зрения коррупции, и ротации, в надлежащих случаях, таких кадров на таких должностях».
Некоторые сомневаются в перспективах введения института ротации в системе органов внутренних дел. Так, по словам председателя центрального совета общероссийской общественной организации «Российская организация сотрудников правоохранительных органов» Евгения Лобачева, система ротации – это временный выход, который можно считать эффективным при условии, если будет из кого ротировать. Как полагает эксперт, эта система будет работать лишь при условии достаточности кадрового состава . Вместе с тем ротацию следует признать в качестве одного из приоритетных направлений формирования кадрового состава органов внутренних дел в рамках проводимой государственной антикоррупционной политики.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О полиции» // «Собрание законодательства РФ», 14.02.2011, № 7, ст. 900.
3. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 05.12.2011, № 49 (ч. 1), ст. 7020.
4. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 11.12.2018) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, № 31, ст. 3215
5. Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 08.02.2019) «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» // «Собрание законодательства РФ», 02.01.2006, № 1, ст. 118
6. Аширов Д. А. Управление персоналом / Д.А. Аширов. - М.: ТК Велби, Проспект, 2016. - 432 c.
7. Аширов Д.А. Управление персоналом / Д.А. Аширов. - М.: ТК Велби, Проспект, 2017. - 432 c.
8. Бабосов Е. М. Управление персоналом / Е.М. Бабосов, Э.Г. Вайнилович, Е.С. Бабосова. - М.: ТетраСистемс, 2013. - 288 c.
9. Бавыкин В.В. Новый менеджмент. Управление предприятием на уровне высших стандартов. – М.: Экономика,2017. – 300 с.
10. Базаров Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. - М.: Академия, 2017. - 224 c.
11. Баранчеев С.В. Качество ротации состава менеджеров как фактор конкурентоспособности организации / С.В. Баранчеев // Менеджмент сегодня. – 2015. – № 5. – С. 294.
12. Бевзюк Е. А. Регламентация и нормирование труда. Учебное пособие / Е.А. Бевзюк, С.В. Попов. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 212 c.
13. Безруков А.С. Правовая модель как инструмент юридической науки и практики: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2008. – 27 с.
14. Богуш Г.И. Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2004. С. 9.
15. В Ростове-на-Дону за шантаж и взятки будут судить полицейских [Электронный ресурс]. – URL: https://regnum.ru/news/accidents/2204316.html (дата обращения: 17.04.2019).
16. Верхотуров А.А. Понятие коррупции: существующие подходы // «Международное уголовное право и международная юстиция", 2018, № 4)
17. Веснин В. Р. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2014. - 688 c.
18. Воронин Б.А., Митин А.Н. Понятие, сущность коррупции и ее проявление в аграрной и иных сферах экономики // Аграрное и земельное право. 2016. № 7 (139). С. 8.
19. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. С. 258.
20. Гринько С.Д. Квалификация взяточничества // Закон и право. 2003. № 2. С. 47.
21. Гуриева Э.Г. Международные конвенции по борьбе с коррупцией и антикоррупционное законодательство Российской Федерации // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2007. № 6. С. 128.
22. Добрынин Н.М. Новый федерализм: концептуальная модель государственного устройства Российской Федерации: Дисс. ... докт. юрид. наук. Тюмень, 2004. – 217 с.
23. Дубровская И.М. Ротация кадров на государственной гражданской службе России: плюсы и минусы. Правовая культура. 2013. – 211 с.
24. Егоршин А. П. Основы управления персоналом / А.П. Егоршин. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 352 c.
25. Золотая середина: Какой идеальный срок работы в одной компании. URL: https://ubr.ua/labor-market/ukrainian-labor (дата обращения: 30.03.2019).
26. Зырянов С.М. Обеспечение законности в административно-надзорной деятельности органов исполнительной власти // Журнал российского права. 2010. № 8. С. 14 – 17.
27. Зырянов С.М. Структура и содержание административно-правового статуса государственного инспектора // Журнал российского права. 2009. № 2. С. 14 – 19.
28. Иванова А.А. Ротация кадров как способ повышения эффективности управления: сб. тр. Тюмень, 2013. – 114 с.
