Введение 3-6
Глава 1. Понятие изданий для женщин в журналистике России 7-33
1.1. Предпосылки к возникновению и история развития изданий для
женщин в России 7-19
1.2. Издания для женщин: типологические особенности и жанровое
своеобразие контента 20-27
1.3. Тематическое разнообразие изданий для женщин 28-33
Глава 2. Трансформация медиаконтента изданий для женщин: характеристика явления и его прогнозирование 34-63
2.1. Характеристика процесса трансформации медиаконтента в общей
системе средств массовой информации 34-44
2.2. Тенденции процесса трансформации в современных изданиях для
женщин 45-54
2.3. Новые медиа как ключевая площадка для развития контента для
женщин 55-63
Заключение 64-67
Список используемых источников и литературы
Актуальность. Рассмотрение особенностей трансформации медиаконтента в российских изданиях для женщин как гендерно- ориентированных элементов современных медиакоммуникаций является, на наш взгляд, очень актуальным и своевременным для изучения. В данный анализ входит тщательное изучение объектов научного исследования и как отдельного элемента системы медиакоммуникаций, и как во взаимодействии с другими его элементами. Чтобы понять дальнейшие пути развития выбранного нами объекта научного исследования, необходимо проанализировать его в аспекте временных и пространственных рамок. Также необходимо применить процесс трансформации как обязательной части сферы массовых коммуникаций. Соединив накопленный опыт предыдущих исследователей данной области с актуальными на сегодняшний день тезисами, которые будут разрабатываться в нашей научной работе, можно определить дальнейшее направление, в котором нужно двигаться субъектам медиасферы.
Целью нашей научно-исследовательской работы - выявить тенденции, характерные процессу трансформации медиаконтента на примере современных российских изданий для женщин.
Объектом нашего научного исследования являются российские издания для женщин. Для этого мы обратимся к анализу накопленной базы женских изданий России, а также рассмотрим работы исследователей, посвященные данному сегменту.
Предметом данной работы является процесс трансформации медиаконтента, который мы планируем рассмотреть в рамах материалов начала нового тысячелетия.
Задачами данной научно-исследовательской работы служат следующие действия:
- рассмотреть предпосылки к возникновению и историю развития изданий для женщин в России;
- рассмотреть типологические особенности и жанровое своеобразие изданий для женщин;
- рассмотреть тематическое разнообразие изданий для женщин;
- охарактеризовать процесс трансформации медиаконтента в общей системе средств массовой информации;
- выявить тенденции, характерные процессу трансформации в современных изданиях для женщин;
- проанализировать новые медиа на предмет содержания контента для женщин.
Степень изученности объекта и предмета нашего научного исследования строится на тщательном изучении работ исследователей Н. Ажгихиной, В.В.Смеюхи, Р.М.Ямпольской, Лу Мими, связанные с рассмотрением исторических, типологических и структурных аспектов такого сегмента журналистики, как женская пресса.
Современную литературу, направленную на эту тему, нельзя назвать в меру полной и в высшей степени раскрывающей все аспекты изучаемого объекта. Это говорит о новизне исследуемой нами темы в области средств массовой коммуникации. Вопросы истории, типологии, жанрового и тематического разнообразия женских изданий исследовались и ранее, но не во взаимосвязи с процессом трансформации медиаконтента, а также данные исследования исключают аспект новых медиа.
Для конкретизации объекта нашего научного исследования в качестве источниковой базы было выбрано периодическое издание печатного характера - еженедельный журнал «Лиза», позиционирующий себя на медиарынке как лидер изучаемого нами сегмента журналистики. Наш выбор его в качестве объекта исследования обусловлен несколькими факторами. Во-первых, издание имеет богатую историю развития на российском медиарынке и, следовательно, большой опыт в реализации своего контента на фоне сложных общественных и исторических ситуаций. Во-вторых, журнал «Лиза» продолжают быть конкурентоспособным на рынке российской женской прессы, развиваясь в зависимости от аспекта времени и запросов аудитории, что говорит нам о связи его контента с процессом трансформации.
Теоретико-методологическая база нашего исследования включает в себя труды старшего научного сотрудника факультета журналистики Л.Г.Свитич, доктора филологических наук, профессора и заведующей кафедрой «Массовые коммуникации и прикладная лингвистика» РГУПС В.В.Смеюхи, исследователей Р.М.Ямпольской, Лу Мими.
