Введение 3
1. Теоретические основы исследования ассортимента обувной продукции.. ..6
1.1 Понятие и сущность ассортимента как экономической категории
исследования 6
1.2 Особенности исследования ассортимента обувной продукции 12
1.3 Современные тенденции и закономерности в исследовании ассортимента обувной продукции 20
2. Анализ ассортимента обувных товаров на рынке Казани 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ рынка обуви и ассортимента казанской сети магазинов обуви «SALAMANDER» 35
2.3 Факторы и параметры, влияющие на формирование ассортимента
казанской сети магазинов обуви «SALAMANDER» 44
3. Пути совершенствования ассортимента обувной продукции на рынке
Казани 49
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию параметров
ассортимента 49
3.2 Разработка стратегии кадровой работы с персоналом в целях улучшения ассортимента казанской обувной сети «SALAMANDER» 54
3.3 Расчет эффективности предложенных мероприятий 57
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 65
Приложение
При организации любого предприятия изначально ее создатели предусматривают, чем они будут заниматься, как вести свою деятельность в будущем, анализируя спрос на рынке товаров и услуг. То есть уже на раннем этапе создания бизнеса, предприниматели определяют, какую продукцию они будут реализовывать. Так и формируется ассортиментная политика. То есть управление ассортиментом компании является приоритетным направлением успешного ведения бизнеса. Это обосновывается также тем, что неправильно подобранный ассортимент будет не востребован среди потребителей, соответственно и снизятся продажи. Ассортимент, подобранный с учетом различных факторов, таких как конкурентная среда, наличие стабильного спроса на тот или иной вид товара, следование моде позволит торговой организации непрерывно осуществлять продажи. И более того, расширять свою сферу деятельности на рынке товаров и услуг, приобретая положительный рейтинг, популярность среди населения.
В связи с высокой значимостью управления ассортиментом, особенно в том случае, когда наблюдаются кризисные явления в мировой экономике, актуализируется и выяснение особенностей проведения исследований в данном направлении. Исследование ассортимента является базой, точкой опоры выяснения проблемных областей, недостатков управления и механизмов, мер по их устранению. Исследование ассортимента должно быть неотъемлемой частью всей деятельности торгового предприятия, стратегии развития на перспективу. В связи, с чем возникает необходимость в изучении данного процесса. А именно рассмотрение вопроса исследования и управления ассортиментом с теоретической точки зрения для выяснения сущности основных понятий. А также изучение тематики исследования ассортимента на конкретном примере. В качестве примера было принято взять казанскую сеть обувных магазинов «Salamander». Выбор обусловлен тем, что эта компания самостоятельно производит обувь широкого ассортимента и также реализует ее с помощью розничной сети магазинов.
Степень разработанности темы исследования. Про особенности ассортимента, управления им написано немало зарубежных и отечественных трудов. В частности такие ученые, как Ф. Котлер, Г. Ассэль, Е. Дихтиль, Л. Балабанова и др. рассматривают сущность ассортимента, роль ассортиментной политики в организации, способы ее исследования и оценки. Однако, следует отметить, что в работах ученых недостаточно материала с конкретными примерами а также различного рода рекомендациями по совершенствованию управления ассортиментом.
Объектом исследования является сеть магазинов обуви «SALAMANDER».
Предмет исследования - механизм управления ассортиментом обувной продукции на рынке Казани и пути его совершенствования (на примере казанской сети обувных магазинов «Salamander»).
Цель исследования - исследование ассортимента обувной продукции на рынке Казани и разработка предложений по совершенствованию управления ассортиментом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выделить понятие, сущность ассортимента;
- выявить особенности исследования ассортимента обувной продукции;
- привести современные тенденции и закономерности в исследовании ассортимента обувной продукции;
- провести организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия;
- провести анализ рынка обуви и ассортимента сети обувных магазинов «SALAMANDER»;
- определить параметры ассортимента сети магазинов обуви «SALAMANDER»;
- разработать рекомендации по совершенствованию параметров ассортимента обувной сети магазинов «Salamander»;
- предложить рекомендации по развитию компетенции сотрудников в области управления ассортиментом;
- провести расчет эффективности предложенных мероприятий.
В качестве источников информации были использованы аналитические отчеты, опросы потребителей по теме предпочтений в ассортименте рынка обуви.
Теоретическая база исследования. В качестве теоретических трудов при рассмотрении сущности исследования и управления ассортиментом торговой организации выступили труды зарубежных и отечественных ученых, которые обозначены в списке использованных источников и литературы.
