Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Нарративные стратегии в публикациях российских глянцевых журналов

Работа №88313

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы88
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
135
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
1. БАЗОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАРРАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ 7
1.1 Теория нарративов в современной журналистике 7
1.2 Виды нарративных стратегий 21
Выводы по первой главе 31
2. ГЛЯНЦЕВЫЕ ЖУРНАЛЫ РОССИИ: ОБЗОР НАРРАТИВНЫХ
СТРАТЕГИЙ 33
2.1 Нарративные стратегии в публикациях журнала «Vogue» 33
2.2 Нарративные стратегии в публикациях журнала
«Glamour» 47
Выводы по второй главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность. На сегодняшний день в теории медиа-коммуникации и современной журналистике весьма активно развивается множество различных перспективных направлений, которые отражают изменение медиасистемы, связанные с внедрением новых технологий, освоением монетизации медиа, а также изменением медиаповедения аудитории. При этом большинство авторов единодушны во мнении, что фундаментом функционирования СМИ по-прежнему остается их социальная миссия, которая реализуется посредством трансляции актуального содержания и смыслов. Тем не менее, к сожалению, сегодня можно констатировать, что зачастую качество медиаконтента, направленного на освещение различных важных тем во многом оставляет желать лучшего.
Глянцевые издания, или как их принято называть - «периодика стиля жизни» достаточно прочно вошла в отечественную медиасистему и стала частью обычной жизни. При этом несмотря на то, что глянцевые издания зарождались как печатные СМИ, со временем они проникли и в телевизионную среду, а также очень комфортно чувствуют себя в интернет- пространстве.
Одной из главных особенностей глянцевых изданий, пропагандирующих гламурный образ жизни, является то, что с одной стороны будучи СМИ в целом они должны отражать современное, объективное бытие, с другой стороны - все глянцевые таблоиды прямо или косвенно выступают за активное возрастание ежедневных практик социума, направленных на изобильное потребление. Однако, вместе с тем, в современных российских условиях, постоянное стимулирование желания чрезмерного изобилия и приобретения предметов роскоши вызывает раздражительность населения, качество жизни которого неуклонно снижается.
Так, по официальным данным Федеральной службы государственной статистики в ушедшем 2020 году число граждан с доходом ниже величины прожиточного минимума составляет 13,5% населения страны, что выше показателей прошлых лет.
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена трудностями и проблемами, с которыми сталкиваются современные глянцевые СМИ при функционировании в сложившейся социальной среде. В связи с этим, особый интерес вызывают исследование нарративных стратегий в процессе трансформации глянцевых СМИ, в которых наблюдаются смещение акцентов с тенденций «красивой» жизни на более нейтральные тона, но также напрямую связанных со стилем жизни: правильное питание, фитнес и спорт, личностное развитие, философия, современное искусство, популязация интеллектуальных развлечений и др.
Объектом исследования являются современные российские глянцевые журналы - «Vogue» и «Glamour».
Предмет исследования - нарративные стратегии современных российских глянцевых журналов, их типологические особенности и концепции.
Цель выпускной квалификационной работы - обозначить систему основных нарративных стратегий смысловых значений современных российских глянцевых журналов. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. проанализировать теорию нарративов в современной журналистике;
2. изучить виды нарративных стратегий;
3. рассмотреть нарративные стратегии в журнале «Vogue»;
4. рассмотреть нарративные стратегии в журнале «Glamour».
Методология исследования основывается на трудах современных отечественных и зарубежных представителей функционалистского, интерпретативного, критического, конструктивистского подходов.
В процессе написания настоящей выпускной квалификационной работы мной был использован лингвокогнитивный анализ текстов, который позволил в анализируемых публикациях выделить содержательные индикаторы публикаций глянцевых СМИ - когнитивы и стереотипы, которые влияют на формирование картины мира в сознании аудитории издания.
В дальнейшем, в ходе исследования мной был применен сравнительный метод, позволивший проанализировать общие и различные черты нарративных стратегий в глянцевых изданиях Vogue и Glamour.
