"ЯЗЫК ВРАЖДЫ" В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Специфика и использование языка вражды
Глава 1.1 «Язык вражды»: понятия и классификации 7
Глава 1.2 «Язык вражды» в интернете и социальных сетях 15
Глава 2. Особенности проявления "языка вражды" в социальной сети на примере "ВКонтакте"
Глава 2.1 Возникновение социальной сети «ВКонтакте»:
история и скандалы 19
Глава 2.2 Употребление «язык вражды» в социальной сети «Вконтакте».
Особенности проявления 31
Заключение 55
Список литературы 58
Источники 59
Приложения
Глава 1. Специфика и использование языка вражды
Глава 1.1 «Язык вражды»: понятия и классификации 7
Глава 1.2 «Язык вражды» в интернете и социальных сетях 15
Глава 2. Особенности проявления "языка вражды" в социальной сети на примере "ВКонтакте"
Глава 2.1 Возникновение социальной сети «ВКонтакте»:
история и скандалы 19
Глава 2.2 Употребление «язык вражды» в социальной сети «Вконтакте».
Особенности проявления 31
Заключение 55
Список литературы 58
Источники 59
Приложения
СМИ являются важным социальным институтом, с помощью которого вырабатываются и модели взаимодействия между людьми. Масс медиа формируют представления о культурном многообразии мира, внутри которого взаимодействуют различные группы. Нетолерантные средства массовой информации могут способствовать формированию негативного образа человека или этнической группы, способствуя, таким образом, насилию и дискриминации. Эти призывы могут быть открытыми, а могут быть и завуалированным языком вражды.
С развитием информационного пространства, язык вражды перешел и в интернет. Особенно свое развитие он приобрел в социальных сетях, где каждый зарегистрированный пользователь может высказывать свою точку зрения. Создано множество групп и сообществ с этой тематикой.
С развитием информационного пространства, язык вражды перешел и в интернет. Особенно свое развитие он приобрел в социальных сетях, где каждый зарегистрированный пользователь может высказывать свою точку зрения. Создано множество групп и сообществ с этой тематикой.
Актуальность исследования: несмотря на обилие российских медиа и социальных сетей, их постоянную востребованность и большую роль в жизни общества, данная сфера в настоящее время изучена недостаточно. Это выражается в нехватке теоретических исследований. О языке вражды в современных масс медиа, написано очень мало. Литература о «языке вражды» в социальных сетях отсутствует вовсе. На сегодняшний день нет ни одной научной литературы по данной проблеме. Хотя в прошлом году некоторые социальные сети ввели цензуру на «язык вражды» на своих порталах, большинство из них не регулируют контент и комментарии, публикующиеся в своих сетях. Сегодня социальные сети формируют взгляды, вкусы, интересы молодежи и подрастающего поколения. А значит, его изучение приобретает острую актуальность.
Решение данной проблемы целесообразно будет начать с определения формулировки термина «язык вражды» и изучения известных классификаций. Продолжить наше исследование стоит с рассмотрения примеров употребления «языка вражды» в социальных сетях, в частности на примере социальной сети «ВКонтакте». Это и составит теоретическую и практическую части работы.
К сожалению, как говорилось выше, «язык вражды» не изучен до конца на сегодняшний день. В России его изучением занимались журналисты, публицисты, историки, но единых определения и классификации на сегодняшний день не существует.
Цель исследования: выявление особенностей проявления «языка вражды» в социальных сетях
Задачи:
1. Рассмотреть все известные на сегодняшний день формулировки понятия «язык вражды». Выявить ключевое.
2. Ограничиться рассмотрением вражды по одному,двум признакам в данной работе.
3. Ознакомиться с классификациями «языка вражды». Выделить наиболее оптимальную для данной работы.
4. Ознакомиться с употреблением «языка вражды» в интернете и социальных сетях.
5. Ознакомиться с факторами развития риторики ненависти в сети.
6. Рассмотреть, существующие сегодня способы борьбы с «языком вражды» в сети.
7. Изучить историю возникновения социальной сети «ВКонтакте»
8. Ознакомиться с проблемами становления и обвинениями в сторону социальной сети «ВКонтакте».