Методология исследования. В качестве основных подходов при изучении ассортимента казанской обувной сети магазинов «Salamander» были использованы: системный подход, организационный подход.
Методы исследования. В качестве методов исследования на основе которых были выстроены рекомендации, использовались: SWOT-анализ, АВС-анализ, вторичный анализ данных, логический анализ ситуации в организации, экономический анализ, математический метод оценки эффективности.
Теоретическая значимость работы. В работе даны авторские определения и выведены закономерности исследования ассортимента, которые могут дополнить теоретическую базу по рассматриваемой тематике.
Практическая значимость работы. Использованные методы исследования ассортимента и пути развития управления им, описанные в работе, могут быть использованы в практической деятельности торгового предприятия.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, основная часть, заключение и список использованной литературы.
При теоретическом изучении рассматриваемой темы выпускной квалификационной работы были сделаны вывода на основе изучения трудов зарубежных и отечественных авторов. Это необходимо для, того, чтобы понимать, о чем идет речь в работе. Я согласна с авторами описанных определений, что ассортимент представляет собой определенную группу товаров, которая объединена в отдельную категорию по схожим свойствам, характеристикам. Ассортимент предназначен для представления группы товаров потребителю. На мой взгляд, как было рассмотрено в практической части работы, систематизация товара посредством формирования ассортимента, позволяет выйти на рынок, эффективно взаимодействовать с клиентами и исключить хаотичность. Именно так казанская обувная сеть магазинов «Salamander» выходила на российский рынок. Товарный ассортимент казанской обувной сети магазинов «Salamander»характеризуется шириной, глубиной, рациональностью, гармоничностью и т.д. При управлении ассортиментом обуви казанской обувной сети магазинов «Salamander» учитывается ее качество, цвет, мода, назначение. При изучении ассортимента, как говорят исследователи маркетинговых мероприятий, используется экономический анализ, а также различные виды маркетинговых методик анализа.
В качестве объекта исследования ассортимента мною была выбрана казанская сеть обувных магазинов «Salamander». Мой выбор связан с тем, что это крупная компания, которая не только торгует обовью, но и производит ее. Также ассортимент данного обувного магазина имеет частую сменяемость. Изучение ассортимента магазина связано с тем, что это позволит закрепиться на рынке. Так, Казань достаточно привлекательный город для ведения бизнеса. В том числе развивается и бизнес, связанный с торговлей обувью. В связи с этим компания «Salamander» в городе Казани развернула сеть розничных магазинов. Головной офис компании находится в городе Москва, где принимаются решения о том, какой товар будет закупаться, как будет налажена логистика, формирование ассортимента в том или ином регионе. При изучении ассортимента розничной сети магазинов «SALAMANDER» было выяснено, что он представлен обувью, которая разделяется по половой принадлежности: женская, мужская, по видам: туфли женские; туфли женские летние; шлепанцы женские; туфли женские открытые; туфли женские спортивные; ботинки женские; полусапоги резиновые женские; полусапожки женские; мужские полуботинки; мужские сандалии; мужские шлепанцы.
При исследовании ассортимента сети обувных магазинов, было выяснено, что женская обувь представлена 103 видами, а мужская 46 видами. В целом, было выяснено, что сеть магазинов делает упор на формирование ассортимента женской обуви, так как она более востребована. В результате проведенного АВС-анализа выяснилось, что есть обувь, которая составляет 50% результатов организации (25 видов женских туфлей старой коллекции, 20 видов женских летних туфлей, 2 вида туфлей женских спортивных, 2 вида женских ботинок, 1 вид полусапожек женских; 17 видов мужских полуботинок), 30% результатов компании (4 вида женских туфлей, 15 видов женских летних туфлей, 4 вида женских шлепанцев, 6 туфлей женских открытых, 2 вида туфлей женских спортивных, 3 вида женских ботинок, 3 вида полусапожек женских; 15 видов полуботинок мужских, 2 вида сандаль мужских) и 20% проблемные товары (2 видов женских туфлей, 6 видов женских летних туфлей, 2 вида женских шлепанцев, 1 туфли женские открытые, 1 вид туфлей женских спортивных, 3 вида полусапог женских резиновых; 9 полуботинок мужских, 1 вид сандаль мужских и 2 вида шлепанцев мужских). Именно на основе этих показателей были разработаны рекомендации по управлению ассортиментом казанской сети магазинов обуви «SALAMANDER»:
- грамотное управление ассортиментом товаров из категории А. В частности предлагается на среднесрочную перспективу не вносить в данный ассортимент существенных изменений.
