Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Работа №79286

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

география

Объем работы108
Год сдачи2017
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
225
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. РЕГИОН КАК СЛОЖНАЯ ПОЛИСТРУКТУРНАЯ СИСТЕМА 7
1.1. Регион как комплексный экономико-географический объект 7
1.2. Полиструктурность территориальной социально -экономической
системы 12
1.3. Подходы к комплексной оценке региона 16
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА И ЕГО СУБЪЕКТОВ 21
2.1 Общая экономико-географическая характеристика Уральского Федерального округа 21
2.1.1. Состав, особенности экономико-географического положения 21
2.1.2. Природно-ресурсный потенциал 27
2.1.3. Характеристика населения 29
2.1.4. Главные отрасли промышленности 35
2.1.5. Г лавные отрасли сельского хозяйства 40
2.1.6. Транспорт и отрасли непроизводственной сферы 42
2.1.7. Внешнеэкономические связи 43
2.1.8. Основные направления отраслевого и территориального развития 46
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ УРФО 49
3.1. Оценка уровня социально-экономического развития субъектов УФО с
помощью методики ранжирования показателей 49
3.2. Оценка состояния социально-экономического развития
административных центров субъектов УФО с помощью методики ранжирования показателей 67
Заключение 77
Литература 79
ПРИЛОЖЕНИЯ

