ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАБОТЫ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……........6
1.1. Анализ законодательства, регулирующего работу органов социальной защиты населения по реабилитации и абилитации инвалидов………………...6
1.2. Политика государства в области социальной защиты инвалидов……….17
1.3. Организация работы органов социальной защиты населения по обеспечению соблюдения действующего законодательства по реабилитации и абилитации инвалидов………………………………………………………...22
ГЛАВА 2. РАБОТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ……………………………………………………........................28
2.1. Общая характеристика регионального законодательства в сфере реабилитации и абилитации инвалидов в Омской области…………………..28
2.2. Анализ деятельности органов социальной защиты населения на территории Омской области по реабилитации и абилитации инвалидов……32
2.3. Анализ содержания региональных мер по реабилитации и абилитации инвалидов………………………………………………………………………...52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..62
В настоящее время в отношениях инвалидов и общества происходят существенные изменения. Инвалиды стали осознавать себя полноправными членами общества и стремиться к реализации своих прав, декларированных российским законодательством. Инвалиды и их семьи проявляют стремление преодолеть барьер и жить в социуме. Однако до решения этой задачи еще далеко.
Актуальность исследования обусловлена изменениями в законодательстве, регулирующем вопросы социальной поддержки инвалидов, послужившими причиной постепенного перехода от медицинской к социальной модели инвалидности. В рамках социальной модели особое внимание уделяется интеграции инвалидов в социальную среду и обеспечению условий для их самостоятельной жизни. Механизмом достижения основных целей социальной модели инвалидности является социальная реабилитация.
В настоящее время в системе социальной реабилитации инвалидов происходит ряд преобразований, включающих изменение порядка реализации индивидуальных программ реабилитации и (или) абилитации инвалида, внедрение новых поставщиков социальных услуг из числа коммерческих и некоммерческих организаций, активное применение информационных и коммуникационных технологий, формирование безбарьерной среды, проведение независимой оценки качества социальных услуг. Указанные изменения достаточно противоречивы, поскольку, с одной стороны, они направлены на повышение доступности социальной реабилитации инвалидов, но согласно оценкам получателей данного вида услуг, эта цель не всегда достигается, а выбранные средства в некоторых случаях осложняют процесс получения услуг социальной реабилитации. Социологами рассматривались проблемы реабилитации инвалидов, но обеспечение доступности социальной реабилитации инвалидов не являлось предметом их изучения и приобретает все большую актуальность.
Степень разработанности темы исследования. На современном этапе развития реабилитации и абилитации инвалидов представлены многочисленные исследования. Так, преломление проблем инвалидности в современном российском обществе осмыслялось в работах Е.И. Холостовой, А.В. Ефремова, Н.В. Васильевой, Т.А. Добровольской, М.П. Левицкой, С.Г. Мезенина. Достаточно основательно и подробно рассмотрены аспекты, связанные со становлением новых моделей социальной политики, технологиями реабилитации и абилитации инвалидов.
Объект исследования – система органов социальной защиты населения по реабилитации и абилитации инвалидов в Российской Федерации.
Предмет исследования – региональные органы социальной защиты населения по реабилитации и абилитации инвалидов (на примере Омской области).
Цель исследования заключается в анализе организационно-правовых механизмов работы органов социальной защиты населения по реабилитации и абилитации инвалидов(на примере Омской области).
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) провести анализ законодательства, регулирующего работу органов социальной защиты населения по реабилитации и абилитации инвалидов;
2) исследовать политику государства в области социальной защиты инвалидов;
3) рассмотреть особенности организации работы органов социальной защиты населения по обеспечению соблюдения действующего законодательства по реабилитации и абилитации инвалидов;
4) охарактеризовать региональное законодательство в сфере реабилитации и абилитации инвалидов в Омской области
5) провести анализ деятельности органов социальной защиты населения на территории Омской области по реабилитации и абилитации инвалидов
6) проанализировать содержание региональных мер по реабилитации и абилитации инвалидов.
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.
Государственная политика Российской Федерации в области реабилитации инвалидов носит приоритетный характер, и это обусловлено рядом факторов:
1) высокой распространенностью инвалидности в РФ (8,5% населения РФ составляют инвалиды);
2) Россия является членом Организации Объединенных Наций (ООН) и др. международных организаций, и это обязывает ее в проведении государственной политики придерживаться тех же принципов, которые лежат в основе деятельности в области социальной политики и реабилитации инвалидов в высокоразвитых странах (Декларация о правах инвалидов ООН, Декларация о правах ребенка и др. Россия 24.09. 2008 г. подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов, а 12.05.2012 г. ее ратифицировала). В соответствии с Конвенцией государства-участники приняли на себя обязательство произвести серьезный анализ и пересмотр национального законодательства и государственной политики в отношении инвалидов. Ратификация Конвенции Россией предполагает приведение российского законодательства в соответствие с положениями этого важнейшего международного документа;
3) реабилитация экономически выгодна как государству в целом, так и отдельному инвалиду.
Система реабилитации инвалидов представляет собой совокупность органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, учреждений различного уровня, независимо от возможностей принадлежности и осуществляющих мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации. Целью создания системы реабилитации инвалидов является обеспечение оптимальных условий для проведения последовательных мероприятий по реализации целевых и индивидуальных программ реабилитации инвалидов, направленных на восстановление их личностного и социального статуса и интеграции инвалидов в семью и общество. В настоящее время в РФ существуют учреждения реабилитационной направленности в системе здравоохранения, социальной защиты, образования, органов по труду и занятости и др.