Эмпирическая база исследования: материалы, опубликованные на сайте издания «Vogue» - https://www.vogue.ru, а также материалы журнала «Glamour» - https://www.glamour.ru. Так, в журнале Vogue нами было исследовано 127 публикаций за 2020 год, в журнале Glamour - 120 публикаций за 2020 год.
Степень научной разработанности. В ходе написания настоящей выпускной квалификационной работы я обращалась к трудам российских и зарубежных ученых в области стилистики (Е. Кара-Мурза, Д. Розенталь), журналистики (Л. Ю. Гермогенова, Ф. Х. Ильясов и др.), нарратологии (Д. Кук, В.Я. Пропп, Б. А. Успенский, Л. В. Комуцци и др.).
Особую роль при написании настоящей работы сыграли также работы исследователей, посвященные изучению глянцевых изданий как сегменту журнальной периодики - С. И. Альпериной, В. В. Боннер-Смеюхи, В. А. Буряковской, Ю. А. Долговой, А. В. Жуковой, С. Ю. Лучинской, С. М. Черменской и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформированные научные представления о глянцевых СМИ в российском информационном пространстве вносят вклад в исследование типологии СМИ. Выявление механизма идеал формирующей функции глянцевых журналов может способствовать дальнейшему развитию такой важной области медиаисследований, как аксиология журналистики. В свою очередь, изучение нарративных стратегий глянцевых СМИ также позволит определить особенности формирования контента глянцевых изданий.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при анализе других глянцевых изданий, при подготовке профессиональных рекомендаций журналистам, работающим в глянцевых СМИ.
Новизна работы состоит в том, что проблему функционирования глянцевых журналов на отечественном рынке нельзя считать полностью исследованной, как в связи с необходимостью учитывать изменяющуюся социально-экономическую ситуацию, так и в связи с необходимостью осуществления комплексного анализа российского глянцевого журнала как медиафеномена, в том числе, посредством исследования нарративных стратегий в них.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Объем выпускной квалификационной работы составил 88 страниц, количество источников библиографического списка - 77, количество приложений - 5

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование, цель которого заключалась в изучении системы основных нарративных стратегий смысловых значений современных российских глянцевых журналов, позволило получить следующие результаты.
Для нарратива в лингвистике, как и во многих иных гуманитарных науках, выделяют различные определения и признаки, которые в совокупности, дополняющие друг друга. Так или иначе, все нарративные теории сближает метафора личности как повествователя определенной истории и создателя ее смыла, то есть того, что хочет донести этот повествователь - автор. Однако в процессе наррации повествующий неизбежно вербализует свой личностной смысл и опыт, соотнося его с системой общекультурных значений и социокультурным контекстом, характеризующим определенный лингвосоциум, что влияет на формирование конечного продукта - текста. Нарратив имеет относительно тяжелый вес в исследовательских интересах различных авторов. Для большинства из них он предстает как комплексное, культурно-ориентированное явление, имеющее собственные характеристики и специфику. Нарративы имеют разнообразную структуру, что позволяет провести их классификацию по различным признакам.
Особую роль в исследовании стратегии нарративов играют труды А.Ж. Греймаса, поскольку он выносит за скобки семиотики все, что касается содержания языка: смысл, производимый на стороне читателей и являющийся аморфной интеллектуальной зоной; и материальность языка, составляющую аморфную фонетическую и графическую зоны.
Для журнала Vogue больше характерны нарративы от 3 лица, а в журнале Glamour довольно активно представлены и нарративы от первого лица. Этот эффект в журнале добивается за счет стирания жанровых границ, когда, например, интервью сопровождается развернутыми авторскими отступлениями с сюжетными поворотами или, когда, в портретный очерк вплетаются элементы интервью, прямая речь.
В целом же, в обоих журналах и Vogue, и Glamour можно обозначить наличие и тех, и других моделей. Нарративам от 3-го лица свойственна обезличенность, объективность, их первоочередная задача - рассказать о событии. В свою очередь, нарративы от 1-го лица более субъективны, в них можно проследить авторскую позицию.
Кроме того, журналистские нарративы имеют сложную структуру. Например, в «звездном» дискурсе, где кроме завязки, развития, кульминации и развязки, в ряде материалов можно наблюдать оценку или авторский анализ.