Уральский федеральный округ (УФО) относится к исключительно значимой части нашей страны, как природной, так и экономической. Он имеет очень важное значение для Российской Федерации, ведь округ входит в тройку федеральных округов по валовому региональному продукту, занимает почти 11% территории России, на его долю приходится 47% всего объема полезных ископаемых, добываемых в Российской Федерации, на территории УФО проживает 10% населения страны. [31]
Актуальность данной работы обусловлена тем, что оценка социально-экономического развития региона позволяет, во-первых, вести мониторинг процессов, происходящих в регионе, что делает возможным выявить сильные и слабые его стороны, конкурентные преимущества и проблемы, на которые стоит обратить внимание властям. Во-вторых, количественное измерение показателей развития в динамике позволяет определить успешность или безуспешность ряда действий властей по улучшению уровня жизни граждан и сделать выводы о том, какие меры целесообразнее воплотить для развития региона, учитывая его специфику. В-третьих, можно составить рейтинги регионов, для того, чтобы жители страны могли видеть многогранную картину, владеть полной информацией и выбрать для себя более комфортные условия для проживания, основываясь на собственных потребностях, будь то средняя заработная плата, экологические и жилищные условия, уровень здравоохранения и др. Данные рейтинги привлекают человеческие ресурсы в регионы, что в дальнейшем способствует их социально-экономическому развитию.
Цель бакалаврской работы - дать развернутую экономико-географическую оценку уровня социально-экономического развития регионов, входящих в состав Уральского федерального округа.
Для достижения поставленной цели выстраивается ряд взаимосвязанных задач, а именно:
1) дать развернутая экономико-географическая характеристика Уральского федерального округа, как субъекта Российской Федерации;
2) дать экономико-географическая характеристика всех регионов, входящих в состав Уральского федерального округа;
3) методом ранжирования с помощью интегральных показателей провести расчеты и определить уровень социально-экономического развития как регионов УФО, так и центров всех входящих субъектов;
4) проанализировать результаты расчетов, и выявлены основные проблемы, стоящие перед Уральским федеральным округом и его субъектами, и разработаны практические рекомендации и инструменты для их решения. Объектом исследования бакалаврской работы служит Уральский
федеральный округ и входящие в его состав регионы.
Степень разработанности данной тематики сравнительно не большая, статистика хоть и ведется, составляются рейтинги, но мало кто занимается комплексным анализом собранных данных. В основном в научных трудах рассматриваются отдельные аспекты социально-экономического развития регионов.
Предметом исследования данной работы выступает социально-экономический анализ УФО и его регионов.
Практическая значимость данного дипломного проекта заключается в составлении экономико-географической оценки социально-экономического развития регионов, входящих в состав УФО, и получении конкретных результатов.
Основными методами исследования, применяемые в данной работе, являются анализ, обобщение, классификация, сравнение, измерение, ранжирование.
Теоретической основой исследования служили научные труды как российских, так и зарубежных авторов: Д.М. Шарыгин, Н.В. Зубаревич, А.А. Анохин, Ю.Г. Саушкин, Е.А. Черныш, М.В., Барзилов, В.И. Сигов, Ю.М. Барбаков, Б.И. Кузин, М.Д. Медников, А.С. Соколицын, А.Г. Гранберг, Т.Г. и др.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложении. В первой главе рассматривается регион как сложная полиструктурная система. Во второй главе дается развернутая характеристика Уральского федерального округа и регионов, входящих в его состав. Третья глава посвящена экономико-географической оценке уровня социально-экономического развития регионов Уральского федерального округа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате выполненной работы было доказано, что Уральский федеральный округ имеет огромное значение для экономики Российской Федерации благодаря своей развитой промышленности.
В данном исследовании мы изучили такой сложный комплексный экономико-географический объект, как регион. Дали развернутую характеристику всех региональных подсистем, их функции и ориентацию. Выявили наиболее оптимальные методы, с помощью которых можно оценить уровень социально-экономического развития региона.
Была дана экономико-географическая характеристика УФО и его субъектов по основным направлениям, таким как природно-ресурсный потенциал, население, промышленность, сельское хозяйство, транспорт и отрасли непроизводственной сферы, внешнеэкономические связи. Так же были выявлены основные направления отраслевого и территориального развития округа.
Методом ранжирования с помощью интегральных показателей провели расчеты для того чтобы определить уровень социально-экономического развития как регионов УФО, так и административных центров всех входящих. Для того, чтобы выявить внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие каждой группы регионов, был проведен SWOT - анализ полученных результатов.
Были выявлены некоторые особенности в развитии регионов УФО.
1) в округе четко можно выделить лидеров по уровню социально-экономического развития - это Тюменская область и её автономные округа Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий - Югра, и аутсайдеров - Курганская и Свердловская область, Челябинская же область заняла промежуточное положение. Было доказано, что регион имеет высокий уровень дифференциации территории.
2) Выявили некоторые несоответствия в рейтингах субъектов и их центров, а именно, Челябинская область с ее главным городом Челябинском и Свердловская область с г. Екатеринбург.
3) Почти во всех субъектах в той или иной мере имеется недостаток инфраструктуры из-за большой площади территории, а в Челябинской и Свердловской областях это происходит из-за большого количества населения.
4) Основной проблемой для автономных областей является большая по площади территория, неблагоприятные климатические условия, труднодоступные сельские поселения и очаговое освоение территории.
5) Развитие промышленных районов - Челябинской и Свердловской областей ограничивается из-за истощения ресурсной базы, снижения качества добываемой продукции, устаревания материально-технической базы, закрытия предприятий.
На основе сделанных выводов, мы дали ряд рекомендаций по улучшению ситуации в округе, которые полностью учитывают все факторы, влияющие тем или иным образом на социально-экономическое развитие Уральского федерального округа и его субъектов.
В заключении можно сказать, что мы достигли всех поставленных задач, следовательно, достигли главной цели данной выпускной квалификационной работы, а именно дали развернутую экономико-географическую оценку уровня социально-экономического развития регионов, входящих в состав Уральского федерального округа.



