Введение 3
1. Теоретические аспекты организации и развития электронной торговли в России 7
1.1 Основные понятия электронной торговли 7
1.2 Уровень развития электронной коммерции в России 17
1.3 Методы анализа электронной торговли 23
2. Анализ развития электронной торговли ЗАО «Агротехмашстрой» 30
2.1 Оценка организации электронной торговли в Татарстане 30
2.2 Краткая характеристика предприятия 40
2.3 Анализ организации электронной торговли на ЗАО
«Агротехмашстройсервис» 46
3. Разработка рекомендаций по организации электронной торговли на
предприятии ЗАО «Агротехмашстройсервис» 55
3.1 Рекомендации по совершенствованию электронной торговли ЗАО
«Агротехмашстройсервис» 55
3.2 Экономическое обоснование предложенных рекомендаций по
совершенствованию электронной торговли ЗАО «Агротехмашстройсервис» 63
Заключение 69
Список литературы 72
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Благодаря стремительному развитию информационных технологий в современной экономике произошло множество изменений, одним из самых значимых среди которых, вероятно, стало возникновение явления, получившего название электронная коммерция.
В настоящее время электронная торговля вполне сформировавшийся рынок, развивающийся по общим экономическим законам и имеющий свою историю.
Электронный обмен данными на основе Интернет в несколько раз эффективнее традиционного, как по себестоимости, так и по скорости прохождения.
Он позволяет субъектам сети обмениваться информацией, заключать сделки и производить финансовые расчеты в режиме реального времени. При этом в качестве субъектов могут выступать юридические и физические лица, среди которых различные финансовые институты, производители, поставщики и потребители товаров и услуг.
Интернет как новая экономическая реальность за счет своих преимуществ дает возможность существенно повысить эффективность осуществления хозяйственно деятельности сразу на трех уровнях:
- обособленных хозяйственных единиц;
- экономик отдельных стран;
Число возможных направлений использования Интернет в хозяйственной деятельности практически безгранично. Среди них можно выделить следующие:
- торговля между предприятиями и организациями (сектор бизнес-бизнес электронной торговли);
- торговля между предприятиями и потребителями;
- финансовые расчеты (финансовый сектор электронной коммерции);
- торговля между конечными потребителями (сектор потребитель - потребитель электронной торговли)
- организация международных бирж, аукционов, выставок, тендеров;
- маркетинг, в том числе прямой;
- эффективная узконаправленная реклама;
- удаленный подбор и найм персонала;
-коммуникация на основе интернет - торговли, в том числе телефония и видеоконференции;
- удаленные юридические консультации;
- справочно-информационные услуги;
- бронирование авиабилетов, железнодорожных билетов, гостиничных номеров;
- интерактивное теле- и радиовещание;
- дистанционное обучение и т.д.
Зарождающаяся на основе интернета виртуальная экономика представляет собой новые качественный этап развития реальной экономики, новую более эффективную информационно-экономическую среду, для осуществления хозяйственной деятельности.
У России появляется шанс на восстановление своей разрушенной экономики и полноправное вхождение в глобальное информационное сообщество путем своевременного внедрения в существующие бизнес- процессы интернет-технологий.
Эти технологии помимо существенного повышения эффективности хозяйственной деятельности предоставляют реальную возможность активизации регионального и международного сотрудничества между различными экономически субъектами, а также привлечения иностранных инвестиций в российские. Интернет-проекты уже вызывающие большой интерес со стороны венучрных фондов и банков.
В этих условиях остро встает проблема адаптации российской экономики к условиям интернет-среды, своевременно существить которую будет возможно лишь в случае широкого осознания ее перспективноти и глубокого принимания ее сущности и особенностей по сравнению с традиционной экономической средой.