- если вид обуви начнет по продажам и результатам приближаться к нижней границе группы В, следует постепенно снижать поставки и отказаться затем вовсе.
- замена должна происходить только тогда, когда товар уже по степени результативности может перейти в группу С.
- проведение раз в неделю отслеживания перемещения товаров по группам результативности А, В и С.
- более дорогая обувь должна преимущественно концентрироваться в отдельном магазине казанской сети магазинов обуви «SALAMANDER», который находится по улице Чехова, дом 9. Там нет прямых конкурентов и живут более обеспеченные слои населения.
- более дешевая обувь, притом и ее запасы на складе, должна быть сосредоточена в крупных торговых центрах, особенно расположенных в «спальных» районах, где есть прямые конкуренты с дешевой китайской обувью.
- расширение ассортимента спортивной обувью, например,
спортивными полуботинками.
- расширение ассортимента за счет сопутствующих товаров.
- получение за счет исследований более достоверной информации о потребительских предпочтениях.
- рекомендуется увеличить объем закупок обуви для молодежи, которая соответствовала бы современному направлению моды.
- необходима целенаправленная работа с персоналом. Предложенные мероприятия, описанные в 3 главе выпускной квалификационной работы, могут быть эффективными для казанской сети магазинов обуви «SALAMANDER» с точки зрения повышения чистой прибыли на конец года, сокращения остатков не реализованной обуви на складе, а также степени эластичности ассортимента к потребительскому спросу.
Первый эффект от предложенных мероприятий - сокращение остатков нереализованной продукции. Предложенные мероприятия предполагают постепенное исключение из ассортиментного ряда товаров, которые приносят 20% результативности. Сократятся складские остатки на 55 пар. Сократив ассортимент сети магазинов обуви «SALAMANDER» на 55 пар обуви из категории С, мы сократим себестоимость продаж на 220 тыс. руб. Проведенные мероприятия по управлению ассортиментом позволят повысить прибыль на 3 млн. руб.
1. Артемьева О.А. Финансовый маркетинг: Теория и практика / О.А. Артемьева; Под общ. ред. С.В. Карпова. - М.: Юрайт, 2013. - 424 с.
2. Березин И.С. Маркетинговые исследования. Инструкция по применению. 3-е изд., пер. и доп. / И.С. Березин. - Люберцы: Юрайт, 2012. - 383 с.
3. Галицкий Е.Б. Маркетинговые исследования. теория и практика 2-е изд., пер. и доп. / Е.Б. Галицкий, Е.Г. Галицкая. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 570 с.
4. Герасимов Б.И. Маркетинговые исследования рынка / Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. - М.: Форум, 2013. - 336 с.
5. Голова А.Г. Управление продажами / А.Г. Голова. - М.: Дашков и К, 2013. - 277 с.
6. Голубков Е.П Маркетинговые исследования: теория,
методология и практика. 4-е изд., перераб.и доп / Е.П Голубков. - М.: Финпресс, 2012. - 496 с.
7. Данько Т.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость / Т.П. Данько, М.П. Голубев. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 416 с.
8. Дробышева Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент. 4-е изд. / Л.А. Дробышева. - М.: Дашков и К, 2016. - 152 с.
9. Ильичева И.В. Маркетинговые технологии / И. В. Ильичева. - Ульяновск : УлГТУ, 2012. - 158 с.
10. Каден Р.Д. Партизанские маркетинговые исследования / Р.Д. Каден; Пер. с англ. Ю.В. Рябинина. - М.: Эксмо, 2012. - 384 с.
11. Каменева Н.Г. Маркетинговые исследования / Н.Г. Каменева, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 368 с.
12. Карасев А.П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ / А.П. Карасев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 323 с.
13. Кожемяко А. Психологические эффекты в менеджменте и маркетинге. 100+направлений повышения эффективности в управлении и сбыте / А. Кожемяко. - М.: МФПУ Синергия, 2015. - 176 с.
14. Коротков А.В. Маркетинговые исследования / А.В. Коротков. - М.: Юрайт, 2012. - 591 с.
15. Котлер Ф. Основы маркетинга. 5-е европейское изд / Ф. Котлер,
A. Гари. - М.: Вильямс, 2015. - 752 с.
16. Котлер Ф. Основы маркетинга. 5-е изд. / Ф. Котлер, А. Гари. - М.: Вильямс, 2016. - 752 с.
17. Кузнецова Л.В. Основы маркетинга / Л.В. Кузнецова, Ю.Ю. Черкасова. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2013. - 139 с.