1. Указ Президента Российской Федерации «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации». - М., Кремль, 3 июня 1996. № 803.
2. Федерально-целевая программа. Постановление Правительства РФ от 11.10.2001 № 717 (ред. от 03.12.2004).
3. Собрание Законодательства РФ, № 43, ст.4100, 2001.
4. О внесении изменений в Федеральную целевую программу "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 гг. и до 2015 г.)".
5. Анохин А. А. В. Э. Ден и современная социально-экономическая география // Географическое образование и наука в России: история и современное состояние. СПб: ВВМ, 2010. С. 425-432.
6. Баранов С.В. Динамика экономического развития регионов России: по данным статистического анализа // Учет и статистика. - 2011. - № 4 (24). - С. 95-102
7. Барбаков О.М. Регион как объект управления // Социологические
исследования. 2002. № 7. С. 96-100.
8. Барзилов С., Чернышев А. Регион как политическое пространство // Свободная мысль. 1997. № 2. С. 3-13.
9. Белоусова А.В., Чернявская С.А. Формирование продовольственной подсистемы региона и инструменты ее развития // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2011. № 4.
10. Глушкова В.Г. и Ю.А. Симагина / Федеральные округа России. Региональная экономика: учебное пособие. — 3-е изд.
11. Градов А.П. и др. Региональная экономика. - СПб: Питер, 2003.
12. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учеб. для вузов. - М.: ГУ ВШЭ, 2001
13. Гриб П.В. Управление устойчивым социально-экономическим развитием региона. Дис ... канд. экон. наук, СПб. 195 с., 2003
14. Дрожжин Р.В. Факторы и принципы развития социально-экономической системы региона, локализованной в пространстве субъекта РФ: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Майкоп, 2007
15. Зубаревич Н.В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. — М.: Независимый институт социальной политики, 2010. — 160 с
16. Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. — URSS. 2016. 264 с
17. Панасюк М.В. Управление регионом: территориальный подход. - Казань, 2005. 161 с.
18. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2002.
19. Региональная экономика / Под ред. Н.Г. Кузнецова, С.Г. Тяглова. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.
20. Региональная экономика. / Черныш Е.А., Тяглов С.Г., Молчанова Н.П., Черненко О.Б., Новикова А.А., Левицкая Н.А., Молчанов И.Н., Салтанова Т.А. / Под ред. профессора Н.Г. Кузнецова и профессора С.Г. Тяглова. Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 303 с.
21. Регионоведение: Учеб. для вузов / Под ред. Т.Г. Морозовой. - М.: ЮНИТИ, 2000.
22. Родионова И.А. Региональная экономика: Учеб. пособие. - М.: Экзамен, 2003
23. Саушкин Ю. Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М., 1973. 558 с.
24. Сигов В.И. Региональная экономика, управление, планирование. - Л.: Лен. фин.-экон. ин-т, 1982.
25. Социология: словарь-справочник. Т.1. Социальная структура и социальные процессы. - М.: Наука, 1990.
26. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб. Лениздат, 1996.
27. Цаголов Г.Н. Что ускорило шаг «слона»? // Альтернативы. 2011. № 3.
28. Чуб Б.А. Оценка инвестиционного потенциала субъектов российской экономики на мезоуровне. Под ред. В.В. Бандурина. М., Буквица, 227 с., 2001.
29. Шарыгин М.Д., Ковылов В.К. Регионоведение Учеб. пособие. - Воронеж: Лексикон, 2004. 200 с.
Электронные ресурсы
30. Федеральный орган государственной статистики - URL:http://www.gks.ru
31. Уральский федеральный округ. Официальный ресурс - URL: http://uralfo.gov.ru/district/Режим доступа - свободный.
32. ЕМИСС Государственная статистика - URL:https://www.fedstat.ruРежим доступа - свободный.
33. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курганской области - URL:http://kurganstat.gks.ruРежим доступа - свободный.
34. Правительство Курганской области. Официальный сайт. - URL: http: //kurganobl .ruРежим доступа - свободный.
35. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области - URL:http://sverdl.gks.ruРежим доступа - свободный.
36. Официальный сайт правительства свердловской области. - URL:http://www- new.midural.ruРежим доступа - свободный.
37. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ямало-Ненецкому автономному округу - Югре и Ханты-Мансийскому автономному округу - URL:http://tumstat.gks.ruРежим доступа - свободный.
38. Тюменская область. Официальный портал органов государственной власти.
- URL:http://admtyumen.ru/ogv ru/index.htm Режим доступа - свободный.
39. Ямало-Ненецкий автономный округ. Официальный сайт органов власти. - URL:http://nравительство.янао.рфРежим доступа - свободный.
40. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Единый сайт правительства.
- URL:http: //www.admhmao .ruРежим доступа - свободный.
41. Правительство Челябинской области. Официальный сайт. - URL: http://pravmin74.ruРежим доступа - свободный.
42. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области - URL:http://chelstat.gks.ru Режим доступа - свободный.
43. Регионы и города - стратегии - URL:http://www.city-strategy.ruРежим доступа - свободный.
44. Уральское таможенное управление - URL:http: //utu. customs .ruРежим доступа - свободный.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