К методам, применяемым в данной работе, относятся контент-анализ, типологический анализ, сопоставительный и структурный анализ. Контент- анализ используется с целью анализа содержания объектов нашего исследования, а также выявления в них конкретных тенденций. В качестве единицы анализа выступает сообщение средства массовой коммуникации, главным субъектом которого является женский вопрос. Сопоставительный анализ объектов нашего исследования необходим для сравнения определенных явлений в них, выявления общих и частных случаев. Структурный анализ объектов исследования применяется с целью определения структуры строения их элементов, либо каких-либо отдельных составляющих структурных единиц.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка используемых источников и литературы. Основная часть состоит из обзора написанных ранее научных работ, который применяется для более подробного раскрытия темы нашего исследования, а также практической части, позволяющей дать оценку текущих состояний объекта и предмета исследования, а именно состояния современной женской прессы и трансформации медиаконтента как отдельного процесса.
Теоретическая значимость научно-исследовательской работы основана на расширении типологических характеристик в области изданий для женщин.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования выводов исследования в работе специалистов области как женской журнальной периодики, так и общей системы средств массовой информации, которая на современном ее этапе активно интегрируется в новые медиа, предоставляя большое поле для дальнейших эмпирических исследований.
Новизна научно-исследовательской работы состоит в формировании новых тенденций развития системы изданий для женщин.
Хронологический период исследования: номера журнала «Лиза» за январь-июнь 2017 года.
В результате нашей научно-исследовательской работы, целью которой было выявление тенденций, характерных процессу трансформации медиаконтента на примере современных российских изданий для женщин, мы пришли к следующим выводам.
Процесс трансформации медиаконтента на современном этапе развития средств массовой информации базируется на развитии новых информационных технологий. Данное явление в том числе затрагивает процесс создания контента журналистами. К внешним факторам, оказывающим влияние, относятся следующие характеристики XXI века: наличие такого культурного феномена, как информационный шум; низкий порог концентрации массовой аудитории; усвоение текста с помощью мобильных устройств, что приводит к фрагментации усваиваемой читательской аудиторией контента и уменьшению объема текстов; возрастание роли социальных сетей, в рамках нашей работы означающее использование их в качестве дополнительной площадки для реализации контента СМИ.
В ходе научно-исследовательской работы, опираясь на эмпирическую базу, представленную одним из популярных на отечественном медиарынке изданий для женщин «Лиза», мы выявили следующий ряд инструментов процесса трансформации медиаконтента:
1. Такой инструмент, как пикчинг журналом «Лиза» активно
реализуется в социальной сети Instagram посредством использования объектов, касающихся женского вопроса. На данном канале представлено два основных вида подачи визуального контента: эстетического и
юмористического характера.
2. Структурирование текста как инструмент трансформации медиаконтента проявляется в текстах на официальном сайте издания. Материалы данной площадки характеризуются ненагруженностью, которая достигается с помощью разбивания текста на блоки, акцентирования отдельных его частей цветом, шрифтом, нумерацией и наделением функцией кликабельности. Кроме того, отмечается размещение ключевых фраз текста отдельным абзацем, что призвано зацепить взгляд при беглом чтении.
3. Инструмент интерактивных методов процесса трансформации в журнале «Лиза» реализуется на официальном сайте издания в двух направлениях: наличием форумного формата сразу нескольких рубрик и возможностью комментирования абсолютно каждого материала. Социальные сети, будучи дополнительными каналами издания для осуществления коммуникативной функции, также реализуют данный инструмент в общении с читателями в формате «вопрос-ответ».
4. Трансформация языка материалов становится всеохватывающей тенденцией современных средств массовой информации, в частности проявляющейся в изданиях для женщин путем использования разговорных форм речи и иностранных заимствований.
Также в ходе научно-исследовательской работы была выявлена следующая глобальная тенденция: активное взаимодействие с новыми медиа и ориентированность изданий на аудиторию данных площадок, особенно можно выделить работу с социальными сетями. Ряд тенденций прослеживается и в способах подачи контента: активное использование визуального ряда (мультимедийность), вследствие чего уменьшение объема текстов, рекомендательный формат изложения текста, форумный формат работы площадок, реализация развлекательной функции через юмористический контент.
Трансформация тематической структуры обозначилась в освещении хоть и не абсолютно новых тем для женского сегмента медиарынка, сколько в совершенно исключительном взгляде на данные вопросы. Правовой аспект деятельности современной женщины рассматривается на страницах изданиях с позиции не только реализации этих прав в качестве объекта правовых отношениях, но и их защита. Логично вписывается в широкий круг интересов современной женщины тема новых технологий и Интернета. А тема финансовой независимости, широко распространяющаяся в материалах издания начала нового тысячелетия, трансформировалась в актуальный вопрос финансовой стабильности.