9. Выделить две наиболее популярные группы «Вконтакте» для изучения
10. Определить временные рамки нашего мониторинга
11. Разбить практическую часть на небольшие составные. В конце каждой части подводить вывод.
12. Сравнить эти составные между собой.
13. Выявить особенности проявления «языка вражды» с социальных сетях
14. Сделать общий вывод по главе
Объектом исследования является российская социальная сеть «ВКонтакте»
Предметом исследования являются группы «ВКонтакте» «MDK» и «Орленок»
Теоретико-методологической основой исследования выступают идеи научных деятелей, таких как А.М. Верховский, И.М. Дзялошинский, Кожевникова Г. В, Экспертный центр «СОВА», Д.Дубровский, М. В. Кроз и Н.А.Ратинова.
Дипломная работа состоит из введения, основной части - теоретической, состоящей из двух глав, и практической, состоящих также из двух глав, заключения, библиографического списка, включающего наименования и приложений.
Во введении обоснована актуальность исследования, представлены данные анализа научно-теоретических предпосылок по теме курсовой работы, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи, гипотеза, методология и методы исследования.
В первой главе рассмотрены вопросы, касающиеся теоретической части исследования. Представлены формулировки и классификации «языка вражды. Имеется ознакомление о переходе речевой агрессии в интернет. Изложены имеющиеся на сегодняшний день способы борьбы с «языком вражды» в интернете.
Во второй главе раскрыта история российской социальный сети «Вконтакте». При помощи практического исследования выявлены особенности проявления «языка вражды» в социальных сетях.
В заключении подведены общие итоги дипломной работы, изложены основные выводы, определены проблемы.
Практическая значимость определяется возможностью изучения данной работы модераторами социальной сети «Вконтакте».
С развитием информационного пространства, язык вражды перешел и в интернет. Особенно свое развитие он приобрел в социальных сетях, где каждый зарегистрированный пользователь может высказывать свою точку зрения. Создано множество групп и сообществ с этой тематикой.
С развитием информационного пространства, язык вражды перешел и в интернет. Особенно свое развитие он приобрел в социальных сетях, где каждый зарегистрированный пользователь может высказывать свою точку зрения. Создано множество групп и сообществ с этой тематикой.
Актуальность исследования: несмотря на обилие российских медиа и социальных сетей, их постоянную востребованность и большую роль в жизни общества, данная сфера в настоящее время изучена недостаточно. Это выражается в нехватке теоретических исследований. О языке вражды в современных масс медиа, написано очень мало. Литература о «языке вражды» в социальных сетях отсутствует вовсе. На сегодняшний день нет ни одной научной литературы по данной проблеме. Хотя в прошлом году некоторые социальные сети ввели цензуру на «язык вражды» на своих порталах, большинство из них не регулируют контент и комментарии, публикующиеся в своих сетях. Сегодня социальные сети формируют взгляды, вкусы, интересы молодежи и подрастающего поколения. А значит, его изучение приобретает острую актуальность.
Решение данной проблемы целесообразно будет начать с определения формулировки термина «язык вражды» и изучения известных классификаций. Продолжить наше исследование стоит с рассмотрения примеров употребления «языка вражды» в социальных сетях, в частности на примере социальной сети «ВКонтакте». Это и составит теоретическую и практическую части работы.
К сожалению, как говорилось выше, «язык вражды» не изучен до конца на сегодняшний день. В России его изучением занимались журналисты, публицисты, историки, но единых определения и классификации на сегодняшний день не существует.
Цель исследования: выявление особенностей проявления «языка вражды» в социальных сетях
Задачи:
1. Рассмотреть все известные на сегодняшний день формулировки понятия «язык вражды». Выявить ключевое.
2. Ограничиться рассмотрением вражды по одному,двум признакам в данной работе.
3. Ознакомиться с классификациями «языка вражды». Выделить наиболее оптимальную для данной работы.
4. Ознакомиться с употреблением «языка вражды» в интернете и социальных сетях.