18. Лебедева О.А. Маркетинговые исследования рынка / О.А.
Лебедева, Н.И. Лыгина. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 с.
19. Мазилкина Е.И. Маркетинговые коммуникации / Е.И. Мазилкина. - М.: Дашков и К, 2012. - 256 с.
20. Масленников Р. 101 совет по PR / Р. Масленников. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 68 с.
21. Морозов Ю.В. Основы маркетинга, 8-е изд / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К, 2016. - 148 с.
22. Музыкант В.Л. Интегрированные маркетинговые коммуникации /
B. Л. Музыкант. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 216 с.
23. Пичурин И.И. Основы маркетинга. Теория и практика / И.И. Пичурин, О.В. Обухов, Н.Д Эриашвили. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 383 с.
24. Просветов Г.И. Маркетинговые исследования: Задачи и решения / Г.И. Просветов. - М.: Альфа-Пресс, 2013. - 240 с.
25. Реброва Н.П. Основы маркетинга / Н.П. Реброва. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 277 с.
26. Рожков И.В. Информационные системы и технологии в маркетинге / И.В. Рожков. - М.: Русайнс, 2014. - 196 с.
продвижении страховых продуктов на российском рынке / О. И. Русакова, Д. С. Хаустов // Страховое дело. - 2014. - № 1. - С. 38-42.
28. Савчук Г.А. Управление маркетингом на предприятии / Савчук Г.А., Мокерова Ю.В. - М.: Юнити-Дана, 2014 - 220 с.
29. Садченко К.В. Основы современного международного
маркетинга / К.В. Садченко. - М.: ДиС, 2013. - 272 с.
30. Сафронова Н.Б. Маркетинговые исследования / Н.Б. Сафронова, И.Е. Корнеева. - М.: Дашков и К, 2013. - 296 с.
31. Секерин В.Д. Основы маркетинга / В.Д. Секерин. - М.: КноРус, 2013. - 232 с.
32. Скляр Е.Н. Маркетинговые исследования: практикум / Е.Н. Скляр. - М.: Дашков и К, 2015. - 216 с.
33. Скрипнюк Д.Ф. Международный маркетинг / Н.И. Диденко, Д.Ф. Скрипнюк; Отв. ред. Н.И. Диденко. - М.: Юрайт, 2012. - 556 с.
34. Соловьев Б. А. Маркетинг / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. - М.: Инфра-М, 2013. - 335 с.
35. Сухарев О.С. Функциональный и интернет-маркетинг: Монография / О.С. Сухарев. - М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 с.
36. Сысоева С.В. Управление ассортиментом в рознице. Категорийный менеджмент / С.В. Сысоева, Е.А. Бузукова. - СПб.: Питер, 2013. - 288 с.
37. Тихомиров В.П. Маркетинг в социальных медиа. Интернет- маркетинг коммуникации / В.П. Тихомиров. - СПб.: Питер, 2013. - 288 с.
38. Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования рыночных ниш инновационных продуктов: Монография / Б.Е. Токарев. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 272 с.
39. Чувакова С.Г. Управление ассортиментом магазина / С.Г. Чувакова. - М.: Дашков и К, 2012. - 260 с.
40. Шекова Е.Л. Менеджмент и маркетинг в сфере культуры / Е.Л. Шекова, Г.Л. Тульчинский, В.Н. Евланов. - СПб.: Лань, Планета Музыки, 2012. - 160 с.
41. Возвращение Salamander [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.salamander.ru/stories/detail. php?ID=417, свободный.
42. Мое знакомство с Salamander [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.salamander.ru/stories/detail.php?ID=423, свободный.
43. Salamander - новая коллекция [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.lamoda.ru/b/4597/brand-salamander/?utm_source=,
свободный.
44. Salamander (г. Казань) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.salamander.ru/where_to_buy/retail/kazan/, свободный.
45. Salamander: высший класс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.salamander.ru/stories/detail.php?ID=402, свободный.
46. Salamander: история [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.salamander.ru/stories/, свободный.
47. Salamander: женская обувь [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.salamander.ru/catalog/zhienskaia_obuv/?SECTION_CODE= kazan, свободный.
48. Salamander: качество на высоте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.salamander.ru/stories/detail.php?ID=408, свободный.
49. Salamander: мужская обувь [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //www.salamander.ru/catalog/muzhskaia_obuv/?SECTION_CODE= kazann, свободный.
50. Salamander: от поколения к поколению [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.salamander.ru/stories/detail.php?ID=420,
свободный.