Эффективным инструментом реализации государственной политики в решении проблем инвалидов в Российской Федерации стали целевые федеральные и региональные программы, объединяющие усилия различных ведомств. В настоящее время на федеральном уровне реализуется государственная программа «Доступная среда», одной из целей которой является переместить решение вопросов по созданию доступной среды на регионы и муниципалитеты, то есть приблизить решение задач к территориальному уровню. Реализация программы затрагивает практически все структуры и все нормативные правовые акты, которые связаны с жизнедеятельностью человека. В эту работу активно включаются и субъекты Российской Федерации. В российских городах реализуются основные направления организации доступной среды, мероприятия по исполнению индивидуальных программ реабилитации инвалидов.
Все сферы – образование, здравоохранение, трудоустройство, культурная жизнь, отдых, транспорт, связь – должны быть доступны людям с ограниченными возможностями. Каждое из этих направлений находится в ведении разных министерств и ведомств. Это обуславливает необходимость целенаправленных усилий и четкого взаимодействия всех участников процесса по реализации программ реабилитации инвалидов, адекватного нормативно-правового, организационного, финансового обеспечения. Вместе с тем, как отмечают региональные эксперты, управленческие аспекты, связанные непосредственно с формами организации межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, реализуются недостаточно активно. В связи с этим, представляется чрезвычайно важным межведомственная координация и неформальное взаимодействие по вопросам социальной политики министерств, ведомств, государственных и общественных организаций.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 7007.
3. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, № 48, ст. 4563.
4. Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» // Собрание законодательства РФ, 08.12.2014, № 49 (часть VI), ст. 6928.
5. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» // Собрание законодательства РФ, 27.02.2006, № 9, ст. 1018.
6. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» // Собрание законодательства РФ, 23.01.2006, № 4, ст. 453.
7. Распоряжение Правительства РФ от 16.07.2016 № 1506-р «Об утверждении Концепции создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» // Собрание законодательства РФ, 01.08.2016, № 31, ст. 5040.
8. Приказ Минтруда России от 13 июня 2017 г. № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2017.
9. Приказ Минтруда России от 09.11.2017 № 777 «Об утверждении методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости» // СПС «КонсультантПлюс».
10. Постановление Правительства РФ от 16.10.2020 № 1697 «О Временном порядке признания лица инвалидом» // Собрание законодательства РФ, 26.10.2020, № 43, ст. 6790.
11. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. — М: Проспект, 2020. 184 с.
12. Благодир А.Л. Правовое регулирование социального обслуживания граждан: дис. … к-та юрид. наук: 12.00.05. М., 2002. 189 с.
13. Бронников В.А. Справочник по комплексной реабилитации инвалидов // Социальная работа. 2019. № 7. С. 23–26.
14. Выдрин И.В., Выдрина И.И. Правовое регулирование социальной защиты инвалидов: вопросы теории и практики // «Современное право», 2019, № 9. С. 11 – 13.
15. Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для вузов. — М: Юрайт, 2019. 428 с.
16. Громова О.В. Комплексная реабилитация больных и инвалидов в реабилитационных центрах: учеб. пособие. М.: ИКЦ «Колос-с», 2018. 114 с.
17. Гусев А. Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. Монография. — М: Проспект. 2020. 112 с.
18. Гусов К.Н. Право социального обеспечения: Учеб. М.: Проспект, 2001. С. 42.
19. Джиоев С.Х. Правовые проблемы содействия трудовой занятости в России: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.05. М., 2006. С. 146–147.
20. Дивеева Н. И., Доброхотова Е. Н., Захаров А. А. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. — М: Юрайт, 2017. 384 с.
21. Жаворонков Р.Н. Социальная защита инвалидов: вчера, сегодня, завтра (правовые аспекты): монография. М.: Издательство «У Никитских ворот», 2020. 248 с.
22. Захарова Н. А., Горшков А. В. Право социального обеспечения. Учебное пособие. — М: Омега-Л, 2015. 170 с.
23. Захарова Н. А., Горшков А. В. Право социального обеспечения. Учебное пособие. — М: Омега-Л, 2015. 170 с.
24. Златковская О.Г. Индивидуальное дистанционное сопровождение инвалида в процессе комплексной реабилитации // Отечественный журнал социальной работы. 2019. № 9. С. 98–101.
25. Комкова Г. Н., Торосян Р. А., Сычев В. Б. Право социального обеспечения. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М: Юрайт, 2019. 188 с.
26. Косаренко Н.Н. Право социального обеспечения. Учебник. — М: КноРус, 2019. 240 с.
27. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. М: Юстицинформ, 2009. 656 с.
28. Право социального обеспечения. Учебник и практикум / Под ред. Филиппова М. В. — М: Юрайт, 2019. 406 с.
29. Реабилитация – XXI век: традиции и инновации: материалы III Национального конгресса с международ. участием, Санкт-Петербург, 25 – 26 ноября 2020 года / Минтруд России; [Глав. ред. д-р мед. наук, проф. Г.Н. Пономаренко; ред. коллегия: д-р мед. наук, проф. В.Г. Помников, канд. мед. наук Е.М. Васильченко, канд. мед. наук, доц. О.Н. Владимирова, канд. биол. наук А.В. Шошмин, К.Н. Рожко]. – Санкт-Петербург: OOO «ЦИАЦАН», 2020. – 348 с.
30. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. — М: Юрайт, 2019. 430 с.
31. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. — М: Проспект, 2020. 480 с.