Несмотря на немалое количество отечественных и зарубежных исследований и публикаций, посвященных электронной коммерции, до сих пор мировая Интернет-торговля не была комплексно изучена. Некоторые важные ее аспекты до сих пор находятся за пределами внимания исследователей. В существующих печатных изданиях по электронной коммерции основное внимание по прежнему уделяется анализу зарубежного опыта развития электронной коммерции, при этом многие его аспекты не могут слепо переноситься на существующую российскую действительность в силу ее специфики и нуждаются в критической переоценке и адаптации.
В этой связи, выбранная тема дипломной работы является весьма актуальной, поскольку решаемые в ней задачи могут внести вклад в реализацию возможности эффективного экономического развития России в XXI веке.
Целью дипломной работы является изучение состояния электронной торговли, на примере конкретного предприятия, также разработка рекомендаций для улучшения уровня электронной торговли в компании.
Достижение поставленной цели сопряжено с решением следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность электронной торговли;
- провести анализ современного состояния развития электронной торговли в России
- провести анализ и разработать рекомендации для конкретного предприятия ЗАО “Агротехмашстрой”.
Объектом исследования является электронная-торговля как новый сегмент мировой торговли, ее современное состояние, структура и роль, место на предприятии.
Главной методологией исследования анализа электронной торговли на предприятие ЗАО “Агротехмашстройсервис” является опрос проведенный и показанный во второй главе.
Предметом исследования являются базовые технологии Интернет- торговли, направления и особенности их использования в России и в компании ЗАО “Агротехмашстрой”.
Анализ развития интернет торговли в РФ показал, что в 2016 году российский рынок электронной торговли рос, даже несмотря на кризис. Обороты западной электронной торговли выросли примерно пропорционально российским.
Уровень интереса к интернет покупкам у столичных жителей заметно выше, чем у региональных. Чаще остальных россиян посещают интернет магазины москвичи. В 2016 году доля их переходов на сайты интернет - магазинов среди пользователей из всех регионов России составила 62%.
Более всего пользователи интересовались в 2916 году ноутбуками, электроникой, смартфонами и бытовой техникой.
Количество магазинов в российском интернет за год увеличилось примерно на 21%. Гораздо более быстрыми темпами растет количество онлайн- бизнесов предлагающих оборудование (+37%), строительные материалы (+38%), подарки и цветы (+32%), книги (+31%), спортивные (+15%) и детские товары (+39%).
В дипломной работе проведен анализ Web - сайта предприятия ЗАО « Агротехмашстрой».
Анализ электронной торговли ЗАО «Агротехмашстройсервис» показал, что продажи компании посредством электронной торговли являются достаточно эффективными, о чем свидетельствует рост рентабельности продаж. Однако доля, занимаемая электронной торговли в общей выручке компании недостаточно высокая и посредством улучшения электронной торговли предприятие улучши и свои финансовые показатели.
У предприятия ЗАО “Агротехмашстройсервис” есть сайт, который выглядит и функционирует достаточно эффективно. Он удобен в использовании и эстетически приятен. Также следует отметить, что на сайте есть ссылка на консультанта, который может перезвонить вам в течении 25 секунд, что является важным для потребителей, так как консультант в режиме on-lain может дать консультацию как по продукции, так и по порядку оформления заказа.
Таким образом, рассмотрев все разделы сайта, можно сделать вывод, что структура сайта достаточно полная, представлены практически все необходимые разделы. Информация в ряде случаев представлена удобно для пользователей.
В то же время можно отметить ряд недостатков, таких как:
- отсутствие ценновой информации на сайте
- не полное описание товаров, что затрудняет представление о физическом размере партии товаров (В2В)
- отсутствие возможности расчета кредитования при покупке крупных партий
Для совершенствования электронной торговли ЗАО “Агротехмашстройсервис” можно рекомендовать следующее: прием в штат дополнительного сотрудника на должность web - разработчика, который будет заниматься непосредственно сайтом, настройкой, продвижением. Такой сотрудник сможет в любой момент добавить что-то новое и актуально на сайт компании.