5. Ознакомиться с факторами развития риторики ненависти в сети.
6. Рассмотреть, существующие сегодня способы борьбы с «языком вражды» в сети.
7. Изучить историю возникновения социальной сети «ВКонтакте»
8. Ознакомиться с проблемами становления и обвинениями в сторону социальной сети «ВКонтакте».
9. Выделить две наиболее популярные группы «Вконтакте» для изучения
10. Определить временные рамки нашего мониторинга
11. Разбить практическую часть на небольшие составные. В конце каждой части подводить вывод.
12. Сравнить эти составные между собой.
13. Выявить особенности проявления «языка вражды» с социальных сетях
14. Сделать общий вывод по главе
Объектом исследования является российская социальная сеть «ВКонтакте»
Предметом исследования являются группы «ВКонтакте» «MDK» и «Орленок»
Теоретико-методологической основой исследования выступают идеи научных деятелей, таких как А.М. Верховский, И.М. Дзялошинский, Кожевникова Г. В, Экспертный центр «СОВА», Д.Дубровский, М. В. Кроз и Н.А.Ратинова.
Дипломная работа состоит из введения, основной части - теоретической, состоящей из двух глав, и практической, состоящих также из двух глав, заключения, библиографического списка, включающего наименования и приложений.
Во введении обоснована актуальность исследования, представлены данные анализа научно-теоретических предпосылок по теме курсовой работы, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи, гипотеза, методология и методы исследования.
В первой главе рассмотрены вопросы, касающиеся теоретической части исследования. Представлены формулировки и классификации «языка вражды. Имеется ознакомление о переходе речевой агрессии в интернет. Изложены имеющиеся на сегодняшний день способы борьбы с «языком вражды» в интернете.
Во второй главе раскрыта история российской социальный сети «Вконтакте». При помощи практического исследования выявлены особенности проявления «языка вражды» в социальных сетях.
В заключении подведены общие итоги дипломной работы, изложены основные выводы, определены проблемы.
Практическая значимость определяется возможностью изучения данной работы модераторами социальной сети «Вконтакте».
В данной работе, в ходе теоретического исследования мы рассмотрели все существующие на сегодняшний день формулировки термина «язык вражды», выявили общее между ними: все формулировки содержат в себе враждебность или способны привести к разжиганию враждебности или неприязни к тем или иным социальным группам либо отдельным людям как представителям этих групп.
Для дальнейшее исследования, нам нужно было сузить термин «язык вражды», мы ограничились рассмотрением вражды только по национальному (этническому) и религиозному признакам.
Далее мы ознакомились с классификациями «языка вражды», выбрали наиболее оптимальную для нашего мониторинга классификацию А.М. Верховского. Так как считаем, что это наиболее точная классификация из всех вышеперечисленных. На нее мы и опирались в ходе практической части нашей работы.
Кроме того, в первой части, мы рассмотрели переход «языка вражды» в интернет. Обнаружили, что сеть лучшая почва для развития речевой агрессии. Узнали, какие факторы этому способствуют: ощущение безопасности и восприятие только той информации и событий, которые созвучны с собственными взглядами комментатора.
Ознакомились с тем, какие методы борьбы с речевой агрессией в сети существуют на сегодняшний день. Это всевозможные акции, программы, обсуждения. Но самым действенным, на наш взгляд является введение цензуры на таких крупных платформах, как Facebook, Twitter, YouTube, Microsoft.
Следующим шагом для достижения наших целей, было ознакомление с историей крупнейшей в России социальной сети «ВКонтакте». В ходе
ознакомления, мы узнали, как развивалась социальная сеть и с какими трудностями приходилось сталкиваться ее создателям.
Следуя целям нашего исследования, в практической части мы проанализировали два паблика в российской социальной сети «ВКонтакте» на наличие употребления комментаторами «языка вражды». Предметами нашего исследования стали два две группы «MDK» и «Орленок». Наш выбор остановился именно на них так как, они считаются самыми популярными неполиткорректными пабликами «Вконтакте» на сегодняшний день. Для выявление использования речевой агрессии в комментариях, мы, следуя примеру А.М. Верховского, создали список слов, с помощью которых определяли наличие в комментариях риторики ненависти.