Vogue в этом смысле сдержан и пытается ограничиться общими повествовательными структурами, вместе с тем, по каким-то косвенным признаком в ряде материалов можно уловить отношение автора к герою материала, о котором он пишет.
Кроме этого, отмечу, что существуют такое явление, как нарратив в нарративе. Нарративные материалы кроме композиционных, обладают ещё и стилистическими особенностями.
Каждый тип нарратива имеет индивидуальную палитру стилистических средств и степени присутствия в тексте повествователя. Основными особенностями нарративной журналистики были названы субъективность, эмоциональность, приближенность нарративов к устной речи, использование таких стилистических фигур, как ирония, парцелляция, бессоюзие, инверсия, авторские знаки. В ряде приложений нами были исследованы метафорические концепты «звездного» нарративного дискурса, были проанализированы особенности языка, с помощью которых они формируются.



1. Альперина С.И. Адаптация женских иностранных изданий к российскому медиарынку на примере журналов «Космополитен» и «Элль»: автореферат дис. ... канд. филолог. наук: 10.01.10. М., 2003. 124 с.
2. Андрианова Т.В. Современные тенденции информатизации и медиатизации общества: науч.-аналит. обзор / Т.В. Андрианова, А.И. Ракитов. - М.: ИНИОН, 1991. 117 с.
3. Анпилогова Л.В. Основные инструменты создания женского образа в современном глянцевом журнале // Социально-гуманитарные инновации: сб. ст. Оренбург, 2020. С.688-693.
4. Асланова А.В. Глянцевый журнал как тип издания // Актуальные проблемы формирования и контроля коммуникационных потоков в современном обществе: сб. ст. Тверь, 2017. С. 53-58.
5. Арутюнова Н. Д. Аксиология в механизмах жизни и языка // Проблемы структурной лингвистики: сб. ст. М., 1984. С. 5-23.
6. Амзин А.А. Как новые медиа изменили журналистику / А.А. Амзин, А.Д. Г алустян, В.В. Г атов // Вестник Московского университета. Серия
3. Журналистика. 2016. №2. С.17-24.
7. Алгави Л.О. Функции социальных медиа // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2012. №3. С.56-62.
8. Антропова В.В. Коммуникативные стратегии СМИ и тенденции развития российской журналистики в фокусе духовно-ценностного измерения // Вестник ЧелГУ. 2012. №23 (277). С.18-26.
9. Афанасьева Е.А. Создание и распространение контента: этические регуляторы в цифровом медиа-пространстве // Журналистский ежегодник. 2014. №3. С.89-91.
10. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов / пер. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 2000. 211 с.
11. Базарова Л.Р. Номинативная плотность концепта «стиль» в текстах глянцевых журналах // Интернаука. 2020. № 9 (138). С. 34-35.
12. Боннер-Смеюха В.В. Издания для прекрасных дам: женские журналы России. Ростов-на Дону: Печатник, 2009. 120 с.
13. Барбатько О.А. Общая характеристика и типологические особенности дискурса глянцевых печатных изданий // Дискурс в синтагматике и парадигматике: сб. ст. Краснодар. 2017. С.11-18.
14. Вартанова Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М.: МедиаМир, 2013. 280 с.
15. Воскресенская М.А. Общественная миссия журналистики в дискурсе российской модернизации // Общество: политика, экономика, право.
2012. №4. С.11-17.
16. Греймас А.-Ж. Структурная семантика: Поиск метода / Пер. с фр. Л. Зиминой. М.: Академический проект, 2004. 291 с.
17. Гришаева Т.А. Мода как феномен современной культуры: дисс. ... канд. философ. наук: 24.00.01. Ростов н/Д, 2006. 143 с.
18. Г рачев В.И. Ценностей характер социокультурных коммуникаций в информационном пространстве современной гуманитарной культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.
2008. №4. С.22-26
19. Гапич А.Э. Роль социальных медиа и виртуальных коммуникаций в распространении молодежного протеста // Теория и практика общественного развития. 2015. №12. С.224-226.
20. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. М.: Фирма «РусПартнер», 1994. 252 с.