29. Интервью директора Департамента государственной службы В. Козбаненко журналу «Кадровое дело» // URL: http://minzdravsoc.ru/laboral/public-service/6. (Дата обращения 01.05.2019).
30. Исаева О. М. Управление человеческими ресурсами. Учебник и практикум / О.М. Исаева, Е.А. Припорова. - М.: Юрайт, 2016. - 246 c.
31. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации. Стратегия, маркетинг, интернационализация. Учебное пособие / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 304 c.
32. Кибанов А. Я. Управление персоналом. Теория и практика. Система управления персоналом / А.Я. Кибанов. - М.: Проспект, 2016. - 462 c.
33. Ковтков Д.И. Ротация гражданских служащих // «Законодательство и экономика», 2016, № 9. С. 14 – 17.
34. Командир полка ДПС Тюмени признался во взятке [Электронный ресурс] // Российская газета. 2013. 15 авг. – URL: https://rg.ru/2013/08/15/reg-urfo/priznanie-anons.html (дата обращения: 17.04.2019).
35. Комахин Б.Н. Ротация государственных служащих как одна из форм предупреждения коррупции //Административное право и процесс. 2018. № 5. С. 50 – 55.
36. Коноваленко В. А. Психология управления персоналом. Учебник / В.А. Коноваленко, М.Ю. Коноваленко, А.А. Соломатин. - М.: Юрайт, 2014. - 478 c.
37. Кузнецова О.А. Противодействие коррупции как цель правоохранительной политики: отечественный и зарубежный опыт // Вестник Тамбовского государственного университета. 2014. № 1 (129). С. 148.
38. Леженкина Т. И. Научная организация труда персонала / Т.И. Леженкина. - М.: Маркет ДС, 2016. - 232 c.
39. Литвинюк А. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика. Учебник / А.А. Литвинюк. - М.: Юрайт, 2015. - 400 c.
40. Лихацкий В. И. Аудит и контроллинг персонала. Учебник / В.И. Лихацкий. - М.: Издательство ГИЭФПТ, 2017. - 276 c.
41. Ломакина Л.А. Ротация государственных гражданских служащих в контексте преодоления коррупции // Журнал российского права. 2013. № 4. С. 43 – 50.
42. Макаров А.В. Коррупция: опыт успешной борьбы Китая и реальность современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 3. С. 15.
43. Маслова В. М. Управление персоналом. Учебник и практикум / В.М. Маслова. - М.: Юрайт, 2015. - 508 c.
44. Мишурова И. В. Управление мотивацией персонала / И.В. Мишурова. - М.: Феникс, МарТ, 2017. - 272 c.
45. Мурашкина А.С. Развитие института ротации на государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации // «Юстиция», 2017, № 1. С. 21 – 22.
46. Мурашкина А.С. Ротация государственных гражданских служащих как один из способов противодействия коррупции // «Российский следователь», 2018, № 6. С. 21 – 23.
47. Нечевин Д.К. Противодействие коррупции // Публичное и частное право. 2015. № 1. С. 210.
48. Никифорова Н. А. Управление персоналом. Краткий курс / Н.А. Никифорова. - М.: Окей-книга, 2017. - 128 c.
49. Нисневич Ю.А. Публичная власть и коррупция: социально-антропологический подход // Полис. Политические исследования. 2014. № 6. С. 38.
50. Нисневич Ю.А. Электоральная коррупция в России: политико-правовой анализ федеральных избирательных кампаний в 2003 - 2012 годах. М.: Фонд «Либеральная миссия». 2014. – 107 с.
51. Номоконов В.А. Коррупция в России: социальные последствия и особенности причин // Актуальные вопросы экономики и права. 2013. № 4. С. 61 - 67.
52. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М., 2007. – 217 с.
53. Плохов С.В. Противодействие коррупционной преступности в социальной сфере: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. Саратов, 2013. – 29 с.
54. Потемкин В. К. Управление персоналом / В.К. Потемкин. - М.: Питер, 2017. - 432 c.
55. Приговор Березовского городского суда Свердловской области по делу 1-196/2014 от 13 ноября 2014 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://судебныерешения.рф/bsr/case/7174711 (дата обращения: 17.04.2019).
56. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции: сборник методических рекомендаций / под общ. ред. начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации, государственного советника юстиции 3 класса А.Е. Русецкого. – М., 2017. – С.5.
57. Ричи Ш. Управление мотивацией / Ш. Ричи, П. Мартин. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 400 c.
58. Рогожин М. Ю. Документационное обеспечение управления / М.Ю. Рогожин. - М.: Проспект, 2015. - 261 c.
59. Рудашевский В.Д. Право и моделирование // Методологические проблемы советской юридической науки. М., 1980. – 117 с.
60. Савченко И.П., Кафян К.А. Система ротации кадров как инструмент управления карьерой персонала организации //Новый университет. 2014. № 4(38). С. 108.
61. Семилютина Н.Г. Формирование правовой модели российского рынка правовых услуг. М., 2005. – 144 с.
62. Солодов В.В., Михайлова Е.В. Ротация как механизм повышения эффективности правоохранительной службы Российской Федерации. http://ejournal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2010/vipusk__22._mart_2010_g./solodov_mikhailova.pdf. (Дата обращения 01.05.2019).
63. Сороко А.В. Механизм ротации кадров государственной службы как инструмент повышения качества государственного управления //Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 18. С. 139−143.
64. Спивак В. А. Деловые коммуникации. Теория и практика. Учебник / В.А. Спивак. - М.: Юрайт, 2015. - 460 c.
65. Спивак В. А. Лидерство. Учебник / В.А. Спивак. - М.: Юрайт, 2016. - 302 c.
66. Татуев А.А., Бородин А.И., Шаш Н.Н. Феномен современной коррупции и факторы формирования коррупционных услуг в государственном секторе // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 21 (255). С. 3.
67. Терехин А.М. Ротация военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации: сущность, правовые проблемы, принципы // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2009. № 8. С. 16.
68. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики. Гл. 8. URL: http://ru.china-embassy.org/rus/zfhz/zgflyd/t1330730.htm (дата обращения: 11.04.2019).
69. Управление персоналом: учебник для вузов / под ред. Т.Ю. Базаровой, Б.Л. Ереминой. М., 2002. С. 56.
70. Управление человеческими ресурсами. Учебник и практикум. В 2 частях. Часть 2. - М.: Юрайт, 2016. - 246 c.
71. Федорова Н. В. Экономика труда. Учебник / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. - М.: КноРус, 2016. - 232 c.
72. Халяпин В.В., Шахворостов Г.И. Анализ методов противодействия коррупции в государственных органах // Регион: Государственное и муниципальное управление. 2015. № 3 (03). С. 17.
73. Ходукин Д.В. Ротация как институт противодействия коррупции // «Государственная власть и местное самоуправление», 2018, № 11.
74. Христофоров И. Ротация как средство развития персонала. 2007. № 9. С. 41−44. URL: http://hrportal.ru/article/rotaciya-kak-sredstvo-razvitiya-personala (дата обращения: 18.03.2019)
75. Хусаинов У.Ш. Институт ротации в системе государственной власти: понятие и сущность //Актуальные вопросы юридических наук: мат. II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 10–13.
76. Цыбиков Б.Б. Правовая модель российского государства на современном этапе: вопросы теории и практики: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Казань, 2006. – 31 с.
77. Чаннов С.Е. Административно-правовая модель регулирования служебных отношений в Российской Федерации: понятие и основные черты: Дисс. ... докт. юрид. наук. Саратов, 2010. – 207 с.
78. Черданцев А.Ф. Толкование права и договора: Учеб. пособие для вузов. М., 2003. – 117 с.
79. Шалагин А.Е., Кабиров Д.Э. Приоритетные направления предупреждения коррупционной преступности на современном этапе // Уголовное право и криминология. 2015. № 1 (19). С. 64.
80. Шидов А.Х., Хапов А.Б. Ротация кадров как элемент системы управления деловой карьерой // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 2. С. 12.
81. Шидов А.Х., Хапов А.Б. Ротация кадров как элемент системы управления деловой карьерой // URL: http://www.unitcon.ru/articles/view_int_article.php?id=74 (Дата обращения 01.05.2019).