Также благодаря данному сотруднику сайт всегда будет находится в топе поиска, что увеличит число посетителей сайта, а значит и увеличит число покупателей у предприятия ЗАО «Агротехмашстройсервис», также увеличит узнаваемость компании, повысит лояльность у конечных потребителей, способствует увеличению популярности и узнаваемости у бренда предприятия ЗАО «Агротехмашстройсервис». Помимо этого также было рекомендовано провести тренинг для оператор call - центра, так как на сайте есть контактная информация и для улучшения качества общения персонала с потенциальным покупателей это немаловажно. Ведь во многом от компетенции сотрудников компании зависит ее вид в глаза у потребителей, а операторы, постоянно контактирующие с покупателями, яркий пример. Применение рекомендованных мероприятий способствует улучшению уровня электронной торговли на предприятии ЗАО «Агротехмашстройсервис», а следовательно будет способствовать увелчению доходности компании, а значит и прибыли.
Перед этой работой стояли цели в разработке рекомендаций по улучшению электронной торговли на предприятии ЗАО «Агротехмашстройсервис». Для разработки был проведено исследование методом опрос, по итогам которого разработаны следующие рекомендации:
- внедрить в штаб компании нового сотрудника Web - разработчика;
- проведение тренинга для сотрудников call - центра;
- добавление дополнительной ставки маркетолога.
Общие затраты на совершение данных рекомендаций равны 476 600 рублей/год.
Благодаря данным рекомендациям предприятие сможет увеличить прибыль на 10% до значения в среднем 9 977 947 рублей в год. Рассчитанный в третье главе коэффициент эффективности 1,9, что является достаточно неплохим результатом.
Предприятие «Агротехмашстройсервис» стремится к качественным улучшениям и развитию во всех отраслях, также и в отрасли e - commerce. Предприятие понимает, что улучшение это основа долговременного
1. Федеральная целевая программа «Электронная Россия 2012- 2013 гг.» // www.e-rus.ru.
2. Письмо Минфина РФ от 27 мая 2005 г. No 01-02-03/03-233 "О налогообложении игр на деньги в сети Интернет" // Учет. Налоги. Право - Официальные документы. 2004. - No 23.
3. Анисимов Р. Развитие электронной торговли в России //www.net scope. Ru
4. Богдановский Ю. А. Электронная торговля в России // Общественные науки и современность. - 2005. - No6. - С. 6.
5. Боршев В. Г.. Становление и развитие предпринимательской деятельности в интернет-экономике. Диссертация кандидата экономических наук. СПб., 2004. С. 16 - 17.
6. Бритников З. Смольников В. Электронный бизнес и наше будущее. // Консультант директора. - 2004. - No2.
7. Гурьев Н. М. Электронная коммерция и ее налогооблажение // Конкурентоспособность и модернизация экономики: сборник студенческих работ /Н.М. Васильева; отв. ред. Е.Г. Ясин. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, - 2004. - С. 17.
8. Васильева Н.М. Налогообложение электронной коммерции / Н.М.Васильева; под ред. А.Н. Козырина // Финансовое право зарубежных стран: исследования, рефераты, законодательные акты. - М.: Готика, 2005. - С, 20.
9. Васильева Н.М. Правовое регулирование электронной коммерции в Российской Федерации: налоговые аспекты / Н.М.Васильева // Сборник статей студентов и аспирантов МГЮА по итогам Международной научно¬практической конференции «Традиции и новации в российском праве». - М., - 2006. - С. 19.
10. Васильева Н.М. Особенности налоговых правоотношений в сфере электронной коммерции // Финансовое право. - 2011. - No 3. - с. 14.
11. Васильева Н.М. Налоговые и таможенные аспекты регулирования с информационными продуктами, осуществляемых посредством сети Интернет, в Российской Федерации / Н.М. Васильева // Налоги. - 2011. - No1. - С. 13.