Процесс трансформации медиаконтента рассматривается нами во взаимосвязи с развитием новых информационных технологий и новых медиа, изменивших способы подачи информации. На данный момент на отечественном медиарынке прочно закрепляется процесс концентрации всех форм новых медиа в социальных сетях. Число пользователей каналов распространения контента на данной площадке может превышать количество читателей какого-либо средства массовой информации в разы. Можно с уверенностью утверждать, что современная ситуация на медиарынке складывается так, что социальные сети влияют на общественное мнение, то есть реализуют идеологическую функцию, наравне представителями «четвертой власти».
Современная женщина примеряет на себя новые роли, обязывающие к созданию нового типа мышления и образа поведения. Таким образом, к тенденциям можно отнести неординарный тип подачи традиционных для женского сегмента тем. К ним относятся темы семьи и отношений, принимающих провокационный характер изложения как на площадках новых медиа, как и в традиционных СМИ.
Для нас проделанная работа служит доказательством того, что основным элементом трансформации медиаконтента как изданий для женщин, так и для общей системы СМИ служит взаимодействие с новыми медиа, что выделяет их как объект для дальнейшего подробного изучения тенденций СМИ. Что касается изданий для женщин, то можно сделать обобщающий вывод о том, что процессу трансформации медиаконтента в XXI веке подвергается в большей степени способ подачи информации.
Процесс трансформации медиаконтента в изданиях для женщин как одного из обширных сегментов, представленных на отечественном медиарынке, ввиду своей динамичности является перспективным для дальнейшего изучения. Особый интерес, на наш взгляд, представляет рассмотрение новых форм изданий для женщин. Прежде всего, по нашему мнению, следует обозначить возможные негативные последствия процесса трансформации: распространение каналов новых медиа, не имеющих ничего общего со СМИ, не отвечающих за надежность источников информации и вследствие этого формирующих неправомерные представления у массовой аудитории; упрощение языка современных текстов, грозящее снижением характеристики единицы языка и культуры в целом.
В то же время, дальнейшее изучение процесса трансформации медиаконтента изданий для женщин дает возможность изобретения новых способов подачи информации, форм распространения, содержательных линий и так далее, что может привести к модернизации системы СМИ и ее переходу на более качественный уровень.
1. Википедия [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/. (дата обращения 07.04.2017).
2. Вконтакте [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com. (дата обращения 25.05.2017).
3. Женское мнение [Электронный ресурс]. - URL: http://zhenskoe- mnenie.ru/. (дата обращения 16.05.2017).
4. Живой журнал [Электронный ресурс]. - URL: http://www.livejournal.com/. (дата обращения 10.05.2017).
5. МедаАтлас.ру [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mediaatlas.ru/.(дата обращения 15.03.2017).
6. Секрет фирмы. [Электронный ресурс]. - URL: https://secretmag.ru/. (дата обращения 16.04.2017).
7. СМИ.ру [Электронный ресурс] - URL: http://inosmi.ru/smi ru/. (дата обращения 30.03.2017).
8. Центр социальных и медийных исследований [Электронный ресурс]. - URL: https://research.ria.ru/content/. (дата обращения 18.04.2017).
9. Яндекс [Электронный ресурс ]. - URL: https://yandex.ru/company/researches/2014/ya news. (дата обращения 04.04.2017).
10. Fashion People [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fashionpeople.ru/mags/maginfo 4.htm. (дата обращения 26.03.2017).
11. Fashiony.ru[Электронный ресурс]. - URL: http://fashiony.ru/. (дата обращения 16.05.2017).
12. Lisa.ru- Медиакит. [Электронный ресурс]. - URL:
http://banner.maxi.ru/Lisa.ru MediaKit 2017.pdf, (дата обращения 29.04.2017).
13. Lisa.ru - Официальный сайт журнала «Лиза». [Электронный ресурс]. - URL: http://lisa.ru/. (дата обращения 03.05.2017).
14. Mama.ru[Электронный ресурс]. - URL: http://www.ma-ma.ru/. (дата обращения 15.03.2017).
15. Sports.ru[Электронный ресурс]. - URL: https://www.sports.ru/. (дата обращения 17.03.2017).
16. Statistic Brain [Электронный ресурс]. - URL: http://www.statisticbrain.com/. (дата обращения 18.04.2017).
II. Литература
1. Ажгихина Н.И. Диалог женщин // Международный женский журнал. - 2003. №23(39).