21. Дзялошинский И.М. Медиапространство России:
коммуникационные стратегии социальных институтов. М.: АПК и НПРО,
2013. 479 с.
22. Демина И.Н. Синергетика и теория журналистики: аспекты исследования медиа-системы / И. Н. Демина, М. В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. № 1. С. 14-28.
23. Дубровская В.А. Особенности жанра интервью в глянцевых изданиях // Проблемы гуманитарного образования: филология, журналистика, история. сб. ст. Пенза, 2016. С.124-127.
24. Зиновьева Е.И. Понятие «концепт» в отечественном языкознании: основные подходы и направления // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 2. Вып. 2. 2003. С.12-16.
25. Зеленина Е.В. Медиа-герой нашего времени (по результатам контент-анализа журнала «Русский репортер») / Е.В. Зеленина, Т.Ю. Порецкая // Известия ИГЭА. 2014. №5. С.157-166.
26. Зимина Л.В. Культурная конвергенция: новые медиа и издательский бизнес // Вестник ЧелГУ. 2015. №5 (360). С.377-383.
27. Ибрагимов Л.Х. Интернет-коммуникации в публичном пространстве современной политики // Вестник ЗабГУ. 2016. №6. С.69-75.
28. Иванова Е.Н. Профессионализация новых медиа и этос публичной сферы // ЖИСП. 2011. №2. С.169-194.
29. Иткулова Л.А. Нравственный выбор журналиста (философско- мировоззренческий анализ) Уфа: РИО БашГУ, 2002. 136 с.
30. Иваницкий В.Л. Модернизация журналистики: методологический этюд. М.: Изд-во МГУ, 2010. 360 с.
31. Корпухина В.Н. Вторичный нарртив: проблемы реинтерпритации в новом контексте // Языки и литература в политкультурном пространстве.
2019. №5. С.41-46
32. Касперова Л.Т. Глянцевые издания: история и цифровая современность // Актуальные проблемы стилистики. 2018. № 4. С.159-169.
33. Кара-Мурза Е.С. Язык рекламы в нормативно-стилистическом аспекте // Вестник МГУ, серия «Журналистика» 2008. № 6. С.11-16.
34. Копреева Л.Г. Особенности иллюстрационной политики глянцевых журналов на примере издания VOGUE // Успехи гуманитарных наук. 2020. № 7. С.247-251.
35. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический Проект, 2006. 448 с.
36. Клушина Н.И. Медиатизация современной культуры и русский национальный стиль // Русская речь. 2014. № 1. С.66-73.
37. Кольцова О.В. Лексико-семантическая группа как единица описания языковой картины мира // Известия Саратовского университета. Серия Социология. Политология. Саратов, 2010. Вып. 1. Т. 10. С.66-72.
38. Кубрякова Е.С. Языковое сознание и языковая картина мира // Филология и культура. 2012. №1. С.6-13.
39. Лазутина Г.В. Профессиональный анализ журналистского текста как метод научного исследования // Вопросы теории и практики журналистики. 2014. № 5. С.65-73.
40. Луман Н. Реальность массмедиа: пер. с нем. А. Ю. Антоновский. М.: Праксис, 2005. 256 с.
41. Маркина Ю.В. Англо-американские заимствования в дискурсе современных глянцевых изданий // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2020. Т. 9. № 6. С.74-80.
42. Маклюэн Г.М. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры: пер. с англ. А. Юдин. М.: Праксис, 2003. 247 с.
43. Мансурова В.Д. «Потребляй и властвуй!»: роль СМИ в механизме социальных трансформаций // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2009. № 8. С.28¬
34.
44. Мансурова В.Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. 237 с.
45. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. М.: Наука,
2011. 296 с.
46. Малышева Е.Г. Традиционные и новые медиа в современной России / Е.Г. Малышева, А.Ю. Ларионова // Политическая лингвистика. 2014. №4. С.324-327.
47. Мкртычева Ю.А. Аудитория современных глянцевых журналов России // Успехи гуманитарных наук. 2020. № 9. С. 239-244.
48. Назарова Т.В. Пути оптимизации взаимодействия прессы и общества // Вестник ВолГУ. Серия 8: Литературоведение. Журналистика.