За время нашего мониторинга, который длился два месяца с 17 апреля по 17 мая, нами было исследовано в целом 29,405 комментариев с употреблением языковой ненависти в двух группах. Для того, чтобы более четко видеть изменения происходящие в группах в этот период, мы отдельно анализировали итоги каждой недели, завершая отчет выводом. Таким образом мы смогли пронаблюдать, что результаты одной и той же группы не отличаются стабильностью. Напротив, нами было выяснено, что результаты с разницей в неделю могут отличаться друг от друга вплоть до 97%.
Если сравнивать анализируемые нами паблики, мы можем отчетливо видеть, что в паблике «MDK» процент употребления языка вражды между участниками группы гораздо выше, нежели между участниками паблика «Орленок». Также мы выяснили, что количество негативных высказываний в основном зависит от того, какой материал выкладывает на своей страничке тот или иной паблик.
Результатом нашего двухмесячного мониторинга стало выявление особенностей проявления «языка вражды» в социальных сетях, путем выявления отличий между написанием журналистских материалов и комментариями «ВКонтакте».
Для дальнейшее исследования, нам нужно было сузить термин «язык вражды», мы ограничились рассмотрением вражды только по национальному (этническому) и религиозному признакам.
Далее мы ознакомились с классификациями «языка вражды», выбрали наиболее оптимальную для нашего мониторинга классификацию А.М. Верховского. Так как считаем, что это наиболее точная классификация из всех вышеперечисленных. На нее мы и опирались в ходе практической части нашей работы.
Кроме того, в первой части, мы рассмотрели переход «языка вражды» в интернет. Обнаружили, что сеть лучшая почва для развития речевой агрессии. Узнали, какие факторы этому способствуют: ощущение безопасности и восприятие только той информации и событий, которые созвучны с собственными взглядами комментатора.
Ознакомились с тем, какие методы борьбы с речевой агрессией в сети существуют на сегодняшний день. Это всевозможные акции, программы, обсуждения. Но самым действенным, на наш взгляд является введение цензуры на таких крупных платформах, как Facebook, Twitter, YouTube, Microsoft.
Следующим шагом для достижения наших целей, было ознакомление с историей крупнейшей в России социальной сети «ВКонтакте». В ходе
ознакомления, мы узнали, как развивалась социальная сеть и с какими трудностями приходилось сталкиваться ее создателям.
Следуя целям нашего исследования, в практической части мы проанализировали два паблика в российской социальной сети «ВКонтакте» на наличие употребления комментаторами «языка вражды». Предметами нашего исследования стали два две группы «MDK» и «Орленок». Наш выбор остановился именно на них так как, они считаются самыми популярными неполиткорректными пабликами «Вконтакте» на сегодняшний день. Для выявление использования речевой агрессии в комментариях, мы, следуя примеру А.М. Верховского, создали список слов, с помощью которых определяли наличие в комментариях риторики ненависти.
За время нашего мониторинга, который длился два месяца с 17 апреля по 17 мая, нами было исследовано в целом 29,405 комментариев с употреблением языковой ненависти в двух группах. Для того, чтобы более четко видеть изменения происходящие в группах в этот период, мы отдельно анализировали итоги каждой недели, завершая отчет выводом. Таким образом мы смогли пронаблюдать, что результаты одной и той же группы не отличаются стабильностью. Напротив, нами было выяснено, что результаты с разницей в неделю могут отличаться друг от друга вплоть до 97%.
Если сравнивать анализируемые нами паблики, мы можем отчетливо видеть, что в паблике «MDK» процент употребления языка вражды между участниками группы гораздо выше, нежели между участниками паблика «Орленок». Также мы выяснили, что количество негативных высказываний в основном зависит от того, какой материал выкладывает на своей страничке тот или иной паблик.
Результатом нашего двухмесячного мониторинга стало выявление особенностей проявления «языка вражды» в социальных сетях, путем выявления отличий между написанием журналистских материалов и комментариями «ВКонтакте».