12. Васильева Н.М. Правовое регулирование уплаты налога на добавленную стоимость со сделок с информационными продуктами / Н.М. Васильева // Черные дыры в российском законодательстве. - 2012. - No5.
13. Ведерников Д.Ю. WEB-сайт как зеркало электронной торговли// Менеджмент и бизнес. - 2010. - No 11. - С. 35.
14. Вознесенская А. Объемы и темпы роста электронной торговли в России // Курьер печати. - 24.08.2007
15. Воронов В. Мошеничество: формы проявления и способы
предупреждения //Маркетинг. - 2012. - No 1. - С. 101-114.
16. Воронов В. Организация электронной коммерции//Маркетинг. - 2006. - No 3. - С. 81-93.
17. Воронов В.И. Электронная коммерция и бизнес-интернет.-
Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2010. - с. 65.
18. Глобальный бизнес и информационные технологии. Современная практика и рекомендации / В.М.Попов, Р.А.Маршавин, С.И.Ляпунов; Под ред. В.М.Попова. - М.: Финансы и статистика, 2009. С. 87 - 89.
19. Ильичев С.К. Особенности налогообложения в сфере электронной коммерции. М.: Маркет ДС, 2011. С. 12.
20. Информационный бюллетень Yandex. Интернет-торговля в РФ: розница, март 2012.
21. Информационно-аналитические понятия: Учебно-метод. пособие / Авторы-сост.: З.Н. Бетина, Д.А. Бетин. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. - с. 34.
22. Коротких С.С. «Победная поступь» электронной коммерции: интервью заместителя начальника Управления программно- технического обеспечения ММВБ/ZE-commercial. - 2011. - No 11. - С. 56-57.
23. Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России.
Общая часть: Учебник / Отв. ред. Н.А. Шевелева. М.: Юристъ, 2011. С. 25.
24. Мелешко И.П. Специфика налогообложения электронной коммерции. - 2012.- No 6. - С. 15.
25. Налоговое право / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юрист, 2004. С. 162.
26. Никитина И.В. Особенности ценообразования в условиях электронной коммерции //Вестник Московского Университета.
Серия 5 «Экономика». - 2006. - No 5. - С. 32. D27.Обухова Н. Российский бизнес уходит в сеть // Финансовая Россия. - 2012. - No 24. - С. 6.
28.Овчаренко В.В. О проблемах развития электронной торговли в РФ //Вопросы статистики. - 2007. - No 2. - с. 13.
29. Погорлецкий А. И. Внешние факторы формирования национальной налоговой политики. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. -204 с.
30. Проблемы доверия в электронной торговле: НАУЭТ объявляет о
начале нового проекта направленного на повышение доверия и надежности электронной торговли // Вестник НАУЭТ. - 2005. - No 1. - С. 54-55.
31. Саммер А., Дункан Г. Электронная коммерция. Маркетинг: Пятая волна / Пер. с англ. А. Саммер, Г. Дункан. М.: Б.и., 1999. С. 18.
32. Смирнов С.Н. Электронный бизнес. М.: ДМК Пресс; М.: Компания Ай Ти, 2012. - С. 16.
33. Смирнова Л.Я. Анализ основных видов преступлений в сфере электронной коммерции // Закон и право. 2011. - No 2. - С. 18.
34. Соловьев И.Н. Криминогенные аспекты глобальной сети Интернет. // Налоговый вестник, 2010. - No 4. -
35. Стриженко А.А. Особенности электронной торговли и перспективы ее развития в России. - Барнаул: День, 2005. - с. 13.
36. Финансовое право зарубежных стран: исследования, рефераты, законодательные акты / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Готика, 2005. С. 183.
37. Хацкевич Л. Д., Макеева О. Б., Логунова И. В. Роль электронного бизнеса в мировой экономической глобализации и реализации алгоритма стратегического выбора // Вестник ВГУ, серия Экономика и управление. -
2012.- No 1. - С. 12.