2. Альперина С.И. Американское и российское издание журнала «Cosmopolitan»: сравнительный анализ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2002. №2. - С. 87-101.
3. Аникина М.Е., Баранов В.В., Воронова О.А. и др. Типология периодической печати России [Текст]: учеб.пособие для студентов вузов / Под ред. М.В.Шкондина, Л.Л.Реснянской. - М.: Аспект Пресс, - 2009. - 236 с.
4. Болотнова Н.С. О теории регулятивности художественного текста // Стилистика. - 1998. - С. 179-188.
5. Вартанова Е.Л., Смирнов С.С. Российские СМИ после социализма: политика VS потребление // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2009. №1. - С. 6-7.
6. Вартанова Е.Л. СМИ в меняющейся России: коллективная монография / науч. ред. И. Д. Фомичева. - М. : Аспект Пресс, - 2010. - 336 с.
7. Вырковский А.В. Сравнительный анализ моделей деловых журналов США и России: дис. ... канд. фил. наук. - М., - 2007. - С. 54-56.
8. Деникин А.А. О некоторых особенностях Новых медиа // Художественная культура. - 2014. №4(13).
9. Евдокимов В.А. Массмедиа в социокультурном пространстве: Учебное пособие. / - М.: НИЦ ИНФРА-М, - 2014. - 224 с.
10. Жукова А. В. Женская пресса как фактор социализации личности : дис. ... канд. филол. наук / А. В. Жукова. - СПб., - 1999. - 135 с.
11. Ключевский В.С. Курс русской истории: Собр. Сочинений: В 9 т.
- Т. 5., - М., - 1989. - С. 154-156.
12. Кулев В.С. Экспансия зарубежных брендов на рынке российской периодики // Журналистика в 2008 году: общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. - 2009. - 9 с.
13. Лу Мими. Женская печать: эволюция типологической структуры в условиях реформирования общества. // Автореф. дис. .. канд. филол. наук.
- М., - 1998.
14. Митрохина К. В. Эволюция и типология российской женской прессы в 1779-1861 гг.: Дис. М., - 2007.
15. Пленкина Е. А. Проблемы типологии женских изданий: дис. ... канд. фил. наук. - М., 2011. - 24 с.
16. Рассадина Т.А., Агеева А.А. Динамика образа современной женщины: дискурсы глянцевого журнала и общественного мнения. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. №3(23). - 2012.
17. Рогинская О. Глянцевое «Я»: женские журналы и кризис автобиографизма. // Критическая масса. - 2004. - № 1.
18. Свитич Л. Г. Женская пресса и перспективы ее развития / Л. Г. Свитич. - М. : АСТ-Пресс, 2002. - 67 с.
19. Смеюха В.В. Отечественные женские журналы. Историко-типологический аспект. / - Ростов-н/Д.: СКНЦ ВШ ЮФУ, - 2011. - 188 с.
20. Смеюха В. В. Процессы идентификации и женская пресса / - Ростов н/Д : Ростиздат, 2012. - 318 с.
21. Смеюха В. В. Развитие отечественной женской прессы в конце XVIII - первой половине XIX веков // Филологический вестник Ростовского университета. - 1998. - № 1. - С. 64-68.
22. Смеюха В.В. Типология и модели современных женских журналов. / - Ростов-н/Д.: СКНЦ ВШ ЮФУ, - 2011. - С. 34.
23. Стровский Д.М. Отечественная журналистика новейшего периода: учеб.пособие для студентов вуза, обучающихся по специальности «Журналистика». / -М.: ЮНИТИ-ДАНА, -2012. - 359 с.
24. Ямпольская Р.М. Быть или не быть женской прессе // Журналистика в 1992г. - 1993. - С 20-21.
25. Ямпольская Р. М. Женская пресса: основные проблемно-тематические направления // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 10. Журналистика. - 1997. - № 4. - С. 3-15.
26. Ямпольская Р.М. Женская пресса. Типологические особенности // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 1995. №11. - С. 3-15.
27. Ямпольская Р.М. Новое в системе изданий для женщин // Журналистика в 1991 г. - 1992. - С. 23-26.
28. Ямпольская Р. М. Тенденции развития типологической структуры женской прессы / Р. М. Ямпольская // Вестн. Моск. ун-та. - Серия
№ 10. Журналистика. - 1995. - № 6. - 43-50.
III. Нормативно-правовые акты
1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 03.07.2016) "О средствах массовой информации".
2. Федеральный закон № 97-ФЗ от 5 мая 2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации^ и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.