2010. № 9. С.82-89.
49. Назарова Е.Д. Глянцевый журнал: средства гендерной адресации // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 3 (121). С. 120-122.
50. Назарова Е.Д. Языкова личность автора фатической статьи на сайте глянцевого журнала для женщин // Университетский научный журнал.
2016. № 23. С. 142-154.
51. Нафталиева В.О. Влияние современных СМИ на молодежь // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства.
2011. №2. С.182-195.
52. Новак Я.А. Визуальные средства формирования медиаобраза в глянцевом журнале (на примере журналов VOGUE, COSMOPOLITAN, GLAMOUR) // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: сб. ст. Новосибирск, 2020. С.150-151.
53. Обдалова О.А. Понятие «нарратив» как феномен культуры и объект дискурсивной деятельности // Язык и культура. 2019. № 48. С. 332-348.
54. Пахомова Ю.Н. Моделирование картины мира потребителя информации // Исследования молодых ученых: сб. ст. Н. Новгород, 2012. C. 21-24
55. Пахомова Ю.Н. Концептуальная картина мира в отечественных СМИ // Вестник БГУ. Серия IV. Филология. 2012. № 1. С.83-86.
56. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Московского университета. Серия 14. 1984. № 4. С.13-21.
57. Поппер К. Открытое общество и его враги / пер. с англ. В.Н. Садовского. М.: Культурная инициатива, 2005. 267 с.
58. Попова Т.И. Нарратив и повествование: соотношение понятий // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. 2019. № 2. С. 46-50.
59. Пимина В.Д. Проблемы возрастной характеристики аудитории: новые правила // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010. №1. С.87-94.
60. Пустовалов А.В. Аудитория, создающая новость: новые течения в современной зарубежной журналистике / А.В. Пустовалов, И.А. Березина // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. №2. С.194-201.
61. Сатурин А.А. Постмодернистский философский дискурс и современное российское общественное сознание // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2013. №2. С.82-86.
62. Сахаровская Л.В. Роль СМИ в формировании в российском обществе атмосферы толерантности // Вестник БГУ. 2012. №10. С.218-224.
63. Свитич Л.Г. Социология журналистики. М.: Юрайт, 2015. 397 с.
64. Смирнов Е.А. Развитие категорий свободы и ответственности в отечественной философской мысли // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2014. №2. С.10-15.
65. Соколов А.Б. Социальная политика и социальное здоровье в трансформационных процессах современного российского общества // Общество и право. 2017. № 2. С.281-285;
66. Стебловская С.Б. Методологические основы исследования аксиологического поля журналов для подростков // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2010. №1. С.138-153.
67. Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации: учебник. СПб.: Питер, 2003. 400 с.
68. Фомичева И. Д. Социология СМИ. М.: Аспект Пресс, 2012. 360 с.
69. Фрумкина P.M. Концепт, категория, прототип. М.: Прогресс,
2002. 183 с.
70. Шкондин М.В. Миссия журналистики: системные аспекты // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. № 1. С.37-48.
71. Шалимов А. Б. Гносеология социальных медиа: возможность гражданской журналистики // Наука и современность. 2011. №13-3. С.83-86.
72. Шхумишхова А.Р. Глянцевые журналы как периодические издания потребительской культуры // Научно-методическое обеспечение преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах в свете теории и практики межкультурной коммуникации. сб. ст. Майкоп, 2017. С.101-104.
73. Chandler A. D. Narrative Description. M.I.T. Press: Cambridge, 2011. 311 p.
74. Chatman S. Story and Discourse: Narrative Structure in Fiction M.I.T. Press: Cambridge. 1990. 194 p.
75. Danesi B.H. Narrative Versions, Narrative Theories, in On Narrative/ еd. by W.J.T. Mitchell. Chicago: University of Chicago Press, 2009. 371 p.
76. Herman D. basic elements of narrative. - Chichester (U. K.); malden (USA): Wiley-Blackwell, 2009. 249 p.
77. Sims J. Narrative. In Critical Terns for Literary Study, edited by Thomas Mclaughtin and Frank Lentriccia. Chicago: University of Chicago Press,
1995. 210 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